условия эффективной реализации технологического подхода к обучению

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация: В статье рассмотрен технологический подход в педагогике и его особенности. Данная статья может помочь разобраться, как лучше выбрать технологию, и что будет более результативным в процессе обучения. Какие технологии смогут дать правильно выстроенную работу педагога с обучающимися, также достигнуть поставленной цели в

работе. Любая технология активизирует деятельность обучающихся, ведет к определенным результатам, развивает творческие способности.

Ключевые слова: Педагогика, образование, педагогические технологии, технологичесий подход, технологии, способ образования, развитие, обучение.

Abstract: The article considers the technological approach in pedagogy and its features. This article can help you figure out how to choose the best technology, and what will be more effective in the learning process. What technologies will be able to give a properly built work of a teacher with students, also to achieve the goal in work. Any technology activates the activities of students, leads to certain results, develops creative abilities.

Keywords: Pedagogy, education, pedagogical technologies, technological approach, technology, method of education, development, training.

Что же представляет собой технологический подход и для чего он нужен?

Технологический подход – представление производственных процессов как технологий – стал неотъемлемой чертой современного материального производства. Он выступает как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, важнейший показатель высокого профессионализма деятельности.

Этот вопрос достаточно противоречив, так как многие преподаватели пытаются найти свой определенный подход в сфере образования. А в связи с быстрым ростом информатизации, это становится еще тяжелее. Поэтому необходима быстрая адаптация к современным технологиям. Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение «технологий» к сфере образования, к педагогическим процессам.

Эта тема на данный момент актуальна, так как на различных источниках можно встретить обсуждения этой темы, множество исследовательских работ, в том числе диссертации, докторские и другие. Началу процессу технологизации в педагогике заложил А.С. Макаренко. В своей известной

«Педагогической поэме» он писал, что «наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди»[1, с. 235-239]. Он считал, что благодаря этому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства.

Очень часто обращались к данной теме ученые, такие как В.П. Беспалько, который писал, что педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса[2, с. 121-134]. Также тему педагогики и ее технологий в своих работах обсуждали: В.В. Гузеев, Т.А. Ильина и многие другие.

Технологии в настоящее время берут вверх в сфере деятельности человека, и это яркий показатель практического мышления. Необходимо отметить, что именно технологии помогают обеспечить результативность в соответствии поставленным целям. Монахов В.М. писал, что педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя[3, с. 192].

Возникает вопрос, как такой термин, как «Технология» внедрился в сферу педагогики? А ответ достаточно простой, если обратиться к технологии в производстве, что все мы знаем это конкретизация, постоянный рост и жесткость в расчетах, то отсюда следует, что и педагогика начала заимствовать у современной науки более жесткую дисциплину с универсальными знаниями.

Далее начинает интересовать следующая проблема, на сколько эта самая технология нужна в педагогике. Необходима определенная концепция, технология образования, четкая последовательность в процессе обучения. Это поможет педагогу или тому, кто будет воспроизводить технологию образовательной деятельности в ней разобраться конкретнее. Таким образом, технология необходима в сфере гуманитарных наук, именно она поможет конкретизировать, построить правильный подход, как в образовании, так и в воспитании.

Педагогика – это наука, изучающая закономерности, принципы, методы, средства и формы организации педагогического процесса как фактора, а затем уже и средства развития человека на протяжении всей его жизни. В своем учебнике по воспитательной и физической культуре М.Я. Виленский и его соавторы считают, что технология как процесс характеризуется тремя признаками: разделением процесса на взаимосвязанные этапы; координированным и поэтапным выполнением действий, направленных на достижение поставленной цели; однозначностью выполнения включенных в технологию процедур и операций. К основным качествам современных педагогических технологий можно дополнить следующие признаки (или

«критерии технологичности» Г.К. Селевко): концептуальность, целостность, управляемость, воспроизводимость, оптимальность, корректируемость.[4, с. 567].

Одной из главных целей технологического подхода является правильный сконструированный учебный процесс, который включает в себя постановку целей и задач в ходе обучения, подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения. Смысл такого конструирования – это результат, который достигается быстрее.

В целом технологический подход помогает педагогу в процессе обучения, например, анализировать на научной основе практический опыт. Большую часть навыков и способностей мы нарабатываем на практике, но при этом мы не можем точно сказать, насколько мы правы и что следует улучшить

в своей работе. Здесь благодаря технологическому подходу можно проанализировать на научные сведения.

Система образования на сегодняшний день представлена огромным количеством классификация педагогических технологий:

— модульное обучение (Д. Рассел, Б.М. Гольдшмид, П.А. Юцявичене, К.Я. Вазина, М.А. Чошанов);

— проблемное обучение (Д. Дьюи, И.Я. Лернер, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, В. Оконь, М.Н. Скаткин);

— личностно-деятельностное обучение (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская-);

— развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д. Б. Эльконин); программированное обучение (Б.Ф. Скиннер, Н. Кроудер, А.Н. Ланда, Ч. Куписевич);

— проективное образование (Г.Л. Ильин, В.С. Леднев);

— теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);

— дифференцированное обучение (Ю.К. Бабанский, Л.Я. Зорина, С.Б. Килене);

— контекстное обучение (А. А. Вербицкий);

— игровое обучение (Д.Б. Эльконин, Ж.С. Хайдаров, Н.В. Борисова, Г.П. Щедровицкий и др.)

Внедрение технологий помогает комплексно решать образовательные и воспитательные проблемы. Опираясь на информативность и технологии, научные и литературные источники, педагогам стало легче решать многие проблемы. Технологии отразились на обеспечении благоприятных условий для развития личности. С ростом материального производства, в учебных заведениях стараются достать все необходимое для комфортного обучения. Это компьютеры, проекторы, новая техника для опытов и многое другое.

Технологии в педагогики уменьшают эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека. Так, например, технологии достигают таких высот, что можно обучаться дистанционно. Различные онлайн площадки, где преподаватели могут общаться и давать нужный материал обучающимся.

Важным в технологическом подходе, ведущим к определенным результатам, является такой способ образования, который позволяет отходить от стандартов обучения, а вводить нечто новое, инновационное. Как, например, пользоваться в процессе обучения вопросно-ответной формой, когда идет прямой диалог с учащимися и после каждого занятия проводить рефлексию, когда каждый может сам себя проанализировать, сделать определенные выводы, выявить успехи и неудачи.

Подводя итог, следует отметить, что использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучающихся, вызывает живой интерес к предмету, психологическое облегчения в процессе обучения и также, не менее важное это повышение производительности труда учащихся и преподавателей. А это значит, что технологический подход в образовании

нужен и необходим. Многие преподаватели уже обращаются к этой технологии и включают в свои методы обучения.

Источник

Статья на тему «Технологический подход в современном образовании»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технологические подходы в современном образовании

Аннотация: анализируется место и роль технологического подхода в современном образовании, необходимость применения современных методов обучения и форм совместной деятельности обучающихся и педагогов.

Ключевые слова: исследовательской подход, инновационные образовательные технологии, смешанное обучение, мобильное обучение.

Мы лишаем детей будущего, если продолжим

учить сегодня так, как мы их учили вчера.

Успешной и эффективной образовательная система будет только такая, которая понимает запросы времени и четко реагирует на них. Современный учитель должен понимать, что влияет на формирование личности 21 века и какие навыки способствуют самореализации учащихся в настоящее время. Практически каждый учитель ищет наиболее подходящую технологию обучения для усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учащихся, повышения качества образования. Поэтому на уроках математики необходимо подбирать такие методы обучения, которые позволят учащимся достичь целей обучения. Под методами обучения, по словам Ю. К. Бабанского, подразумевают способы взаимодействия учителя и учащихся по осуществлению задач воспитания, образования и развития [1].

Требования к методам обучения:

1) научность – это доступность методов, их соответствие психолого-педагогическим особенностям развития школьника;

2) необходимость – систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы;

3) результативность – это методы обучения, которые направлены на прочное овладение учебным материалом.

Рассмотрев известную пирамиду или «конус опыта» Эдгара Дейла, известного американского педагога, с помощью которой он «разложил по полочкам» способность обучающихся воспроизводить полученную информацию, мы узнаем, что наиболее абстрактными для человека являются слова (верхушка конуса), а наиболее конкретным – личный опыт. Оказалось, что в 90 процентах случаях информация запоминается тогда, когда человек сам проводит какие-либо исследование.

Рассмотрим исследовательский подход в обучении. Ведь одна из задач образовательного процесса – это мотивация учащихся к исследовательской деятельности. Использование педагогических приемов, секретов и навыков превращает каждый урок в познавательное и интересное мероприятие, а школьников – в думающих, инициативных и креативных личностей, которые не боятся применять свои теоретические познания на практике. Исследовательские навыки учащихся – это предприимчивость, умение оперировать информацией, это креативность, критическое мышление, лидерские способности, умение решать проблемы. Исследовательская деятельность учащихся является одним из приоритетов современного образования. Поэтому важно в каждой школе создавать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности и поисковой активности. Организуя исследовательскую деятельность учащихся, учитель выступает не только носителем готовых знаний, но и организатором познавательной деятельности учащихся. Помогает выдвигать и обсуждать предположения, принимать решения. Поощряет инициативу каждого ученика, помогает ему самостоятельно продвигаться к цели. Этапы работы над исследовательским проектом: организационно-подготовительный, поисковый, итоговый, рефлексия. При этом деятельность учащихся образно осуществляется следующим образом: формирование групп – сбор, систематизация, анализ информации – оформление проекта – оценка своей деятельности. Деятельность учителя включает: формирование мотивации учащихся, консультации по выбору тематики, жанра проекта – консультации по содержанию – помощь в оформлении – оценка работы учащихся.

Также для исследовательской работы хорошо применимы кейс-технологии. Суть метода заключается в использовании конкретных ситуаций. Каждый кейс представляет собой полный набор материалов, разработанных на основе производственной ситуации. Результаты должны быть «осязаемы», то есть, если это теоретическая проблема, то содержать конкретное ее решение, если же практическая, то – конкретные результаты. Эффективность способствует развитию умения анализировать ситуацию, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный метод решения. Действия учителя в кейс-технологии – это создание самого кейса, распределение учащихся по малым группам, знакомство учащихся с данной ситуацией. Организация презентаций решения в малых группах, организация общей дискуссии, совместное выступление учащихся. Учащиеся знакомятся с этой ситуацией, выделяют основные проблемы, предлагают концепции или темы для мозгового штурма, проводят анализ последствий принятия того или иного решения. Затем они предлагают решение кейса.

Использование кейс-технологии для учителя – это:

— доступ к базе современных учебно-методических материалов;

— организация гибкого учебного процесса;

— сокращение затрат времени на подготовку к урокам;

— беспрерывное повышение квалификации;

— возможность реализации некоторых элементов учебном процессе во внеурочное время.

Использование кейс-технологии для учащихся – это:

— работа с дополнительными материалами;

— постоянный доступ к базе консультаций;

— возможность самому готовиться к аттестации;

— общение с другими учащимися;

— освоение современных информационных технологий.

Еще один из современных методов обучения – это смешанное обучение. Это образовательный тренд, который с каждым годом набирает обороты. Эта технология позволяет сочетать традиционную форму аудиторной работы с современными онлайн-технологиями. Все учащиеся делятся на группы по видам учебной деятельности: работа с учителем, онлайн-обучение, проектная работа. В течение урока ученики переходят от станции к станции так, чтобы побывать на каждый из них. Состав групп может меняться в зависимости от педагогической задачи. Существует несколько рабочих зон. Это зона работы онлайн, зона работы с учителем, зона работы в группах.

— Зона работы с учителем

Цель: предоставить каждому ученику эффективную обратную связь.

Это может быть объяснение любого материала, разбор каких-то домашних заданий.

Цель: предоставить каждому ученику возможность развивать свои навыки самостоятельной работы, личную ответственность, саморегуляцию.

Здесь можно предложить учащимся какие-либо тренажеры, интерактивные тесты и задания.

— Зона групповой работы

Цель: возможность применить знание и навыки в новых практических ситуациях.

Здесь учащиеся могут представить какие-либо проекты, продемонстрировать свои творческие способности. Например, составление задач с практическим применением теорем.

Перевернутый класс или Перевернутые уроки, проведенные по технологии смешанного обучения, дают возможность учителю погрузить учащихся в самостоятельное изучение учебного материала. Вызвать желание познать новые материалы. Это метод обучения, в котором вся теоретическая информация изучается дома, а в классе индивидуально или в малых группах решаются практические задания, лабораторные работы. Учащийся получает первоначальные знания дома, затем на уроках знания корректируются при необходимости и применяются уже на практике.

Рассмотрим мобильное обучение как новую технологию в образовании. Почти у каждого учащегося есть мобильное портативное устройство, которое он носит с собой в школу. По крайней мере у половины аудитории всегда есть с собой смартфон, планшет. Продвинутые учителя знают, как можно обратить в свою пользу привязанность школьников к их гаджетам. Онлайн-тесты, проверочные работы можно проводить на базе сайтов KAHOOT, LearningApp.org. Также для облегчения поиска информации возможно использование QR кодов, по которым учащиеся смогут пройти по нужной ссылке (QR Coder). Ну и конечно же использование электронных и цифровых образовательных программ. Представленные в цифровой форме какие-либо фотографии, схемы и диаграммы, символьные объекты всегда особенно необходимы для организации учебного процесса. Интерактивные мультимедиа продукты, направленные на достижение дидактических целей, на решение определенных учебных задач.

Таким образом, исследовательский подход, современные методы обучения и формы современной деятельности обучающихся и педагогов (телеконференции, вебинары, воркшопы, чат боты и социальные сети, игропрактики, стратсессии, облачные технологии, визуальные коллаборативные среды [2]) позволяют осмыслить, пережить и освоить новые знания, опыт и способы деятельности, увеличить количество обратных связей в образовательном процессе (в процессе коммуникации и обучения), а значит, его гибкость, и открытость, адаптивность и эффективность.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Особенности реализации технологического подхода в образовании и воспитании

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Рассматривая образовательные нововведения как процесс можно

выделить его основные этапы.

1. Этап авторской (личной или коллективной разработки проектного

предложения или концепции по созданию и внедрению образовательной

2. Проектирование (эскизное, затем детальное).

3. Конструирование, уточнение учебно-экономических параметров,

4. Создание и апробация опытной модели новшества.

5. Технологизация (комплект технологий, обоснование методов).

6. Этап экспериментальной проверки.

7. Этап первого серийного использования образовательной новации.

Педагогическая технология – это область знания, которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащихся в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения. Поэтому педагогическая технология предусматривает точное инструментальное управление педагогическим процессом и гарантированное достижение поставленных целей. Педагогическая технология основывается на научной основе и передовом практическом опыте.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

v Информационно – коммуникационная технология

v Технология развития критического мышления

v Проектная технология

v Технология развивающего обучения

v Здоровьесберегающие технологии

v Технология проблемного обучения

v Игровые технологии

v Модульная технология

v Технология мастерских

v Кейс – технология

v Технология интегрированного обучения

v Педагогика сотрудничества.

v Технологии уровневой дифференциации

v Групповые технологии.

v Традиционные технологии (классно-урочная система)

Рассмотрим некоторые из них:

1) Информационно-коммуникативная технология.

Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока математики:

-самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;

-частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);

-использование тренировочных программ;

-выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

-использование компьютера для вычислений, построения графиков;

-использование информационно-справочных программ.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

2) Технология критического мышления.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

Данная технология позволяет решать такие задачи, как: образовательной мотивации, информационной грамотности, социальной компетентности.

Приемы развития критического мышления:

5-й класс. Тема урока: «Сложение, вычитание обыкновенных дробей»

*Как складывать дроби с разными знаменателями?

*Как вычитать дроби с разными знаменателями?

*Решение уравнений, задач, содержащих дроби с разными знаменателями

*Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители.

*Чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю.

*Алгоритм +, – дробей с разными знаменателями.

Данный прием предусматривает комплексный подход к изучению материала.

Учение начинается с активизации уже имеющихся знаний у учащихся. В первый столбец «Знаем» записываем идеи учеников, которые они предлагают.

Во второй столбик «Хотим узнать» предлагаем ученикам внести свои опорные мысли и идеи, которые у них возникли в процессе обсуждения темы. Затем при чтении нового текста, учащиеся пытаются найти ответы на поставленные вопросы. Особым требованием при этом является – записать сведения, понятия и факты необходимо своими словами, не цитируя учебник. После изучения темы, учащиеся соотносят полученную информацию с той, которая была у них в начале урока.

2. Специфика педагогического нововведения определяется совокупностью факторов. В первую очередь тем, что образование является искусственной, социотехнической или социальной системой. Социотехническая система характеризуется наличием в ней людей и коллективов, интересы которых существенно связаны с ее функционированием. В результате участия людей доминирующие связи в таких системах принадлежат не природе, а культуре, и смысл любой ситуации определяется отношением к ней субъекта. В социотехнических системах субъективное преобладает над объективным, эвристическое над формальным. Эти системы изменяются с течением времени как сами по себе, так и в результате воздействия на них. Идеальное педагогическое нововведение представляет собой целостный проблемно-ориентированный процесс сопряженных изменений всего образовательного курса или его отдельных составляющих (педагогических предписаний) и среды нововведения (средств и условий образования), что приводят к повышению эффективности и качества образования.

На внутриорганизационном уровне выделяют следующие факторы, препятствующие и способствующие нововведениям: структура организации; система статусов и социальных престижей; система интересов, стимулов и мотивов труда; стиль и методы управления, социально-психологический климат в коллективе. На уровне индивида (личности) значимыми являются ценности; установки; мотивы; роли участников нововведения; возможности, которые открывает это участие для их социального продвижения и творческого развития личности в целом.

Препятствия на пути нововведения могут быть обусловлены следующими факторами: характером предлагаемого нововведения (относительной выгодностью, совместимостью, сложностью, этапностью, коммуникабельностью); подходом к возникновению и реализации нововведения (если реципиентам неизвестны способы создания, разработки и реализации нововведения, то это может детерминировать препятствия на его пути; поэтому они должны активно участвовать на всех этапах нововведения); взаимоотношениями инноваторов и руководителей между собой и другими участниками нововведения.

В основе успешного осуществления нововведения лежат три основных принципа:

1. Принцип органической связи возникновения, разработки и реализации нововведений.

2. Принцип плановой интеграции нововведения с объектом, на котором оно реализуется.

3. Принцип активной поддержки вышестоящих звеньев.

Ниже перечислены возможные «силы», способствующие изменениям и

Силы, способствующие нововведениям:

Увеличение заработной платы

Улучшение возможностей для самоутверждения и увеличение шансов

Повышение престижа и полное использование знаний и способностей на будущее

Улучшение отношений с руководством и коллегами

Нововведение соответствует коллективным ценностям, целям и нормам

Интересная, менее утомительная и более важная работа в лучших условиях с возможностью повышения квалификации

Субъект объекта нововведения имел возможность включиться в процесс возникновения, разработки и реализации нововведения

Хорошие отношения между инноватором, коллегами и руководством

Высокий формальный и неформальный авторитет инноватора и руководителя

Силы, удерживающие нынешнее состояние:

Уменьшение заработной платы

Ухудшение возможностей для самоутверждения и уменьшение шансов на будущее

Снижение престижа и неполное использование знаний и способностей

Ухудшение отношений с руководством и коллегами

Нововведение противоречит коллективным ценностям, целям и нормам

Менее интересная, утомительная и менее важная работа в худших условиях с меньшими возможностями для повышения квалификации

Субъект объекта нововведения не имел возможности участвовать в этих процессах

Плохие отношения между инноватором, коллегами и руководством

Низкий формальный и неформальный авторитет инноватора и руководителя

Выделяют следующие типы новаторов:

Понятие «педагогическая технология» может рассматриваться в трех аспектах:

– научном – как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

– процессуальном – как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

– деятельностном – осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла. Традиционное обучение характеризуется неопределенностью постановки целей, слабой управляемостью учебной деятельностью, невозможностью повторения обучающих операций, слабостью обратной связи и субъективностью оценки достижения целей.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям – критериям технологичности, которыми являются: концептуальность; системность; управляемость; эффективность; воспроизводимость.

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Самыми известными основоположниками развивающего обучения считаются Песталоцци, Дистервег, К.Д. Ушинский.

Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Основной принцип воспитания – это согласие с природой. Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования: процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному.

Песталоцци строит весь процесс обучения путем постепенного и последовательного перехода от части к целому. Главная задача воспитания – сформировать гармонически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества.

По Дистервегу воспитание должно носить культуросообразный характер с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Необходимо установить тесную связь между воспитанием и духовной жизнью общества. Основное требование воспитания – развитие в детях самодеятельности, направленной на достижение определенной цели, которая составляет объективную сторону воспитания. Главная задача обучения – развитие умственных сил и способностей детей.

К.Д. Ушинский требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей, их психологических особенностей и принципа последовательности. Надо укреплять в своих воспитанниках уверенность в своей памяти частым повторением, предупреждающим забывание. Нельзя допускать перегрузки детей учебными занятиями во избежание переутомления. Ушинский большое значение придавал принципу наглядности.

К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит.

Существуют разные точки зрения на соотношение обучения и развития. В отечественной психологии утверждается теория обучения, сформулированная А.В.Выготским в начале 30-х годов, где ведущая роль была признана за обучением. Введенное им понятие “зоны ближайшего развития” раскрывает это теоретическое положение: ребенок, обучаясь с помощью взрослого, начинает выполнять то, чего он до этого не мог делать самостоятельно, т.е. психическое развитие благодаря обучению делает шаг вперед. Те возможности и способности, которыми обладает ребенок к моменту обучения – это есть, по Л.С. Выготскому, “зона актуального развития”.

По Л. В. Занкову ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменение психического облика школьника.

Обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития.

Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова

Ребенок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении.

С точки зрения современной педагогики дидактические принципы системы Л. В. Занкова следующие:

обучение на высоком уровне трудности;

включение изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей (в прежней редакции — изучение материала быстрым темпом);

сочетание чувственного и рационального познания (в прежней редакции — ведущая роль теоретических знаний);

осознание школьниками процесса учения;

развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости.

Развивающее обучение- это обучение, которое непосредственно ориентировано на закономерности развития личности. Это обучение, в котором развивающий эффект является не побочным, а прямым результатом. Оно рассматривает ученика как личность, живущую сегодня, и создает максимум благоприятных условий для ее развития, «… развивающее обучение есть развитие субъекта». В ходе применения развивающего обучения происходит стимулирование познавательной деятельности, активизация процессов самопознания, саморазвития, самообразования.

Основным элементом образовательного процесса был и остается урок. Необходимо, чтобы на уроке дети вели самостоятельный поиск решений задач и примеров. Поэтому, объяснение нового материала можно начать с задачи (создание проблемной ситуации), в ходе решения которой учащиеся сами приходят к необходимому выводу. На уроках часто применяют коллективную и групповую формы деятельности учащихся. Коллективная работа на уроках осуществляется, как правило, в виде дискуссии и коллективного поиска способов решения. Так, при составлении математической модели задачи учащиеся самостоятельно обнаруживают связь между элементами задачи и составляют уравнение, приводящее к решению.

Учебная деятельность ученика на уроках включает в себя целепологание, планирование, реализацию цели, анализ результатов, что способствует формированию у ученика общеучебных умений и навыков.

В результате использования технологии развивающего обучения развивается мышление учащихся, дети вовлекаются в общий путь учения, вызывающий у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития.

Для проведения уроков с применением технологии развивающего обучения необходимо:

— Создание ситуации успеха для каждого ребенка,

— Самостоятельный поиск учащимися решений и ответов,

— Разноуровневость заданий и требований.

Методика преподавания математики (МПМ) – раздел педагогики, исследующий закономерности обучения математике на определённом уровне её развития в соответствии с целями обучения, поставленными обществом. Иначе говоря, МПМ – наука о математике как учебном предмете и закономерностях процесса обучения математике учащихся различных возрастных групп.

Поэтому перед МПМ стоят следующие задачи:

1) определить конкретные цели изучения математики и содержание учебного предмета средней школы;

2) разработать наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей;

3) рассмотреть необходимые средства обучения и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя.

Поэтому, можно сказать, что МПМ – дисциплина, которая занимается разработкой целей, содержания, средств, форм и методов обучения математике в учебных заведениях различных типов. И более кратко задачи МПМ – можно сформулировать так:

1. Зачем надо учить математике? – Цели обучения

2. Что надо изучать? – Содержание обучения

3. Как надо обучать математике? – МПМ.

С учетом психологической характеристики учащихся определенного возраста и предшествующего обучения, ММ определяет содержание и разрабатывает методы получения, соответствующие этому содержанию и уровню мыслительной деятельности учащихся. ММ занимается также анализом математической деятельности и разработкой методов изучения всех ее аспектов. В задачи МПМ входит разработка методов построения

школьного курса математики и отдельных ее разделов по годам обучения. Поэтому она анализирует идейные основы самой математики и исследует возможности построения школьного преподавания на базе тех же общих идей и математических понятий. Она разрабатывает методику формирования и развития математических идей в школьном обучении и изложение школьного курса математики на базе этих идей.

Развитие нашей школы на современном этапе поставила перед МПМ ряд новых проблем: разработка и обоснование содержания математики как учебного предмета в условиях дифференцированного обучения; коренное уточнение методов и форм обучения; разработка и введения компьютерной техники в учебный процесс обучения математики, создание новейших ТСО, разработка методического обеспечения классов и школ с углубленным изучением математики и т.д.

В научной работе по МПМ используются различные исследования:

теоретический анализ проблем, практический анализ состояния преподавания математики, наблюдение за процессом преподавания, изучение школьной документации, анкетирование, изучение и обобщение передового опыта учителей, педагогический эксперимент.

Условно проблемы ММ могут быть отнесены к двум классам:

I класс – проблемы содержания обучения (чему учить?);

II класс – проблемы методов обучения (как учить?).

Однако эти проблемы являются составными частями обучения, тесно связаны между собой и решение любой проблемы относящейся к одному из классов немыслимо без учета другой.

Главными проблемами МПМ являются: 1) модернизация содержания школьного математического образования; 2) совершенствование структуры школьного курса математики; 3) совершенствование методов и средств обучения математике в школе; 4) оптимизация деятельности учителя по сочетанию его функций преподавания, организации и управления процессом учения; 5) формирование у школьников устойчивого активного интереса к изучению математики.

Рассмотрим систему принципов, разработанных дидактикой, и наметим основные требования к процессу обучения математике, которое вытекает из каждого принципа. Принципы направленности обучения на комплексное решение задач образования,воспитания и общего развития учащихся: добиваться того, чтобы каждый ученик овладел знаниями,умениями и навыками, зафиксированными в программе по математике; осуществлять мировоззренческую направленность школьногокурса математики

Принцип начности: содержание школьного курса математики должно в большей степени отвечать уровню современной математической науки; учить школьников замечать и обосновывать математические закономерности; внедрять в учебный процесс элементы проблематичности,метода исследования;

Принцип активности, самостоятельности и самоосознанности: воспитывать у школьников ответственное отношение к учебе как к одному из главных путей ормирования самоосознанности учения; добиваться глубокого осмысления учебного материала, вырабатывать умения использовать математические знания на практике;

Принцип систематичности и последовательности: выделение системы понятий и наиболее важных правил,теорем, которые составляют основу изучаемого материала, определение места данного материала в системе математических знаний; выделение логической структуры и логического типа изучение нового материала, организация целенаправленного и систематического повторения; систематическое использование различных видов наглядности:таблиц, схем и т.д.;

Принцип доступности: использовать и осуществлять процесс обучения на основе

реальных мыслительных способностей учащихся конкретного класса (городской или сельской школы); опираться в процессе обучения на возрастные и индивидуальные особенности учеников; выполнять требования программы к математической постановке учащихся при планировании содержания обучения;

Принцип стимулирования положительного отношения учеников к учебе, формирования у них интереса к познаниям, потребности в знаниях: объяснять ученикам гражданскую и личную значимость изучения математики; раскрывать значимость знаний не только для получения высшего образования, но и для творческой деятельности в сферах материального производства;

Принцип прочности знаний: во время подготовки школьников к ознакомлению с новым материалом необходимо обеспечить мотивацию и установку на осмысленное и целевое усвоение; изучение нового материала должно быть организованно так, чтобы учащиеся принимали в этом процессе как можно более активное участие; частота повторений должна соответствовать ходу кривой запоминания: наибольшее число повторений требуется сразу после ознакомления учеников с новым материалом, после чего число повторений должно постепенно снижаться, но не исчезнуть окончательно;

Принцип наглядности: при обучении математики используются доступные виды наглядности: натуральную (природную), изобразительную (фотографии, художественные картины, рисунки), символическую (чертежи, схемы, таблицы, диаграммы); не увлекаться использованием большого числа наглядных пособий; они должны применяться при раскрытии наиболее сложных вопросов темы;

Принцип индивидуализации обучения: постоянно изучать особенности мышления каждого ученика, способности его памяти, отдельных анализаторов (слух, зрение); устанавливать, какие индивидуальные особенности учеников влияют на процесс учения положительно, какие отрицательно и какие –нейтрально;

Таким образом, из дидактических принципов вытекает ряд методических требований к процессу обучения математике в общеобразовательной школе. Комплексное использование дидактических принципов и методических требований является методологической основой МПМ для разработки целей и задач математического образования, построения и отбора его содержания, методов и средств обучения, организации всего учебно-воспитательного процесса. Без их знания учителю математики нельзя планировать и осуществлять эффективную работу по обучению, воспитанию и развитию учащихся.

Одним из наиболее эффективных методов обучения математике по моему мнению является деятельностный подход, который позволяет расширить рамки коррекционной работы над личностью школьника и тем самым создавать условия для более успешного овладения ими программного материала. Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на коррекцию его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно расширить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.

Так же метод изучения и использования истории развития математики и математического образования, так как этот метод даёт нам последовательность и исторические предпосылки математических понятий, следовательно данный метод приводит к правдоподобным заключением, подлежащих проверке с учетом многочисленных факторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *