учение леонтьева о ведущей деятельности

Учение А.Н. Леонтьева о ведущей деятельности и ее роль в развитии психики

учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть фото учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть картинку учение леонтьева о ведущей деятельности. Картинка про учение леонтьева о ведущей деятельности. Фото учение леонтьева о ведущей деятельности учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть фото учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть картинку учение леонтьева о ведущей деятельности. Картинка про учение леонтьева о ведущей деятельности. Фото учение леонтьева о ведущей деятельности учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть фото учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть картинку учение леонтьева о ведущей деятельности. Картинка про учение леонтьева о ведущей деятельности. Фото учение леонтьева о ведущей деятельности учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть фото учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть картинку учение леонтьева о ведущей деятельности. Картинка про учение леонтьева о ведущей деятельности. Фото учение леонтьева о ведущей деятельности

учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть фото учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть картинку учение леонтьева о ведущей деятельности. Картинка про учение леонтьева о ведущей деятельности. Фото учение леонтьева о ведущей деятельности

учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть фото учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть картинку учение леонтьева о ведущей деятельности. Картинка про учение леонтьева о ведущей деятельности. Фото учение леонтьева о ведущей деятельности

Сущность этого принципа заключается в том, что личностью не рождаются, ею становятся. Ребенок, рождаясь индивидом, имеет лишь биологические предпосылки стать личностью и только в совместной деятельности с другими людьми он развивается как личность.

Он вводит понятие «Ведущая деятельность».

Ведущая деятельность – это деятельность, в результате которого достигаются наибольшие успехи в развитии познавательных процессов и происходит формирование новообразований на определенной ступени развития.

Каждый возрастной период характеризуется особым видом деятельности. При переходе от одного периода в другой меняется и ведущая деятельность. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Она проходит длительный путь становления, развития под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме.

«Ведущая деятельность – это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени, а главная по ее значению для психического развития»:

— в форме ведущей деятельности возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые типы деятельности (так, в игре в дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения);

— в ведущей деятельности формируются и перестраиваются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка);

— от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности.

В процессе развития он осваивает разные виды деятельности. Чем старше ребенок, тем больше видов деятельности он осваивает, но разные виды деятельности оказывают разное влияние на развитие.

Главные изменения в становлении психических функций и личности ребенка, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью.

Таким образом, каждому возрастному периоду соответствует конкретный вид деятельности, которая влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка, познавательных процессов, характерных для данного периода.

А.Н. Леонтьев показывает, что именно в процессе ведущей деятельности возникают новые отношения с социальной средой. И каждый вид деятельности способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей, новообразований возраста, а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода.

Источник

Деятельность и развитие. Понятие о ведущей деятельности

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд).

По А.Н. Леонтьеву, «ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии его развития»

Леонтьев выделяет 3 признака ведущей деятельности:

1. Возникают и дифференцируются новые виды деятельности.

2. В ведущей деятельности изменяется личность.

3. Перестраиваются психические процессы (внимание, память, мышление).

Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.

В современных общественно-исторических условиях, когда во многих странах дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности:

эмоционально-непосредственное общение младенца с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года., благодаря которому у него образуется потребность в общении с другими людьми.

Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий;

предметно-манипулятивная деятельность ребенка характерная для раннего детского возраста (от 1 года до3 лет). Это деловое практическое сотрудничество со взрослым. Ребенок занят предметом и действием с ним. Интенсивное овладение предметно-орудийными операциями формирует практический интеллект. Речь используется главным образом для налаживания сотрудничества со взрослым внутри совместной предметной деятельности. Потребность в речи возникает как средство деловых контактов со взрослым.

В процессе предметно-манипулятивной деятельности ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.

игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3до 6 лет). В игровой деятельности впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир. В сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.

В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребенка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Подъяков, С.Н. Карпова, А.С. Списаковская и др.), она создает зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности.

— учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет, т.е специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.

личностное общение подростков в возрасте от 10-10 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т.д.). изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности. В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников. Основное по объему место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, однако по сравнению с младшим школьным возрастом учебная деятельность подростка существенно меняется. В эту пору появляются новые формы обучения, преобразуется содержание учебного материала, так как начинается непосредственное изучение основ наук, требующего развитого теоретического мышления, нового познавательного отношения к знаниям. Качественно изменяется мотивация учения (мотивы социального порядка – желание выполнить свой долг учащегося, лучше подготовиться к будущей работе, добиться почетного места в коллективе, поддержать его честь и достоинство. Смысл учебной деятельности для подростка – в самообразовании и самосовершенствовании.

профессионально-учебная деятельность в ранней юности Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с производительным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Основное психологическое новообразование данного возраста – это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать эстетические, политические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания.

Утверждение подобной возрастной последовательности смены ведущих видов деятельности и общения не означает, что при переходе ребенка на более высокую ступень развития прежние виды общения и деятельности, характерные для него, полностью исчезают и на смену им приходят совершенно новые.

Это означает, что к уже сформировавшимся ранее видам деятельности и общения добавляются новые и одновременно происходит возрастная качественная перестройка каждого вида деятельности и общения. Кроме того, с возрастом на первый план выходят одни, а на второй план отодвигаются другие виды общения и деятельности, так что меняется их иерархия в качестве ведущих.

Источник

Основные положения теории деятельности А.Н. Леонтьева

Основные положения теории деятельности

Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешней деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. Так, сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является „накопленным движением“, свернутыми действиями.

Деятельность – внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность, порожденная потребностями и направленная на преобразование себя и окружающей действительности. От импульсивной активности отличается целенаправленностью и осознанностью.

Предмет деятельности – то, с чем она непосредственно имеет дело (познавательная деят. – информация, учебная деят. — знания, умения, навыки, трудовая деят. – создаваемый материальный продукт).

Побудители человеческой деятельности – потребности, мотивы.

Потребность – всегда субъективное состояние нужды. Само состояние нужды не является потребностью. Потребность возникает, когда состояние нужды начинает связываться с каким-либо предметом.

Мотив – предмет потребности; то, ради чего осуществляется деятельность.

Мотив несет 2 основные функции: 1) Направляющая; 2) Побуждающая, или стимулирующая.

Любая деятельность полимотивирована, поэтому в любой деятельности можно выделить несколько мотивов, участвующих в нормальном протекании деятельности. Они находятся в самоподчинении (иерархии):

Деятельность состоит из трех структурных единиц: деятельности – действия – операции. Деятельность определяется мотивом, действие – целью, а операции – конкретными условиями её протекания.

Действие (основная единица анализа деятельности) — это процесс, направленный на реализацию цели. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, а «раскрывается» в действии.

Цель – образ потребного будущего, для достижения которого требуется осуществить действие, которое заключает в себе ряд операций. Способ, которым выполняются операции, определяется условиями.

Операция – способ выполнения действия, возникающий в результате адаптации и приспособления (такие операции не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях) или путем автоматизации действий (находятся на границе сознания и могут быть осознаны)

Виды операций:

Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву имеет иерархические строение:

Деятельность человека — это не просто его внешняя активность, она обязательно включает внутренний, психологический пласт. Психологически деятельность характеризуется тем, что ее предмет (то есть то, на что она направлена) всегда совпадает с тем, что побуждает человека к данной деятельности (то есть с ее мотивом).

учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть фото учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть картинку учение леонтьева о ведущей деятельности. Картинка про учение леонтьева о ведущей деятельности. Фото учение леонтьева о ведущей деятельности

Признаки ведущей деятельности

А. Н. Леонтьев:

Действие, движимое целью, и общая деятельность, определяющаяся мотивом могут сместиться, изменить свое положение в иерархии, и тогда одно действие само по себе станет деятельностью (сдвиг мотива на цель). Это происходит, поскольку структурные единицы деятельности априори подвижны.

Пример: студент читает учебник чтобы подготовится к экзамену, а затем эта тематика его захватывает, становится интересной, и он читает уже с целью узнать все возможное по этой теме.

Граница между действиями и операциями – граница осознавания:

Деятельность различают: а) по направленности: на объект внешнего мира, на другого человека и самого себя; б) по предмету: игровая, учебная, трудовая.

Эльконин ввел понятие «ведущей деятельности» – т.е. деятельности, которая соответствует наиболее значимому мотиву в тот или иной возрастной период или в той или иной личностно значимой ситуации.

В ПТД представлена трехаспектная структура сознания:

Источник

А.Н. Леонтьев о признаках ведущей деятельности и механизме смены видов деятельности на разных стадиях развития

учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть фото учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть картинку учение леонтьева о ведущей деятельности. Картинка про учение леонтьева о ведущей деятельности. Фото учение леонтьева о ведущей деятельности учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть фото учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть картинку учение леонтьева о ведущей деятельности. Картинка про учение леонтьева о ведущей деятельности. Фото учение леонтьева о ведущей деятельности учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть фото учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть картинку учение леонтьева о ведущей деятельности. Картинка про учение леонтьева о ведущей деятельности. Фото учение леонтьева о ведущей деятельности учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть фото учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть картинку учение леонтьева о ведущей деятельности. Картинка про учение леонтьева о ведущей деятельности. Фото учение леонтьева о ведущей деятельности

учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть фото учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть картинку учение леонтьева о ведущей деятельности. Картинка про учение леонтьева о ведущей деятельности. Фото учение леонтьева о ведущей деятельности

учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть фото учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть картинку учение леонтьева о ведущей деятельности. Картинка про учение леонтьева о ведущей деятельности. Фото учение леонтьева о ведущей деятельности

Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Так, например, обучение в более узком значении этого слова, впервые появляющееся уже в дошкольном детстве, прежде возникает в игре, т. е. именно в ведущей на данной стадии развития деятельности. Ребенок начинает учиться, играя.

Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются не непосредственно в самой ведущей деятельности, но и в других видах деятельности, генетически с ней связанных. Так, например, процессы абстрагирования и обобщения цвета формируются в дошкольном возрасте не в самой игре, но в рисовании, цветной аппликации и т. д., т. е. в тех видах деятельности, которые лишь в своем истоке связаны с игровой деятельностью.

А.Н. Леонтьев углубил идеи Л.С. Выготского о ведущем типе деятельности, дал определение этого понятия, показал, что содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка, а также охарактеризовал механизм смены видов деятельности. Этот механизм, по мнению А. Н. Леонтьева, проявляется в том, что в ходе развития прежнее место, занимаемое ребенком в окружающем его мире человеческих отношений, начинает осознаваться им как несоответствующее его возможностям, и он стремится его изменить.

Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже определившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем самым совершается переход к новой стадии развития его психической жизни.

Характеристика основных типов ведущей деятельности, закономерность их смены, определяющая развитие личности в онтогенезе.

Ведущий тип деятельности.

В работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и др. было показано, что в основе познавательного развития ребенка, в основе развития его личности лежит непосредственная практическая деятельность. По мнению этих авторов, именно понятие «деятельности» подчеркивает связь самого субъекта с окружающей его действительностью. В этом контексте процесс развития рассматривался как самодвижение субъекта благодаря его деятельности с предметами, а факторы наследственности и среды выступали как условия, которые определяют не суть процесс а развития, а лишь различные его вариации в пределах нормы.

учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть фото учение леонтьева о ведущей деятельности. Смотреть картинку учение леонтьева о ведущей деятельности. Картинка про учение леонтьева о ведущей деятельности. Фото учение леонтьева о ведущей деятельности

Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, введение понятия «деятельность» переворачивает всю проблему развития, обращая ее на субъекта. По его словам, процесс формирования функциональных систем есть процесс, который производит сам субъект. Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития ребенка не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития.

В современной отечественной психологии роль ведущей деятельности в развитии личности в онтогенезе подробно рассматривается в трудах Д. И. Фельдштейна. По мнению Д. И. Фельдштейна, закономерная смена ведущих типов деятельности задает общие границы периодов психического развития ребенка, его становления как личности.

Типы ведущей деятельности так же мало зависят от воли ребенка, как, например, язык, которым он владеет. Это чисто социальные (точнее, социально-психологические) образования. Причем они имеют вполне конкретный исторический характер, т. к. детство и его периодизация представляют исторически обусловленный, конкретно-социальный феномен; меняющийся в разные социально-экономические эпохи, в разных обществах.

В связи с этим, указывает Д. И. Фельдштейн, психология развития изучает условия и конкретные механизмы превращения объективной структуры ведущего типа деятельности в формы субъективной активности ребенка, определяя закономерности формирования у него определенных потребностей, мотивов, эмоций, соответствующего отношения к людям и к предметам деятельности.

В целом деятельность, ее развитие характеризуются двояко: с одной стороны, весь процесс развития, смены ведущих деятельностей может и должен быть описан как самодвижение, как процесс, подчиняющийся своей имманентной логике, т. е. как собственно психологический процесс, а с другой стороны, практически мы имеем дело с организуемой деятельностью, которая создает условия для развития человека как личности.

В трудах Д. И. Фельдштейна представлена подробная характеристика основных типов ведущей деятельности и определена закономерность их смены, определяющая, по мнению автора, развитие личности в онтогенезе.

Так, в младенчестве, в период от рождения до одного года, возникает непосредственно эмоциональное общение, которое и есть в этом возрасте ведущая деятельность ребенка. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов.

В раннем детстве, с года до 3 лет, когда возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но прежде всего общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.

Усвоив в постоянных контактах с взрослыми оперативнo-тexничecкyю сторону деятельности, ребенок в следующем, дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет), выходит за пределы непосредственно житейских отношений. Ведущей в этот период становится развитая игровая деятельность. Именно в развитой сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения, и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения.

Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.

В младшем школьном возрасте (от 6 до 10 лет) ведущей становится учебная деятельность, т. е. социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности. При полноценном становлении этой деятельности у детей возникает необходимая произвольность психических процессов, внутренний план действий и рефлексия на собственные действия, на собственное поведение как важнейшие особенности теоретического сознания.

Дети подросткового возраста (от 10 до 15 лет) включаются в качественно новую систему отношений, общения с товарищами и с взрослыми в школе. Изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. У ребенка в подростковом возрасте значительно расширяется сфера деятельности, а главное, качественно изменяется характер этой деятельности, значительно усложняются ее виды и формы.

Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, в общественно-политической, культурно-массовой работе, в физкультурно­спортивной деятельности, в организаторском труде, в хозяйственно-бытовом труде школы, во внешкольной индивидуально-предпринимательской работе, в творческом труде (техническое и художественное творчество, опытничество). Изменение социальной позиции ребенка в подростковом возрасте, его стремление занять определенное место в жизни, обществе, в отношениях со взрослыми находят отражение в резко повышенной потребности подростка оценить самого себя в системе «я и моя полезность для общества», «я и мое участие в жизни общества».

Это место подростка в обществе определяется степенью его участия или возможностями его участия в деятельности, имеющей социально признаваемый характер. Именно данная деятельность становится ведущей в этот возрастной период. В развернутой просоциальной деятельности наиболее оптимально удовлетворяется потребность подростков в построении новых взаимоотношений с взрослыми, реализация самостоятельности.

Активно сочетаемая с социально признаваемым трудом, общественно-ориентированная учебно-профессиональная деятельность не только развивает познавательно- профессиональную направленность старших школьников, но и обеспечивает новый уровень их самоопределения, связанный с превращением «внутренней позиции» старшеклассника (осознание своего Я в системе реально существующих отношений) в устойчивую жизненную позицию, в соответствии с которой жизненные планы ориентируются на потребности общества.

Источник

15. Учение а.Н.Леонтьева о ведущем виде деятельности.

Ребенок никогда не является пассивным приемником обу­чающих воздействий взрослого. У него всегда есть свои жела­ния, интересы, отношение к окружающему, что находит отра­жение в его деятельности.

Термином «деятельность» А. Н. Леонтьев называл лишь те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру и которые отвечают особой, соот­ветствующей им потребности. В жизни ребенка множество различных видов деятельности. Одни из них играют большую роль в развитии, другие — меньшую. Поэтому нужно говорить о зависимости раз-, вития психики не от деятельности вообще, а от главной, ведущей деятельности.

Каждая стадия развития, по А. Н. Леонтьеву, характеризу­ется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом деятельности. Признаком ведущей деятельности являются отнюдь не количественные показатели, т. е. сколько времени ребенок ею занят. Ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает, во-первых, развитие отдельных психических пронесем (мышления, памяти, эмоций и пр.), во-вторых, развитие личности ребенка в целом и, в-третьих, именно рамках ведущей деятельности зарождаются но«ыр формы дея­тельности ребенка.

Классическим примером такой деятельности является ролевая игра, которая является ведущей для дошкольного возраста.

От деятельности следует отличать действие. Действие — это процесс, мотив которого не совпадает с его предметом, и лежит в той деятельности, в которую данное действие включено.

Действие реализуется посредством операций, представляющих собой конкретный способ осуществления действий. Ее действия определяются целью, то операция зависит от условий в которых эта цель дана, т. е. задачей, требующей определенно способа действий.

Таким образом, структура деятельности включает уровни: деятельность — действие — операция, которым соответствует психологический ряд: мотив — цель — задача. Однако эти уровни структуры деятельности не являются жестко фиксированные и постоянными. В ходе самой деятельности возникают новь мотивы, цели, задачи, в результате чего действие может превратиться в деятельность или операцию, и таким образом происходит развитие деятельности.

16.Общение и взаимодействие детей дошкольного возраста. Формы общения взрослых и детей: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное. (М.И. Лисина).

Ребенок с рождения требует к себе внимания и общения.. Как и любая деят-ть общение направлено на удовлетворение особой потребности человека. В 2.5 мес. У детей можно констатировать оформление потребности в общении. В первые 7л. жизни ребенок постоянно знакомится с разными качествами и свойствами человека. Взрослый всегда остается мотивом общения для ребенка.

Общение в раннем возрасте состоит и в постоянном обращении ребенка за помощью. Ребенок осваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых. Ребенок умеет выражать чувства привязанности и симпатии; он умеет выразить чувство неудовольствия и предложить при этом некоторый выход из неприятной ситуации.

1. Познавательные мотивы;

2.Деловые м. – рождается в ходе удовлетворения потребности в активной деят-ти

3.Личностные м. – взаимодействие ребенка и взрослого

Ситуативно-личностная. Общение ребенка со взрослым (первые полтора жизни). В взаимодействии со взрослым разворачивается общение на фоне своеобразной общей деят-ти. С-Л общение имеет у младенца «комплекс оживления». Имеет большое значение для общего психического развития. Средство – экспрессивно-мимическое.

Ситуативно-деловое. (6м.-2г.) Общение протекает на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной дея-ти с таким взаимодействием. Ребенок испытывает нужду в сотрудничестве. В ходе ребенок получает внимание, доброжелательность. Средство – предметно действие операции.

Внесетуативно-познавательная. (3-5л.). Разворачивается на фоне познавательной деят-ти. Появляется первые вопросы ребенка о предметах и их своеобразных взаимосвязях. Чувства детей к оценке проявляются ярче всего в их повышенной обидчивости, в нарушении и прекращении деят-ти после замечания или порицаний. Средство – речь.

Внеситуативно-личностная. (6-7л.)Служит целям познания социального, а не предметного. Общение формируется на основе личностных мотивов, побуждающих детей к коммуникации, и на фоне разнообразной деят-ти: игровой, трудовой, познавательной. Средство-речь.

18.Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.

Эльконин ввел две с/с «ребенок – общественный предмет», «ребенок – общественный взрослый»

Осуществляется общественно выработанные действия с предметами. Взрослый выступает перед ребенком как носитель определенных видов общественной деят-ти. Взрослый помогает овладеть ребенку предметной деятельностью. В процессе усвоения ребенок овладевает новыми предметными действиями без которых невозможно осуществить деятельность взрослых, т.е. взрослый является носителем информаций, следовательно. с/с «ребенок – общественный предмет».

Эльконин предложил разделить все виды ведущей деятельности на 2 гр.:

Входят деятельности внутри которых происходят интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деят-ти. В данной гр. Происходит усвоение задач, мотивов, норм отношений, которые происходят м/у людьми. Деят-ти которые входят в с/с «ребенок – общественный взрослый».

Относятся к с/с «ребенок – общественный предмет», входят те виды деят-ти ч/з которые происходит усвоение общественно выработанных способов действий.

Эльконин сформулировал гипотезу о периодичности процессов псих-го развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *