укажите правильную последовательность выполнения массажа в педиатрической практике
Примерные комплексы массажа и гимнастики для детей от 0 до 3-х лет
Первый комплекс (для детей от 1,5 до 3-х месяцев)
Второй комплекс (для детей от 3 до 4 месяцев)
Третий комплекс (для детей от 4 до 6 месяцев)
Четвертый комплекс (для детей от 6 до 10 месяцев)
Пятый комплекс (для детей от 10 месяцев до 1 года 2-х месяцев)
Примерный комплекс гимнастики для детей от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев (комплекс N 6)
Выполняется лежа на полу.
Примерный комплекс гимнастики для детей от 1 года 6 месяцев до 2-х лет (комплекс N 7)
Гимнастика проводится ежедневно, спустя 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна.
Продолжительность занятий 10-12 минут.
Для проведения занятий необходимы две веревки или две скакалки (длиной 1-1,5 м), палочка (длиной 40-50 см, диаметром 2,5 см), обруч (диаметром 45-50 см), кегли, кубики, брусочки и т. п)
Примерный комплекс гимнастики для детей от 2 до 3-х лет (комплекс N 8)
Для занятий необходима бельевая веревка или скакалка, палка длиной 1-1,5 м, диаметром 2,5 см, обруч диаметром 45-50 см, кегли, кубики, брусочки, мяч.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
для детей группы риска в возрасте от 1,5 месяцев до 1 года 2 месяцев (страдающих рахитом, гипотрофией, реконвалесцентов, с факторами риска по частым заболеваниям). Детям старше 14 месяцев данный комплекс рекомендуется при подготовке к яслям и в периоде адаптации (комплекс N 9).
Массаж малыша. Советы родителям.
Массаж детей раннего возраста проводится с профилактической, гигиенической целью, а также в случае каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физическом развитии, нарушения нормальной функции позвоночника, резкой выраженности слабости мышц и связочного аппарата, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта и перенесения различных заболеваний.
Массаж оказывает всесторонне развитие на организм ребенка. Реакция организма на массаж различна и зависит от применяемых приемов, продолжительности воздействия. Например, поглаживание, растирание – расслабляют мышцы, а поколачивание, похлопывание – вызывают появление мышечного тонуса. Под влиянием массажа ускоряются крово и лимфоток, обменные процессы, выделение продуктов метаболизма.
При воздействии массажными приемами на кожу, мышцы, связки возникают ответные реакции со стороны различных органов и систем.
Имеется тесная функциональная взаимосвязь между мышечной системой и функцией внутренних органов, тонусом гладкой мускулатуры. Поэтому массаж вызывает положительную реакцию со стороны пищеварительного тракта, особенно это важно при запорах, коликах грудничков, после проведенного массажа хорошо отходят газы.
Массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи и глубжележащих тканей. Несмотря на малую массу ребенка поверхность кожи у него относительно больше, чем у взрослых. Этим частично объясняется большая чувствительность ребенка к действию массажа. Кожа ребенка нежная, гладкая. Капиллярная сетка кожи сильно развита и после массажа быстро возникает гиперемия. Учитывая повышенную возбудимость нервной системы, наличие большого числа рецепторов в коже, можно объяснить повышенную чувствительность ребенка к воздействию массажа.
В раннем детском возрасте нередки заболевания, и массаж является одним из важных методов комплексного лечения. Он прост в исполнении и его может освоить и проводить сама мама ребенка, предварительно пройдя обучение у массажистки.
Массаж при некоторых заболеваниях:
Противопоказания к проведению массажа у детей раннего возраста:
При проведении массажа необходимо соблюдать ряд правил:
Комплекс упражнений для детей от 10-15 дня жизни до 3 месячного возраста:
Неправильное, неуверенное выполнение приемов может вызвать неприятные ощущения у ребенка и вместо пользы принести вред. Поэтому прежде, чем начинать самостоятельно проводить массаж и гимнастику Вашему малышу, проконсультируйтесь у специалиста.
Общие принципы детского массажа
Все наши умения: способность думать, обучаться, работать, участвовать в страусиных бегах и т.д., все то множество отличительных черт, которыми обладает каждый из нас, базируется только на двух вещах – наследственности и особенностях окружающей среды.
Наследственность – это тот параметр, на который медицина только пока предпринимает попытки влиять, он, к сожалению, практически не зависит от наших стараний. А вот окружающая среда – это тот фактор, который может изменяться от наших желаний и дел.
И то, как мы организуем «быт» ребенка, какую обстановку создадим вокруг него, впоследствии позволит или нет развиться определенным природным задаткам.
Недаром первые 1000 дней называются «золотым окном возможностей», когда закладывается максимально почва для навыков: первые 280 дней внутриутробного периода и 720 дней внеутробной жизни (первые 2 года жизни ребенка).
А нужен ли вообще ребенку массаж?
Массаж не является панацеей от всех болезней, однако, массаж и гимнастика способствуют гармоничному развитию ребенка.
Как проводится массаж?
Здоровым деткам на первом году жизни, в идеале, рекомендуется 5 комплексов массажа и гимнастики. Каждый комплекс имеет свои цели и задачи, свои нюансы выполнения. Малышам с особенностями здоровья, специалистами может быть составлен индивидуальный график массажа.
Первый комплекс проводится в возрасте от 0 до 3-х месяцев
Вопрос времени начала первого комплекса массажа остается открытым. По канонам классического массажа первый комплекс начинают в возрасте одного месяца.
Основной целью первого комплекса массажа для ребенка в возрасте одного месяца является уравновешивание тонуса мышц сгибателей и разгибателей, «релаксирование» нервной системы, улучшение работы внутренних органов (прежде всего желудочно-кишечного тракта) и уравновешивание общего эмоционального фона.
Второй комплекс массажа и гимнастики для здорового ребенка проводится в возрасте 3-4х месяцев
Третий комплекс массажа и гимнастики выполняется, когда малышу исполняется 4-6 месяцев
Проводятся специальные упражнения для подготовки мышц брюшного пресса и др. для сидения. Эти упражнения называются «присаживающими», однако, они не имеют ничего общего с усаживанием ребенка в подушки раньше срока. Из особенностей данного комплекса нужно отметить появление упражнений на стимуляцию вестибулярного аппарата, который, впоследствии, будет играть немаловажную роль в процессе вертикализации тела.
6-9 месяцев – время начала четвертого комплекса массажа
В данный период времени идет один из важнейших этапов в жизни человека – ползание. Ползание помогает в развитии фокусного зрения, соединения правого и левого полушарий головного мозга (чтоб думать потом всей головой ). И, как выясняется, ползать тоже нужно правильно – диагонально, когда в движении работают противоположные колено-локоть. Таким образом, одна из основных задач данного комплекса – подготовка мышц к правильному ползанию, упражнения на развитие вертикализации, координации.
И последний комплекс, проводящийся на первом году жизни – в 9-12 месяцев
Так как это период освоения ходьбы, то именно на укрепление соответствующих мышц (мышцы спины, живота, ягодиц, ног), суставов, стопы и делается акцент при проведении массажа. Также большое внимание рекомендуется уделять развитию мелкой моторики, как в процессе массажа, так и в процессе игры с малышом.
Приведенные сроки являются ориентировочными. Например, график проведения массажа может быть следующим: в 1месяц, затем в 3 месяца, далее в 6 месяцев, 9 месяцев и в год.
Так, пожалуй, выглядит описание идеального набора циклов массажа, для ребенка в течение первого года жизни.
Естественно, что каждый комплекс массажа может видоизменяться в зависимости от особенностей малыша, его готовности выполнить то или иное упражнение, готовности к освоению нового навыка.
Грамотное и своевременное проведение массажа – хороший помощник для роста малыша!
Лечебный массаж и гимнастика в раннем детстве
Двигательная активность у детей раннего возраста является мощным фактором, способствующим правильному развитию ребенка. Создание физиологически обоснованных методик проведения гимнастики и массажа в раннем возрасте основано на знании состояния и развития скелетной мускулатуры у детей.
В первые 3 мес жизни наблюдается резкий гипертонус сгибателей верхних и нижних конечностей, но постепенно нарастает уравновешивание их мышцами-антагонистами. Гимнастика и массаж способствуют развитию разгибателей и расслаблению мышц.
В возрасте 5-б мес дети могут сидеть без поддержки. К 7-му месяцу выпрямляется позвоночник, и ребенок сидя свободно манипулирует руками, хорошо удерживая положение тела. В возрасте 8-10 мес ребенок стоит еще не устойчиво, особенно при толчках из стороны в сторону.
Методика лечебного массажа и гимнастики в возрасте от 1’/2 до 3 мес
Общие физиологические предпосылки. Поскольку у детей этого возраста резко выражен гипертонус сгибателей конечностей, усилия массажиста должны быть направлены на расслабление этих мышц.
Активные движения проводятся с учетом врожденных рефлексов, главным образом кожно-мышечных и защитных.
Из врожденных рефлексов необходимо обратить внимание на разгибание, избегая движений мышц-сгибателей.
У детей данного возраста необходимо уделять внимание расслаблению сгибателей, используя поглаживание.
Последовательность выполнения процедуры: 1) массаж рук (поглаживание); 2) массаж ног (поглаживание); 3) выкладывание на живот; 4) массаж спины (поглаживание) ; 5) массаж живота (поглаживание); 6) массаж стоп (растирание); 7) упражнения для стоп (движения рефлекторные)) 8) разгибание позвоночника (рефлекторное) в положении на боку, то на правом, то на левом; 9) выкладывание на живот; 10) рефлекторное ползание.
Ребенок при выполнении процедуры лежит на спине.
Методические указания: ребенок должен ежедневно принимать теплую ванну, у него нужно постоянно вызывать положительные эмоции во время процедуры, общения.
Лечебный массаж и гимнастика в возрасте от 3 до 4 месяцев
При нормальном развитии у ребенка этого возраста исчезает физиологический гипертонус сгибателей рук, но еще могут остаться явления гипертонуса мышц ног.
В этом возрасте можно начинать проводить пассивные движения для рук.
В возрасте 3-4 мес в связи с укреплением шейных мышц проявляются врожденные рефлексы положения.
На нижних конечностях применяют поглаживание для расслабления сгибателей, где имеется гипертонус.
К 3 мес исчезает феномен ползания и можно применять упражнения для нижних конечностей.
Процедура проводится в следующей последовательности: 1) массаж рук; 2) охватывающие движения руками (пассивное упражнение); 3) массаж ног (поглаживание, растирание, разминание); 4) поворот на живот вправо (рефлекторное движение); 5) массаж спины (поглаживание, растирание, разминание) ; 6) рефлекторное движение головой назад в*положении на животе; 7) массаж живота (поглаживание); 8) массаж стоп (растирание, похлопывание); 9) упражнения для стоп (рефлекторные); 10) вибрационный массаж всей грудной клетки; 11) пассивное упражнение для рук и ног на сгибание и разгибание; 12) поворот на живот влево.
Методические указания: содействовать полному уравновешиванию сгибателей и разгибателей конечностей, первым навыкам по изменению положения тела; обеспечить условия для развития ручной умелости, подвешивая на высоте вытянутых рук различные игрушки, предметы для захватывания их.
Лечебный массаж и гимнастика в возрасте 4-6 месяцев
В возрасте от 4 до 5 мес у ребенка происходит уравновешивание сгибателей и разгибателей нижних конечностей, поэтому необходимо вводить пассивные движения для нижних конечностей.
Укрепление передних шейных мышц к 4 мес происходит благодаря упражнениям на основе пищевого рефлекса с поворотами и подниманием головы ребенка. В этом возрастном периоде можно вводить активные упражнения на изменение положения тела (из положения лежа в положение сидя) с поддержкой за руки.
Рис. 160. Круговые движения руками.
Рис. 161. Сгибание и разгибание рук попеременно.
Рис. 162. Сгибание и разгибание ног вместе
Рис. 163. Сгибание и разгибание ног попеременно
Рис. 164. Рефлекторное упражнение для стоп.
МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ 6-10 мес.
В данном периоде можно вводить упражнения как для мелких мышц кисти, так и для крупных мышц конечностей, более сложные по координации движения. Ребенок способен более длительно удерживать тело в определенных позах, сидеть без опоры, стоять с опорой, ползать. В этом периоде у ребенка развивается понимание речи, чему необходимо способствовать.
Следует широко использовать условные сигналы, речевые инструкции (сядь, подай, возьми, дай, держи крепко), все сигналы проводить на базе безусловных рефлексов.
Последовательность проведения процедур: 1) обхватывающие движения руками, с кольцами, речью; 2) сгибание и разгибание рук и ног с речевой инструкцией, поглаживание и растирание (рис. 165-169);
Рис. 165. Массаж рук (поглаживание).
Рис. 166. Массаж ног (поглаживание).
Рис. 167. Массаж ног (растирание).
Рис. 168. Массаж голеней (растирание).
Рис. 169. Рефлекторное ползание.
3) поворот со спины на живот вправо (за ноги) с речевой инструкцией; 4) массаж спины (все манипуляции, рис. 170-173);
Рис. 170. Рефлекторное разгибание позвоночника
Рис. 171. Массаж спины (поглаживание).
Рис. 172. Массаж спины (разминание).
Рис. 173. Массаж спины (вибрация).
5) при поддержке за обе руки присаживание с речевой инструкцией; 6) круговые движения руками; 7) поднятие прямых ног с речевой инструкцией; 8) рефлекторное движение по линиям вдоль позвоночника с прогибанием; 9) поворот со спины на живот влево с речевой инструкцией; 10) из положения лежа на животе при поддержке за руки приподнимание с речевой инструкцией; 11) упражнение для сгибателей рук на присаживание с речевой инструкцией; 12) массаж грудной клетки и живота (все приемы с вибрацией, рис. 174, а); 13) дыхательные упражнения, сдавление на выдохе с боков (рис. 174,6).
Рис. 174. Массаж живота.
В этом периоде оформляется стояние без опоры и развивается ходьба. У ребенка появляются новые элементы моторики (например, сидение на корточках), поэтому рекомендуется больше упражнений в приседании. У ребенка в данном периоде имеется связь с действиями и предметами, их названиями, которые имеют отношение к гимнастике. Следует вводить больше речевых инструкций.
Последовательность проведения процедуры: 1) сгибание и разгибание рук в положении сидя, стоя с предметами; 2) движение «велосипед» с речевой инструкцией; 3) поворот со спины на живот по речевой инструкции; 4) массаж спины (все приемы); 5) из положения лежа на животе поднимание до вертикального при поддержке за руки или предметы (кольца); 6) наклон вперед (методист прижимает за коленные суставы ребенка к себе спиной); 7) массаж живота (все приемы) ; 8) поднимание выпрямленных ног до ориентира (палочки, игрушки) с речевой инструкцией и одобрением); 9) упражнение для сгибателей рук (присаживание); 10) напряженное выгибание с удержанием ребенка за ноги, доставание предмета с пола с речевой инструкцией; 11) приседание с поддержкой за руки, использовать предметы; 12) присаживание при поддержке то за одну, то за другую руку или самостоятельно с возвращением в исходное положение; 13) круговые движения руками с предметами.
Массаж в педиатрии
Рассмотрение специальных показаний и противопоказаний к массажу у маленьких детей. Изучение последовательности, правил и условий для проведения детского массажа и гимнастики. Изложение требований к профессиональным навыкам и личным качествам массажиста.
Рубрика | Медицина |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.05.2015 |
Размер файла | 21,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное государственное бюджетное учреждение
Государственный научный центр Российской Федерации
Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна
Институт последипломного профессионального образования
КАФЕДРА ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ, СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ, КУРОРТОЛОГИИ И ФИЗИОТЕРАПИИ
НА ТЕМУ: Массаж в педиатрии
Козина Марина Николаевна
Показания и противопоказания к массажу у детей
Противопоказания к массажу у детей
Последовательность проведения массажа
Правила проведения детского массажа
Условия для проведения детского массажа
Требования к массажисту
массаж детский противопоказание навык
Маленькие дети, особенно малыши первого года жизни, подвержены разным заболеваниям, так как их организм еще плохо приспособлен к жизни вне утробы матери. Иммунная и другие системы ребенка недостаточно развиты, а в первые месяцы жизни даже самая «безобидная» инфекция грозит ребенку серьезными осложнениями. Медикаменты в этом случае дают очень сомнительный результат и часто вызывают у малышей аллергические реакции. Кроме того, даже самые современные антибиотики негативно влияют на неокрепший организм.
В Европе, например, он распространен повсеместно и дает очень хорошие результаты. С помощью массажа можно не только укрепить иммунную систему ребенка, но и помочь ему набрать вес, исправить кривошею, плоскостопие, искривление ног и др. Ведь, как известно, в раннем возрасте детский организм очень податлив и с готовностью откликается на любое воздействие.
Однако массаж детей до 1 года неотделим от гимнастики, которая в не меньшей степени, чем массаж, нужна малышам. Рекомендуемые для этого возраста комплексы, сочетающие в себе массаж и специальные упражнения, вы найдете уже в начале этой книги. Затем следуют комплексы для детей недоношенных, с деформациями опорно-двигательного аппарата, переболевших ОРВИ и др. А в конце книги вас ждет таблица, из которой вы сможете узнать, что должен уметь ваш малыш в возрасте от 1,5-3 месяцев до 3 лет.
Показания и противопоказания к массажу у детей
Противопоказания к массажу у детей
Последовательность проведения массажа
Правила проведения детского массажа
— Перед началом сеанса нужно обязательно наладить контакте малышом, доброжелательно поговорить с ним и только после этого начинать массаж.
— Начинать массаж и гимнастику следует с простых приемов и упражнений, усложняя процедуру и вводя новые элементы постепенно.
— Категорически запрещается сильно захватывать и сдавливать ткани и суставы ребенка, так как это может причинить ему боль.
— Очень важно в ходе массажа и гимнастики наблюдать за ребенком, выделяя те приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции, и начиная последующие сеансы массажа именно с них.
Условия для проведения детского массажа
Массаж и гимнастику лучше всего делать на твердой поверхности, например на столе. При этом стол покрывают байковым одеялом, клеенкой и простынкой, на которую и кладут ребенка. Расположить стол желательно так, чтобы была возможность подходить к ребенку с разных сторон. Необходимо правильно поддерживать тело малыша при выполнении упражнений. Ручки, ножки и особенно туловище ребенка нужно захватывать очень осторожно, без сильного нажима на кости, не защищенные мышцами, оберегать голову от ушибов. Все движения необходимо выполнять ритмично, спокойно и плавно.
На занятиях не следует громко говорить. Лучше всего, если будет звучать спокойная музыка.
Требования к массажисту
Во время проведения сеанса массажа объем всех знаний, умений и навыков массажиста, а также его профессионализм играют большую роль. Важно, чтобы массажист мог расположить к себе пациента, стремился помочь ему, максимально прилагая к этому все усилия. Массажисту необходимо обладать такими качествами, как уверенность, уравновешенность, тактичность. Он должен убедить пациента в силе массажа, поэтому при работе массажисту очень важно быть спокойным, терпеливым, а также внимательным и дружелюбным по отношению к пациенту.
Массаж проводится только по методике, которая составлена на основании диагноза. Большое значение имеет систематичность проведения сеансов массажа.
Очень важно помнить при выполнении массажа о сохранении своей энергии, которую не стоит растрачивать впустую, делая ненужные движения. Движения, производимые руками, должны быть мягкими и плавными, повторяющимися в одном ритме, но ни в коем случае не резкими. Массажист должен одинаково владеть техникой выполнения приемов как правой, так и левой рукой. При проведении массажа в работе должна участвовать лишь та группа мышц, которая необходима для выполняемого в данный момент приема. Например, если прием выполняется только кистью, мышцы плеча и предплечья не должны быть задействованы.
Кисти рук массажиста должны быть теплыми, сухими и пластичными, а также выносливыми и сильными.
Чтобы холодные и влажные руки стали сухими и теплыми, нужно использовать теплые ванночки с переменной температурой, а также растирания одеколоном, лимонным соком или спиртовым раствором.
Для выработки силы и выносливости рук рекомендуется использовать ручной эспандер и гантели. Также неплохо влияют на тренированность рук различные комплексы упражнений и спортивные занятия.
Немаловажную роль играет тренировка гибкости лучезапястных суставов; тренировать надо и пальцы, добиваясь большей их подвижности и гибкости.
Важно, чтобы на руках массажиста не было ссадин, царапин, трещин, а ногти были коротко острижены. Ни в коем случае нельзя проводить массаж при воспалительных или грибковых заболеваниях рук, т. к. инфекцию легко можно передать пациенту во время массажа. Перед началом сеанса массажист обязательно должен вымыть руки теплой водой с мылом, а затем смазать их смягчающим кремом.
Во время проведения сеанса массажа на массажисте должен быть чистый халат, на ногах у него должна быть легкая, свободная обувь. Часы, кольца и браслеты необходимо снять, т. к. украшениями и часами можно повредить кожу пациента.
Очень важно, чтобы рабочая поза массажиста была комфортной. Время от времени ее нужно менять, потому что продолжительное выполнение массажа в одном и том же положении очень утомляет мышцы.
Вести беседы во время сеанса не рекомендуется, т. к. это влечет за собой нарушение дыхания массажиста, ведет к утомлению, а также отвлекает от работы.
Стоит напомнить, что каждый массажист обязан хорошо знать анатомию и физиологию, показания и противопоказания к проведению массажа. Необходимо знать все о физиологическом действии отдельных приемов, иметь четкое представление о действии одного и того же приема, который выполняется с различной силой или темпом. Также важно хорошо помнить, когда используется тот или другой прием и когда можно перейти от одного приема к другому.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Массаж для детей всех возрастов как метод физического воспитания и лечения заболеваний. Гигиенические требования для проведения массажа ребенку на первом году жизни. Приемы и техника проведения массажа. Применение профилактического массажа и гимнастики.
реферат [335,5 K], добавлен 29.10.2014
Анатомо-физиологические особенности детского организма. Гигиенические требования для проведения массажа ребенка первого года жизни: основные приемы и техника. Профилактический массаж и гимнастика. Общие показания и противопоказания применения массажа.
реферат [332,2 K], добавлен 18.02.2012
Исследование влияния лечебного массажа на организм человека: на кожу, суставы, нервную и дыхательную систему, мышцы, обмен веществ. Характеристика форм лечебного массажа (общий, частный). Особенности противопоказаний и требований к проведению массажа.
курсовая работа [1,4 M], добавлен 05.06.2010
Массаж как восстанавливающее, расслабляющее, тонизирующее и лечебное средство. Правила для позитивной работы массажиста, требования к нему по обслуживанию клиента. Профессиональная этика массажиста и руководство массажисту по общению с клиентом.
реферат [38,4 K], добавлен 31.03.2011
Понятие и назначение вакуумного массажа, особенности проведения данной процедуры и необходимые инструменты. Принцип действия «баночного» массажа, показание и противопоказания к его использованию. Определение точек на теле, не подлежащих массажу.
реферат [19,9 K], добавлен 28.03.2010
Анатомо-физиологические особенности детского организма. Мышечная система младенцев. Особенности проведении массажа у детей первого года жизни, его основные приемы. Костная ткань и мышечно-связочный аппарат грудных детей. Основные требования к массажисту.
презентация [1,2 M], добавлен 19.09.2016
Общие показания к назначению и методика проведения массажа. Массаж при ревматоидном артрите. Правила поведения после лечебного массажа. Массаж при деформирующих остеоартрозах: показания; методика. Основные методические указания при проведении массажа.
реферат [17,8 K], добавлен 08.11.2009