урок обучения чтению подготовительного периода
Урок обучения грамоте на подготовительном этапе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока обучения грамоте в подготовительном этапе
Тема: Слово и слог. Люби всё живое.
Цель: учить разделять слово на слоги.
Образовательная: учить разделять слово на слоги, познакомить с графическим изображением слогов
Развивающая: развивать связную устную речь и фонематический слух
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей среде, любовь ко всему, что нас окружает.
Оборудование: схемы, предметные картинки, сюжетные картинки, загадки, схема «Речь».
— Тихонечко сели. Проверьте, всё ли готово к уроку обучения грамоте. ( «Азбука», схемы)
Самоопределение к деятельности. (Объявление целей и задач урока)
— Сегодня мы с вами отправимся в деревню. Вместе с нами пойдёт маленький мальчик, которого зовут Почемучка. Идти мы будем долго, длинными и короткими путями.
— Вот и слово может делиться на слоги.
Актуализация знаний (повторение)
— На прошлых уроках мы уже кое-что узнали о речи. Давайте расскажем Почемучке о наших знаниях по опоре «Речь».
Работа над новым материалом.
Там много интересного.
— Ребята, а как вы думаете, кого мы встретим в деревне?
( учитель загадывает загадки, а дети отгадывают)
Я на поле и в хлеву
Маме, папе и ребенку.
А зовут меня Буренка. (Корова)
Громко хрюкаю в хлеву
И сынка к себе зову:
«Детка, ты не голоден?
Съешь на ужин желуди!» (Свинья с поросенком)
— Молодцы ребята! Вы отгадали все загадки!
— Ох, как много мы с вами уже прошли, давайте ненадолго остановимся!
Физкультминутка «Раз грибок, два грибок»
По тропинке леший шёл,
На поляне гриб нашёл. (Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (Приседания.)
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, (Потягивания — руки вверх.)
А потом назад прогнулся,
А потом вперёд прогнулся
И до пола дотянулся. (Наклоны вперёд и назад.)
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку. (Дети садятся.)
— Молодцы ребята! Вот мы с вами и дошли до деревни. Нас встречает бабушка, а на улице гуляют коровы, телята, козочки, барашки.
— Ребята, а Почемучка то, совсем растерялся, спрашивает, зачем мы в деревню то пришли?
— А пришли мы сюда потому, что здесь живет наша любимая бабушка и она хочет нам рассказать что-то новенькое!
— Говорит бабушка: загадаю вам загадки:
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
Кто в лесу глухом живёт,
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу. (Медведь)
И для сока, и для щей,
Для салатов и борщей,
В пироги, и винегрет,
И зайчишкам на обед! (Морковь)
Он и в дождик, он и в зной
Прячет клубни под землёй.
Клубни вытащишь на свет —
Вот и завтрак, и обед.
А его соседу в поле
Хорошо расти на воле.
Чем жара стоит сильнее,
Тем он слаще и краснее.(картофель, помидор)
Через речку во всю ширь
Лёг могучий богатырь.
Он лежит — не дрожит,
По нему трамвай бежит. (Мост)
— Что вы сейчас произнесли?
— Малина, медведь, морковь, картофель, помидор, мост – что это?
— Правильно, это слова.
— Слова делятся на более мелкие, короткие части, на слоги.
— Ма-ли-на. Сколько слогов – 3
— Ме-дведь. Здесь 2 слога
— Мост. Здесь только 1 слог
— Ребята, количество слогов в слове мы с вами будем изображать так: (изображение на доске)
2 слога
3 слога
— Кто здесь нарисован? Бе-лка
— Сколько слогов в этом слове? (2)
— А что вы видите на этой картинке? (трактор)
— Произнесите слово сначала целиком, а потом по слогам.(руки ставим на локотки и хлопаем в ладоши) ( тра-ктор)
— Какая схема подходит?
— Вот ребята, сколько всего нового нам рассказала бабушка. Кто сможет повторить? (2-3 человека)
— Скажем спасибо бабушке!
— Нам пора попрощаться с бабулей и Почемучкой! Но скоро мы опять встретимся!
— Открываем Азбуку на странице 9. Что вы видите?
— Попробуйте сами восстановить сказку «Колобок», а мы вас послушаем.
— Какие животные нам встречались в сказке?
— Давайте определим, сколько слогов в каждом слове и составим схемы.
-Итак, ребята, что мы сегодня узнали?
-На что делятся слова?
— Мне было интересно…
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Номер материала: ДБ-302477
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Рабочая программа по обучению чтению «Добукварный период»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса (добукварный период).
Сведения о рабочей программе по обучению грамоте
Данная рабочая программа составлена для учащихся 1 классов МБОУ «Саранпаульская СОШ», филиал Щекурьинская начальная школа с группой детского сада.
Нормативные правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа по русскому языку
Закон об Образовании РФ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (2010).
Планируемые результаты начального общего образования (2010).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (2010).
Программа «Обучение грамоте» В. Г.Горецкого, В.А. Кирюшкина, Виноградской, М.В. Бойкиной.
Цели и задачи курса
Особую важность в программе «Обучение грамоте 1 класс» занимает добукварный период, который является фундаментом первоначальных знаний о языке и языках в целом.
Главная цель данной программы является введение учащихся первых классов в удивительный мир знакомства и изучения русского языка, понятием о родном мансийском языке, с включением в программу курса изучения творчества известных мансийских писателей и художников, истории родного края.
Программа по обучению грамоте придает всему процессу изучения курса «Русский язык» четкую практическую направленность и реализует следующие цели:
формирование у первоклассников понятия о языке как явления общечеловеческого, исторического, этнического значения;
первоначальное формирование у учащихся устной, монологической и диалогической речи;
развитие умения работы с учебными пособиями, компьютером;
воспитание чувства уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
привитие познавательного интереса к получению новых знаний через информацию, предлагаемую на учебных занятиях, информационно – коммуникативные средства (интернет, энциклопедии, словари), в практической деятельности (экскурсии, проекты, участие в поселковых, школьных мероприятиях);
духовно – нравственное воспитание: обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств;
Для решения заданных целей необходимо следующие задачи:
усвоение первоначальных знаний о языке: звук и буква, звукобуквенный анализ слова, предложение, текст.
развитие умения участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания– описания и повествования небольшого объема;
воспитание чувства ответственности за качество приобретаемых знаний;
воспитание патриотического чувства к сохранению родного языка, его уникальности.
Общая характеристика курса
Добукварный период является вводным этапом для учащихся в системе изучения русского языка. На данном адаптационном этапе перед детьми встают очень сложные для их понимания задачи. Достичь решения задач в добукварный период позволяет разработка различных видов и типов уроков с учетом классов в малокомплектной школе: урок – путешествия, урок – спортивное состязание, урок – экскурсия, урок – викторина и т.д. Данные уроки направлены на воспитание у детей правил и норм общения, поведения друг с другом и сохранения интереса к учебе, а так же способствуют изучению уровня подготовленности детей к школе, так как дети приходят в школу с разным уровнем знаний, развитости устных форм речи (слушания и говорения), что помогает учителю в дальнейшей работе.
Обучение в добукварный период направлен на изучения первоначальных знаний о слове, его значении, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической), о звукобуквенном составе слова (учащиеся учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, различать согласные и гласные звуки), о функции, составе и видах предложения.
Место курса «Обучение грамоте» в учебном плане.
На Добукварный период в 1 классе отводится 15 часов.
Результаты изучения курса
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Понимать личную ответственность за свою успеваемость;
Выполнять требования родителей и учителя по выполнению учебных задач;
Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
Проявлять доброжелательность, поддержку, взаимопомощь по отношению к своим сверстникам.
Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
Адекватное оценивание своей работы и работы одноклассников на уроке;
Умение высказывать свою точку зрения, делать вывод, обобщение о полученных знаниях.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сборах. Обработки, анализа, организации, передач интерпретации информации.
Принятие обучающимися понятия о языка, как явления общечеловеческого, исторического, этнического значения.
Умение использовать полученные знания: построения предложений, выражение эмоций с помощью языка, использование вежливых слов, ведение диалога, беседы.
Освоение и практическое использование учебного материала по темам: звуки речи, слово и предложение, предложение и текст.
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение написанием элементов букв.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• прописная (заглавная) буква в начале предложения;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание текста прочитанного учителем. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Содержание тем учебного курса
Добукварный период (15ч.)
Введение в учебный курс.
Речь устная и письменная. Общее представление о языке. Понятие о слове. Слова – предметы.
Слово и предложение. Понятие о слове. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слова – предметы. Слова – действия предметов. Слова – признаки предмета. Первоначальное знакомство и различие слов – предметов, слов – признаков предметов, слов – действий предметов.
Текст. Смысловая связь предложений в тексте.
Слог. Ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом), определение количества слогов в слове.
Звуки речи. Мягкие и твердые согласные звуки. Звонкие и глухие согласные.
Слог слияния. Йотированные буквы.
Требования к уровню подготовки учащихся:
— различать устную и письменную речь;
— делить текст на предложения, оформлять предложение в устной речи, составлять схемы предложений и текстов;
— составлять предложения из слов, соотносить их с моделью предложения;
-производить звукобуквенный анализ слова, составлять схему слова, делить слова на слоги; определять ударный слог в слове;
— различать слова – предметы, слова – действия предметов, слова – признаки предметов;
— отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников на уроке; уметь высказывать свою точку зрения, делать вывод, обобщение о полученных знаниях.
Личностные УУД : знание правил поведения на уроке; уважительное отношение к учителю и одноклассникам; умение внимательно слушать собеседника, адекватно реагировать на оценку своей работы на уроке.
— понимать личную ответственность за свою успеваемость;
— выполнять требования родителей и учителя по выполнению учебных задач;
-выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
— проявлять доброжелательность, поддержку, взаимопомощь по отношению к своим сверстникам.
Добукварный период – 15 часов.
Принятие учебной задачи урока и осуществление её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
Различение речи устной (говорение, слушание) и речи письменной (письмо, чтение).
Выделение из речи предложения, устное составление предложения. Деление предложения на слова, составление схемы предложения. Правила оформление предложения на письме. Знаки препинания на конце предложения. Составление простейших предложений и моделирование их с помощью схем. Понятие о тексте. Ответы на вопросы по сюжетной картинке. Рассказывание рассказа с опорой на иллюстрации.
Лекция 5 ступени обучения чтению и письму
СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ
1. Организация и содержание работы в подготовительный период обучения грамоте.
2. Организация и содержание работы в основной период обучения грамоте.
1. Организация и содержание работы в подготовительный период обучения грамоте.
Процесс обучения грамоте разделяют на два периода:
Подготовительный период имеет свои цели:
— усвоение звуков в результате анализа звучащей речи;
— подготовка к чтению и письму;
— выявление степени готовности учащихся к обучению.
Подготовительный период имеет 2 ступени: безбуквенная и изучение первых 5 гласных звуков и букв.
На первом ступени дети овладевают такими понятиями и терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слог-слияние. В это же время происходит знакомство с азбукой (букварем), со средствами письма; проводятся первые аналитико-синтетические упражнения и упражнения, тренирующие руку для письма.
На второй ступени подготовительного периода изучаются гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у] и буквы Аа, Оо, Ии, ы, Уу. Учитель ведет работу по активизации словаря детей, создаются предпосылки к обучению слоговому чтению. Дети получают представление о слогообразующей роли гласных.
Задачи сформулированы в соответствии с результатами психологических исследований и содержанием учебного материала.
1. Приобщение детей к учебной деятельности. Решая данную задачу, учитель:
— добивается усвоения правил поведения на уроке и перемене;
— формирует умение правильно сидеть, поднимать руку, вставать при ответе;
— вырабатывает умение громко и четко отвечать;
— приучает слушать учителя и выполнять его указания;
— учит слышать ответы товарищей и реагировать на них;
— учит детей правильно обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями.
2. Выявление уровня готовности детей к школе.
Для выявления уровня школьной зрелости существует несколько диагностических методик. Цели их выявить:
— готовность к звуковому анализу (правильно произносить все звуки в словах);
— устная связанная речь (умеет ли читать наизусть стихотворения, умеет ли ребенок составлять небольшой рассказ, умеет ли строить простые и сложные синтаксические конструкции; точность, правильность в употреблении слов).
Для учителя очень важно выявить состояние волевого фактора, развитие зрительно-моторной координации.
3. Обучение первоначальному анализу речи.
2. Организация и содержание работы в основной период обучения грамоте.
Граница между подготовительным и основным периодами – переход к изучению согласных звуков и букв.
- изучить все буквы; научить детей правильно соотносить звуки и буквы; усвоить сочетание букв; практически усвоить правила графики; выработать умения плавного слогового с переводом на целые слова чтению; развивать речь и мышление детей; формировать и развивать личность ребенка.
Основной период включает 4 последовательные ступени.
Первая ступень. Учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающим к ним согласным. Дети знакомятся со слоговой таблицей, учатся по ней читать слоги и составлять из букв слова. Букварый материал содержит много сюжетных картинок, по которым дети учатся связному рассказыванию. По предметным картинкам дети анализируют слова, выполняют словарно-логические упражнения. На этой ступени происходит знакомство с многозначными словами, со словами противоположными и близкими по смыслу без сообщения терминов (антонимы, синонимы и т. д.).
На уроках письма дети овладевают письмом слогов и первых слов, умением писать верхнее, среднее и нижнее соединения, писать слова на одинаковом расстоянии.
Чтение охватывает небольшое количество слов. Немало трудностей вызывает чтение столбиков слов, поэтому первое время эти слова необходимо выносить на доску.
Вторая ступень. Главная задача – научить быстро ориентироваться в слогозвуковой структуре слов и закрепить основные приемы чтения слов, включающих слияние в разной позиции. Учащиеся обучаются приему выборочного чтения, учатся отвечать на вопросы по содержанию текста, последовательно перечитывать прочитанное, читать текст про себя.
Здесь в большей степени учитель дифференцирует обучение, т. к. одни учащиеся резко уходят вперед, а другие отстают.
Уроки письма разнообразны. Дети учатся писать слияния, не отрывая руки.
Третья ступень характеризуется значительным возрастанием объема чтения (несколько текстов на одной странице). Дети учатся читать не только прозаичные, но и стихотворные тексты.
Главное внимание отводится совершенствованию техники чтения.
В звуковом анализе упражняются преимущественно отстающие дети.
Учащиеся знакомятся с некоторыми орфографическими явлениями.
Всё большее внимание уделяется высказываниям по картинкам, по личным наблюдениям, обогащению активного словаря. Хорошо успевающие дети получают возможность читать дополнительные художественные тексты.
Четвертая ступень. На четвертой ступени дети читают тематически сгруппированные произведения детских писателей. Работа по чтению на этой ступени приближается к той, которая типична для уроков чтения во втором полугодии I класса.
К заключительному этапу основного периода обучения грамоте уже все буквы изучены. Тексты послебукварного периода серьезны и позволяют решать задачи подготовки к урокам чтения по книгам для чтения. Следует вводить такие приемы работы как выборочное чтение, раскрытие смысла иносказания, причинно-следственных зависимостей, выразительное чтение, заучивание наизусть, чтение по ролям, элементы драматизации, беседы.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ
1. Типы уроков чтения и письма.
2. Особенности уроков обучения грамоте в классах с разной подготовкой.
3. Особенности уроков чтения, развивающих читательскую самостоятельность при работе с книгой.
1. Типы уроков чтения и письма.
Разнообразие уроков в период обучения грамоте велико. В соответствии с задачами обучения и требованиями к уроку какой-либо схематизм в построении уроков неприемлем; разнообразие развивает гибкость мышления детей, повышает интерес к учебной деятельности.
В период обучения грамоте уроки различаются по следующим признакам:
1) по основному предмету обучения – уроки чтения и уроки письма;
2) по времени, по периодам обучения – уроки подготовительного (добукварного) и основного (букварного, послебукварного) периодов;
3) по наличию или отсутствию новой темы на данном уроке – уроки изучения нового звука и буквы или обучения письму буквы и уроки закрепления, на которых новая буква не вводится; особый тип урока – урок повторения и обобщения; обязательным является также еженедельный урок чтения, на котором до 20 мин отводится на внеклассное чтение.
Таким образом, основные типы уроков – это уроки чтения и письма, на которых изучаются новая буква, новый звук, и уроки чтения и письма, на которых новый звук и новая буква не изучаются.
Специальных уроков проверочного типа в период обучения грамоте не проводится. Выявление знаний, их проверка осуществляются в процессе всей работы на уроке. Развитие речи также органически вплетается в уроки чтения и письма.
В структуре урока предусматриваются смены видов умственной деятельности, а также паузы: физкультминутки (2 – 3), минутки юмора и загадок и т. п.
2. Особенности уроков обучения грамоте в классах с разной подготовкой.
В I класс поступает много детей, уже читающих или хорошо подготовленных к овладению чтением. Поэтому каждому учителю необходимо ознакомиться с составом своего класса: проверить, кто из детей читает и каким способом. Учитель должен знать характер недочетов речи и восприятия звуков речи у отдельных учащихся своего класса. Разный уровень подготовки учащихся требует дифференцированного подхода в обучении грамоте.
Для осуществления дифференцированного подхода класс делят на подгруппы, и общеклассная работа на уроке чередуется с групповой. Класс можно делить на 2 – 5 подгрупп, в каждую из которых входят учащиеся, готовые:
1) читать целыми словами;
2) читать по слогам;
3) читать по буквам;
4) обучаться чтению быстрыми темпами (способные, но не умеющие читать);
5) обучаться медленными темпами.
Для каждой группы определяются свои задачи и своя методика обучения. Задачи первой и второй групп – совершенствовать умения на дополнительном материале путем самостоятельного чтения, постоянно включаясь в общеклассную работу, помогая слабым. Дети, входящие в третью группу, должны переучиваться. При этом необходима консультация для родителей, так как в классе эти ученики пытаются читать слогами, а дома – по буквам, что затрудняет процесс переучивания. Учащиеся четвертой и пятой групп обучаются по основной методике, но на материале различного объема.
Материал для обучения чтению нужно подбирать таким образом, чтобы он отвечал общей теме урока (странице учебника), но распределялся в соответствии с возможностями каждого ученика. В урок необходимо включать перспективный материал, который доступен сильным учащимся, но содержит элементы, трудные для слабоподготовленных детей.
Перспективный материал применяется на различных этапах урока:
1) слова разной трудности и структуры для звукового анализа и составления из букв разрезной азбуки;
2) слова и предметные картинки для словарно-логических упражнений;
3) слоговые таблицы для чтения, содержащие слоги с пока не изученными буквами;
4) слова и столбики слов для чтения повышенной трудности (за счет структуры слов или имеющихся в них неизученных букв);
5) тексты различной трудности и объема для чтения.
Организуя дифференцированное обучение, учитель должен планировать сочетание различных форм работы: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Групповая форма организации обучения предполагает работу учителя с группой учащихся в то время, когда другая группа работает самостоятельно. Пришедшие в школу первоклассники не владеют навыками самостоятельной работы, поэтому с первых уроков особое внимание следует уделять формированию этих навыков. Это происходит поэтапно:
1) все учащиеся класса получают одинаковое задание для самостоятельной работы, при этом порядок его выполнения разъясняется учителем;
2) одна группа выполняет задание самостоятельно, а другой группе учитель объясняет порядок выполнения этого же задания;
3) разные группы получают различные задания для самостоятельной работы, учитель дает разъяснения лишь отдельным учащимся.
На каждом уроке дети получают задания для самостоятельной работы. Самостоятельные задания постепенно усложняются для всех групп.
3. Особенности уроков чтения, развивающих читательскую самостоятельность при работе с книгой.
Работать с книгой ребенок учится с первого школьного дня на всех уроках. Читая тексты учебных книг, овладевают умением понимать прочитанное. Параллельно с обучением грамоте на уроках чтения проводятся занятия по внеклассному чтению, развивающие читательскую самостоятельность при работе с книгой. Внеклассное чтение с первой учебной недели сразу же вводит первоклассников в большой мир литературы: знакомит с широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них и формирует опыт самостоятельного чтения.
Основной задачей занятий по внеклассному чтению в период обучения грамоте является пробуждение и формирование у школьников интереса к детским книгам.
Особенности занятий по внеклассному чтению в первом полугодии I класса:
1) стабильность структуры занятий;
2) определенное место и время занятий;
3) изучение на занятии только одной книги;
4) знакомство с книгой путем чтения с последующим рассматриванием книги.
Структура занятия по внеклассному чтению в период обучения грамоте следующая.
1. Беседа, предшествующая чтению вслух, позволяющая восстановить в памяти первоклассников или сформулировать у них реальные представления, составляющие основу ведущих художественных образов произведения, которое детям предстоит слушать (2-3 мин).
2. Выразительное чтение (и перечитывание) учителем избранного художественного произведения вслух (3-7 мин).
3. Коллективное воссоздание прослушанного, размышления о прослушанном (4-6 мин).
4. Рассматривание детской книги с целью отыскать в ней указанное произведение (3-4 мин).
5. Рекомендации, касающиеся возможной самостоятельной деятельности учащихся с детскими книгами, которые есть в классе или дома, во внеурочное время (1 мин).
Занятие по внеклассному чтению рассчитано на 20-25 мин. Это время один раз в неделю выделяется на уроке чтения. Занятие по внеклассному чтению всегда завершает урок обучения грамоте, что дает возможность закрепить возникшие у детей эмоции в свободном общении друг с другом и с книгой.
Поскольку еще не все дети умеют читать, занятие начинается с того, что, объяснив цель занятия, учитель читает вслух небольшое художественное произведение (сказку, загадку, рассказ, стихотворение), а дети учатся слушать и представлять прочитанное. Затем, проверив, как дети поняли и запомнили прослушанное произведение, учитель показывает им книгу, в которой произведение помещено. С этого момента и начинается приобщение учащихся к самостоятельной читательской деятельности, которая в данном случае выражается в способности думать над книгой, воспринимая ее в единстве формы и содержания.
Учащиеся осваивают простейшую связь между содержанием книги и ее внешними приметами, которая выражается через иллюстрации, заглавие книги и фамилию автора.
Книги во внеклассном чтении – это учебный материал. Основные требования к книгам для чтения-рассматривания на занятиях в первом полугодии следующие.
1. Книги должны быть разнообразны по тематике, жанру, эмоциональной направленности, чтобы нравственный опыт учащихся путем чтения расширялся разносторонне и относительно равномерно и чтобы к концу этапа обучения дети представляли доступный круг чтения в полном объеме: о Родине, о подвигах, о детях, о животных и растениях, сказки, стихи.
2. Следует выбирать книги объемом от 8 до 30 страниц, желательно большого формата.
3. Это может быть книга, содержащая одно произведение одного автора (книга-произведение) или несколько произведений одного автора (авторский сборник), реже – сборник произведений ряда авторов (при условии, что их фамилии даны под произведениями, а не на обложке) или сборник народных сказок.
4. Оформление обложки должно быть типовое, т. е. все основные надписи (фамилия автора и заглавие) расположены на привычных местах, выполнены легко читаемым шрифтом; смысл заглавия соответствует содержанию иллюстрации на обложке.
5. Произведения для чтения вслух нужно выбирать художественные, относительно новые, но доступные первоклассникам по содержанию; объем текста – одна-две печатные страницы. Самому учителю эти произведения должны безусловно нравиться.
Знакомя первоклассников с детской книгой, надо соблюдать определенные правила.
1. Читать избранное произведение вслух следует просто, спокойно, приближаясь по интонации к естественному рассказыванию. Учитель должен легко ориентироваться в тексте произведения и в книге; повторы, песенки, присказки знать наизусть. Ходить по классу во время чтения нельзя.
2. В процессе чтения вслух иллюстрации учащимся не показываются, обложка также специально не демонстрируется.
3. При коллективном рассматривании книги после прочтения учитель держит ее на уровне груди. Сам стоит на одном месте, лучше всего в центре, у доски. При каждой возможности он привлекает детей к прочитыванию надписей (отдельных слов, слогов, словосочетаний). Надписи, которые прочитываются (им или детьми), сразу же показываются в книге (на обложке или в тексте). Любой ответ с места, если он непосредственно связан с книгой, завершается тем, что ребенок по вызову учителя выходит к доске и показывает в книге ту деталь (в иллюстрации, в тексте), на которую ссылается.
Начинающего читателя-первоклассника надо приучать рассматривать книгу с обложки. Прежде всего на первой странице обложки выделяются ведущие надписи (фамилия автора, заглавие) и иллюстрации. Надписи прочитываются. Осознается их смысл (возбуждаются все возможные ассоциации, например: знаком автор или нет; если знаком, какие его книги дети помнят, и т. п.). Рассматривается иллюстрация. Содержание надписи и иллюстрации сопоставляется, ассоциации расширяются и уточняются, предположительно решается вопрос, может ли быть в этой книге знакомое или нужное произведение. Для подтверждения предположения книга перелистывается и рассматривается постранично. На страницах выделяются иллюстрации и крупные надписи, если они есть. Устанавливается, одно в этой книге произведение или несколько. Отыскивается произведение знакомое, нужное. Иллюстрации к этому произведению рассматриваются детально.
Чтобы достичь эффективных результатов, к каждому занятию по внеклассному чтению надо предъявлять следующие требования.
1. Книги для чтения-рассматривания должны быть отобраны в строгом соответствии с данными выше рекомендациями.
2. Должна быть организована активная учебная деятельность школьников по изучению детских книг.
3. Необходимо следить за тем, запомнили ли дети новую книгу и прослушанное произведение, заинтересовались ли им.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Условия развития речи в период обучения грамоте. Основные направления в развитии речи первоклассников. Работа по развитию речи учащихся на произносительном уровне. Развитие речи учащихся на уроках письма.
1.Условия развития речи в период обучения грамоте
Ребенок приходит в школу со значительным навыком речи. Объем его словаря составляет от 3 до 7 тысяч слов. Он использует в своей устной речевой практике предложения как простые, так и сложные. Большинство детей умеют рассказывать связно, т. е. владеют простейшим монологом. Основной характерной чертой речи дошкольника является ее ситуативность, что определяется основным видом деятельности дошкольника – игровой деятельностью.
С приходом в школу в речевом развитии ребенка происходят существенные изменения.
1. Возрастает волевой фактор: ребенок говорит не потому, что его к этому побуждают окружающие обстоятельства (так называемая ситуация), а потому, что требует учитель, сам учебный процесс. Мотивация речи резко изменяется: ответ на уроке, пересказ, рассказ вызываются необходимостью выполнить требование учителя, обнаружить знание материала. Поэтому часто дети, свободно говорившие дома до школы, в классе теряются, смущаются, говорят бессвязно. Создавая на уроке непринужденную обстановку беседы, учитель смягчает резкость перехода, но речь в учебном процессе теряет в основном ситуативность и переходит в сферу волевую.
2. В жизни ребенка появляется письменная речь. Тексты, с которыми он сталкивается, еще очень просты, но постепенно происходит включение элементов письменно-книжной речи в обиход первоклассника. Школьное требование отвечать полным ответом приводит к тому, что исчезают элементы разговорно-бытовой речи.
С первых дней обучения начинается работа над культурой речи: дети усваивают, как полагается говорить в школе, на уроке.
3. В речевой деятельности ребенка все большее место начинает занимать монологическая речь. Монолог в период обучения грамоте – это пересказ прочитанного, рассказ по наблюдению, рассказывание по памяти, по воображению, по картинкам. Фонетическая работа также создает условия для монологической речи.
4. В школе речь становится объектом изучения. До поступления в школу ребенок пользовался речью, не задумываясь над ее структурой и закономерностями. В школе он узнает, что речь состоит из предложений, складывается из слов, что слова состоят из слогов и звуков, обозначаемых буквами, и т. д.
2. Основные направления в развитии речи первоклассников.
предложил универсальную схему основных направлений работы по развитию речи:
— работа над словом (лексический уровень);
— работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень);
— работа над связной речью (уровень текста).
Эти направления тесно взаимодействуют друг с другом и идут параллельно.
С началом школьной жизни словарный запас ребенка резко увеличивается. Каждый день он встречается с новыми словами. Учитель должен владеть необходимыми приемами, способствующими обогащению лексики ребенка. Работа над словом включает следующие аспекты: обогащение словаря; активизацию словаря; устранение нелитературных норм; уточнение словаря.
В 1 классе за один урок можно вводить 3 – 4 новых слова.
Приемы работы над словом
Показ картинки, рисунка, макета, образца. Использование загадок, пословиц, поговорок. Использование синонимов, антонимов, работа над многозначностью слова. Введение нового слова в контекст. Работа со справочной литературой. Работа над словосочетанием и предложением.
Эта работа начинается с первого урока:
— выделение предложений из речевого потока;
— чтение, ответы на вопросы.
Осознание предложения как самостоятельной единицы речи, выделение предложений в устой речи, работа над схемой предложения, чтение по азбуке. Переход от неполных высказываний к полным развернутым. Установление простейших связей между словами в предложениях и словосочетаниях.
Не следует сразу спешить с введением в речь ребенка большого количества синтаксических конструкций. Необходимо внимательно следить и обеспечивать правильность их использования. Следовательно, большое значение придается исправлению недостатков, а также самоанализу и самоконтролю.
Никакого теоретического материала по синтаксису в период обучения грамоте не предлагается. Вся работа строится на основе образцов, которыми служат речь учителя, читаемые тексты и вопросы.
3. Работа над связной речью.
Связная речь учащихся строится на основе вопросов учителя.
Связная речь – это пересказ, рассказ (по наблюдениям, воспоминаниям, на основе творческого воображения); декламация изученных стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, чтение скороговорок, пословиц и поговорок, рассказывание сказок и их инсценирование. Все это варианты речи эмоциональной, образной.
В период обучения грамоте появляются элементы связной научной речи (связные ответы по звуковому анализу, некоторые рассказы по наблюдениям).
Работа над связной речью начинается с работы над картинкой. Вопросы учителя являются своеобразным планом высказывания.
Схема работы с картинкой: Когда? Где? Кто? Что?
Огромную роль в развитии связной речи играет занимательный элемент: он является органической, неотъемлемой частью всякой творческой работы.
3. Работа по развитию речи учащихся на произносительном уровне.
Речевая разминка представляет собой комплекс, в который входят дыхательные, артикуляционные и дикционные упражнения.
Задачи развития речевого дыхания:
• Научить различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержку дыхания, добор воздуха);
В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, однако в результате тренировки этот процесс постепенно становится непроизвольным.
Перед выполнением упражнений рекомендуется пластическая (артикуляционная) гимнастика «Разомнем язычок». Гимнастика направлена на развитие и укрепление мышц губ, языка, челюстей и рта.
Упражнения: губы в улыбке (зубы обнажены); губы «в трубочку» (вытягивание вперед); чередование «улыбка-трубочка»; язычком гладим небо и др.
Хорошим материалом для выработки дикции являются скороговорки. Работа над скороговоркой проводится в несколько этапов. На первом этапе работа со скороговорками идет медленно, с преувеличенно четкой речью. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе. Сначала отбираются короткие, а затем более сложные скороговорки.
- сочетания чт в местоимении что и его производных; сочетания чн в отдельных словах (конечно, нарочно и др.); сочетания щн в существительном помощник; окончания ого/ его (зимнего и пр.) и слова сегодня; употребление слов иноязычного произношения типа почтальон, район; сочетания гк, гч в словах легкийу мягкий.
Работу над интонационной выразительностью речи можно проводить на материале небольших стихотворений или загадок, а также речевые ситуации.
4. Работа по развитию речи на уроках письма.
На уроках письма учитель использует следующие виды работы: списывание; письмо под диктовку; работа с деформированным текстом.
Но в дальнейшем списывание и письмо под диктовку не будут занимать большого места в жизни человека.
Творческое письмо в жизни человека занимает больше места. Его сфера будет постепенно расширяться и в школе и за ее пределами. Творческое письмо – это письменная передача своих мыслей.
Необходимо с первых уроков записывать те слова, которые взяты из живой речи детей, из их рассказов, наблюдений, можно использовать для этой цели слова-отгадки.
Списывание и диктант включаются в работу школьников после творческого письма, и каждый раз проводятся на более высоком уровне.
Творческое письмо присутствует на каждом уроке. От записи отдельных слов дети переходят к письму предложений. К концу первого года обучения дети записывают связные тексты из 2-5 предложений (5 – 15 слов). Необходимо, чтобы творческое письмо постепенно усложнялось.
Во втором полугодии 1 класса оно переходит в элементарное изложение и сочинение.
Муравей нашел большое зерно. Он не мог один затащить его в муравейник. Позвал на помощь товарищей. Вместе они легко справились с работой.
Текст изложения должен быть обязательно прочитан детьми. Вначале вопросы составляются к каждому предложению. Затем идет работа над сложными словами. Потом текст пересказывается по вопросам. После записи текста каждый ребенок приучается делать самопроверку, т. е. вновь открываем текст.