учение отрицающее возможность познания объектов вне опыта
Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и неподдающихся контролю со стороны сознания.
Восприятие— чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующихна органы чувств.
Знак – это такой материальный предмет, который является носителем информации о каких-либо других предметах, объектах.
Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием. Продукт общественной, материальной и духовной деятельности людей.
Интуитивизм – одно из направлений в гносеологии считающее, что непосредственное постижение действительности основано на интуиции и понимается как особая способность сознания, несводимая к чувственному опыту и логическому мышлению (А. Бергсон).
Иррационализм(лат. irrationalis – неразумный) – философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, озарение, чувство, инстинкт и т.п.
Истина— верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого в конечномсчете является практика.
Истина объективная – независимое от человека и человечества содержание знания. По форме истина субъективна – она свойство человеческого знания. По содержанию истина объективна, т.к. не зависит от сознания, а обусловлена отображающимся в нем материальным миром.
Истина относительная – истина, не дающая полного, исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержащая такие элементы, которые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, углубляться, заменяться новыми.. Вместе с тем она означает шаг вперед в познании абсолютной истины. Из суммы относительных истин складывается абсолютная истина.
Наука– это деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности – систематизированное, достоверное, практически проверенное знание.
Научная проблема– это такая разновидность вопросов, задач, ответ на которые не содержится в накопленных знаниях и которые требуют дополнительных исследований.
Образ – любой элемент знания, несущий содержательную информацию о некотором классе объектов, идеальная форма бытия предмета в сознании человека.
Объект познания – то, на что направлена познавательная деятельность человека.
Отражение –это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении взаимодействующими телами особенностей и свойств друг друга.
Познание рациональное– это сложный, присущий только человеку способ отражения объективного мира посредством абстрактного мышления.
Познание чувственное– это непосредственное взаимодействие субъекта и объекта, отражение предметов и процессов с помощью органов чувств.
Практика— это материальная, чувственно-предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природы и общества и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. Основа познания.
Практика военная – материальная, чувственно-предметная и целесообразная деятельность людей в области военного дела. Включает в себя военно-практическую и военно-исследовательскую деятельность.
Рационализм – способ мышления, основанный на разуме, рассудке.
Релятивизм (лат. relativus — относительный) – методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.
Рефлексия – (лат. reflexio – обращение назад), принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека.
Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
Скептицизм– философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Последовательный скептицизм смыкается с агностицизмом.
Сознание— высшая, свойственная лишь человеку и связанная с речью форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.
Познания – социально сформированный человек, который овладел культурой, языком, опытом, знаниями, методологией и методами познавательной деятельности.
Суждение – это мысль, посредством которой отражаются многообразные отношения и свойства познаваемых объектов, оно представляет собой взаимосвязь нескольких понятий.
Теория – форма научного познания, система основных идей в той или иной отрасли знаний, научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую целостность.
Умозаключение – это форма логического познания, благодаря которой из нескольких взаимосвязанных суждений выводятся новые.
Философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира, его сущности и закономерностей, ограничивающее роль науки познанием лишь явлений, доступных чувственному опыту
Последняя бука буква «м»
Ответ на вопрос «Философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира, его сущности и закономерностей, ограничивающее роль науки познанием лишь явлений, доступных чувственному опыту «, 11 (одиннадцать) букв:
агностицизм
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова агностицизм
Определение слова агностицизм в словарях
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира, его сущности и закономерностей, ограничивающее роль науки познанием лишь явлений, доступных чувственному опыту.
Примеры употребления слова агностицизм в литературе.
А эрудиция шизоида: метафизика Аристотеля, метапсихология Фрейда, сюрреализм Кафки, гештальтпсихология Коффки, агностицизм Канта, позитивизм Конта.
Бэкингема, а, как уже говорилось выше, метафизика Аристотеля, метапсихология Фрейда, сюрреализм Кафки, гештальтпсихология Коффки, агностицизм Канта, позитивизм Конта.
Канта агностицизм и его колебание между агностическим и идеалистическим мировоззрением.
Одновременно с тем, что дифференциация родов, или понятие организма как цели, является лишь априорным правилом нашей рефлексии, агностицизм заостряется до предела.
Бросая свифтовский взгляд на современную Лапуту, я не отстаиваю ни одну из парадигм, а как любой свободомыслящий политик ратую за агностицизм и терпимость к чужим взглядам.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей
Последняя бука буква «м»
Ответ на вопрос «Философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей «, 11 (одиннадцать) букв:
агностицизм
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова агностицизм
Определение слова агностицизм в словарях
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира, его сущности и закономерностей, ограничивающее роль науки познанием лишь явлений, доступных чувственному опыту.
Примеры употребления слова агностицизм в литературе.
А эрудиция шизоида: метафизика Аристотеля, метапсихология Фрейда, сюрреализм Кафки, гештальтпсихология Коффки, агностицизм Канта, позитивизм Конта.
Бэкингема, а, как уже говорилось выше, метафизика Аристотеля, метапсихология Фрейда, сюрреализм Кафки, гештальтпсихология Коффки, агностицизм Канта, позитивизм Конта.
Канта агностицизм и его колебание между агностическим и идеалистическим мировоззрением.
Одновременно с тем, что дифференциация родов, или понятие организма как цели, является лишь априорным правилом нашей рефлексии, агностицизм заостряется до предела.
Бросая свифтовский взгляд на современную Лапуту, я не отстаиваю ни одну из парадигм, а как любой свободомыслящий политик ратую за агностицизм и терпимость к чужим взглядам.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Особенность изучения учения о познании
Характеристика основных проблем соотношения познания и практики. Анализ позиции философского агностицизма и гностицизма. Особенность изучения объективных форм мышления. Исследование относительной и абсолютной истины. Сущность верификации и фальсификации.
Рубрика | Философия |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 24.03.2017 |
Размер файла | 22,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ярославский торгово-экономический колледж
Учение о познании. Гностицизм и агностицизм. Чувственное и рациональное познание. Эмпирики и рационалисты. Практика- основа и цель познания. Истина и ее критерии.
Познанием называют деятельность, направленную на получение, знаний. Часть философского знания, посвященная проблемам познания мира, получила название теории познания, или гносеология. Гносеология занимается поиском ответов на следующие вопросы: «Насколько познаваем мир?», «Как человек познает мир?», «Каково соотношение истины и заблуждений?», «Что, может являться критерием истинности знания?», «Как подтвердить верность наших представлений?». Комплекс этих проблем занимает второе по важности место в структуре философского знания после проблем онтологии.
В круг важнейших проблем общей теории познания входят проблемы изучения видов, ступеней, Форм познания, отношений между объектом и субъектом познания, проблема истины, проблемы соотношения познания и практики. Основной проблемой гносеологии является проблема границ познания: насколько познаваем мир, т. е. что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно. Многие философы высказывали мнение о том, что возможности познания ограничиваются особенностями человека и его восприятия. То, что мир совсем не таков, каким он воспринимается человеком, было понято уже философами древности. Еще одна трудность была связана с объяснением причины того или иного ощущения.
В зависимости от ответа на вопрос о познаваемости мира все философские течения можно разделить на два основных направления: гностицизм и агностицизм.
В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлении окружающего мира и субъект познавательной деятельности человек. Результаты остаются в познании конкретного человека и передаются во времени с помощью материальных носителей информации: книг, рисунков и т.д.
Термин знание употребляется в трех основных аспектах:
1) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности;
2) любая познавательно значимая информация;
3) особая познавательная единица, существующая во взаимосвязи с практикой.
На ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, это сведения о природе, людях, условиях их жизни, общении, социальных связях и т. д. Основой данной формы познания были опыт повседневной жизни и практика. Одной из исторических форм было игровое познание. В ходе игры человек осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний. Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание. Оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе и людях. Внутри мифологии зародилась художественно-образная форма познания, которая в дальнейшее получала наибольшее развитие в искусстве.
Наука имеет цель: постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать их изменению.
Познание как процесс, направленный на получение знаний, включает в себя ряд компонентов: субъект и объект познания; уровни и ступени познания; истину как цель познания.
Объектом познания называется то, на что направлено познание, что познается. О сложностях, связанных с объектом познания, уже говорилось, но существуют расхождения философов и в понимании субъекта познания.
Субъектом познания (т.е. тем, кто познает) называют конкретного носителя познавательной деятельности.
Субъектами познания выступают отдельные люди, группы людей, общество в целом. познание агностицизм мышление истина
Рационализм — это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Рационализм утверждал, что истинное знание достижимо посредством разума, который выступает его источникам и критерием истинности.
Эмпиризм — направление в теории познания, признающее источником познания в первую очередь чувственный опыт.
Данные чувств рассматриваются в эмпиризме как главная форма достоверного знания. Спор рационализма и эмпиризма объясняется тем, что каждое из этих направлений совершенно верно отмечает наличие двух форм познания: чувственного и рационального, но при этом абсолютизирует, т. е. преувеличивает роль одного из них.
В философии Маркса социальная природа познания была представлена в материалистической интерпретации: «бытие определяет сознание», следовательно, способ осознания мира человеком зависит от форм его социальной и экономической жизни.
В ХХ в. дальнейшее изучение объективных форм мышления привела к пониманию их опосредованности языком.
С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования чувственного опыта недостаточно. Задачу обобщения информации, полученной чувственным путем, выполняет рациональное (рассудочное) познание.
Третьей ступенью рационального познания является умозаключение. Умозаключение представляет собой процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов логики. Умозаключения не зависят непосредственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления.
Истина бывает относительной и абсолютной. Относительной истиной называют неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания. Относительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине. Абсолютной истиной называют такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся, например, так называемые истины факта, «вечные истины», физические константы и т. п.
Понятия относительной и абсолютной истины связаны с пониманием познания как процесса, происходящего во времени и в определенных исторических условиях. В теории познания обсуждается также соотношение истины и заблуждения. Те представления, которые опровергаются в ходе развития науки, называют заблуждениями.
Истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует. Это означает, что истина всегда связана с конкретными условиями и всегда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятельствам.
Для деятельности человека нужно знание объективно-истинное и доказанное. Достоверность предполагает наличие критерия, позволяющего выявить объективную истинность знания. В истории философии предлагались различные варианты решения проблемы критериев истинности наших знаний, т. е. вопроса о том, чем же определяется соответствие знания действительности.
В современной философии выделяются три концепции истины:
— концепция соответствия, согласно которой истинными являются высказывания, соответствующие действительности;
— когерентная концепция истины, в соответствии с которой высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными;
— прагматическая концепция истины, в которой истинность и ложность суждений проверяются на практике.
Все эти концепции истины не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими.
В философской категории «практика», понимаемой как «критерий истины», выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания. Именно практическая деятельность человека дает главные аргумент для философского спора с агностицизмом.
Практика — это целенаправленная предметная деятельность по преобразованию действительности.
В каждой из приведенных точек зрения о критерии истины содержались отдельные рациональные идеи: важная роль чувственности в постижении истины, требовании ясности и красоты при построении теории и др. Однако при этом удовлетворительно не решалась проблема критерия истины, ибо в его поисках не выходили, как правило, за пределы знания.
Такой выход впервые был сделан диалектико-материалистической философией, которая соединила всеобщность критерия истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию познания общественно-исторической практики. Последняя во всем своем объеме и полноте, а также в целостном историческом развитии (в единстве прошлого, настоящего и будущего) была представлена в конечном итоге решающим критерием истины. История познания подтвердила этот вывод.
В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо единство теории и практики, которое есть важнейший, коренной принцип философской методологии. Это такое их диалектическое взаимодействие, в котором все же «практика выше теоретического познания», исходный и конечный пункт, основа этого процесса.
В современной логико-методологической литературе (особенно западной) процедура проверки научных положений выражается понятиями «верификация» и «фальсификация».
Марк Твен говорил: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец- ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что.» Элементы какого закона диалектики проявляются в этом высказывании?
Диалектика (греч.дйблекфйкЮ— искусство спорить, вести рассуждение) логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Истина, заблуждение, ложь как результат познания. Сущность понятия «истина», её объективность. Диалектика абсолютной и относительной истины. Основные критерии истины в познании. Практика как критерий истины. «Неопределенность», относительность практики.
реферат [22,9 K], добавлен 17.03.2011
Субъективные компоненты истины. Человеческое измерение истины. Диалектика относительной и абсолютной истины. Марксистско-ленинская и постпозитивистская концепции истины. Объект познания по Эйнштейну. Истина с точки зрения диалектического материализма.
реферат [36,4 K], добавлен 15.10.2010
Понятие агностицизма как философского учения, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины. Основные идеи агностицизма, сформулированные в трудах британского мыслителя Давида Юма, его влияние на развитие философии в целом.
реферат [21,9 K], добавлен 24.02.2011
Сущность агностицизма и процесс его развития. Диалектический характер познания, его принципы. Структура и динамика познавательного процесса, его уровни. Роль практики. Отношение между верой, творчеством и интуицией, их механизмы. Специфика теории истины.
реферат [39,9 K], добавлен 18.02.2011
Познание как предмет философского анализа. Гносеологическое основание агностицизма. Формы чувственного и логического осознания, их связь и представления о проблеме соотношения. Позиции сенсуализма, эмпиризма, рационализма, иррационализма в постижении.
контрольная работа [29,8 K], добавлен 01.12.2010
Ответы на тесты по философии: Теория познания. Философия науки.
Теория познания. Философия науки
1. Гносеология — это учение:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о развитии вселенной;
в) о бытии как таковом;
*г) о сущности познания, о путях постижения истины;
д) о сущности человеческой истории.
2. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):
а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
б) значимая информация в аспекте деятельности;
в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
*г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.
3. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:
*а) логический путь от общего к частному;
б) передача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.
а) логический путь от общего к частному;
б) подача ложного знания, как истинного;
*в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.
6. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:
7. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:
а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;
*б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;
в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;
г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;
д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.
9. Агностицизм — это:
а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;
*б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;
в) учение о развитии мира;
г) учение о всеобщей причинной связи;
д) учение о сущности человеческой истории.
10. В философии «агностицизм» понимается как:
а) рассмотрение процесса познания;
б) рассмотрение объектов познания;
*в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;
г) сомнение в возможности познания;
11. Высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:
12. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):
*г) гносеологический оптимизм;
13. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется:
14. Какое из понятий лишнее в данном перечне?
а) гносеологический оптимизм;
15. Уровни научного познания (укажите все варианты):
16. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:
а) чувственное отражение;
б) познавательный контакт с объектом познания;
17. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:
18. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:
19. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:
20. Практика по своим функциям в процессе познания не является:
а) основой познания и его движущей силой;
в) критерием истины;
*г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.
21. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:
22. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:
23. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это:
24. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?
25. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:
26. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):
27. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется:
28. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода:
д) математического анализа.
29. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия, носят название:
30. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного?
а) расчет адекватных средств для данной цели;
б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;
в) логическая обоснованность правил деятельности;
*г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.
31. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):
32. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):
33. При использовании этого метода происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:
34. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы):
*в) большой предсказательной способностью;
г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);
д) своей исключительной эстетической ценностью.
35. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как:
а) абсолютная истина;
б) эмпирически достоверное знание;
в) математически обоснованное знание;
*д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.
36. В этой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:
37. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы):
38. На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как:
39. К основным концепциям истины относят:
40. Понятие «практика» в философии может быть обозначено такими терминами (укажите наиболее правильный ответ):
г) физическая жизнь;
41. Установите последовательность возникновения гносеологических установок:
2 а) «Я верю, чтобы знать»;
1 б) «Я знаю, что ничего не знаю»;
3 в) «Я мыслю, следовательно я существую»;
4 г) «Мы живем внутри языка».
42. Установите соотвествие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки:
а) сциентистские направления 4,5 1) неотомизм;
б) антисциентистские направления 1,2,3 2) экзистенциализм;
43. Соотнесите термин с определением:
В 1. Абсолютная истина а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову
б 2. Относительная истина б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной
а 3. Истина как откровение в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю
44. Какое определение истины соответствует исторической эпохе?
а) Античность 2 1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам;
б) Средние века 3 2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель);
в) Новое время 1 3. Бог, вот что является истиной;
г) XX в.4 4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтика).
45. Определите какому периоду времени присущи те или иные исторические формы науки:
а) романтический; 2 1) XVII в.
б) классический; 1 2) XVв.
в) неклассический; 3 3) XXI в.
г) постнеклассический. 4 4) XX в.
46. Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель?
а) Эмпирический 2,3 1. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой;
б) Теоретический 1,4 2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности;
3. Добыть новые экспериментальные факты;
4. Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов.
47. Установите соответствие определения тому или иному философскому направлению:
а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны;1 1) скептицизм;
б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и 2) агностицизм;
не дает никакого знания о мире;2
в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются;4 3) прагматизм;
г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед 4) солипсизм.
конкретными людьми в жизненных ситуациях.3
48. Установите соответствие критерия истины тому или иному философскому направлению:
а) непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом;3 1) неопозитивизм;
б) верифицируемость;1 2) диалектический материализм;