урок как основная организационная форма обучения

Урок как основная форма образовательного процесса

Вы будете перенаправлены на Автор24

История развития урочной формы обучения

Урок – это форма организация учебной деятельности посредством объединения в группу детей одного возраста и передачи им знаний, умений и навыков по специальной учебной программе.

Урочная форма организации обучения была внедрена в образовательную практику в период развития классно-урочной формы обучения. Ее развитие прошло длинный исторический путь, но она не утратила своей актуальности и по сей день используется учебными учреждениями.

В развитие урочной формы организации учебного занятия можно выделить следующие этапы:

Сущность и признаки урока

Урок является многогранным, многоплановым и многофакторным явлением образовательного процесса. Он предполагает взаимосвязь и взаимодействие целей, задач, методов, содержания, внешних и внутренних факторов, материального снабжения учебно-воспитательной деятельности.

Урок реализуется по конкретному плану и имеет поэтапную реализацию. Каждый урок наделен конкретными временными рамками т.е. его проведение не может быть бесконечным или свободным. Как правило, уроки проводятся по 40-45 минут с небольшими перерывами между ними. Они заранее планируются педагогом т.е. распределяются временные ресурсы на проведение каждого этапа занятия.

Урок характеризуется рядом признаков. К ним относятся:

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Урок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Структура урока

Структура урока – это расположение составных компонентов уроков в соответствии с логической, организационной и психологической целостностью.

В общем виде структуру урока можно представить следующим образом:

Данная структура может быть изменена: дополнена иными пунктами и сокращена в зависимости от конкретного назначения урока, его содержания, особенностей темы и т. д.

Рисунок 2. Рациональная структура урока. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Правила эффективной организации урока

Чтобы урок приносил должный образовательный эффект, его организация требует соблюдения ряда правил. К ним относятся:

Источник

Урок как основная форма обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок как основная форма обучения

Урок является основной формой организации учебной работы в школе, это часть педагогического процесса. Каждый урок является этапом в формировании знаний, умений, навыков, в развитии положительных качеств у учащихся. Но при этом каждый урок должен характеризоваться целостностью, завершенностью, решать конкретную образовательную задачу.

В специальной школе урок представляет собой сложную дидактическую систему. Урок состоит из следующих частей:

♦ содержание — проявляется через слово учителя, учебник, художественную литературу, наглядные средства и пр.;

♦ различные звенья обучения — усвоение нового материала, закрепление и проверка усвоения, повторение, использование новых знаний, умений, навыков на практике;

♦ различные методы и приемы обучения;

♦ коррекционная направленность урока.

На каждом уроке решаются три дидактические задачи: обучение, воспитание, коррекция. В связи с этим к уроку предъявляются следующие требования:

♦ связь данного урока с предыдущим материалом и подготовка к изучению последующего;

♦ достоверность, научность и связанность с реальностью сообщаемых знаний;

♦ доступность знаний в зависимости от психофизической характеристики и способностей учащихся;

♦ активизация познавательной деятельности учащихся на уроке;

♦ дифференцированный подход в процессе обучения;

♦ научная организация педагогического процесса на уроке — оптимальная организация труда учащихся, выбор форм и методов, адекватных поставленным задачам;

♦ оборудование урока пособиями должно соответствовать его дидактической цели;

♦ соответствие структуры урока поставленным задачам, взаимосвязь и соответствие частей урока.

Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. Практически на всех общеобразовательных уроках, уроках труда проводится коррекция мышления, памяти и речи учащихся. Коррекция физических недостатков, двигательной сферы проводится на уроках физического воспитания. На уроках изобразительного искусства, ручного труда, пения и музыки происходит развитие фонематического слуха, цветовосприятия, пространственного восприятия, ритмики. То есть любой урок в специальной школе активно содействует формированию положительных качеств личности. Образовательная и коррекционная стороны урока придают воспитывающую направленность учебной деятельности. Роль учителя — определить и реализовать конкретные воспитательные задачи в зависимости от направленности урока. Воспитание наблюдательности будет уместной целью в том случае, если на уроке приходится анализировать процессы или объекты, формировать навыки самостоятельной работы. На уроках производственного труда можно выработать ответственность как личную, так и коллективную.

Вне зависимости от направленности и целей урока, необходимо учитывать личный опыт учащихся. Ученикам интереснее и доступнее изучать материал, если он связан с известными и близкими знаниями, с окружающим миром.

Необходимым составляющим любого урока является контроль за учебной деятельностью. Контроль процесса обучения позволяет учителю определить характер и объем понимания и усвоения учащимися учебного материала, уровень сформированности умений и навыков. Анализ процесса обучения, еще одна составляющая учебной работы, помогает учителю корректировать урок с целью развития положительных и снижения отрицательных моментов.

В зависимости от дидактической задачи урока выделяются следующие основные типы уроков.

1. Вводный урок. В процессе вводного урока осуществляется подготовка учащихся к восприятию нового материала. На этом уроке необходимо установить, систематизировать имеющиеся у учащихся знания по тому или иному вопросу и сообщить некоторые общие сведения, необходимые для осмысленного восприятия нового материала.

2. Формирование новых знаний (урок-сообщение). На этом уроке основное внимание уделяется изучению нового материала.

3. Обобщающий (повторительно-обобщающий) урок. В процессе урока систематизируется изученный по той или иной теме материал.

4. Контрольный урок. Учащиеся в ходе урока выполняют проверочные и контрольные работы. Контроль полученных знаний может осуществляться в письменной или устной форме.

5. Урок формирования и закрепления умений и навыков. На уроке этого типа основное внимание уделяется практической деятельности.

6. Комбинированный урок сочетает в себе различные виды работ — объяснение, закрепление, проверку и др.

Уроки профессионально-трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке отличаются по своей организации от традиционных форм урока.

Оценка знаний — неотъемлемая часть процесса обучения. Знания учащихся коррекционной школы оцениваются по тем же параметрам, что и в общеобразовательной школе, но с учетом психофизических особенностей учащихся и требований программы коррекционного обучения. Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов проверки знаний. В коррекционной школе оценка играет роль стимулирующего фактора, поэтому допустимо работу некоторых учеников оценивать более высоким баллом. При оценке знаний учащихся следует учитывать их индивидуальные особенности. Например, не следует снижать балл за помарки, небрежный почерк, неаккуратность ребенку, страдающему нарушением моторики. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития можно предложить более легкий вариант задания.

Текущая оценка знаний, навыков, умений позволяет своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учащихся, принимать меры к их устранению, предупреждать неуспеваемость.

Итоговая оценка знаний выводится по результатам повседневного устного, индивидуального и фронтального опроса учащихся, выполнения ими домашних и классных работ, на основании текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому материалу.

Текущие контрольные работы направлены на проверку усвоения изучаемого материала. Содержание текущих контрольных работ определяется учителем.

Итоговые контрольные работы ориентированы на объективное установление уровня овладения учеником необходимыми знаниями, умениями и навыками. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем программы, а также в конце учебной четверти, полугодия, года.

Структурой урока называется соотношение и последовательность проведения этапов урока, способствующих решению поставленных задач. Для каждого типа урока сложилась определенная структура. Выделяются следующие общие элементы урока:

♦ организация начала урока занимает несколько минут. От организационного момента в коррекционной школе зависит эффективность последующих частей урока;

♦ проверка усвоения изученного материала (проверка домашнего задания) — учитель проверяет, все ли выполнили задания, выясняет моменты, вызвавшие затруднение у учеников, определяет типичные ошибки, допущенные при выполнении работы;

♦ подготовка учеников к усвоению нового материала — если не было домашнего задания. Эта часть урока ориентируется на воспроизведение знаний, которые будут использованы в процессе объяснения. Смысл этой части урока состоит в проверке знаний и в подготовке к изучению нового материала;

♦ постановка цели и задачи урока активизирует внимание учащихся и способствует формированию первоначального интереса к изучаемому предмету;

♦ объяснение нового материала — важная часть урока. Объяснение представляет собой научное изложение содержания учебного материала. Логика научных доказательств должна быть доступной для умственно отсталых детей и опираться на имеющиеся у них знания. Также важные особенности этой части урока — простая и убедительная форма изложения, использование, при необходимости, демонстрационных объектов. Все это ориентировано на хорошее понимание и усвоение учащимися нового материала. Объяснение может включаться и в другие части урока, если материал требует повторного объяснения на более доступном уровне;

♦ упражнения по новому материалу, или закрепление, представляет собой систему упражнений, самостоятельных работ и специальных заданий. Закрепление проводится учителем после объяснения нового материала. В процессе закрепления внимание сосредоточивается на сочетании теории и практики, опыта учащихся, на процессе формирования определенных умений и навыков. На этом этапе урока важны разнообразие используемых форм закрепления изученного и дифференцированный подход к учащимся. Закрепление материала может быть в форме устного повторения выводов учителя, записи основных положений в тетради, нахождения сказанного в тексте учебника, ответов на заранее подготовленные вопросы, работы с дидактическим материалом и др.;

♦ закрепление и повторение изученного — это систематизация, воспроизведение учебного материала по темам, разделам. Данный этап работы особенно сложен в коррекционной школе восьмого вида по причине особенностей развития детей-олигофренов. Познавательная деятельность умственно отсталых детей характеризуется слабостью процессов анализа и обобщения, им сложно самостоятельно выделить основные идеи и положения изученного материала. Очень часто дети запоминают несущественные детали, упуская основное, путают причину и следствие. Поэтому учителю необходимо заранее наметить план повторения. Для повышения эффективности процесса повторения необходимо разнообразить его формы;

♦ подведение итогов урока — в процессе данного этапа учитель воспроизводит основное содержание урока, выделяет положительные и отрицательные моменты в работе учеников;

♦ сообщение домашнего задания и подготовка учащихся к домашней работе — ответственный этап урока. Домашнее задание помогает детям научиться самостоятельному усвоению знаний, освоить и закрепить полученный на уроке материал. Сообщая задание на дом, учитель должен разъяснить способы его выполнения. Главная задача этого этапа урока — помочь ученикам организовать свой домашний труд. Необходимо убедиться, что каждый ученик записал домашнее задание в дневник, понял способы его выполнения, умеет пользоваться учебником. Не рекомендуется давать домашнее задание в последние минуты урока, потому что внимание учащихся в это время рассеивается, они ожидают звонка. После сообщения задания рекомендуется спросить нескольких учеников о том, насколько они поняли учителя.

Подготовка учителя к уроку — неотъемлемая часть педагогической работы. Особенно важно правильно подготовиться к уроку в коррекционной школе, где усвоение знаний учащимися вплотную зависит от подготовки учителя. Важной частью подготовки к урокам является планирование. Планирование уроков состоит из нескольких этапов.

1. Тематическое планирование урока — распределение материала темы на определенное количество уроков. Также учитель должен наметить последовательность изучения темы по урокам, определить цели и задачи, примерное содержание каждого урока и предполагаемые методы работы. Тематическое планирование обычно содержит следующие элементы:

♦ название темы урока;

♦ цели и задачи — образовательные, воспитательные, коррекционные;

♦ основное содержание материала урока;

♦ способы подачи материала;

♦ возможные наблюдения, использование наглядных пособий, технических средств обучения;

♦ предполагаемые формы контроля усвоения материала;

♦ календарные сроки проведения уроков.

Тематическое планирование создает возможность комплексного подхода к изучению учебных предметов, облегчает учителю подготовку к каждому уроку.

2. Поурочное планирование — разработка конкретного плана проведения отдельного урока — зависит от тематического планирования. План урока включает в себя следующие пункты — дата, название темы, цели и задачи; оборудование, ход урока, анализ результатов, задание на дом. Элементы поурочного планирования:

♦ уточнение темы и содержания материала урока;

♦ конкретные образовательные, воспитательные и коррекционные задачи урока;

♦ определение типа и структуры урока;

♦ планирование хода урока в зависимости от его этапов и структурных элементов.

На основе плана урока пишется конспект урока: составляются краткие тезисы действий учителя, содержания и проведения учебной работы. Это позволяет выделить основные моменты в содержании и методах проведения учебного занятия.

Соотношение частей урока может меняться в зависимости от содержания работы и поставленной учебной задачи. Некоторые из этапов урока занимают главное место, другие — вспомогательное или вовсе отсутствуют. В связи с этим и в зависимости от типа урок строится различным образом. Но в любом случае должно соблюдаться единство структуры урока, то есть элементы не должны быть разрозненными, каждый из них отвечает основной задаче урока.

Источник

Урок как основная форма организации обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

на МО учителей ГОУ ЛНР «РУРЦ» 16.04.2020

Тема: « УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ»

Учитель: Шабаева Н.В.

сформировать целостное комплексное представление об уроке как основной форме организации педагогического процесса, его структуре;

проанализировать существующие на сегодняшний день классификации уроков;

Система обучения в современной школе отличается большим разнообразием типов и видов форм образовательного процесса. Это связано с тем, что современный учебно-воспитательный процесс находится в постоянном движении и поиске новых форм, методов и средств обучения.

Урок имеет следующие особенности:

— является завершенной и ограниченной во времени частью учебного процесса, во время которого решаются определенные учебно-воспитательные задачи;

— каждый урок включается в расписание и регламентируется во времени и по объему учебного материала;

— в отличие от других форм организации обучения является постоянной формой, обеспечивающей систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков;

— посещение уроков обязательно для всех учащихся, поэтому они изучают систему знаний, разделенных поурочно, в определенной логике;

— является гибкой формой организации обучения, которая позволяет использовать различные методы, организовывать фронтальную, групповую и индивидуальную учебную деятельность учащихся;

— совместная деятельность учителя и учащихся, а также общение большой постоянной группы учащихся (класса) создает возможности для сплочения коллектива детей;

— способствует формированию познавательных качеств личности (активности, самостоятельности, интереса к знаниям), а также умственному развитию учащихся

В дидактике существует несколько подходов к классификации уроков зависимости от взятых за основу признаков.

По способам проведения выделяют уроки-лекции, уроки-беседы, уроки-диспуты, уроки самостоятельной работы. УЧН нов и др.

Различают следующие типы уроков:

— урок формирования умений и навыков;

— урок применения знаний, умений и навыков;

— урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;

Каждый тип урока имеет свою структуру (элементы, этапы), последовательность (в какой последовательности эти элементы входят в занятие), связь (как они связаны между собой)

Введено понятие «микро- и макроструктуры урока» Макроэлементы определяются задачами урока типа. Такими есть этапы усвоения знаний: восприятие, осмысление, обобщение знаний, систематизация. Поскольку логика усвоения знаний и сама, то макроструктура уроков этого типа одинакова. К микроэлементам структуры урока относятся средства и способы решения дидактических задач на каждом его этапе.

Время и место, отведенные на каждый структурный элемент урока, определяются построением урока. Структура урока должна обеспечивать успешное решение его учебно-воспитательных задач, активизации познавательной деятельности учащихся, соответствовать характеру учебного материала, дидактическим и методическим средствам, которые использует учитель. Следовательно, определяя структуру урока, учитель должен учитывать тему и содержание, целесообразные методические средства и приемы, конкретные условия, в которых будет проходить урок, уровень подготовленности обучающихся.

Почти во всех типах уроков имеются такие структурные элементы: вводная часть, проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление нового материала, сообщение домашнего задания, организация окончания урока.

1. Вступительная часть. Этот элемент урока должен обеспечить благоприятную внешнюю обстановку, психологический настрой учащихся для нормальной работы. Предыдущая организация класса предусматривает взаимное приветствие учителя я и учащихся, проверку посещения, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания.

2. Проверка домашнего задания. Эта часть урока состоит из проверки письменного задания, которую осуществляют различными методами в зависимости от поставленной цели, и устной проверки знаний, которую проводят с помощью рассмотренных ранее методов.

3. Изучение нового материала. Здесь предполагается или сообщения учителя с помощью словесных методов обучения, или самостоятельная работа учащихся с учебниками, учебными пособиями и др. При пояснении нового материала учитель должен позаботиться, чтобы все ученики видели и слышали (можно сидеть, если устал), он не должен ходить по классу, говорить следует громко, четко, размеренно. Речь его должна быть понятной для соответствующего возраста. Объяснение должно опираться на предыдущий опыт учащихся, выделение существенного в материале. Все время следует следить за последовательностью изложения, использовать иллюстративный материал.

Изучение нового материала позволяет учащимся приобретать разнообразных умений и навыков. Структура их формирования имеет свои особенности. Главными ее компонентами является разбор и усвоение правила, положенного в основу действия навыки, преодоления трудностей в ее применении, усовершенствования действия навыки, закрепление достигнутого уровня воздействия навыки и использования ее на практике, достижения мастерства в ее использовании.

Важнейшим средством формирования умений и навыков являются упражнения. Они должны быть целенаправленными, систематическими, длительными, разнообразными и постоянными

4. Закрепление нового материала. Этот элемент имеет целью установление прочной связи между только приобретенными знаниями и усвоенными ранее, проверку правильности образования научных понятий, выработка умения я применять знания на практике. Достигается это благодаря разнообразным упражнениям и самостоятельной практической работе обучающихся.

5. Сообщение домашнего задания. Учитель должен продумывать его содержание, чтобы оно было конкретным, посильным для учащихся. Домашнее задание нельзя давать наспех, когда раздался звонок с урока. На сообщение и объяснение домашних заданий отводят специальное время.

6. Окончание урока. Этот структурный элемент объявляется и происходит по указанию учителя. Можно использовать рефлексию, подведение итогов урока, обрамленное в интерактивную форму.

К основным компонентам каждого типа урока относятся:

а) урок усвоения новых знаний: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний; сообщение учащимся темы, цели и задач урока; мотивация обучения школьников; восприятия и осознание ния учащимися фактического материала, осмысление связей и зависимостей между элементами изучаемого; обобщение и систематизация знаний; итоги урока, оповещение домашнего задания

б) урок формирования умений и навыков: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков; сообщение учащимся темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьников;, изучение нового материала (вступительные, мотивационные и познавательные упражнения) первоначальное применение новых знаний (пробные упражнения); самостоятельное применение учащимися знаний в стандартных ситуациях (тренировочные в прави по образцу, инструкции заданию); творческое перенос знаний и навыков в новые ситуации (творческие упражнения); итоги урока и сообщения домашнего задания

в) урок применения знаний, умений и навыков: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков; сообщение темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьник ров; осмысление содержания последовательности применения способов выполнения действий; самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем и с помощью учителя; отчет учащихся о работе и теоретическое обоснование полученных результатов; итоги урока и сообщения домашнего задания

г) урок обобщения и систематизации знаний: сообщение темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьников; воспроизведения и обобщение понятий и усвоение соответствующей им системы знаний; вообще леннон и систематизация основных теоретических положений и соответствующих идей науки; итоги урока и сообщения домашнего задания

г) урок проверки и коррекции знаний, умений и навыков: сообщение темы, цели и задачи урока, мотивация обучения школьников; проверка знания учащимися фактического материала и основных понятий, проверка гл. Либин осмысление учащимися знаний и степени их обобщения, применение учащимися знаний в стандартных и измененных условиях; сбор выполненных работ, их проверка, анализ и оценка; итоги урока и сообщение ения домашнего задания

д) комбинированный урок: проверка выполнения учащимися домашнего задания практического характера, проверка ранее усвоенных знаний; сообщение темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьников; способа приема и осознание учащимися нового материала осмысления, обобщение и систематизация знаний; итоги урока и сообщения домашнего задания.

Структура каждого урока является вариативной, предусматривающей использование его компонентов в зависимости от возраста учащихся, их подготовки, содержания учебного материала, методов обучения, места проведения уроков т.д. Это означает, что учитель должен творчески планировать каждый урок.

Последнее время много говорят и пишут об интегрированных уроках.

Это и есть интегрированный урок . Такое название наиболее адекватно отображает, сущность этого занятия, которое состоит в объединении усилий учителей разных предметов в его подготовке и проведении, а также в интеграции знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных учебных дисциплин.

Интегрированные уроки можно классифицировать по смыслу и дидактической цели и отнести к одной из групп: уроки изучения новых знаний, уроки систематизации обобщения знаний, комбинированные уроки.

Интегративные уроки наиболее целесообразно проводить с учениками одного класса, ибо в таких условиях оптимально осуществляется управление учебно-познавательной деятельностью школьников. В отдельных случаях возможно объединение для занятия двух параллельных классов; этот вопрос решается в каждом конкретном случае, учитывая содержание урока, его цель, педагогическое мастерство учителей и другие факторы.

Однако среди разнообразных форм учебных занятий в образовательной практике основное место все же занимает урок в его классическом виде. Поиск путей усовершенствования урока осуществляется в направлениях:

заинтересовывать учеников материалом или формой проведения урока, то есть внешними его признаками. Это, например, проведение урока поэтической свечи, урока-путешествия, урока-выставки и т.д.;

углубление знаний материала урока за счет реализации межпредметных связей;

развитие творчества учеников, реализация их потребностей в общении, формирование идеала;

реализация проблемно-поисковой, научно-опытной, экспериментальной работы учеников.

усовершенствование форм контроля знаний: урок-зачет, урок-экзамен, урок-консультация;

пробуждение фантазии, развитие эмоционального восприятия учебного материала. Это – урок-сказка, урок-игра.

Педагоги-методисты выделяют ряд требований к элементам структуры урока.

Общие требования кратко можно сформулировать так:

вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;

формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;

повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;

осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;

формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.

вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;

формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.

Вышеперечисленные требования можно поделить на четыре группы.

Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем данных социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок.

Выполнение этих требований является необходимым условием эффективности урока, то есть достижения желаемых результатов. Также эти требования необходимо учитывать и при классификации уроков по различным основаниям, так как в итоге каждая из классификаций пройдет свое испытание практикой, которая изначально и выдвигает перечисленные выше требования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *