учение платона об идеях душе и познании
Учение платона об идеях душе и познании
Название работы: Учение Платона об идеях, душе и познании
Предметная область: Логика и философия
Описание: По Платону существуют два мира: мир вещей и мир идей эйдосов. Эйдосы идеальные формы прообразы всех вещей; их мир воплощение гармонии и совершенства. Согласно ей весь наш мир подобен темной пешере в которой люди прикованы цепями к стенам.
Дата добавления: 2014-07-08
Размер файла: 37.5 KB
Работу скачали: 77 чел.
Учение Платона об идеях, душе и познании
Согласно Платону, мир сущий подразделяется на три рода:
По Платону существуют два мира: мир вещей и мир идей (эйдосов). Эйдосы идеальные формы, прообразы всех вещей; их мир воплощение гармонии и совершенства. Идеи могут «отпечатываться» в виде материи и доходить до людей в искаженном виде. Иллюстрацией данной теории служит аллегория пещеры, использованная Платоном в трактате «Государство». Согласно ей, весь наш мир подобен темной пешере, в которой люди прикованы цепями к стенам. Узники не могут ни пошевелиться, ни даже повернуть головы; через всю пещеру тянется просвет, в вышине горит огонь. Люди видят лишь тени на стенах пещеры; это тени людей, живущих в мире снаружи, предметов, утвари. Таким образом, узники в пещере видят не настоящий мир, а его отражение, искажение, тень, но не сознают этого. Так и люди в нашем мире: мир идей (то, что за пределами пещеры) непостижим для нас.
По аналогии с искаженным отражением идей, не существует несчастья это просто неправильно отразившееся счастье.
Истинное познание может касаться только вечного мира идей, но душа должна быть готова познавать истину.
В философии Платона присутствуют идеи дуализма; в том числе противопоставляются душа и тело. Тело смертно, конечно, душа же бессмертная и вечна. Душа это идея, тогда как тело темница для души. Платон заимствовал у Пифагора концепцию перевоплощения душ. Изначально души существуют в мире чистых форм и идей, иногда даже пытаются заглянуть в занебесную сферу. Однако это дается не каждой душе; из-за своего несовершенства души часто падают из мира идей и проводят время на земле в том или ином теле.
Души могут быть вожделеющими, то есть управляемыми страстями, аффектными (управляемые аффектом) и разумные самые совершенные души.
В диалоге «Федр» Платон приводит образ колесницы души. Согласно ему, душу можно вообразить как возницу, управляющего парой лошадей. Один конь символизирует волевое, яростное начало, нацеленное на преодоление трудностей. Второй конь вожделеющее, страстное начало. И, наконец, возница это разум, начало, нацеленное на познание.
Душа бессмертна, пороки могут наносить ей вред, но гибели/исчезновения/смерти души не происходит. В диалоге «Федон» Платон приводит четыре доказательства бессмертия души.
Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.
Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению.
Учение Платона об идеях, душе и познании
Учеником Сократа был Платон – основатель и теоретик классической формы объективного идеализма (аристокл – родовое имя Платона). Основателями платоновского идеализма были:
-научения Пифагора о числе
-неизменность бытия Парменида
-поучение об истине Сократа
Какова значимость тех идей, носителями которых мы являемся?
Платон считал, что мнение улицы – чувственное знание – только мнения, оно не выражает суть. А потому истина заключена только в идее, которую он назвал эйдос – мысль содержательная, конкретная. Идея, по Платону – бессмертна, вечна, неизменна, постоянна, устойчива. Идеи предшествуют вещам.
Платон первый в диалогах тет-а-тет обосновывает первичность идеи и приводит аргументы:
1. вещи изменяются, исчезают, а идеи сохраняются
2. если исчезает идея, то не существует и ее носителя
3. можно видеть и слышать, но без идеи не знать, что мы видели и что слышали.
Чувственное знание относительно и преходяще, а знание идей – абсолютно.
Вот ряд противоположных определений, характеризующих у Платона мир бытия и сферу становления, то есть чувственный мир:
Здесь легко заметить сходство с учением элеатов и пифагорейцев. Но у Платона есть и существенное отличие от элеатов: ведь идей много, а поэтому возникает вопрос: как обеспечить их связь, единство самого мира идей? Не рассыпаются ли они на множество изолированных сущностей?
Давая идеалистическую трактовку бытия, Платон одновременно осуществил следующий важный шаг в движении философии от метафорического к понятийному мышлению. Чтобы объяснить то или иное явление, надо, по Платону, найти его идею, иначе говоря, его понятие: что постоянное и устойчивое, неизменное в нем, что не подвержено чувственному восприятию.
Другая составляющая платоновского учения – о душе
Душа – целостный внутренний мир человека, которая также бессмертна, одухотворена космосом (он же живой) и она имеет способность узнавания, то есть открытия содержания вещей. Учение Платона о душе открывает традиционно объяснения человека через свойства души.
Главная обязанность, предназначение души – открывать человеку мир бытия. Душа является хранилищем человеческих добродетелей: гражданства, дисциплины, почитания родителей, стремления к знаниям и красоте. Душа направляет и побуждает человека к знаниям и деятельности.
Классификация души человека
Преобладание: железа, меди или золота
Наличие этих начал определяет человека к специфическому роду деятельности.
-железо. Склонны к замледелию и ремеслу (к предметно-практическому действию)
-золото – склонны к мудрости и управлению другими.
Идеи зависимости личностной дятельности от тех врожденныхзадатков, которыми обладает человек. По Платону душа предопределена открывать бытие человека, в этом ее магистральное значение.
Платон вводит понятие «мировая душа», она как совокупность всех душ человеческих, живших, живущих и будущих жить. мировая душа, как творящая духовная идеальная сущность, содержащая в себе идею в форме потенциальности. Обладает свойством познания и при встрече с вещью в душе проявляется то потенциальное знание, которое было –> мы узнаем.
Теория познания Платона – объяснить сам факт мышления. Душа человека является частью единой мировой души. В дальнейшем мировая душа приобретает различные смыслы – понятие Бога, Вселенной, творческого начала и т.д. Мировая душа содержит в себе в потенциальной форме наличное знание, обладает потенциальной возможностью познания. Человек по факту рождения получает часть мировой души, несет в себе скрытое знание и при встрече души с объектом душа припоминает то, что ей было дано ранее. В последующей истории философии (у Декарта) эта теория получила название «теория врожденных идей». Человек обладает способностью открывать истину, т.к. он по происхождению, будучи связан всегда с миром вне себя, открывает его через врожденные способности.
Душа содержит в себе знания в скрытой форме.
Согласно Платону, человек способен в идеях открывать юытие, использовать эти идеи, душа способна к бессмертию.
Учение Платона об идеях, душе и познании.
Платон – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.
Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
· материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
· окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
· реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
· чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
· любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);
· весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: «единого»; «ума»; «души».
«Единое»: является основой всякого бытия; не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.); есть ничто; выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
«Ум»: происходит от «единого»; разделен с «единым»; противоположен «единому»; является сущностью всех вещей; есть обобщение всего живого на земле.
«Душа»: подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления; также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; душа человека (вещи) есть часть мировой души; душа бессмертна; при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.
Прекрасное как идея присуще вещам в разной степени, поэтому есть более и менее прекрасные вещи. Прекрасное не есть что-то физическое, его нельзя взвесить, потрогать руками, подвергнуть рентгену, оно есть нечто зафизическое, по-гречески метафизическое. Его нельзя увидеть глазами, но только умом, оно умозрительно. Если вы хотите уразуметь прекрасное, то обратите своё внимание на те вещи и явления, которые признаются прекрасными.
Идеям свойственна регулятивная и формообразующая сила; они — вечные образцы, парадигмы (от греч. jaradigma — образец), по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией устремления, при этом между ними существуют отношения координации и подчинения.
7.Учение Платона об идеях, душе, познании и государстве.
ПЛАТОН(427—347 до н. э.)Древнегреческий философ-идеалист, Р. в Афинах. Ученик Сократа. После смерти Сократа уехал из Афин в Мегару, затем посетил Египет, жил в Южной Италии и на о-ве Сицилия. Вернувшись в Афины, основал философскую школу, получившую название Академии.
Платон полагал, что душа человека бестелесна и потому неделима и проста, бессмертна и вечна. Она чувственно не воспринимается. Понятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У Платона: души существуют вечно: и до поселения в тело человека, и после физической смерти. Душа пребывает в мире идей, своеобразное понимание познания. Находясь в мире идей, душа созерцает сущность вещей, душа обладает исчерпывающим знанием о сущностях. Становясь душой отдельного человека, душа «забывает» то, что она знала о мире. Однако если человек занимается самопознанием, стремится к самоуглублению, фиксирует внимание на конкретных вещах, то душа припоминает имеющиеся знания. Именно поэтому человек непосредственно благодаря способности души к пониманию вещей. Т.е., чувственное понимание вещей здесь – лишь импульс, толчок к реальному пониманию сущности.
Платоновское учение о государстве
Аналогия понятна: как в душе человека в идеале должна господствовать разумная часть, так и в идеальном государстве должны править философы.К власти приходят богатейшие (на основании имущественного ценза), а не способнейшие. В таком государстве сильно противостояние бедняков и богачей, что ведет к постоянным внутренним войнам. Когда в такой войне верх берут бедняки, наступает демократия–власть большинства.К демократии Платон относился отрицательно, т.к. в таком государстве происходит уравнение в государственных правах, и к власти приводят опять же не способности, а случай, жребий.
По Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между бытием и небытием: они только тени вещей, их слабые копии.
Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды или есть идею неба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея — это смысл, сущность вещи.
По мысли Платона, высшее благо (идея блага, а она превыше всего) пребывает вне мира. Стало быть и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Ведь душа получипа свое начало не в земном, а в высшем мире. И облеченная в земную плоть, она обретает множество всякого рода зол, страданий. По Платону, чувственный мир несовершенен — он полон беспорядка. Задача же человека в том, чтобы возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым; в том, чтобы освободоть душу от всего телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным.
Платон разделял знание на три уровня:
абсолютно достоверное знание (то, которое душа обрела в занебесной области, созерцая идеи непосредственно своим умом), или знание, получаемое путем диалектического припоминания (по методу Сократа)
менее достоверное знание чисел и дисциплин, которые используют численные отношения – перечисленные выше науки
«правдоподобный миф» (смесь истины и заблуждения) – физическое, или эмпирическое знание.
По Платону, знание возможно не для всякого. «Философия», буквально «любовь к мудрости», невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием, ни для того, кто совсем ничего не знает. Философия невозможна для того, кто уже владеет истинным знанием, т. е. для богов, так как богам незачем стремиться к знанию: они уже находятся в обладании знанием. Но философия невозможна и для того, кто ровно ничего не знает, — для невежд, так как невежда, довольный собой, не думает, что он нуждается в знании, не понимает всей меры своего невежества. Поэтому, согласно Платону, философ — тот, кто стоит между полным знанием и незнанием, кто стремится от знания, менее совершенного, восходить к знанию, все более и более совершенному.
4. Учение Платона об идеях, душе, познании, диалектике, государстве.
Платон выделяет три части души. Эти части – разум, волевая часть души и страстная или эмоциональная часть души. Разумное начало обращено на познание и всецело сознательную деятельность. Волевое начало, стремящееся к преодолению трудностей и к порядку. Страстное начало, выражающееся в бесчисленных вожделениях человека.
Доказательства бессмертия души.
1) Все в мире становления возникает из своей противоположности и обращается, уничтожаясь, в свою противоположность. По Платону, в таком случае, очевидно, что души не уничтожаются, но пребывают в Аиде, а из них снова возникают живые.
2) Душа бессмертна, если знание есть припоминание. По Платону, что в душе человека до его рождения и земного пути пребывают все истины, следовательно, душа бессмертна.
3) Все сущее делится на два вида: на самотождественное, неизменное и простое и на изменчивое и сложное. Поскольку тело ближе к изменчивому и сложному, душа, напротив, больше всего походит на неизменное и простое, которое в силу своей простоты не может разделиться на какие-то части и уничтожиться.
Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать мир вещей, разум позволяют узреть истину. Ощущаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера, со вторым — уподобление. Сфера умопостигаемого также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания, не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму. Ко второму роду относятся математические объекты. Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению.
Главным методом познания Платон называет диалектику, которую он определяет как познание самих сущностей вещей. В диалоге «Государство» собеседники приходят к выводу, что занимается диалектикой лишь тот, кто, «делает попытку рассуждать, он, минуя ощущения, посредством одного лишь разума, устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага. Так он оказывается на самой вершине умопостигаемого, подобно тому, как другой взошел на вершину зримого». В обыденном понимании диалектика — это лишь искусство рассуждать в общении, особенно во время спора. Для Платона в обыденном значении слова важно было подчеркнуть момент всеобъемлющего рассмотрения вещи.
Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик». Наиболее известным диалогом Платона является «Государство». Он описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм. Эти положения отталкиваются от общефилософских взглядов. По Платону существуют два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей. Любая вещь является лишь отражением своей идеи, может стремиться к ней, но никогда не достигнет её. Философ должен изучать идеи, а не сами вещи. Это относится и к государству, Платон описывает круговорот государственных форм, но все они несовершенны, хотя бы потому, что существуют в мире вещей, идеальная, же форма полиса им противостоит. Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии. Платон выделяет три формы правления, каждая из которых в зависимости от наличия или отсутствия законности делится на две: власть одного (законная — монархия, незаконная — тирания); власть немногих (законная — аристократия, незаконная — олигархия); власть большинства (законная — демократия, незаконная — охлократия). Наихудшей формой он считает демократию. На страже государства стоит правосудие. Всякое государство перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом. Позже Платон в «Законах» опишет иную утопию и другой государственный строй — аристократическая республика или аристократическая монархия.