учение о происхождении культуры
Происхождение культуры
Как и почему возникла культура — одна из самых сложных проблем научного и философского познания. Конкретные историко-археологические исследования показывают взаимосвязь происхождения человека, общества и культуры. Взятый в единстве всех его составляющих, этот процесс называется антропосоциокультурогенезом. На сегодняшний день не существует общепринятой теории антропосоциокультурогенеза. Однако можно кратко обозначить несколько основных подходов к объяснению происхождения человека, общества, а заодно и культуры: религиозный, конкретно-научный, философско-социальный.
Исторически одним из первых является богословское истолкование этого вопроса, особенно популярное среди верующих христиан. Традиционное библейское учение о сотворении мира и человека богом в течение недели, конечно, никто сегодня не рискнет понимать буквально. Считается, что это поэтическая метафора или зашифрованная в ней информация. Любая конкретно-научная проблема (например, моногинии или полигинии — произошло ли человечество от одной пары предков, или их было больше) решается здесь в духе сохранения религиозных догматов. Если принимать во внимание только нормативную сторону, то создателем культуры можно считать Бога, который ввел первый запрет для Адама и Евы — на употребление плодов с древа познания.
Первородный грех «прародителей», тем не менее, сыграл очень существенную роль в культурогенезе: нарушив запрет, люди стали различать добро и зло, узнали стыд. О цене этого приобретения можно судить по силе божественного наказания. Вся дальнейшая человеческая судьба — в поте лица своего трудиться, в муках продлевать свой род, сознавая неизбежность смерти — мало отличалась бы от судьбы рабочего скота, если бы человеку не дана была свободная воля, способность творить новое. Таким образом, религия, вольно или невольно, свела проблему культурогенеза к догматам о богопослушании, грехопадении и свободной воле человека.
Оригинальный подход в рамках религиозной ориентации предложил П. Тейяр де Шарден. Этот французский ученый-палеонтолог отверг статичные взгляды, приняв идею эволюции неорганического и органического бытия, а также человека. Движущей силой ее является целеустремленное сознание, а показателем эволюции — возрастание духовной энергии, присущей всему существующему. Человеку и культуре принадлежит исключительная, космическая по масштабам, роль, ради которой они и возникли – сформировать в ходе своего исторического развития ноосферу, разумную духовную оболочку Земли как воплощение второго пришествия Христа.
Как в традиционном, так и в модернистском варианте религиозная трактовка культурогенеза — это ответ на вопрос «зачем» возникла культура, а не «почему» она возникла, ответ на вопрос о целях культурной жизни, а не на вопрос о ее причинах. В таком виде религиозное учение о культуре имеет право на существование.
Признавая факт роста влияния религии в конце XX века, мы должны отметить, что научное и философское изучение проблем происхождения культуры является более логичным, последовательным, фактически обоснованным. Со 2-й половины XIX в. широкое распространение приобретает конкретно-научная, биологическая и социобиологическая трактовка проблемы антропосоциогенеза. В ее рамках возникновение культуры рассматривается как особый этап эволюции высокоорганизованных животных, ведущих подвижный образ жизни в изменчивой среде. Главным критерием здесь оказывается экологическая целесообразность характеристик наших далеких предков, например, переход к прямохождению от передвижения на четырех конечностях объясняется изменением климата и усилением солнечного излучения. Развитие бинокулярного зрения увязывается с эволюцией передних конечностей и усложнением структуры головного мозга у приматов.
Причиной эволюционного ответвления гоминид (предлюдей) от высших человекообразных обезьян представляется (1) либо их способность потреблять в течение жизни больше пищи, чем потребляют обезьяны (высокий уровень обмена веществ), (2) либо их сравнительная отсталость, (3) либо сочетание определенных экологических особенностей. Если опираться на тезисы о естественном отборе и борьбе за существование, то, можно предположить, что при сильных колебаниях климата, похолоданиях или потеплениях, предлюди (гоминиды) оказались в более выгодной экологической ситуации, чем предки современных человекообразных обезьян, приспособленные к конкретной природной среде и более специализированные в связи с этим.
Эти обстоятельства повлекли медленный непрерывный прирост численности наших предков, нерегулируемый экологическими факторами типа популяционных волн, как у других животных. Следовательно, чтобы природное равновесие все же сохранялось, должны были появиться средства контроля численности данного вида, не присущие другим высокоразвитым животным — таким средством становятся орудия коллективного производительного потребления, вернее, уровень их технологического развития.
Однако многие особенности культурной эволюции первобытного человека, в частности, формирование сознания и речи, не поддаются однозначному объяснению средствами биологии и биосоциологии. В связи с этим авторитетными в науке являются философско-социальные концепции происхождения культуры. Наиболее известна трудовая теория антропосоциогенеза, разработанная в марксизме. Согласно этой теории, труд создал человека, общество и культуру. В процессе трудовой деятельности человек преобразует предмет природы, но одновременно с этим изменяется сам. Изготовленные им орудия труда предназначены для осуществления коллективных целей. Труд укрепляет единство сообщества людей помимо силы биологических связей, постепенно меняя характер всех человеческих отношений. Поскольку труд обязательно предполагает существование заранее определенной цели, постольку в психике наших далеких предков должны были происходить существенные изменения, ведущие к формированию сознания. Творчески преобразующий характер трудовой деятельности есть изначальное, исторически первичное свойство культуры, лежащее в основе всех последующих форм культурной деятельности человечества.
Однако с такой оценкой культурной роли труда не все согласны. Существует точка зрения, что основным фактором культурогенеза стало возникновение и развитие речи. Сравнение показывает, что темпы эволюции сообществ, знавших примитивную трудовую деятельность, значительно ниже, чем у сообществ, освоивших наряду с трудом речевое общение. Действительно, от эпохи начального применения орудий до эпохи возникновения речи прошло почти полтора миллиона лет с весьма скромными культурными показателями. В то же время развитие языка способствовало расцвету первобытной культуры.
Ученые полагают, что в развитии речевого общения можно выделить две исторические стадии: симпрактическую и синсемантическую. Первая представляет собой близкое животным ситуационное общение с аффективными, то есть эмоционально окрашенными, звуками и жестами, сопровождающими непосредственную жизнедеятельность. Вторая, синсемантическая стадия предполагает освобождение звуков — слов от привязки к конкретным ситуациям и появления общего для данной группы людей смыслового поля. Фактически это означает, что только с возникновением активного речевого общения становится возможной духовная культура.
Чтобы объединить достоинства трудовой теории антропосоциогенеза и учения о культурной роли языка, в последнее время была выдвинута концепция «двух скачков». В ней делается допущение о связанном действии двух основных факторов — первичного, в виде орудийной деятельности архантропов и палеоантропов (самых древних предков человека), и вторичного фактора — речевого общения, повлекшего становление мышления и воли у неоантропов (непосредственных предков современного человека).
Некоторые ученые (Т.Роззак) считают, что источником культуры была магия. Еще в эпоху палеолита, когда не было никаких орудий труда, различные мистические песнопения и танцы были выразителями первых «человеческих» чувств и определяли сущность человеческой природы. Американский культуролог предположил, что древний человек вначале духовно освоил мир как мечтатель, искатель смыслов, творец видений, а потом уже стал человеком «творящим». Он рисует такую последовательность этапов жизни человека первобытного общества: вначале человека посещали различные мистические видения, вызванные таинственностью окружающего мира, затем появились первые орудия труда, потом человек научился использовать огонь для приготовления пищи, затем начал ориентироваться по звездам и поклоняться им, потом он приручил животных, стал земледельцем и, наконец, властителем природы. Молитвенно-восторженное восприятие жизни привело к возникновению различных религиозных верований (магия, фетишизм, тотемизм, анимизм), которые, по мнению ряда исследователей, предшествовали практическому освоению жизни в эпоху палеолита.
Другой известный культуролог Л. Мамфорд считает, что трудовая теория развития человека и культуры ошибочна, т. к. действия, необходимые для производства элементарных орудий труда из камня или дерева, не требуют какой-либо значительной остроты мысли. Ведь не только человек, но и другие биологические виды создают оригинальные устройства. Бобры научились строить запруды (плотины), пауки — плести паутины, муравьи — создавать муравейники. Причем некоторые биологические виды оказались в этом даже более изобретательными, чем человек. Я полагаю, — подчеркивал ученый, — что возможность выжить без инородных орудий труда дала древнейшему человеку достаточное время для развития тех нематериальных элементов его культуры, которые в значительной степени обогатили его технологию.
Л. Мамфорд считает, что рассматривать человека как животное, которое изготавливает орудия труда, — значит, пропустить значительный период человеческой предыстории, который сыграл решающую роль в развитии его ума. Вначале человек научился понимать и производить символы. Именно они, по мнению ученого, были прологом культуры. А символы рождались из способности человека сделать акцент на самом себе, сделать из себя нечто такое, что выделяло его из окружающего мира.
Русский философ П. А. Флоренский, производивший слово «культура» от слова «культ» — поклонение богам, считал, что культура имеет божественное происхождение. Не в буквальном смысле этих слов, а в том, что создание материальных орудий труда, полезных для выживания человека (молот, пила, насос и др.), носит сакральный (священный), т. е. культурный смысл. Машины и инструменты, по смыслу Флоренского, это не просто творения культуры, это символы эпохи.
Это лишь некоторые точки зрения на генезис культуры, на ее происхождение. Очевидно, что каждая из них содержит какую-то часть истины. Но они не могут полностью раскрыть тайну превращения обезьяны в человека, не могут объяснить секреты социальной жизни. Поэтому вопрос о происхождении человека во всех деталях окончательно не аргументирован. Но, несмотря на это, сам феномен культуры, ее возникновение и становление рассматривается всеми теориями как радикальный сдвиг в развитии человека, человечества в целом и всего исторического процесса.
Использованная литература:
1.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, — 170 с.
2.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.
Культурогенез (происхождение и развитие культуры)
Культурогенез, или становление культуры, – процесс формирования основных сущностных характеристик. Начинается культурогенез, когда у группы людей появляется необходимость в особых общих формах жизнедеятельности, адаптированных к конкретным условиям места и времени, а заканчивается возникновением форм и стандартов, закрепленных в нравах и обычаях.
В современной науке существует множество различных трактовок генезиса культуры: существует орудийно-трудовая концепция (культура возникла благодаря способности человека к труду и его умению создавать технические приспособления), эволюционная (культура ведет свое начало из поступательного развития живой материи), психоаналитическая, символическая, социокультурная, игровая, религиозная и т. д.
Остановимся на некоторых из них подробнее. Орудийно-тру-довая концепция (Ф.Энгельс): человека согласно этой теории отличает от животных способность трудиться. Все социальное и культурное развитие непосредственным образом связано со становлением человеческого труда, который и превращает человеческую жизнедеятельность в общественную и культурную. Предполагается, что трудовая деятельность значительно расширяет пространство культуры. С. Чернышев, истолковывая трудовую теорию, писал о том, что человек выступает как «общественное животное, т. е. такое животное, стереотипы поведения которого заложены не в нем, а вне его, в социальной форме общения. Сущность человека – не в его генотипе, а в совокупности всех общественных отношений. Поэтому животным рождаются, человеком лишь становятся».
Трудовая концепция генезиса культуры и антропогенеза утверждает, что создание искусственных орудий труда породило появление речи, языка, сознания, мышления и наконец культуры.
Символическая гипотеза Кассирера: в связи с тем что человек биологически более слабый, чем животное, то он неосознанно подражал ему. Это привело к постепенной выработке определенной системы ориентиров, которая надстраивается над инстинктами, дополняя их. Именно в этом заключается символическое приспособление к миру. Символы прежде всего обладают функциональной ценностью, и тайна культурогенеза коренится в формировании человека как символического животного.
Игровая теория Гадамера, Финка, Хейзинга: источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности.
Согласно этой теории игра гораздо «старше» культуры. Хотя она присуща и животным, но именно у человека это содержательная функция со многими гранями смысла. Движущиеся силы культурной жизни рождаются в мифе и культе. Игра является прежде всего свободной деятельностью, которая носит незаинтересованный характер.
Прежде чем изменять окружающую среду, человек уже сделал это в собственном воображении, в сфере игры.
Психоаналитическая теория Фрейда: раскрытие генезиса культуры через феномен первобытной культуры, т. е. большое значение в данной концепции придается системе запретов – табу. Человек обладает особенностью, которая не присуща животному миру.
Данное свойство возникает неожиданно, случайно, и тем не менее сама возможность его появления заложена в человеке. Это качество – совесть. Именно она выделила человека из царства животных и создала культуру. Феномен совести, по теории Фрейда, берет свое начало от первородного греха – убийства первобытного «отца».
Этот акт привел к раскаянию, рождению из животного человека и появлению культуры как средства преодоления навязчивых видений. Таким образом, только совершив коллективное преступление, пралюди обрели способность к социальной жизни. Человеческая культура – все то, что возвышает человеческую жизнь над природными условиями и чем она отличается от жизни животных.
Культура имеет две стороны:
1) она охватывает все приобретенные знания и умения, дающие человеку возможность овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения своих потребностей;
2) в нее входят все институты, необходимые для упорядочения взаимоотношений между людьми.
Таким образом, культура создается путем подавления и принуждения природных инстинктов, культурогенез обусловлен наложением запретов, а главная задача культуры заключается в том, чтобы защищать отдельного человека и общество в целом от природы.
Последователь данной теории Э. Фромм делает еще один акцент: именно история и культура призваны раскрыть в человеке разрушительные способности.
Происхождение культуры
Проблема культурогенеза — появления и развития ранних форм культуры — одна из самых сложных и дискуссионных в культурологии. Единственным субъектом культуры, создающим жизненную среду для себя и формирующимся под ее воздействием, бесспорно, является человек. Это значит, что становление мира культуры произошло в результате длительного процесса взаимодействия биологической эволюции и социальной и истоки культуры следует искать там и тогда, где появляется человек, но не как биологическая особь, а как мыслящее, разумное существо. С этим утверждением согласны все философы, культурологи и ученые. Но, размышляя о скачке, в ходе которого осуществился этот переход, они выдвигают различные гипотезы о его причинах, создавая тем самым разные версии культурогенеза.
Концепции культурогенеза в современной культурологии
Первые попытки ответа на вопрос об истоках культуры можно найти в древних мифах и религии.
Креационистская концепция утверждает, что человек был создан Богом (или богами) и все человеческие качества, в том числе умение создавать культуру, были получены свыше. Поэтому в мифологии многих народов присутствует бог-просветитель, обучающий людей речи, различным умениям и навыкам, а также правилам поведения и организации совместной жизни. Такова была деятельность титана Прометея из греческой мифологии. Согласно Библии, первые люди были созданы Богом уже взрослыми, владевшими даром речи. Нарушив запрет, вкусив от древа познания добра и зла, они были изгнаны из рая и начали трудиться, чтобы выжить на земле.
Трансцендентальные теории культурогенеза, созданные рядом религиозно ориентированных философов, близки к этой концепции. Для них возникновение культуры также предопределено свыше (или извне), так как оно связано не с естественным развитием человека, ас импульсом или замыслом, с которым в человеческое общество привносится идея культуры. Так, об устремленности человека к высшему началу писал крупнейший русский философ B.C. Соловьев (1853-1900). По его словам, человеку следует житьлишьдля идеи высшей правды, для стремления человеческого духа к его родному, вечному началу. Поэтому культура возникает как жажда бессмертного духа, а ее целью становится обожествление человечества через приближение к Христу.
Гуманистически-демиургическая концепция культурогенеза является своеобразным вариантом трансцендентальной теории. Ярким представителем этой концепции был Н.Л. Бердяев. Бог — это Творец, создавший мир и человека всего за семь дней. После этого человек, созданный по Его образу и подобию, продолжил дело творения на Земле, создавая свой, человеческий мир. Таким образом, создание человеком культуры можно назвать восьмым днем творения.
Трудности всех теорий этой группы очевидны: они признают наличие некой высшей силы и поэтому не могут рассматриваться как научные.
Космологические теории культурогенеза также выносили источник возникновения культуры. Большинство космистов — В.И. Вернадский, П.А. Флоренский, П. Тейяр де Шарден, Л.H. Гумилев и др. — находили причину развития культуры в действии особых космических сил и факторов, благодаря которым на Земле складываются благоприятные условия для развития человека, возникновения его особых качеств, без которых не произошло бы появления культуры. Так, автор концепции этногенеза Л.Н. Гумилев связывал развитие человечества (этносов) и культуры с пассионарными толчками под действием особого вида космических излучений. Полученная при этом пассионарная энергия расходуется на создание и развитие новою этноса, уникальность которого определяется его культурой, представляющей собой кристаллизованную энергию пассионарности.
Натуралистические концепции происхождения культуры считают сс возникновение следствием саморазвития человеческого рода, естественным результатом его эволюции. При этом обнаруживается родство с процессами в животном мире, а истоки культуры находят в жизни высших животных. Подобных взглядов придерживаются многие ученые-естествоиспытатели, например Ч.Дарвин, Г. Спенсер. К числу сторонников этой концепции относятся и представители этологичсских концепций культуры. Так, К. Лоренц утверждал, что многочисленные ритуалы, а также нормы и правила поведения, регулирующие жизнь человека в обществе, в зародыше содержатся в поведении животных. Природа предусмотрела специальные механизмы, тормозящие проявления инстинктивных форм поведения (прежде всего агрессии), например долгая подготовка к схватке, позы покорности и т.п. Это позволяет говорить о некоторой ритуапизации повеления высших животных и может считаться зародышем культуры.
Игровые концепции культурогенеза являются своеобразным вариантом этого подхода. Среди их сторонников — Й. Хейзинга, считающий, что культура возникла из игры, известной еще животным. Вначале была игра как специфическая организация, а позже из нее возникли спорт, искусство, религия, философия и другие сферы культуры. Игра всегда служила тренировкой разных человеческих качеств и навыков, в ней прорабатывались сценарии будущих действий человека. Состязательность, присущая игре, стимулировала раскрытие способностей человека, что влияло на его место в социальной иерархии. Правда, не очень ясно, почему играли все животные, а культура появилась только у потомков некоторых видов обезьян.
Орудиино-трудовая теории происхождения культуры изложена в работе Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где утверждается, что мышление, речь, знания появляются в процессе коллективной трудовой деятельности и совершенствования орудий труда. Широко известно заявление Энгельса: «Труд создал человека». Это обусловлено тем, что в процессе трудовой деятельности возникает необходимость организовать совместные усилия и согласовать их, для чего требуются средства общения. Язык и сознание, развивавшиеся параллельно, привели к переходу обезьяноподобных предков в качественно новое состояние — человека. Так труд породил культуру. Затем развитие трудовых навыков, появившееся разделение труда и ростсго производительности позволили освободить некоторое время для занятий, не имевших непосредственного отношения к проблеме выживания человека. Досуг стал расходоваться на удовлетворение других человеческих потребностей, среди которых — потребность в прекрасном. Постепенно выделился ряд «творческих» людей — художников, скульпторов, музыкантов, писателей. С развитием человеческого общества и его культуры создателей духовных ценностей становилось все больше — появились философы, ученые и т.д.
Социальная концепция культурогенеза дополняет данную теорию. Одним из ее авторов может быть назван основоположник функционализма в культурологии Б. Малиновский. Он подчеркивает не ценность труда самого по себе, а необходимость объединения людей в коллектив в процессе труда для выполнения возникавших перед ними проблем — совместной охоты, обработки земли, строительства жилищ и т.п. Поэтому на первый план выступают социальные отношения, связывающие людей, а также необходимость регулирования этих отношений.
Магическая теория культурогенеза под иным углом зрения рассматривает социальные отношения. Ее сторонниками являются Дж. Фрэзер, J1. Леви-Брюль и другие известные ученые и философы. Они считают, что первобытное мышление и поведение, а также социальные отношения были пронизаны магическими представлениями и ритуалами, занимавшими господствующее место из-за неразвитости логического мышления и недостаточности знаний людей о мире, которые возмещались фантазией и воображением. Желая воздействовать на предметы и явления для получения нужного практического результата, первобытные люди создавали заклинания, совершали символические действия. Исходя из принципа единства мира, они не различали реальную действительность и мир магических ритуалов, совершая необходимые действия, были уверены в нужном исходе. Так появляются первичные религиозные представления и переживания, а значит, рождается культура.
Символическая концепция культурогенеза — следующий шаг в развитии этих идей. Ее основные положения присутствуют в работах Э. Кассирера, К.Г. Юнга, М. Хайдепера. Сознание по своей природе связано с символами, которые относятся не к предмету, а к означению его смысла. Придавать какой-то смысл предметам и явлениям (как естественного, так и искусственного происхождения) может только человек на основе своей деятельности и рефлексии этой деятельности. Через символ происходит одухотворение веши, открытие за ее предметным планом ее значения, смысла, ее духовного бытия для человека. Появление этой способности и есть рождение культуры — нового уровня взаимодействия человека и окружающего мира. Многие исследователи отмечают объективность принципов символизации. Так, П. Флоренский приводил примеры существования параллельной символики у разных народов и в разное время. Символы можно считать особой формой знания, имеющей свои внутренние законы и критерии точности. В силу этого они становятся исходной формой культурного выражения мира, понятого и упорядоченного человеком. Символы могут использоваться для художественного отображения мира и служить своеобразной формой его познания.
Нетрудно заметить, что многие из рассмотренных концепций культурогенеза пересекаются, дополн я ют друг друга. Поэтому ряд философов и культурологов одновременно являются представителями разных концепций. Это говорит как о сложности проблемы происхождения культуры, так и о том, что причины се возникновения носят комплексный характер.
Биосоциальная гипотеза происхождения культуры
Рассмотрение вопроса происхождения культуры следует начинать с констатации очевидного факта, не вызывающего возражений у сторонников различных концепций. Суть его в том, что человек является прежде всего живым существом, поэтому его жизнедеятельность протекает в соответствии с биологическими ритмами и законами. Человек вышел из природы, живет природой, черпает из нее необходимые для жизни средства, взаимодействует с ней как со средой обитания, т.е. он в значительной мере остается существом природным. Представления о человеке как исключительно общественном существе, преодолевшем законы природы, подчинившем их своим целям и возвысившемся над природой, остались в прошлом и не воспринимаются серьезно в современной науке. Поэтому никто не спорит с утверждением, что мир культуры тесно связан с процессом гоминизации — переходом от животного к человеку. В то же время палеонтологическая летопись человечества постоянно отодвигает начало человеческой родословной все дальше в прошлое. При этом нет убедительных и аргументированных возражений против утверждения, что Homo sapiens возник в ходе эволюции отряда приматов.
Дриопитек («древесная обезьяна») считается самым древним предком человека; он является предком как человека, так и современных низших обезьян (макак, павианов). Появление высших обезьян, ставших непосредственными предками человека, произошло около 20 млн лет назад; тогда на планете существовало около 20 родов и 30 видов антропоидов. Но лишь один из них — австралопитек — совершил переход к человеку. Возраст его древнейших останков оценивается в 5,5 млн лет. Около 2 млн лет назад появился Homo habilis — зинджантроп («человек умелый»), который обладал такими признаками, как прямохождение, развитая кисть руки, способность применять и изготовлять каменные орудия труда. Его эволюция привела к появлению около 1,5 млн лет назад Homo erectus — питекантропа, обладавшего более развитым мозгом. Следующим шагом стало появление около 200 тыс. лет назад неандертальца, у которого объем мозга был даже больше, чем у современного человека. Но, как считают многие ученые, он не был нашим непосредственным предком, став побочной, тупиковой ветвью эволюции. Наконец, 35-30 тыс. лет назад (иногда время его появления увеличивают до 100 тыс. лет) появился человек современною вида — кроманьонец. Благодаря хорошо развитому мозгу, общественному характеру труда резко уменьшилась зависимость кроманьонца от внешней среды, у него появилось абстрактное мышление и способность отражения окружающего мира в художественных образах и символах. После этого влияние биологических факторов на эволюцию человека перестало быть определяющим и эволюция приобрела в большей степени социокультурный характер.
Небольшой биологически наследуемый слой все же остался в человеческой природе, но он хорошо подвергается культурной обработке. Это — обеспечение самосохранения, продления рода, подражание, стремление к исследованию окружающего мира ради выживания, стадное чувство. Людям от рождения также присущи такие качества, как властолюбие или стремление подчиняться, славолюбие или конформизм. Это объясняется тем, что любой группе нужны как лидеры и новаторы, заставляющие меняться и развиваться (но их не должно быть слишком много), так и послушные, исполнительные люди, обеспечивающие стабильность в обществе. У человека нет инстинктов — генетически наследуемых программ поведения, присущих в большей или меньшей степени всем животным. Все, что делает нас людьми, мы получаем только в процессе инкультурации и социализации. Появление человека имело определенные биологические предпосылки, создавшие возможность качественного скачка.
Мутации у предков человека, впоследствии закрепленные биологической и социальной эволюцией, были важнейшими среди них. В качестве причин мутаций ученые называют влияние ближнего космоса и солнечной активности, периодическую смену магнитных полюсов Земли, геологическую активность Земли и поступление радиации из земных недр. Источником мутаций могли быть также стресс, сверхбольшие нервные нагрузки, которые, по мнению современных ученых, расшатывают иммунную систему и наследственный аппарат. Причинами стресса могбытьчастый голод из-за резкого изменения климата и сокращения вследствие этого жизненных ресурсов. Скорее всего, эти причины действовали комплексно. Известно, что в Восточной Африке, признанном месте появления человека, около 20 млн лег назад образовались трещины в земной коре, в результате чего на поверхности обнажились залежи урановых руд. (Там и в наши дни существует естественный «атомный реактор», появившийся миллионы лет назад.) Они интенсивно влияли на приматов, живших в расположенных вблизи пещерах, вызывая мутации разного рода. Там же отмечена интенсивная вулканическая деятельность, при которой на поверхность Земли выбрасывалось огромное количество веществ-мутагенов.
Мутагенные факторы стали спусковым крючком начавшегося превращения обезьяны в человека. Считается, что при этом наблюдался синдром Бмоси- Клювера, приведший к кризису чисто животного существования и проявлявшийся в том, что радиация повреждала некоторые участки мозга — миндалевидное ядро, поясную извилину или мозговой свод. Это приводило к огрублению и сокращению хватательных функций задних конечностей, которые отныне должны были служить лишь средством передвижения по земле. Кроме того, у высших приматов начала ослабевать власть инстинктов, размываться половые циклы и формировалась способность к деторождению в течение всего года. Так сформировались новые физические качества, с помощью которых человек мог трудиться, развивая при этом свои руки и мозг. Важнейшими шагами входе эволюции человека стали прямохождение, развитие руки и мозга, называемые гоминидной триадой.
Переход к прямохождению был связан с переменой древесного образа жизни на наземный и детерминирован наступлением ледникового периода. Очевидно, что гоминидные предки не ушли к экватору вместе с тропическими лесами, а стали приспосабливаться к новым суровым условиям. При этом предки австралопитеков передвигались по земле в полувертикальном положении, что освобождало их верхние конечности для защиты и охоты с помощью камней и палок. Кроме того, поскольку перемещение на двух ногах сложнее, чем на четырех конечностях, то это обстоятельство стимулировало развитие психики, чтобы обеспечить быстрое ориентирование, координацию тела и работу конечностей. Это в свою очередь повлекло изменение анатомического строения мозга. Средний объем мозга австралопитека составлял 552 см 3 — такой же, как у современных человекообразных обезьян, но гораздо более сложный.
Кроме того, изменение положения головы и глаз привело к резкому возрастанию объема зрительной информации, что создавало предпосылки для совершенствования форм восприятия действительности в конкретных образах. Эти достоинства обеспечили победу обезьянолюдей в борьбе за существование и привели 1,5-2 млн лет назад к их широкому расселению по Африке, Средиземноморью и Азии.
Постепенно у австралопитеков совершенствовались прямохождение, устойчивость тела и верхние конечности. Вначале они были слабо развиты и могли производить лишь самые простые действия. В результате длительного отбора сформировалась не просто более умелая и ловкая лапа, а именно человеческая рука с характерным противопоставлением большого пальца остальным.
Любое живое существо должно приспосабливаться к окружающей его среде. Но животное обладает инстинктами, связанными с научением, регулирующим его поведение в каждый момент жизни, и в любом случае знает, как действовать, мир его восприятия и действие сопряжены.
Иначе обстоит дело с человеком. Жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению. При этом постепенно отмирали прежде существовавшие инстинкты — генетически заложенные программы поведения в определенных ситуациях. Поэтому возникла настоятельная потребность в небиологическом способе хранения и передачи информации, необходимой для выживания вида. В ответ на данную потребность появилась символическая деятельность — речь, связанная со способностью замешать природные процессы и явления их образами и символами. Это в свою очередь повлекло за собой дальнейшее развитие мозга, процесса мышления, легло в основу абстрактного мышления, свойственного только человеку. Одновременно развивались воображение, способность к идеальной, духовной жизни.
Но с появлением зачаточных форм труда человек не перестал подчиняться биологическим факторам эволюции — изменчивости, наследственности и естественному отбору. Они еще долго оставались ведущими в эволюции человека, постепенно уступая место социальным факторам — трудовой деятельности, общественному образу жизни, речи и мышлению — всему тому, что мы называем культурой. Они отличают человека от животного.
Во-первых, даже высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению — к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о нем вообще можно говорить, всегда конкретно, а мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логичным. Многие животные совершают очень сложные действия (например, пчелы строят соты, бобры — плотины и т.д.), но в их основе лежат генетически заложенные программы поведения — инстинкты. Лишь человек вначале составляет план действий, а потом претворястего в жизнь, так как он не имеет наследственных программ поведения. Человек сознает, что делает, и понимает мир. Поэтому важной стороной антропо- социогенеза является развитие сознания — высшей формы отражения мира, которое позволяет человеку познавать окружающий мир, переживать свое отношение к нему, регулировать свою деятельность. В сознании человека складывается картина мира, состоящая из понятий и образов. Так происходит удвоение мира: появляется идеальный мир, замещающий реальный мир в нашем сознании. Он позволяет человеку планировать свои действия, а также рассуждать и строить умозаключения. Стержнем, благодаря которому формируется идеальный мир нашего сознания, является мышление.
Обобщение, зафиксированное в знаке, представляет собой процесс познания мира в самом широком смысле, так как результатом познания является получение знаний — выраженных в системе знаков обобщенных элементов сознания, позволяющих различать вещи объективного мира. Можно сказать, что именно знания являются ядром сознания. Но человек не только познает мир, но и оценивает его с точки зрения значимости предметов и явлений мира для себя. Поэтому сознание — это еще и сфера переживания действительности, связанная с эмоционально-волевой стороной. Она формируется на базе эмоциональной сферы.
На начальных этапах развития сознание было предметным, оно не могло происходить в отрыве от орудий труда и необходимый опыт передавался в процессе коллективного подражания. Когда примитивные орудия труда изготовлялись с помощью однотипных действий (например, скалывание заготовки отбойником), устойчивое идеальное целеполагание не было развито. Оно стало развиваться с переходом к многозвенному трудовому процессу изготовления составных и специализированных орудий труда. При этом происходила интериоризация сознания: предметное действие человека уходило во внутренний план, а непосредственным носителем мысли становился язык. После этого предметно-действенное сознание сменилось мифологическим, отражающим мир в форме идеальных чувственных образов.
Во-вторых, фундаментальным отличием человека от животных является речь. Хотя у животных может быть очень развита система общения с помощью различных сигналов (например, дельфины общаются с помощью звуков и ультразвуков, муравьи — с помощью запахов), это общение происходит на основе первой сигнальной системы — через запахи, касания, видимые позы, мимику, жесты, слышимые звуковые сигналы. Сигналы и информация, которая можетбыть передана через них, относятся лишь к настоящему времени. А у человека есть то, что И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой, — общение посредством слов, позволяющих передавать информацию как о настоящем, так о прошлом и будущем. Так слово становится видовым признаком человека.
Можно предположить, что речь появилась из звуков, произносившихся при совместной охоте и в других коллективных действиях. Но она сформировалась не сразу. Скорее всего, у человекообразных обезьян и первобытных людей в зачаточной форме сосуществовали два типа языка — первичный (язык жестов), развивавшийся на основе зрительно-двигательной коммуникации (современные человекообразные обезьяны способны его использовать), и вторичный, формировавшийся на базе звуковой коммуникации, в основе которой были эмоционально окрашенные крики обезьян и нейтральные шумы, не сопровождавшиеся видимым возбуждением. Именно он и превратился постепенно в речь. Очевидно, австралопитеки в основном общались с помощью жестов, сопровождая их звуковыми восклицаниями. Но в некоторых ситуациях (по ночам, в тумане и т.д.) жесты были просто невозможны. Кроме того, жесты плохо подразделяются на составные элементы, из-за чего с их помощью трудно выражать сложные ситуации. Поэтому параллельно совершенствовалась звуковая коммуникация. Если у человекообразных обезьян насчитывалось 20-30 сигналов, то у австралопитеков их было около сотни.
Собственно речь возникла у питекантропов. У них были слова для обозначения отдельных предметов и некоторых действий, общие для всех людей одной группы. Считается, что вначале появились корни глаголов, называющие определенные виды деятельности, а затем другие части слова и речи. В речи питекантропов преобладали щелкающие и носовые звуки. У неандертальцев совершенствовалась артикуляция, формировались простейшая грамматика и синтаксис, расширялась лексика. Если питекантропы использовали речь только в диалоге, то неандертальцы использовали монолог, сложные формы высказываний и сложные предложения.
В-треть и х, важнейшим отличием человека от животных является способность к труду. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные способны к сложным видам деятельности, например обезьяны используют палки, чтобы достать плод. Но только человек способен создавать орудия труда. Именно с этим отличием связано утверждение, согласно которому животные приспособляются к окружающей среде, а человек преобразует ее; кроме того, груд создал человека.
Освоение огня сыграло огромную роль в процессе преодоления человеком зависимости от природы. Огонь защищал людей от хищников, обогревал жилище, использовался при приготовлении пищи, при изготовлении более совершенных орудий труда и т.п. В любом из этих случаев огонь выступал как фактор выделения особого, антропогенного, т.е. культурного, пространства. Освоив огонь, человек сделал еще один гигантский шаг к сознательному контролю над своей жизнью, уходя из-под абсолютной власти природы.
Главным занятием предков людей на всем протяжении процесса антропогенеза была стадная охота — коллективная деятельность, в ходе которой складывались орудийное, практическое отношение к природе, социальные отношения в первобытном стаде, что требовало развития высшего уровня психики — сознания. Кроме того, вокруг производства орудий труда, передачи социального опыта укреплялись связи, развивалась сплоченность, так как и совместная охота на крупных животных, и производство орудий труда требуют организации и координации действий.
Параллельно начался процесс естественного разделения труда, который вначале происходил по половозрастному признаку: мужчины охотились, женщины занимались собирательством, приготовлением пиши и воспитанием детей, старики изготовляли орудия труда и обучали молодежь. Это привело к росту производительности труда, развитию примитивных отношений обмена, появлению кровного рода — основной социальной структу ры, существовавшей десятки тысяч лет. Численность рода была невелика — от 30 до 50 человек, так как невозможно прокормить больше людей с помощью охоты и собирательства. Однако для того чтобы новые явления в жизни гоминидов прижились и утвердились, было недостаточно простой иерархической организации, свойственной всем живым сообществам, когда во главе стада стоит самец и все отношения особей строятся «сверху вниз» по пирамиде убывающей силы. Характерные для обезьян «гаремные стычки» самцов и прочие внутренние распри могли свести на нет все завоевания антропогенеза. Долгое время в первобытных коллективах существовала эндогамия, но постепенно появились первые ограничения, в частности установлен запрет на брачные отношения внутри своего рода. Необходимость поиска самок за его пределами побуждала к взаимодействию с «чужаками», что приводило к установлению родственных отношений между отдельными группами и появлению более широких общностей — клана, племени, союза племен. Так возникла первая форма семьи — дуально-родовой брак, в котором все мужчины одного рода считались мужьями всех женщин другого рода и наоборот. Это позволяет говорить о рождении человеческою общества, об окончательном выделении человека из животного мира.
Можно сказать, что начало человеческой культуры связано со сменой инстинктивных форм удовлетворения потребностей сознательной деятельностью, а культура представляет собой качественно новое приспособление к среде обитания, основанное не на инстинктах, а на сознании и не закрепленное в биологических механизмах передачи наследственной информации. Сохранение и дальнейшее существование культуры требует постоянного труда по ее поддержанию — воспроизводства знаний и умений у каждого поколения в процессах воспитания и образования, а также приобретения новых знаний, обеспечивающих ее развитие. Чтобы не вернуться к дикости, люди должны не только сохранять, воспроизводить и распространять продукты и ценности культуры, но и заниматься самосовершенствованием, так как без постоянного, ежедневного труда ни один из продуктов культуры не сохранится, ибо они не заложены в человеческой физиологии, в устройстве мозга, в наших генах, а есть лишь способность к культурной деятельности, которая гаснет в первые годы жизни ребенка, не будучи востребованной.
Следовательно, культура — это сугубо человеческий способ приспособления к окружающей среде, позволяющий человеку создать свой искусственный мир — вторую природу, состоящую из материальных и духовных ценностей, норм поведения и общежития, орудий труда, символов сознания и т.д. При этом человек не остается в стороне от тех продуктов культуры, которые он сам создал, а предстает как продукт собственной истории, собственной деятельности, собственного сознания, но создавая материальные и духовные ценности и нормы, развивая умения и навыки, он тем самым создает самого себя.
Поскольку человек лишен набора инстинктов, развившееся человеческое сознание играет решающую роль в выборе способа удовлетворения разнообразных потребностей человека. Возможность выбора — это показатель свободы человека и важнейшая сторона культуры. Но свобода как новый тип бытия человека невозможна без творчества, ибо человек не просто выбирает из тех возможностей, которые ему предоставляет природа, но сам создает эти возможности, не связанные с условиями внешней среды. При этом в человеческом сознании должны сосуществовать реальность и возможность, что обеспечивают символические системы, создающие картину мира. Кроме того, в символах человек закрепляет различные стандарты поведения, может передавать их другим людям.