успенский собор во владимире мощи святых
Владимир: с XIX в. до наших дней
Святые мощи в Успенском соборе Владимира (XIX век)
Св. Мощи. В соборном храме открыто почивают мощи св. угодников Владимирских:
1) Святого Благоверного Великого Князя Георгия Всеволодовича, убитого татарами на реке Сяти в 1238 году, по правую сторону в настоящей церкви позади архиерейского места между двумя столпами, в серебряной вызолоченной раке.
Рака эта украшена была только с одной стороны – передней, чеканной серебряной вызолоченной доской, но в 1852 году на сумму, пожертвованную благоверными чтителями памяти сего Князя, покрыта серебром и задняя сторона раки, и устроена для нее крыша, украшенная серебром с изображением святого. На раке есть древняя надпись об открытии мощей патр. Иосифом 1645 г. и об устройстве этой раки его же святительной казной.
2) Андрея Боголюбского на левой стороне против Царского места. На раке вычеканена подпись о времени рождения и смерти Великого Князя Андрея Боголюбского и о времени открытия его мощей (1702 г. Октябяря 15). Кроме этой надписи на раке есть еще стихами, приписываемыми Императрице Екатерине II-й:
«Бог дивный во Святых
«Хранит вся кости их,
«Иниединая из них не сокрушится
«Да имя Боже святится.
«Зреть тленное нетленных существо
«Неверию соблази, а вере торжество.
3) Св. Князя Глеба, сына Боголюбского, на южной стороне, в приделе во имя его устоенном. На раке в серебряных клеймах помещены надписи, содержащие краткие сведения о св. Глебе и о чуде, бывшем во время нашествия на Владимир татар, по которому гроб св. Благоверного Князя Глеба от пожара «ни какоже повредися, яко же и самим сопротивным ратником о сем дивится зело»
Источник: Георгиевский В., 1896 г. — Город Владимир на Клязьме и его достопримечательности.
У Бога все живы. Кто погребен в некрополе Успенского собора?
Историю создают люди. Великие и деятельные. Именно они своими подвигами, созидательным трудом, решительностью и волей меняют окружающую реальность так, как считают правильным. На заре русской государственности, в далеком XII веке, князь Андрей Боголюбский задумал неслыханное: перенести княжеский стол и кафедру русской православной церкви из Киева в Северо-Восточную Русь. Такие планы и стали причиной основания Успенского собора во Владимире в 1158 году. Этим величественным сооружением мы можем любоваться и по сей день. Андрей задумал собор кафедральным, а Владимир отстраивал по образцу Киева, не скупясь на дорогие и сложные белокаменные здания. Столицей наш город стал еще при жизни князя, а центром русского православия — чуть позже. Но об этом отдельно.
Князь Всеволод Большое Гнездо продолжил начатое старшим братом, расширив и перестроив Успенский собор после страшного пожара 1185 года. Подробнее об архитектуре и истории создания храма мы рассказывали в первой серии нашего цикла. Интересно, что возведенная Всеволодом галерея стала некрополем. И сегодня здесь покоятся многие православные христиане, князья и епископы.
Лежат под светлой сенью своего творения и оба создателя Успенского собора: старший брат Андрей — в северной части храма, а младший брат Всеволод — в алтаре.
Рака Андрея Боголюбского
При Всеволоде Владимиро-Суздальское княжество достигло наивысшего расцвета. Он имел 12 детей, среди них — 8 сыновей. А первая супруга князя Мария Шварновна основала во Владимире Княгинин монастырь, где теперь находятся ее святые мощи. Именно от рода Всеволода и пошла династия московских князей, будущих правителей русского государства.
Всеволод Большое Гнездо. Фото: s0.drugiegoroda.ru
Кто же еще из наших великих предков покоится в главном соборе Владимирской области, чьими стараниями кафедра митрополита была перенесена из Киева во Владимир и как кровопролитная Липицкая битва 1216 года связана с историей храма, расскажет народный гид Алексей Валентинович в очередном выпуске программы «Точка на карте». Смотрите третью серию о соборе.
Три кровных брата в огне Липицкой битвы
Великий князь Всеволод скончался в 1212 году. И вскоре после его смерти между княжескими сыновьями развернулась борьба за власть. 21 апреля 1216 году неподалеку от Юрьева-Польского (близ рек Липица и Гза) случилось одно из самых жестоких и кровопролитных междоусобных сражений того времени — Липицкая битва. Здесь в буквальном смысле брат шел на брата: старший Константин Всеволодович против младших Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского) и Юрия Всеволодовича. На стороне Константина выступило объединенное смоленско-новгородское войско, младших поддержали жители Суздаля и Мурома.
По данным одной из летописей, только младшие Всеволодовичи убитыми потеряли 9 233 человека. А по версии историка Татищева, эта цифра достигает аж 17 250 человек. Для локальных сражений того времени — огромные потери. Победили же войска Константина — ему и достался владимирский престол. А Ярослав и Юрий с позором бежали.
А летом 1808 года одна из крестьянок села Лыково, расположенного неподалеку от града Юрьева-Польского, обнаружила в кустах «что-то блестящее». Это оказался старинный княжеский шлем. Артефакт приписывают Ярославу Всеволодовичу, одному из участников Липицкого сражения. Сегодня ценная находка хранится в московской Оружейной палате.
Шлем Ярослава Всеволодовича. Фото: i.pinimg.com
А в Лыково в память о тех событиях установили памятник — «Лыковский шишак». Не так давно мы здесь побывали и сняли интересное видео. Посмотреть можно здесь.
Вы спросите: и как эта история связана с Успенским собором? А в его некрополе некогда враждующие братья Константин, Ярослав и Юрий нашли свое упокоение. И сегодня их нетленные мощи находятся рядом, в галерее, построенной их великим отцом Всеволодом Юрьевичем. Вечность всех сравняла. Вот и можно сказать, что здесь в лицах лежит русская история — история вражды и примирения.
Митрополит Максим и перенесение кафедры
В соборе покоятся и епископы владимирские: Федор, Серапион, Симон, Митрофан, Лука. Каждый оставил свой след в истории. Но особое место занимает фигура митрополита Максима, грека по происхождению, который в 1299 году уехал из Киева во Владимир. И таким образом перенес центр русского православия в северо-восточные земли.
Это событие напрямую связано с идеей основателя Успенского собора Андрея Боголюбского, который хотел, чтобы Владимир стал как политическим, так и религиозным центром Руси. Так, через сто с небольшим лет после смерти князя его задумка воплотилась в жизнь.
«Максим сделал решительный, окончательный шаг, которым ясно засвидетельствовал, что жизненные силы совершенно отлили с юга на север, и … Киев потерял прежнее значение и благосостояние», — поясняет историк Соловьев.
У Бога все живы. Тени покоящихся под сводами древнего собора стоят рядом с современными верующими, которые приходят сюда поклониться святым мощам, полюбоваться великолепным живописным убранством храма, фресками Андрея Рублёва, почувствовать дыхание великой русской истории, которая оживает здесь в судьбах тех, кто ее творил.
Хотите посмотреть полный цикл о соборе? Еще раз приводим ссылки на 1-ю и 2-ю серии:
Подготовила Дарья Ермолина
Съемки и монтаж Дмитрия Киреева
Фото и видео «Призыва»
*Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения народного экскурсовода
Дорогами русской истории: Владимир–Суздаль–Боголюбово
Записки путешественника
Зима – лучшее время для путешествий! И для этого совершенно не обязательно брать отпуск. Если вы хотите ощутить дух и настроение исконно русских городов, совершить паломничество к православным святыням и в вашем распоряжении есть только выходные, отправляйтесь в поездку по городам Золотого кольца России.
Владимир
Садимся в машину и из Москвы по шоссе Энтузиастов, а потом по трассе М-7 через Покров и Петушки едем во Владимир! Всего три часа в пути – и вы попадаете в совершенно иной мир: тут вам и ярмарка, и вкуснейшие пироги да расстегаи, и чаи на пряных травах, и сладкая медовуха, и гармонисты, и самое главное – потрясающе праздничное настроение! Вас просто захлестнет водоворот качелей-каруселей на площади перед Успенским собором и катание на санках с городских валов. Да и люди здесь совсем другие – непосредственные, открытые, улыбчивые.
Владимирцы любят свой город, умеют принимать гостей и создавать доброжелательную атмосферу в любое время года, зимой же здесь особенно хорошо и как-то совсем уж «по-русски».
Вы помните, что Владимир – древняя столица Северо-Восточной Руси?
Помните, что Владимир – древняя столица Северо-Восточной Руси? Долгое время город был политическим, историческим и культурным центром, он имеет богатую многовековую историю. Располагаясь на высоком берегу Клязьмы, Владимир может похвастать панорамными видами на реку и окрестности – впечатляющее зрелище.
Визитной карточкой Владимира считаются Золотые ворота. Въезжая в старый город, мы проезжаем под ними, любуясь их величием и красотой. Построены они были в середине XII века и представляют собой белокаменную арку, над которой высится надвратная церковь. В давние времена к арке с двух сторон примыкали крепостные валы, частично сохранившиеся до сих пор. Они возводились с оборонительной целью – защищать город от вторжений. Сегодня одной из излюбленных забав взрослых и детей Владимира является катание с валов на санках и ледянках.
Основные архитектурные достопримечательности Владимира построены еще в XII веке и сохранились по сей день! Вы только вдумайтесь, сколько всего произошло за девять сотен лет! Собственно, сюда и едут туристы, чтобы посмотреть на старину, и мы последуем их примеру.
Главная православная святыня Владимира, созданная мастерами-каменщиками еще до монголо-татарского нашествия и дошедшая до нас, – Успенский собор. Он расположен в самом центре города, на Соборной площади. Это архитектурная доминанта и исторический центр города.
Именно в стенах Успенского собора во Владимире венчались на княжение владимирские и московские князья, здесь сохранились фрески, принадлежащие кисти самого Андрея Рублева!
Слева от царских врат иконостаса вы увидите чудотворный список Владимирской иконы Божией Матери XVII века – подлинная икона хранится в Третьяковской галерее. Одна из святынь Успенского собора – покоящиеся здесь мощи князя Андрея Боголюбского, коварно убитого в 1174 году и причисленного к лику святых в 1702 году. Именно при нем в полную силу расцвело Владимиро-Суздальское княжество и столица всех русских земель перенесена из Киева во Владимир – тем самым была поставлена точка в истории Киевской Руси.
Успенский собор – действующий храм, где регулярно совершаются богослужения. При этом он один из объектов – памятников архитектуры – Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Поэтому с 10:00 до 16:00 за вход в храм с вас попросят 100 рублей, но утром и вечером, когда идет служба, вход в собор бесплатный.
Перед Успенским собором расположена смотровая площадка, подковой выдающаяся вперед. С нее хорошо просматривается Клязьма и мост через нее. А где-то далеко внизу, под склоном, по железнодорожным путям движутся крошечные, кажущиеся игрушечными с такой высоты поезда.
Еще одно чудо домонгольского периода, на которое непременно стоит посмотреть, – Дмитриевский собор, построенный в конце XII века по приказу князя Всеволода Большое гнездо. Он расположен буквально рядом, здесь же, на Соборной площади, около здания Присутственных мест. Именно внешнее убранство храма представляет наибольшую ценность: знаменитая белокаменная резьба полностью сохранилась.
Под стенами соборов на всем пространстве Соборной площади раскинулась, разгулялась, раскраснелась веселыми лицами задорная русская ярмарка. Здесь можно перекусить, отведав ароматных пирогов, кулебяк и расстегаев прямо из печи, напившись удивительного целебного чая, а если холодно, то и согревшись медовухой, которую, оказывается, подают не только холодной, но и горячей. Вы обязательно увезете с собой и несколько сувениров: Владимир славится своей керамикой, а соседний Гусь-Хрустальный – тончайшим морозным кружевом хрусталя.
Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы включены в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому посещение этих мест – программа-минимум для всех туристов.
С течением времени город разрастался. Возводились храмы, появились торговые ряды, а купцы строили свои дома. Сегодня древний Владимир может похвалиться и малоэтажной архитектурой XVIII–XIX веков.
По старинным городским улочкам можно гулять допоздна, и вы будете удивлены, увидев, сколько людей беззаботно прогуливается, подобно вам, – здесь и стар, и млад.
Нагулявшись вдоволь, надышавшись древностью города, поужинав в одном из тысячи уютных и недорогих ресторанчиков или кафе, останавливаемся на ночлег. Надо заметить, что гостиницы во Владимире вполне неплохи, и хотя в большинстве своем были построены еще в советские годы, но и сегодня вполне добротны и приемлемы по ценам. Немало хороших гостиниц расположено и вне города, в ближайших его окрестностях, например за Клязьмой, и добраться до них на машине – дело 10–15 минут.
Побывав в этом исконно русском городе, вы непременно захотите снова сюда вернуться и полюбоваться просторами и видами, открывающимися со стороны Успенского собора, поклониться Владимирской иконе Божией Матери и приобщиться к всеобщему веселью в духе прошлых веков.
Суздаль
Наутро наш путь лежит дальше, в сказочный город, где кажется, что время воистину повернуло вспять, – в Суздаль. Благо, от Владимира до Суздаля совсем недалеко – всего 30 километров – и дорога нас ждет нетрудная и живописная.
В прошлом Суздаль – столица Ростово-Суздальского княжества. И после того, как Андрей Боголюбский перенес административный центр во Владимир, город продолжал отстаивать свое первенствующее значение. С середины XIII века Суздаль становится столицей самостоятельного Суздальского княжества.
Город подвергался нападениям и разграблениям со стороны то волжских булгар, то польско-литовских захватчиков, то крымских татар, но, несмотря на это, с XVI века Суздаль становится духовной жемчужиной Руси.
Да-да, это не ошибка: и храмы, и площади, и улицы, и даже частные дома – весь Суздаль признан музеем!
Именно в этом городе, весьма провинциальном сегодня, рождается иллюзия, что на дворе не XXI век, а много более ранние времена. Все дело в том, что Суздаль имеет статус города-музея. Да-да, это не ошибка: и храмы, и площади, и целые улицы, и даже частные дома – весь город целиком признан музеем!
Суздальский кремль – самая древняя часть города, ведущая свою историю еще с X века. На его территории сохранился собор Рождества Богородицы – самый древний храм Суздаля, построенный «каменным зданием» в начале XIII века. Но так как храм был построен из известняка, верхняя часть постройки не сохранилась. Ее восстанавливали три столетия спустя уже из кирпича. Но вся нижняя часть постройки с рельефными изображениями и орнаментами дошла до наших дней без изменений.
В наши дни Рождественский собор – это действующий храм: тут совершаются богослужения – и одновременно часть музея-заповедника. Помимо сохранившихся с момента постройки фресок самой главной достопримечательностью собора Рождества Богородицы являются «златые врата» с изображениями и древними письменами, которые можно буквально читать, как книгу.
Не оставляет равнодушным и колокольня XVII века, украшенная часами-курантами, на которых вместо привычных для нас цифр – буквы славянского алфавита. Завораживающий вид открывается с крепостных валов Суздальского кремля. По правую руку расположена Ильинская церковь – этакий пряничный домик на возвышенности.
Обязательно посетите в Суздале Спасо-Евфимиевский монастырь. Следует сразу же уточнить: если цель вашей поездки – паломничество, то здесь вы испытаете двоякое чувство. Вся территория находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Соответственно, никаких богослужений тут не совершается. Чтобы пройти на территорию, необходимо купить билет. За 400 рублей вам предоставляется возможность увидеть 10 экспозиций: старинные иконы, золотые украшения, книги и т.д. В центре территории не обычная колокольня, а целая звонница. Дважды в день звонарь поднимается наверх и будит окрестности затейливыми старинными мелодиями.
Зрелище удручающее: алтарь Спасо-Преображенского собора используется как сцена, а сам храм – как зал для выступлений
Центральный храм – Спасо-Преображенский собор – для православных христиан сегодня представляет собой зрелище удручающее: алтарь используется в качестве сцены, а сам храм – как зал для выступлений. Ежедневно здесь устраиваются концерты церковных песнопений для посетителей. Справа от входа в собор – усыпальница рода Пожарских. Сам князь Дмитрий Пожарский захоронен здесь.
В глубине монастыря со времен Екатерины Великой располагалась тюрьма. Интересно, что именно в ее стенах провел 15 лет и скончался инок-прозорливец Авель. Именно он предсказал кончину Екатерины II, гибель Павла I, сожжение Москвы французами… Как известно, Авель также предсказал гибель последних Романовых – императора Николая II и членов царской семьи – и другие знаковые события российской истории, такие как Первая и Вторая мировые войны, победа России над фашизмом. Инок Авель похоронен за алтарем Никольской церкви. Там же установлена соответствующая памятная табличка.
Тут провел 15 лет и скончался инок-прозорливец Авель
На экспозицию, посвященную истории тюрьмы в Спасо-Евфимиевском монастыре, можно попасть, пройдя по тюремному двору, куда выводили узников на прогулку. А сиживали в ней многие: изначально – раскольники и еретики, потом декабристы и государственные преступники, затем – политзаключенные советской эпохи. В годы Великой Отечественной войны тюрьма выполняла функцию так называемого проверочно-фильтрационного лагеря для вернувшихся из плена или окружения солдат и офицеров. Остается только догадываться, какое количество страшных приговоров было озвучено в этих стенах. Начиная с 1943 года, тюрьма стала лагерем для военнопленных. Самый известный заключенный фашист – фельдмаршал Паулюс.
Сейчас внутри этой тюрьмы-музея чистенько, беленько, однако мрачный дух прежних времен ощущается здесь очень живо.
Глоток свежего воздуха кажется особенно вкусным в аптекарском огороде Спасо-Евфимиевского монастыря. Летом здесь можно насладиться запахом разнотравья и посидеть на установленных для отдыха лавочках.
Вот уж куда непременно нужно заглянуть, так это в Суздальский Покровский женский монастырь, благо, весь городок очень маленький, и от Евфимиева монастыря сюда – рукой подать.
Кстати, нельзя не заметить, что отдельное удовольствие – кататься по Суздалю на конной упряжке или просто ходить по улочкам пешком. Город словно разворачивается перед вами, постепенно раскрываясь во всем своем великолепии и необычности.
Покровская обитель была построена в XIV веке. Именно в нее ссылались неугодные представительницы знатнейших родов. Можно себе представить ощущение безнадежности и обреченности, царившее здесь. Ведь насельницы знали, что путь отсюда им заказан. А когда покидали земную юдоль, тела их захоранивали в склепе в стенах монастыря.
Сегодня монастырь ожил. В 1992 году здесь поселились первые за многие годы монахини.
Женская обитель очень красива. В центре – Покровский собор. Рядом расположена колокольня, которая соединяется с собором галереей. По периметру монастыря вы можете увидеть деревянные домики, предназначенные для келий насельниц обители, – своеобразная деревня внутри монастырских стен.
Если останутся силы, можно заехать в Александровский монастырь, хотя бы для того, чтобы, обогнув его стены с левой стороны, увидеть потрясающую панораму реки Каменки, Покровского собора и Спасо-Евфимиевского монастыря. Интересно, что изначально Александровский монастырь был основан Александром Невским как обитель женская. При Екатерине II монастырь был упразднен, и лишь в 2006 году его возобновили, но уже в качестве мужского монастыря.
Вечером, еще засветло, возвращаемся на ночлег во Владимир. Впрочем, и в Суздале можно заночевать вполне комфортно, если вы хотите двинуться дальше на север – в Юрьев Польский, в Гаврилов Посад, в Иваново. Гостиниц в этом небольшом городке предостаточно.
Храм Покрова на Нерли и Боголюбово
Мы же начинаем третий день нашего путешествия вновь из Владимира и направляемся к, пожалуй, самой главной цели нашей поездки – церкви Покрова на Нерли. Это первый в мире храм, посвященный Покрову Божией Матери, – белоснежная русская мечта, воплощенная в камне. Здесь нет ничего лишнего, только строгость совершенных линий, застывших в стремлении к небу.
Храм был построен в 1165 году Андреем Боголюбским – князем Владимиро-Суздальским. Именно он в 1164 году учредил праздники в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1/14 октября) и Всемилостивого Спаса (1/14 августа), вошедшие в литургический обиход Русской Церкви. Чтобы добраться до храма Покрова на Нерли, потребуется преодолеть пешком немалое расстояние по берегу реки. Для тех, кому идти трудно, есть вариант нанять конную упряжку: вас с ветерком довезут до места и доставят обратно. Но, откровенно говоря, если вы идете в храм не только ради праздного интереса, то имеет смысл преодолеть этот путь пешком.
Церковь Покрова на Нерли стоит в низине, на заливных лугах. Чтобы во время половодья храм не пострадал, его возвели на насыпном холме и мощном фундаменте. Стены церкви украшены резными рельефами, во всем чувствуется величие и мощь. Все великолепие этого храма дошло до нас в первозданном виде. Более восьми с половиной столетий это воплощение православной веры и силы русского духа возвышается над бескрайними просторами заливных лугов и влечет к себе паломников со всего света.
Здесь поистине благодатное место! Молчаливая гладь полей, плавный изгиб русла Нерли, высокое небо, кажущееся на этих просторах особенно бескрайним. Можно себе представить, сколько страждущих молились в стенах церкви Покрова на Нерли со времен Древней Руси и до наших дней!
Из внутреннего убранства в храме сохранился лишь каменный иконостас, однако иконы в нем уже современные, мозаичные. Здесь можно поставить свечи святителю Николаю – покровителю всех путешествующих – и, конечно же, преклонить голову перед главной для русичей иконой – образом Покрова Богородицы.
Прежде чем покинуть Боголюбово, обязательно посетите Боголюбский монастырь Рождества Богородицы. Это женская обитель, построенная на территории княжеского двора Андрея Боголюбского. Как известно, князь Андрей был убит заговорщиками в 1174 году в своей загородной резиденции в Боголюбово. От древних палат мало что осталось. Но что интересно, часть дома с лестницей, под которой пытался укрыться от своих преследователей князь, но был ими жестоко убит, сохранилась. Об этом свидетельствует и соответствующая табличка на стене постройки.
Имена убийц князя Андрея Боголюбского высечены на стенах Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском
Буквально месяц назад открылся интересный факт: полный список имен убийц князя Андрея Боголюбского высечен на стенах древнего Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Имена убийц были разосланы с гонцами по всем городам и весям Руси, были высечены на стенах храмов для всеобщего порицания и проклятья, а также в назидание потомкам. Найденная надпись стала древнейшим письменным памятником Северо-Восточной Руси!
Боголюбский монастырь активно развивается. На сегодняшний день он является действующим. Собор Боголюбской иконы Божией Матери полностью восстановлен, в нем ежедневно совершаются богослужения.
Приятная неожиданность для паломников: при выходе из монастыря установлена своеобразная кухня-столовая. Здесь насельницы обители напоят вас вкуснейшим чаем, дадут в дорогу пончиков, а также предложат отведать горячего супа. Никакой платы не возьмут. Вы будете уезжать из Боголюбова в прекрасном настроении и с уверенностью, что не всё измеряется деньгами и каждому воздастся по вере его.
Напитавшись душевно, набравшись свежих впечатлений, отдохнув от суетной Москвы, неспешно возвращаемся домой. Следующая наша цель – Сергиев Посад, Переславль-Залесский и Ростов Великий.
Святыни Успенского собора
Особо почитаемые святыни Успенского собора – образы Божией Матери: Владимирская, Боголюбская и Максимовская. В Успенском соборе нетленными мощами почивают угодники Божии владимирские и всея Руси чудотворцы: святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский (память 4/17 июля), святой благоверный князь Глеб (20 июня/3 июля), святой благоверный великий князь Георгий (4/17 февраля). Частицы мощей св. равноапостольного князя Владимира, св. блг. великого Владимирского князя Александра Невского, икона св. Авраамия Болгарского с частицей мощей. В стенах обители пребывают великие святыни. Сам по себе старинный монастырь уже святыня. В 1157 году святой князь Андрей Боголюбский тайно, без отцовской воли, покинул Вышгород и ушел на свою родину — в Ростово-Суздальскую землю с твердым намерением осуществить там идею сильной княжеской власти, чтобы укрепить ослабленную междоусобицей Русь. В благословение взял он с собой из Вышгородского женского монастыря образ Божией Матери, по преданию, написанный евангелистом Лукой. После краткой остановки во Владимире князь Андрей отправился по ростовской дороге, намереваясь в древнем городе устроить свою княжескую резиденцию.
В девяти с половиною верстах от Владимира, вниз по течению Клязьмы, лошади, везшие святую икону Божией Матери, стали, и не было никакой возможности сдвинуть их с места. После перемены лошадей сдвинуть повозку с места тоже не удалось. Горячо, со многими слезами молился князь перед ликом Божией Матери и в полночь удостоился Ее дивного посещения. Пресвятая Богородица указала князю на город Владимир, будущую столицу Руси, и повелела князю поставить икону Ее во Владимире, а на месте явления Своего создать обитель для иноков. Ко всеобщей радости жителей Владимира князь Андрей возвратился в город вместе с чудотворной иконой. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской.
Икона Божией Матери «Владимирская»
Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице. 8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. 6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году. 3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.
Икона Божией Матери «Владимирская» в Успенском соборе г. Владимира (Фото 23.05.2014 г.)
В 1480 году Владимирская икона Божьей Матери была перенесена на постоянное хранение в Москву в Успенский собор. Во Владимире же остался точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым.
Во время своего явления князю Андрею Пресвятая Богородица повелела ему поставить на месте явления Своего обитель для иноков. Князь немедленно принялся за исполнение повеленного Пресвятой Богородицей: утром был заложен храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и посланы гонцы, которые должны были привести к князю лучших иконописных дел мастеров. Вскоре, по распоряжению князя была написана икона Божией Матери так, как Она явилась князю в видении. Икону, поставленную в новой Боголюбской обители, назвали Боголюбивой, или Боголюбской, — по месту своего пребывания.
|
Боголюбская икона Божией Матери.
«Боголюбская» — одна из первых икон, написанных русскими мастерами. Вместе с Владимирской иконой Божией Матери она стала охранительницей и утешительницей городу Владимиру и всей Ростово-Суздальской земле особенно с того времени, когда Владимирская икона Богородицы была перенесена в Москву (1395-й год). Празднование в честь Боголюбской иконы Божией Матери совершается 18 июня (1 июля по н. ст.).
|
Боголюбская икона Божией Матери. XII век. Сень над иконой работы современных владимирских мастеров.
В 1771 году во время эпидемии моровой язвы жители Владимира пронесли крестным ходом вокруг города Боголюбскую икону Пресвятой Богородицы — после чего эпидемия чудесным образом прекратилась. В память об этом событии ежегодно, за месяц до празднования в честь этой иконы, чудотворный образ приносили из Боголюбова во Владимир и в течение всего месяца с молебными песнопениями его носили по монастырям и приходским храмам, а накануне праздника торжественным крестным ходом возвращали в Боголюбово. В конце XIV века и позднее с чудотворной Боголюбской иконы Богородицы были сделаны многие списки, которые также прославились чудотворениями. После революции и закрытия Боголюбского мужского монастыря эта величайшая святыня земли Русской находилась в приходском храме, затем в краеведческом музее.
В 1992 году по ходатайству архиепископа Евлогия икона была помещена в Успенском соборе Княгинина монастыря, который тогда еще принадлежал музею; через некоторое время монастырь был открыт (1993 год) и верующие получили возможность молиться перед чудотворной иконой и получать по вере своей помощь и утешение. С тех пор монастырская летопись постоянно пополняется свидетельствами заступничества Царицы Небесной. Известны случаи исцеления больных. Так однажды исцелилась у иконы от заикания девочка. В другой раз в течение месяца встала на ноги попавшая в автокатастрофу девочка, которую врачи сочли почти безнадежной. Зафиксированы случаи исцеления от рака. Есть несколько свидетельств о том, что бездетные супруги вымолили себе долгожданных детей.