учение о правах человека в философии
Права человека и философско-правовая концепция
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Всеобщая декларация прав человека, статья 1
В общих философских чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как биосоциальное существо в обществе подобных себе индивидов. Таким образом, права и свободы человека дают возможность полного развития и использования человеческих качеств, интеллекта, талантов и способностей, возможностей удовлетворять духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой со стороны государства.
Современная цивилизация сформулировала доктрину прав человека во «Всеобщей декларации прав человека», принятой резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. Преамбула Декларации констатирует:
«Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и
принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и
принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения…
Генеральная Ассамблея, провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией».
Зарождение и развитие концепции прав человека
В истории возникало много различных идей, теорий, концепций, рассуждений о справедливости, общем благе, свободе и других элементарных нормах нравственности. Общечеловеческие ценности выражены в тех учениях о праве, которые содержат идеи равенства людей перед законом, прав и свобод человека. С этими идеями тесно связана мысль о необходимости подчинения праву не только индивидов, но и самого государства.
Первоначальные представления о гражданстве и правах человека формировались в общем русле философско-правовых концепций, отстаивающих высокую ценность закона и законности (Платон, Сократ, Аристотель). Последующее развитие философско-правовой мысли подтвердило неразрывность взаимодействия прав человека и господства закона в обществе, которые свидетельствовали о великом историческом прозрении древних мыслителей относительно прогрессивных направлений и форм развития государственности на пути свободы и гуманизма.
Исторические научные картины демонстрируют общее расширение понятия прав человека. Классическая модель ограничивается лишь юридическим представлением прав. Неклассическая рисует сосуществование двух ветвей прав: прав, имеющих правовую природу и подлежащих защите судебной процедурой, и группу социальных прав, являющихся результатом взаимопомощи людей и соответствующей деятельности государства.
В классическом знании права человека предполагаются естественными, неотчуждаемыми и священными, они существуют объективно как следствие факта рождения человека, отражают его конститутивные признаки и социоприродные условия бытия. Законодательная фиксация прав создает систему гарантий и обеспечивает беспрепятственное действие прав. Все, что не запрещено законом, то дозволено. Законодательное признание государством прав человека способствовало свертыванию традиционного общества и становлению общества гражданского, в котором государственная власть была вынуждена встать на путь упорядочения своих отношений с гражданами на правовой основе.
Учения западных философов и мыслителей способствовали формированию теории правового государства, где в основе правовых взглядов лежит ограничение всевластия государства конституционным (правовым) механизмом, исключающим государственный произвол, нарушения прав и свобод человека и гражданина. И решающим фактором формирования правового государства является создание гражданского общества, вне которого правовое государство невозможно.
Россия и права человека
От тоталитаризма к признанию приоритета прав человека
Философия прав человека
Содержание:
Введение
Права человека представляют собой жизненно важную потребность в саморазвитии. Именно обладание правами и основными свободами делает человека субъектом исторического творчества, уникальной личностью, способной к саморазвитию и самоуправлению.
Философия прав человека является составной частью философской антропологии, основной задачей которой является исследование природы человека как источника его неотъемлемых прав и свобод. Основными аспектами исследования являются феноменологические и онтологические вопросы, раскрывающие права человека как атрибутивное свойство человека, сформированное в контексте социального бытия. Академик Андрей Сахаров писал, что в отличие от большинства политических философий императивного характера, идеология прав человека имеет плюралистический характер. Она предполагает бесконечное разнообразие форм социальной организации и предоставляет человеку максимальную возможность личного выбора.
Диалектика прав человека и гражданина
В то время в нашей общественно-политической литературе говорили о правах трудящихся, правах граждан, правах советского народа, но не о правах человека. Следствием такого подхода стало то, что человек рассматривался не как самостоятельный субъект права и социального действия, а как собственность государства, послушный исполнитель его воли. Этот принцип четко прослеживается в Конституции Союза Советских Социалистических Республик 1977 года и в Конституции Белорусской Советской Социалистической Республики 1978 года. Так, статья 45 Конституции Беларуси гласит: «В соответствии с целями коммунистического строительства гражданам Белорусской Советской Социалистической Республики гарантируется свобода научно-технического и художественного творчества».
Поэтому в основном законе страны речь шла только о правах гражданина, которые предоставлялись ему государством для обеспечения выполнения задач, возложенных на народ, коммунистическую партию и государство. Все остальные права не были гарантированы и защищены. Это было естественно для общества, в котором все вопросы, касающиеся жизни человека и даже его судьбы, решались и регулировались государственными структурами и в котором не существовало гражданского общества. Эта политика и идеология носила прагматический, позитивистский характер. К вопросу о правах человека и гражданина подходили исключительно с точки зрения государственной целесообразности, а не гуманистических представлений о роли прав человека во всестороннем развитии личности как таковой.
В противовес узкому нормативистскому пониманию природы права как социального регулятора, растет движение в сторону иного понимания права, основанного на идее естественного права и естественных прав человека. Например, по мнению профессора Л. С. Явич, «составной частью любой правовой культуры являются определенные ценности, которые лежат вне права как правового явления, но служат определенным началом законодательства и права, имеют относительно самостоятельное существование и значение, связаны с мировоззрением людей и разрабатываются на философском уровне».
Новый, более взвешенный подход к пониманию природы закона подтверждается следующим его толкованием.
Такое понимание права наиболее соответствует мировой практике и современным философским теориям и концепциям права.
Духовно-нравственная сущность прав человека
Моральные нормы исторически предшествовали правовым нормам и останутся после исчезновения государства и права в далеком будущем человечества. Это означает, что независимо от того, признаны они государством или нет, эти права будут существовать до тех пор, пока на земле есть люди. Ими должны пользоваться все люди без исключения и дискриминации.
С самого начала права человека были протестом против угнетения, против социальной несправедливости. Это воплотилось в первых законах против рабства и в стремлении к свободе мысли и терпимости.
Понимание природы и способов обеспечения прав человека во многом зависит от внутреннего мира человека, его духовного и нравственного развития. В этом отношении основными ориентирами и ценностями должны стать такие понятия, как свобода, уважение человеческого достоинства, справедливость, человеколюбие и сострадание к другим.
Права человека как основные моральные принципы существуют независимо от социально-классовой структуры и политической системы общества или его правовых норм. Государство может либо уважать и гарантировать их, либо нарушать и подавлять, но оно не может отнять у человека присущие ему основные права и свободы. Они будут существовать при любых условиях. Более того, она аморальна и бесчеловечна, поскольку лишает человека возможности быть самим собой, личностью.
Права человека в структуре общественных отношений
Теоретической основой тоталитарного видения отношений между личностью и обществом, между личностью и властью, является структурно-функциональный подход к личности. Она рассматривает индивида как функцию и следствие определенной структурной организации сложного социального целого. В этом случае жизнедеятельность и психический мир индивида определяются потребностями социальной системы, которые полностью диктуют ему место и социальную роль в обществе. Действительно, структурно-функциональный подход не позволяет понять индивида как автономного субъекта социального действия и тем самым исключает возможность постановки вопроса о приоритете прав человека.
Признание важнейшей и возрастающей роли прав человека и их приоритета не означает отрицания важности социальной среды и объективного бытия для развития и существования человека. Это означает лишь то, что все люди, а не только «выдающиеся личности», играют важную роль в истории.
Когда мы рассматриваем права человека философски, мы, по сути, имеем дело с противоречиями между «самостью» и «инаковостью», между «собой» и «другим». Эти термины показывают, что все люди равны и различны одновременно. И поэтому мы должны признать, что права человека могут быть обеспечены только тогда, когда люди осознают нашу общую человечность. Это путь к выживанию человеческого рода, к объединению всех стран и народов вокруг универсальной идеи прав человека. Как абсолютный стандарт, права человека представляют собой общий язык человечества. Приняв этот язык, все народы мира смогут понимать друг друга и писать свою историю.
Поэтому важной особенностью феномена прав человека является и то, что они выступают в качестве определенных связей и отношений между человеком и другими людьми, обществом и государством, с точки зрения обеспечения жизненно важных условий для его существования и развития.
Связь прав, обязанностей и ответственности человека
«Ответственность» не тождественна «обязанности», поскольку в равной степени относится к правам человека, которые также должны осуществляться умело и ответственно, не причиняя вреда другим членам общества.
Растущее понимание и признание всеми странами и народами необходимости укрепления связи между правами, свободами, обязанностями и ответственностью наглядно демонстрирует разработка по инициативе ЮНЕСКО «Декларации обязанностей и ответственности человека», принятой в Валенсии (Испания) в декабре 1998 года. В его разработке приняли участие 90 экспертов из многих стран и всех регионов мира, различных культур, научных и философских дисциплин, социально-экономической и политической сфер человеческой жизни. Декларация состоит из введения, 12 глав и 41 статьи. Согласно Декларации, обязанности и ответственность государств-членов мирового сообщества заключаются в защите человеческой жизни и обеспечении выживания нынешнего и будущих поколений, признании того, что права будущих поколений являются обязанностями и ответственностью людей, живущих сейчас; укреплении мира и безопасности народов;’ предотвращении массовых нарушений прав человека; защите окружающей среды; установлении справедливого международного порядка; обеспечении свободы веры и убеждений, личной неприкосновенности, эффективного участия людей в решении проблем современности и безопасности.
Основной целью Декларации было продемонстрировать центральное место долга и ответственности всех людей как главного средства обеспечения прав и свобод человека. В нем признается, что, несмотря на определенный прогресс в области прав человека в последние десятилетия, состояние реализации прав человека и основных свобод все еще далеко от идеалов и целей, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека. Это зависит, прежде всего, от того, в какой степени реализация человеческой ответственности продвинулась на практике.
Переплетение прав и обязанностей проявляется, например, в том, что по мере расширения общепризнанных прав человека расширяются обязанности и ответственность на всех уровнях жизни. Например, в результате правозащитной деятельности международных и национальных организаций человек сегодня признан субъектом международного права. У него есть реальная возможность напрямую обратиться в международные организации для защиты своих прав от государственных структур.
Заключение
Политики. Правовой нигилизм способствовал тому, что устои государства начали шататься, роль закона и правосудия в стране ослабла, а права личности все больше игнорировались. В конечном итоге это привело к установлению диктатуры пролетариата, основанной на тотальном насилии, в результате которого погибли многие миллионы людей.
Список литературы
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Оформление рефератов для любых институтов и университетов:
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Философия права
Философский смысл и обоснование прав человека
Наряду с обоснованием права вообще как особого нормативного порядка важнейшей проблемой правовой антропологии является обоснование идеи прав человека, то есть ответ на вопрос: почему правовой порядок подразумевает соблюдение прав человека? Этот вопрос включает три момента: а) описание феномена прав человека как такового (аналитическая задача); б) выяснение статуса прав человека (легитимационная задача); в) обоснование идеи прав человека (нормативная задача).
Что же значит «иметь право» и «иметь обязанность»? Когда говорится «я имею право», то подразумевается, что «я могу», то есть эти высказывания относятся к модальности возможности, или свободы. Когда говорится «я обязан», то подразумевается, что «я должен», то есть этот тип высказываний относится к модальности долженствования.
Правовой модус «правомочия» имеет место лишь там, где имеется ему противовес в модусе «обязанности». Это говорит о дополнительности прав и обязанностей, хотя эта дополнительность и предполагает нормативный приоритет модуса «право- обязанность».
Из всех видов прав философа прежде всего интересуют права человека — те, которые принадлежат человеку как таковому, или субъективные права, на обладание которыми может претендовать каждый человек вне зависимости от обстоятельств.
Они находятся в центре политического проекта современности, суть которого выражается в изначальной и исключительной связи власти и справедливости, то есть в такой организации публичной власти, чтобы подчиненность ее принципам справедливости не оставалась на усмотрении власть предержащих.
Идея прав человека имеет нормативно-критический характер. Представляя собой «опосредующие принципы справедливости» и «нравственные критерии, которыми должен руководствоваться правопорядок», права человека не могут рассматриваться в качестве лишь одного из юридических понятий. Они оказываются в кругу основных концептов современной практической философии (моральной, правовой, политической).
По своему смысловому содержанию права человека очерчивают пространство, которое обеспечивает каждому человеку условия его самореализации, то есть пространство его личностной автономии.
Со времен Просвещения права человека именовались «прирожденными», «священными», «неотчуждаемыми». И в этом выражалось представление о самоценности и безусловной значимости прав человека. Натуралистический термин «прирожденные» фиксировал понимание прав человека как таких индивидуальных правомочий, которые существуют до и независимо от любых человеческих установлений, от всей практики положительного права; выражение «священные» имеет следующий светский смысл: «безусловные», «неоспоримые», или, на юридическом языке, «сверх-» или «надюридические»; аутентичный смысл, который вкладывается в понятие «неотчуждаемых прав», заключается в том, что они «неотъемлемы», то есть никто и никогда не может у человека их отобрать, в том числе и сам человек не может от них отказаться.
Традиционно в либеральной перспективе права человека понимаются как такие права индивидов, которые дают им возможность защищаться от посягательств на их свободу со стороны структур государственной власти. В формуле «гражданин против власти» выражается антиавторитарный смысл прав человека, или, по сути, негативный смысл, как выражение «свободы от», и их строгое обеспечение является безусловным требованием современной эпохи.
Однако права человека и право в целом приобретают еще и позитивный смысл, они сами выступают в качестве силы, которая наполняет смыслом общественное пространство. Только благодаря праву возможно включение людей как атомов в определенную систему отношений. Благодаря правам человека право выступает как условие участия каждого в общественных делах.
Следовательно, права человека служат необходимыми условиями человеческого существования и коммуникации.
Смысл прав человека определяет их особый статус как до-политических, безусловно значимых и неотъемлемых оснований современной государственности, или принципов легитимации. Это значит, что права человека рассматриваются в качестве независимых стандартов, благодаря которым могут критиковаться законы, деятельность правительства и иных политико-правовых институтов, то есть в качестве критериев легитимации.
Классические правопорядки находили форму своей легитимации в различных конструкциях общественного договора. Современные правопорядки имеют иную структуру и модус значимости легитимации, ибо они основываются на субъективных правах. Эти права предоставляют правовому лицу законное поле действий для достижения своих потребностей и интересов. Действуя в границах праводозволенного, человек освобождается от необходимости нести моральный отчет о своих действиях, не обязан давать им публичные оправдания. Тем самым разводятся мораль и право.
Права человека институциализируют коммуникативные условия для формирования разумной политической воли. Это значит, что легитимными признаются лишь те регулятивы, которые могли бы быть приняты всеми возможными заинтересованными лицами. В целом личная и публичная (гражданская) автономии взаимно дополняют друг друга, однако при этом нормативный приоритет находится на стороне личных прав.
Значение прав человека как важнейшего легитимационного принципа современного правопорядка требует более глубокого погружения в основания этих прав, то есть перехода к нашей непосредственной задаче — философско-антропологическому обоснованию идеи прав человека, или выяснению истоков этих прав, откуда эти права у человека и каковы они.
С позиций современной правовой антропологии, которая является частью политической антропологии, или же концепции, основанной на принципе интерсубъективности, мы должны идти дальше простой констатации безусловной значимости врожденных, священных и неотъемлемых прав человека, выражающих современную концепцию гуманизма, и рассматривать их в сущностном аспекте — как условия собственно человеческого действия.
Для этого необходимо различать максимальную и минимальную антропологию. Первая делает акцент на способности человека к изменениям и реформаторству. Вторая — на необходимости оставаться человеку самим собой.
Максимальная антропология пытается выяснить, что является оптимальной формой бытия человека, она ориентируется на образ человека в возвышенном смысле, но, как правило, оказывается безразличной к праву и правам человека. Таким был образ человека у Ницше, Хайдеггера, романтический образ человека у славянофилов, да, пожалуй, и в марксизме (концепция «всесторонне развитой личности»).
Минимальная антропология отказывается от всякой телеологии, то есть от учения о целевом предназначении человека. То, каким должен быть человек, зависит от решения самого человека. Собственно человек определяется по минимальным условиям того, что необходимо человеку, что делает человека человеком.
Именно такой смысл придает правам человека французский философ А. Глюксман: «Идея прав человека обретает свой определенный контур не потому, что мы знаем, каким должен быть идеальный человек, каким он должен быть по природе или в качестве совершенного человека, нового человека, человека будущего и так далее. Нет, идея прав человека обретает определенность потому, что мы очень хорошо представляем себе, чем человек не должен быть».
Поэтому правовая антропология переносит акцент в определении человека с того, к чему человек стремится — счастью, самореализации или осмысленному существованию, на начальные условия, делающие человека человеком. Эти моменты «прирожденные», неотделимые от человека и поэтому носят антропологический характер. Они являются условиями возможности человеческого существования (трансцендентальными условиями). Что же касается прав человека, то они являются принципами обеспечения этих условий.
Основной принцип обоснования прав человека с антропологических позиций выражается в следующем: «человек как человек должен иметь право». Это право он должен иметь для того, чтобы не погрязнуть в трясине повседневности. При этом он должен иметь его как человек — не как «богоподобное существо», не как «сверхчеловек», а именно как человек, а следовательно, существо несовершенное, «приземленное», занимающее среднее положение между «совершенством добра» и «низостью зла», между святым и зверем.
Это право отнюдь не обеспечивает ему гарантированное движение к новому, а лишь не позволяет опуститься ниже определенного предела, за которым заканчивается человеческое. Поэтому это спасательное (а не спасительное) средство, наподобие «спасательного жилета» или страховки альпиниста. Права человека имеют антропологическую основу во внутренней мере стремления человека к риску и новациям, которая заключается в стремлении сохранить себя, свою экзистенцию. В моральном плане это стремление сохранить себя оказывается выше, чем достигнутые успехи в освоении все новых и новых жизненных вершин.
Из положения о кооперативно-конфликтной природе человека вытекает то, что, с одной стороны, человек — «позитивное социальное существо» и это означает: люди способны помогать друг другу и дополнять друг друга. Он живет не только «для себя», но и «для других», способен устанавливать порядок во взаимоотношениях с другими людьми. В то же время в ситуациях, где воплощается позитивная природа человека, права человека оказываются ненужными.
Поэтому следует учитывать, что, с другой стороны, человек — это «негативное социальное существо», своим противостоянием несущее в себе угрозу другим людям. Из этой опасности, которая возникает в силу конфликтной природы человека, и следует необходимость прав человека.
Из этой угрозы, которую один человек представляет для другого, вытекает возможность того, что человек одновременно является и потенциальным преступником, и потенциальной жертвой одновременно. Проблема прав человека оказывается весьма серьезной, как об этом говорит Р. Дворкин, и вполне оправданным оказывается пафос, связанный с институтом прав человека. Права человека выступают как бы результатом обмена отказа от насилия на приобретение безопасности, при этом соотношение между отказом и приобретением является примерно равноценным.
Таким образом, можно заключить, что самым фундаментальным человеческим стремлением является стремление сберечь свое Я, свою экзистенцию, свою идентичность. И это стремление представляет собой главный антропологический интерес. В качестве минимального условия осуществления этого интереса выступает требование отказа от насилия. Реализация этого требования является минимальным условием, делающим человека человеком, что означает требование признания права другого, его ценности и достоинства.