в чем состоит закономерность единства чувственного логического и практики в педагогическом процессе

В чем состоит закономерность единства чувственного логического и практики в педагогическом процессе

Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность здесь зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого и практического применения осмысленного. Для того чтобы обеспечить действительно прочное усвоение норм и правил поведения, знаний и умений в учебно-воспитательном процессе, необходимо объединять эмоции, рассудок и действие. Если ребенок не переживает того, что ему хочет привить воспитатель, равнодушен и пассивен, особых успехов не будет. Понимание умом без внутреннего восприятия и без практического применения тоже мало что дает. Лишь объединив все в одном действии, воспитатель достигнет прочного успеха.

Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности и качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников. Это самоочевидная истина: каким бы прекрасным ни был воспитатель, как бы он хорошо ни знал свой предмет и как бы ни стремился научить, если его действия наталкиваются на пассивность и безразличие, значительного результата ожидать не следует. Точно так же пытливому, любознательному, талантливому ученику может не повезти с воспитателем — при всем желании он ничему у него не научится. Справедливо сказано: каждый ученик должен найти своего учителя, каждый учитель должен найти своих учеников.

Изложенными закономерностями не исчерпываются все связи, действующие в педагогическом процессе. Последних гораздо больше, к изучению глубинных связей исследователи еще только подступают.

Источник

практическое по педагогике. Практическое задание по педагогике. Закономерность динамики педагогического процесса

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)»

заочной формы обучения

Собитова Мадина Зарифовна

Пример в спортивной гимнастике может послужить процесс обучения подъему разгибом на брусьях разной высоты. На первом этапе ставиться задача укрепить мышцы брюшного пресса чем поднимание ноги на гимнастической стенке, на втором этапе ставить задача укрепить мышцы рук, это можно сделать с помощью подтягивать на перекладине из виса, а третий этап включает в себя выполнение поводящих упражнений и самого элемента с помощью тренера. Тот спортсмен, который подойдет к тренировочному процессу более ответственно, будет более добросовестно и честно выполнять задания, будет иметь больше шансов выполнить этот элемент.

Однако не стоит забывать про исключения: например, про индивидуальные и физиологические особенности каждого спортсмена, а также стоит помнить про акселератов и ретардантов.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе.

Каждое занятие, тренировка должна оказывать воздействие на определенные качества личности (физическое воспитание, нравственные воспитание или интеллектуальное воспитание). Ситуации могут быть разные, например это может быть конфликт с самим собой. В спортивной гимнастике зачастую встречается борьба со страхом. Гимнасты должны научить с маленьких лет не бояться снарядов.

Ситуация может быть следующая, гимнастка учит колесо на бревне, она уже прошла все этапы обучения этого элемента: выполнение элемента на полу, на низком бревне, с поддержкой тренера. И в конечном итоге приходит время сделать этот элемент самостоятельно. И тут как в большинстве случаев бывает, возникает чувство страха. Сумев пересилить свой страх, гимнастка начинает воспитывать свои волевые качества. Она учиться преодолевать свои страхи, выполнять элемент четко, сохранять самоконтроль, что в последствии поможет ей не бояться выполнять более сложные элементы.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.

Если спортсмен и тренер общаются чаще, то результаты будут более весомыми. Задача тренера не воспитать зомби, а самостоятельного спортсмена. Но как этот процесс происходит.

Тренер должен уметь говорить правильные слова в стрессовых ситуациях. Уметь снимать возбуждение или апатию через краткий анализ, мотивацию, спокойный повтор того, что необходимо сделать спортсмену. Вся речь должна быть на позитивной ноте. Также не стоит забывать, что в стрессовой ситуации спортсмен не слышит частичку «не», поэтому фразы «не должен упасть», «не должен забыть», слышать и воспринимаются по-другому.

Например, на тренировке гимнастка боится делать двойное сальто в соскок с разновысоких брусьев. Задача тренера увидеть эту проблему, понять, что девочка находиться в стрессовой ситуации, и начать решать эту проблему. Выполнить этот элемент с поддержкой тренера, с дополнительной подстраховкой. Если вовремя заметить эту проблему и решить ее, то в будущем для спортсменки этот элемент не будет препятствием и она сможет дальше продолжить свое обучение.

4. Закономерность стимулирования.

Внутренние мотивы спортсмена зависят от внешних мотивов. Если спортсмен не прочувствует то, что ему хочет привить тренер, равнодушен и пассивен, о достижении и речи быть не может.

У маленьких детей в спортивной гимнастике, на начальных этапах обучения имеется страх переворачиваться через себя (например, делать кувырок). В таком случае, тренер должен подобрать особенную методику обучения, найти интересные подводящие упражнения, которые заинтересуют его, после занятия обязательно провести беседу «что сегодня не получилось, но мы с тобой обязательно научимся делать на следующих тренировках».

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе.

При обучении спортсменов, любой тренер должен помнить, что все начинается с воздействия на чувство и сознание спортсмена. Если его действия наталкиваются на пассивность и безразличие, значительного результата ожидать не следует. Цепочка обучения всегда начинается с мотивации, затем создается умение, которое не будет создано без грамотного, без подводящих упражнений и грамотной формулировки, а уже после умения формируем навык.

Юная гимнастка, которая пришла первый раз на занятие, в большинстве случаев сначала боится тренера и не доверяет ему. Задача педагога расположить к себе ребенка, подружиться с ним, замотивировать на дальнейшие занятия. Провести разминку в игровой форме, вместо наклонов вперед выполнить упражнение «бутерброд», во время упражнения «мост», изобразить проезжающий мост под ребенком, а во время перекатов в группировке вспомнить сказку про колобка.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.

Качество педагогической деятельности на прямую связано с учебно-воспитательной деятельностью спортсмена. Если он работает активно, включён в процесс, то будет результат. Если спортсмены пришли просто пообщаться, то никого достижения не будет. Причины такого поведения могут быть разные.

Пример, гимнастка пришла на занятие в группу, где девочки уже тренируются какое-то время и уже имеют какую-то физическую подготовку. В этом случае, гимнастка видит, что отстаёт от других и начинает терять мотивацию. Задача тренера понять, почему девочка не готова к освоению даваемого материала и создать для необходимые условия для ее обучения. Можно разделить группу на более продвинутых и начинающих учеников, назначить девочке дополнительные занятия, первое время оказывать ей большее внимание, чем другим ученикам для того, чтобы она догнала остальных и так далее.

7. Связь воспитания и социальной системы.

Процесс обучения и воспитания зависит как от внутренних, так и от внешних факторов. Условия, в которых он протекает могут сильно влиять на него или же наоборот затруднять. Внешними факторами могут быть национально-культурные особенности, экономические проблемы и самое важное взаимоотношения в группе, с родителями и так далее, одним словом «социальный фактор».

Пример, при открытии спортивной школы по спортивной гимнастике, не всегда хватает финансов для обустройства зала. Происходит нехватка снарядов, гимнасты не могут изучать элементы, что приводит к торможению процесса обучения.

8. Связь между обучением и воспитанием.

В процессе обучения тренер решает параллельно две задачи: это обучение спортсмена и формирование личности спортсмена.

Пример, на соревнованиях по спортивной гимнастике в командном зачете, гимнастки не только показывают свое мастерство, но и воспитывают чувство товарищества, учатся поддерживать друг друга и знакомятся с командным духом.

9. Связь воспитания и деятельности.

Ребенка обязательно надо включать в различные виды деятельности. Развиваясь в разных направлениях, он зарабатывает авторитет среди своих сверстников.

Например, гимнастка помимо тренировок, еще посещает занятия в музыкальной школе. На соревнованиях пока судьи подсчитывают результаты, девочка выступает на музыкальном инструменте, тем самым она показывает свое разностороннее развитие и зарабатывает уважение не только среди сверстников, но и среди взрослых людей.

10. Связь воспитания и активности личности.

Активность личности очень важна в процессе воспитания. Если у спортсмена активное поведение, он приходит на занятие по собственной воле, то такой спортсмен достигнет в спорте определенных результатов.

Пример, девочку привели на занятия по спортивной гимнастике, а она хотела бы заниматься бальными танцами. В случае, когда гимнастку отправляют на занятия не по собственное воле, то рано или поздно эта девочка перестанет тренироваться. Начнется все с отсутствия мотивации к тренировкам, нежелании учится чему-то новому, конфликты с тренером и группой, пассивное поведение и в определённом возрасте девочка перестанет посещать занятия.

11. Связь воспитания и общения.

Воспитание всегда протекает во взаимодействии людей. Без общения у человека пропадет мотивация к той или иной деятельности. Это может быть взаимодействие с тренером или с командой.

Пример, если гимнастка не сможет установить контакт с другими спортсменками, станет изгоем, то это будет на нее психологически давать. Приходя на тренировки. Девочка будет находиться в стрессовой ситуации, она не сможет сконцентрироваться на выполнении упражнений, а отсутствие концентрации приводит к отсутствию результата.

12. Закономерность обусловленности педагогического процесса.

Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от многих факторов. Один из таких факторов — это санитарно-гигиенические условия протекания процесса.

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Коллектив авторов

Книга «Шпаргалка по педагогике (для педагогов)»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются такие.

1. Закономерность динамики педагогического процесса – величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Педагогический процесс имеет постепенный, ступенчатый характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: наследственности; воспитательной и учебной среды; включения в учебно-воспитательную деятельность; применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: интенсивности и качества чувственного восприятия; логического осмысления воспринятого; практического применения осмысленного.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от: качества педагогической деятельности; качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от: потребностей общества и личности; возможностей (материально-технические, экономические и др.) общества; условий протекания процесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические и др.).

Главные этапы педагогического процесса:

На подготовительном этапе решаются следующие задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Важную роль на данном этапе играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.

Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов (заключительный этап).

15. Педагогические цели

Педагогический процесс создается преподавателем для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся. При этом у каждого учащегося есть своя цель обучения, свои методы и средства учения. Цели преподавателя и учащегося в течение одного занятия могут расходиться. Чем ближе внешний процесс преподавания и внутренний процесс учения, тем успешнее идет педагогический процесс, лучше строятся воспитательные отношения.

Цель – категория философская, представляет собой идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение событий в сознании человека.

Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся с педагогической целью все остальные компоненты педагогического процесса.

Виды педагогических целей Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах, в государственных стандартах образования.

Общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке.

Инициативные цели – это цели, непосредственно разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, с учетом уровня развития учащихся, подготовленности педагогов.

Каждая цель имеет свой предмет, т. е. то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяются три группы целей:

первая группа – цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели формирования сознания и поведения;

вторая группацели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т. д.;

третья группацели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.

Организационные цели ставятся педагогом в области его управленческой функции (например, цель – использовать самоуправление в организации учебной деятельности учащихся).

Методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся (например, изменить методы преподавания, внедрить новые формы организации учебного процесса).

Функции педагога состоят в том, чтобы сформировать у учащихся процедуры целеполагания; изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Цели учащихся должны войти в педагогический процесс наравне с целями, поставленными преподавателем. Совпадение целей педагога и учащихся – важнейшее условие успеха педагогического процесса.

Разработка цели – процесс логико-конструктивный, суть его заключается в том, чтобы:

1) сравнить, обобщить определенную информацию;

2) сделать выбор наиболее значимой информации;

3) на ее основе сформулировать цель, т. е. определить объект цели, предмет цели и необходимые конкретные действия.

Объект педагогической цели – конкретный ученик или группа учеников в определенных ролевых позициях.

Предмет педагогической цели – это та сторона личности воспитанника, которая должна быть преобразована в данном педагогическом процессе;

4) принять решение о достижении цели, осуществлять реализацию цели.

Источник

В чем состоит закономерность единства чувственного логического и практики в педагогическом процессе

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: интенсивности и качества чувственного восприятия; логического осмысления воспринятого; практического применения осмысленного.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от: качества педагогической деятельности; качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от: потребностей общества и личности; возможностей (материально-технические, экономические и др.) общества; условий протекания процесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические и др.).

Главные этапы педагогического процесса:

На подготовительном этапе решаются следующие задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Важную роль на данном этапе играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.

Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов (заключительный этап).

15. Педагогические цели

Педагогический процесс создается преподавателем для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся. При этом у каждого учащегося есть своя цель обучения, свои методы и средства учения. Цели преподавателя и учащегося в течение одного занятия могут расходиться. Чем ближе внешний процесс преподавания и внутренний процесс учения, тем успешнее идет педагогический процесс, лучше строятся воспитательные отношения.

Цель – категория философская, представляет собой идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение событий в сознании человека.

Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся с педагогической целью все остальные компоненты педагогического процесса.

Виды педагогических целей Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах, в государственных стандартах образования.

Общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке.

Инициативные цели – это цели, непосредственно разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, с учетом уровня развития учащихся, подготовленности педагогов.

Каждая цель имеет свой предмет, т. е. то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяются три группы целей:

первая группа – цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели формирования сознания и поведения;

вторая группацели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т. д.;

третья группацели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.

Организационные цели ставятся педагогом в области его управленческой функции (например, цель – использовать самоуправление в организации учебной деятельности учащихся).

Методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся (например, изменить методы преподавания, внедрить новые формы организации учебного процесса).

Функции педагога состоят в том, чтобы сформировать у учащихся процедуры целеполагания; изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Цели учащихся должны войти в педагогический процесс наравне с целями, поставленными преподавателем. Совпадение целей педагога и учащихся – важнейшее условие успеха педагогического процесса.

Разработка цели – процесс логико-конструктивный, суть его заключается в том, чтобы:

1) сравнить, обобщить определенную информацию;

2) сделать выбор наиболее значимой информации;

3) на ее основе сформулировать цель, т. е. определить объект цели, предмет цели и необходимые конкретные действия.

Объект педагогической цели – конкретный ученик или группа учеников в определенных ролевых позициях.

Предмет педагогической цели – это та сторона личности воспитанника, которая должна быть преобразована в данном педагогическом процессе;

4) принять решение о достижении цели, осуществлять реализацию цели.

16. Педагогические технологии

Технология – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.

Совокупность знаний о способах и средствах проведения учебно-воспитательного процесса можно назвать технологией учебного процесса.

В отечественной литературе понятие «технология обучения» расширили до термина «педагогические технологии», понимая под этим содержательную технику учебно-воспитательного процесса.

Наиболее емко смысл термина «педагогические технологии» передает следующее определение.

Педагогические технологии – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *