в чем проявляется кумулятивный эффект силовой тренировки
Кумулятивный тренировочный эффект в кроссфите и функциональном многоборье
Тренировочные эффекты — ответные реакции организма (кратковременные, среднесрочные, долговременные) в ходе процесса адаптации к тренировочным нагрузкам. Каждая отдельно взятая тренировка, сумма нескольких тренировок (микроцикл), сумма нескольких микроциклов и т.д. — вся эта последовательность обеспечивает становление спортивной формы и спортивного мастерства в целом.
В последовательности: от одной тренировки до большого тренировочного цикла — слабых звеньев быть не может, иначе произойдет срыв адаптации. Тренеру важно уметь прогнозировать тренировочные эффекты любого уровня, они составляют основу долговременного программирования, контроля и корректировки спортивной тренировки. Отсутствие учета и контроля тренировочных эффектов в вашей программе, по сути говорит о том, что вы тренируетесь «наугад», положительные результаты от такой программы может увидеть только атлет низкой квалификации, новичок. Кроссфит ставит множество адаптационных задач («быть готовым ко всему» — как минимум к работе на разных (требуемых) режимах энергообеспечения в порядка 20 движениях и их разновидностях). Контроль и прогноз тренировочных эффектов в программировании пересекающейся подготовки — вопрос сложный и актуальный.
Часть 3. Кумулятивный тренировочный эффект
Кумулятивный тренировочный эффект — это итог суммирования срочных эффектов тренировок, реализованный в приобретении или совершенствовании подготовленности, которая характеризуется наличием существенных адаптационных перестроек биологических структур и функций организма, морфофункциональными изменениями в органах и системах организма.
Тем самым кумулятивный эффект имеет различные проявления.
Вариант первый: при полноценном содержании и построении тренировки он характеризуется всевозрастающим уровнем тренированности (для атлетов высокого уровня возможны и волнообразные колебания роста тренированности, вплоть до снижения уровня подготовленности относительно исходного на определенных этапах подготовки).
Вариант второй: частые (постоянные) пробелы в программировании тренировки могут привести к противоположному кумулятивному эффекту — «перетренированности».
Отсюда одна из главных задач теории и методики спортивной тренировки — оптимизация планирования и управления кумулятивным эффектом.
Анализируя связи между тренировочными занятиями и их эффектом, принципиально ВАЖНО иметь в виду, что любой тренировочный эффект НЕ является механическим следствием воздействия тренировки (результат от такого воздействия возможен лишь у новичка, и это плохой результат, т.к. оптимизированный тренировочный процесс дал бы этому новичку значительно больший прирост). Организм человека как саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система не просто отражает тренировочные воздействия, а активно реагирует на них и преобразует их эффект по закономерностям своего функционирования, адаптации и развития.
Рациональная тренировка должна строиться относительно внутренних закономерностей ответных реакций организма, закономерностей взаимодействия утомления и восстановления, перехода острых тренировочных эффектов в срочные, а срочных в кумулятивные и т. д. Все эти закономерности составляют естественную основу построения спортивной тренировки.
Рассматривая тренировочный процесс в целом, надо перейти к более крупным и сложным его структурам, здесь важно, что содержание и формы построения тренировочных занятий в ходе тренировочного процесса закономерно ИЗМЕНЯЮТСЯ и наряду с этим СОХРАНЯЮТ на протяжении определенного времени повторяющиеся черты. Ряд тренировочных занятий, составляющих относительно законченный повторяющийся фрагмент тренировочного процесса, образует «микроцикл» тренировки (малый цикл). Совокупность нескольких микроциклов преимущественно одного типа составляет «мезоцикл» тренировки (средний цикл). Система средних циклов разного типа, чередуемых по закономерностям построения долговременного тренировочного процесса, образует основу структуры годичных, полугодичных или близких к ним по длительности циклов «макроциклов» тренировки. Каждый такой цикл состоит, как правило, из трех периодов: подготовительного (периода ОФП и СФП), соревновательного (периода основных соревнований) и переходного, с которыми закономерно связаны фазы развития спортивной формы как состояния оптимальной готовности к спортивным достижениям. Годичные и полугодичные циклы составляют этапы многолетней подготовки спортсмена.
Автор: Александр Протасов, ведущий тренер CrossFit RGUFK
Кумулятивные тренировочные эффекты воздействия различных методов силовой тренировки
Кумулятивные эффекты воздействия силовой тренировки на изучались на юношах 16-18 лет. Использовался метод «до отказа» с отягощениями 40% и 80% от максимума. Полученные данные свидетельствуют о том, что оба варианта физической нагрузки способствовали повышению способности к управлению ДЕ, вовлечению в работу большего количества ДЕ, что и вызвало увеличение обхватов плеча и силы мышц-сгибателей предплечья.
Самсонова А.В., Косьмина Е.А. Кумулятивные тренировочные эффекты воздействия различных методов силовой тренировки на скелетные мышцы юношей 16-18 лет //Вiсник Чернігівського національного педагогічного університету.- Випуск 102, Том І, Серія: Педагогiчнi науки. Фiзичне виховання та спорт.-Чернігів, 2012.- С. 332-335
Самсонова А.В., Косьмина Е.А.
КУМУЛЯТИВНЫЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ СИЛОВОЙ ТРЕНИРОВКИ НА СКЕЛЕТНЫЕ МЫШЦЫ ЮНОШЕЙ 16-18 ЛЕТ
Тренировка методом до «отказа» с отягощением 40% от максимума способствует повышению силовых способностей юношей-новичков 16-18 лет, как и тренировка с применением метода субмаксимальных усилий с отягощением 80% от максимума.
Ключевые слова: изометрическая сила, гипертрофия, силовая выносливость, скелетные мышцы, метод до «отказа», метод субмаксимальных усилий, силовая тренировка.
Samsonova A.V., Kos’mina E.A.
CUMULATION TRAINING EFFECTS OF VARIOUS METHOD OF STRENGTH TRAINING ON SKELETAL MUSCLES OF 16-18-AGED BOYS
Training by a failure method with 40% of maximum weight promotes increase of strength capabilities of youth beginners 16-18-aged as well as training with application of a method of the submaximum efforts with 80% of maximum weight.
Keywords: isometric force, hypertrophy, muscular endurance, skeletal muscles, training to failure method, submaximal effort method, strength training
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Вопросы развития силовых способностей всегда представляли интерес для спортивно-педагогической науки и атлетизма в частности. В настоящее время метод «до отказа» (метод повторных непредельных усилий) применяется как для развития максимальной силы, так и для развития силовой выносливости скелетных мышц человека, в то время как метод субмаксимальных усилий применяется в основном для развития силы. Доказано, что применение метода «до отказа» с отягощениями свыше 80% от максимума способствует главным образом, увеличению уровня силы скелетных мышц. В то же время применение небольших отягощений (до 40% от максимума) приводит к развитию силовой выносливости и значительно меньше влияет на уровень максимальной силы (Н.Г. Озолин 1970; А.Н., Воробьев, 1981; С. МакРоберт 1999; L. Incledon, 2005; M.K. LeBoeuf, L.F. Butler 2008; Г.П. Виноградов, 2009). Однако существует мнение (В.М. Зациорский, 1970; Ю.Ф. Курамшин, 2004), что в тренировке начинающих спортсменов применение метода «до отказа» с небольшими отягощениями эффективно для развития силы скелетных мышц.
Таким образом, в области теории и методики атлетической подготовки начинающих спортсменов существуют противоречивые взгляды на эффективность применения метода «до отказа» для развития их силовых способностей.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состояла в сравнительном анализе кумулятивных эффектов воздействия различных методов силовой тренировки на силовые способности юношей-новичков 16-18 лет.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для изучения кумулятивных тренировочных эффектов воздействия различных вариантов физической нагрузки на силовые качества мышц-сгибателей предплечья (далее мышц) был проведен педагогический эксперимент, который длился четыре месяца. В эксперименте участвовали две группы юношей-новичков 16-18 лет по 10 человек в каждой. Экспериментальная группа тренировалась, применяя метод до «отказа» с отягощением 40% от максимума (ФН 40% МО). Контрольная группа в тренировке использовала метод субмаксимальных усилий с отягощением 80% от максимума (ФН 80% МСУ). До начала эксперимента достоверных различий по уровню физического развития между участниками контрольной и экспериментальной групп не было, табл.1.
Таблица 1 Характеристики участников педагогического эксперимента
Тренировочный микроцикл состоял из двух занятий. Первое занятие микроцикла посвящалось развитию силовых способностей юношей, второе – ОФП. В первом занятии использовались по два силовых упражнения из следующего перечня: сгибание двух рук одновременно на тренажере «Бицепс», сгибание рук со штангой на скамье Скотта; сгибание рук с гантелями одновременно, сидя; сгибание рук с гантелями одновременно, стоя; сгибание руки с гантелей в локтевом суставе, сидя; сгибание рук со штангой, стоя. Каждую неделю применялись различные упражнения. Участники эксперимента выполняли по пять подходов каждого из двух силовых упражнений. Длительность тренировочного занятия в обеих группах составляла 1,5 часа. На выполнение экспериментальной физической нагрузки участников контрольной группы в среднем уходило 25 минут, экспериментальной – 40 минут. В оставшееся время и при проведении второго занятия микроцикла обе группы выполняли одинаковые тренировочные задания.
В начале каждого месяца для каждого участника определялся вес тренировочного отягощения (то есть 40% и 80% от максимума) с которым он выполнял экспериментальную физическую нагрузку.
Уровень максимальной изометрической силы мышц-сгибателей предплечья оценивался электронным динамометром «ДОР-3», который крепился на блочном тренажере для сгибания рук сидя. Для тестирования силовой выносливости мышц-сгибателей предплечья использовался тот же блочный тренажер. Об уровне развития силовой выносливости мышц судили по количеству повторений упражнения с отягощением 40% и 80% от максимума. О степени гипертрофии скелетных мышц судили по изменению обхватов плеча в расслабленном состоянии. Способность к управлению двигательными единицами (ДЕ) косвенно оценивали по изменению обхватов плеча в напряженном состоянии. Измерения проводились каждый месяц.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Максимальная изометрическая сила мышц. До начала исследования показатели максимальной силы мышц участников контрольной (237±14Н) и экспериментальной групп (220±8 Н) были приблизительно одинаковыми, p>0,05, рис.1. К концу эксперимента уровень максимальной изометрической силы мышц в контрольной группе достиг 294±12 Н, а в экспериментальной группе – 298±23 Н, что достоверно выше исходного уровня. Различий по уровню максимальной изометрической силы мышц между участниками контрольной и экспериментальной групп после проведения эксперимента не обнаружено (p>0,05). Следовательно, кумулятивный тренировочный эффект воздействия различных вариантов физической нагрузки (ФН40% МО и ФН 80% МСУ) на уровень максимальной изометрической силы мышц приблизительно одинаков.
Рис.1. Максимальная изометрическая сила четырехглавой мышцы бедра при выполнении ФН и в процессе восстановления. n=10, M±m;
Обозначения: * p≤0,05 – до и после ФН; + p≤0,05 – при сравнении ФН 40% МО и ФН 80% МСУ.
Силовая выносливость мышц. До начала эксперимента показатели уровня силовой выносливости в контрольной и экспериментальной группах при тестировании с отягощением в 40% и 80% от максимума достоверно не различались, табл.2.
Таблица 2 Значения силовой выносливости мышц (количество раз) участников эксперимента при тестировании с различными отягощениями (M±m)
Отягощение от максимума,%
Через 1 месяц после эксперимента
Через 2 месяца после эксперимента
Через 3 месяца после эксперимента
Через 4 месяца после эксперимента
Сравнение результатов до и после эксперимента
Через два месяца занятий показатели уровня силовой выносливости мышц в тестах с отягощением 40% и 80% участников экспериментальной группы были достоверно выше исходного уровня и результатов, показанных участниками контрольной группы (p≤0,05).
К концу эксперимента уровень силовой выносливости мышц-сгибателей предплечья участников контрольной и экспериментальной групп в тестах с отягощением 40% были достоверно выше исходного уровня. Однако достоверных различий в результатах, показанных участниками контрольной и экспериментальной групп, не выявлено (p>0,05). Так как показатели силовой выносливости мышц у участников экспериментальной группы через два месяца тренировки были достоверно выше, чем у контрольной, можно считать, что кумулятивный тренировочный эффект воздействия ФН 40% МО на уровень силовой выносливости мышц выше по сравнению с воздействием ФН 80% МСУ.
Гипертрофия скелетных мышц. В начале эксперимента значения обхвата плеча в расслабленном состоянии в контрольной группе составляли 27,3±0,8 см, в экспериментальной – 28,2±1,2 см, р>0,05. К концу эксперимента у участников контрольной группы значения обхвата плеча составили 28±0,8 см (прирост 2,5%), у участников экспериментальной группы – 28,8±1,2 см (прирост 2,1%). Достоверных различий с исходным уровнем через четыре месяца занятий, ни в контрольной, ни в экспериментальной группах не выявлено (р>0,05), что может свидетельствовать о том, что гипертрофии скелетных мышц не наблюдается.
Способность к управлению активностью ДЕ. До начала исследования в контрольной и экспериментальной группах не было достоверных различий по значению обхвата плеча напряженной руки (табл.3).
Таблица 3 Значения обхвата плеча напряженной ведущей руки участников эксперимента (M±m), см
Через 1 месяц после эксперимента
Через 2 месяца после эксперимента
Через 3 месяца после эксперимента
Через 4 месяца после эксперимента
до и после эксперимента
После одного месяца занятий по сравнению с исходным уровнем в экспериментальной группе обхват плеча достоверно возрос с 29,8±1,1 см до 31±1,3 см (p≤0,05), в контрольной группе – с 29,1±0,8 см до 30,4±0,8 см (p≤0,01). На протяжении последующих трех месяцев прирост обхватов плеча был незначительным и к концу педагогического эксперимента в контрольной группе по сравнению с исходным уровнем составил 4,1%, а в экспериментальной группе – 6,7%. Так как обхват плеча при расслабленном состоянии мышц руки в большей степени характеризует проявление гипертрофии, а в напряженном – способность к управлению ДЕ, можно сделать вывод, что различные варианты физической нагрузки вызывают приблизительно одинаковые кумулятивные тренировочные эффекты воздействия на способность к управлению ДЕ, что приводит к вовлечению в работу большего количества ДЕ.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ
Установлено, что в обеих группах уровень максимальной изометрической силы мышц-сгибателей предплечья за четыре месяца эксперимента возрос примерно одинаково: в контрольной группе с 237±14 Н до 294±12 Н (24%), а в экспериментальной группе с 220±8 Н до 298±23 Н (36%). Полученные результаты согласуются с данными D.A. Jones, O.M. Rutherford (1987), которые показали, что за первые 12 недель силовой тренировки максимальная изометрическая сила мышц может возрасти на 25-35%.
Уровень силовой выносливости мышц рук в обеих группах после четырех месяцев тренировки при тестировании с отягощением в 40% достоверно возрос. У участников экспериментальной группы показатели силовой выносливости после двух месяцев эксперимента были достоверно выше, по сравнению с участниками контрольной группы. Из этого можно сделать вывод, что воздействие на силовую выносливость мышц метода до «отказа» с небольшими отягощениями более значительное по сравнению с воздействием метода субмаксимальных усилий с отягощением 80% от максимума.
Показано (В.Н. Платонов, 2005), что гипертрофия скелетных мышц, являясь проявлением долговременной адаптации скелетных мышц к силовой тренировке, проявляется на значительно более поздних этапах тренировки по сравнению с изменениями силы и силовой выносливости. Полученные нами фактические данные это подтверждают. После четырех месяцев занятий силовыми упражнениями гипертрофия скелетных мышц участников эксперимента была очень незначительной. Однако сила скелетных мышц достоверно возросла. Это возможно благодаря улучшению способности управлять ДЕ (В.Н. Платонов, 2005). По мнению В.М. Зациорского и B.Дж. Кремера (V.M. Zatsiorsky, W.J. Kraemer, 2006) использование больших отягощений или метода до «отказа» способствует лучшему управлению ДЕ посредством активации больших ДЕ. Наши данные это подтверждают. Оба варианта физической нагрузки способствовали повышению способности к управлению ДЕ, вовлечению в работу большего количества ДЕ, что и вызвало увеличение обхватов плеча и силы мышц-сгибателей предплечья.
В связи с тем, что физическая нагрузка с отягощениями в 40% способна вызвать меньшие травматические повреждения в опорно-двигательном аппарате спортсменов и особенно позвоночнике, по сравнению с физической нагрузкой в 80% от максимума, она более благоприятна на начальном этапе силовой подготовки юношей 16-18 лет.
КУМУЛЯТИВНЫЙ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭФФЕКТ
Кумулятивный тренировочный эффект — это итог суммирования срочных эффектов тренировок, реализованный в приобретении или совершенствовании подготовленности, которая характеризуется наличием существенных адаптационных перестроек биологических структур и функций организма, морфофункциональными изменениями в органах и системах организма.
При регулярной тренировке следовые эффекты каждого тренировочного занятия или соревнования (соревнование — самый мощный тренировочный стимул, и любое соревнование или тренировка в соревновательном режиме оставляет серьезные морфофункциональные сдвиги. это стоит учитывать любителям часто соревноваться), постоянно накладываясь друг на друга, суммируются, в результате чего возникает кумулятивный тренировочный эффект, представляющий собой производное от совокупности различных следовых эффектов и приводит к существенным адаптационным изменениям в состоянии организма атлета, увеличению его функциональных возможностей и спортивной работоспособности. Он является общим результатом интеграции эффектов регулярно воспроизводимого упражнения (или системы различных упражнений, что более актуально для функционального многоборья).
Степень и направленность этих перестроек зависят от общего содержания, особенностей построения и длительности этапов и периодов тренировочного процесса. В многоборье планируя и программируя последующий за блоком выносливости блок силы, мы приходим к одним результатам, наоборот — к относительно другим, смешивая направленности — к абсолютно другим (чаще всего это и есть тот «специализированный функционал» который нам нужен, но все три названных пути, применимы на разных этапах подготовки).Или, если же, вы не знаете (не планируете) что будет у вас в тренировочном плане через пару месяцев, то у вас плохая программа, если вы не знаете что вы будете делать через неделю, то у вас нет программы как тактовой..
Тем самым кумулятивный эффект имеет различные проявления.
Вариант первый: при полноценном содержании и построении тренировки он характеризуется всевозрастающим уровнем тренированности (для атлетов высокого уровня возможны и волнообразные колебания роста тренированности, вплоть до снижения уровня подготовленности, относительно исходного, на определенных этапах подготовки).
Вариант второй: частые(постоянные) пробелы в программировании тренировки могут привести к противоположному кумулятивному эффекту — «перетренированности».
Отсюда одна из главных задач теории и методики спортивной тренировки — оптимизация планирования и управления кумулятивным эффектом.
Анализируя связи между тренировочными занятиями и их эффектом, принципиально ВАЖНО иметь в виду, что любой тренировочный эффект НЕ является механическим следствием воздействия тренировки (результат от такого воздействия возможен лишь у новичка, и это плохой результат, т.к. оптимизированный тренировочный процесс дал бы этому новичку значительно больший прирост). Организм человека как саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система не просто отражает тренировочные воздействия, а активно реагирует на них и преобразует их эффект по закономерностям своего функционирования, адаптации и развития.
Рациональная тренировка должна строиться относительно внутренних закономерностей ответных реакций организма, закономерностей взаимодействия утомления и восстановления, перехода острых тренировочных эффектов в срочные, а срочных в кумулятивные и т. д.- все эти закономерности составляют естественную основу построения спортивной тренировки.
Рассматривая тренировочный процесс в целом, надо перейти к более крупным и сложным его структурам, здесь важно, что содержание и формы построения тренировочных занятий в ходе тренировочного процесса закономерно ИЗМЕНЯЮТСЯ и наряду с этим СОХРАНЯЮТ на протяжении определенного времени повторяющиеся черты. Ряд тренировочных занятий, составляющих относительно законченный повторяющийся фрагмент тренировочного процесса, образует»микроцикл» тренировки (малый цикл). Совокупность нескольких микроциклов преимущественно одного типа составляет «мезоцикл» тренировки (средний цикл). Система средних циклов разного типа, чередуемых по закономерностям построения долговременного тренировочного процесса, образует основу структуры годичных, полугодичных или близких к ним по длительности циклов «макроциклов» тренировки.
Ближайший и кумулятивный эффекты тренировки; их отличительные признаки и взаимосвязь
Эффект от выполнения любого физического упражнения может наблюдаться непосредственно в процессе его выполнения и по истечении определенного промежутка времени. В первом случае говорят о ближайшем эффекте упражнения, который характеризуется, кроме прочего, утомлением, наступившим в результате длительного или неоднократного выполнения упражнения в процессе занятия. Во втором случае имеет место следовой эффект упражнения.
Ближайший эффект – наблюдается в процессе выполнения физического упражнения и характеризуется утомлением, наступившим в результате длительного или неоднократного выполнения упражнения в процессе занятия.
Ближний тренировочный эффект(БТЭ) характеризуется процессами,происходящими в организме непосредственно при выполнении физических упражнений, и теми изменениями функционального состояния,которые возникают в конце упражнения или занятия.
Следовой эффект – наблюдается по истечении определенного промежутка времени после выполнения физических упражнений.
Следовой тренировочный эффект (СТЭ) является последствием выполнения упражнения с одной стороны, и ответным реагированием систем организма на данное упражнения или занятие-с другой.
В зависимости от интервалов времени, проходящего до очередного занятия, выделяют следующие фазы изменения эффекта упражнений:
1) фаза относительной нормализации
2) суперкомпенсаторная фаза
3) редукционная фаза.
В фазе относительной нормализации следовой эффект упражнения характеризуется развертыванием восстановительных процессов, приводящих к восстановлению оперативной работоспособности до исходного уровня.
В суперкомпенсаторной фазе следовой эффект упражнения выражается не только в возмещении рабочих трат, но и в компенсации их «с избытком», превышении уровня оперативной работоспособности над исходным уровнем.
В редукционной фазе следовой эффектупражнения теряется, если время между занятиями слишком продолжительно. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить последующие занятия или в фазе относительной нормализации, или в суперкомпенсаторной фазе. В таких случаях эффект предыдущих занятий будет «наслаиваться» на эффект последующих. В результате возникает качественно новый эффект системного использования упражнений – кумулятивно-хронический эффект.
Кумуляция(от позднелат.cumulatio — скопление) — накопление, суммирование эффектов от тренировочных занятий.
2 При регулярной тренировке следовые эффекты каждого тренировочного занятия или соревнования,постоянно накладываются друг на друга,суммируются в результате чего возникает кумулятивный тренирующий эффект-представляет собой производное от совокупности различных следовых эффектов и приводит к существенным адаптационным(приспособительным) изменениям в состоянии организма спортсмена,увеличению его функциональных возможностей и спортивной работоспособности..
Он является, таким образом, общим результатом интеграции (соединения) эффектов регулярно воспроизводимого упражнения (или системы различных упражнений).
При обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция этих эффектов. Степень кумуляции эффекта занятий будет зависеть от продолжительности интервалов времени, разделяющих каждое отдельное занятие. Следовательно, перерыв между занятиями должен быть оптимальным. В практике хорошо известны малая эффективность обучения движениям и воспитание физических качеств при длительных интервалах между занятиями. Сформированные двигательно-координа-ционные связи очень нестойки и быстро угасают при их неподкреплении.
Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий.
Варианты отдыха между занятиями:
2)1 Жесткий (неполный) отдых— предусматривает выполнение очереднойнагрузки на фоне более или менее значительного недовосстановления работоспособности занимающихся;
3) Суперкомпенсаторный отдых— обеспечивает повышенную работоспособность(суперкомпенсацию), наступающую при определенных условиях в силу
закономерностей восстановительных процессов, что позволяет на очередномзанятии выполнить более значительную, чем на предыдущем, нагрузку. В физическом воспитании главный смысл обеспечения долговременного кумулятивного эффекта упражнений заключается в развитии тренированности, сохранении и дальнейшем улучшении физической подготовленности. Но кумуляция эффекта упражнения может привести и к отрицательным последствиям, если нарушаются закономерности физического воспитания, в частности, хронически допускаются чрезмерные нагрузки. Следствием этого могут быть перенапряжение, перетренированность и т.д.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 3959 ; Мы поможем в написании вашей работы!