в личностно ориентированной системе обучения в большей мере используются методы
Статья + презентация.»Методы и приемы технологии личностно- ориентированного обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Методы и приемы личностно- ориентир.обучения.docx
Галина Советкановна Даубаева
Учитель русского языка и литературы
КГУ «ОСШ» №4» г. Шемонаиха
Позволь мне сделать – я пойму.
Современный выпускник должен обладать мыслительными, коммуникативными и творческими способностями для решения социальных проблем.
Следовательно, наряду с обучающей, развивающей и воспитательной целями урока в важную роль должна отводиться созданию условий для проявления познавательной активности учеников.
Особенности личностно-ориентированного УРОКА:
Конструирование дидактического материала разного типа, вида, форм определения цели, места и времени его использования на уроке
Беседа, работа с карточками, словарная работа как подвод к теме, иллюстрации, логическая цепочка, тестирование, работа с текстами др.
Поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез.
Был случай, когда убийство Раскольниковым старухи процентщицы один из учащихся яростно оправдывал. Недопустимость теории «имею право» доказали другие студенты.
Стремление к созданию ситуации успеха каждого ученика, оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.
Начинается урок с очень легкого тестирования, выполняемого практически всеми. Всем ставиться плюс. И объявляется, что плюс можно увеличить в сторону оценки. В течение урока оценка варьируется и в сторону повышения и в сторону понижения.
Привлечение учащихся к использованию альтернативных путей поиска информации.
Учащимся предлагается несколько примеров эпиграфов и целей. Учитель раскрывает содержание урока в нескольких вариантах. Дети анализируют, находят соответствующий эпиграф и цель. Выбор за учащимися.
Использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика.
Литература начала 20 века является литературой кризисного, переходного характера вследствие исторических событий. Проводится аналогия с перестройкой начала 90-х, которая более близка к опыту студентов. Учащиеся выявляют особенности времени, сопоставляют, учитель задает наводящие вопросы.
Продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся.
Чтение поэмы Твардовского «Василий Теркин» у условного костра, закрепление знаний по приемам «кластер», «да- нет», «слова-магниты» являются одновременно и здоровьесберегающим моментом.
При рассмотрении различных классификационных подходов сделано наблюдение, что классификация методов обучения по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера наиболее подходит к ЛОО, так как за основу берется познавательная активность учащихся.
1.Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный (рецепция-восприятие) метод.
Суть состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сюда относят такие приемы как рассказ, лекция, объяснение, демонстрация, работа с раздаточным материалом.
Как бы мы не старались, без данного метода невозможно обойтись.
Используются инсценирование, аудио-сопровождение на современном материале (песня на стихи Маяковского в исполнении группы «Сплин», романсы к фильму по пьесам Н. Островского и т.п.), иллюстрирование, и т.д.
Региональный компонент играет большую психологическую роль в подаче материала.
Например, использование стихотворений местных поэтов.
Сегодня я летала во сне,
Метлою разгоняя ворон
А Чехов, поправляя пенсне,
Из Мелихово шлет мне поклон.
Усадьба у него хоть куда,
Шесть соток отдыхают моих,
Я приземлилась возле пруда
И сперепугу выдала стих.
А он сказал, я прозу пишу
А вас покинуть дом попрошу
И в небо помахал мне рукой.
На чайку я, увы, не тяну.
Досадно, но придется учесть.
И ждет меня палата в Крыму
Под номером, естественно, шесть.
Н. Астафьева. Лит.объединение Шемонаихинского района «Звено Алтая» (При изучении творчества А.П. Чехова.)
Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму. Используется для приобретения учащимися умений и навыков.
Использую вариацию алгоритма: работа по ключевым словам, как пунктам плана при конспектировании. Студенты читают текст, затем им предлагается познакомиться со словами, дающимся вразброс, что усиливает познавательную деятельность. Учащимся приходится вчитываться в текст. Затем идет непосредственно конспектирование.
При работе по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему и намечает пути ее решения, скрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образец процесса научного познания. Учащиеся следят при этом за логикой решения проблемы, знакомятся со способами и приемами научного мышления. Решение проблемы является результатом отклонения ошибочных гипотез и выбора правильных.
Гипотеза ложного авторства Шолохова является проблемной ситуацией.
Он состоит в создании серии творческих задач, каждый из которых служит шагом на пути решения задач урока.
Дать соответствующему понятию название произведения Островского.
Не занимай чужого места – « Не в свои сани не садись»
Примером урока с использованием метода исследования может служить урок по произведение «Гроза», задача которого состояла в доказательстве того, что Катерина соответствует статусу трагедийной героини, а отнюдь не является персонажем тривиальной мещанской драмы с неестественно катастрофической развязкой.
Но рефлексию можно применять не только по окончании урока.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния (по Т.А. Онапа) целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания: «Я не знал…», «Теперь я знаю…»); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме.
Внеклассная работа также способствует развитию познавательного интереса, так как затрагивает эмоциональные, психологические аспекты..
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
Загвязинский В. И. Педагогическое творчество преподавателя. — 2000.
Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1994.
Левитес Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. — Мурманск, 1997.
Выбранный для просмотра документ Методы и приемы личностно- ориентирован.обучения.ppt
Применение личностно-ориентированного подхода в процессе обучения.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ВВЕДЕНИЕ
Объект исследования— сущность концепции личностно-ориентированного обучения.
Предмет исследования— концепция личностно-ориентированного обучения и применение этой концепции на практике.
Целью данной курсовой работы является характеристика практического применения личностно-ориентированного подхода в процессе обучения.
В связи с этим поставим перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования
2.Изучить концепции личностно-ориентированного обучения
3.Изучить основные понятия раскрывающие сущность данной концепции.
4.Изучить основные положения наиболее интересных технологий действующих в рамках данной концепции.
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство всей России. Большинство педагогических коллективов нашей страны настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.
Такая популярность личностно-ориентированного подхода несомненно обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Перечислим некоторые из них.
1.Динамичное развитие российского общества в целом требует формирования в человеке не столько социально, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
2. Специалисты в области психологи и социологи отмечают, что нашим нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, подталкивает педагогов к применению новых подходов и методов, которые необходимо применять во взаимодействии с учащимися.
3.Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда следуют то, что необходимо построение личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников.
Однако следует заметить, что одного осознания целесообразности преобразований еще недостаточно для того, чтобы их осуществить. Бесспорно в настоящее время существует немало так называемых «белых пятен» поэтому целесообразно применение личностно-ориентированного подхода в педагогической практике. Самое главное систематизировать уже накопленные исследователями и практиками знания о данном подходе и на их основе попытаться расширить границы его использования в деятельности педагогов.
Личностно-ориентированный подход – это прежде всего подход. Если при анализе средств педагогической деятельности воспользоваться методом классификации, то личностно-ориентированный подход окажется в одном ряду с возрастным, индивидуальным, деятельностным, коммуникативным, системным и другими подходами.
Основные идеи личностно ориентированного обучения:
дети приходят к знаниям из своего личного опыта и от общения с окружающим миром;
уважать идеи детей и использовать их в учебном процессе;
создание возможности выбора;
учитель стимулирует рост и развитие детей, подкрепляя их интересы, нужды и достижения;
организация среды деятельности школьника;
развитие чувства общности (делиться местом в круге, вниманием, участвовать конструктивно в работе, вовлекать в деятельность других, быть доброжелательным, сотрудничать, разрешать конфликты);
самостоятельность и ответственность;
родители – участники процесса.
Изучение педагогических публикаций не позволяет в полной мере выяснить, что же все-таки педагоги-исследователи понимают под подходом, какой смысл вкладывается при использовании этого понятия. Если обратиться к философии, где родились многие научные подходы, которые впоследствии стали использоваться педагогической наукой и практикой, то можно обнаружить, что философы склонны понимать под подходом ориентацию человека в познавательной или преобразовательной деятельности. К примеру, применение системного подхода они увязывают с ориентацией человека, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система; использование модельного подхода констатируется тогда, когда модель изучаемого или преобразуемого объекта выступает в качестве основного ориентира осуществляемой деятельности. В большинстве случаев человеческая деятельность, как утверждают философы, строится на основе не одной, а нескольких ориентации. Разумеется, избираемые им ориентации должны быть не взаимоисключающими, а дополняющими друг друга. Вместе они составляют стратегию деятельности и обусловливают выбор тактики действий в конкретной ситуации и в определенный промежуток времени. Необходимо подчеркнуть, что из всего диапазона подходов, применяемых в деятельности, одна ориентация является приоритетной (доминирующей), благодаря которой формируется качественное своеобразие почерка деятельности человека.
Большинство исследователей считает, что подход включает в свой состав три основных компонента:
1. основные понятия, используемые в процессе познания или преобразования;
2. принципы как исходные положения или главные правила осуществляемой деятельности;
3. приемы и методы построения процесса познания или преобразования
Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
В сформулированном определении отражена сущность данного феномена и выделены наиболее важные его аспекты, такие как:
Определение понятия и сущностных характеристик личностно-ориентированного подхода позволяет ответить на второй вопрос: чем он отличается от традиционных подходов?
Покажем главное его отличие от такого традиционного подхода, как индивидуальный. Использование в педагогической деятельности и того и другого подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако если при применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, то при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка – освоение учащимися социального опыта, т.е. каких-то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго – с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьников. В этом и заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.
Охарактеризуем три составляющие данного подхода.
Первая составляющая – основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняют или даже делают невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести следующие:
Вторая составляющая – исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо учителя или руководителя образовательного учреждения. Назовем принципы личностно-ориентированного подхода:
Принцип самоактуализации . В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Принцип субъектности . Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.
Принцип выбора . Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
Принцип творчества и успеха . Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
Принцип доверия и поддержки . Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.
И, наконец, третий компонент личностно-ориентированного подхода – это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:
Большинство педагогов-исследователей склонно включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации. Использование личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников, как полагает Т. В. Фролова, невозможно без применения методов диагностики.
Наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия.
На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы, что личностно-ориентированный подход –это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Если при анализе средств педагогической деятельности воспользоваться методом классификации, то личностно-ориентированный подход окажется в одном ряду с возрастным, индивидуальным, деятельностным, коммуникативным, системным и другими подходами.
Каждый ученик, признавая уникальность другого человека, обязан уметь взаимодействовать с ним на гуманных основаниях, т.е. обладать коммуникативной компетенцией, быть толерантным.
Коммуникативность – универсальная компетенция личности, а толерантность – одна из важнейших характеристик коммуникативности. То есть ученик должен уметь понимать другую точку зрения или мотивы деятельности другого человека, реализуя тем самым свою социальную роль и предназначенность. Умение личности взаимодействовать относится не только к другим отдельным ученикам, но и к группам, коллективам, обществам, а также к самому себе (рефлексивно). Взаимодействие ученика с другими субъектами предполагает наличие, сохранение или изменение его первоначальной позиции. Таким образом, коммуникативная деятельность обеспечивает развитие ученика, создание им новых образовательных результатов, обогащенных, знанием, пониманием, диалогом с результатами других его современников.
ГЛАВА I I РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАНОНОГО ПОДХОДА
Личностно ориентированное обучение и его особенности
Личностно ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, где в центре стоит ученик со своими личностными качествами, и процесс обучения строится в зависимости от возможностей и запросов ребенка, его желаний.
ЛОО– это педагогика, направленная на ребенка, через организацию, кооперацию, коммуникацию, самовыражение. Это обеспечивает ответственность, самостоятельность и гражданственность в жизни.
Смена доминант в обучении. Ученик – центр учебного процесса. В
последние годы произошла смена доминант в обучении от общественного заказа на уровень образования личности к индивидуальной потребности каждого человека соответствующего собственным запросам уровня образования. Признание ученика главной фигурой в обучении, составляет основу ЛОО. Это связано с новым взглядом на личность:
ребенок – личность, которая живет сейчас;
личность субъект в педагогическом процессе;
·личность – цель образования;
приоритетные качества личности –это важные этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, …)
ЛОО базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.
И.С.Якиманская делает акцент в ЛОО на формирование «Я-концепции» и субъектный подход к учащемуся. «В основе его (ЛОО) лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развитие ни как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым СУБЪЕКТНЫМ опытом…
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет, по нашему мнению, суть личностно-ориентированной педагогики».
Сущность феномена ЛОО заключается в следующем:: в центре процесса обучения личность учащегося с его уникальными индивидуальными способностями, неповторимым субъектным опытом, интересами и склонностями, а это значит, что учебный процесс необходимо организовать так, чтобы все это было востребовано самим обучающимся и получило дальнейшее развитие.
Системообразующим стержнем ЛОО является личность учащегося, на которую необходимо ориентироваться преподавателю в учебном процессе.
К проблеме личностно ориентированного обучения обращается и Д.Г. Левитес. Он отмечает: «Образовательный процесс личностно ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении».
Технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития.
В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного обучения (Т. И. Кулыпина, Е. В. Бондаревская, В. П. Сериков, И. С. Якиманская).
По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия.
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде
На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы, ч то под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения педагог-ученик построены на принципах сотрудничества.
В свою очередь технологии личностно-ориентированного обучения – оказывают максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. В качестве исходной необходимо прежде всего принять то, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает благоприятную среду для его развития.
Реализация личностно-ориентированного обучения не возможна без четкого уяснения педагогами принципов его построения. К наиболее важным принципам личностно-ориентированного образования относятся следующие:
1. Цель обучения должна быть направлена на развитие личности, общих и специальных способностей.
2.Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения.
3.Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить способы и стратегии познания.
4.Самостоятельная работа ученика должна постепенно превращаться в самообучение, саморазвитие, самореализацию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Считаю, что я выполнила поставленные перед собой задачи, а именно проанализировала научно-методическую литературу по проблеме исследования, изучила концепции личностно-ориентированного обучения, изучила основные понятия раскрывающие сущность данной концепции, изучила основные положения наиболее интересных технологий действующих в рамках данной концепции.
Также выполнена поставленная цель, мною было охарактеризованно практические применения личностно-ориентированного подхода в процессе обучения.
Чтобы реализация личностно-ориентированного обучения была более эффективной учителю необходимо знать его основные законы. Ученик в образовательном процессе сначала выступает как субъект своей активности, затем – собственного развития, после чего – своей жизни. Обучение должно основываться на уже имеющемся индивидуальном опыте ребенка, усиливая и развивая его самобытность. Педагог учитывает индивидуальные различия школьников по ходу образовательного процесса.
В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы познания, предполагающие активную познавательную позицию школьника.
Учитель должен уметь проектировать образовательную технологию на основе анализа текущей образовательной ситуации.
Система оценивания должна строиться на основе разнообразных видов рефлексии и содержать как качественные, так и количественные способы оценивания процесса и результатов познавательной деятельности.
В творческой деятельности ребенок, прежде всего, является автором своей работы и лишь, затем приобщается к образцам мировой культуры.
Роль учителя – организация образовательной среды, в которой ученик образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения.
Образовательная продуктивность учащихся возрастает, если они осознанно участвуют в определении целей обучения, выборе его форм и содержания.
Творческая результативность обучения влияет в большей мере на развитие личностных качеств учащихся, чем на уровень усвоения ими образовательных стандартов.
Диагностика личностных образовательных приращений ученика оказывает более эффективное влияние на качество образования, чем диагностика и контроль его образовательных результатов по отношению к внешне заданным стандартам.
В зависимости от философско-педагогических основ, целей и технологий личностно-ориентированное обучение имеет разновидности: природосообразное, развивающее, проблемное, эвристическое и др.
Главным отличием личностно-ориентированного образования от индивидуализации являются следующие позиции:
· целенаправленное развитие личности;
· индивидуализация через средства учения, а не только обучения;
· обеспечение широкого спектра позиций и ролей в ходе познания внутреннего и внешнего миров;
· передача управления учением «в руки ученика»;
· многоуровневая рефлексия (введено автором) учеником его опыта, в особенности познавательных стратегий, а не отдельных учебных действий и результатов;
· развитие и оптимизация познавательных стратегий ученика;
· самообучение, саморазвитие, самореализация;
· внутрисубъектность образовательных технологий.
Индивидуализация обучения выступает фундаментом построения личностно-ориентированного образования.