успенский собор княгинина монастыря во владимире

Успенский Княгинин женский монастырь

успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть фото успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть картинку успенский собор княгинина монастыря во владимире. Картинка про успенский собор княгинина монастыря во владимире. Фото успенский собор княгинина монастыря во владимире

Свято-Успенский Княгинин женский монастырь с сохранившимся собором 15 века, Успенским — действующий женский монастырь во Владимире. Основан в начале XIII века великим Владимирским князем Всеволодом Большое Гнездо по настоянию его жены, великой княгини Марии Шварновны. Неоднократно разорялся, страдал от пожаров. В XX веке был закрыт, возрождение обители началось в 1993 году. Пристанище Боголюбской иконы Божией Матери, место паломничества.

Содержание

История [ править ]

успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть фото успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть картинку успенский собор княгинина монастыря во владимире. Картинка про успенский собор княгинина монастыря во владимире. Фото успенский собор княгинина монастыря во владимире

Монастырь на протяжении своего существования неоднократно страдал от пожаров, татаро-монгольского нашествия на Владимир в 1238 г. и набегов золотоордынских воинов на протяжении XIV, XV и XVI вв. Обитель славилась своими красивыми и богато украшенными Успенским и Казанским храмами.

Главной святыней в монастыре были мощи святого мученика Аврамия Болгарского. Он происходил из Волжской Болгарии, которая исповедовала ислам. Где и когда Аврамий принимает святое Крещение неизвестно. Однако в 1233 г. он принял мученическую кончину от рук своих жестоких соотечественников за проповедь христианского учения. В 1230 г. владимирский великий князь Георгий Всеволодович после удачного похода на волжских болгар, перенс святые мощи мученика Аврамия и положил их в Княгинином монастыре.

Обитель после Октябрьской революции 1917 г. была закрыта в 1923 г. Многие постройки были снесены, а келии отдали для коммунального расселения мирян. В Успенском соборе разместили зернохранилище. В 1919 г. были изъяты мощи св. Аврамия, которые со временем были утрачены. Незадолго до их изъятии небольшую частицу его мощей сохранил иеромонах Афанасий /Сахаров/.

В строениях закрытого монастыря разместили с 1985 г. музей. В 1993 г. монастырь был открыт и начала возрождаться монашеская жизнь.

До 2009 года в нём хранилась Боголюбская икона Богородицы, которая была передана монастырю из Владимирского музея в 1992 году. В 2009 году на иконе была обнаружена плесень. В настоящий момент икона находится в специально оборудованном помещении Владимиро-Суздальского музея.

Центром ансамбля монастыря является Успенский собор, построенный в первые годы XVI века по образу и подобию своего предшественника (сохранились нижние части стен древнего храма). Он знаменит фресками 1648 года, над которыми работали московские изографы.

Современное состояние [ править ]

В 1993 году началось возрождение Свято-Успенского Княгининого женского монастыря. При монастыре действует Регентская школа, где обучаются все желающие искусству регентства (дирижирования) в храме. Курсы длятся три года. В 2000 году открыт детский дом для девочек сирот. Также действует воскресная школа. Во славу Божию в монастыре подвизаются 28 сестер. Возрождается обитель и духовно. В монастыре совершаются Богослужения.

успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть фото успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть картинку успенский собор княгинина монастыря во владимире. Картинка про успенский собор княгинина монастыря во владимире. Фото успенский собор княгинина монастыря во владимире

Сегодня монастырь имеет свое Свято-Никольское женское подворье в селе Санино Суздальского района, где подвизаются 15 насельниц. В 2008 освящен придел Казанского храма в честь свт. Иоанна Златоустого. Настоятельница монастыря игуменья Олимпиада (Хоружая). В монастыре проживает 28 сестер. У Княгининого монастыря есть свое подворьев селе Санино Суздальского района. При обители открыта воскресная школа, которую сейчас посещают более 50 учащихся

Храмы [ править ]

Считается, что под храмом находятся гробницы великих княгинь, однако после разрушения первого собора, их точное местонахождение так и не узнали.

Святыни [ править ]

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Боголюбивая» /в настоящее время на реставрации/

При входе в монастырь есть святой источник.

Источник

ВЛАДИМИРСКИЙ КНЯГИНИН В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть фото успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть картинку успенский собор княгинина монастыря во владимире. Картинка про успенский собор княгинина монастыря во владимире. Фото успенский собор княгинина монастыря во владимире

В 1200 г. в мон-ре по повелению кн. Всеволода Юрьевича была заложена каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, освященная 9 сент. 1202 г. Ростовским еп. св. Иоанном в присутствии вел. князя и его детей Константина Всеволодовича, Георгия (Юрия) Всеволодовича и Владимира Всеволодовича. В 1230 г. в Успенский собор В. К. м. были принесены мощи мч. Авраамия Болгарского, помещенные в каменной гробнице.

успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть фото успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть картинку успенский собор княгинина монастыря во владимире. Картинка про успенский собор княгинина монастыря во владимире. Фото успенский собор княгинина монастыря во владимире

В XIV в. В. К. м. оставался наиболее почитаемым среди жен. обителей, о чем свидетельствует статья Степенной книги о закладке вел. кнг. московской св. Евдокией (в иночестве Евфросинией) в Москве каменного Вознесенского храма, к-рый «сотворила паче всех княгинь великих, разве только Мария, княгиня Всеволода, внука Мономахова, что во Владимире». В XV в. В. К. м. запустел, Успенский собор обрушился. Возобновление иноческой жизни в обители относится, по-видимому, к нач. XVI в., поскольку в жалованной грамоте вел. кн. Василия III Иоанновича 1512 г. мон-рь, утративший именование «Княгинин», назван «новым», в грамоте царя Иоанна Грозного 1557 г. он также именуется «новым», в сер. XVII в. обитель утратила это именование.

успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть фото успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть картинку успенский собор княгинина монастыря во владимире. Картинка про успенский собор княгинина монастыря во владимире. Фото успенский собор княгинина монастыря во владимире

Согласно жалованной грамоте вел. кн. Василия III 1512 г., подтвержденной грамотой царя Иоанна IV 40-х гг. XVI в., в обители жили игумения, 36 монахинь, 4 священника, 2 диакона, пономарь и просвирница. В кон. XVII в. в мон-ре помимо игумении находились 62 монахини, 4 священника, 2 диакона. В 1715 г. насельницами В. К. м. являлись игумения, казначея, уставщица, 26 «крылошанок», 88 «стариц». В описи мон-ря 1763 г. значатся игумения, казначея, 2 соборные монахини, 8 «крылошанок», 21 монахиня и 6 мирянок, готовившиеся к постригу. При мон-ре также жили 5 священников, 2 диакона, канонарь, стряпчий, 20 служителей, а также 10 отставных военных на пропитании и 3 колодницы.

Во В. К. м. делали вклады Патриархи Иосиф (иконы, утварь, книги, «воздвизальный» крест с частицами мощей) и Адриан (книги), цари Алексей Михайлович, Иоанн и Петр Алексеевичи, значительный вклад в 1692-1693 гг. сделала царица Марфа Матвеевна за упокой души царя Феодора Алексеевича.

успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть фото успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть картинку успенский собор княгинина монастыря во владимире. Картинка про успенский собор княгинина монастыря во владимире. Фото успенский собор княгинина монастыря во владимире

Монастырский архив, несмотря на многочисленные утраты, сохранился в удовлетворительном состоянии, особенно за XVII-XX вв. После 1764 г. часть вотчинных документов была изъята и поступила на хранение в Коллегию экономии. Бо́льшая часть монастырского архива составила отдельный фонд ГА Владимирской обл., нек-рые акты хранятся в ОР РНБ (С.-Петербург), ГИМ (Москва). Из небольшого рукописного собрания, находившегося в б-ке В. К. м., следует отметить монастырский синодик 1710 г. (ГВСМЗ. Отд. ркп. и старопечатных книг № 289).

Постройки мон-ря

Храмы

успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть фото успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть картинку успенский собор княгинина монастыря во владимире. Картинка про успенский собор княгинина монастыря во владимире. Фото успенский собор княгинина монастыря во владимире

успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть фото успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть картинку успенский собор княгинина монастыря во владимире. Картинка про успенский собор княгинина монастыря во владимире. Фото успенский собор княгинина монастыря во владимире

Иконостас Успенского храма, выполненный в сер. XVII в. на средства Патриарха Иосифа, ок. 1767 г. был заменен новым. Работы по его позолоте и окраске выполнил живописец архиерейского дома Я. С. Серёгин. Фрагменты старого иконостаса (царские врата, иконы Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи, неск. икон апостолов, пророков и праотцов) были проданы церкви в с. Красном Владимирского у. В 1819 г. иконостас был покрыт червонным золотом, в 1874-1876 гг. выкрашен белой масляной краской и дополнительно украшен резьбой. Все иконы, за исключением нек-рых местных, написаны в 60-х гг. XVIII в., в местном ряду сохранялись образа XVI-XVII вв.

успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть фото успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть картинку успенский собор княгинина монастыря во владимире. Картинка про успенский собор княгинина монастыря во владимире. Фото успенский собор княгинина монастыря во владимире

Другие постройки

успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть фото успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть картинку успенский собор княгинина монастыря во владимире. Картинка про успенский собор княгинина монастыря во владимире. Фото успенский собор княгинина монастыря во владимире

В 1665 г. ограда мон-ря была деревянной, с кирпичной юж. стеной. В 1789 г. из кирпича разобранной Казанской ц. сложили вост. стену, в 1799-1809 гг. др. стены также были заменены на кирпичные, к 1894 г. ограда имела 7 башен.

1917-1992 гг.

В февр. 1919 г. в связи с передачей части зданий В. К. м. под детский приют гос. комиссия произвела вскрытие мощей мч. Авраамия Болгарского, в июне 1923 г. рака с мощами была передана в губ. музей г. Владимира. С осени 1918 г. во В. К. м. проводились неоднократные обыски и изъятия имущества. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей из обители была конфискована церковная утварь весом более 8 пудов 15 фунтов.

успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть фото успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть картинку успенский собор княгинина монастыря во владимире. Картинка про успенский собор княгинина монастыря во владимире. Фото успенский собор княгинина монастыря во владимире

В 1923 г. В. К. м. был закрыт, сестры выселены, игум. Олимпиада (Медведева) неск. раз подвергалась арестам и ссылкам, поддерживала связь с находившимся в заключении и ссылках Ковровским еп. священноисп. Афанасием (Сахаровым).

В переданном Владимирскому музею монастырском Успенском соборе был устроен склад, с 1931 г.- зернохранилище. После осмотра в 1924 г. собора П. Д. Барановским началась реконструкция здания, в 50-60-х гг. храм был восстановлен в формах XVI в., реставрационные работы проводились под рук. А. В. и И. А. Столетовых; в 1967-1983 гг. группа реставраторов под рук. А. И. Некрасова раскрыла росписи XVII в. В 1945 г. в храме разместилась Владимирская реставрационная мастерская, с 1958 г. Успенский собор принадлежал ГВСМЗ, в 1985 г. в соборе открылась экспозиция музея.

В Казанской ц. в 1928-1997 гг. располагалось хранилище документов ГА Владимирской обл. Бывш. монастырские кельи стали собственностью жилищно-арендного кооперативного товарищества. По инициативе товарищества было уничтожено монастырское кладбище, на территории к-рого появилась спортивная площадка. В 1928 г. была снесена бо́льшая часть ограды, в 1932 г.- колокольня.

Возрождение В. К. м. в 1993-2004 гг.

успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть фото успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть картинку успенский собор княгинина монастыря во владимире. Картинка про успенский собор княгинина монастыря во владимире. Фото успенский собор княгинина монастыря во владимире

10 сент. 1995 г. В. К. м. посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1998 г. в мон-рь была принесена написанная на Афоне икона вмч. Пантелеимона. С 1997 г. при обители существуют епархиальная регентская школа с 3-годичным обучением (40 учениц), правосл. приют. Открыты Никольский скит в с. Новом Юрьев-Польского р-на и подворье в с. Арбузове Собинского р-на. В дек. 2004 г. во В. К. м. жили ок. 25 насельниц.

Источник

Свято-Успенский Княгинин женский монастырь города Владимира Епархиальные монастыри РПЦ

успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть фото успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть картинку успенский собор княгинина монастыря во владимире. Картинка про успенский собор княгинина монастыря во владимире. Фото успенский собор княгинина монастыря во владимире

История

Монастырь на протяжении своего существования неоднократно страдал от пожаров, татаро-монгольского нашествия на Владимир в 1238 г. и набегов золотоордынских воинов на протяжении XIV, XV и XVI вв. Обитель славилась своими красивыми и богато украшенными Успенским и Казанским храмами.

Главной святыней в монастыре были мощи святого мученика Аврамия Болгарского. Он происходил из Волжской Болгарии, которая исповедовала ислам. Где и когда Аврамий принимает святое Крещение неизвестно. Однако в 1233 г. он принял мученическую кончину от рук своих жестоких соотечественников за проповедь христианского учения. В 1230 г. владимирский великий князь Георгий Всеволодович после удачного похода на волжских болгар, перенс святые мощи мученика Аврамия и положил их в Княгинином монастыре.

Обитель после Октябрьской революции 1917 г. была закрыта в 1923 г. Многие постройки были снесены, а келии отдали для коммунального расселения мирян. В Успенском соборе разместили зернохранилище. В 1919 г. были изъяты мощи св. Аврамия, которые со временем были утрачены. Незадолго до их изъятии небольшую частицу его мощей сохранил иеромонах Афанасий (Сахаров)

В строениях закрытого монастыря разместили с 1985 г. музей. В 1993 г. монастырь был открыт и начала возрождаться монашеская жизнь.

При монастыре действует регентская школа. В 2000 году открыт приют для девочек сирот. Также действует воскресная школа.

Источник

Успенский Княгинин монастырь Владимир

успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть фото успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть картинку успенский собор княгинина монастыря во владимире. Картинка про успенский собор княгинина монастыря во владимире. Фото успенский собор княгинина монастыря во владимире

Содержание:

Успенский Княгинин монастырь появился во Владимире в ту пору, когда владимирский великокняжеский стол занимал сын Юрия Долгорукого Всеволод Юрьевич, прозванный за свою многодетность Большим Гнездом и княживший с 1176 по 1212 год. Двенадцать детей родилось в его браке с дочерью чешского князя Марией Шварновной.

Боголюбивая Мария Шварновна и стояла у истоков Княгининой обители. После рождения последнего ребенка в 1198 году княгиня слегла в тяжелом недуге, уже не оставлявшем ее до самой смерти, на протяжении восьми лет. Тогда-то она и задумала устроить женский монастырь, где смогла бы принять монашеский постриг и найти вечное упокоение.

Датой основания Княгинина монастыря во Владимире можно считать 1200 год, когда был заложен каменный храм на участке, приобретенном Марией Шварновной в северо-западной части города, рядом с земляным валом, — в сентябре 1202 года собор освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В марте 1206 года святая благоверная княгиня, оставив напутственное слово своим детям, полное христианского смирения и мудрости, приняла иноческий образ в новой обители, а спустя восемнадцать дней отошла в жизнь вечную. Похоронили княгиню Марию (в схиме Марфу) в построенном ее заботами Успенском соборном храме Княгинина монастыря Владимира.

История Княгинина монастыря во Владимире

успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть фото успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть картинку успенский собор княгинина монастыря во владимире. Картинка про успенский собор княгинина монастыря во владимире. Фото успенский собор княгинина монастыря во владимире

Первые три века истории существования Княгинина монастыря во Владимире закрыты от нас — ценнейший монастырский архив пропал в начале XVII века, в эпоху русской Смуты, о чем есть указание в жалованной грамоте царя Алексея Михайловича от 1650 года.

Полагаясь на косвенные летописные свидетельства, можно обозначить лишь два трагических события в ранней истории Княгинина монастыря. Первое из них датируется 1238 годом, когда взявшие Владимир татары учинили в нем резню, а напоследок сожгли город. Второе относится к 1411 году — в том несчастливом году кочевники напали вновь. Огонь бушевал с такой силой, что расплавились колокола. Был разрушен монастырский собор, а сама обитель пришла в полное запустение.

В жалованной грамоте великого князя Московского Василия III Иоанновича от 1512 года монастырь назван «новым». Именовали его тогда еще и «Новодевичьим», а это доказывает, что на рубеже XV—XVI веков обитель была возобновлена на практически пустом месте.

О первом веке существования Княгинина монастыря после его возобновления известно не слишком много. Со второй половины XIV века, при Дмитрии Донском, владимирские земли стали «отчиной» великого князя Московского и превратились в провинцию, да так на ней и застывших в эпоху окончательного формирования в XVI веке единого Русского царства.

Впрочем в этот период Княгинин монастырь видел в своих стенах известных насельниц. Некоторое время в обители подвизалась инокиня Параскева, в недавнем прошлом царевна Пелагея Михайловна, вторая жена царевича Иоанна Иоанновича, сына Ивана Грозного, за бездетность свою в 1579 году постриженная в монахини. Вторая известная насельница — дочь Бориса Годунова Ксения, в иночестве Ольга, помещенная в Успенскую обитель при царе Василии Шуйском. Княгинин монастырь вполне оправдывал свое первоначальное имя. Но при этом определение «Княгинин» он утерял, вернув его лишь в 1900 году.

Княгинин монастырь тяжело пережил русскую Смуту. До 1640-х годов монастырь пребывал в скудости, средств катастрофически не хватало, а потом, к счастью, нашелся щедрый благотворитель — не кто иной, как Патриарх Иосиф.

Княгинин монастырь Владимира возродился и самое главное — в 1647—1648 годах алтарь, столпы, стены, своды и барабан соборного храма украсились сплошной росписью, в стилистическом отношении наследующей росписи главного храма России — Успенского собора Московского Кремля.

После секуляризационной реформы 1764 года монастырь причислили ко второму классу — не самый плохой вариант по тем временам. О «тучной» жизни пришлось забыть, однако и о внезапно нагрянувшей нищете говорить не приходится.

успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть фото успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть картинку успенский собор княгинина монастыря во владимире. Картинка про успенский собор княгинина монастыря во владимире. Фото успенский собор княгинина монастыря во владимире

Между тем новый XX век монастырь встретил в цветущем состоянии — в 1900 году, в ознаменование 700-летия, его возвели в первый класс с возвращением старого имени «Княгинин».

В 1923 году Княгинин монастырь был упразднен. Монахинь вышвырнули на улицу, храмы передали музею, кельи приспособили под жилье. Несмотря на музейный статус Успенского собора, советская жизнь его была странной, двойственной — с одной стороны, в 1924—1925 годах известный реставратор П.Д. Барановский вернул ему по возможности первоначальный вид, ликвидировав все «новшества» XVIII века, а с другой — уже с конца 1920-х годов храм использовался под зернохранилище. Его росписям на пользу это не пошло: в алтаре они и вовсе оказались испорчены.

К счастью, такое «расположение» не стало окончательным. Уже в 1945—1946 годах начались серьезные работы по открытию и реставрации древних росписей; продолжились они в 1966—1983 годах — в конце концов фресковый ансамбль был восстановлен в его первозданной красоте. А в 1992 году Успенский монастырь вернули Церкви, и в нем началось возрождение монашеской жизни.

В 1992 году епископ Владимирский и Суздальский (ныне митрополит) Евлогий (Смирнов) благословил открытие возвращенного Церкви Княгинина монастыря — в декабре того года в обитель прибыли первые насельницы.

В Великую среду 1992 года в монастырь из Владимиро-Суздальского музея-заповедника была передана чудотворная Боголюбская икона Божией Матери — ее поместили в Благовещенский придел Успенского собора, а в мае 1993 года перенесли в основной храм.

Наконец в апреле 1993 года, в день освящения Успенского собора, в него крестным ходом принесли частицу мощей святого мученика Авраамия Болгарского, которая, вкупе с Боголюбским образом, стала главной святыней возрожденного собора. И остается ею по сей день — чудотворная же икона в 2009 году, увы, покинула монастырь, отправившись на реставрацию.

Монашеская жизнь и вообще не без скорбей, одолеваемых исключительно молитвой, — при этом сестры твердо верят в то, что Боголюбская икона, ныне в соборе замененная списком, рано или поздно непременно вернется сюда.

Источник

Владимир. Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы..

Карта и ближайшие объекты

успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть фото успенский собор княгинина монастыря во владимире. Смотреть картинку успенский собор княгинина монастыря во владимире. Картинка про успенский собор княгинина монастыря во владимире. Фото успенский собор княгинина монастыря во владимире

Статьи

Супруга великого князя Всеволода III княгиня Мария Шварновна у северо-западной стены Среднего города на высоком берегу Лыбеди основала женский княжеский монастырь, получивший название Княгинина. В центре монастырского двора в 1200-1201 гг. был возведён Успенский собор. Здание храма не сохранилось, а существующий собор строился на месте древнего на рубеже XV-XVI вв. При строительстве были использованы оставшиеся части стен старого сооружения.

Нынешний Успенский собор Княгинина монастыря представляет собой большой кирпичный храм с двумя приделами, галереей и мощной главой. Наружные стены завершены закомарами, над которыми возвышаются два яруса килевидных кокошников, ставших основанием для светового барабана. В нижней части стены здания можно увидеть границу перехода от старых стен древнего собора к более поздней части. Древний кирпич был тонким, замешанным на известковом растворе с добавлением кирпичной крошки. В храм входили через порталы, а при раскопках были найдены цветные майоликовые плитки, которыми был выложен пол в древнем храме. По свидетельству летописцев, можно судить о погребении в XIII в. в стенах храма княгини Марии, основательницы монастыря, её сестры Анны и дочери великого князя Александра Невского. Гробницы находятся в наружных стенах боковых фасадов, а это означает, что в старину к восточным углам храма примыкали специальные приделы-усыпальницы. Кроме княжеских погребений, в Успенском соборе существует гробница некоего купца Авраамия. По преданию, этот человек добывал для владимирского князя сведения о замыслах волжских булгар. Они схватили смелого купца и казнили, а его останки выдали русской стороне. В 1230 г. мощи этого купца-страстотерпца были торжественно привезены во Владимир и с великими почестями захоронены в одном из приделов Успенского собора.

Во внутреннем интерьере собора о его древнем предшественнике напоминают полукружия апсид, кресчатые столбы и небольшой аркосолий в северной стене. И всё же характер существующего интерьера несёт на себе отпечаток рубежа XV-XVI вв. Пространство храма наполнено простором и светом, широкая гладь стен создаёт впечатление единого пространства. Арки, на которых покоится купол, расположены ступенями по отношению к сводам боковых нефов. Это создаёт ещё лучшие условия для освещения сквозь окна барабана. Исследователи предполагают, что строители всё же пытались воспроизвести внешний облик древнего храма, так как особенности этого здания прослеживаются в сооружениях домонгольской Руси. Стены собора полностью покрыты фресковой росписью, которая была расчищена реставраторами уже при советской власти. Роспись была выполнена по заказу русского патриарха Иосифа в середине XVII в. В храме работали московские художники, «государевы иконописцы». Во главе артели стоял известный мастер Марк Матвеев, кисти которого принадлежат многие фрески в Успенском соборе Московского кремля.

Трудно в несколько строк уместить описание росписи храма, поэтому на страницах книги внимание уделено лишь нескольким сюжетам. Одна из самых больших композиций расположена в своде алтарной апсиды. Она отражает сюжет, раскрывающий главное таинство: превращение хлеба и вина в плоть и кровь Спасителя. Процессия ангелов несёт святые дары. Наверное поэтому красочное множество образов дало композиции название Великого выхода. Слева и справа на стене апсиды расположена композиция на сюжет Причащения апостолов Христом (Евхаристии). Фреска на лицевой плоскости алтарной арки представляет обширную картину на сюжет Успения Богородицы. Рассказ о деяниях Богородицы продолжен и в росписи на южной стене храма. Он представлен серией символических изображений чудес, связанных с жизнью и посмертными явлениями Богородицы. Исследователи отметили наличие в росписи стен храма изображений владимирских князей, в том числе и Андрея Боголюбского. В угловых крестовых сводах представлены огромные изображения Христа, Богоматери и Саваофа. Но самое сильнео впечатление производит изображение сцены Страшного суда, расположенное на западной стене собора. В отличие от Дмитриевского и Успенского соборов, где подобная композиция делилась на части и была написана на сводах, арках и столбах, в этом храме художникам представилась возможность использовать обширную поверхность гладкой стены. Композиция «Страшный суд» выполнена мастерски. Художники умело преодолели сложность сюжета и создали ясную, многосоставную композицию, хорошо понятную зрителям. Эта огромная фреска привлекала внимание и художественностью исполнения. Колорит росписи наполнен вишнёво-красными, пурпурно-фиолетовыми, зеленовато-голубыми и золотистыми тонами. Формы изображений отточены, фантастические и реальные существа выглядят хрупкими и изящными. Люди и небожители выглядят слегка встревоженными. Гармонируя с интерьером храма, роспись создает радостное настроение несмотря на мрачную суть сюжета.

Из книги: Ермакова С.О. Владимир и Суздаль. – М.: Вече, 2005. Стр. 91-94

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №180, 2016 г.

Успенский собор Княгинина монастыря (город Владимир, исторический облик)

Восстановленный памятник — Успенский собор Княгинина монастыря (XV-XVI вв.). Монастырь основан на рубеже XII-XIII вв. женой Всеволода III Марией Шварновной (отсюда название — Княгинин). В 1200-1201 гг. здесь был построен Успенский собор, от которого сохранился лишь фундамент. На этом основании древнего здания в конце XV — начале XVI века был сооружен новый собор в характерных для того времени формах: без скульптурного декора, но завершенный живописной короной из двух ярусов кокошников. Интерьер храма сохраняет полный комплекс фресок XVII века, созданных московскими живописцами во главе с крупным мастером Марком Матвеевым. В последующие годы перестройки исказили внешний вид строения.

Архитектурная реконструкция здания осуществлена в 1960 году по проекту И.А. Столетова, восстановлен его прежний облик. После завершения реставрационных работ по укреплению росписей Успенский собор Княгинина монастыря станет интереснейшим музейным объектом.

Источник: Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа Земли Владимиркой. Верхне-Волжское книжное издательство, г. Ярославль, 1973.
http://book33.ru/arxitekturnye-pamyatniki-goroda-vladimira/uspenskij-sobor-knyaginina-monastyrya-gorod-vladimir-istoricheskij-oblik.html

На территории Княгинина монастыря Владимира вот уже более пяти веков (историки беспомощно разводят руками и не могут установить точный возраст, ибо при польско-литовских набегах в начале XVII века погибли архивы – при датировках ориентируются лишь на аналоги), стоит прекрасный архитектурный памятник – Собор Успения Пресвятой Богородицы. Нынешний его облик складывался в течение нескольких веков.

Первый каменный храм, сложенный из плинфы, появился здесь еще в 1202 году – но был разрушен, как и многие его архитектурные современники, в ходе татарских набегов 1238 и 1411 годов, когда, по словам летописца, “пришедше безбожии татарове изгоном к Володимиру и граду много зла твориша, и церковь сборную разграбиша, а град пожгоша, и от того огня колокола разлияшася, а людей много изсекоша, а иных в полон поведоша” От первого храма уцелели лишь фундамент и остатки разрушенных стен, рассыпавшиеся фрагменты которых сохранились в культурном слое почвы вокруг храма – они были обнаружены в ходе научно-исследовательских работ, предварявших последнюю реставрацию 1958-1960-х годов. Из раскопов тогда было поднято, кроме множества плинфяных деталей, значительное число лекальных кирпичей, обломков полуколонок, ступенчатых пилястр, подтвердивших догадку о богатом декоративном убранстве не дошедшего до наших дней храма. На первоначальном фундаменте в первой половине XVI века был возведен новый, уже кирпичный, собор, причем нижняя часть его стен выложена из той самой древней плинфы – пригодилась.

И именно эта, вторая по счету, версия Успенского собора дошла до наших дней, правда, изменившись до неузнаваемости. Многочисленные коррективы вносились поэтапно – в несколько приёмов была совершенно видоизменена первоначальная паперть с приделами, позакомарное покрытие сменилось на четырехскатное, а самой нелепой в череде перестроек стала трансформация в 1781 году главы собора (разобрана П. Д. Барановским в 1924 году).

В описи Княгинина монастыря 1665 года читаем: ”В монастыре церковь Успения Пресвятой Богородицы каменная, покрыта вновь тесом, и на той церкви глава вновь сделана древяная большая, покрыта по тёсу чешуёю осиновою; алтарь и закомары покрыты тёсом; на той же церкви на стене на южной стране от святых ворот киот древяная покрыта чешуёю же, в киоте писано стенное письмо: образ Успения Пресвятой Богородицы. У той же церкви два придела, на них главы крыты чешуёю древяною, алтарь и паперти крыты тёсом же”.

Понятное дело, ни осинового лемеха, ни тесовых кровель мы сейчас не увидим – а жаль, было бы очень колоритно. И сразу возникает вопрос – а есть ли сейчас у нас в стране хоть где-нибудь каменные храмы, крыты тёсом и чешуёю древяною?

“Ходовыя паперти” (т. е. галереи) перестраивались еще не раз. В середине того же XVII века к их юго-западной части была пристроена шатровая колокольня. В той же описи Княгинина монастыря от 1665 года читаем:”…колокольня каменная вновь сделана и покрыта белым железом и на колокольне два колокола больших благовестных вновь поставлены, да на той же колокольне старых колоколов: благовестный колокол да шесть зазвонных”. А в более поздней монастырской описи 1697 года дополнение: ”У соборныя церкви колокольница каменная шатровая, на ней крест железный, да на той же колокольнице часы боевые”.

И где же теперь наша шатровая колокольня с часами? В 1792 году её верхнюю часть разобрали, а спустя четыре года над южными монастырскими вратами возвели новую мощную трехъярусную колокольню, не чета прежней, шатровой. Опись монастыря второй половины XIX века гласит: ”Над святыми вратами с южной стороны устроена в начале нынешнего столетия новая колокольня, а прежняя, шатровая, строение патриарха Иосифа, бывшая при Успенской церкви, разобрана”. На тот момент паперть до поры до времени пока еще прежняя, но и ей недолго осталось.

В 1820-х годах в монастыре были осуществлены очередные перестройки, в ходе которых подверглись кардинальной реконструкции старые галереи XVII века, в обновленную конструкцию которых был включён сохранившийся нижний ярус шатровой колокольни XVII века.

После исторического перелома 1917 года, добротные каменные постройки монастыря не могли не привлечь внимания новых городских властей. После полного опустошения храмов (даже позолоту с иконостасов соскребали) в упраздненном монастыре расположился ”поселок имени Воровского” – все помещения, за исключением двух монастырских храмов, были отданы под жильё. Храмы перешли в собственность Владимирского губмузея, колокольню и окружавшие монастырь стены разобрали в 1932 году (кирпич пошёл на строительство 50-квартирного дома). До 1929 года Успенский собор использовался в качестве склада музейного имущества, после – как зернохранилище.

К великому счастью, в 1924 году во Владимире, в качестве ответственного представителя Академического центра Наркомпроса, работал специалист Главнауки, архитектор Петр Дмитриевич Барановский, изыскавший в те непростые годы возможность для обследования и частичной реставрации Успенского собора Княгинина монастыря и подтвердивший его историко-архитектурную ценность и необходимость присвоения памятнику статуса музея. В течение 1924-1925 годов были выполнены работы по разборке жуткого, надстроенного в 1781 году, барабана и расчистке остатков позакомарных сводов, о восстановлении которых в то время не могло быть и речи.

С 1945 года в Успенском соборе расположилась Владимирская реставрационная мастерская, а в 1958-1960-х годах её специалистами были осуществлены как разносторонние научные исследования, так и полноценная реставрация архитектурного памятника. Авторами проекта реставрации являются Александр Васильевич и Игорь Александрович Столетовы, представители владимирской династии архитекторов-реставраторов. В результате основному объему собора был возвращен исходный облик (на XVI век): четверик с трехъярусным завершением, пилястры фасадов, барабан со шлемовидной главой, размеры узких высоких окон – всё соответствует замыслу древних зодчих. А вот первоначальную паперть решили не восстанавливать – подремонтировали ту, что была построена в 1823 году, её и оставили. Кроме того, что немаловажно, были устранены опасные трещины и обновлены фрагменты кирпичной кладки стен полутораметровой толщины и сводов, а также восстановлены разрушенные металлические связи.

Облик Успенского собора, таким образом, на сегодняшний день представляет собой симбиоз архитектурных форм нескольких эпох.

Разумеется, самая колоритная восстановленная деталь собора – это кокошники с закомарами, которые пришлось выкладывать заново, ориентируясь на уцелевшие остатки древних оригиналов. Силуэт восстановленного здания ”заиграл” именно благодаря их возвращению – своей живописностью они компенсируют весьма лаконичную отделку стен четверика, ограничивающуюся тройным членением фасадов пилястрами. 12 нижних закомар, плюс 12 на верхнем невысоком четверике, плюс 8 кокошников, образующих восьмигранник у подножия барабана.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *