учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал

Учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал

1. Онтология – это раздел философии о.

2. Проблема бытия была сформулирована в философии.

3. Философская концепция, согласно которой мир имеет единую основу всего существующего, называется.

4. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал – материального и духовного, называется.

5. Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия, называется.

6. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, все философы делятся на.

материалистов и идеалистов

диалектиков и метафизиков

сенсуалистов и рационалистов

монистов и дуалистов

7. Наряду с природным и социальным бытием выделяется бытие:

8. То, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого, философы называют…

9. Бытие как объективная реальность обозначается термином.

10. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И.Ленину, называется.

11. Понятие ____________ обозначает источник единства и многообразия бытия, основу мироздания

12. «Материя существовала не всегда, и был такой момент, когда ее не было вовсе», – утверждают.

13. Учение о множественности субстанций – монад развивал…

14. Учение о двух субстанциях, «мыслящей» и «протяженной» развивал…

15. Учение о единой субстанции, являющейся причиной самой себя, т.е. Богом и природой одновременно принадлежит…

16. Трактовка бытия как «комплекса ощущений» характерна для.

Источник

Учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал

Введение в философию

Введение в философию

Учеб. пособие для вузов

«Введение в философию», подготовленное коллективом известных отечественных специалистов, впервые было опубликовано в 1989 г. в качестве учебника для высших учебных заведений. Его авторитет среди преподавателей и студентов и поныне остается высоким. Новое издание «Введения» существенно переработано и дополнено. Оно вводит читателей в одну из важнейших областей духовной культуры человечества, знакомит его с опытом мировой философской мысли в исследовании всеобщих проблем бытия человека и общества, в осмыслении реальностей современной эпохи, фундаментальных задач науки; в систематическом виде представлены основные понятия философии и наиболее важные ее проблемы, в том числе дискуссионные.

Издание рассчитано не только на студентов, аспирантов и преподавателей вузов, но и на всех интересующихся философией.

Авторский коллектив посвящает издание этой книги памяти академика Ивана Тимофеевича Фролова

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ 7

В преддверии философии 7

Понятие мировоззрения 8

Мироощущение и миропонимание 9

Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание 11

2. Истоки философии 13

Любовь к мудрости 15

Раздумья философов 16

3. Философское мировоззрение 18

Основной вопрос философии 19

Философское познание 21

Познание и нравственность 22

4. Проблема научности философского мировоззрения 23

Спор о познавательной ценности философии 23

Философия и наука: родство и различие познавательных функций 27

5. Предназначение философии 28

Общественно-исторический характер философской мысли 28

Философия в системе культуры 30

Функции философии 31

Природа философских проблем 34

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ 37

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ 40

ГЕНЕЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ 40

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: КОСМОЦЕНТРИЗМ 42

1. Космологизм ранней греческой философии 43

2. Онтологизм античной классики 43

3. Проблема бесконечности и своеобразие античной диалектики. Апории Зенона 44

4. Атомистическая трактовка бытия: бытие как неделимое тело 45

5. Идеалистическая трактовка бытия: бытие как бестелесная идея 46

6. Критика учения об идеях. Бытие как реальный индивид 47

7. Понятие сущности (субстанции) у Аристотеля 47

8. Понятие материи. Учение о космосе 48

10. Сократ: индивидуальное и надындивидуальное в сознании 51

11. Этический рационализм Сократа: знание есть основа добродетели 51

12. Проблема души и тела у Платона 52

13. Платонова теория государства 53

14. Аристотель: человек есть общественное животное, наделенное разумом 54

15. Учение Аристотеля о душе. Пассивный и деятельный разум 55

16. Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца 55

17. Этика Эпикура: физический и социальный атомизм 56

18. Неоплатонизм: иерархия универсума 57

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ: ТЕОЦЕНТРИЗМ 58

1. Природа и человек как творение Бога 59

2. Средневековая философия как синтез двух традиций:

христианского откровения и античной философии 60

3. Сущность и существование 60

4. Полемика реализма и номинализма 61

6. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом 62

7. Специфика средневековой схоластики 64

8. Отношение к природе в средние века 64

10. Проблема души и тела 66

11. Проблема разума и воли. Свобода воли 67

12. Память и история. Сакральность исторического бытия 68

13. Философия в Византии (IV-XV века) 69

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: АНТРОПОЦЕНТРИЗМ 71

1. Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности 71

Источник

Метафизика Декарта: субстанции и их атрибуты

Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции, корни которого лежат в античной онтологии.

Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций — духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции — ее неделимость, важнейший признак материальной — делимость до бесконечности. Здесь Декарт, как нетрудно увидеть, воспроизводит античное понимание духовного и материального начал, понимание, которое в основном унаследовало и средневековье. Таким образом, основные атрибуты субстанций — это мышление и протяжение, остальные их атрибуты производны от этих первых: воображение, чувство, желание — модусы мышления; фигура, положение, движение — модусы протяжения.

Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Декарту, идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте, а потому в XVII веке их называли врожденными. В учении о врожденных идеях по-новому было развито платоновское положение об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей. К врожденным Декарт относил идею бога как существа всесовершенного, затем — идеи чисел и фигур, а также некоторые общие понятия, как, например, известную аксиому: «если к равным величинам прибавить равные, то получаемые при этом итоги будут равны между собой», или положение «из ничего ничего не происходит». Эти идеи и истины рассматриваются Декартом как воплощение естественного света разума.

С XVII века начинается длительная полемика вокруг вопроса о способе существования, о характере и источниках этих самых врожденных идей. Врожденные идеи рассматривались рационалистами XVII века в качестве условия возможности всеобщего и необходимого знания, то есть науки и научной философии.

Что же касается материальной субстанции, главным атрибутом которой является протяжение, то ее Декарт отождествляет с природой, а потому с полным основанием заявляет, что все в природе подчиняется чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки — механики. Из природы Декарт, так же как и Галилей, полностью изгоняет понятие цели, на котором основывалась аристотелевская физика, а также космология и соответственно понятия души и жизни, центральные в натурфилософии эпохи Возрождения. Именно в XVII веке формируется та механистическая картина мира, которая составляла основу естествознания и философии вплоть до начала XIX века.

Дуализм субстанций позволяет, таким образом, Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается у Декарта бог, который вносит в природу движение и обеспечивает инвариантность всех ее законов.

Декарт оказался одним из творцов классической механики. Отождествив природу с протяжением, он создал теоретический фундамент для тех идеализации, которыми пользовался Галилей, не сумевший еще объяснить, на каком основании мы можем применять математику для изучения природных явлений. До Декарта никто не отважился отождествить природу с протяжением, то есть с чистым количеством. Не случайно именно Декартом в наиболее чистом виде было создано представление о природе как о гигантской механической системе, приводимой в движение божественным «толчком». Таким образом, метод Декарта оказался органически связанным с его метафизикой.

Источник

Учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал

Философия: Учебник для вузов

Под общ. ред. В. В. Миронова

250-летию основания Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

В. В. Миронов – введение; раздел IV, главы 1, 2;

В. В. Васильев – раздел I, главы 4, 5;

П. П. Гайденко – раздел I, главы 1—3; раздел II, глава 2;

A. Ф. Зотов – раздел II, главы 3—5;

B. И. Кураев – введение; раздел VIII, глава 3; вместо заключения;

В. А. Лекторский – раздел V, глава 1;

М. А. Маслин – раздел III, главы 1—4;

К. X. Момджян – раздел VII, глава 1;

A. Г. Мысливченко – раздел III, глава 5; раздел VI;

B. С. Нерсесянц – раздел VIII, глава 2;

Е. Л. Петренко – раздел I, глава 6;

A. А. Попов – раздел III, глава 3;

Д. А. Силичев – раздел II, главы 1, 6, 7; раздел VII, главы 3, 4;

Ю. Н. Солодухин – раздел VIII, глава 1;

B. С. Стёпин – раздел V, глава 2;

В. С. Швырев – раздел IV, глава 3;

В. Н. Шевченко – раздел VII, глава 2.

Нашему издательству скоро исполняется десять лет. Все эти годы мы считаем одной из главных своих задач, имеющих большое общественное значение, выпуск учебников и учебных пособий для высших учебных заведений по различным отраслям гуманитарного знания: праву, политологии, экономике, социологии, истории. В общей сложности вышло в свет около 200 учебников и учебных пособий. И тем не менее, данная книга для нас особенная: это первый учебник по философии, выпущенный нашим издательством.

Предлагаемая книга отличается по ряду моментов от других аналогичных изданий. Авторы учебника исходят из того, что в отличие от большинства других гуманитарных наук философия возникла, живет, развивается как совокупность взглядов, концепций, систем, учений, подчас существенно отличающихся друг от друга. Философии как жесткой системы идей и принципов, единственно верной на все времена, не было и никогда не будет. Единство философии как науки и как учебной дисциплины – в единстве вопросов, проблем, которыми она занимается, которые решает на протяжении более чем двух тысячелетий. Но сама трактовка этих вопросов многообразна, меняется с каждой исторической эпохой, с появлением выдающихся мыслителей. В этом смысле философия по самой своей сути имеет плюралистический характер. Вот почему большое внимание в учебнике уделено подробному изложению истории философской мысли, в том числе истории философии в России, включая советский период.

Главный упор сделан на показ современных интерпретаций фундаментальных вопросов философии: сущностных свойств бытия и сознания, человека и его места в мире, форм жизнедеятельности людей, знания и познания и т. д. Важно, что авторы, с одной стороны, стремятся опереться на новейшие достижения естественных и общественных наук, а с другой – показать роль философии как мировоззренческого и методологического ориентира. Это выражается, в частности, в том, что учебник содержит специальный раздел, посвященный генезису и структуре научного познания.

Несомненное достоинство учебника – анализ философских проблем, выдвигаемых современным этапом технологического, экономического, социального, духовного прогресса. Эти проблемы отражены в разделах, посвященных вопросам культуры, цивилизации, постиндустриальному обществу, взаимодействию философии с идеологией, религией, правом.

Приятно отметить, что на приглашение принять участие в написании учебника откликнулись ведущие российские ученые, преподаватели крупнейших российских вузов. Кратко представим их.

Васильев Вадим Валерьевич – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории зарубежной философии философского факультета МГУ.

Гайденко Пиама Павловна – доктор философских наук, профессор, заведующая сектором Института философии РАН; член-корреспондент РАН.

Зотов Анатолий Федорович – доктор философских наук, профессор кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ.

Кураев Вячеслав Иванович – кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института философии РАН.

Лекторский Владислав Александрович – доктор философских наук, профессор, заведующий отделом Института философии РАН; главный редактор журнала «Вопросы философии»; член-корреспондент РАН.

Маслин Михаил Александрович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории русской философии философского факультета МГУ.

Миронов Владимир Васильевич – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой онтологии и гносеологии философского факультета МГУ, декан философского факультета МГУ; проректор МГУ.

Момджян Карен Хачикович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной философии философского факультета МГУ.

Мысливченко Александр Григорьевич – доктор философских наук, профессор, консультант Института философии РАН.

Нерсесянц Владик Сумбатович – доктор юридических наук, профессор, руководитель Центра теории и истории права и государства Института государства и права РАН; академик РАН.

Петренко Елена Леонидовна – доктор философских наук, профессор кафедры философии Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Попов Андрей Алексеевич – кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры истории русской философии философского факультета МГУ.

Силичев Дмитрий Александрович – доктор философских наук, профессор кафедры социально-политических наук Финансовой академии при Правительстве РФ.

Солодухин Юрий Николаевич – кандидат философских наук, действительный государственный советник Российской Федерации I класса.

Стёпин Вячеслав Семенович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философской антропологии философского факультета МГУ; директор Института философии РАН; академик РАН.

Швырев Владимир Сергеевич – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН.

Шевченко Владимир Николаевич – доктор философских наук, профессор кафедры философии Российской академии государственной службы при Президенте РФ; заведующий сектором Института философии РАН.

Уверен, что этот учебник поможет читателю составить достаточно целостное представление о предмете науки, возникновение которой ознаменовало возникновение самой цивилизации, и о том, что философия дает современному человеку и обществу.

Генеральный директор издательства «Норма» Э. И. Мачульский

Введение: что такое философия?

1. Эволюция представлений о предмете философии.

2. Основное содержание и функции философии.

3. Структура философии.

Часть первая. История философии.

Раздел I. История западной философии.

Глава 1. Античная философия.

1. Генезис философии в Древней Греции.

2. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии.

3. Своеобразие античной диалектики. Апории Зенона.

4. Материалистическая и идеалистическая трактовка бытия.

6. Сократ: поиски достоверного знания.

7. Человек, общество и государство у Платона.

8. Аристотель: развитие учения о человеке, душе и разуме.

9. Этические учения стоиков и Эпикура.

Глава 2. Средневековая философия.

1. Средневековая философия как синтез христианского учения и античной философии.

2. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Номиналистическая критика томизма.

3. Специфика средневековой схоластики.

4. Философия в Византии (IV—XV века).

Глава 3. Развитие западноевропейской философии в XV-XVIII веках.

Источник

Тема 11. Основные типы и формы бытия

учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал. Смотреть фото учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал. Смотреть картинку учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал. Картинка про учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал. Фото учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал. Смотреть фото учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал. Смотреть картинку учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал. Картинка про учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал. Фото учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал. Смотреть фото учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал. Смотреть картинку учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал. Картинка про учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал. Фото учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал. Смотреть фото учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал. Смотреть картинку учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал. Картинка про учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал. Фото учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал

учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал. Смотреть фото учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал. Смотреть картинку учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал. Картинка про учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал. Фото учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал

учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал. Смотреть фото учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал. Смотреть картинку учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал. Картинка про учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал. Фото учение о двух субстанциях мыслящей и протяженной развивал

1. Проблема бытия впервые была сформулирована в поэме _______ «О природе».

2. Онтология – это раздел философии о.

3. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал – материального и духовного, называется.

4. В своем главном труде М. Хайдеггер, утверждает, что смыслом бытия является ______

5. Японский наставник Дзэн, Доген пишет: «Цветы облетают лишь тогда, когда нам их жаль, бурьян вырастает лишь тогда, когда он нам неприятен». Это значит, что мы не можем рассматривать вещь в отрыве от …

R существования человека

6. «Метафизика, пишет Хайдеггер, – это вопрошание сверх сущего, за его пределы…», и поясняет, что человек может задаваться метафизическими вопросами, потому что он .

R метафизическое существо

7. В «Науке логики» ________ утверждает, что «Чистое бытие и чистое ничто есть, следовательно одно и то же».

Тема 12. Материя

1. Физический вакуум, элементарные частицы, поля, атомы, молекулы, планеты, звезды, Вселенная относятся к…

R системам неживой природы

2. Главный философский труд Ж.П. Сартра называется «Бытие и _____»

3. То, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого, философы называют…

4. «Материя существовала не всегда, и был такой момент, когда ее не было вовсе», – утверждают.

5. Учение о двух субстанциях, «мыслящей» и «протяженной» развивал…

6. Учение о единой субстанции, являющейся причиной самой себя, т.е. Богом и природой одновременно принадлежит…

7. Современная отнология показывает, что реальность находится не вне сознания (материализм) и не внутри (идеализм), а является ____

R коррелятом человека

8. В работе «Вещь» М. Хайдеггер, вводит понятие четверица, сущность которой он раскрывает на примере чаши: «В подношении полной чаши одновременно пребывают ________, божества и смертные».

9. Августин в работе «Исповедь» пишет: «Все создано из “_______ ” Тобой, но не из Твоей субстанции, а из материи, не какой-то, Тебе не принадлежащей, существовавшей и раньше, но из созданной Тобою тогда же, ибо ей, бесформенной, дал Ты форму без всякого промежутка времени… материю же Ты создал из “ничто”; мир из бесформенной материи; то и другое создал Ты разом».

10. Ничто не может быть объектом научного исследования, т.к. ему в реальности ничего не соответствует. И все же, пишет Хайдеггер М. «_____приоткрывается Ничто».

11. Трактовка бытия как «комплекса ощущений» характерна для.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *