урок мифы древней греции 6 класс
Конспект урока 6 класс. Мифы Древней Греции.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока в 6 классе по новогреческой литературе
Тема: «Мифы Древней Греции»
Краткое описание урока.
Настоящая разработка конспекта по теме «Мифы Древней Греции» способствует обобщению и систематизации знаний по изучению греческой мифологии.
Помогает приоткрыть занавес и осознать, что изучая древнегреческую мифологию и литературу, можно найти ключ к пониманию многих произведений русской и зарубежной поэзии, живописи и музыки. Урок проходит в форме конкурсов. В конце урока каждая команда (участники) получают соответствующие балы (отлично, хорошо).
Повторить, обобщить и систематизировать знания по мифам Древней Греции, приокрыть глубину идей и красоту образов древней мифологии. Развивать интеллектуальный и культурный потенциал учащихся
Показать, как античные образы отразились в мировой культуре. Подвести учащихся к умозаключению об огромном значении достижений Древней Греции и их использования всеми последующими поколениями
Развитие духовно – нравственных ценностей.
Урок обобщения и систематизация знаний.
Сегодня на уроке вы окунётесь в волшебный мир мифов Древней Греции.
Много времени прошло со времён существования Древней Эллады.
Потому как писал А.С. Пушкин «Каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях величавой древности».
В течение урока вы покажите свои знания о возникновении и значении древнегреческих богов и героев, покажете свои интеллектуальные способности в разгадывании шарад, знании крылатых выражений, увидите, как знания древнегреческих мифов помогут вам понять и объяснить многие произведения искусства, поэзии, живописи, музыки
Но посланницей являюсь не я. Сейчас команды постараются определить, кого же Боги к вам прислали, чтобы проверить ваши знания. В этой красивой коробочке – находятся пожелания того и той чьими устами я буду сегодня с вами говорить.
Конкурс 1. «Красивая коробочка»
Привычное слово «Эпиграмма»- неприменно вызывает в памяти краткое насмешливое – едкое стихотворение. Е. А. Баратынский так писал о ней:
Трется, вьется средь народа
И завидит лишь урода –
Разом вцепится в глаза.
Но не всегда эпиграмма была насмешливой и сатирической. Подобный характер ей предали в Древнем Риме. Местом рождения же её была Древняя Греция.
— Учитель. Из красивой коробки извлекаю изображение Богини Афины.
(Вопросы, связанные с именем Афины)
1 команда синие карточки «Альфа»
1.Какая богиня помогла
Персею победить медузу?
2. Какого вида монеты
чеканились в Афинах?
команда красные карточки «Омега»
1. Кто из богинь покровительствовал Одиссею?
2. Во время Великих Панафиней (праздника посвящённого богине Афине) было принято
а) представлением трагедией
б) представлением комедией
в) музыкальными конкурсами и соревнованием чтецов.
Командам предлагается написать всех главных Богов Олимпа.
Количество баллов, получаемых командами исчисляется из числа 12 и соответствует числу правильно названых имен и сфер покровительства каждого из них. (по истечению 3 – 4 минуты).
На листе должно быть написано 12 имён богов и их сферы покровительства, каждый правильный ответ – 1 балл. – посчитайте и поставьте оценку и передайте мне листы.
(подвожу итог, вывожу счёт на доску).
Предварительно командам выдаются карточки с номерами 1,2,3,4, которые участники будут поднимать, давая правильный ответ.
Зачитывается вопрос, имеют 3 – 4 варианта ответа. Так как ответы на вопросы будут даваться одновременно, оцениваться будет только их правильность. Вопросы будут представлены в приложении.
— Учитель. Подсчитываю правильные ответы, счёт вывожу на доску.
Ребята, наша посланница с Олимпа считает всех богов Олимпа, героев, простых смертных своими друзьями. А знаете ли вы мир её друзей? Мы это узнаем, побывав на картинной галерее. Вам буду предоставлены картины известных художников, а вы расскажите с каким мифом (историей) она связана.
К доске вызываются капитаны отгадать шараду.
1 слово – священная гора в Греции.
2 слово – соединительный союз.
1 песня Арго – ансамбль Иверия
— Учитель. Капитаны, молодцы, получают по 2 бала. Счёт на доске
Приглашаю по 5 членов от каждой команды. Каждый участник выбирает карточку с крылатым выражением, в течение 3 минут участники записывают, что обозначает это выражение, их значения. Каждый участник может принести по 1 баллу команде
(Выражения могут быть одинаковыми).
Молодцы, сегодня вы узнали, что знания греческой мифологии дают ключ к пониманию многих произведений русской и зарубежной поэзии, живописи, музыки
Капитаны получают лавровый венок.
Команда занявшее 1 место получает по 5 баллов.
Команда, занявшая 2 место получает по 4 балла.
Урок литературы в 6 классе «Мифы Древней Греции»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Открытый урок литературы в 6 классе.
Учитель Козырина Людмила Васильевна
Тема: Мифы Древней Греции.
Цель: подчеркнуть величие мифических героев
Обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся о мифах Древней Греции, помочь учащимся мыслить творчески, проявлять смекалку, находчивость, остроумие.
Развивающая: развивать навык работы с дополнительной литературой, умение строить монологическое высказывание, вести диалоговое общение.
Воспитывающая: воспитывать интерес к культурному наследию прошлого.
Задание к уроку выполняли три группы:
1 группа «Астрологи». Подготовить рассказ о созвездии, связанном с античной мифологией.
2 группа «Мифологи». Подготовить рассказ о мифологическом герое.
3 группа «Филологи». Подготовить крылатые выражения, образованные из мифов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
I . Учитель: Слушайте, добрые люди, про то, что свершилось когда-то!
Древним сказаньям внимая, последуйте верным приметам:
Каждый, рождённый для жизни, быть может и смелым, и трусом;
Зло от добра отличать научиться должны мы сызмала!
Слушайте ж, добрые люди, рассказы неспешные старцев:
Каждый, кто в мире родился, свой подвиг исполнить обязан.
Пусть же попутные ветры несут вас к намеченной цели!
— Какую же цель мы поставим сегодня на уроке? / узнать интересные факты из древних сказаний о мифических героях, о подвигах героев/
Ребята, а известно ли вам, что древние греки 2000 лет назад наделили известные им созвездия именами мифических богов, титанов, героев или волшебных животных? Так появились легенды созвездия Пегас, Телец, Цефей, Центавр, Геркулес, Андромеда, Кассиопея… Через полторы тысячи лет, в эпоху великих географических открытий путешественники в заморские страны давали созвездиям их небес экзотические имена – Тукан, Павлин, Райская птица, Южный крест, Индеец. А ныне всё небо, видимое из обоих полушарий нашей Земли, вмещает 88 созвездий. Всматриваясь в звёзды того или иного созвездия, порой трудно понять, почему астрономы назвали созвездия именно таким неожиданным именем. Можно заглянуть в старинные звёздные атласы, где созвездия изображены так, как звучат их названия.
II .Сообщения группы «Астрологов». /слайды 5-12/
О некоторых созвездиях, связанных с античной мифологией поведают нам наши астрологи: Андромеда, Персей, Орион, Большая медведица.
Созвездие Персей, представленное слабыми, но всё же видимыми невооружённым глазом звёздами, выглядит мужчиной, который держит на некотором отдалении от себя круглый предмет. Окружающие созвездия Кассиопея, Цефей, Пегас и Андромеда расположены так, что они образовывают сюжетную группу одного из мифов, связанных с Персеем. Несколько в стороне находится созвездие Кит, названное по имени чудовища, также присутствовавшего в этом мифе.
Большая медведица. Созвездие Большая Медведица одно из крупных околополярных созвездий северного полушария звездного неба. На небе образует всеми известный ковш из семи ярких звезд. Фигура из семи звезд известна с древних времен и разных народов называлась по своему – Плуг, Лось, Семи мудрецов, Тесло, Повозка.
Ревнивая богиня превратила прекрасную деву Кaллисто в большую медведицу. У неё и y её дочери выросли длинные xвосты. Размахивая ими, медведицы взлетели на небо и превратились в созвездия.
III . «Мифологи» предлагают расширить знания о мифологических героях: Тесей, Персей, Ахилл, Геракл. /слайды 13-17/
Персей. Персей был сыном смертной Данаи и бога Зевса. Он должен был достать голову Горгоны Медузы в качестве свадебного подарка для Диктуса, брата короля острова Сериф Полидекта (на самом деле задание было только уловкой со стороны Диктуса). С небольшой помощью богов Гермеса и Афины он в конце концов смог победить Горгону и получить её голову. На обратном пути он спас Андромеду (дочь Кефея и Кассиопеи, короля и королевы Эфиопии) от морского чудовища.
Погиб, отравленный ядом из крови кентавра Несса. После смерти он получил бессмертие, был взят на Олимп и вступил в брак с богиней юности Гебой.
— Знаете ли вы происхождение и смысл выражения «Сизифов труд»?
/Напрасный, бесполезный труд, который не достигает результата/
Сизиф вкатывал на гору камень, который у самой вершины срывался и катился вниз, и всё начиналось сначала.
«Филологи» познакомят нас с устойчивыми выражениями, связанными с мифологией.
Ахиллесова пята — уязвимое место, слабая сторона.
Из греческого мифа об Ахиллесе, единственно уязвимым местом которого была пятка, не коснувшаяся воды реки Стикс.
Олимпийское спокойствие — божественное, абсолютное спокойствие, свойственное богам – обитателям горы Олимп.
Яблоко раздора — причина ссоры.
Из древнегреческого мифа о ссоре Геры, Афины и Афродиты по поводу того, кому должно принадлежать золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей».
Пальма первенства — полное превосходство, явное преимущество.
От обычая в Древней Греции награждать победителя в состязании ветвью пальмы.
Муки Тантала — муки, которые невозможно утолить, несмотря на обманчивую близость желаемого (к чему бы ни прикасался Тантал, всё обращалось в золото, даже простая пища).
(Пан – козлоногий обитатель леса).
V . Игра «Кто самый находчивый, внимательный»? / слайды 26-35/
Из каких источников ученые узнали мифы? /Поэмы Гомера, Гесиода/
Кто из богов был отцом Геракла? / Зевс/
Как звали ребенка, родившегося раньше Геракла? /Эврисфей/
Кто все время пыталась погубить Геракла? /Гера/
Кто был воспитателем Геракла? /Кентавр Хирон/
Назвать братьев Зевса. /Посейдон и Аид/
Как звали богиню победы? /Ника/
Назовите героя греческой мифологии, занимающегося самой бесполезной работой? /Сизиф/
Назовите самую известную горную вершину Древней Греции. /Гора Олимп/
Кто был отцом циклопа Полифема? /Посейдон/
— А теперь узнаем, кто же из вас самый мыслящий?
1) Верховный бог Олимпа. /Зевс/
2) Лесное божество в образе прекрасной девушки. /Нимфа/
3) Верховная богиня Олимпа, покровительница очага и брака. /Гера/
5) Богиня любви и красоты. /Афродита/
6) Титан, добывший для людей огонь. /Прометей/
Но манит нас не добыча,
Не блеск золотого руна –
Ушедшего мира величье,
— Мы достигли поставленной цели?
— Что же нас заставляет обращаться к прошлому?
Мифы Древней Греции заставили меня …
Вторую жизнь мифы обрели …
Домашнее задание на выбор:
Сочинение «Мой любимый древнегреческий герой»;
Урок по литературе «Мифы Древней Греции» (6класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цель: познакомить с понятием «миф», сравнить их со сказками, найти отличия, воспитывать потребность расширять кругозор.
Вступительное слово учителя с последующей беседой по пройденной теме
Мы прочитали и обсудили об устном народном творчестве и русских народных сказках, а также познакомились с двумя волшебными сказками.
— Какими? ( «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо»)
— Вы заметили, что в сказках всегда добро побеждает зло: Иван-царевич победил Кощея Бессмертного и освободил Василису Прекрасную, Иван – крестьянский сын одолел Чудо-юдо.
— Благодаря чему герои добились победы? Только ли благодаря волшебству? ( Уму, силе, мужеству, смекалке )
— Какие качества ценит русский народ в героях? ( например, Василиса Премудрая – трудолюбивая; Иван-царевич – смелы, верный; Иван – крестьянский сын – мужественный, сильный).
— Для чего люди сочиняли сказки? ( Развлечься ).
— Чего больше в сказках, реального или вымысла? ( Вымысла ).
1. Для чего рассказывается
Развлечь слушателей, преподать уроки народной мудрости.
Объяснить мир вокруг человека.
2. Отношение к реальности.
Рассказчик верит в правдивость своей истории.
Сказка – это вымысел, выдумка, ее рассказывают для того, чтобы развлечь слушателей, но в сказках много поучительного, мудрого.
Задолго до появления сказок, ещё в первобытном обществе, родились мифы. Запишите в тетрадь тему урока. «Из славянской мифологии».
Откройте учебники на стр. 7
— Прочитайте статью. Запишите ответ на вопрос: что такое миф? Используйте план, записанный на доске.
1. Из какого языка пришло слово «миф» и что оно обозначает?
2. О чём рассказывается в мифах.
3. Кто был создателем мифов.
( Миф ( греч. ) – предание, сказание ).
Мифы – это произведения, созданные фантазией народа, в которых рассказывалось о происхождении мира и человека, а так же о деяниях древних богов и героев.
— В этом году мы познакомимся со славянскими мифами.
Славяне – это русские, украинцы, поляки, белорусы, болгары и другие народности, населяющие Европу. Славянами их называли тогда, когда они ещё не разошлись племенами на север, юг, запад, восток, тогда они и стали называться русским, украинцами и т. д. В те давние времена они ещё жили одной большой «семьёй».
Древний человек жил в постоянном общении с природой. Всюду его подстерегали опасности: в лесу – дикие звери, с небес – молния, то проливной дождь, то засуха выжигала всё вокруг.
Человеку хотелось узнать, почему всё это происходит?
Почему день сменяет ночь? Откуда взялся огонь? Почему на смену теплу приходит холод? И т. п.
Древний человек считал, что природа живое существо, а значит, у неё есть пора юности – весна, зрелости – лето, увядания – осень. А зимой природа умирает. Мир одевается в белый саван.
Так рождались мифы.
Славяне были язычники. Они поклонялись не одному Богу, а многим божествам и духам.
Они почитали природу: деревья, особенно дуб, источники, горы и камни.
Дуб считался Перуна – бога грозы и войны. Язычники думали, что в дубе живёт божество. Когда русичи отправлялись в военный поход или торговую поездку, например, в Византию из Киева по Днепру, они останавливались на о. Хортица, чтобы принести жертвы.
Дружинники ( воины ) и купцы вонзали стрелы около дуба, надеясь так же, как Перун – громовержец, который поражал своих противников, победить своих врагов. Потом они приносили в жертву кусочки мяса и хлеба, а так же гадали, как поступить с жертвенным петухом – съесть или отпустить живым.
Дерево, у корней которого приносили жертвы и на котором, по мнению славян, обитало божество, считалось центром мира. Оно объединяло мир людей и мир богов, землю и небо. Славяне считали, что крона дерева достигает небес, а корни – преисподней ( ада ). В корне дерева живут – боги, а у корней бес, в гнезде ( руне ) змея Шкурупея и другие демоны. Мировое дерево воплощало не только пространство, но и время. Об этом свидетельствуют загадки:
Стоит дуб, на дубу двенадцать сучьев,
На каждом сучке по четыре гнезда,
В гнезде по семь птенцов.
( Двенадцать месяцев, четыре недели, семь месяцев )
К сожалению, славянские мифы не сохранились. Почему? ( Не было письменности ).
Они существуют только в отдельных записях исследователей и художественных произведениях некоторых писателей.
— Благодаря какому богу появилась земля, по мнению славян? ( Сварог – бог огня, бог творец ).
— Докажите, что в основе мифа о сотворении земли лежит наблюдение за процессом выпечки хлеба.
( Прочитайте предпоследний абзац ).
— Что объясняет миф о сотворении земли?
( Учитель предлагает вариант ответа. Учащиеся отвечают: «верно»-«неверно» ).
— Как появился на земле огонь? ( неверно )
— Как бог Сварог сотворил Землю-матушку? ( верно )
— Как из ничего произошли солнце, месяц, звезды? ( неверно )
— Почему сменяются на Земле день ночью, ночь – днем? ( верно )
— Почему бог Сварог вездесущ? ( верно )
На доске. Солнышко красно
Задание: выписать определения к словам.
Эти определения мы встречали и в сказах. Называются они постоянные эпитеты. В мифах также, как и в сказках много вымысла, но человек придумывал мифы, чтобы объяснить окружающий его мир, явления природы. Человек верил в правдивость того, о чем он рассказывал. Он придумывал имена богам, пытаясь объяснить то или иное явление.
Задание: выписать имена богов и то, за что они отвечали.
Домашнее задание: страница 8, задание №3,4 ( закончить список ).
Урок литературы в 6 классе «Мифы Древней Греции»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Мифы Древней Греции
Цели: 1. Дать представление о мифе, его природе.
2. Познакомить учащихся с мифами Древней Греции, приоткрыть глубину идей и красоту образов древней мифологии.
3. Развивать навыки аудирования…
4. Воспитывать интерес к искусству, мировой литературе, истории.
Работа с терминами: мифология, миф.
Эпиграф: «Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны». Д. С. Лихачев.
Объяснение нового материала.
— Идет 2017 год от Рождества Христова… Мы используем атомную энергию и летаем в космос, научились делать сложнейшие медицинские операции и играючи управляться с компьютером. В борьбе с природой человек вооружил себя наукой и техникой. Всевозможные машины и приборы позволяют нам понять происходящие в мире явления, влиять на них. Но каким прибором можно измерить глубину и силу чувств? Какой счетчик предупредит о нарастающей человеческой трагедии? Какой датчик подскажет, кому быть Шекспиром или Наполеоном?
По отношению к себе у человека есть великое средство познания – искусство и литература. Они не открывают абсолютных, непогрешимых истин, но именно они объясняют человеку, каков он есть и каким должен стать.
Литература и искусство зародились в далеком прошлом. Создавая сказания о богах и героях, человек делал первый шаг к самопознанию и первый шаг к творчеству.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Древней Греции, познакомимся с богами Олимпа, приоткроем глубину идей и красоту образов древней мифологии.
(Учащиеся открывают рабочие тетради, записывают число и тему урока.)
2. Работа с эпиграфом.
— Обратимся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока: «Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны». Как вы понимаете эти слова?
— Попробуем представить себя древними людьми. Как и где мы живем? Какие опасности нас подстерегают? Как от них уберечься? Кто нам может помочь? Нас окружает нетронутая цивилизацией природа. Она прекрасна, таинственна и полна неожиданностей и опасностей. Над нами небо, с которого смотрит на нас слепящее солнце – то ласковое, согревающее, то обжигающее. Небо, как человек, может улыбаться или хмуриться, а иногда и гневаться – тогда оно мечет на землю молнии и разражается громом. Ночью небо живет особенной жизнью – звезды складываются воображением человека в созвездия – картины, напоминающие земную жизнь. Во всех явлениях природы человек видит себя или похожие на себя существа, только эти существа более могущественные, они распоряжаются всем, что окружает человека, и даже его судьбой. Иначе как же объяснить мир?
Мир существовал по тем же основным законам, что действуют и теперь, только законы эти еще никем не были открыты. Вся огромная работа познания мира человечеству только еще предстояла. И первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением и радостью обращаемся к наивности и мудрости древних людей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконечным, неиссякаемым источником искусства и литературы.
^ 3. Работа с терминами (они записаны на доске.)
— Слово МИФ пришло к нам из Греции (mythos) , что означает «слово», «предание», «сказание» . Это произведения, созданные фантазией человека. В них рассказывается о происхождении мира и человека, о явлениях природы, о деяниях древних богов и героев.
Мифология ( «mythos» + «logos» — «слово, предание, сказание» + «наука, слово, учение» ) – совокупность мифов и мифических представлений.
— В те далекие времена, когда у народов складывалась своя мифология, люди еще не знали науки, не понимали причин, вызывающих различные явления природы: бури, ураганы, грозы, наводнения; не разделяли природу на живую и неживую. Через мифы народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире, а вовсе не развлекался. Мифология Древней Греции известна нам лучше, чем мифология любого другого народа, потому что она была записана и систематизирована Гесиодом (VIII – VII вв. до н. э.) в поэме «Теогония», т. е. родословная богов.
Самым прославленным храмом, посвященным богу Зевсу, был храм в Олимпии. Здесь в честь верховного божества каждые 4 года устраивались общегреческие празднества – олимпийские игры. Со всей Греции в Олимпию съезжалась самая сильная, ловкая и одаренная молодежь для соревнований по гимнастике, музыке и литературе.
Из гимнастических состязаний особой любовью пользовался бег. Молодежь состязалась в метании диска и копья, в прыжках, борьбе и кулачном бою.
Победители соревнований в Олимпии награждались лавровыми венками. Знаменитые скульпторы создавали статуи победителей спортивных игр. Творчество великих греческих скульпторов характеризуется изображением здоровых, сильных людей.
^ 5. Боги Древней Греции.
— Культ большинства греческих богов сложился к середине второго тысячелетия до н. э. За столетия со времени своего возникновения мифы не оставались неизменными: они развивались, дополнялись, отражали новые понятия и представления людей. Добавим в тетрадь еще одну запись (учащиеся записывают в тетрадь) : Мифы развиваются вместе с развитием народного сознания.
— Каких древнегреческих богов вы знаете?
1. ЗЕВС – верховный бог, бог грома и молнии.
2. ГЕРА – супруга Зевса, покровительница браков.
3. ПОСЕЙДОН – бог моря.
4. АИД – бог подземного царства.
5. АФРОДИТА – богиня любви.
6. АРТЕМИДА – богиня охоты.
7. ДЕМЕТРА – богиня плодородия.
8. АФИНА – богиня мудрости, покровительница городской жизни и мирного труда, защитница, воительница.
9. АПОЛЛОН – покровитель искусств.
10. АРЕС – бог войны и военного дела.
11. ГЕФЕСТ – бог огня и кузнечного ремесла.
12. ГЕРМЕС – покровитель торговли, ловкости.
— Эллины поклонялись богам и героям.
1. Боги могущественны и бессмертны, действуют по своей воле.
2. Люди смертны, зависят от воли богов.
3. Герои рождаются от союза богов и людей. Герои смертны, но могущественны. Часто выполняют волю богов.
— Итак, наше путешествие в далекое прошлое на сегодняшний момент завершилось. Но оно будет продолжаться всю вашу жизнь, т. к. греческая мифология стала неисчерпаемым источником для искусства, критерием и образцом, а знание ее – непременным условием и признаком образованности.
IV. Домашнее задание: Прочитать мифы о богах.(стр.6-11)
Интегрированный урок «Мифы древней Греции» для 6 класса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
(с элементами истории, литературы и искусства)
(урок рассчитан на 2 часа)
Тема урока : «Мифы Древней Греции»
Тип урока : интегрированный, проверка и оценивание полученных знаний.
Жанр урока: «Турнир знатоков», «КВН», «Что? Где? Когда?»
Проверка и оценивание знаний по мифологии Древней Греции, полученных на уроках истории, искусства и литературы. Расширение представлений о культуре и традициях древних греков.
Развитие художественно-творческого потенциала учащихся, умения включаться в процесс кругового общения, самостоятельности путем использования творческих заданий. Формирование основных предметных и жизненных компетентностей учащихся.
3. Воспитание интереса к истории и культуре древних греков, духовных и моральных ценностных ориентиров, уважения к народным обычаям национальных меньшинств и способности к художественной самореализации.
Государственная символика и политическая карта современной Греции, репродукции картин, выставка книг, газет и журналов, видеоряд памятников культуры, фрагмент видеофильма «Троя» режиссера Вольфганга Петерсена, схемы-карточки с заданиями, атрибуты для игровых заданий, аудиозаписи греческих мелодий, фонограмма песни «Като сту валту», отрывок из поэмы Дж. Гордона Байрона «Паломничество Чайльда Гарольда», экран-таблица с названиями конкурсов и баллами, плакат с названием темы урока, записи на доске, фишки, эпиграф, фрагмент симфонической поэмы «Так говорил Заратустра» Р. Штрауса.
Материалы: фломастеры, карандаши, бумага (А3), клей, ножницы, картинки и рисунки для коллажа.
Примечание: для проведения урока отводится 2 академических часа в соответствии с Программой интегрированного курса «Искусство».
О Греция! Прекрасен вид
Твоих мечей, твоих знамён!
Спартанец, поднятый на щит,
Джордж Гордон Байрон
1. Музыкальное приветствие.
2. Цели и задачи урока.
На фоне греческой музыки звучит отрывок из поэмы Дж. Гордона Байрона «Паломничество Чайльда Гарольда»:
Пою тебе, небесная, хоть к нам,
Поэтам бедным, ты неблагосклонна.
Здесь был, богиня мудрости, твой храм.
Над Грецией прошли врагов знамёна,
Огонь и сталь её терзали лоно,
Бесчестило владычество людей,
Не знавших милосердья и закона
И равнодушных к красоте твоей.
Но жив твой вечный дух средь пепла и камней.
Увы, Афина, нет твоей державы!
Как в шуме жизни промелькнувший сон,
Они ушли, мужи высокой славы,
Те первые, кому среди племён
Венец бессмертья миром присуждён.
Где? Где они? За партой учат дети
Историю ушедших в тьму времён.
И это всё! И на руины эти
Лишь отсвет падает сквозь даль тысячелетий.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
Учитель истории. Уже на протяжении 500 лет, начиная с эпохи Возрождения, европейцы называют историю Древней Греции «золотым веком человечества».
Учитель искусства. Время безжалостно к произведениям искусства, немало их уничтожено, но в истории мировой цивилизации существовала страна, произведения которой дошли до наших дней. Это Древняя Греция.
ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
«Личное первенство ». (Проводится в форме блиц-опроса, за правильные ответы учащиеся получают фишки)
Учитель истории. Древние греки, конечно же, не подозревали о том, что им суджено стать родоначальниками демократии, изящных искусств, они попросту обживали свой небольшой уголок Средиземноморья.
-Где находится Греция?
-Как Греция называлась в древности?
-На какие три части делится?
-Что называется мифом?
-Чем отличается миф от сказки?
-Чем являлась мифология для древних людей?
-Кого из богов считали покровителем искусства?
-С каким музыкальным инструментом в руках его изображали?
-К какой группе инструментов он относится?
IV . Проверка и оценивание знаний учащихся по теме.
1 этап. «Мифологический марафон»
Продолжается «Личное первенство».
-Какой переход соединяет северную и среднюю Грецию?
-Кто открыл современному миру Трою?
-Какое сооружение помогло грекам захватить Трою?
2. «Парад мифологизмов» (проводит учитель литературы).
Назовите мифологические фразеологизмы, соответствующие таким выражениям:
Засорённое, запущенное помещение – (Авгиевы конюшни)
А теперь – наоборот. Что обозначают следующие мифологизмы?
3.«Калейдоскоп искусств» (проводит учитель искусства).
Назовите название произведений искусства. ( Показ слайдов)
Скульптура Мирона «Дискобол»
Командная игра. Класс делится на 3 группы.
«Заморочки из бочки» (на обсуждение каждого вопроса дается 1 минута).
1. Какую плату брал Харон у родственников умершего за перевозку покойника в царство Аида и как они ее передавали? (В рот покойника клали монетку)
Какую статую разрушил Ахиллес? (Статую Геракла).
3. В конце 1836 года А. С. Пушкин посетил выставку в Академии художеств и видел статую, которую он про себя назвал «Мальчик, играющий в свайку», после чего написал:
«Юноша, полный красы, напряженья, усилия чуждый,
Вот и товарищ тебе…»
Какую статую видел А. С. Пушкин? («Дискобол» Мирона)
«Стрелы Амура» (задания на соответствие, проводит учитель литературы).
Каждая из групп получает задание.
1 задание. «Экскурсия по историческому музею».
Эта группа сделает небольшую остановку в зале, где собраны предметы, некогда принадлежавшие древнегреческим богам и героям. Табличек у экспонатов пока нет. Составьте их, подобрав пары: имя бога (героя) – предмет.
«Раздайте» мифологические предметы их владельцам.
Аполлон молнии и громы
Гефест доспехи и копьё
Арес молот и наковальня
Пан крылатые сандалии
Дионис рога и копыта
Эрот зеркальный щит
Персей лук и стрелы
Арахна ткацкий станок
Соотнесите имя греческого мифологического героя и то, что оно символизирует.
Цербер самовлюблённый человек
Фурия иллюзорная мечта
Нарцисс свирепый, безжалостный страж
Химера злобная, бессердечная женщина
Сизиф стремление познать неизвестное
Кипарис бесполезный труд
Икар печаль, скорбь
Пигмалион замечательный музыкант
Орфей человек, влюблённый в своё творение
Тантал вечные муки
Геракл самопожертвование во имя прогресса
Прометей нечеловеческая сила и смелость
Пандора каменный взгляд
Соотнесите древнегреческого бога и то, что он собой воплощает.
Афродита справедливость и право
Аполлон война, мудрость
Фемида любовь и красота
Посейдон путешествие, торговля
Артемида царство теней
Гера плодородие, земледелие
Арес ревность, узы брака
Деметра идеал храброго воина
Ника могущество, власть
«Мифологическое лото». (Проводит учитель литературы)
Все группы получают набор карточек с именами греческих и римских богов.
Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием:
Соотнесите греческие наименования богов и героев с их римскими именами.
«Ящик Пандоры» (вопросы повышенной сложности о предметах, упоминающихся в мифологии, которые находятся в «чёрном ящике»).
— Что вам известно о ящике Пандоры?
Этот предмет стараются не держать на сердце, иногда бросают в чужой огород. Его носят как украшение. Если их много, приходит время их разбрасывать, а затем собирать. Кто без греха, тот первый его бросает в грешника. Назовите этот предмет и мифологического героя, чья судьба неразрывно связана с ним. (Камень, Сизиф)
4. Ее постамент был выполнен в форме носа боевого корабля. В правой руке она держала трубу, чтобы ее победные звуки были слышны. Хотя она и дошла до нас без некоторых частей тела, но напряженность этой фигуры говорит о непобедимости тех, кому она покровительствует. (Ника)
(Толкование имен греческого происхождения, проводит учитель истории.
Каждой команде достаётся по два имени)
Артем (от богини Артемиды)
Дмитрий (от богини Деметры)
1. Презентация команд. «Оживи название» (участники команд «показывают» название своей команды, а соперники отгадывают).
«Ника», «Спартанцы», «Олимп».
2. Конкурс капитанов. (Блиц-вопросы по истории, искусству, литературе)
1.Какой большой остров расположен рядом с Грецией? (Крит)
2.Кто автор книги «Легенды и мифы Древней Греции»? (Н.А.Кун)
3.Как называется дворец с запутанными переходами? (Лабиринт)
1. Он построил не только себе, но и всем богам-олимпийцам золотые чертоги, сделал для Ахилла доспехи, для Пандоры – венец. Даже молнии Зевса – и то дело его рук. (Гефест)
2. Титан, брат Прометея, наказанный Зевсом за участие в борьбе против богов-олимпийцев. Он должен был держать на своих плечах небесный свод. (Атлас)
3. Она охраняла женщин во время родов, была очень ревнива, превратила свою соперницу в корову. У древних греков она считалась покровительницей брака и семейной жизни. (Гера)
1. Как бежал с острова Крит от царя Миноса известный архитектор, скульптор и художник Дедал? (С помощью крыльев)
2. Статую какой богини нашли на острове Мелос? (Афродиты)
3. Какая традиция сохранилась в Олимпийских играх до сих пор?
3. Домашнее задание.
1 команда инсценирует миф об Арахне. (См. приложение)
2 команда представляет рассказ о современных греках Приазовья, их традициях и обычаях, о Харцызском греческом обществе «Эллада». (См. там же)
3 команда показывает греческий народный танец «Сиртаки».
4. Постановка творческого задания. (Проводит учитель искусства)
Работа в группах. Составление коллажа на одну из заданных тем:
У вас на партах лежат бумага, клей, ножницы и картинки. Техника, с которой вы будете сегодня работать – коллаж, что в переводе означает наклеивание. Это технический прием в изобразительном искусстве, наклеивание на определенную основу разных материалов, которые отличаются по свету и фактуре. Каждая группа, выбрав определенную тему, составляет коллаж. Все материалы, которые у вас есть, должны соответствовать теме. Можно использовать элементы графики и живописи.
Учитель своими советами помогает определить оптимальный вариант выполнения учебного задания. Темы:
«Сон об Элладе», «Визит на Олимп», «На руинах Древней Греции»,
«На берегу Эгейского моря»
Каждая команда после выполнения творческого задания проводит презентацию своей работы, а две другие оценивают ее.
V . Подведение итогов. Оценивание учащихся.
Как мы убедились на нашем уроке, мифы Древней Греции оставили значительный след в мировой культуре. Их можно рассматривать как исторический источник, они стали основой для развития литературы, вдохновили на создание бессмертных шедевров мастеров искусства. И сегодня мы провели итоговый урок, развивая следующие компетентности. (Учащиеся перечисляют)
Так нужно ли современному человеку знать мифы?
Как отразилась мифология в искусстве?
VI . Домашнее задание.
Составить задания (кроссворды, чайнворды, шарады, перевертыши) по истории, литературе, искусству. (По выбору)
Ребята! У нас на уроке присутствуют гости. Сейчас вам предстоит определить, кто из них «тёмная лошадка». Она задаст свой вопрос. Внимание!
Имя её тоже мифологическое. Её героиня – воплощение красоты. За её руку готовы сражаться достойнейшие из мужчин. Из-за неё разгорелась одна из самых длительных и кровопролитных войн древнего мира. Это… (Елена). Слово «тёмной лошадке».
Мой вопрос такой… Он сын двух богов-олимпийцев. Изображали его в виде мальчика с золотыми крыльями. Очевидно, они нужны были ему, чтобы смотреть на мир свысока. Кто это? (Сын Афродиты и Ареса – Эрот)
1. Как и почему ещё до рождения определилась судьба Геракла?
(Ревностью и хитростью Геры было устроено так, что Геракл родился не первым, как хотел Зевс, и, следовательно, править стал не он, а слабый и коварный Эврисфей, который, желая избавиться от соперника, задавал ему опасные задания, отправляя на верную гибель. В конце концов Зевс договорился с Герой, что испытания Геракла не будут длиться вечно: исполнив 12 заданий Эврисфея, он заслужит бессмертие)
2. Его можно употребить с пользой и даже получить вечную молодость, а можно заснуть, пока чары не будут разрушены. Из-за него могут поссориться народы, а кто-то – совершить подвиг. Назовите, что в ящике? (Яблоко)
3. Она бывает путеводной, а иногда вьётся, пока не придёт конец. Может стать спасением, а может прерваться в любой момент. Но она всегда – надежда, то что лежит на дне ящика Пандоры. (Нить Ариадны – клубок ниток)
VII . Завершение урока. Заключительные слова учителей.
Жители Древней Греции воплотили свои мечты и надежды в столь совершенных мифах, что они живут много веков, кочуют из произведения в произведение, воплощаются в слове, красках, звуках, бронзе и мраморе – в произведениях различных видов искусства.
На фоне музыки звучит стихотворение О. Мандельштама.
Ученик. Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочёл до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи –
На головах царей божественная пена –
Куда плывёте вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер – всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море чёрное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
Древние греки. Мифы и легенды / Т. Луговая. – М.: «Диалог», 1995.
Драхлер А.Б. Мировая художественная культура. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002.
История Древнего мира. Древняя Греция / А.Н.Бадан, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек и др. – М.: Харвест, 1998.
Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
Кун Н.А. Боги Древней Греции. – М.: Панорама, 1992.
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Харьков: СПДФЛ Чиженко С.Ю., 2005.
Макаренко Л.А. Литература, 6 класс: Планы-конспекты уроков. – Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2006.
Составили учителя СОШ №2 г.Харцызска Донецкой области
Мирошникова Н.Г., Дейна Н.А., Збандут И.Ю.
Автор. На всю Лидию славилась Арахна своим искусством.
Нимфа 1. Арахна! Дай полюбоваться твоей работой! Ткани твои прозрачны,
Нимфа 2. Нет равной тебе на свете в искусстве прясть! Ты прядёшь из нитей,
Арахна. Да, нет мне равной! Пусть приходит хоть сама Афина-Паллада
состязаться со мной! Не победить ей меня!
Нимфа 1. А не боишься ли ты?
Арахна. Нет, не боюсь я этого!
Автор. И вот под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед
Арахной богиня Афина.
Арахна. Чего тебе, старуха?
Афина. Ты ли искусная мастерица, что славится на всю Лидию своими
тканями, подобными туману?
Афина. И ты бросаешь вызов самой богине Афине-Палладе?
Арахна. Да! Так чего тебе надо, старуха? Не хочешь ли ты состязаться со
мною, так стара ты, да и слепа, наверное…
Афина. Не одно зло несёт с собой старость, Арахна. Годы несут с собой опыт
Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим
искусством. Не вызывай богиню на состязание.
Арахна. Вот ещё! Ты неразумна, старуха! Старость лишила тебя разума. Читай такие наставления своим невесткам и дочерям, а меня оставь в покое.
Я сумею сама дать себе совет.
Афина. Ты глупа, Арахна! Ты рискуешь вызвать гнев богини Афины. Сей же
час смиренно моли её простить тебя за дерзкие слова! Молящих
Арахна. Что я сказала, пусть и будет. Что же не идёт Афина, отчего не хочет
она состязаться со мной?
Афина. Я здесь, Арахна. (Сбрасывает лохмотья) Посмотрим, на что ты
(Нимфы низко склоняются перед Афиной)
Нимфа 1. Слава тебе, любимая дочь Зевса, великая покровительница
искусств и ремёсел!
Нимфа 2. Да будет власть твоя неизменна, а искусство непревзойдённо!
Афина. (Арахне) Желаешь ли ты по-прежнему состязаться со мною?
Нимфа 1. Подумай, тебе грозит скорая гибель!
Нимфа 2. Откажись от своих слов!
Арахна. Да! Я желаю по-прежнему сразиться с тобой в искусстве ткать!
Афина. Хорошо. Но помни: искусство не только в мастерстве, но и в духе,
подвластном только богам…
Автор. (Заглядывая в работу Афины) Началось состязание. Афина выткала на
своём покрывале величественный афинский акрополь и изобразила свой
спор с Посейдоном за власть над Аттикой. 12 богов и среди них отец её
Зевс решали этот спор. По углам покрывала изобразила богиня, как
карают боги людей за непокорность, а вокруг выткала венок из листьев
Нимфа 1. Арахна же изобразила на своём покрывале сцены из жизни богов, в
которых боги являлись слабыми, одержимыми человеческими
страстями. Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых
Нимфа 2. Верхом совершенства была работа Арахны. Она не уступала по
красоте работе Афины.
Афина. Однако в изображениях твоих видно неуважение к богам, даже
презрение! Как смеешь ты так дерзко глумиться над обитателями
Олимпа! Позор тебе, недостойная! (Рвёт работу Арахны, бросает в
лицо. Арахна убегает. Афина её преследует)
Автор. Страшно разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны и
ударила её челноком.
Нимфа 1. Несчастная Арахна не перенесла позора: она свила верёвку, сделала
Нимфа 2. Афина освободила её из петли.
(Афина выводит опутанную Арахну)
Афина. Живи, непокорная! Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет
длиться это наказание и в твоём потомстве. (Окропляет Арахну соком
волшебной травы, нимфы распрямляют верёвки, видна паутина, в ней-
Автор. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткёт её…
Сведения о современных греках Приазовья, их обычаях и традициях
Греки проживают в Приазовье более 200 лет. Общая численность греков в Украине – 98,4 тысяч, России – 91,7 тыс., Узбекистане – 10,5 тыс., Казахстане – 46,7 тыс., Грузии – 100,3 тыс. человек. Греки живут в США (2 млн.), Канаде, Австралии, Германии. Общая численность в мире – около 15 млн. человек.
В XX веке культура греков сильно урбанизировалась. У этого народа сохранились такие праздники.
Панаир – первоначально престольный праздник и одновременно символ единения сельской общины. Сопровождался коллективной трапезой и спортивными состязаниями. Подготовка к Панаиру происходит на протяжении всего года. Основные материальные расходы несёт хозяин Панаира. Общественный обед является кульминацией всего праздничного цикла. В подготовке Панаира активно участвуют старики. Они заняты богоугодным делом помочь молодым правильно провести Панаир. Для общества важно, чтобы Панаир сохранился в селе, т.е. проходил ежегодно. Это приносит благодать всем его жителям.
Куреш – самый почитаемый и по сей день греками обычай. Он и сегодня проводится в большинстве греческих сёл Донецкой области. Устраиваются соревнования борцов на площади, состязаются силачи. Одолевший троих получает главный приз – живую овцу. На куреш приезжают зрители и борцы из других сёл и Мариуполя. Кроме чисто спортивного значения в жизни села и его жителей, куреш имел и другое важное значение. Здесь молодые парни и девушки приглядывались друг к другу, знакомились. Этой стороне праздника многие уделяли первостепенное значение, ведь случаев познакомиться с кем-то было не так уж много в селе. Весьма интересны и захватывающи были скачки на лошадях (хучи). Проходили они либо по большому кругу, либо по заранее намеченному маршруту. Победители в хучи получали голову и шкуру быка. В скачках на лошадях были и свои непревзойдённые мастера.
В Харцызске в 1998 году основано греческое общество «Эллада». Насчитывается более 200 членов. Цель общества – возрождение и развитие национального греческого самосознания, культуры, языка, сохранение исторических ценностей.
Возглавляет общество Войтенко Анна Васильевна. Общество поддерживает связи с Федерацией греческого общества Украины (в г.Мариуполь), сотрудничает с обществами в городах Донецке, Макеевке, Горловке.
Среди почётных членов общества Котенжи Юлиан Васильевич. Общество продолжает сохранять и передавать греческие традиции. Каждый год члены общества ездят в Грецию, знакомятся с греческой культурой, участвуют в торжественных мероприятиях.
При Харцызском обществе действует воскресная школа для желающих изучать новогреческий язык, знакомиться с греческой культурой.
16.03.08 г. в нашем городе состоится фестиваль греческой культуры. Приглашаются не только греки, но и все желающие познакомиться с великим наследием великого народа.