успенский собор во владимире на клязьме

16. Собор Успения во Владимире на Клязьме

Сборник очерков «Если будете в ненависти жить».
***
Иллюстрация: Собор Успения Богородицы во Владимире на Клязьме. 1158, 1185.
***

«Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати…»
Ипатьевская летопись.

«Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати…»
Ипатьевская летопись.

Первый Владимирский Успенский собор был заложен Андреем Юрьевичем Боголюбским. Это событие произошло 8 мая 1158 года, линия оси собора показывает точку восхода солнца на горизонте, соответствующую 7 мая 1158 года, то есть линия была намечена накануне торжественной закладки здания.

Место для собора выбрали исключительно удачное, он находится вблизи высокой обрывистой кручи над рекой Клязьмой, которая течет под нею глубоко внизу. Даже без учета оптического эффекта, который в знаменательный летний день 1176 года создали лучи солнечного восхода и небесная облачность, величественное стройное здание, при взгляде на него снизу, от реки, кажется взлетевшим ввысь на береговом гребне… а если смотреть сверху, от его подножия, то просто дух захватывает от высоты, на которой стоишь, и от красот открывающейся глазам картины средне-русского приволья… испытываешь неописуемое ощущение восторга, причастности к величию и гармонии мироздания…

Собор был выстроен из самого лучшего белого камня, трехнефным и пятиглавым (а не одноглавым, как полагали ранее), в той традиции ростово-суздальской школы зодчества, которую блистательно представляет облик храма на Нерли, но с индивидуальными дополнениями, а по высоте превосходил знаменитые Софийские храмы Киева и Новгорода, что, разумеется, не случайно. С внешней стороны стены украшала белокаменная резьба, среди которой встречалось много женских масок – это символ посвящения храма Богородице. Такие же маски есть в убранстве храма Покрова на Нерли.

Собор получился так хорош, и был он столь значимым, что вопрос о том, кто являлся его архитектором, становится далеко не праздным… увы, сие неведомо… летопись говорит обтекаемо: «и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церкви». В.Н. Татищев, работавший с летописями, позднее погибшими в огне московского пожара 1812 года, высказал предположение, что мастеров князю Андрею прислал король Фридрих Барбаросса, то есть они были из Западной Европы, но то всего лишь догадка, ничем не подтвержденная, а сказать определенно можно лишь одно, то, что и сказал Татищев о соборе: «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским, видно, что Архитект достаточный был».
«Приведе ему Бог из всех земель все мастеры» часто трактуют в пользу версии о западно-европейских мастерах, однако более логично предположить, что речь идет о славянских областях, которые в те времена и называли «разными землями».

Княжеский духовник и летописец Микула описывал собор такими словами: «Князь Андрей создал очень красивую церковь Богородицы и украсил ее различными изделиями из золота и серебра; он устроил трое позлащенных дверей, украсил храм драгоценными каменьями и жемчугом и всякими удивительными узорочьями; он осветил церковь многими золотыми и серебряными паникадилами, а амвон устроил из золота и серебра. Богослужебные золотые сосуды, рипиды и прочая утварь, украшенные драгоценными камнями и жемчугом, были многочисленны. Три большие Иерусалима были сделаны из чистого золота и многоцветных камней. Так что церковь Богородицы была также удивительно красива, как храм Соломона»…

Княжеское место в храме располагалось на хорах в западной части, на хоры вел особый ход. Княжеский и епископский дворцы, расположенные в непосредственной близости к собору, были прямо связаны переходами с соборными хорами. Иконостаса в интерьере храма поначалу не имелось, в духе времени была в наличие только невысокая алтарная преграда.

Во время храмового праздника Успения Богородицы, который отмечается в августе, собор богато декорировался пожалованными ему князем драгоценными парчовыми тканями. Известно, что одежды священнослужителей, шитые золотом и жемчугом и сохранявшиеся в ризнице, «на праздник развешивали в две веревки от Золотых ворот до Богородицы и от Богородицы до владычных сеней в две же веревки».

В 1185 году в соборе случился сильный пожар, выгорели деревянные связи, обгорел белый известняк стен. В летописи сказано: «в том же лете быть пожар велик в граде Володимери месяца апреля в 13 день, в среду, погоре бо мало не весь город и княж двор великий сгоре и церквей 30 и 2 и соборная церкви Святыя Богородицы златоверхая юже бе украсил Благоверный князь Андрей, загорелся всерху и что бяше вне и вну узорочий и поникадила серебряная и сосуд златых и серебряных без числа, порт (одежд) шитых золотом и жемчугом… все огонь взя без утеча»… Согласно преданию, огонь не тронул только чудотворную Владимирскую икону. Видимо, соборную святыню успели вынести из горящего здания (часто чудеса оказываются на поверку рукотворными).

Князь Всеволод Юрьевич затеял дорогостоящую, широкомасштабную реставрацию и частичную перестройку, которая продолжалась 4 года. Возобновленный храм был торжественно освящен накануне праздника Успения Божией Матери в 1189 году. Чтобы спасти сильно пострадавшее здание, было решено вокруг старых стен, которые больше не могли нести на себе тяжесть куполов, возвести новые.

Таким образом, собор сделался двойным – внутри периметра новых стен остались старые стены, которые прорезали арками, соединившими и увеличившими внутреннее пространство собора, ставшее отныне пятинефным… оно способно вместить в себя 4 тысячи человек. В длину собор достигает 38 м, в ширину 31 м. Поскольку площадь кровли оказалась также увеличена, то боковые главы отодвинули от центрального купола на новые места.

Наружные стены оформили наподобие старых, облицевав белым камнем, хотя и худшим по качеству, чем камень, использованный мастерами Боголюбского. Относительно зодчих, которые выполнили работы в соборе по заказу Всеволода, летопись специально уточняет, что князь «иже не ища мастеров от Немець, но налезе мастеры от клеврет святое Богородици и от своих».

На галереях (новой площади, присоединенной к храму новыми стенами) были устроены места для княжеских гробниц – ниши (аркосолии). В северной галерее, в северо-восточном углу находится место погребения самого основателя собора, Андрея Боголюбского. В свое время в той же галерее, напротив великого князя, у алтарной стены, упокоился и сам Всеволод III. В остальных аркосолиях и под соборным полом были захоронены другие князья (княгинь хоронили в Княгинином Успенском монастыре Владимира, основанного женой Всеволода), а также представители высшего духовенства.

Правда, есть мнение, что Всеволод, затеяв перестройку собора, имел ввиду не только его ремонт после пожара, но и его расширение применительно к новым требованиям нового времени. По сравнению с грандиозными великокняжескими храмами прошлых лет и по сравнению с новеньким Черниговским собором Благовещения нового Киевского князя Святослава Всеволодовича собор Андрея Боголюбского был излишне скромен.

Князь Андрей построил Успенский собор, еще будучи только удельным князем Владимира, а теперь Владимир приобрел статус столицы всей Владимиро-Суздальской земли. Старый собор возводился относительно небольшим, трехнефным (то есть разделенным внутренними столпами на три части). Но главные соборы Киева (1017-1037 годы), Новгорода, Полоцка (все посвященные по перенятой на Руси константинопольской традиции Святой Софии), а также другие подобные здания в важных административных центрах и в княжеских родовых монастырях, были пятинефными, многокупольными огромными, являя собой воплощение величия строивших их могущественных великих князей.

Государственные, митрополичьи, великокняжеские храмы – здания, из ряда вон выходящие, несущие в себе государственную идею. Успенский собор Владимира должен был принадлежать к этому архитектурному жанру, а не просто к главному храму земли, «земельному». Отсюда и грандиозная перестройка.

В Слове о полку Игореве князю Всеволоду Юрьевичу посвящен абзац, свидетельствующий о том, каким могуществом обладал Владимирский князь, как к нему относились современники: «Великый княже Всеволоде! Не мыслию ти прелетети издалеча, отня злата стола поблюсти? Ты бо можеши Волгу веслы раскропити, а Донъ шеломами выльяти». В общем, надо было соответствовать.

Судьба Успенского Владимирского собора была долгой и сложной, немало он повидал за более чем 8 веков своего существования… 8 веков! Они столько в себя вместили… он пережил ужас татарского нашествия хана Батыя зимой 1238 года, когда татары обложили его хворостом и подожгли вместе со всеми, кто искал спасения за его стенами, включая княжескую семью… он помнит пономаря Патрикия, замученного по приказу другого татарского хана, куда менее известного, Талычи, который в 1410 году совершил набег на Владимир и допытывался у соборного служки о спрятанных в храме сокровищах ризницы… а Патрикий так ничего и не сказал под самыми страшными пытками и погиб… и новые пожары, в огне которых погибали люди и плавились самые соборные колокола, и новые восстановительные работы, более или менее удачные, по мере сил и разумения направленные на то, чтобы сохранить древнюю святыню…

К XVIII веку соборное здание сильно обветшало, в стенах зазмеились трещины «от пошвы до своду». В 1734 году был проведен ремонт, в результате которого стены укрепили, чем спасли собор от разрушения, но сильно исказили первоначальный облик здания – и кровлю навели не прежнюю, а четырехскатную, и при замене каменной облицовки фасадов на новую выбросили часть старых резных камней, а во внутренний интерьер внедрили резной иконостас, в новомодном тогда стиле барокко… Средневековье – и вдруг вычурные завитушки барокко… хотели-то как лучше, а получилось то, что получилось…

В 1810 году возле собора на огромной соборной площади было возведено новое внушительное здание колокольни, взамен пострадавшей от грозы прежней, и таким образом оказался создан сбалансированный внутри себя, между двумя автономными по существу строениями далеко отстоящих друг от друга времен, в традициях совершенно разных архитектурных стилей, единый соборный комплекс.

Через полвека к собору пристроили еще один притвор – Святого Георгия. В конце XIX века стены собора были облицованы новым белым камнем, с весьма искусным воспроизведением старинной резьбы. А внутри собора на стенах еще и сегодня можно увидеть фрагменты древних фресок XII века и работы других прославленных мастеров – Андрея Рублева и Даниила Черного, хотя сохранность этих фресок ныне находится под вопросом из-за не слишком удачной реставрации и в связи с использованием собора в культовых целях – микроклимат действующих соборов, со всеми их атрибутами, губителен для уязвимых древностей.

Источник

Успенский собор Владимира

успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть фото успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть картинку успенский собор во владимире на клязьме. Картинка про успенский собор во владимире на клязьме. Фото успенский собор во владимире на клязьме успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть фото успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть картинку успенский собор во владимире на клязьме. Картинка про успенский собор во владимире на клязьме. Фото успенский собор во владимире на клязьме

Успенский собор Владимира включен в список восьми архитектурно-исторических памятников древнерусского белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси, причисленных в 1992 году к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. До начала возвышения Москвы в его стенах проводились обряды венчания на великое княжение. Храм изначально был обеспечен огромными земельными наделами и десятиной со всех княжеских доходов. Он сыграл ключевую роль в становлении Владимира как политического и независимого православного центра.

успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть фото успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть картинку успенский собор во владимире на клязьме. Картинка про успенский собор во владимире на клязьме. Фото успенский собор во владимире на клязьме

Архитектурный образ культового сооружения явился образцом для целого ряда храмов, возведенных в разные исторические периоды. Здесь сохранились фрагменты уникальных фресок XII века, а также росписи именитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Чёрного.

Описание Успенского собора во Владимире

Белокаменное строение возведено в 1158–60 гг. по указанию князя Андрея Боголюбского, ставшего правителем всей Суздальской земли в 1157 году, после смерти своего отца Юрия Долгорукого. Изначально собор был трехапсидным и шестистолпным, имел три притвора, три алтаря и пять глав. По высоте (32,3 метра) он превосходил ранее построенные в Киеве и Новгороде Софиевские соборы, а по пышности внутреннего убранства — ему не было равных. Росписи появились 1161 году.

успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть фото успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть картинку успенский собор во владимире на клязьме. Картинка про успенский собор во владимире на клязьме. Фото успенский собор во владимире на клязьме

Золоченые скульптуры и двери, витражные стекла и виртуозная резьба по камню, фресковые ковры, пол из медных и керамических плит дополнялись богатейшей церковной утварью и облачениями, украшенными золотом, серебром и драгоценными камнями. Фасады декорировались лепным орнаментом и фигурными пилястрами с капителями коринфского ордера, в закомарах имелись рельефные композиции. От первоначального облика собора мало что сохранилось после масштабных пожаров, случившихся во Владимире в 1183 и 1185 гг.

Новый храм вокруг старого здания возводился в период с 1186 по 1189 гг. Собор значительно расширили за счет пристройки боковых галерей. Вместо трехнефного он стал пятинефным. Оставшиеся фрагменты фресок уничтожать не стали, некоторые из них сохранились до наших дней. Внутреннее пространство объединили посредством дополнительно пробитых арочных проемов.

успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть фото успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть картинку успенский собор во владимире на клязьме. Картинка про успенский собор во владимире на клязьме. Фото успенский собор во владимире на клязьме

Для сравнения — размеры в плане первого и заново возведенного Успенского собора (без учета апсид):

Хронология дальнейших основных событий выглядит следующим образом:

успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть фото успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть картинку успенский собор во владимире на клязьме. Картинка про успенский собор во владимире на клязьме. Фото успенский собор во владимире на клязьме

В течение всей своей истории Кафедральный собор Владимира реставрировался несколько раз. Он пережил величие, разруху и возрождение. Ныне комплекс находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Архитектура

Культовое сооружение выполнено в стиле русской романики, имеющей характерные отличия — белокаменные стены из гладкотесаного камня, перспективные порталы, орнаментальный декор. Направление создавалось в домонгольский период под влиянием приглашенных для работы западноевропейских архитекторов.

Сегодня первозданный образ храма увидеть невозможно. То, что осталось после пожара 1185 года, было обнесено стенами более поздней постройки.

Внешне Свято-Успенский собор Владимира смотрится массивно и добротно. По вертикали его фасады дробятся пилястрами, завершающимися плавными закомарами. По горизонтали плоскость визуально делится на два уровня декоративным колончатым поясом. Удлиненные проемы создают эффект устремленности ввысь.

успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть фото успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть картинку успенский собор во владимире на клязьме. Картинка про успенский собор во владимире на клязьме. Фото успенский собор во владимире на клязьме

В ходе нескольких реставраций XVIII—XIX вв. соборный комплекс пополнился:

Центральный световой фонарь с двенадцатью щелевидными проемами имеет более крупные размеры, чем четыре аналогичные угловые конструкции. В ходе перестройки 1186–89 гг. крайние фонари были сдвинуты с прежних мест в направлении вновь возведенных стен.

Интерьер и внутреннее убранство

Многое, что сегодня находится в Успенском соборе Владимира, появилось уже после его перестройки в 1189 году и в ходе более поздних реконструкций. Но здесь все еще присутствуют фрагменты древних фресок XII века и более поздние работы знаменитых иконописцев, выполненные в начале XV столетия.

В древней части храма и на заиконостасных столпах можно рассмотреть фигуры, изготовленные в конце XII века. Во второй половине XVIII столетия по прямому указанию императрицы Екатерины II интерьеры обветшавшего собора и его внутреннее убранство были существенно обновлены. Именно в тот период рублевский иконостас заменили резным. Древние иконы, написанные рукой мастера, сохранились. Часть из них находится в Третьяковской галерее.

В XIX веке поверх исчезнувших со временем фресок появились новые росписи. В 1970-80х годах производилась самая объемная и продолжительная реставрация.

успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть фото успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть картинку успенский собор во владимире на клязьме. Картинка про успенский собор во владимире на клязьме. Фото успенский собор во владимире на клязьме

Святыни

В Успенском соборе Владимира хранятся мощи святых великих князей:

В храме находятся иконы:

успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть фото успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть картинку успенский собор во владимире на клязьме. Картинка про успенский собор во владимире на клязьме. Фото успенский собор во владимире на клязьме

В нишах-аркосолиях, оборудованных в галерейных стенах собора, покоятся останки епископов, представителей княжеско-владимирских фамилий. В том числе, в северной галерее находятся захоронения двух князей — основателя храма Андрея Боголюбского и инициатора его восстановления Всеволода III (Большое Гнездо).

Фрески Успенского собора

В интерьере церкви сохранились некоторые фрагменты росписи, созданной еще в XII столетии. Кроме того, здесь присутствуют совместные работы уже зрелого мастера русской иконописи и монументальной живописи преподобного Андрея Рублева и его современника — монаха Даниила Чёрного, почитаемого православной церковью в лике святого преподобного. Эти росписи имеют научно подтвержденную дату создания — 1408 год.

Наиболее значимая из фресок Рублева, изображающая сцену Страшного суда, выполнена в светлой, торжественно-утверждающей манере, возвеличивающей духовные ценности и справедливость. Такой подход кардинально отличался от традиционно принятого грозного восприятия Судного дня. Изначально композиция занимала всю западную часть собора.

успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть фото успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть картинку успенский собор во владимире на клязьме. Картинка про успенский собор во владимире на клязьме. Фото успенский собор во владимире на клязьме

Режим работы

Владимирский кафедральный собор работает ежедневно с 07:00 до 20:00. Экскурсионное время — с 13:00 до 16:45, кроме понедельника. Часовня открыта ежедневно с 10:00 до 18:00.

Богослужения

С понедельника по субботу в 07:30 (по вторникам в 7:00) проводится Литургия, а в 17:00 — вечернее Богослужение. В воскресные дни утреннее расписание меняется. Ранняя Литургия начинается в 06:30, а поздняя — в 08:30. Кроме того, во время воскресной вечерней службы читается акафист иконе Владимирской Божией Матери. По пятницам после Вечерни проходят беседы с прихожанами.

Часовня в честь иконы Божией Матери, расположенной под колокольней, молебны с чтением Акафиста совершаются ежедневно, кроме воскресенья, в 11:00. В воскресные дни посетить богослужения можно в 12:00.

успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть фото успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть картинку успенский собор во владимире на клязьме. Картинка про успенский собор во владимире на клязьме. Фото успенский собор во владимире на клязьме

Что посмотреть рядом

Территория соборного комплекса со всех сторон окружена белокаменной оградой.

Как добраться до Успенского собора Владимира

До остановки «пл. Соборная» следуют:

До остановок «Ерофеевский спуск» и «ул. Муромская» довезут автобусы № 7С, 13С, 54, 55С, 56, 108, 110, 123, 139.

В 200 метрах от Соборной площади находится остановка «ул. Гагарина». Здесь можно сойти:

На сайте указано, где находятся ближайшие остановки автобусов и троллейбусов. Справочник маршрутов общественного транспорта Владимира можно посмотреть здесь.

От железнодорожной станции «Владимир-Пассажирский» и городского автовокзала до Свято-Успенского собора можно дойти пешком за 15 минут или доехать на троллейбусе № 5 до остановки «Соборная площадь» за 7 минут.

Во Владимире работают мобильные службы такси Rutaxi, Максим, Яндекс.Такси, Gett и др.

Свято-Успенский кафедральный собор Владимира: видео

Источник

Успенский собор (Владимир)

успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть фото успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть картинку успенский собор во владимире на клязьме. Картинка про успенский собор во владимире на клязьме. Фото успенский собор во владимире на клязьме

в честь Успения Пресвятой Богородицы, кафедральный собор Владимирской епархии. Уникальный архитектурный историко-художественный памятник Древней Руси, главный собор Северо-Восточной Руси, одно из величайших созданий русской архитектуры XII века, ставший образцом для строительства русских храмов.

Содержание

История [ править ]

Собор поставлен на крайней и высокой части холма, завершая древний центр Владимира. Он является важным элементом пространственно-композиционной структуры города и его панорамы из-за реки Клязьмы, определяет городской пейзаж.

Первая церковь В 990 году во во Владимире на Клязьме была построена из дубового леса первая православная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. После того как икона Божией Матери, за это названная Владимирской, стала чудесно недвижимой близ Владимира, благоверный великий князь Андрей Боголюбский велел заложить здесь новый белокаменный собор для святыни. Согласно Лаврентиевской летописи в 1158году «. заложи Андрей князь в Володимери церковь камену святую Богородицю, месяца апреля в 8 день. «. В 1160 году собор был уже отстроен: «Того же лета создана бысть святая Богородица. благоверным. князем Андреем. и верх ея позолоти, по вере же его и по тщанью его к святой Богородице приведе ему Бог из земель все мастеры, и украси ю паче инех церквей_» летом 1161 года.

успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть фото успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть картинку успенский собор во владимире на клязьме. Картинка про успенский собор во владимире на клязьме. Фото успенский собор во владимире на клязьме

Роспись новой церкви, прозванной Златоверхой, была закончена 30 августа и в 1161 году последовало освящение. Одноглавный собор был задуман князем Андреем как главный храм епархии. С 1158 года при Успенском соборе велось Владимирское летописание, в 1160 году князь Андрей дал храму большие земельные владения и десятую часть княжеских доходов, сделав собор «десятинным». Владимирская икона Божией Матери стала его главной святыней.

7 февраля 1238 года собор был впервые взят и разграблен татарами, при чём погибло множество укрывшихся в соборе владимирцев во главе со священномучеником епископом Митрофаном. В следующем году из Ростова в собор было перенесено тело великого князя Владимирского благоверного Георгия Всеволодовича. Позднее в том же XIII веке татары подвергли собор второму разграблению.

В 1340 году во Владимирском соборе были проведены ремонтные работы по кровле. В 1408 году «повелением великого князя Василия Дмитриевича собор был расписан, а мастеры Данило Иконник да Ондрей Рублев». В 1411 году татарский царевич Талыч занял и поджег город, и собор лишился своих колоколов, которые расплавились в огне. Соборные сокровища и святыни были спрятаны ключарем Патрикием, который за это был замучен татарами. В 1518-1520 годах иконы Владимирского Успенского собора были отправлены в Москву для показа греческой делегации и реставрации, после чего возвращены на прежние места. В 1536 году собор вновь горел.

В начале XVII веке собор находился в запустении: «птицы внутри его во множестве вили свои гнезда». Кровля собора в то время была пощипцовой. Предположительно в том же веке близ собора была воздвигнута шатровая колокольня. В 1645 году были обретены нетленными мощи благоверного князя Георгия.

К началу XVIII века собор дошёл до крайнего обветшания, имел многочисленные трещины стен и арок. Благодаря общецерковному прославлению святых благоверных князей Андрея Боголюбского и Глеба Владимирского в 1702 году правительство обратило внимание на собор и выделило средства на его обновление. В 1708 году стольник Георгий Андреевич Племянников на свои средства возобновиликоностас. Однако, ремонт 1708 года сильно исказил храм, не укрепив при этом здания.

К белокаменной постройке были подведены угловые кирпичные контрфорсы, расширены и добавлены окна, главы были переделаны из шлемовидных в луковичные. Новый капитальный ремонт состоялся в 1725-1734 годах под руководством крепостного крестьянина Новой Александровской слободы Якова Буева. Не имея возможности восстановить древнее покрытие, мастера покрыли храм четырехскатной железной кровлей с большим уклоном.

В 1744 году, в связи с возобновлением Владимирской епархии, собор снова стал кафедральным. В 1767 году, во время посещения Владимира императрицей Екатериной II, собор предстал в плачевном виде, т.к. железная крыша проржавела и вода заливала собор, загрязняя и разрушая росписи и убранство. Императрица выделила 14 тыс. рублей на возобновление храма, после чего восстановительные работы повели восемь артелей. В 1768 году в соборе были устроены и освящены приделы в северной части во имя благоверного великого князя Андрея Боголюбского, в южной – во имя благоверного князя Глеба Владимирского. Артель кровельщиков во главе с московским кузнецом Алексеем Сергеевым разобрала ветхую крышу собора и покрыла листовым железом, оснастив новыми водосточными трубами. Артель местных мастеров-маляров выкрасила крыши в зеленый цвет. Служители архиерейского дома починили и выбелили стены и своды, сковали 6 решеток и вставили их в окна.

успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть фото успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть картинку успенский собор во владимире на клязьме. Картинка про успенский собор во владимире на клязьме. Фото успенский собор во владимире на клязьме

коны нового пышного трехярусного иконостасаса были исполнены владимирским иконописцем Строкиным с помощниками. 25 мая 1774 года обновленный Успенский собор освятил Владимирский епископ Иероним. В 1776 году была устроена каменная соборная часовня.

В 1810 году на месте прежней шатровой колокольни, проврежденной молнией и разобранной в 1806 году, архитектором Вершинским была построена новая высокая колокольня. В 1812 году, во время Отечественной войны, из Москвы в собор были принесены на хранение чудотворные Владимирская и Иверская иконы. В 1859 году археологом Солнцевым были предприняты первые попытки по раскрытию древних фресок. В 1860 году по проекту губернского архитектора Н. А. Артлебена был построен тёплый Георгиевский придел, соединяющий северный фасад собора с колокольней, а в 1862 году в колокольне был устроен придел в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех.

В 1871 году строятся сторожка и крещальня, а архиепископ Владимирский Антоний выдвигает проект коренной перестройки которая бы полностью изменила собор. Старанием Московского Археологического общества проект был отклонен. Работы того десятилетия ограничилисль лишь сооружением ограды с железными решетками и установкой калориферов для отопления собора. Лишь в 1880 году, под руководством Владимирского владыки Феогност (Лебедев), начались работы по реставрации собора местными силами. В 1882 году под руководством особой реставрационной комиссии, возглавляемой И. Е. Забелиным, начались труды по раскрытию фресок и обновлению росписей, в чём большую роль сыграл Н. М. Софонов. С 1880-х годов архитектура и фрески собора начинают привлекать всемирное внимание. К началу 1890-х годов была проведена капитальная реставрация, восстановлено древнее покрытие храма и его глав, проведено инженерное укрепление стен и сводов, раскрыта древняя фресковая роспись. Фасады в значительной мере были облицованы новым камнем, заменена часть обветшавших резных камней, а с запада был пристроен новый притвор. 29 сентября 1891году архиепископ Феогност совершил торжественное освящение обновленного собора.

Современное состояние [ править ]

После 1917 года собор был закрыт, и в нем расположилась музейная экспозиция научного атеизма. В 1944 году по просьбе православной общины Успенского собора на его открытие для проведения богослужений храм был вновь открыт и уже не закрывался.

успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть фото успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть картинку успенский собор во владимире на клязьме. Картинка про успенский собор во владимире на клязьме. Фото успенский собор во владимире на клязьме

Ныне собор с прилежащими к нему постройками являются памятниками мирового наследия по списку ЮНЕСКО и памятниками федерального значения России. Все здания используются по назначению, кроме крещальни, где находится хозяйственно-служебное помещение. С 2009 года доступ для туристов ограничен оговоренными группами, вечерние богослужения в соборе проводятся только перед праздниками. Техническое состояние здания и фресок удовлетворительное, за температурным режимом следит климатолог и электронные термогидрометры.

Описание [ править ]

Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы. Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону. Умеренные украшения фасада влключают в себя белокаменные рельефамы, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком.

Собор сохраняет разновременную настенную живопись XII–XVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева.

Кресты на главах металлические, кованые ажурные.

успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть фото успенский собор во владимире на клязьме. Смотреть картинку успенский собор во владимире на клязьме. Картинка про успенский собор во владимире на клязьме. Фото успенский собор во владимире на клязьме

Кровля собора выложена из листов меди. Полы металлические, из чугунных плит с рисунком, повторяющим орнамент металлических полов XIX века. Двери деревянные, двойные, двустворчатые, с накладными резными декоративными деталями, с застекленными фрамугами. В северо-западном углу собора устроена винтовая металлическая лестница, ведущая на хоры и в северо-западный барабан с выходом на кровлю. Иконостас резной, золоченый, выполненный во второй половинеXVIII века, в стиле «елизаветинского барокко». Над царскими и патриаршими местами поставлены резные золоченые сени, выполненные в том же стиле. Внутри собора, в пятах подпружных арок столбов помещены горельефные изображения львов, высеченные из белого камня.

Духовенство [ править ]

За историю собора иногда Владимирские владыки являлись его настоятелями, а непосредственное ведение собором было поручаемоключарям. В другие периоды настоятелями назначались особые священнослужители.

• Василий Войнаков (упом. ок. 2010) прот.

Святыни [ править ]

• Образа Божией Матери Владимирский, Боголюбский и Максимовский

• Мощи блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского (в раке) и сонма других святых (в некрополе, см. ниже) Некрополь

• Александр Виноградов, прот. (+ 1908)

• Никон (Софийский), архиеп. Карталинский (+ 1908)

• Павел (Гребневский), еп. Владимирский (+ 1770)

• Платон (Петрункевич), еп. Владимирский (+ 1757)

• Вел. кн. Ярослав Всеволодович (+ 1246)

Престольные праздники [ править ]

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Проезд [ править ]

Центр города, пешеходная доступность с ул. Большая Московская

Адрес [ править ]

Россия, 600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, 56

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *