учитель организует процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся

Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся

Выявление способных детей проводится уже с первых дней обучения в школе на основе наблюдений и общения с родителями, изучения психологических особенностей: высокой концентрации внимания, речи, памяти, логического и абстрактного мышления, способности к анализу и синтезу, интереса к поисковой и исследовательской деятельности и т.д. Осуществляю дифференцированный и индивидуальный подход, уделяя внимания и слабым, и способным учащимся. Работа с детьми в учебном процессе осуществляется через обучение по УМК «Школа России». В стремлении реализовать идеи авторов этой программы, пришла к выводу, что личностно ориентированный подход к обучению является средством для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников, способствует проявлению их индивидуальных способностей.

Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

Дополнительные занятия со способными детьми по предметам;

Участие в школьных и улусных олимпиадах;

Проектная деятельность учащихся;

Посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;

Конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;

Создание детских портфолио.

С 1 класса учащиеся под руководством учителя разрабатывают материал своего личного портфолио, где фиксируется информация об участии конкретного ученика в различных предметных конкурсах и олимпиадах. Это важная современная форма оценивания позволяет составить более полную картину о достижениях учащихся, способствует повышению активности и самостоятельности учащихся, постоянному росту учебной мотивации.

Для подготовки к исследовательской работе подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции. Результаты проектной деятельности представляются на конкурсе: на уровне класса, школы и выше. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика.

Проблема работы со способными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования.

Необходимо определить значение таких понятий как способности, талант, одаренность, гениальность. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Система работы со способными детьми это максимальное развитие умений, навыков, познавательных способностей

Цель:
Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Задачи:
1. Создание системы внеурочной работы для развития способностей учащихся.
2. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
3 Организация системы работы с учащимися.

В своей педагогической деятельности большое внимание уделяется детям, проявляющим повышенный интерес к тем или иным изучаемым предметам. Свою работу со способными детьми начинаю с диагностики и анкеты. Изучив результаты данных обследований, составляю краткий «портрет» каждого своего ученика. Это позволяет предопределить реакцию детей и даёт возможность в выборе нужных методов и приёмов. Одним из главных методов педагогической диагностики является беседа. Она позволяет изучить интеллектуальную и личностную сферу ребёнка. Беседа является отталкивающим звеном проявления интереса учащихся к школьным предметам. В первом классе для выявления интереса к предметам проводится диагностика учебной мотивации учащихся, используя методику «Настроение».

План работы со способными детьми

выполнение творческих работ;

работа в малых группах;

задания творческого и нестандартного характера;

задания развивающего характера;

организация проектно-практической работы; задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

задания для развития познавательной активности;

подготовка сообщений, рефератов и других материалов к урокам литературного чтения, окружающего мира;

сбор материала и оформление личностных достижений (портфолио);

подготовка и участие в календарных и тематических праздниках;

участие в классных и школьных мероприятиях;

участие в улусных НПК;

участие в школьных, улусных, республиканских конкурсах чтецов;

подготовка презентаций с использованием ИКТ – технологий для классных часов;

подготовка и выпуск стенгазет;

литературное творчество (рассказы, сочинения, стихотворения);

участие в школьной художественной самодеятельности;

увеличение количества детей для участия в олимпиадной деятельности:

-участие в улусных, всероссийских, международных конкурсах;

-участие в интернет –конкурсах.

План работы со слабоуспевающими учащимися

Проведение среза умений и навыков учащихся класса по основным разделам учебного материала обучения.

-выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами, встречи с отдельными родителями и обязательно в ходе – беседы с самим ребенком.

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

в течение учебного года

Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий.

в течение учебного года

Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса.

в течение учебного года

Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителем.

в течение учебного года

1.Создание микроклимата в классе.

2. Предотвращение пробелов в знаниях, связанных с пропусками (работа в группах, подготовительные консультации)

3. Удержание интереса (опорные схемы, карточки, памятки).

4. Формирование мотивации к обучению (работа в парах).

1.Предупреждения неуспеваемости (индивидуальные и групповые консультации).

2.Ликвидация выявленных пробелов в знаниях (оказание помощи при выполнении домашнего задания).

1.Формирование личности школьника (вовлечение в кружки, выполнение поручений в классе, вовлечение в классные и школьные мероприятия).

в течение учебного года

Результат работы со способными и слабоуспевающими обучающимися

Ученики активно участвуют во всех мероприятиях школьного, улусного, республиканского, всероссийского уровней и занимают призовые места. Учащиеся принимают активное участие в Международных конкурсах «Ты-гений!», «Безопасный мир», проектов «Инфоурок», «Новый урок». Особой любовью в нашем классе пользуются дистанционные конкурсы и олимпиады, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление, повышают самооценку учащихся. В таких конкурсах участвуют все учащиеся.

Не новой, но востребованной формой работы со способными детьми младшего школьного возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Исследовательской работой в классе занимались 71,4% обучающихся класса. Учащиеся активно участвовали в НПК «Первые шаги», «Андреевские чтения», «Алексеевские чтения» и т.д.

Источник

Учет индивидуально- психологических особенностей учащихся в организации образовательного процесса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

2. Формирование у учащихся индивидуального стиля познавательной деятельности.

3. Учет индивидуально- психологических особенностей учащихся в организации образовательного процесса.

4. Учет возрастных особенностей в использовании индивидуального подхода.

5. Работа с одаренными детьми из личного опыта.

Повышение эффективности обучения в школе является одним из центральных объектов всестороннего изучения отечественной психолого-педагогической науки. В решении этих проблем значительная роль отводится учителю. Большое значение придается умению учителя вовлечь в активную деятельность на уроке всех учеников класса. Для того, чтобы добиться этого, учитель должен хорошо знать своих учеников, кропотливо изучать и учитывать их индивидуальные особенности, уметь определять стратегию и тактику подхода к школьникам.

2. Формирование у учащихся индивидуального стиля познавательной деятельности.

Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Отсюда может быть установлена лишь нижняя граница трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих всё повышающихся возможностей стремиться перейти.

Индивидуализация учения не исключает, а предполагает коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности, коллективистически-мотивированное учение, усиление в обучении связей «ученик – ученик», больший акцент на самостоятельность в познавательной деятельности.

Тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знания последнего, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, непосредственно изучая различные индивидуальные и психологические особенности своего подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности и соответствующим образом, зная эти особенности и специфические качества воспитуемого, выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия.

Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учеником. Однако процесс усвоения знаний может быть одинаков, совпадать у детей данной группы, класса. Можно выявить общее в индивидуальном развитии детей в процессе обучения. Общее может характеризовать уровень развития детей, сходство в мотивах деятельности и поведении. Обычно таким общим уровнем обладают дети одинакового возраста. Поэтому знание общих психологических особенностей детей данной группы, данного возраста обеспечивает в обучении возможность понимания учебного материала каждым учеником.

Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются планомерные систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи, связанные с положением ребенка в коллективе, с отношением к товарищам, его позицией в группе. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и опираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. В этом и состоит понимание индивидуального подхода.

В педагогической теории индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения

Во-первых, принцип индивидуального подхода, в отличие от других дидактических принципов, подчеркивает необходимость систематического учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого школьника.

Во-вторых, в индивидуальном подходе нуждается каждый ученик без исключения. Этот признак рассматриваемого принципа вытекает из положения о гуманном подходе к личности ученика.

В-третьих, индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика.

Таким образом, индивидуальный подход понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий

3. Учет индивидуально- психологических особенностей учащихся в организации образовательного процесса.

Практика показывает, что наблюдательный и опытный учитель может определить типологические особенности учеников, их самооценку по «жизненным показателям», хотя он часто делает это интуитивно, подсознательно. Наибольшие трудности в этом плане испытывают начинающие учителя.

В связи с этим, педагог должен учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности своих учеников, то есть должен обладать качествами отличного психолога.

Рассмотрим этот фактор более подробно, затронув типы темперамента учеников, а также некоторые индивидуальные особенности.

Так, холерик обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью, сильно подвижной выразительной мимикой, жесты его порывисты, он вспыльчив, суетлив, нетерпелив. Если ярко выраженный холерик сидит за партой, он всегда готов вскочить; если выполняет интересную или важную для него работу, он – весь внимание, все его мысли, эмоции, движения сконцентрированы на ней. Но потом ребенок испытывает упадок сил и, пока не восстановит их, организовать его очень трудно.

Сангвиник говорит громко, быстро, отчетливо, сопровождает речь выразительными жестами и мимикой, он весел, энергичен, деловит. Сидит за партой обычно непринужденно. Необходимо постоянно поддерживать интерес сангвиников. Если им скучно, они начинают играть с ручками, карандашами и т.д. или заниматься посторонними делами.

Речь флегматика спокойна, равномерна, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции, мимики; флегматик спокоен, рассудителен, молчалив, медлителен. За партой сидит спокойно, непринужденно, не вертится, даже когда прозвенит звонок встает как бы нехотя, не сразу.

Меланхолик обладает слабой неритмичной речью, иногда снижающейся до шепота, стеснителен, застенчив, малоактивен, робок, необщителен. Голова часто опущена, подбородок втянут. Внешне ребенок спокоен, его можно принять за флегматика. Однако беседы с родителями, близкими помогут узнать, что он сильно переживает из-за неудач: впадает в уныние, плачет, плохо спит и т.д.

На уроке экстраверты обычно вступают в разговор, сидя за партой. Интроверты же предпочитают поднять руку или ждать когда их спросят.

Экстраверты, особенно холерики, не любят письменных видов работ, избегают их, часто не доделывают, не пользуются черновиками. Интроверты же больше любят работать с книгой, выполнять письменную работу. Стремятся не только набросать план устного высказывания, но и полностью его записать.

Экстраверты испытывают потребность постоянно реализовывать новые учебно-речевые ситуации, разыгрывать новые роли, а при повторении начинают скучать.

Интроверты же, наоборот, испытывают дискомфорт в новых, необычных для них ситуациях, а на этапе повторения, при реализации тех типов ситуаций, в которых у них накопился опыт общения, чувствуют себя довольно уверенно, творчески решают задачи.

Экстраверты, прежде всего мальчики, предпочитают учебно-речевые ситуации, на фоне которых происходит быстрая смена сюжета, проигрывая которые можно подвигаться. Большинство интровертов испытывает дискомфорт в тех ситуациях, в которых им приходится выступать перед большой или незнакомой аудиторией, а также при решении коммуникативных задач начала разговора, его поддержания.

Школьники с низкой самооценкой не смотрят прямо, в лицо партнеру или учителю, взгляд их скользит или снизу вверх, или в сторону от партнера, или же фиксирован на какой-либо точке пространства, движения неритмичные. У доски такие дети часто переминаются с ноги на ногу, носки повернуты внутрь.

Учащиеся, которые переоценивают себя, смотрят вокруг оценивающе, прищурив глаза, сидят за партой расслабленно, откинувшись назад, голова высоко поднята.

У школьников, уверенных в себе, спокойные, широкие, ритмичные движения: они прямо смотрят в лицо учителю, партнеру; у доски не переминаются с ноги на ногу.

При определении психологических особенностей учащихся важно соблюдать некоторые правила, например: не принимать реакции мимики и жестов за внешние физические раздражители за проявление внутренних психических состояний, не делать выводов на основании одной детали, не принимать проявления, сформированные привычкой, за показатель состояния человека в данной ситуации, не рассматривать внешнюю компенсацию физических недостатков за показатель настоящего состояния (так прищуривание может быть обусловлено близорукостью, а не презрительностью).

4. Учёт возрастных особенностей в использовании индивидуального подхода.

Известно, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств – в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее воспитание, чем больше ребенок верит своему учителю, безоговорочно подчиняется его авторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к дисциплине, труду, поведению в обществе. Старшие подростки понимают уже прямую, открытую установку задач в конкретных видах полезной деятельности, активны и инициативны. Однако эта активность, стремление к самостоятельности должны быть хорошо организованы педагогом. Старших школьников отличает возросшее стремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них развивают высокие нравственные идеалы, чувство ответственности. Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить о потенциальном снижении возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию.

Наиболее ярко внешние свойства темперамента проявляются у младших подростков. С возрастом воспитание и усиливающийся самоконтроль сглаживают многие проявления темперамента.

5. Работа с одарёнными детьми из опыта работы.

Работа с одарёнными детьми ведется мной по нескольким направлениям:

I. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках. Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним начинаю ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.

Непосредственно подготовку к уроку начинаю с целеполагания, мы знаем о триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание.

Чтобы разнообразить учебные будни, я обычно использую различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Наибольшего результата в работе с одарёнными детьми на уроках можно добиться, используя такие формы, как ролевые, деловые, операционные, имитационные игры. Для одарённых детей специально разрабатываются задания повышенного уровня сложности, задания творческие. Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на развитие навыков работы с: картами, литературой, иллюстрациями и т.д.

Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к обучению предоставляет дифференциация домашнего задания.

III. Прием «три уровня домашнего задания»

IV. Прием «особое задание».

Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания по вышенной сложности.

Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы

VI. Внеклассная работа (предметные мероприятия, подготовка к итоговой аттестации, предметным олимпиадам).

Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать одаренных учащихся через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, как интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Слабое звено», «Русский медвежонок», «Кенгуру», предметные викторины. По мере возможности я провожу индивидуальные занятия с учащимися с высокой учебной мотивацией. Особое значение придаю подготовке к предметным олимпиадам. В итоге мои ученики в 2011-2012гг. имеют призовые места на районной (2 учащихся), олимпиаде по русскому языку и математике.

Уроки демонстрационного типа.

Уроки компьютерного тестирования.

Уроки тренинга или конструирования.

При объяснении нового материала я использую графики, схемы, рисунки, различные иллюстрации. Вместе с классом расшифровываем обозначения, решаем кроссворды, сравниваем документы; дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы учителя.

IX. Наиболее существенными элементами системы можно обозначить:

1. Блочное модульное построение учебного материала;

2. Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;

3. Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;

4. Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.

X. Портфолио учащегося.

Достижения и результаты работы учащихся как в учебной, так и во внеклассной работе составляют основу портфолио.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи, включая:

— постоянную поддержку высокой учебной мотивации школьников;

— поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;

— развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

Использование портфолио в качестве накопительной оценки даёт возможность индивидуализировать процесс оценивания с сохранением в системе образования классической 5-балльной отметки.

Индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. В индивидуальном подходе нуждается каждый без исключения ученик. Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика. В связи с этим, педагог должен учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности своих учеников.

В процессе индивидуального обучения диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы развития воспитуемого.

Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных принципов.

Источник

Организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Индивидуализация- это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Результативность данного процесса включает в себя сформированность у учащихся навыков самообразования, развитие познавательной деятельности на уроках.

Многие учащиеся не желают учиться с полной отдачей своих возможностей и усилий, их необходимо заинтересовать, чтобы повысить их познавательную и творческую активность, поэтому на уроке необходимо уделять внимание индивидуальной работе с учащимися.

Индивидуальная работа с учащимися позволяет решить комплекс задач

Повысить интенсификацию урока

Способствует углубленному изучению программного материала

Позволяет отработать комплекс практических умений и навыков

Развивать коммуникативные качества учащихся

Развивать самостоятельность на уроке

То есть, всё это отражает современную концепцию модернизации образования, основные принципы которой-доступность, качество, эффективность.

Ведь так и гласит древняя китайская мудрость:

Скажи мне, и я забуду

Покажи мне, и я запомню

Дай мне действовать самому,

Сколько времени готовишь уроки по физике

Почему ты учишь физику

Хочешь ли знать больше, чем дают на уроке

Как даётся тебе физика

Твоё отношение к физике

Какие виды заданий нравятся………..

Конечно учесть особенности каждого невозможно (характер, привычки, темп работы, темперамент ) Поэтому для организации индивидуализации учебной работы успешно применяется дифференциация обучения (группировка учащихся )

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ-средствами индивидуализации и дифференциации усовершенствовать ЗУН, содействовать реализации учебных программ.

РАЗВИВАЮЩАЯ-развивать логическое мышление, креативность.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ-воспитать личность, создать предпосылки для развития интересов, стараться пробуждать новые интересы.

Некоторые элементы индивидуальной работы с учащимися

1) Устная работа в начале урока : каждому учащемуся даётся индивидуальная карточка, в которой по горизонтали: однотипные задания на отработку одного

правила, формулы, закона.

по вертикали: задание на применение знаний разных тем

( разные формулы, законы, понятия.)

Для слабых – задания базового уровня.

Для сильных – задания, требующие установления связи между компонентами курса, самостоятельности, творческого поиска, систематизации изучаемого.

Типологические группы с одинаковым уровнем знаний.

А – группа « сверх программы »

В – с хорошим уровнем знаний и умений

С – с минимальным уровнем знаний и умений

Д – не достигшие минимального уровня

Любой ученик может переходить из группы в группу, если он усвоил материал и выполняет задания, соответствующие обязательным результатам обучения.(наоборот: сильный переходит в слабую группу, если существуют проблемы или, если он не справляется с темпом работы. )

На уроке: 1) группам даются задания

2) учитель с группой обсуждает пути решения, результаты, даёт новое задание и т.д. с другими группами.

Такие разноуровневые задания создают в классе благоприятный психологический климат. У учащихся возникает чувство удовлетворения после верно выполненного задания, следовательно, успех даёт импульс к повышению познавательной активности, у учащихся появляется уверенность в своих силах.

4) Проверка усвоения темы по индивидуальным карточкам на 15-20 минут. Вопросы из теории и практические задания, решение задач. Сильным учащимся можно дать карточку сразу, во время проверки домашнего задания.

Организуя данную работу необходимо продумать систему предварительных указаний, облегчающих выполнение каждого задания, включая и указания для самоконтроля ( особенно для слабых ).

( группе даётся карточка с ходом действия ( поэтапное решение )

Очень часто на урока даются задания всему классу, рассчитанные на среднего ученика: для слабых положительный фактор, появляется стимул, хотя и не всегда; для сильных- отрицательная сторона- сдерживается развитие способностей, поэтому индивидуальные особенности необходимо учитывать.

5) Решению проблемы индивидуализации обучения способствует выполнение индивидуальных тестовых заданий для оценки качества знаний учащихся.

Тестовый контроль ­­- вид контроля, при котором для каждого обеспечены одинаковые условия проверки.

Существуют тесты с конструктивными ответами и с выборочными ( проверка по шаблону – перфокарте ). Данный метод контроля вызывает интерес у учащихся. По тестам видно, какая тема хуже усвоена. Тест позволяет более эффективно оценить знания учащихся при разноуровневом обучении.

6) При изложении нового: происходит знакомство учащихся с новым материалом, далее: сильные работают с другими источниками, углубляют знания; слабые продолжают работать с учителем, обобщают и систематизируют знания.

Усвоение новых знаний можно провести по карточкам, разделив их:

— упражнения, рассчитанные на репродуктивно-поисковую деятельность

— более сильным: творческая работа по составлению задач и упражнений

Можно создать учебно-проблемную ситуацию и поработать с сильными учащимися над её разрешением, это побуждает учащихся к активной познавательной деятельности.

7) Повторение пройденного на уроке. Распространенный способ повторения традиционно-репродуктивный, но можно сделать его активным и развивающим, учитывающим индивидуальные особенности. Для разных групп можно предложить следующее:

1) Для слабых и не только «Своя опора»: ученики составляют свои опорные конспекты по изученному материалу, тем самым развивают память. Урок «Виды шпаргалок и приёмы их составления»

2) Для следующей группы: ученики составляют серию контрольных вопросов по изучаемому материалу «Повторяем с контролем»

3) Повторяем с расширением: составляется серия вопросов, дополняющих знания по предмету, с использованием дополнительной литературы.

8) Домашнее задание: одновременно даётся задание 2-3 уровней

— обязательный минимум ( посильное любому ученику )

— тренировочный ( для учащихся хорошо знающих предмет )

— творческое задание ( разработать сказки, кроссворды, плакаты, опорные сигналы, стихи, кроссворды с фрагментами, разработать дидактический материал )

— можно дать задание массивом ( 60 заданий – 15 обязательных ) и стимулировать контрольной работой из этих задач, т.к. вероятность того, что задача будет решена возрастает. Из массива ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен замахнуться, и т.о. сам как бы отслеживает уровень своей компетентности.

— особое задание учащимся « олимпийского резерва »

Таким образом индивидуализация предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий разного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающих индивидуальные особенности каждого ученика. Использование индивидуального подхода в процессе обучения создаёт возможности для развития творческой целенаправленной личности, сохранения и дальнейшего развития индивидуальности ребёнка, воспитания такого человека, который бы представлял собой неповторимую, уникальную личность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *