учение о происхождении человека это
Теории происхождения человека
Происхождение человека объясняют представители естественных (антропология, биология, физиология), гуманитарных (история, психология, социология, философия) и технических (кибернетика, бионика, генная инженерия) наук. Большинство наук рассматривает человека как систему, соединяющую в себя биологические и социальные компоненты. Существует четыре основные концепции о происхождении человека: креационистическая (идеалистическая), биологическая, трудовая и мутационная.
Идеалистическая теория.
В зависимости от развития религии, можно выделить несколько вариантов происхождения человека. В мифах бесписьменных народов повествуется о том, что тотемный предок (обычно это животное) превратился в первого человека и дал начало их роду. Например, австралийцы считают своим предком ящерицу.
В языческих религиях, которые верили во множество богов, человека считают творением этих богов. Например, древние шумеры считали, что первые люди были созданы богами из глины, чтобы те им служили. Древние греки считали себя потомками богов. В монотеистических религиях, таких как христианство и ислам существует единый Бог, который считается творцом мира и человека. В Библии отмечается, что Бог создал мир и человека за шесть дней. Он создал Адама из праха земного и дал ему жизнь, затем из ребра Адама он создал Еву. Из всех религий выходит, что человек есть творение Бога. Однако есть множество научных доказательств, показывающих безосновательность религиозных доводов.
Биологическая теория.
Карл Линней, в книге «Системы природы» (1735 г.) отнес человека к животному миру и отвел ему место рядом с человекообразными обезьянами. Ламарк, в книге «Философия зоологии» (1809 г.) излагает гипотезу о происхождении человека от обезьян, возможно, человек произошел от шимпанзе. Дарвин, в книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) обосновал естественное происхождение человека от узконосых человекообразных обезьян без вмешательства Бога. Во второй половине XVIII века Ж. Бюффон показал сходство основных органов человека и животных.
Эволюционная теория антропогенеза Дарвина и Тейяра де Шардена согласуетсястеорией самоорганизации материи. По мнению де Шардена, появление «гомо сапиенс» – это скачок в антропогенезе. В рамках эволюционной концепции, он обосновал единство биологической и социальной природы человека.История гомо сапиенса показала, что человеческий разум не имеет предела совершенствования и развития.
Трудовая теория.
Энгельс, в книге «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» объяснил, что труд превратил обезьяноподобных предков в людей. Начало изготовления орудия труда совпадает с возникновением речи и мышления. Около 5 млн. лет назад австралопитеки начали трудиться и при этом развивали свои руки и мозг. Прямохождение перестроило организм, освободив передние конечности, тем самым было создано условие для совершения труда, изменения положения головы и глаз. Это привело к возрастанию зрительной информации. Труд привел к зарождению и развитию социальных отношений, сознания, мышления, языка, и тем самым превратил обезьяну в человека.
Жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению, из-за чего существующие инстинкты (генетически заложенные программы поведения в определенных условиях) постепенно отмирали. Поэтому возникла необходимость в небиологическом способе хранения и передачи информации. Так появилась символическая деятельность – применение символов в качестве образов объектов при хранении и передаче информации и при речи. Все это развивало мозг, и привело к возникновению абстрактного мышления.
С появлением труда, человек перестал подчиняться биологическим факторам эволюции, т.е. триадам Дарвина. В дальнейшем эволюция человека начала зависеть от социальных факторов: трудовой деятельности, общественного образа жизни, речи и мышления. Социальные факторы начали влиять на человека современного вида (кроманьонца) около 40 тысяч лет назад.
Мутационная теория.
В начале ХХ века, появилась мутационная теория эволюции нидерландского ученого Хуго де Фриза. Согласно этой теории, новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в геноме.
Ученые считают, что биологическая основа появления человека – это полезные мутации. Причины возникновения полезных мутаций могут быть разными. Еще в 30 годы ХХ века, ученый А. А. Чижевский доказал, что периодические колебания интенсивности излучения Солнца влияют на биосферу Земли.
Причиной мутаций могла стать геологическая активность Земли. Например, в Восточной Африке около 20 млн. лет назад в земной коре образовались трещины. Благодаря этим трещинам, на поверхности Земли возникли залежи урановых руд. Урановые руды значительно повышают естественную радиацию в Восточной Африке. Вероятно, радиация положительно влияла на приматов, живших в пещерах, расположенных вблизи урановых руд, вызывая мутации разного рода.
Следующей причиной возникновения мутаций ученые считают нервные запредельные нагрузки, т.е. стресс. Стресс – это острая гормональная реакция организма на внешние раздражения. При этом возникают резко отрицательные эмоции, вспышки страха, гнева и т. д.
Согласно мутационной теории, человек – это обезьяний мутант. Однако мутанта в природных условиях ждала неминуемая гибель. Но мутант сумел выжить, используя орудия труда, живя в обществе, творя культуру, и стал человеком.
Вопросы для самоконтроля
1. Сколько существует, в основном теории о происхождении человека?
2. Как объясняет происхождение человека идеалистическая теория?
3. Как объясняет происхождение человека мусульманская религия?
4. Как объясняет происхождение человека христианская религия?
5. За сколько дней, бог сотворил мир и человека?
6. Кто и когда написал книгу «Система мира»?
7. Кто и когда написал книгу «Философия зоологии»?
8. Кто и когда написал книгу «Происхождения человека и полевой отбор»?
9. Когда и на основании чего, французский археолог Буше де Перт доказал, что возраст появления человека значительно больше, чем по Библии?
10. Как объясняет происхождение человека биологическая теория?
11. Какие промежуточные формы нашли палеонтологи между человеком и высшими обезьянами?
12. Какие обезьяны относятся к числу современных человекообразных обезьян?
13. Какая из человекообразных обезьян самая близкая к человеку?
14. Кто написал книгу «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»?
15. Как объясняет происхождения человека трудовая теория?
16. Сколько миллионов лет назад австралопитеки начали трудиться и при этом развивали свои руки и мозг?
17. Что привело к зарождению сознания, мышления, языка, и тем самым превратило обезьяну в человека?
18. С появлением чего, человек перестал подчиняться триадам Дарвина?
19. Сколько тысяч лет назад, начали влиять на человека социальные факторы?
20. Как объясняет происхождения человека мутационная теория Хуго де Фриза?
21. Сколько миллионов лет назад, в Восточной Африке в земной коре образовались трещины?
22. Какая теория считает, человека обезьяним мутантом?
23. Благодаря чему, обезьяний мутант сумел выжить и стал человеком?
Антропогенез и гипотезы происхождения человека
Понятие об антропогенезе
Слово «антропогенез» произошло от греческих слов anthropos, что означало «человек» и genesis, что значило «происхождение».
Споры о происхождении человека длятся столько времени, сколько существует человечество. Наша задача – обозначить основные точки зрения на данный вопрос и дать философскую оценку этому процессу.
В современной антропологии существует несколько концепций человеческого происхождения – космологизм, креационизм, концепция философской антропологии и теория эволюции или естественнонаучная теория.
Не имеет смысла раскрывать каждую из них детально, т.к. все они определяли концепции человеческого образа в какой-то мере, однако необходимо обозначить их более конкретно.
Креационизм
Сущность этой теории уходит корнями в Средневековье. В соответствии с ней человека и мир создал Бог. Креационисты говорят о том, что Землю создали 10 000 лет назад, а все окаменелости, которые обнаружили археологи – это результат Великого потопа. Бог является творцом всего, а задача человека – поклоняться ему, верить в силу божественного промысла и ждать продолжения жизни после смерти в потустороннем мире в зависимости от того, какие мирские поступки совершались человеком: в раю для праведников и в аду для грешных. Данная теория не имеет серьезных противоречий по поводу происхождения мира в трех мировых религиях – буддизме, исламе и христианстве. Различия проявляются лишь в тонкостях теологических построений, которые относятся к обоснованию сути земного человеческого бытия. В соответствии с теорией креационизма полностью отрицается процесс естественного отбора и эволюции.
Космологизм
Основная идея данной концепции заключается в том, что человек обязан своим появлением на Земле внеземным цивилизациям. Именно они способствовали появлению человека на планете, а сейчас инопланетяне следят за эволюцией людей и их развитием, не вмешиваясь в данный процесс. Наша планета для инопланетян – это полигон для исследований.
Обе теории понятны для житейского восприятия, и люди привыкли принимать их без доказательств, на веру – либо Космос, либо Бог. Отдельно представляемые явления в космологизме (НЛО) либо являются абстрактными, либо предлагаются на веру, либо существуют как элементы людского шарлатанства. Наука же нуждается в представлении фактов и явлениях, которые формируют закономерности и обладают объективностью, устойчивостью, существенностью, повторяемостью и необходимостью.
Теория эволюции или естественнонаучная теория
Она базируется на большом количестве археологических, зоологических, биологических и других данных исследований многопрофильных специалистов. Основным ее представителем является Чарльз Роберт Дарвин, английский естествоиспытатель, который совершил многолетнее кругосветное путешествие, в процессе которого исследовал континентальные геологические участки суши и отдельные островные образования с целью объяснить происхождение и развитие растительного и животного мира, а также геологического движения. Свое уникальное кругосветное путешествие он совершил в качестве натуралиста экспедиции в 1831–1836 годах на английском бриге «Бигль» под командованием капитана Роберта Фиц-Роя (1805–1865). Итогом этого плавания стали 5 томов зоологических и 3 тома геологических результатов. Открытия и наблюдения Дарвина на Галапагосских островах, в Южной Америке и других местах заложили основу для рождения его теории эволюции, с помощью которой он сумел предметно обозначить объективные связи всех явлений и процессов в биотической природе, а также установить изменяемость видов растительного и животного происхождения и преемственность между ними. В своей книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) Дарвин обосновывал гипотезу о том, что человек произошел в результате земной эволюции. При этом ученый не говорил о том, что человек произошел от обезьяны, он лишь полагал, что и у людей, и у человекообразных обезьян есть общий предок и не более.
Для того чтобы понимать естественнонаучную теорию происхождения человека в соответствии с исследованиями Ч. Дарвина, особую важность представляет момент эволюции, под которой понимают биоразвитие от низшего к высшему и наличие в биотическом низшем тех элементов, которые нужны для роста высшего и снятия в высшем низшего. В философском понимании эволюционного процесса человека важно осознавать все объективные факторы, которые способствуют его становлению – биотические и абиотические. Одновременно с пониманием объективных факторов процесса эволюционного преображения «био» в «социо» важна также и деятельностная (природно-общинная) связь, предполагающая комплексный подход, в который входили:
Самое главное для человека было в том, что все собственные действия осуществлялись целенаправленно (в отличие от животного мира). Дарвин выделял несколько закономерно необходимых, длительных стадий, в процессе которых достигалось функциональное единение отдельных индивидов, и они объединялись в группы (племена) – приспособление к окружающей природной среде, выпрямление, прямохождение, освобождение передних конечностей от бесполезных функций, формирование сознания, развитие мышления. Таким образом возникала потребность в общении, передаче и сохранении информации. По К. Марксу решающими факторами превращения примата в человека стали первичная орудийная деятельность, родовое и племенное объединение, речь и мышление. Главным же в становлении человека было то, что, в отличие от животных, он мог совершать универсальные операции, которые в биотическом мире имели одномерный характер: пчелы лепили соты, пауки плели паутину, медведи устраивали берлогу, а человек мог все эти условно-рефлекторные действия не только повторить, но и каким-то образом изменить, создать новое, то, чего до этого в природе не было. Динамика первобытного человекоподобного была такой: приспособление – выпрямление и прямохождение – появление разума (homo ergaster — homo erectus — homo sapiens). В процессе становления будущего человека и формирования его сознания важную роль играл пищевой рацион, который включал в себя естественные продукты растительного, животного (белкового) происхождения (мясо) и рыбу (если были водные бассейны). Благодаря такому питанию мозг будущего человека мог получить большой набор микроэлементов (витаминов), которые были необходимы для его социального функционирования. Более того, совместная рыбалка и охота не только существенно пополняли пищевую корзину первобытного человека, но и способствовали зарождению и развитию человеческих способностей к ремеслу.
Чарльз Роберт Дарвин (1809–1882), англичанин, естествоиспытатель, магистр наук, биолог, член Королевского общества (1845), иностранный член Петербургской Академии наук (1867). Его отцом был врач Роберт Дарвин. Будущий ученый родился в небольшом городке Шрусбери, где закончил среднюю классическую школу. У него не было интереса к предметам, которые там преподавались, и он предпочитал учебе долгие одинокие прогулки по окрестностям, в процессе которых собирал и пополнял свои коллекции насекомых, рыбачил и охотился. Он также самостоятельно изучал химию вместе со своим братом Эразмом. Дарвин закончил школу в 1825 году и затем поступил на курс медицины в Эдинбурге. В 1828 году он перевелся в Кембридж по настоянию отца, чтобы обучиться теологическим наукам и стать в будущем священником. Дарвин еще за время учебы в университете увлекся вопросами естествознания и стремился приобрести в этой сфере широкие познания. Благодаря этому профессор университета рекомендовал его в 1831 году в ту самую знаменательную экспедицию в команду на бриг «Бигль» в качестве натуралиста. Еще в Эдинбурге Дарвин сумел сблизиться с геологами и зоологами, среди которых были будущий профессор зоологии в Лондоне Роберт Грант и будущий хранитель Музея естественной истории при Эдинбургском университете Уильям МакДжилливрей. Свои первые теоретические доклады Чарльз представил на студенческом естественнонаучном кружке. За время обучения в Кембридже Дарвин сблизился с молодыми энтомологами и особенно с Джоном Стивенсоном Генсло (1796–1861), профессором ботаники и основателем естественнонаучного Реевского общества. На Дарвина большое влияние оказали работы А. Гумбольдта «Описание путешествия в Южную Америку» и астронома Дж. Гершеля «Введение в изучение философии естествознания», которые он прочел перед самым выпуском из Кембриджа. По окончании кругосветного странствия Чарльз Дарвин издал следующие книги: «Строение и распределение коралловых рифов» (1842), «Зоологические результаты путешествия на «Бигле» (5 т., 1839–1843), «Геологические наблюдения в Южной Америке» (1846), «Геологические наблюдения над вулканическими островами» (1844) и монография о современных и ископаемых усоногих раках (4 т., 1851–1854). Самым же значительным его трудом стала книга «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», написанная в 1859 году.
Ученый был добропорядочным семьянином, хорошим мужем и отцом. У него было 10 детей, из которых трое погибли в младенческом возрасте из-за болезни. В 1851 году, после того, как погибла его любимица, трехлетняя Эмми, у Дарвина случился серьезных кризис мировоззрения.
Дарвин похоронен в Дауне, недалеко от Лондона. Он умер 19 апреля 1882 года.
Римско-католическая церковь признала учение Дарвина о происхождении видов в 2009 году, в честь 200-летия с его дня рождения. Архиепископ Джанфранко Равази заявил, что теория Дарвина может быть «вполне совместима с христианством».
Данная концепция является наиболее рациональной и может дать ответ на большинство вопросов касательно происхождения человека путем эволюции. Однако даже ее подвергают сомнениям в контексте антропогенеза.
В данной ситуации интересными являются следующие точки зрения.
Французский философ, палеонтолог и антрополог Тейяр де Шарден высказывал сомнения по поводу сроков происхождения человека – их не было, а потом внезапно появились из биомира, в то время как все остальное в животном мире не изменилось. Многие животные, такие как волки, зебры, лисы, барсуки и на сегодняшний день такие же, как и тысячу лет назад. Ученый полагал, что «планетарный миг» зарождения человека (1000 лет назад) был связан со внутренними изменениями, а не с морфологическими, которые касались только внешнего вида и строения живых организмов). В результате внутренних изменений произошел скачок на всей планете.
Академик РАН Н.П. Бехтерева, серьезная специалистка в области физиологии нервно-психических процессов, говорила о том, что сверхвозможности и скрытый потенциал человеческого мозга можно объяснить космическими факторами.
Украинский философ В.П. Иванов полагал, что в основе перехода от обезьяны к человеку лежит не возникновение особой формы «обезьяночеловека», а уход вовнутрь, в самость и субъективацию внешних проявлений деятельности человека. Таким образом единый процесс объективных закономерностей прерывался и создавалась особая сфера в объективном бытии «для себя».
Все указанные выше точки зрения являются неединичными в научном мире.
В настоящее время реальный научный интерес представляет позиция некоторых исследователей, генетиков, археологов-антропологов, которые не отрицают в своих суждениях эволюционную теорию, а видят в ней основу для обоснования эволюции человека, параллельной животному миру. Дело в том, что в конце XX–начале XXI археологи обнаружили останки человекоподобных существ, датируемые 5–3 млн. лет до н.э. На основе конфигурации элементов черепов, а также исследования ДНК, эксперты заключили, что они не принадлежат никому из числа человекоподобных, о которых известно в науке. Новейшие исследования А. Темплтона, антрополога и генетика, подтверждают предположение о расхождении от общего предка человека – неандертальца, примерно на 450 тыс. лет. Таким образом, неандертальцы были исчезнувшей ветвью приматов, одновременно с которой развивался кроманьонец, человек разумный.
Современные учения о происхождении и эволюции человека
Кратко о науке, изучающей происхождение человека
Изучением человека занимается антропология.
Антропология — совокупность научных дисциплин, которые занимаются изучением человека: его происхождением, развитием, существованием в естественной (природной) и искусственной (культурной) средах.
В состав этой науки входят:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Основные версии происхождения
Существует несколько версий происхождения человека. Часть из них можно отнести к сверхъестественным, часть — к научным или эволюционным.
Сверхъестественные
К сверхъестественным версиям происхождения человека относятся:
Научные
К научным версиям относятся:
Теория Дарвина
Теория английского ученого Чарльза Дарвина — одна из версий происхождения человека, которую поддерживает научное мировое сообщество. Именно ее изучают школьники на уроках биологии.
Теория Дарвина (или Дарвинизм) — это научное обоснование эволюции на Земле путем естественного отбора. По мнению Дарвина и других ученых, согласных с этой версией, все живые организмы меняются со временем, причем это касается и наследственных, и поведенческих, и физических характеристик. Происходящие изменения позволяют им выжить, адаптироваться к среде обитания, увеличить потомство.
Теория эволюции Чарльза Дарвина была впервые сформулирована и напечатана в 1859 году в книге «Происхождение видов». Сподвигло ученого на написание книги кругосветное путешествие, во время которого он внимательно изучал флору и фауну и пришел к интересным выводам.
Согласно этой теории, у всего живого на нашей планете — общий предок. А далее виды менялись под воздействием природных, климатических и других явлений. По словам Дарвина, спустя большое количество поколений измененные виды существенно отличаются от первоначальных.
«Двигателями» эволюционного процесса являются:
Ученые в XX и XXI веке смогли дополнить теорию эволюции Дарвина исследованиями в области генетики, молекулярной биологии, экологии, и т.д. Современная теория получила название «синтетической» эволюции.
Доказательства и «слабые места» в теории Дарвина
В пользу теории Чарльза Дарвина говорят доказательства общности происхождения животных и человека:
Хотя эта теория официально признана научным миром, в ней по-прежнему остаются белые пятна:
Однако на сегодняшний день это единственная естественно-научная теория, которая отвечает на большинство вопросов по происхождению и развитию видов.
Теория вмешательства
Теория инопланетного вмешательства получила широкое распространения благодаря фантастике: литературе и кино.
Согласно этой теории, человечество появилось на нашей планете благодаря внеземной цивилизации (может быть, и не одной).
Сторонники данной версии не могут определиться только в одном: как же именно произошли люди. У них есть несколько вариантов, объясняющих появление человечества на нашей планете:
Археологические обоснования
В качестве доказательной базы сторонники этой версии используют:
Эволюционная теория
Эволюционная теория — еще один распространенный научный подход к разгадке происхождения человеческого вида.
Эволюционная теория предполагает, что человек на Земле появился благодаря видоизменениям приматов. Т.е. согласно как раз этой теории, а не теории Чарльза Дарвина, люди ведут свой род от некоторых видов обезьян (шимпанзе, орангутанг, горилла).
Эволюция, по мнению сторонников теории, началась очень давно под влиянием внешних факторов.
Доказательства теории
О родстве человека и человекообразных обезьян свидетельствует прежде всего физиологические, биологические и генетические сходства:
Также при детальном изучении приматов обнаружилось сходство их поведенческих и психологических реакций с человеческими.
Теория творения
Теория творения — теория, согласно которой, человека создал Бог «по образу и подобию своему» из небиологического материала. Эта версия лежит в основе библейской истории, которая повествует о создании первого человека — Адама — из глины.
Теория творения или креационизм — едва ли не самая массовая и распространенная теория происхождения человека.
Подтверждение теории в мифах и легендах
Те, кто придерживаются этого мнения, — глубоко религиозные люди, которым не нужны никакие доказательства божественного происхождения человека. Однако в пользу теории творения говорит то, что три независимые монотеистические религии: христианство, иудаизм и ислам — основываются на этой версии. Мифы и легенды народов из разных уголков нашей планеты также основаны на этой теории.
Теория аномалий пространства
Теория аномалий пространства — теория, считающая материю и энергию не естественными элементами мироздания, а пространственными аномалиями, а людей — плодом аномалии параллельных пространств.
Теория пространственных аномалий постулирует, что мироздание состоит из трех первичных элементов:
Эти понятия существуют на многих планетах во Вселенной и в параллельных пространствах. Если Материя и Энергия — привычные нам понятия, то Аура — это информационный элемент, способный как оказывать влияние на материю и энергию, так и зависеть от них и взаимодействовать с ними. Другими словами, Аура — это элемент управления системы «Материя – Энергия – Аура», который стремится к созданию разума. Но Аура — это не бог, она не может создать разумное существо. В ее власти только создание таких условий и факторов, которые могут в дальнейшем привести к появлению разумной жизни. Аура помогает перспективным видам развиваться в заданном ею направлении. Получается, что у нее есть необходимый энергетический и материальный потенциал, позволяющий вносить генетические изменения в организмы.
Теория пространственных аномалий предполагает, что биосфера на пригодных для жизни планетах развивается по одинаковому сценарию, написанному на уровне информационной субстанции — Ауры. При возникновении благоприятных условий такой путь ведет к возникновению разума по типу земного.
Акватическая теория
Акватическая теория — еще одна научная гипотеза о происхождении человека, которая в основополагающих моментах отличается от эволюционной.
Основатели
Эта версия родилась почти 100 лет назад. Ее в 1920-е годы предложил морской биолог Алистер Харди. И независимо от него к тем же выводам в 1942 году пришел немец Макс Вестенхоффер. Популяризатором этой теории стала антрополог Элен Морган.
Формулировка и доказательства
Акватическая теория утверждает, что человек произошел от обезьяноподобного существа, живущего в воде — гидропетека.
В качестве доказательств теории ее сторонники опираются на некоторые особенности строения и уникальные способности человека:
Территории зарождения человеческих цивилизаций
Несмотря на множество теорий происхождения человека, ученым удалось точно установить место появления первых людей. Это северо-восточная часть африканского материка. Такие выводы сделаны по результатам масштабных раскопок. Также одними из первых заселенных людьми территорий считается южная часть Африки и территория Азии, где располагается современная Индия.
Становлению современного человека способствовали следующие виды человекообразных предков:
Современные люди (кроманьонцы) появились около 200 тысяч лет назад. В ходе археологических экспедиций их останки найдены в Европе, Африке, Азии и Австралии. Они уже обладали всеми свойствами человека:
Где началось развитие общества, земледелия, ремесел
Земледелие зародилось более 10 тысяч лет назад в Малой Азии, в районах рек Нила, Инда и Хуанхэ, где выращивали преимущественно пшеницу и рис. Далее земледелие распространилось на Ближний Восток — в долины рек Евфрата и Тигра, а затем появилось и в Новом свете, где выращивали маис.
Благодаря исследованиям археологов науке известны и примерные сроки зарождения ремесел на нашей планете: