учение о спасении в мировых религиях

Учение о спасении в мировых религиях

СОТЕРИОЛОГИЯ — это один из важнейших разделов систематического богословия, поскольку изучает одну из важнейших проблем рода человеческого — проблему греха и ее разрешения. Сотериология — греческое слово, которое означает учение о спасении и происходит оно от двух греческих слов — сотерия, что означает спасение, избавление, исцеление и логос — слово, учение и т. д.

Несмотря на свою ясность и кажущую понятность, слово «спасение» понимается по-разному не только разными мировыми религиями, но даже и родственными христианскими конфессиями, потому что вопрос «что есть спасение?» тут же обрастает целым рядом других вопросов: спасение от чего, для чего, спасение кого или чье спасение, спасение кем и какими средствами. На все эти вопросы христианская церковь исторически давала разные ответы. Я сейчас попытаюсь показать вам разнообразие этих ответов. Рассмотрим несколько аспектов спасения.

1. Временное измерение спасения. Когда совершается спасение? Как спасение соотносится со временем?

Христиане по-разному отвечают на этот вопрос:

а) одни считают, что спасение происходит в тот момент, когда я принимаю Иисуса Христа в свою жизнь, т.е. в тот конкретный момент истории, когда я встречаюсь с Иисусом Христом, когда я принимаю его в свое сердце — это для меня и означает окончательное спасение. Я принят Христом — я спасен. Многие представители баптистских церквей, евангелических церквей, харизматических церквей понимают спасение именно как конкретный момент их жизни, когда они встретились со Христом и пережили опыт обращения.

б) многие христиане считают, что спасение было совершено на кресте, то есть я спасен Иисусом Христом еще 2000 лет тому назад, когда Христос был распят на Голгофе. Я лишь принимаю спасение, которое было совершено Господом Иисусом Христом на кресте.

в) третьи относят спасение еще дальше, за пределы человеческой истории. По их мнению, спасение было предопределено Богом изначально. Т.е. Бог изначально предопределил спасение для одних, а для других — вечное осуждение, погибель. И мы бессильны что-либо изменить в своей судьбе. Если я изначально предопределен Богом ко спасению, то я буду спасен, если же я предопределен к осуждению, то мне суждено погибнуть. Вот такой жесткий сотерологический детерминизм, который присущ многим протестантам кальвинистического направления.

г) значительная часть христиан связывает спасение с моментом смерти, т.е. пока я живу я еще не могу считать себя спасенным. Моя участь решается тогда, когда я умираю. Т.е. спасение относится к будущему. Этой точки зрения придерживается Римско-католическая церковь: после смерти одни идут в рай, другие в ад, есть категория тех, кто идут в чистилище, но во всех случаях спасение — это дело будущего.

Одним словом, рассматривая только временное измерение вопроса спасения, мы уже видим разброс в понимании значения этого слова. Т.е. одни видят спасение как совершающееся в определенный момент своей личной жизни, другие понимают спасение как совершенное 2000 лет назад на кресте, третьи рассматривают спасение как извечный декрет Бога еще до сотворения мира, четвертые относят его в будущее и т.д.

2. Точки приложения спасения. На что направлено спасение, т.е. что есть спасение по своей сути.

А) Согласно традиционной позиции, традиционного взгляда, основная проблема человека — проблема греха и она ориентирована вертикально. Это проблема взаимоотношений между Богом и человеком. Грех разорвал эти взаимоотношения и потому спасение рассматривается как восстановление этих разорванных грехом отношений. При этом подходе спасение чаще всего понимается и определяется в свете библейских концепций и понятий как обращение к Богу, как покаяние, как искупление, усыновление и т.д.

В последнее время все более популярной становится либеральная позиция.

Б) С точки зрения либеральных богословов, либеральных христианских церквей, основная проблема человека — ориентированная горизонтально. Это проблема взаимоотношений между людьми. Это больше социальная проблема, проблема взаимоотношений между социальными группами, между расами, классами в обществе и т.д. Спасение в этом случае понимается больше как какая-то социальная активность, т.е. примирение отдельных классов, наций, рас и т.д. Когда мы устраним проблемы взаимоотношений между людьми, мы построим хорошую жизнь, общество, где все будут равны и будут любить друг друга. Многими либеральными богословами сегодня спасение понимается именно так. Речь идет о тысячелетнем царстве здесь, на Земле. Спасение понимается как «исцеление» отношений меду людьми, решение социальных проблем, устранение рабства, расовой дискриминации, проблемы взаимоотношений между полами, нациями, народами, устранение национальной вражды. Таким образом, спасение есть ничто иное, как восстановление равенства, справедливости и единства среди людей.

В) Экзистенциалистский подход — довольно популярный сегодня в христианстве, благодаря влиянию экзистенциональной философии на христианскую теологию. Основная проблема человека — внутренняя: чувство вины, замкнутости, страха. Спасение заключается в преодолении всех этих комплексов. Спасение сводится к утверждению себя, повышению самооценки, чувства собственного достоинства и т.д. Многие богословы-экзистенционалисты занимаются разработками методов преодоления этих комплексов.

3. Средства спасения, средства получения и передачи спасения. Христиане разнятся и в понимании средств получения и передачи спасения. Как и кем передается спасение? Например,

а) в Римско-католической, Православной церквах спасение понимается чаще всего как какой-то физический процесс; спасение передается своего рода физическим объектом: облаткой — в католической церкви, просвирой (просфорой) — в православной церкви. Тем самым человек получает частички тела Господня и с этой облаткой или просфорой он принимает в себя божественную спасающую благодать. Так принимается спасение. Передача спасающей благодати понимается как физический процесс. Поскольку в момент благословения произносятся специальные слова, эти физические тела, этот хлеб, превращаются в реальное тело Господа Иисуса Христа, несущее в себе спасительную благодать.

б) среди представителей либерального христианства спасение чаще всего понимается как определенное нравственное действие, направленное на изменение социальных условий.

в) среди евангелического христианства спасение понимается как передающееся по вере. Человек верою получает то, что для него уже приготовлено Богом. В определенном смысле верующий выступает здесь в роли пассивного получателя уже совершенного для него спасения.

4. Направление движения в спасении. Вопрос стоит таким образом: спасает ли Бог сначала человека и через него все общество, которое меняется лишь только потому, что отдельные его представители возрождены, или наоборот, Бог сначала изменят общественные условия, социальную среду, общественные структуры и таким образом облагораживает членов общества. Куда направлено спасение?

а) традиционное христианство считает, что, прежде всего, должен измениться человек. Перемена происходит в человеке лично. Благодаря тому, что многие изменяются к лучшему, изменяется к лучшему и общество.

б) либеральные христиане радикально меняют направление движения в спасении. По их мнению, сначала необходимо изменить социальную среду, общественные условия и только после этого можно говорить об изменении человека. В противном случае, если мы не изменим среду, как бы человек не менялся под влиянием Божьей благодати, попадая назад, в ту же самую среду, он возвращается в ад.

5. Степень спасения. Кто будет спасен? Сколько будет спасено? И в этом вопросе в христианских конфессиях понимания различны. Существует 2 основные исторически сформировавшиеся позиции:

а) партикуляристская позиция, что значит частичный (паритикулярный). Представители этого направления считают, что те, кто принял спасение Божие, будут спасены, а те, кто его отвергли — погибнут. Т.е. спасение здесь определяется:

— или выбором самого человека. В православии, например, очень большое внимание уделяется свободной воле человека — человек свободен в выборе своего спасения. Он тоже участвует в своем спасении.

— или Бог предопределяет одних ко спасению, а других к погибели.

б) универсалистская позиция. Представители этого направления считают, что не погибнет никто. В конечном счете, Бог спасет всех. Еще Ориген, один из ранних отцов церкви II века, учил об универсальном спасении. Согласно этому учению Бог приведет к спасению даже самых отъявленных грешников. Приверженцем этой позиции был и один из представителей протестантов, современный швейцарский богослов реформатского направления Карл Барт.

6. Окончательная цель спасения. Только ли человек будет спасен или все творение Божие? Одни христиане считают, что когда мы говорим о спасении, речь идет только о человеке, только человек впал в грех и речь идет о возвращении человека в то исходное состояние рая, которое он потерял. Другие понимают спасение более широко и говорят о космическом или вселенском аспекте (измерении) спасения, т.е. спасение — это возвращение всей вселенной к Богу, поскольку вместе с человеком страдают мир, природа и животные. Кроме того, говоря о космическом, вселенском аспекте спасения, речь идет и о согрешивших ангелах. Возвращаются ли они? Согласно универсалистской позиции концепции, будет спасен даже сатана, сам дьявол.

Какова официальная позиция церкви АСД в понимании спасения?

Спасение понимается в контексте великой борьбы.

Спасение понимается, как процесс, не как определенный момент в истории. Спасение линейно. Мы говорим об истории спасения, понимая историю линеобразно, как разворачивающийся процесс, не циклично, как у Платона, Ницше или современных представителей идей подобия культурно-исторических циклов (Данилевский, Шпенглер, Тойнби и др.). У процесса спасения есть прошлое, настоящее и будущее.

Спасение, как на индивидуальном, так и на общечеловеческом уровне, понимается, как восстановление должных отношении человека с Богом, друг с другом, с окружающим миром, разорванных по причине греха.

Спасение — это активность всех трех личностей Божества: Отца, Сына и Святого Духа.

Спасение включает в себя все аспекты жизни и служения Иисуса Христа, начиная с Его боговоплощения и заканчивая Его ходатайственным служением в небесном Святилище и Вторым Пришествием.

Спасение подразумевает элемент свободного участия человека в нем.

Источник

Учение о спасении в мировых религиях

Е.А.Прилуцкий
17 февраля 2006 г.

Полный текст статьи см. по адресу: http;//www.abc-globe.com.

учение о спасении в мировых религиях. Смотреть фото учение о спасении в мировых религиях. Смотреть картинку учение о спасении в мировых религиях. Картинка про учение о спасении в мировых религиях. Фото учение о спасении в мировых религиях
Лев Рутман
учение о спасении в мировых религиях. Смотреть фото учение о спасении в мировых религиях. Смотреть картинку учение о спасении в мировых религиях. Картинка про учение о спасении в мировых религиях. Фото учение о спасении в мировых религиях
атеист

Тема: #54119
Сообщение: #1889367
26.02.06 20:14

Ответ на #1888587 | Старковский Владимир православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Но Вы на мой взгляд сильно преувеличиваеть «церковнославянскость» семиотики моих текстов

Речь не о «цековнославянскости», а о том, что каждое религиозное учение создает свой собственный язык, свою систему терминов, в которой привычным словам придаются значения, отличные от общепринятых. В результате христианские понятия «любовь», «гордость», «достоинство», «свобода» и т.п. имеют весьма мало общего со словарными значениями соответствующих слов, которые понятны не только хористианам, но и всем носителям языка без исключения.

учение о спасении в мировых религиях. Смотреть фото учение о спасении в мировых религиях. Смотреть картинку учение о спасении в мировых религиях. Картинка про учение о спасении в мировых религиях. Фото учение о спасении в мировых религиях
Старковский Владимир
учение о спасении в мировых религиях. Смотреть фото учение о спасении в мировых религиях. Смотреть картинку учение о спасении в мировых религиях. Картинка про учение о спасении в мировых религиях. Фото учение о спасении в мировых религиях
православный христианин

учение о спасении в мировых религиях. Смотреть фото учение о спасении в мировых религиях. Смотреть картинку учение о спасении в мировых религиях. Картинка про учение о спасении в мировых религиях. Фото учение о спасении в мировых религиях
Лев Рутман
учение о спасении в мировых религиях. Смотреть фото учение о спасении в мировых религиях. Смотреть картинку учение о спасении в мировых религиях. Картинка про учение о спасении в мировых религиях. Фото учение о спасении в мировых религиях
атеист

Тема: #54119
Сообщение: #1887877
26.02.06 03:30

Ответ на #1887809 | Старковский Владимир православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

если по списку проявлений гордости из «прим 3» предметных возражений нет

Прежде чем приводить возражения и давать собственный список проявлений гордости, я хотел бы узнать источник, из которого вы черпаете все эти прим.3, 5.7 и так далее.

учение о спасении в мировых религиях. Смотреть фото учение о спасении в мировых религиях. Смотреть картинку учение о спасении в мировых религиях. Картинка про учение о спасении в мировых религиях. Фото учение о спасении в мировых религиях
Старковский Владимир
учение о спасении в мировых религиях. Смотреть фото учение о спасении в мировых религиях. Смотреть картинку учение о спасении в мировых религиях. Картинка про учение о спасении в мировых религиях. Фото учение о спасении в мировых религиях
православный христианин

учение о спасении в мировых религиях. Смотреть фото учение о спасении в мировых религиях. Смотреть картинку учение о спасении в мировых религиях. Картинка про учение о спасении в мировых религиях. Фото учение о спасении в мировых религиях
Лев Рутман
учение о спасении в мировых религиях. Смотреть фото учение о спасении в мировых религиях. Смотреть картинку учение о спасении в мировых религиях. Картинка про учение о спасении в мировых религиях. Фото учение о спасении в мировых религиях
атеист

Тема: #54119
Сообщение: #1886974
25.02.06 15:14

Ответ на #1886712 | Старковский Владимир православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Прим. 3. Синдром гордости

Интересно, к чему это «прим. 3» и откуда эта сентенция?

Вот словарное определение гордости:

гордость ж. 1) а) Чувство собственного достоинства, самоуважения. б) разг. Преувеличенно высокое мнение о себе и пренебрежительное отношение к другим; высокомерие, надменность. 2) Чувство удовлетворения от достигнутых кем-л. успехов, от сознания важности, значительности чьей-л. деятельности. 3) перен. Тот, кем или то, чем гордятся.

Под вашу сентенцию подпадает только пункт 1б с пометой «разговорное».

Explication: о том, кем (чем) гордятся

Explication: чувство удовлетворения от чего-нибудь

Examples: Г. победой.

Explication: чувство собственного достоинства, самоуважения

Examples: Национальная г.

ГОРДЫЙ, гордая, гордое; горд, горда, гордо, горды. 1. Исполненный гордости, чувства своего достоинства, сознающий свое превосходство. Неприступная, гордая, действительно достойная девушка. Достоевский. 2. Высокомерный, презрительно относящийся к другим. Он горд был, не ужился с нами. Лермонтов. 3. Торжественно-важный, величавый. Гордая поступь.

учение о спасении в мировых религиях. Смотреть фото учение о спасении в мировых религиях. Смотреть картинку учение о спасении в мировых религиях. Картинка про учение о спасении в мировых религиях. Фото учение о спасении в мировых религиях
Старковский Владимир
учение о спасении в мировых религиях. Смотреть фото учение о спасении в мировых религиях. Смотреть картинку учение о спасении в мировых религиях. Картинка про учение о спасении в мировых религиях. Фото учение о спасении в мировых религиях
православный христианин

Тема: #54119
Сообщение: #1886712
25.02.06 12:11

Ответ на #1886671 | Лев Рутман атеистНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

«Возлюби ближнего своего больше, чем самого себя». Но эта заповедь в христианской инитерпретации лишена смысла, потому что христиане СЕБЯ НЕ ЛЮБЯТ.

Лев, в иной дискурсивно-полемической ситуации Вы с таким же успехом будете утверждать, что христиане любят только себя. Где правда?

Впрочем, любовь к себе я тоже не считаю пороком.

Что такое любовь к себе? Эгоцентризм? Готовность пожертвовать интересами окружающих ради своих интересов?

Для меня гораздо более привлекательны:
Гордость
Достоинство
Решительность
Целеустремленность
Упорство

Но без любви, самокритичности, великодушия, нестяжательности и скромности эти качества неизбежно оборачивается проявлениями жестокосердия. Это «вторичные» внеэтические качества.
О гордости же разговор особый, вот её проявления, что Вас тут так привлекает?

Прим. 3. Синдром гордости.
Комплекс скрытой гордости.
Психологические проявления: страх перед насмешкой, осуждением, презрением; страх перед молвой, перед нелестным, неодобрительным, пренебрежительным мнением. Мнительность, настороженность, обидчивость, подозрительность, ранимость, тревожность; чувство неполноценности и ущербности, стремление к признанию и одобрению своих достоинств, достижений и благ.
Поведенческие проявления: лицемерность, манерность, наигранность, нарочитость, неискренность, неестественность, притворство, чопорность, щепетильность, застенчивость.

Комплекс тщеславия.
Психологические проявления: стремление привлекать внимание и вызывать интерес. Стремление выделяться, отличаться, производить впечатление, удивлять, оставлять о себе память, хотя бы даже негативную, стремление к известности и славе.
Поведенческие проявления: демонстративность, бравада, вычурность, кураж, позерство, хвастовство, эпатажность.

Комплекс честолюбия.
Психологические проявления: стремление к важности и значимости, к лидерству, первенству и превосходству, неприятие чужого лидерства, первенства и превосходства. Неприятие чужих достоинств, благ, успехов, мнений, преимуществ (зависть).
Поведенческие проявления: стремление главенствовать, поучать, принуждать, распоряжаться, руководить. Неприятие замечаний, предложений, критики, и советов. Упрямство, конфликтность, несговорчивость, высокомерие, самодовольство, самоуверенность, надменность, чванство, амбициозность.

учение о спасении в мировых религиях. Смотреть фото учение о спасении в мировых религиях. Смотреть картинку учение о спасении в мировых религиях. Картинка про учение о спасении в мировых религиях. Фото учение о спасении в мировых религиях
Лев Рутман
учение о спасении в мировых религиях. Смотреть фото учение о спасении в мировых религиях. Смотреть картинку учение о спасении в мировых религиях. Картинка про учение о спасении в мировых религиях. Фото учение о спасении в мировых религиях
атеист

Тема: #54119
Сообщение: #1886671
25.02.06 11:24

Ответ на #1886461 | Старковский Владимир православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Лев, а я было ещё сомневался в том, что Вам любы

Для меня гораздо более привлекательны:

Гордость
Достоинство
Решительность
Целеустремленность
Упорство

Впрочем, любовь к себе я тоже не считаю пороком.

Христиане имеют обыкновение по поводу и без повода напоминать о заповеди: «Возлюби ближнего своего больше, чем самого себя». Но эта заповедь в христианской инитерпретации лишена смысла, потому что христиане СЕБЯ НЕ ЛЮБЯТ. А следовательно, не любят и других, ибо меряют их по себе.

Прилуцкий Евгений Александрович
учение о спасении в мировых религиях. Смотреть фото учение о спасении в мировых религиях. Смотреть картинку учение о спасении в мировых религиях. Картинка про учение о спасении в мировых религиях. Фото учение о спасении в мировых религиях
православный христианин

Тема: #54119
Сообщение: #1886660
25.02.06 11:11

Ответ на #1886509 | Забережан А. агностикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Благодарю всех, кто высказывается по поводу темы спасения, затронутой в моей статье.
Чтобы быть лучше понятым, публикую вторую часть статьи.

Забережан А.
учение о спасении в мировых религиях. Смотреть фото учение о спасении в мировых религиях. Смотреть картинку учение о спасении в мировых религиях. Картинка про учение о спасении в мировых религиях. Фото учение о спасении в мировых религиях
агностик
(невоцерковленный)
нет доступа
на форум

Тема: #54119
Сообщение: #1886509
25.02.06 03:27

Ответ автору темы | Прилуцкий Евгений Александрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

***Об идее спасения в мировых религиях.***

учение о спасении в мировых религиях. Смотреть фото учение о спасении в мировых религиях. Смотреть картинку учение о спасении в мировых религиях. Картинка про учение о спасении в мировых религиях. Фото учение о спасении в мировых религиях
Старковский Владимир
учение о спасении в мировых религиях. Смотреть фото учение о спасении в мировых религиях. Смотреть картинку учение о спасении в мировых религиях. Картинка про учение о спасении в мировых религиях. Фото учение о спасении в мировых религиях
православный христианин

Лев, а я было ещё сомневался в том, что Вам любы:
беспринципность,
самодовольство,
упрямство,
алчность,
гордыня.
Теперь не сомневаюсь.

Андрей Зотов
учение о спасении в мировых религиях. Смотреть фото учение о спасении в мировых религиях. Смотреть картинку учение о спасении в мировых религиях. Картинка про учение о спасении в мировых религиях. Фото учение о спасении в мировых религиях
буддист

Тема: #54119
Сообщение: #1884637
24.02.06 04:44

Ответ на #1884615 | Лев Рутман атеистНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Вы со многими Ламами общались уважаемый?
Если б пообщались поняли что пессимизмом там и не пахнет.

Андрей Зотов
учение о спасении в мировых религиях. Смотреть фото учение о спасении в мировых религиях. Смотреть картинку учение о спасении в мировых религиях. Картинка про учение о спасении в мировых религиях. Фото учение о спасении в мировых религиях
буддист

Никакого обожесвления Будды не произошло. С точки зрения Махаяны 4-й всмерирный нашего мира Будда вообще достиг Проствеления в прошлой жизни и проявил формное тело в виде царевича Гаутамы чтобы показать уход в нирвану.

И Будд бесконечное колличесвто а не один.315). Бог тут не нужен.

учение о спасении в мировых религиях. Смотреть фото учение о спасении в мировых религиях. Смотреть картинку учение о спасении в мировых религиях. Картинка про учение о спасении в мировых религиях. Фото учение о спасении в мировых религиях
Лев Рутман
учение о спасении в мировых религиях. Смотреть фото учение о спасении в мировых религиях. Смотреть картинку учение о спасении в мировых религиях. Картинка про учение о спасении в мировых религиях. Фото учение о спасении в мировых религиях
атеист

Тема: #54119
Сообщение: #1884615
24.02.06 03:56

Ответ автору темы | Прилуцкий Евгений Александрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Если кратко подытожить, то получается, что идея спасенияя, как таковая, существует только в христианстве.

Иудаизм также отрицает необходимость спасения души, и когда заходит речь о спасении, требует уточнения: «От какой опасности?»

Ислам отрицает первородный грех и оперирует не понятием «спасение», а понятием «воздаяние». Ислам не разделяет христианскую идею, что люди изначально по природе своей обречены на адские муки, и только вера, покаяние и праведные дела могут спасти от этой участи. Наоборот, в исламе человек изначально достоин рая, и лишь его собственные грехи могут обречь его на ад.

Путешествия


Туризм


учение о спасении в мировых религиях. Смотреть фото учение о спасении в мировых религиях. Смотреть картинку учение о спасении в мировых религиях. Картинка про учение о спасении в мировых религиях. Фото учение о спасении в мировых религиях

Альпинизм


Триатлон


учение о спасении в мировых религиях. Смотреть фото учение о спасении в мировых религиях. Смотреть картинку учение о спасении в мировых религиях. Картинка про учение о спасении в мировых религиях. Фото учение о спасении в мировых религиях

Парусный спорт


Сноуборд

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *