учение ж бодена о естественном праве

Учение Ж. Бодена о государстве и праве.

Ж. БОДЕН (1530-96) Юрист, политический деятель, избирался от третьего сословия в Генеральные Штаты. Он теоретик абсолютизма во Франции. Он творец государственного права. «6 книг о республике». Впервые установил понятие суверенитета как обязательного признака государства.

1) Государство действует сообразно со справедливостью, естественными и божественными законами.

Сем власть должна быть едина и принадлежать мужу. Еще больше права у отца в отношении детей. От отеческой власти зависит воспитание детей- там где она слабеет, государства падают. Например, Римская Империя. Закон не должен вмешиваться в отношения родителей и детей.

Выступал против рабства, кот является источником смут и волнений.

Обличенное властью лицо может издавать любые законы, оно подчиняется закону божьему и естественному и стоит выше человеческих законов. Не связано ни законами своих предшественников, ни своими собственными законами.

Верховная власть едина и не допускает никаких органов, стоящих над нею или рядом. В праве единоличного издания и отмены закона состоят и все другие полномочия этой власти: право войны и мира, назначения высших сановников, верховного суда и помилования, право чеканить монету- все это принадлежности суверенитета Это права неотчуждаемые и непередаваемые.

Устройство верховной власти (формы правления)

Относительно извращенных форм, Боден отмечает что это различные качества тех же форм власти, но отнюдь не самостоятельные. Отвергает он и смешанные формы, т.к. они проигрывают единству власти.

Сравнивает три формы правления.

Демократия (+)

1. Она дает равенство и правду

2. Отсутствие привилегий, что устраняет повод к раздору

3. Граждане связаны самой тесной дружбой, т.к. равны между собой

4. Лучше всего здесь сохраняется присущая человеку свобода.

Демократия (-)

1. Природа не создала всех людей равными, одни умны, другие не очень. Не может быть равенства в почестях, в правах, в имуществе.

2. «Общее дело хуже всего управляется, когда находится в руках толпы». Лучшие люди всегда составляют большинство, а в демократии это большинство приносится в жертву власти.

3. Народ выбирает правителей «по себе», не заботясь о справедливости.

Боден считает, что если управлять, то должны это делать лучшие.

Аристократия (+)

1. Наилучшее во всем – это середина, т.е. аристократия.

2. Власть вручена достойнейшим.

3. И монархия, и демократия нуждаются в сенате для обсуждения важных проблем. Сенат- учреждение аристократическое. Но Боден отвергает эти плюсы.

Аристократия (-)

1. Мудрость и добродетель находится в небольшом количестве людей, следовательно во всякой коллегии большинство будет состоять из худших людей.

2. Аристократии трудно держаться против народа, которые ненавидит ее. Знатные люди живут в постоянном страхе. В больших же государствах аристократия вовсе немыслима.

Боден считал, что Монархия — лучшая форма. Только в монархии существует настоящая верховная власть, принадлежащая одному человеку. Если для обсуждения государственных дел полезны многие умы, то для решения лучше один. Разделенная власть всегда будет слабее. «Даже римляне в критические минуты прибегали к диктатуре». Монархия самая прочная из всех государственных форм и сообразная с законами природы. Особенно необходима монархия в больших государствах. Другие формы правления могут существовать только в малых государствах.

Монархия должна быть непременно наследственной и передаваться по праву первородства, т.к.

2) Выборный монарх не заботиться об общем достоянии, зная, что не передаст его потомству. Напротив, он расточает государственное имущество, обогащая себя и родственников.

3) Выбор монарха всегда возбуждает самое сильное состязание между искателями престола, влеча за собой бесчисленные раздоры и междоусобицы.

4) Выбор не всегда падает на достойного. Здесь скорее преуспевает самый ловкий, дерзкий и неразборчивый в средствах претендент.

Престол должен переходить по праву первородства, чтобы устранить козни и смуты. Не допускается наследие престола женщиной, как противоречащее естественному закону. Не допускается и разделение государственной власти между нескольким наследниками т.к. это противоречит единству верховной власти.

Верховная власть должна принадлежать монарху безраздельно, но в управлении он должен давать место и свободе, и высшему достоинству для устранения повода к раздорам. Сословия умеряют, но не ограничивают власть.

Противопоставляет монарха тирану. «Но различие это надо проводить крайне осторожно, не смешивать строгость и тиранию. Строгая монархия лучше мягкой, т.к. строгость нужна для обуздания сильных людей и поддержания спокойствия в государстве. Относительно тирана, который приобретает власть силой, подданный, посягающий на верховную власть является преступником и должен быть наказан».

Нельзя, т.к. правитель священние и неприкосновенние отца. Власть монарха ограничена только божественным и естественным законом.

Боден высоко оценивает роль Генеральных Штатов, которые представляют интересы всех трех сословий и сдерживают стремление верховной власти к произволу, предавая гласности злоупотребления. Особенно важна прерогатива Генеральных Штатов давать согласие на новые налоги, т.к. нельзя брать чужое имущество без согласия его владельца. Таким образом, Боден противоречит сам себе в этом вопросе.

Он анализирует причины падения государств и средства их поддержания. Дополняет мысли Аристотеля опытом нового времени и выводит некоторые свои законы. «Политические перемены в государстве не должны совершаться разом. Нет ничего опаснее, чем разом вводить новое законодательство. Всякая коренная перемена расшатывает государственную конструкцию. Если же необходимость заставляет менять законы или государственное устройство, то надо чтобы это совершалось постепенно, а не внезапным переворотом. Из всех причин, ведущих к переворотам, первое место Боден отдает неравномерному распределению богатства. Но он не признает общности имущества и восстает против ликвидации долгов как пути решения этого вопроса. Для устранения вредных последствий неравенства советует применить меры против излишнего накопления богатства в одних руках. Это может быть например законы против ростовщичества, законы о наследстве, законы, ограничивающие приобретение земель церковью. Другой причиной перемен в государстве являются жестокость и притеснения правления, военные неудачи, перемены в законах о религии. Больше всего опасность переворота угрожает демократии и больше всего наследственной монархии как здоровому политическому организму».

Вопрос о политических партиях

Для сохранения спокойствия в государстве, правитель должен стоять выше партийных интересов, а этого можно достичь только в монархии.

Рассматривает их с точки зрения государства и государственной пользы. Он считал необходимым запретить всякие прения о религии, ибо они колеблят истину в умах, плодят раздоры. Между тем религия – первое основание государства. Люди, которым отказывают в свободе исповедания, нередко обращаются в атеизм, а это худшее из зол. Когда в государстве несколько вероисповеданий- это лучше. Если же их только два- они неизбежно вступают в борьбу. Следовательно, государственная власть должна стоять выше различия вероисповеданий и держать между ними равновесие. Нельзя принуждать кого-либо к вере, т.е. Боден защищает свободу совести.

Боден считает, что политические учреждения должны сообразовываться с историческим различием народов, с разнообразием природы, нравов и общественного быта. Северные народы храбры, у южных народов- тонкость ума. Обитатели средней полосы соединяют в себе и то и другое. Народы востока ближе к южным, западные ближе к северным. «На севере правительство держится силой. В средней полосе – справедливостью, на юге- религией.»

«Теория климата и почвы»

Плодородие влияет на различие в правах, т.к. обитатели бесплодных земель более предприимчивы, склонны к ремеслам и искусствам. Обитатели плодородных земель таких побуждений не имеют. Все это отражается на государственном устройстве: храбрые жители Севера и горцы не выносят иного правления, кроме народного или устанавливают выборные монархии. Изнеженные обитатели юга и равнин легко подчиняются власти единого правителя.

Источник

Жан Боден о государстве и праве

1530-1596. знаменитый французский публицист, юрист. Изучал право в Тулузе, где впоследствии преподавал в качестве профессора. Своей ученостью, аналитическими способностями сыскал милость французского короля, но потом лишился милости, покинул двор и вступил на службу к Герцогу Франсуа Ласонскому. Он был депутатом от 3 сословия в Генеральные штаты, созванные в Луа.

Боден может быть признан одним из творцов государственного права, потому что в своем главном сочинении «6 книг о республике» (о государстве) развивает теорию государственного единства и впервые устанавливает понятие суверенитета как отличительного признака государства.

Боден начинает свое сочинение с определения государства. Государство есть правое (правовое) управление множеством семейств и тем, что у них общее, облеченное верховной властью (под суверенной властью).

В этом определении отражено, что государство есть правое управление, то есть оно действует сообразно со справедливостью и естественным законом. Это отличает государство от шайки разбойников. Затем он переходит к другой части определения – семейство. Оно составляет основание государства. От семейного быта зависит и состояние политического организма. Оно управляется только тогда хорошо, когда его части функционируют должным образом. Хорошо устроенное семейство – образец государств. Домашнюю власть он уподобляет власти государственной с той разницей, что одна управляет частным достоянием, а другая – общим. Эта общность не должна поглощать в себе ЧС, семейного быта. Боден решительно выступает против коммунизма, который проповедовались Платоном в античности и Томасом Моров в современный ему период.

Говоря о семействе, Боден настаивает на том, что семейная власть должна быть единой и принадлежать мужу, иначе в семье будут раздоры. Еще больше власти дает он отцу над детьми. Отеческая власть – лавный столп государства, поскольку от нее зависит воспитание детей и там где она слабее, государство падает, чему наглядный пример Римская империя. Закон не должен вмешиваться в отношения родителей и детей.

Гораздо более либерально его мнение о рабстве. Семейная власть включает три вида отношений:

1) Власть мужа над женой (супружеская)

2) Родителей над детьми (сводилась к отцовской)

3) Господская власть хозяина над слугой

Боден одним из первых выступил против тех теорий, которые господствовали в Средневековье, оправдывающие рабство. Государству рабство не только не приносит пользу, но оно было постоянным источником смут, волнений, восстаний и убийств. Рабство он считает противоречащим природе и государственной пользе. Самый важный предмет в политическом союзе – верховная власть, главное качество государства.

Это есть постоянная и абсолютная власть. Власть, переданная на время, не является верховной, как и власть данная уполномоченному. Какой бы ни была власть по своему характера. Как бы ни была всемогуща. Но если она представляет собой лишь временное поручение, она не будет верховной. Например, власть римского диктатора не является верховной, так как была ограниченной на 6 месяцев. Бессрочная диктатура может рассматриваться, например, Диктатура Суллы. Только перенесенная на лицо всецело и неограниченно может считаться верховной.

Верховная власть должна быть абсолютной или неограниченной. Не может считаться верховной та власть, которая предается под известными условиями. Сущность абсолютной власти состоит в том, что облеченное ею лицо может по своей воле издавать и отменять любые законы. Она подчинена естественному и божественному закону, но она стоит выше всякого человеческого закона. Все ограничения противоречат существу верховной власти.

Наконец, верховная власть должна быть едина и неделима. Она не может допускать никаких органов, которые стояли бы над нею или рядом с нею. В праве издавать и отменять законы без согласия кого-либо коренятся и все другие полномочия («принадлежности») верховной власти. К ним относятся: право войны и мира, назначение высших сановников, верховный суд, право помилования, право чеканить монету и некоторые другие.

Эти права вытекают из самого существа верховной власти: они неотчуждаемы, неизменяемы и не подлежат давности.

Рассмотрев вопрос о сущности верховной власти, Боден переходит к устройству верховной власти. Он различает 3 формы правления: монархию, аристократию и демократию. Относительно извращенных форм, о которых говорил Аристотель, он замечает, что они означают лишь различные качества одних и тех же властей, поэтому самостоятельными не являются.

Он отвергает и смешанную форму, ибо верховная власть по своему существу едина и нераздельна. Кому принадлежит право издавать законы, тот и есть истинный носитель верховной власти. Смешанная форма немыслима.

Боден сравнивает все три названные формы, выделяя достоинства и недостатки.

1) Она дает во всем равенство и правду, кроме того, отсутствие привилегий устраняет поводы к раздорам,

2) граждане соединяются здесь тесной дружбой, ибо дружба может существовать только между равными.

3) В демократии сохраняется присущая человеку свобода

Боден видит более существенные недостатки:

1) Природа не создала всех людей равными, одних она сделала умными, других не очень, поэтому не может быть равенства в почестях и правах.

2) Общее дело хуже всего управляется, когда находится в руках толпы, и обращаться к народу – значит спрашивать совета у безумных. Лучшие люди всегда составляют меньшинство, а в народе это меньшинство приносится в жертву массе. Народ выбирает худших людей, которые ближе ему по нравам и понятиям. О справедливости он не заботится, он преследует богатых людей, стараясь обратить их достояние в свою пользу.

Демократия тогда способна сохраниться, когда стоят лучшие кормчие. Например, Перикл.

Аристократия также имеет своих защитников:

1) Наилучшее во всем – середина, аристократия и занимает середину между господством одного и правлением всех.

2) Власть здесь вручена достойнейшим. Одни определяют это знатностью, другие – добродетелью.

Боден отметает и эти доводы и указывает недостатки:

1) Мудрость и добродетель всегда находятся в небольшом количестве между людьми. Среди аристократов умных людей мало, в результате правит глупое большинство.

2) Принятие решений здесь связано с раздором, борьбой партий и группировок. Коллегиальный способ принятия решения связан с борьбой.

3) Аристократии трудно держаться против народа, который ненавидит знатных людей. Последние живут в постоянном страхе. Поэтому в большом государстве аристократия немыслима. Из всех форм правления лучшие умы всегда отдавали предпочтение монархии. Если для совещания полезны многие умы, то для решения всегда нужен один. И власть разделенная всегда слабее.

Сами республиканцы в этом согласны. В республике в наиболее тяжелые времена прибегают к установлению диктатуры.

Монархия – самая прочная из всех государственных форм. Монархи существуют тысячелетиями, и это никого не удивляет, если республика просуществует 300-400 лет, то все поражаются.

Монархия поддерживается легко и естественно, тогда как народное правление и аристократия нуждаются в искусственных средствах (острокизм).

Монархия необходима в больших государствах. Другие формы правления могут существовать лишь в малых, а с расширением владений они падают.

Это не значит, что чистая монархия лучше. Она должна быть наследственной и переходить по праву первородства. Преимущества:

2) Выборный монарх не заботится об общем достоянии, зная, что не передаст его своему потомству, напротив, он расточает государственное имущество, пытаясь обогатить родственников и друзей. Наследственный монарх всегда будет заботиться о благосостоянии государства, чтобы не передать его своим наследникам разворованным и разрушенным. Выбор монарха возбуждает сильное состязание между искателями престола. Отсюда бесчисленные козни, раздоры и междоусобицы.

3) Выбор не всегда падает на достойных. Марсилий говорил, что народ всегда выберет лучшего, Боден не согласен с этим, напротив, преуспеет самый ловкий, изворотливый, дерзкий и неразборчивый в средствах претендент.

Престол должен переходить по праву первородства. Это единственный порядок, способный устранить козни и смуту. Он не допускает наследования престола женщинами и разделение государства между несколькими наследниками. Первое противоречит естественным законам, а второе – единству политической власти.

Верховная власть должна принадлежать монарху безраздельно, но в управлении он должен давать место и аристократическому элементу, и демократическому. То есть и высшему достоинству, и свободе. Этим устанавливается мир и гармония в государстве.

Таким образом, над всеми возвышается монарх как представитель государственного единства, ниже находятся три сословия: духовенство, дворянство и третье сословие, представленное в генеральных штатах, каждое на своем месте, умеряя, но не ограничивая верховную власть.

Основная тенденция учения Бодена также определялась потребностью мира и порядка. Религиозные междоусобицы, смуты утомили французское общество. Взоры их обращались к королевской власти.

Боден поднимает вопрос: монарх и тиран – надо ли противопоставлять эти понятия? Он говорит, что различия здесь надо проводить крайне осторожно. Не следует строгость смешивать с тиранией. Строгий и жесткий монарх лучше доброго и мягкого. Строгость нужна для установления порядка.

Позволительно ли свергать правителя? Относительно того, который приобретает власть силой, не может быть никакого сомнения. Подданные, посягающие на верховную власть – есть преступники.

Допустимо ли убивать монарха, злоупотребляющего своей властью? Это Боден решительно отвергает. Личность монарха священна и неприкосновенна. Любого можно принять за тирана.

Сознавая опасность скатывания монархии в тиранию, Боден старается ограничить власть монарха божественными и естественными законами с тем, чтобы власть монарха не скатилась к произволу.

Его идеал – истинная (королевская) монархия. Здесь цитата.

Боден высоко оценивает роль ГШ. Этот орган сдерживает стремления верховной власти к произволу, предавая гласности ДЛ и высказывая мнения о политике короля, а также давать согласие на налоги короля.

В одном сочинении он говорит о причинах падения Правительства. Здесь он следует Аристотелю. Боден не дает эти положения в чистом виде, а вносит поправки. Здесь у него есть глава, посвященная астрологии. Еще одна глава о том, что перемены в государстве не должны совершаться разом. Нет ничего опаснее этого, например, вводить новое законодательство. Всякая перемена расшатывает основы общественного здания. Если необходимость заставляет изменять законы или государственное устройство, то благоразумие требует, чтобы это совершалось мало-помалу, а не внезапным переворотом.

Среди причин политических переворотов Боден главным считает неравномерное распределение богатства. Он не признает общности имущества, которое многие считали лучшим средством для уравнивания. Для устранения вредных последствий неравенства он советует принимать меры против излишнего накопления богатства в одних руках: законы о наследовании, против ростовщичества, ограничение приобретения земель церковью и другие средства. Никакой ликвидации долгов и иного радикального Боден советует.

В числе причин перемены в государственном строе Боден называет притеснения правителя, перемены в законах о религии, военные неудачи и некоторые другие. Опасность переворота более всего грозит демократией и менее всего угрожает наследственной монархии как здоровому политическому телу. Рассматривая вопрос о политических переворотах, Боден говорит и о партии. Он требует, чтобы правитель стоял выше партии, а этого можно добиться только в монархии, поскольку в других формах правления правители сами разделяются на партии. Не обходит он вопрос и о религиозных факторах (сектах). Те, кто становился на сторону мира и порядка, для них было актуально обсуждать и требовать, чтобы государство отреклось от покровительства одной религии и равным образом относилось к остальным исповеданиям (с терпимостью). Это был идеал светского государства, далекого от теократических традиций, который был намечен у Макиавелли, и который отстаивается Боденом.

Вероисповденый вопрос Боден рассматривает с точки зрения государственной пользы. Он считает необходимым запретить всякие прения о религии, поскольку религиозные споры колеблют истину в умах, а религия составляет одно из главных оснований государства. Люди, которым отказывают в свободе вероисповедания, очень часто обращаются в атеизм, а это худшая из зол. Для государства выгоднее, когда в нем несколько вероисповеданий. Если их только два, они легко могут вступить в борьбу друг с другом, что часто и происходит на практике. То есть с точки зрения государственной пользы власть, имея в виду интересы всех, должна стоять выше различий в вероисповедании и держать между ними равновесие. К этому утверждению он присоединяет указание на невозможность принуждать кого-то в вопросах веры. Никого нельзя заставить верить против воли. Все эти соображения побуждают выступать его защитником свободы совести, и он один из первых представителей идеи веротерпимости указывает на необходимость восстановления мира и порядка в этом вопросе с помощью сильной королевской власти. В то время его положения были очень актуальны. Войны между католиками и протестантами (гугеноты) шли. Во время разгара этой борьбы образовалась средняя партия под именем политиков. Они стали в независимое положение от обеих сторон. Боден занял компромиссную позицию. Он был защитником религиозной свободы.

Политические учреждения должны сообразовываться с историческим развитием народов, природы, климата, нравов, общественного быта людей. По примеру Аристотеля он северным народам предписывает храбрость, а южным – тонкость ума. Обитатели средней полосы сочетают эти качества. Народы Востока в этом отношении ближе к южным. Западные – ближе к северным. На севере Правительство держится силой, на юге – религией, в средней полосе – справедливостью. Плодородие и бесплодие почвы также влияет на нравы людей, а значит и на политические учреждения. Так, обитатели бесплодных земель по необходимости ведут умеренную жизнь, вынуждены прибегать к ремеслам, чтобы доставить себе некоторые удобства. То есть вынуждены сами добывать себе то, в чем отказывает природа. Все это налагает отпечаток на государственное устройство, поэтому храбрые жители севера и горцы не выносят иного правления, кроме народного, а если и создают у себя монархии, то выборные. Изнеженные обитатели юга и равнин легко подчиняются власти единого правителя.

Сочинение Бодена было потребностью выражения духа и эпохи, это потребность в сильной власти, которая должна была возвышаться над порядком. Средневековые отношения разрушали почву для господства единого права, это создавало условия для формирования политической мысли о господстве права над властью, правового государства. Основы в этом заложены именно Жаном Боденом. Он вошел в историю как основоположник учения о государственном суверенитете, которая в основных чертах осталась неизменной.

Источник

Реферат: Учение Ж. Бодена о государстве и праве

«Учение Ж. Бодена о государстве и праве»

1. Характеристика государства по Ж. Бодену

В середине XVI века, в эпоху Возрождения и Реформации Франции переживала период религиозных войн, которые существенно мешал нормальной жизни общества, Франция распадалась на ряд враждующих и воюющих лагерей. В это период с защитой королевского абсолютизма выступил идеолог Французской буржуазии Жан Боден (1530-1596), Юрист по образованию, депутат третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа, Боден выступал против феодальной децентрализации, против религиозного фанатизма.

Жан Боден попытался подойти исторически к исследованию государства. Политическая идеология Жана Бодена – это идеология светского национального централизованного государства, идущего на смену феодальной раздробленности, против которой он выдвигает одну из важнейших политических идей того времени – идею государственного суверенитета. В основе лежит мысль о неделимой, единой, постоянной, стоящей над законом государственной власти. Государство Боден определяет как правовое управление многими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти. Государство – именно правовое управление, сообразное со справедливостью и законами природы; правом оно отличается, от шайки разбойников или пиратов, с которыми нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир, на которых не распространяются общие законы войны.

В учении о государстве Боден во многом следует Аристотелю, но не Аристотелю, искаженному и мистифицированному средневековой схоластикой, а подлинному Аристотелю, осмысленному в свете последующей истории политико-правовых учреждений.

Оппонентами Ж. Бодена, его политические противниками, являлись тираноборцы, они подвергли критике концепцию абсолютной монархии и противопоставили ей идеал государственной демократичности (Ф. Атман, Ф. Дюплесси де Марнэ).

Крупнейший труд Жана Бодена по вопросам политической теории «Шесть книг о государстве».

Жан Боден выделил следующие признаки государства:

1. Семья – ячейка государства.

2. Частная собственность.

3. Правовое управление соответствует естественным, божественным законам

4. Суверенитет государства.

Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство – совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает. Подобно Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений: супружеские, родительские и господские. Боден, вопреки Аристотелю, не считал рабство законом природы и рекомендовал его отмену. Он считал рабство не всегда естественным явлением, а источником смут и волнений в государстве. Боден стоял за постепенную отмену близких к рабству отношений феодальной зависимости там, где они еще сохранялись.

Боден – один из первых критиков «Утопии» Томаса Мора. Одобряя некоторые мысли канцлера Англии Т. Мора о государственных порядках Утопии, Боден настойчиво оспаривает его главную идею. Государство, основанное на общности имущества, писал Боден, «было бы прямо противоположно законам бога и природы». Частная собственность связана с законами природы, поскольку «естественный закон запрещает брать чужое». «Имущественное равенство гибельно для государств», – неустанно повторял Боден. Богатые и бедные существуют в каждом государстве; если попытаться уравнять их, признать недействительными обязательства, отменить контракты и долги, «то нельзя ждать ничего, кроме полного разрушения государства, ибо утрачиваются какие бы то ни было узы, связывающие одного, человека с другим».

Первостепенное значение Боден придавал форме государства. Он отвергает распространенное деление форм государства на правильные и неправильные, поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств. Сторонники власти одного человека называют ее «монархия», противники – «тирания». Приверженцы власти меньшинства именуют такую власть «аристократия», недовольные ею – «олигархия» и т.д. Между тем, рассуждал Боден, суть дела только в том, кому принадлежит суверенитет, реальная власть: одному, немногим или большинству. На том же основании Боден отрицает смешанную форму государства – власть никак не разделить «поровну», какой-то элемент будет иметь решающее значение в государстве; кому принадлежит высшая власть принимать законы, таково и есть государство в целом.

Ж. Боден положил в основу своей классификации довольно обычный количественный признак. Уже в «Методе легкого постижения истории» он разделил все формы правления на демократию, аристократию и монархию и повторил затем это деление в «Шести книгах о государстве»: «Есть три состояния или сорта государства, их называют монархия, аристократия и демократия. Мы называем государство монархией, когда суверен состоит только из одного человека. Демократия или «народное государство» – это когда все люди или большая часть из них наделены суверенной властью и правом управления как одно лицо. Аристократия – это когда меньшая часть народа обладает суверенитетом как одно лицо. ». Однако же Ж. Боден не ограничивается чисто количественным признаком и вводит еще два дополнительных классификатора в свою систему типов государств. Такими дополнительными основаниями классификации в его теории стали способ (порядок) и качество управления.

Рассматривая различные формы государства, Боден пишет, что целесообразность и прочность каждой из них зависит от исторических и природных особенностей разных стран и народов. На севере живут народы храбрые, создавшие сильное войско; у южных народов развит ум, поэтому там процветают науки. На севере опорой правительства является сила, в средней полосе – разум и справедливость, на юге – религия. На государство влияют также горы, равнины, плодородие и бесплодие почвы. Храбрые жители севера и горцы создали демократию либо выборную монархию; изнеженные обитатели юга и равнин легко подчиняются монархии. Народы востока – ближе к южным, запада – к северным.

К демократии Боден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее дело – в упадке; толпа, народ – «зверь многоглавый и лишенный рассудка» – не может постановить что-нибудь хорошее, преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших. Демократия, по мнению Бодена, имеет истинно демократическую разновидность, основанную на принципе равенства политических прав всех граждан – законная демократия – и две недемократических разновидности: господская демократия – возможно, это та, где правит большинство классов, как в Древнем Риме, а не абсолютное большинство, и аналог аристотелевской охлократии – беззаконная, бушующая демократия. «Демократия – это такая форма правления, где все или большая часть людей вместе занимаются управлением надо всеми и каждым из народа». На основе изучения исторических примеров демократических государств Боден приходит к выводу, что основная проблема демократий – нахождение такого способа голосования, чтобы, несмотря на его всеобщность, результаты можно было бы определить достаточно оперативно даже в стране с большой численностью населения. И решает эту проблему установлением системы многоступенчатого подсчета голосов с вычислением промежуточных результатов так, чтобы численность избирателей в каждой из курий низшего звена не превышала трех тысяч человек, а курия каждого следующего уровня объединяла в себе не более чем по десять нижестоящих.

Рассуждая о демократии, Ж. Боден задается вопросом о множественности типов управления государством по способу управления и указывает, что, как это ни странно, хотя монархия и противоположна демократии, но для нее больше всего подходит демократический способ управления. Заключается он в том, что монарх передоверяет свои полномочия системе должностных лиц, которые замещают свои посты с соблюдением принципа равенства кандидатов на конкурсной основе без каких-либо привилегий и особых условий. И даже аристократии выгодно управляться не аристократически, когда кандидатуры на замещение вакантных должностей отбираются из узкого круга обладающих привилегиями и производится не столько по конкурсу, сколько по родословной, а демократически. Для самих же демократий, как пишет типичный выразитель интересов третьего сословия периода становления единой централизованной королевской власти Ж.Боден, ни в коем случае нельзя применять демократический способ управления, ибо иначе она может стать опаснее тирании. В любой монархии, указывает философ, король ограничен правами сословий, тогда как в демократиях все равны или одинаково бесправны перед лицом толпы. “Величайший тиран не так опасен, как демократия с таким (вышеуказанным) управлением”, поэтому, по его мнению, демократическое государство должно управляться не демократически, а монархически, как и происходит в той или иной степени сейчас во многих демократиях, где существует институт президентства.

Не одобрял Боден и аристократию – государство, где власть принадлежит коллегии знатных: среди аристократов умных людей мало, в результате правит глупое большинство; принятие решений связано с раздорами, с борьбой партий и группировок; государство недостаточно энергично подавляет возмущения народа, вечно восстающего против вельмож. По тем же причинам аристократия немыслима в большом государстве.

Лучшим, по мнению Бодена, является то государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление носит аристократический и демократический характер. Монарх так же естественно, как бог Вселенной, без помех повелевает подданными; он обладает властью по собственному праву (вначале приобретенному силой, затем передаваемому по праву наследования). «Кроме бога нет никого, более высокого на земле, чем суверенные монархи. Они поставлены самим богом как его наместники, дабы править другими».

Упоминания о боге не играют решающей роли в аргументации Бодена. Он ссылается на то, что о прочности и естественности монархии свидетельствует исторический опыт – монархии существуют тысячи лет, и это никого не удивляет; если же республика просуществует всего лет триста-четыреста, то все уже поражаются такому диву, настолько естественному порядку вещей противоречит долговременное существование республики. Боден утверждал, что монархия особенно необходима в больших государствах. В монархии обеспечены компетентность (советуют многие) и энергичность (решает один) власти.

В Европе, рассуждал Боден, господские государства превратились в «законные монархии», в которых народ повинуется законам монарха, а монарх – законам природы, оставляя подданным естественную свободу и собственность. Монарх не должен нарушать «законы бога и законы природы», которые возникли раньше всех государств и присущи всем народам. Монарх, по мнению Бодена, должен быть верен слову, соблюдать договоры и обещания, установления о престолонаследии, о неотчуждаемости государственного достояния, уважать личную свободу, семейные отношения, вероисповедания (чем больше их будет, тем лучше, – меньше возможностей создания влиятельных враждующих группировок), неприкосновенность имущества.

Боден оспаривал распространенное среди тираноборцев мнение, что монархия должна быть избирательной – в период выборов неизбежны смуты, раздоры и междоусобицы; выборный монарх не заботится об общем достоянии, поскольку неизвестно, кто сменит его на престоле; этих недостатков лишена наследственная монархия, которая к тому же во Франции является традиционной (тираноборцы пытались доказать, что ранее монархи были выборными).

Как и все другие формы правления, монархии подразделяются на виды по качеству управления. Ж. Боден выделяет три категории:

1. Правовая или королевская монархия – это такая, где подданные повинуются законному монарху, а его законы и избрание удовлетворяют естественным законам, сохраняя природные свободы людей и соблюдая принцип неприкосновенности частной собственности.

2. Господская (вотчинная) монархия – это такая, где правитель является господином над имуществом и личностью своих подданных законом силы и по праву завоевания; управляет, как хозяин в семье.

3. Тираническая монархия – это такая, где правитель пренебрегает законами природы и нации, обращается, как с рабами, со свободнорожденными своими подданными и с их имуществом, как со своим собственным.

Хотя философ и упоминает в качестве критерия вышеуказанного деления монархий порядок прихода суверена к власти (законный или завоевание), главным основанием деления является, несомненно, отношение монарха к естественным и божеским законам. Так, в первой разновидности правитель соблюдает все естественные законы; во второй – только личные права, но не правило о неприкосновенности частной собственности (также, как домовладыка в Древнем Риме); в последней – тиранический монарх является полным господином над жизнью и имуществом подданных, но действует все же в интересах государства и посредством законов, что отличает его от собственно тирана

Боден считал наилучшей королевскую монархию – государство, в котором верховная власть (суверенитет) целиком принадлежит монарху, а управление страной (порядок назначения на должности) – сложное, т.е. сочетающее принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначает только знатных) и демократические (некоторые должности доступны всем). Мудрым учреждением королевской монархии Боден называл Генеральные штаты. Они соединяют сословия (духовенство, дворянство, третье сословие), умеряют, но не ограничивают верховную власть. Они улучшают управление страной, предавая гласности злоупотребления должностных лиц, высказывая различные мнения. Хотя Генеральные штаты могут давать королю только советы, а принимать решения не могут, государь не вправе облагать подданных податями без их согласия, ибо, по естественному закону, никто не имеет права брать чужое достояние без воли владельца, утверждал Боден. Лишь в самом крайнем случае монарх может самолично налагать налоги для пользы государства (но Боден готов признать за подданными право пассивного сопротивления тирану в виде отказа платить подати).

Хотя наилучшей является, по мнению Ж. Бодена, королевская монархия, свою историю та или иная династия, а часто и государство, как таковое, обычно начинает с установления господской (сеньориальной) монархии. Кроме того, сам народ по своей природной склонности может склоняться в пользу этой разновидности (в качестве примеров философ называет Московию и Турцию).

Боден впервые сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства в сочинении “Шесть книг о государстве” (издано на французском языке в 1576г., по латыни для всей Европы в 1584г.): “Суверенитет – это абсолютная и постоянная власть государства. Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными”. Власть государства постоянна и абсолютна; это – высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти – только бог и законы природы.

Суверенитет – верховенство, господство. Государство является верховной политической организацией. Власть государства выше власти церкви и власти феодальной аристократии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Учение Ж. Бодена о государстве и праве
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат Добавлен 16:39:40 24 ноября 2009 Похожие работы
Просмотров: 2098 Комментариев: 22 Оценило: 4 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать