условия эффективности контроля и оценки результатов обучения
5 методов и 5 шагов оценки обучения персонала
Apr 1, 2021 2:03:15 AM / Автор Yva.ai
В 2016 году HR-специалисты компании MW-Light 1 сумели снизить стоимость обучения сотрудников в 21 раз. Как им это удалось?
Исходно расходы компании на тренинги составляли около 4 млн р. в квартал. Внушительная сумма на обучение в MW-Light набегала из-за того, что нужно было регулярно обучать региональных менеджеров работе с обновлённым ассортиментом.
Обучение одного менеджера по продажам обходилось в 3800 рублей в месяц. HR-менеджеры MW-Light предположили, что стоимость можно снизить, провели оценку эффективности обучения и кое-что нашли.
Обучение для региональных сотрудников проводилось в формате выездных тренингов, что довольно дорого. Но оказалось, что многих сотрудников устроило бы дистанционное обучение. А некоторые даже обрадуются такой возможности, потому что тогда можно самим выбирать, когда учиться.
Выбор формата оказался решающим для MW-Light в решении по снижению расходов на обучение персонала. «Теперь мы не тратим деньги на командировочные, авиабилеты, номер в отеле для тренера. Когда рынок выходит новая линейка продуктов, маркетинг собирает по ней презентации, а я на их основе создаю курсы, которые сотрудники проходят в свободном режиме. В месяц это обходится компании 179 рублей на менеджера», – рассказывает Лана Виноградова, руководитель проекта дистанционного обучения MW-Light.
В новых реалиях на первый план выходит грамотная оценка эффективности обучения персонала – функция, которая определяет, что именно можно улучшить в текущей системе обучения сотрудников, чтобы она работала лучше, а стоила дешевле.
С чего HR-у начинать оценку качества обучения? Какие существуют методы оценки эффективности обучения персонала? В чем их преимущества и ограничения? Разбираемся с вопросами цены / качества обучения сотрудников – в новом материале Yva.ai.
Оценка обучения персонала de facto
Как показывает практика, часто оценка обучения персонала сводится к формальному заполнению анкет по окончании тренинга. Слушатели делятся реакцией и выражают благодарность наставнику. Более сложный и глубокий анализ не проводится, потому что HR-менеджеры или руководители:
Однако, чтобы измерить эффективность инвестиций в обучение персонала, поверхностной оценки недостаточно. Тем более этого не хватит, если мы хотим понять, что полезно улучшить в действующей системе обучения сотрудников.
Сегодня существует много способов оценить эффективность обучения персонала – начиная с классической модели Киркпатрика и заканчивая современными комбинированными системами и методами.
Рассмотрим 5 наиболее актуальных методов оценки эффективности обучения персонала, встречающихся в современной практике HR-ов и попробуем разобраться, в чём их отличия, возможности и ограничения.
Оценочная модель Дональда Киркпатрика
Д. Киркпатрик называет оценку неотъемлемой частью цикла проведения обучения – наряду с постановкой целей, выбором участников, формированием расписания и другими этапами. По его мнению, оценка позволяет понять, насколько программа соответствует потребностям обучающихся сотрудников.
С помощью оценки эффективности обучения персонала можно определить, подходит ли выбранный преподаватель группе учащихся: применяет ли он эффективные методы передачи знаний, способствуют ли его инструменты обучения поддержанию интереса участников, улучшению коммуникации и решению непосредственных задач бизнеса.
Модель Киркпатрик оценивает обучение (тренинг) по четырёхуровневому алгоритму, где важна каждая ступень, которая оказывает влияние на следующий этап.
Шаг #1 Реакция (Reaction) – выясняем у слушателей, понравился ли им тренинг. В качестве инструмента используются стандартные опросники. В анкету можно включить вопросы об актуальности программы, доступности подачи материала, организации занятий и т. д.
Шаг #2 Научение (Learning) – определяем, какие знания приобрели слушатели в процессе обучения, есть ли прогресс в их компетенции и мотивации. Определитесь с критериями эффективности обучения. Воспользуйтесь специальными тестами и практическими заданиями. Ещё можно провести деловые игры или, например, предложить коллегам кейс-тесты для оценки усвоения знаний.
Шаг #4 Результаты (Results) – анализируем результаты, достигнутые специалистами после обучения. Сравниваем данные «до и после» по ключевым показателям для этих специалистов: например, заявкам, продажам, привлечённым клиентам, удержанию существующих клиентов, удовлетворённости клиентов и т. п.
Важное преимущество оценочной модели Киркпатрика в том, что она даёт визуальное представление об эффективности обучающей программы в компании. К ограничениям модели можно отнести трудности в измерении на уровне оценки поведения, а также неготовность некоторых руководителей проходить оценку и работать с коучами. И самое главное – отказ от расчета окупаемости обучения.
Пятиуровневая модель Дж. Филипса (ROI)
Впоследствии программа оценки обучения персонала Киркпатрика была усовершенствована, расширена и дополнена экспертом в области управления персонала Джеком Филипсом. В частности, появился пятый уровень – расчёт финансовой отдачи от инвестиций компании в обучение.
Стоит отметить, что реализация модели Филлипса возможна только в компаниях, где ведется управленческий и финансовый учёт. Сам Джек Филлипс советовал применять этот метод оценки только с наиболее дорогостоящими и долгосрочными образовательными проектами, так как к ограничениям метода относят его чувствительность к точности и системности данных, что делает его ресурсоёмким.
Системная модель Стафлебима (CIPP)
В 1971 году профессор американского университета Мичиган Дэниел Стафлебим совместно с коллегами разработал системную модель оценки CIPP. Особенность этой модели оценки обучения персонала заключается в том, что она позволяет оценить не только полученный результат обучения, но и сам процесс.
Оценка обучения по системе CIPP состоит из 4 этапов.
На первом этапе, который называется context evaluation и переводится как оценка процесса, происходит выбор цели развития и выявление потребности персонала в обучение.
На втором этапе – Input evaluation, означающим оценку на входе, оцениваются
возможности, которыми располагает компания (бюджет, сроки и т. п.), а также рассматриваются различные альтернативы обучения – повышение квалификации персонала, подготовка и переподготовка сотрудников.
Выбираются методы обучения: микрообучение (microlearning), наставничество, тренинги, семинары, карьерное консультирование и т. п. Подбираются оптимальные программы. Этот этап отвечает на вопрос «Как нам это сделать?».
На четвертом этапе происходит product evaluation (оценка продукта) – оценка результата обучения. Последний этап завершается ответом на вопрос «Программа обучения работала?». Становится ясно, удалось ли компании достигнуть заявленных целей или нет.
К ограничениям системной модели Стафлебима относят отсутствие оценки непосредственно перед началом обучения, что делает невозможным подсчет окупаемости проекта. Также модель имеет недостаточную детализацию и нехватку рекомендаций по применению каждого из своих этапов.
Однако HR-специалист может воспользоваться моделью для оценки процесса внутреннего обучения, например, для оценки развития навыков клиентоориентированности менеджеров по продажам. Подобный кейс описан в книге специалиста по управлению, бизнес-тренера Елены Макоты «Игра стоит свеч. Как оценить эффективность бизнес-тренинга?»10.
Целевой подход Ральфа Тайлера
«Отец образовательной оценки» – как любят называть американского педагога Ральфа Тайлера – в 1942 году представил миру свой целевой оценочный подход Tyler’s Objectives Approach. Автор подхода сделал упор на постановку чётких целей и задач обучения, считая их размытость причиной подавляющего числа проблем в сфере образования.
Всё начинается с выбора целей и задач обучения и их систематизации. Следующий этап занимает поиск проявления выбранных целей в трудовом поведении сотрудников. Далее определяются ситуации, при которых они могут быть достигнуты.
На четвёртом этапе определяются со способом оценки обучения. Последний этап является решающим: при обнаружение расхождения между запланированными и итоговыми результатами программа корректируется, после чего оценочный цикл повторяется снова.
Преимуществом подхода Тайлера является высокая ориентированность на точную постановку целей, а мы уже не раз упоминали, что целеполагание определяет достижимость результатов при решении подавляющего большинства бизнес-задач.
Оценочная модель Майкла Берда (CIRO)
Оценка обучения по модели CIRO состоит из 4 элементов – content evaluation (оценка содержания), input evaluation (оценка входов), reaction evaluation (оценка реакции), outcome evaluation (оценка полученных результатов).
На этапе C выбираются цели и задачи обучения.
На этапе I оцениваются ресурсы компании, а также подбираются оптимальные программы обучения, критерии оценки эффективности и будущих результатов.
На этапе R запрашивается обратная связь. Это может быть выборочный опрос среди сотрудников, которые прошли обучение.
На этапе O подводятся итоги, полученные результаты сравниваются с плановыми.
Модель CIRO во многом схожа с моделью оценки обучения Киркпатрика. Согласно ей оценка эффективности обучения также основывается на показателях удовлетворённости сотрудников процессом обучения и измерение влияния обучения на различные аспекты деятельности компании.
Модель Берда близка к системной модели Стафлебима CIPP и имеет схожие ограничения – трудности в проведение регулярной оценки сотрудников, проходящих длительные программы обучения, а также отсутствие ясности и конкретности в процедуре оценки результатов. С той лишь разницей, что Берд оценивает реакцию обучающихся, а не само обучение.
С чего начать оценку эффективности обучения персонала? Как выбрать оптимальный метод?
Шаг #1 Цель
HR-у важно понимать, что он будет делать с полученными в ходе оценки эффективности обучения результатами. Поэтому первый и главный вопрос, который стоит задать: зачем нам нужна эта процедура? Важно ответить не только с позиции менеджера по персоналу, но и с позиции руководства и сотрудников, проходящих обучение.
Например, вы оцениваете эффективность тренинга по влиянию и убеждению в коммуникации. Руководителя может интересовать:
Сотрудникам же важно, помогает ли обучение легче и эффективнее добиваться нужных показателей по KPI, развиваться профессионально и добиваться новых карьерных достижений.
Важно помнить, что обучение должно соответствовать стратегическим целям компании, например, выход на новый рынок или увеличение прибыли, и решать конкретные задачи в разрезе этих целей. По итогам обучения далеко не последним аспектом оценки является соответствие приобретённых навыков и знаний сотрудников этим целям.
Шаг #2 Критерии
Критерии оценки очень сильно зависят от её предмета. Обратите внимание на то, что вы собираетесь оценивать: тренеров, слушателей, процесс обучения, результаты или всё вместе. Чем больше аспектов, тем больше критериев оценки вам нужно и тем сложнее система.
Конкретизируйте, что вы понимаете под продуктивностью обучающей программы и в чём она выражается. Критерии оценки эффективности обучения нужно довести до сведения всех участников образовательного проекта: руководства, слушателей, тренеров, HR-ов.
Шаг #3 Метод
Сравните между собой несколько методов оценки обучения. 5 из них мы коротко описали в этом материале, но это далеко не полный перечень возможных подходов. Изучите их преимущества и ограничения, обратите внимание, как это соотносится с вашей основной целью оценки.
Если в первую очередь интересует качество обучения, полезны методы, глубоко оценивающие образовательный процесс. А если, например, финансовый результат, то подойдут методы, включающие оценку монетизации новых навыков сотрудников.
Шаг #4 Бюджет
Расходы на оценку обучения персонала – важный фактор при выборе метода, будь то самостоятельная реализация или оценка с привлечением независимого эксперта. Некоторые методы требуют вложения настолько значительных ресурсов: финансовых, временных и трудовых – что у руководителей вызывает вопросы окупаемость уже самой оценки, а не обучения персонала.
В случаях, если вы уверены, что для оценки обучающей программы целесообразно применить сложный и ресурсоёмкий метод, полезно делать SWOT-анализ. Оцените сильные / слабые стороны решения, возможности и угрозы. Это поможет найти нужные аргументы, чтобы убедить руководителя. Или покажет, что применить более простые и доступные методы в вашем случае – более разумно.
Шаг #5 Реализация
После того, как проект оценки обучения персонала будет реализован, его итоги должны быть озвучены всем участникам.
Оценка прошла хорошо, если большинство коллег так или иначе высказали мнение о том, как прошла обучающая программа, что хорошего / полезного из неё вынесли обучающиеся и как изменился опыт сотрудников после обучения.
На основе обратной связи HR-специалисты, тренеры и руководители смогут принимать решения о том, что изменить в обучающей программе. Это может быть формат, как сделали в MW-Light. Или – акцент на практику. Или – системный подход. Или – геймификация, чтобы помочь закреплять навыки.
«Методы и способы контроля результатов обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Макушинский многопрофильный филиал ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж»
Тема: «Методы и способы контроля результатов обучения»
Разработчик: преподаватель Соловьева Татьяна Павловна
Тема: «Средства оценивания результатов обучения»
Введение Основная часть:
1. Методы контроля 1.1. Назначение и классификация методов контроля; 1.2. Устный опрос: разновидности, характеристика, сравнительная оценка; 1.3. Письменная проверка: разновидности, характеристика, сравнительная оценка. 1.4.Практическая проверка, характеристика, сравнительная оценка; 1.5. Стандартизированный контроль: разновидности, сравнительная оценка.
2.Технология разработки тестовых заданий. 2.1. Этапы конструирования теста; 2.2. Правила разработки тестового задания и теста.
3. Рейтинговая система оценивания результатов обучения. 3.1 Общие положения; 3.2. Цель введения рейтинговой системы оценивания результатов обучения. 3.3.Основные принципы рейтинговой системы оценивания результатов обучения. 3.4.Структура формирования рейтинговой системы оценивания результатов обучения.
4. Тестовые задания первого, второго и третьего уровней разного вида по профессии «Повар, кондитер».
Список используемой литературы.
Контроль знаний студентов является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Проверка знаний студентов должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности студентов позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей студентов и активизации их самостоятельной работы на занятиях. Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения студентами изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Наша задача проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения студентами нового материала. Проблема контроля за учебной деятельностью не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разнообразен. Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов студентов, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения студентов в активную творческую деятельность.
Цель работы: систематизация накопленных сведений по проблеме контроля знаний студентов.
Задачами данной работы являются: 1.Изучить литературу по проблеме контроля знаний студентов. 2. Охарактеризовать методы контроля знаний студентов, и дать им сравнительную оценку. 3. Проанализировать этапы конструирования теста и правила его разработки.
4.Проанализировать рейтинговое оценивание результатов обучения.
5.Представить тесты разных видов и разных уровней сложности.
1.1. Назначение и классификация методов контроля.
Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и студента, в ходе которых выявляются усвоения учебного материала и овладения студентами требуемыми знаниями, умениями, навыками.
В учебных заведениях основными методами контроля знаний, умений и навыков студентов являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный контроль, наблюдения.
Общее назначение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между студентами и преподавателем, на основании которой устанавливается, как учащиеся воспринимают и усваивают учебный материал. Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля. Необходимо помнить, что только комплексное их применение позволяет регулярно и объективно выявлять динамику системы знаний и умений студентов. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, область применения, ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все процессы обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствует повышению качества учебно – воспитательного процесса.
1.2. Устный опрос: разновидности, характеристика, сравнительная оценка.
Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний студентов. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала. Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех студентов группы в процессе проверки, создания на уроке деловой и доброжелательной обстановки.
Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос.
Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с классом. Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся класса. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически увязанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы учащихся в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение учащимися домашнего задания, выяснить готовность класса к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на уроке. Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так как он позволяет проверить подготовленность учащихся к их выполнению. Вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности.
Индивидуальный опрос предполагает объяснение, связные ответы учащихся на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления учащихся. Чтобы сделать такую проверку более глубокой, необходимо ставить перед учащимися вопросы, требующие развернутого ответа. Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, емкими, иметь прикладной характер, охватывать основной, ранее пройденный материал программы. Их содержание должно стимулировать учащихся логически мыслить, сравнивать, анализировать сущность явлений, доказывать, подбирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний учащихся. Вопросы обычно задают всему классу и после небольшой паузы, необходимой для того, чтобы все учащиеся поняли его и приготовились к ответу, вызывают для ответа конкретного учащегося. Для того чтобы класс слушал ответ своего товарища, опытные педагоги используют разные приемы. Например, учащимся предлагается составить план ответа, оценить (проанализировать) ответ (полноту и глубину, последовательность, самостоятельность, форму). Можно проводить подобную работу в виде рецензирования ответа товарища. Для подготовки рецензии следует рекомендовать учащимся записывать свои замечания по ходу ответа. В таких случаях оценить можно не только отвечающего у доски, но и тех, кто участвовал в обсуждении. Для организации коллективной работы класса во время индивидуального опроса преподаватель может дать и такое задание, как приведение примеров по тому, или иному положению ответа. Таким образом, чтобы вызвать при проверке познавательную активность учащихся всего класса, целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос.
Важное значение имеет умение преподавателя управлять опросом. Оно заключается в умении слушать учащегося, наблюдать за процессом его деятельности, корректировать эту деятельность. Преподаватель не должен торопить или без особой надобности прерывать учащегося. Это допускается только в тех случаях, когда учащийся делает грубые ошибки, либо отвечает не по существу. Длительность устного опроса зависит от учебного предмета, вида занятий, индивидуальных особенностей учащихся. В процессе устного опроса преподавателю необходимо побуждать учащихся использовать при ответе схемы, чертежи, действующие модели, лабораторное и заводское оборудование.
Заключительная часть устного опроса – подробный анализ ответов учащихся. Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на недостатки ответов, делает вывод о том, как изучен учебный материал. При оценке ответа учитывает его правильность и полноту, сознательность, логичность изложения материала, культуру речи, умение увязывать теоретические положения с практикой. Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверять всех учащихся. Поэтому опытные преподаватели в целях рационального использования учебного времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами. Все это позволяет при тех же затратах времени проконтролировать работу большого количества учащихся.
1.3. Письменная проверка: разновидности, характеристика, сравнительная оценка.
Письменная проверка наряду с устной является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков учащегося. Однородность работ, выполняемых учащимися, позволяет предъявить ко всем одинаковые требования, повышает объективность оценки результатов обучения. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися класса, определить направление для индивидуальной работы с каждым. Письменная проверка используется во всех видах контроля и осуществляется как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе ( выполнение домашних заданий).
Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от предмета могут быть самыми разнообразными: диктанты, сочинения, ответы на вопросы, решения задач и примеров, составление тезисов, выполнение различных чертежей и схем, подготовка различных ответов, рефератов. По продолжительности письменные контрольные работы могут быть кратковременными (7-15мин), когда проверяется усвоение небольшого объема учебного материала, и более длительными, но не свыше одного академического часа. Для обеспечения большой самостоятельности в выполнении контрольных работ рекомендуется предлагать классу несколько вариантов проверочных заданий. При этом трудность контрольных вопросов и задач для всех вариантов должна быть одинакова. В отдельных случаях полезно давать индивидуальные задания. После проверки и оценки контрольных письменных работ проводится анализ результатов их выполнения, выявляются типичные ошибки и причины, вызвавшие неудовлетворительные оценки. Однако анализ не должен ограничиваться только рассмотрением ошибок. Важное значение для обучения и воспитания учащихся имеет анализ контрольных работ, выполненных на «4» и «5», с точки зрения полноты и оригинальности предложенного решения или ответа.
Самостоятельную работу можно проводит с целью текущего и периодического контроля. При текущей проверке самостоятельные работы, как правило, не велики по объему, содержат задания в основном по теме учебного занятия. Проверка в этом случае тесно связана с процессом обучения на данном занятии, подчинена ему. При периодическом контроле самостоятельная работа обычно больше по объему и времени её выполнения. Широкое применение получили самостоятельные работы с дидактическим материалом. Своеобразие их в том, что они позволяют учесть индивидуальные особенности каждого учащегося.
Диктанты (предметные и технические) широко используются для текущего контроля. С их помощью можно подготовить учащихся к усвоению и применению нового материала, к формированию умений и навыков, провести обобщение изученного, проверить самостоятельность выполнения домашнего задания. Для диктантов подбирают вопросы, не требующие длительного обдумывания, на которые можно очень кратко записать ответ. Часто содержание диктантов заранее записывается на магнитофон иногда по вариантам. При этом преподаватель имеет возможность наблюдать за работой всего класса, предупреждает списывание.
Рефераты целесообразны для повторения и обобщения учебного материала. Они не только позволяют систематизировать знания учащихся, проверить умение раскрыть тему, но играют особую роль в формировании мировоззрения. В процессе подготовки реферата учащийся мобилизирует и актуализирует имеющиеся знания, приобретает самостоятельно новые, необходимые для раскрытия темы, сопоставляет их со своим жизненным опытом, четко выясняет свою жизненную позицию. При проверке этих работ обращает внимание на соответствие работы теме, полноту раскрытия темы, последовательность изложения, самостоятельность суждений.
Наряду с аудиторными письменными работами используют и домашние контрольные работы, над которыми учащиеся работают несколько дней (10-15), так как по содержанию они обычно охватывают большой раздел учебной программы. Выполнение их требует серьезной самостоятельной работы с книгой и другими материалами.
1.4. Практическая проверка занимает особое место в системе контроля. Основные цели обучения учащихся в специальных учебных заведениях – не только усвоение ими определенной системы знаний, но главным образом формирование профессиональной готовности решать практические производственные задачи. Такая готовность определяется степенью сформированности системы умений и прежде всего профессиональных. Практическая проверка позволяет выявить, как учащиеся умеют применять полученные знания на практике, на сколько они овладели необходимыми умениями, главными компонентами деятельности. В процессе выполнения профессиональных заданий учащийся обосновывает принятое решение, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений, т.е. одновременно с проверкой осуществляется проверка знаний.
Этот метод используют при изучении общеобразовательных и общетехнических предметов, но наиболее широко – специальных предметов, на лабораторных и практических занятиях, при выполнении курсовых и дипломных проектов, при прохождении производственной практики.
На лабораторных и практических работах преподаватель имеет возможность проверить не только знание теоретических положений, необходимых для выполнения задания. В процессе наблюдения за ходом таких работ – последовательностью, самостоятельностью, уверенностью в действиях – выявляется сформированность умений обращаться с приборами, производить измерения, выполнять расчеты, анализировать полученные результаты, делать выводы, оформлять отчет о проделанном.
Практическая проверка – это ведущий метод контроля в период производственной практики. Контроль знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе выполнения учащимися конкретной производственной деятельности, так и по её результатам. Основные критерии, по которым оценивается деятельность учащихся, следующие: правильность применения приемов работы, рациональная организация труда и рабочего места, выполнение установленных норм и требований к конкретному виду работы.
За последние годы значительно активизировалась работа по совершенствованию методов и средств контроля. Поиски нового привели к применению во многих учебных заведениях тестового контроля усвоения, а также опроса с помощью контролирующих устройств и комплексов, позволяющих иметь регулярную «обратную связь» от обучаемых к обучающему.
1.5 Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей – задания и эталона. Задание выдается учащимся для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом учащегося, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.
При машинном контроле ответы кодируются и вводятся в контролирующие устройства, где они сравниваются с эталонами, и машина на основе заданного критерия выдает оценку.
При безмашинном контроле ответы учащихся на вопросы заданий тоже кодируются, но проверяет ответы преподаватель при помощи различных приспособлений – шаблонов.
Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех учащихся Основной недостаток этого контроля – ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность учащихся (знакомство с учебным материалом и его воспроизведение), поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля.
Несмотря на большое разнообразие характера заданий, применяемых при стандартизированном контроле, с точки зрения структуры их можно свести к двум основным типам вопросов: к избирательным, основанным на таких видах деятельности учащегося, как узнавание, припоминание, и конструируемым, основанным на припоминании и дополнении.
Наибольшее применение в связи с простатой анализа и легкостью технической реализации ввода ответов в контролирующие устройства получили избирательные задания. К каждому вопросу подобного задания предлагается несколько ответов на выбор, учащийся должен найти среди них правильный. Среди избирательных заданий можно выделить альтернативные, множественного и перекрестного выбора.
Альтернативные задания применяют в тех случаях, когда на предложенный вопрос учащийся должен ответить «да» или «нет». В связи с большой вероятностью угадывания ответа альтернативные задания используют реже других избирательных заданий.
Задания множественного выбора предполагают выбор одного ответа из нескольких(пяти-шести). Среди них могут быть и такие: «не знаю», «нет правильного ответа». Эти задания широко применяют в связи с тем, что ответы на них могут быть введены в современные технические средства обратной связи.
Задания перекрестного выбора, или задания на сопоставления, состоят в установлении соответствия между несколькими вопросами и несколькими ответами, записанными в произвольном порядке.
Задания с конструируемыми ответами выполняются путем внесения дополнений, формул, определений и т.п. В тексте заданий имеются соответствующие пропуски, куда учащиеся записывают ответы в словесной формальной, числовой форме. Тестовый контроль в силу своей ограниченности не позволяет проверить развернутый смысловой ответ, характеризующий продуктивную творческую деятельность учащегося, уровень его развития, логику профессионального мышления. Поэтому применять этот метод следует в органическом единстве с устной, письменной и практической проверкой знаний, умений и навыков.
Наблюдения за студентами позволяют преподавателю получить достаточно полную информацию о самостоятельности, активности и сознательности ученика, о его умениях накапливать факты, делать выводы, предупреждать ошибки.
На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин
Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы. Решение кроссвордов – занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память. Их можно подразделить на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Этот метод проверки – только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.
Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы. Её имеет смысл включать на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Совокупность названных методов контроля позволяет получить достаточно точную и объективную картину состояния обучения учащихся.
2. Технология разработки тестовых заданий.
2.1. Этапы конструирования теста.
Так как тестовый инструментарий в педагогике используется достаточно широко, то технология разработки и использования теста может быть несколько различной, но в ней все же можно выделить основные этапы:
1. Этап целеполагания. Разработка теста начинается с формулирования его цели, то есть определения того, что тест должен измерять. Должны быть четко и однозначно описаны все знания, умения и навыки, владение которыми проверяется с помощью теста, т.е. необходимо четкое описание области содержания теста. Определяется вид теста, ресурсные возможности, круг привлекаемых специалистов и прочее.
3.Этап составления плана теста. После составления спецификации разрабатывается план теста. Если, например, тест состоит из четырех разделов, то вначале примерная раскладка необходимого числа заданий на каждый раздел, исходя из общего предельного числа, обычно не превышающий 30-60 коротких заданий разного уровня сложности. Число заданий, выделяемых на каждый раздел, зависит от его важности в изучении дисциплины.(см. пример табл. 1)
Пример раскладки задания Таблица 1
После разбивки заданий разрабатывается перечень задач, которые ставятся перед тестированием, например: А – умение давать определения; Б – знание законов, принципов, правил; В – умение применять их для решения предложенных примеров; Г – умение находить сходство и различия; Д – умение представлять материал в различных презентабельных формах. Если на проверку умения А отвести, к примеру 10% всех заданий, Б и В – 30%, Г – 20% и Д – 10%, то общая раскладка числа заданий для рассмотренного примера принимает вид, представленный в таблице 2
Общая раскладка числа заданий Таблица 2
4. Этап составления теста. Данный этап разработки теста включает в себя как само написание заданий, так и их анализ экспертными методами для выявления наилучших и выбраковки неудачных. Выделяют две группы методов анализа заданий: экспертные и математические. Сразу же после написания заданий их анализ проводится экспертными методами, которые позволяют оценить, в какой степени задания соответствуют по содержанию предмету измерения, т. е. действительно ли задания позволяют измерить именно те знания, умения и навыки, для которых разрабатывается тест. С другой стороны, экспертные методы анализа позволяют оценить задания с точки зрения их формы. В основе экспертных методов лежит соотнесение содержания и формы заданий с требованиями, изложенными в спецификации. В качестве экспертов(2-3чел.) должны выступать опытные преподаватели дисциплины, для которой разрабатывается тест. Работа экспертов начинается с внимательного ознакомления со спецификой теста. После этого эксперты приступают к разработке заданий на основе спецификации. Каждый должен написать столько заданий, сколько предполагается включить в тест. Таким образом, исходное количество заданий оказывается как минимум на 30% больше нужного, что дает возможность выбраковывать неудачные задания или создавать несколько вариантов теста, называемых тестовыми формами. При этом каждый эксперт отбирает задания по степени их трудности, и различающей способности для включения в один из трех разделов теста – задания для слабых, хороших и сильных учеников. После этого каждому эксперту даются задания, разработанные другими экспертами. Он их оценивает на предмет соответствия требованиям спецификации, ГОСТ и программе изучения дисциплины, а также включения в один из трех разделов теста. Задания, к которым не высказал замечаний ни один из экспертов, могут включаться в тест. Остальные задания нужно или улучшить путем переформулирования, или совсем исключить из дальнейшей работы. После разработки и проведения экспертного анализа заданий получается первый вариант теста. Как правило, этот вариант бывает ещё очень несовершенным. Чтобы повысить его качество, используется математический метод. Для применения этого метода нужен эмпирический материал – результаты реальной проверки теста в классе, который называют пилотажным тестированием. После пилотажного тестирования осуществляется анализ тестовых заданий с использованием математических методов. Только после этого окончательно решается вопрос о включении того или иного задания в состав теста.
5. Этап проведения теста. Отслеживается проведение теста
6. Этап анализа полученных результатов. Обработка результатов, получение статистических данных для анализа и анализ результатов. Подготовка итогового отчета.
2.2 Правила разработки тестового задания и теста,
3. Рейтинговая система оценивания результатов обучения
3.1 Общие положения.
Одной из актуальных проблем в современном образовании является обеспечение объективной оценки усвоенного учебного материала обучаемыми на всех этапах обучения. Исследования показывают, что рейтинговая система оценки знаний является тем инструментом, который позволит современному педагогу объективно оценить знания и умения обучаемых. В настоящее время для оценивания знаний учащихся многие учебные заведения в разных странах используют рейтинговую систему. Все они имеют сходства и различия. Рейтинговая система была внедрена в образовательный процесс для определения качественного изменения знаний учеников в процессе обучения. В то время как пятибалльная система лишь фиксирует результат учебного процесса. Рейтинговая система оценивания знаний и достижений обучающихся заключается в сравнении результатов, умений каждого обучающегося, с его же прошлыми результатами, в определении, таким образом, его интеллектуального развития.
Целесообразным является создание в учебном заведении экспертной группы по рейтинговой системе оценивания знаний и достижений обучающихся. Название «экспертная группа» (ЭГ) условно, это может быть соответствующая «комиссия», «совет» и т.п. ЭГ разрабатывает требования и нормы, регулирующие структуру и действие рейтинговой оценки, которая является обязательной для данной образовательной области.
3.2 Цели введения рейтинговой системы оценивания результатов обучения.
3.3. Основные принципы рейтинговой системы оценивания результатов обучения.
— относительность оценки рейтинга: общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими;
— рейтинговая система оценивания обеспечивает полное включение ученика в учебный процесс путем введения стимулирующих баллов за каждый его элемент (наличие учебников, конспектов, присутствие на уроках, личная дисциплина и т.д.)
— рейтинговая система оценивания предполагает замену традиционной формы домашних заданий формой самообучения на уроке, при которой ученик, повторно отрабатывая материал учебника и конспекта, самостоятельно письменно отвечает на поставленные контрольные вопросы и делает собственные выводы, имея возможность получить дополнительную консультацию учителя. Также возможна замена традиционных домашних заданий творческими заданиями, уровень выполнения которых ученик выбирает самостоятельно. Эта форма контроля является одновременно и формой контроля качества полученных знаний.
3.4. Структура формирования рейтинговой системы оценивания результатов обучения.
Общий (итоговый) рейтинг обучающегося определяется по итогам четверти (полугодия, года) и состоит из базового рейтинга и учебного рейтинга.
Базовый рейтинг характеризует степень участия ученика в учебном процессе. Он включает наличие у обучающегося всех рекомендуемых учителем учебников, учебных пособий, конспекта с отработанным на уроке и дома заданием, отсутствие пропусков уроков без уважительной причины, соблюдение учебной дисциплины.
Базовый рейтинг является индивидуальным для каждой образовательной области, но не может быть ниже 50% от общего рейтинга. Базовый рейтинг может быть снижен за отсутствие какой-либо из его составляющих.
Базовый рейтинг приравнивается к 0 (нулю) при пропуске обучающимся более 50% учебных занятий в течение четверти (полугодия), в том числе и по уважительной причине. В этом случае обучающийся сдаёт дифференцированный зачет по пройденному материалу.
Учебный рейтинг определяется только при наличии базового рейтинга и является индивидуальным для каждой образовательной области.
Для определения учебного рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы: обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, сдача зачетов, решение задач, написание сочинений и т. д. Дополнительные баллы рекомендуется использовать для поощрения обучающихся при выполнении ими творческих заданий (написании рефератов, участии в олимпиадах, конференциях, решении задач повышенной сложности, участии в конкурсах и т.п.). Дополнительными баллами целесообразно также поощрять своевременное выполнение учащимися учебных и контрольных заданий, а также активное участие в практических и семинарских занятиях.
Общий (итоговый) рейтинг обучающегося не определяется при нулевом базовом рейтинге. В этом случае знания ученика оцениваются результатом зачёта по всему пройденному учебному материалу. Если общий (итоговый) рейтинг составляет менее 50%, ученик сдает дифференцированный зачет
Преподаватель разрабатывает пакет документов на начало изучения каждой новой темы, включающий основные требования к обучающему, виды работ, контрольные вопросы и т.п. Такой пакет выдаётся каждому ученику для планирования своей последующей учебной деятельности по предмету.