в каком объеме планируется и проводится обучение личного состава спасательных служб
В каком объеме планируется и проводится обучение личного состава спасательных служб
Примерная программа обучения личного состава спасательных служб
Утверждаю Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А.Пучков 28.11.2013 г.
1. Пояснительная записка
В Примерной программе изложены организация и методика обучения, тематика, содержание тем и расчет часов, а также требования к уровню знаний и умений личного состава спасательных служб, прошедшего обучение.
Подготовка спасательных служб включает:
начальное обучение личного состава спасательных служб по примерной программе обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
обучение личного состава спасательных служб по учебным программам, разработанным в соответствии с данной Примерной программой обучения;
повышение квалификации руководителей спасательных служб по соответствующим программам;
проверку готовности спасательных служб к действиям по предназначению.
Настоящая Примерная программа предназначена для обучения личного состава спасательных служб умелым, слаженным и наиболее эффективным приемам и способам коллективных действий по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий и при чрезвычайных ситуациях, первой и первичной медико-санитарной помощи, созданию минимально необходимых условий его жизнедеятельности, а также совершенствования умений и навыков личного состава спасательных служб в применении техники, инструментов, приборов и принадлежностей, состоящих на штатно-табельном оснащении спасательных служб, поддержания необходимого уровня их готовности к выполнению задач по предназначению.
Обучение личного состава спасательных служб планируется и проводится в организациях по месту работы по учебным программам, разработанным в организациях на основании данной Примерной программы. В случае если организация не обладает достаточной учебно-материальной базой, может быть рассмотрен вопрос о проведении обучения личного состава спасательной службы организации на базе УМЦ ГОЧС (курсов ГО) на договорной основе. Занятия по темам модуля 2 с личным составом спасательных служб организаций могут проводиться путем сбора под руководством руководителя соответствующей спасательной службы муниципального образования или субъекта Российской Федерации.
Примерная программа построена на модульном принципе, который дает возможность при разработке учебной программы учитывать уровень знаний личного состава, особенности территории, а также оптимизировать процесс подготовки.
Примерная программа состоит из двух модулей:
модуль 1 (базовая подготовка);
модуль 2 (специальная подготовка).
Разделы модуля 1 отрабатываются в полном объеме (24 часа) всеми спасательными службами. Замена разделов (тем), уменьшение общего количества часов модуля 1 не допускается. Разрешается в зависимости от уровня подготовки обучающихся изменять количество часов на отработку тем внутри раздела без изменения общего количества часов на раздел.
Тематика модуля 2 содержит вопросы, находящиеся в области компетенции соответствующей спасательной службы. В рабочую программу обучения соответствующей спасательной службы из модуля 2 могут включаться как раздел в полном объеме, так и отдельные темы из разных разделов в зависимости от предназначения спасательной службы и степени подготовленности (обученности) личного состава.
Конкретные разделы и темы модуля 2 определяются руководителями, утверждающими учебную программу, которая согласовывается с начальниками соответствующих органов, осуществляющих управление гражданской обороной. Разрешается изменять как общее количество часов раздела, так и количество часов тем внутри данного раздела.
При этом время на отработку всего модуля 2 не может быть менее 12 часов для любой спасательной службы.
Основным методом проведения занятий является практическая тренировка (упражнение).
Теоретический материал излагается путем рассказа или объяснения в минимальном объеме, необходимом обучаемым для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий.
Занятия проводятся в учебных городках, на натурных участках местности или на территории организации. На тактико-специальные занятия спасательные службы выводятся в штатно-табельном составе с необходимым количеством техники, приборов, инструментов, принадлежностей и средств индивидуальной защиты. Практические занятия со структурными подразделениями спасательной службы разрешается проводить раздельно.
Руководитель спасательной службы одновременно является и руководителем занятий на одном из учебных мест, как правило, наиболее важном и сложном.
Руководителю занятия накануне проведения практического или тактико-специального занятия целесообразно провести инструктаж (инструкторско-методическое занятие) с руководителями структурных подразделений спасательной службы, которые будут являться руководителями занятий на учебных местах.
При подготовке личного состава спасательных служб особое внимание уделяется:
— способности привести спасательную службу в готовность к действиям по предназначению;
— практическому усвоению личным составом наиболее эффективных приемов и способов действий с применением техники, инструментов и оборудования, состоящих на оснащении спасательных служб;
— морально-психологической и тактико-специальной подготовке личного состава.
2. Требования к уровню освоения курса обучения
Спасательные службы относятся к силам гражданской обороны. Соответственно уровень их знаний и умений должен обеспечивать выполнение соответствующих мероприятий при решении задач гражданской обороны.
Личный состав спасательной службы должен
предназначение спасательной службы и свои функциональные обязанности;
очередность действий по сигналам оповещения;
порядок оповещения, сбора и приведения спасательной службы в готовность;
место сбора спасательной службы, пути и порядок выдвижения к месту возможного выполнения задач;
назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, инструментов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении;
порядок проведения специальной обработки;
выполнять функциональные обязанности при приведении службы в готовность к действиям;
поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять штатно-табельную технику, средства малой механизации, механизмы, приборы и другое табельное имущество, а также средства индивидуальной защиты;
оказывать первую помощь раненым и пораженным, сортировать и эвакуировать их в безопасные места;
работать в штатных средствах индивидуальной защиты;
проводить санитарную обработку и обеззараживание техники, сооружений, территории, одежды и средств индивидуальной защиты;
соблюдать меры безопасности при выполнении задач.
3. Учебно-тематический план
Цель обучения: получение слушателями знаний, умений и навыков по приведению спасательной службы в готовность к действиям по выполнению задач по предназначению, соблюдению мер безопасности при выполнении задач, применению приборов радиационной и химической разведки, контроля радиоактивного загрязнения и облучения, а также оказанию первой помощи раненым и пораженным.
Категория обучаемых: личный состав всех спасательных служб.
Продолжительность обучения: 36 учебных часов.
Форма обучения: с отрывом от работы.
«Примерная программа курсового обучения личного состава спасательных служб» (утв. МЧС России 22.02.2017 N 2-4-71-8-14)
Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
и ликвидации последствий
22 февраля 2017 г. N 2-4-71-8-14
КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ
Подготовка личного состава спасательных служб включает:
обучение личного состава спасательных служб по программе курсового обучения, разработанной в организации, в соответствии с данной примерной программой курсового обучения;
обучение руководителей спасательных служб по программе курсового обучения, разработанной в соответствии с требованиями примерной программы курсового обучения должностных лиц и работников ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;
участие спасательных служб в учениях, тренировках и соревнованиях.
При обучении личного состава спасательных служб по программе курсового обучения особое внимание уделяется:
способности привести спасательную службу в готовность к действиям по предназначению;
практическому усвоению личным составом наиболее эффективных приемов и способов действий с применением техники и оборудования, состоящих на оснащении спасательных служб;
морально-психологической подготовке личного состава.
Примерная программа курсового обучения составляет основу обучения спасательных служб к выполнению задач по предназначению.
Целью курсового обучения является обучение личного состава спасательных служб умелым, слаженным и наиболее эффективным приемам и способам коллективных действий при привидении спасательной службы в готовность, по выполнению других неотложных работ и специфических задач согласно своему предназначению.
Основными задачами обучения являются:
уяснение личным составом спасательных служб предназначения службы и решаемых ею задач с учетом возможной обстановки, возникающей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;
обучение личного состава спасательных служб действиям при приведении в готовность, выдвижение в район сбора и подготовки к выполнению задач по предназначению;
подготовка личного состава к выполнению своих обязанностей, которые определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах;
совершенствование навыков коллективных действий при выполнении задач в соответствии с предназначением спасательных служб;
отработка приемов и способов выполнения задач в условиях загрязнения (заражения) местности радиоактивными, отравляющими и аварийно химически опасными веществами;
соблюдение мер безопасности при использовании техники, оборудования, снаряжения и инструментов, находящихся на оснащении спасательных служб.
Основными принципами курсового обучения являются:
учить личный состав тому, что необходимо для выполнения конкретных функциональных обязанностей;
наглядность и максимальное приближение к реальной обстановке;
каждый руководитель (командир) обучает своих подчиненных;
умелое сочетание различных форм и методов обучения;
системность и методическая последовательность обучения («от простого к сложному, от известного к неизвестному»);
коллективный и индивидуальный подход в обучении;
сознательность и активность обучения;
По характеру учебной деятельности занятия с личным составом спасательных служб подразделяются на теоретические и практические.
В основу обучения личного состава спасательных служб положено проведение практических занятий (комплексных и тактико-специальных занятий).
В ходе комплексного занятия весь личный состав, независимо от занимаемых должностей, по единому замыслу обучаются правильному и согласованному выполнению действий (приемов).
На комплексном занятии практические действия обучаемые отрабатывают последовательно по вводным, выдаваемым руководителем занятия. При необходимости руководитель занятия может объяснять и показывать правильный порядок выполнения тех или иных приемов и действий перед началом их отработки.
Для обеспечения высокого качества проведения комплексного занятия и максимальной загрузки обучаемых, руководитель занятия привлекает необходимое количество помощников (инструкторов). В ходе проведения каждого комплексного занятия должны отрабатываться вопросы оказания первой помощи пострадавшим.
На тактико-специальном занятии отрабатываются учебные задачи в условиях максимально приближенных к реальной обстановке, без пауз и перерывов, со всем личным составом спасательных служб и штатной специальной техникой, оборудования, снаряжения и инструментов.
Тактико-специальные занятия с личным составом спасательных служб организуют и проводят начальники спасательных служб, а на учебных местах
командиры структурных подразделений спасательных служб. Занятия проводятся в учебных городках, на натурных участках местности или на территории организации.
На тактико-специальные занятия спасательные службы выводятся в штатном составе, с необходимым количеством техники, оборудования, снаряжения и инструментов. Весь личный состав на занятиях должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты.
Контрольные занятия проводятся начальником спасательной службы с целью определения уровня обученности личного состава и умения выполнять свои функциональные обязанности в составе спасательной службы.
Примерная программа курсового обучения:
определяет организацию и порядок обучения;
устанавливает требования к уровню знаний и умений обучаемых, прошедших курсовое обучение;
рекомендует примерный перечень тем и занятий, их содержание и количество часов на освоение программы.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Настоящая примерная программа курсового обучения предназначена для обучения личного состава спасательных служб умелым, слаженным и наиболее эффективным приемам и способам коллективных действий по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему от опасностей, возникающих при военных конфликтах, или вследствие этих конфликтов и при ЧС, первой и первичной медико-санитарной помощи, созданию минимально необходимых условий его жизнедеятельности, а также совершенствования умений и навыков личного состава спасательных служб в применении техники, инструментов, приборов и принадлежностей, состоящих на оснащении спасательных служб, поддержания необходимого уровня их готовности к выполнению задач по предназначению.
Порядок и последовательность проведения курсового обучения
Обучение личного состава спасательных служб планируется и проводится в организациях по месту работы ежегодно по программам курсового обучения личного состава спасательных служб, разработанным в организациях на основании данной примерной программы курсового обучения.
Обучение личного состава спасательных служб проводится в рабочее время, в объеме не менее 30 часов.
Для проведения курсового обучения личного состава спасательных служб рекомендуется создавать учебные группы численностью до 25 человек с учетом видов спасательных служб и их предназначения.
Примерная программа курсового обучения включает два модуля:
Темы модуля базовой подготовки отрабатываются в полном объеме (18 учебных часов) всеми спасательными службами. Разрешается в зависимости от специфики деятельности организации и уровня подготовки обучающихся уточнять содержание тем и определять количество часов на отработку каждой темы, без изменения общего количества часов.
Тематика модуля специальной подготовки содержит вопросы, находящиеся в области компетенции соответствующей спасательной службы. В программу курсового обучения, разрабатываемой организацией для соответствующей спасательной службы из модуля специальной подготовки могут включаться как тема в полном объеме, так и отдельные занятия из разных тем в зависимости от предназначения спасательной службы и степени подготовленности (обученности) личного состава.
При этом время на отработку тем модуля специальной подготовки не может быть менее 12 учебных часов для любой спасательной службы.
Начальник спасательной службы, являясь руководителем занятий, одновременно является и руководителем занятий на одном из учебных мест, как правило, наиболее важном и сложном.
Руководитель занятия накануне проведения комплексного или тактико-специального занятия проводит инструктаж (инструкторско-методическое занятие) с командирами структурных подразделений спасательных служб, которые проводят занятия на учебных местах.
Списки учебных групп, состав преподавателей, инструкторов и расписание проведения занятий определяются распорядительным документом организации, создавшей спасательные службы.
Руководство обучением и учет результатов
Руководство обучением личного состава спасательных служб должно быть конкретным и обеспечивать полное и качественное выполнение примерной программы курсового обучения.
Для достижения поставленных целей в руководстве обучением требуется:
качественное планирование учебного процесса;
систематический контроль за подготовкой командиров структурных подразделений спасательных служб к занятиям, ходом курсового обучения в структурных подразделениях и оказание действенной помощи командирам структурных подразделений;
изучение, обобщение и внедрение передового опыта в организации проведения занятий;
организация состязания и конкурсов;
своевременное и объективное подведение итогов обучения;
эффективное использование учебных объектов и средств обеспечения учебного процесса;
постоянное совершенствование учебно-материальной базы.
При организации занятий руководители обязаны предусматривать максимальное использование учебного оборудования и средств обеспечения учебного процесса.
В ходе проведения занятий постоянное внимание должно уделяться психологической подготовке личного состава, выработке уверенности в надежности и эффективности применения специальной техники, оборудования, снаряжения и инструментов, воспитанию стойкости, готовности выполнять должностные обязанности в сложной обстановке возможных опасностей, при высокой организованности и дисциплины.
Контроль за качеством усвоения учебного материала личным составом проводит руководители занятий путем опроса обучаемых перед началом и в ходе проведения занятия.
Учет результатов обучения включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих уровень знания и обученности личного состава по действиям при выполнении других неотложных работ и специфических задач ГО.
Учет проведения занятий и присутствия на них обучающихся осуществляют руководители занятий, в журналах установленной формы, которые ведутся на каждую учебную группу.
Журнал является основным документом, отражающим выполнение учебной программы, посещаемость занятий и итоги сдачи нормативов. Он подлежит хранению в течение года после завершения обучения группы.
Готовность спасательных служб проверяется на занятиях, контрольных проверках и учениях. Проверки подлежат:
реальность расчетов по созданию и приведению в готовность спасательных служб;
готовность спасательных служб решать задачи по предназначению;
соответствие организационной структуры спасательных служб характеру и объему выполняемых задач;
обеспеченность личного состава спасательных служб средствами индивидуальной защиты, специальной техникой, имуществом и спецодеждой, а также порядок хранения материально-технических средств и их готовность к использованию.
Мероприятия по обеспечению требований безопасности
Безопасность при проведении занятий обеспечивается их четкой организацией, точным соблюдением требований безопасности, определенных положениями руководств, приказов и распоряжений прямых начальников, а также применением знаний и навыков, полученных в ходе проведения различных видов инструктажей и занятий по изучению требований безопасности по темам в соответствии с тематическим планом.
Руководители занятий обязаны принимать меры по предотвращению травматизма обучаемых, устанавливать необходимые требования безопасности при обращении с техникой, оборудованием, индивидуальными средствами защиты, приборами и комплектами на занятиях, своевременно доводить эти требования и добиваться строгого их выполнения.
Перед началом каждого занятия руководитель обязан лично убедиться, что для этого созданы безопасные условия, а обучаемые обладают достаточными практическими навыками в их выполнении.
Требования безопасности должны выполняться при любых условиях, независимо от срочности выполняемых задач, наличия обучаемых и материальных средств.
Обучаемые, не усвоившие требования безопасности, к занятиям не допускаются.
Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание техники, инструментов, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также при применении другого специального снаряжения.
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личный состав спасательных служб, прошедший обучение в соответствии с настоящей примерной программой курсового обучения, должен:
предназначение спасательной службы, свои функциональные обязанности;
порядок оповещения, сбора спасательной службы и выдвижения к месту возможного выполнения задач;
характер и объем возможных других неотложных работ и специфических задач ГО;
приемы и способы защиты личного состава спасательных служб и пострадавших при действии на местности, загрязненной (зараженной) радиоактивными, отравляющими и аварийно химически опасными веществами;
производственные и технологические особенности своей организации, а также характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ;
меры безопасности при выполнении задач по предназначению спасательной службы;
действовать по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» и при получении сигнала о приведении спасательной службы в готовность;
исполнять функциональные обязанности в ходе выполнения задач по предназначению;
поддерживать в исправном состоянии и грамотно использовать штатную технику, приборы и другое табельное имущество;
работать в штатных средствах индивидуальной защиты;
оказывать первую помощь раненым и пораженным;
проводить санитарную обработку и обеззараживание техники, сооружений, одежды и средств индивидуальной защиты.
Примечание редакции сайта. 20 ноября 2020 г. МЧС России утверждена Примерная программа курсового обучения личного состава спасательных служб в области гражданской обороны. Подробнее см. в журнале «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».
Подготовка личного состава спасательных служб включает:
— обучение личного состава спасательных служб по программе курсового обучения, разработанной в организации, в соответствии с данной примерной программой курсового обучения;
— обучение руководителей спасательных служб по программе курсового обучения, разработанной в соответствии с требованиями примерной программы курсового обучения должностных лиц и работников ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;
— участие спасательных служб в учениях, тренировках и соревнованиях.
При обучении личного состава спасательных служб по программе курсового обучения особое внимание уделяется:
— способности привести спасательную службу в готовность к действиям по предназначению;
— практическому усвоению личным составом наиболее эффективных приемов и способов действий с применением техники и оборудования, состоящих на оснащении спасательных служб;
— морально-психологической подготовке личного состава.
Примерная программа курсового обучения составляет основу обучения спасательных служб к выполнению задач по предназначению.
Целью курсового обучения является обучение личного состава спасательных служб умелым, слаженным и наиболее эффективным приемам и способам коллективных действий при привидении спасательной службы в готовность, по выполнению других неотложных работ и специфических задач согласно своему предназначению.
Основными задачами обучения являются:
— уяснение личным составом спасательных служб предназначения службы и решаемых ею задач с учетом возможной обстановки, возникающей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;
— обучение личного состава спасательных служб действиям при приведении в готовность, выдвижение в район сбора и подготовки к выполнению задач по предназначению;
— подготовка личного состава к выполнению своих обязанностей, которые определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах;
— совершенствование навыков коллективных действий при выполнении задач в соответствии с предназначением спасательных служб;
— отработка приемов и способов выполнения задач в условиях загрязнения (заражения) местности радиоактивными, отравляющими и аварийно химически опасными веществами;
— соблюдение мер безопасности при использовании техники, оборудования, снаряжения и инструментов, находящихся на оснащении спасательных служб.
Основными принципами курсового обучения являются:
— учить личный состав тому, что необходимо для выполнения конкретных функциональных обязанностей;
— наглядность и максимальное приближение к реальной обстановке;
— каждый руководитель (командир) обучает своих подчиненных;
— умелое сочетание различных форм и методов обучения;
— системность и методическая последовательность обучения («от простого к сложному, от известного к неизвестному»);
— коллективный и индивидуальный подход в обучении;
— сознательность и активность обучения;
По характеру учебной деятельности занятия с личным составом спасательных служб подразделяются на теоретические и практические.
В основу обучения личного состава спасательных служб положено проведение практических занятий (комплексных и тактико-специальных занятий).
В ходе комплексного занятия весь личный состав, независимо от занимаемых должностей, по единому замыслу обучаются правильному и согласованному выполнению действий (приемов).
На комплексном занятии практические действия обучаемые отрабатывают последовательно по вводным, выдаваемым руководителем занятия. При необходимости руководитель занятия может объяснять и показывать правильный порядок выполнения тех или иных приемов и действий перед началом их отработки.
Для обеспечения высокого качества проведения комплексного занятия и максимальной загрузки обучаемых, руководитель занятия привлекает необходимое количество помощников (инструкторов). В ходе проведения каждого комплексного занятия должны отрабатываться вопросы оказания первой помощи пострадавшим.
На тактико-специальном занятии отрабатываются учебные задачи в условиях максимально приближенных к реальной обстановке, без пауз и перерывов, со всем личным составом спасательных служб и штатной специальной техникой, оборудования, снаряжения и инструментов.
Тактико-специальные занятия с личным составом спасательных служб организуют и проводят начальники спасательных служб, а на учебных местах
командиры структурных подразделений спасательных служб. Занятия проводятся в учебных городках, на натурных участках местности или на территории организации.
На тактико-специальные занятия спасательные службы выводятся в штатном составе, с необходимым количеством техники, оборудования, снаряжения и инструментов. Весь личный состав на занятиях должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты.
Контрольные занятия проводятся начальником спасательной службы с целью определения уровня обученности личного состава и умения выполнять свои функциональные обязанности в составе спасательной службы.
Примерная программа курсового обучения:
— определяет организацию и порядок обучения;
— устанавливает требования к уровню знаний и умений обучаемых, прошедших курсовое обучение;
— рекомендует примерный перечень тем и занятий, их содержание и количество часов на освоение программы.
ОРГАНИЗАЦИЯ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Примерная программа курсового обучения предназначена для обучения личного состава спасательных служб умелым, слаженным и наиболее эффективным приемам и способам коллективных действий по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему от опасностей, возникающих при военных конфликтах, или вследствие этих конфликтов и при ЧС, первой и первичной медико-санитарной помощи, созданию минимально необходимых условий его жизнедеятельности, а также совершенствования умений и навыков личного состава спасательных служб в применении техники, инструментов, приборов и принадлежностей, состоящих на оснащении спасательных служб, поддержания необходимого уровня их готовности к выполнению задач по предназначению.
Порядок и последовательность проведения курсового обучения
Обучение личного состава спасательных служб планируется и проводится в организациях по месту работы ежегодно по программам курсового обучения личного состава спасательных служб, разработанным в организациях на основании данной примерной программы курсового обучения.
Обучение личного состава спасательных служб проводится в рабочее время, в объеме не менее 30 часов.
Для проведения курсового обучения личного состава спасательных служб рекомендуется создавать учебные группы численностью до 25 человек с учетом видов спасательных служб и их предназначения.
Примерная программа курсового обучения включает два модуля:
модуль базовой подготовки;
модуль специальной подготовки.
Темы модуля базовой подготовки отрабатываются в полном объеме (18 учебных часов) всеми спасательными службами. Разрешается в зависимости от специфики деятельности организации и уровня подготовки обучающихся уточнять содержание тем и определять количество часов на отработку каждой темы, без изменения общего количества часов.
Тематика модуля специальной подготовки содержит вопросы, находящиеся в области компетенции соответствующей спасательной службы. В программу курсового обучения, разрабатываемой организацией для соответствующей спасательной службы из модуля специальной подготовки могут включаться как тема в полном объеме, так и отдельные занятия из разных тем в зависимости от предназначения спасательной службы и степени подготовленности (обученности) личного состава.
При этом время на отработку тем модуля специальной подготовки не может быть менее 12 учебных часов для любой спасательной службы.
Начальник спасательной службы, являясь руководителем занятий, одновременно является и руководителем занятий на одном из учебных мест, как правило, наиболее важном и сложном.
Руководитель занятия накануне проведения комплексного или тактико-специального занятия проводит инструктаж (инструкторско-методическое занятие) с командирами структурных подразделений спасательных служб, которые проводят занятия на учебных местах.
Списки учебных групп, состав преподавателей, инструкторов и расписание проведения занятий определяются распорядительным документом организации, создавшей спасательные службы.
Руководство обучением и учет результатов
Руководство обучением личного состава спасательных служб должно быть конкретным и обеспечивать полное и качественное выполнение примерной программы курсового обучения.
Для достижения поставленных целей в руководстве обучением требуется:
качественное планирование учебного процесса;
систематический контроль за подготовкой командиров структурных подразделений спасательных служб к занятиям, ходом курсового обучения в структурных подразделениях и оказание действенной помощи командирам структурных подразделений;
изучение, обобщение и внедрение передового опыта в организации проведения занятий;
организация состязания и конкурсов;
своевременное и объективное подведение итогов обучения;
эффективное использование учебных объектов и средств обеспечения учебного процесса;
постоянное совершенствование учебно-материальной базы.
При организации занятий руководители обязаны предусматривать максимальное использование учебного оборудования и средств обеспечения учебного процесса.
В ходе проведения занятий постоянное внимание должно уделяться психологической подготовке личного состава, выработке уверенности в надежности и эффективности применения специальной техники, оборудования, снаряжения и инструментов, воспитанию стойкости, готовности выполнять должностные обязанности в сложной обстановке возможных опасностей, при высокой организованности и дисциплины.
Контроль за качеством усвоения учебного материала личным составом проводит руководители занятий путем опроса обучаемых перед началом и в ходе проведения занятия.
Учет результатов обучения включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих уровень знания и обученности личного состава по действиям при выполнении других неотложных работ и специфических задач ГО.
Учет проведения занятий и присутствия на них обучающихся осуществляют руководители занятий, в журналах установленной формы, которые ведутся на каждую учебную группу.
Журнал является основным документом, отражающим выполнение учебной программы, посещаемость занятий и итоги сдачи нормативов. Он подлежит хранению в течение года после завершения обучения группы.
Готовность спасательных служб проверяется на занятиях, контрольных проверках и учениях. Проверки подлежат:
реальность расчетов по созданию и приведению в готовность спасательных служб;
готовность спасательных служб решать задачи по предназначению;
соответствие организационной структуры спасательных служб характеру и объему выполняемых задач;
обеспеченность личного состава спасательных служб средствами индивидуальной защиты, специальной техникой, имуществом и спецодеждой, а также порядок хранения материально-технических средств и их готовность к использованию.
Мероприятия по обеспечению требований безопасности
Безопасность при проведении занятий обеспечивается их четкой организацией, точным соблюдением требований безопасности, определенных положениями руководств, приказов и распоряжений прямых начальников, а также применением знаний и навыков, полученных в ходе проведения различных видов инструктажей и занятий по изучению требований безопасности по темам в соответствии с тематическим планом.
Руководители занятий обязаны принимать меры по предотвращению травматизма обучаемых, устанавливать необходимые требования безопасности при обращении с техникой, оборудованием, индивидуальными средствами защиты, приборами и комплектами на занятиях, своевременно доводить эти требования и добиваться строгого их выполнения.
Перед началом каждого занятия руководитель обязан лично убедиться, что для этого созданы безопасные условия, а обучаемые обладают достаточными практическими навыками в их выполнении.
Требования безопасности должны выполняться при любых условиях, независимо от срочности выполняемых задач, наличия обучаемых и материальных средств.
Обучаемые, не усвоившие требования безопасности, к занятиям не допускаются.
Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание техники, инструментов, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также при применении другого специального снаряжения.
Планируемые результаты обучения
Личный состав спасательных служб, прошедший обучение в соответствии с настоящей примерной программой курсового обучения, должен:
— предназначение спасательной службы, свои функциональные обязанности;
— порядок оповещения, сбора спасательной службы и выдвижения к месту возможного выполнения задач;
— характер и объем возможных других неотложных работ и специфических задач ГО;
— приемы и способы защиты личного состава спасательных служб и пострадавших при действии на местности, загрязненной (зараженной) радиоактивными, отравляющими и аварийно химически опасными веществами;
— производственные и технологические особенности своей организации, а также характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ;
— меры безопасности при выполнении задач по предназначению спасательной службы;
— действовать по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» и при получении сигнала о приведении спасательной службы в готовность;
— исполнять функциональные обязанности в ходе выполнения задач по предназначению;
— поддерживать в исправном состоянии и грамотно использовать штатную технику, приборы и другое табельное имущество;
— работать в штатных средствах индивидуальной защиты;
— оказывать первую помощь раненым и пораженным;
— проводить санитарную обработку и обеззараживание техники, сооружений, одежды и средств индивидуальной защиты.
Примерная программа курсового обучения также содержит:
— содержание тем занятий;
— характеристику учебно-материальной базы.
Примерная программа курсового обучения личного состава спасательных служб является достаточно объемным документом, поэтому опубликовать ее в журнале не представляется возможным. Полный текст программы можно скачать с сайта http://гражданская-оборона-и-защита-от-чс.рф в разделе «Документы по ГО и ЧС» (рубрика 06_Обучение и тренировки).