в методике начального обучения русскому языку выделяются следующие виды изложений

Методика обучения изложению в младших классах

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области

«Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

Методика обучения изложению

учащихся младших классов

учитель начальных классов

При обучении русскому языку учащихся младших классов одной из актуальных проблем остаётся развитие речемыслительной деятельности. Основными видами работ, направленных на развитие связной устной и письменной речи являются пересказы, изложения и сочинения.

Письменные пересказы принято называть изложениями.

Изложение – это письменный и устный вид работы, при котором учащиеся на основе образца строят свой собственный текст. Изложение-это вид деятельности, при котором проявляется деятельность сил ребенка-памяти, воображения, логического мышления, что ведет к развитию этих сил. Изложение-средство обучения речи, средство для формирования и совершенствования умений, необходимых для реализации коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях.

Обучение изложению имеет комплексный подход и не заключён в рамки одного урока русского языка.

На уроках русского языка и литературы, на ИГКЗ я использую специальные упражнения, способствующие излагать свои мысли грамотно, логично, последовательно. Данные упражнения помогают в дальнейшем выстраивать письменные пересказы, т.е писать изложения.

К таким специальным упражнениям относятся:

-Правильно построй предложение. Например, Облака медленно плывут сверху леса.

— Ответь на вопрос словами героя.

-Озаглавь каждый абзац текста.

-Перескажи слова героя своими словами.

-Замени неправильное слово правильным. Например, Пётр Иванович работал доктором на корабле. Он был кораблиным врачом.

-Перестрой предложения. Например, Под Москвой много лесов, а под нашим домом есть большой погреб.

-Измени предложения так, чтобы было понятно, к какому слову относится местоимение. Например, Мальчик завёл щенка. Он любит побегать.

-Отредактируй предложения, употребив глаголы в нужной форме. Например, Ребята натянут сетку и играют в волейбол.

-Замени повторяющиеся слова синонимами. Например, Маша испекла пирог. Маша очень старалась. Маша разрезала пирог на части.

-Подбери синонимы из литературного языка. Например, Мы вчера с ребятами клёво поиграли в футбол.

-Отредактируй предложения. Убери ненужные слова. Например, На скатерти Галя красиво расставила на ней тарелки.

-Определи границы предложения.

-Восстанови деформированный текст.

-Подбери синонимы, антонимы к словам.

-Объясни значения слов.

-Перескажи текст по плану.

— Придумай продолжение истории.

Методика работы над изложением состоит из нескольких этапов(они для вас не новы, но я их проговорю):

2 этап. Постановка цели. Ученика надо заинтересовать.

Ты не только научишься со временем грамотно и красиво излагать свои мысли, но и лучшее сочинение прочитаем в классе, повесим на стенд, прочтём на родительском собрании.

3 этап. Знакомство с текстом. Текст раздаётся каждому ученику. Читает учитель, слушают аудиозапись. Перед чтением обязательно нацелить на то, что нужно будет ответить на вопросы.

4 этап. Беседа. Вопросы по тексту.

5 этап. Чтение текста учениками с заданием определить количество частей в тексте, составить план.

6 этап. Орфографическая подготовка. Работа с трудными словами, с оборотами речи; опорные слова.

7 этап. Лексическая подготовка. Подбор синонимов, антонимов, работа над пониманием значения слов.

8 этап. Пунктуационная подготовка. Объяснить постановку знаков препинания.

9 этап. Устный рассказ учащихся по плану( по пунктам плана).

10 этап. Повторное чтение текста учителем. Тексты убраны. Сверяются с планом, с опорными словами.

11 этап. Запись изложения. Чаще на черновик.

12 этап. Самопроверка.

Анализ итогов изложений показывает, что данный вид работы является достаточно трудным, так как перед ребёнком встаёт сразу несколько задач:

1. Передать точно, последовательно, без искажений и пропусков содержание текста.

2. Передать содержание грамматически и стилистически верно.

3. Написать изложение, не допуская орфографических ошибок. Решение всех этих задач на одном уроке – работа очень трудная. В методике предлагают эти трудности разрешать на одном уроке, который предусматривает лексическую, грамматическую и орфографическую подготовку. Однако, несмотря на то, что многие слова выписаны на доске, составлен план, учащиеся допускают многочисленные ошибки в этих словах и в логическом построении текста.

Проблема предупреждения орфографических и лексических, грамматических и стилистических ошибок стоит достаточно остро. Часть ошибок базируется на незнании детьми многих орфограмм, часть допускаются из-за возрастных особенностей, часть из-за несформированности умения распределять внимание между изложением содержания и грамотностью написания.

Список использованной литературы

Источник

Учимся писать изложения в начальной школе

Изложение в 1-4 классах

Изложение — письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста. Изложения и сочинения рассматриваются как наиболее действенные упражнения в развитии связной речи учеников. Наряду с другими видами работ в начальной школе они учат основным умениям работы с текстом, активизируют мыслительную и творческую деятельность.

Виды изложений

По отношению к объему исходного текста:

По отношению к содержанию:

По структуре исходного текста:

Начинать обучение изложению следует с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный младшекласснику. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов.

В учебнике «Русский язык. 4 класс» есть несколько примеров упражнений с изложениями.

Работа над изложением во втором классе (с примером из учебника)

В один из золотых осенних дней собрались к отлету журавли. С восходом солнца высоко поднялись птицы.

Покружились они над родным болотом и потянулись в дальние теплые страны. С ясного неба слышны их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли!

(По И. Соколову-Микитову)

О ком и о чем говорится в тексте? Как его можно озаглавить? Выбери один из заголовков: «Золотые осенние дни», «Журавли летят», «Отлет журавлей». Какой заголовок ты выбрал и почему?

Когда собрались журавли к отлету?

Когда они полетели?

Как птицы прощались с родиной?

Как прощался с журавлями автор?

в методике начального обучения русскому языку выделяются следующие виды изложений. Смотреть фото в методике начального обучения русскому языку выделяются следующие виды изложений. Смотреть картинку в методике начального обучения русскому языку выделяются следующие виды изложений. Картинка про в методике начального обучения русскому языку выделяются следующие виды изложений. Фото в методике начального обучения русскому языку выделяются следующие виды изложений

Методика «Прогнозирование содержания текста»

Проверка изложения

Во втором классе проверка работ должна носить обучающий характер. Чтобы дети не боялись, можно разрешить им писать карандашами. Если дети пишут ручками, при первой проверке учитель отмечает ошибки карандашом. Красного цвета быть не должно. На уроке рефлексии дети могут переписать текст с учетом исправлений, и только после этого выставляются отметки.

Можно ставить две отметки: за содержание и речевое оформление и за грамотность, или же одну — в целом за изложение. В школе должен быть единый стандарт. Учителя решают коллективно, сколько отметок ставится: одна или две.

Критерии по оценке изложений

Оценка содержания и речевого оформления:

Источник

Виды изложений и методика их проведения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Виды изложений и методика их проведения

Система и проведение письменных работ

приведёт к положительным результатам,

даст развитие учащимся, обогатит их навыками

изложения мысли, сэкономит время, повысит

Основные положения методики развития речи при написании изложений

Конечная цель обучения – сформировать у учащихся комплекс коммуникативных умений, необходимых для создания текста в различных ситуациях общения.

Базой формирования умений являются теоретические (речеведческие) знания, которые должны быть усвоены.

Изложение – одно из средств формирования коммуникативных умений.

Каждый следующий вид изложений (с учётом типа текста, способа его восприятия, характера воспроизведения) призван закреплять имеющиеся и формировать новые умения связной речи.

В методике обучения связной речи учителем (при проведении любого урока по развитию речи) должна вестись работа над важными основными признаками текста:

Тематическое и смысловое единство

Все части текста связаны с коммуникативной задачей пишущего (говорящего): общение, сообщение, воздействие – с темой и основной мыслью высказывания.

Возможность деления текста на более мелкие части (разные по объёму), взаимосвязанные и взаимообусловленные.

При этом или каждое следующее предложение связано с предыдущим (цепная связь), или все предложения, начиная со второго, связаны с первым, раскрывают его содержание (параллельная связь).

в методике начального обучения русскому языку выделяются следующие виды изложений. Смотреть фото в методике начального обучения русскому языку выделяются следующие виды изложений. Смотреть картинку в методике начального обучения русскому языку выделяются следующие виды изложений. Картинка про в методике начального обучения русскому языку выделяются следующие виды изложений. Фото в методике начального обучения русскому языку выделяются следующие виды изложений в методике начального обучения русскому языку выделяются следующие виды изложений. Смотреть фото в методике начального обучения русскому языку выделяются следующие виды изложений. Смотреть картинку в методике начального обучения русскому языку выделяются следующие виды изложений. Картинка про в методике начального обучения русскому языку выделяются следующие виды изложений. Фото в методике начального обучения русскому языку выделяются следующие виды изложений

по способу восприятия по характеру воспроизведения

По способу восприятия текста изложения делятся на

изложения, в которых исходный текст воспринимается на слух

(читает учитель или под запись на диске);

изложения, в которых текст воспринимается зрительно

(перед глазами ученика, например, текст учебника или

3. изложения, в которых текст воспринимается на слух и зрительно

Есть и такая классификация изложений (Т. А. Ладыженская)

По отношению к содержанию исходного текста

— изложение с дополнительным заданием

По осложнённости языковым заданием

— с лексическим заданием

— с грамматическим заданием

— с синтаксическим заданием

По восприятию исходного текста

— изложение услышанного (воспринятого на слух)

— изложение воспринятого и на слух и зрительно

По степени знакомства с исходным текстом

— изложение незнакомого текста

— изложение знакомого текста, известного учащимися.

По характеру воспроизведения текста изложения различаются

Содержание исходного текста

— воспроизводится полно, со всеми подробностями,

— сохраняется тип текста,

— выдерживаются его композиционные и языковые особенности.

Главная дидактическая задача изложения этого вида – сформировать у учащихся умение подробно пересказывать тексты разных типов и стилей.

Задача ученика – понять позицию автора, осмыслить текст как определённое смысловое, структурное и стилистическое целое и адекватно воспроизвести его.

У учащихся при работе над подробным изложением формируются и совершенствуются такие коммуникативные умения:

— умение раскрыть тему и основную мысль высказывания определённого типа и стиля;

— умение использовать композиционные и языковые средства исходного текста в соответствии с коммуникативной задачей и идейным замыслом автора;

— умение совершенствовать написанное.

В процессе работы над таким изложением будут развиваться и совершенствоваться и более частные речевые умения и навыки :

— умение выделить и осмыслить композиционные и языковые средства данной жанровой и стилистической разновидности повествования;

— умение составить и оформить план, отражающий основную мысль, структуру и стиль текста;

— умение правильно (с точки зрения литературной нормы) и целесообразно употребить определённые лексические и грамматические средства.

— Воспроизводится не весь текст, а какая-то его часть, связанная с определённой темой;

— изменяется тип исходного текста;

— подвергается и изменениям и его композиция.

Главная дидактическая задача изложения этого вида – сформировать у учащихся умение вычленять нужный материал, систематизировать отобранное, привести в систему всё выбранное (расположить логически верно и связать части собранного).

У учащихся при работе над выборочным изложением формируются и совершенствуются такие коммуникативные умения:

— умение выбрать из текста (текстов) материал на заданную тему;

— умение определить основную мысль предстоящего высказывания в случае её несовпадения с основной мыслью исходного текста;

— умение систематизировать собранный материал в соответствии с основной мыслью нового высказывания;

— умение построить высказывание иного типа по сравнению с типом исходного текста;

— умение в соответствии с поставленной коммуникативной задачей использовать речевые средства исходного текста, а также находить «свои» слова и словосочетания для связи отобранного материала.

До проведения урока написания выборочного изложения ученики должны научиться выполнять разнообразные по характеру подготовительные упражнения:

— извлечение из текста какой-то части,

— определение темы изложения,

— устное выборочное изложение.

Найти в тексте и прочитать часть, связанную с определённой темой.

Найти в тексте и прочитать часть, соответствующую изображённому на иллюстрации.

Ученикам предлагается тема, материал к которой рассредоточен в тексте. Его надо выбрать, затем прочитать.

Это списывание, в основе которого лежит тематический отбор.

Выписать из текста часть, где говорится о том, что …;

Выписать из текста предложения, в которых раскрывается указанная тема;

Выписать предложение, в котором заключена основная мысль и т. д.

Извлечение из текста какой-то части

— Каждое предложение читается под углом зрения его отношения к заданной теме.

— Нужный материал подчёркивается.

Определение темы изложения

— Предлагается (в записи на доске) уже отобранный из знакомого текста материал на одну из подтем (микротем).

— Задача ученика – определить тему высказывания и доказать её.

Устное выборочное изложение

— устный выборочный пересказ позволяет проанализировать с учениками достоинства и недостатки созданных текстов,

— учит объединять, систематизировать материал, собранный в процессе работы над текстом,

— использовать свои языковые средства при создании нового высказывания.

Источник

Изложение в начальной школе

Изложение текста представляет собой сочетание двух видов речевой деятельности – восприятие чужого текста и его воспроизведение. Восприятие текста осуществляется с помощью слушания и чтения, в результате чего достигается понимание текста. Понимание связывает в единый процесс мышление и речь. Особенно труден для детей процесс расчленения мысли, оформления её в слова. Мысль не поступает во внутреннюю речь в готовом виде, именно здесь, во внутренней речи, она “формулируется и формируется” по мнению Л.С.Выгодского. Этой задаче – научить детей членить смысл на предложения и слова и служат изложения текста.

Что же представляет собой текст, воспринимаемый детьми на слух или зрительно при подготовке к изложению? Это, как правило, монолог, построенный как свёрнутый диалог, как цепочка вопросов и ответов реального говорящего (пишущего) и мысленно слушающего (читающего), монолог определённого типа, вида и стиля речи. Работая над умением воспринимать текст, учитель одновременно учит детей запоминать текст, сохранять его в памяти. Как показывает практика обучения изложениям, ученик запоминает текст, пользуясь 2 видами памяти: отдельные места – дословно, активизируя оперативную память, основную же часть текста запоминает не в словах, а в переработанном виде – в образах-схемах. Запомнить чужое высказывание легче, если оно подаётся в память блоками (образами-схемами). Именно поэтому необходимо учить детей воспринимать текст, схематически фиксируя его структуру.

Так, при восприятии текста – описания необходимо научить детей запоминать слова, обозначающие предмет и его признаки, располагая их в определённой последовательности. Развитию умения воспринимать текст и запоминать его служит смысловой и структурный анализ. Схематически процесс изложения текста можно представить:

в методике начального обучения русскому языку выделяются следующие виды изложений. Смотреть фото в методике начального обучения русскому языку выделяются следующие виды изложений. Смотреть картинку в методике начального обучения русскому языку выделяются следующие виды изложений. Картинка про в методике начального обучения русскому языку выделяются следующие виды изложений. Фото в методике начального обучения русскому языку выделяются следующие виды изложений

Воспроизвести текст – значит перевести внутреннюю речь во внешнюю. Работу по формированию умений воспринимать текст следует проводить как на слух, так и зрительно. Воспроизведение текста – это его пересказ.

Требования к текстам для изложений

Все изложения можно разделить на следующие виды:

по отношению к объёму исходного текста различают подробные и сжатые изложения. Задача подробного изложения – воспроизвести как можно более полно содержание исходного текста. Задача сжатого изложения – передать это содержание кратко, обобщённо. Это требует умения отобрать в исходном тексте основное, существенное. При этом степень сжатия текста может быть различной. В зависимости от конкретной речевой задачи исходный текст может быть сжат наполовину, на три четверти и т.д. Если при подробном изложении сохраняются стилевые особенности исходного текста, то при сжатом изложении это не обязательно.

по осложнённости языковым заданием выделяются изложения с лексическим, грамматическим, стилистическим и др. заданиями. Среди этих заданий можно выделить 2 типа:

— предлагается изменить форму лица, времени, наклонения, например, передать содержание исходного текста в форме не прошедшего времени, а настоящего;

— предлагается употребить в изложении определённые слова, словосочетания, предложения, имеющиеся в исходном тексте. Такие языковые средства отличаются в тексте, выделяются, выписываются и т.д.

по восприятию исходного текста различаются изложения

— прочитанного, воспринятого зрительно текста;

— услышанного, воспринятого на слух текста;

— текста, воспринятого на слух и зрительно.

Эти виды изложений учитывают целесообразность развития разных особенностей учащихся к восприятию текста.

по степени знакомства с исходным текстом различают изложения незнакомого и знакомого, т.е. воспринятого ранее, известного учащимся текста.

по отношению к содержанию исходного текста различаются изложения полные, выборочные, с дополнительным заданием. В полных изложениях содержание исходного текста передаётся полностью. В выборочных изложениях воспроизводится какая-то одна тема из “рассыпанных”, находящихся в разных частях тем (микротем) исходного текста. В изложениях с дополнительным заданием исходных текст перерабатывается так, что в итоге его содержание не совпадает с созданным. Можно выделить 2 группы заданий к таким изложениям:

— дописать начало (вступление), конец (заключение), изложить текст от имени другого лица и т.п., ввести в него элементы описания (внешности героев, времени, места действия), диалог, рассуждение по затронутому в тексте вопросу. В этом случае вносятся изменения в исходный текст;

— предлагается ответить на вопросы, высказать своё мнение по поводу изложенного в тексте и т.д. В этом случае в исходный текст не вносится никаких изменений – автор создаёт свой текст, как правило после изложения исходного.

В методике иногда называют и другие основания для выделения видов изложений. Несомненно, при разработке методики проведения изложения необходимо учитывать указанные характеристики исходных текстов, чтобы подобрать текст, который отвечал бы определённым задачам.

Методические особенности работы над различными типами изложений в начальной школе

Изложение – традиционный вид учебной работы по развитию связной речи школьников. Каждый вид изложения преследует свою цель. Учителю, для достижения учащимися этой цели, необходимо знать и владеть методикой работы над изложением.

Методика работы над подробным изложением

Понятие об изложении вводится во 2 классе. Для 1 этапа работы удобнее всего использовать подробное изложение по зрительно воспринимаемому тексту. На 2 этапе все знания об изложении закрепляются, систематизируются.

У.: Как вы думаете, что значит написать изложение? Изложить – это значит пересказать содержание текста, передать его кому-то точно, полно и последовательно, так, чтобы собеседник понял, о чём и о ком идёт речь. Как нужно пересказывать текст? (дети читают и комментируют памятку).

Учитель читает текст, обращает внимание на смысловую целостность текста: о чём говорит заглавие, выделяет опорные слова, выясняет смысл непонятных слов, их написание. Языковая подготовка к изложению должна включать помимо выяснения непонятных слов, работу над лексикой, опорно-выразительными средствами, может сочетаться с работой над планом и композицией текста. Чтобы правильно составить план, дети уже при ознакомительном чтении должны определить, какой тип речи доминирует в данном тексте. Работа над композицией включает в себя:

— повторение сведений о рассказе как о литературном жанре;

— теоретический анализ композиционных особенностей рассказа. Из каких частей состоит рассказ? Что связывает в единое целое различные части рассказа? Как схематично можно изобразить построение любого рассказа? Итак, что вы знаете о рассказе? Назовите какой-нибудь рассказ. Докажите, что это рассказ. Важно, чтобы дети вспомнили, что в основе рассказа лежит случай, эпизод, происшествие. В рассказе главное – развёртывающееся в определённой последовательности действие, которому подчиняется описание героев, места и времени действия. В рассказе 4 части: завязка (начало действия), развитие действия, кульминация, развязка.

У.: Отражено ли в данной схеме содержание рассказа, который вы прослушали? (Нет, в данной схеме указаны только части, а их названия отсутствуют). Чтобы отразить в схеме рассказа его содержание, мы должны составить план (коллективная работа над планом рассказа). Составление плана опирается на 2 основных умения: выделять смысловые части и сжимать их до кратких формулировок.

Дети читают второй раз текст с установкой на детальное чтение текста (выделить основные смысловые части текста). Открывается памятка “Как подготовится к изложению”:

1. Прочитай (прослушай) текст. Определи его тему и основную мысль.

2. Найди в тексте опорные слова.

3. Раздели текст на части, озаглавь их.

4. Найди буквы, которые надо проверить, объясни, почему так пишутся слова.

5. Прочитай текст ещё раз. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.

Работа над каждым пунктом памятки в отдельности. Работа над постепенным сжатием смысловых частей до формулировок плана.

Ещё раз перечитайте 1 часть и выразите её содержание в виде одного предложения. Наиболее удачный вариант записывается на доске. (Аналогично сжимается 2,3,4 части). В процессе работы над построением и языком текста учащиеся повторяют сведения о типах речи и под руководством учителя приходят к выводу, что в связном тексте все предложения связаны между собой. Для их связи используются специальные слова. Составляя план, дети решают две задачи: выделяют основные части и озаглавливают их; запоминают последовательность событий. Подготовка к устному пересказу текста, сам пересказ и написание изложения.

Методика работы над выборочным изложением

Выборочное изложение предполагает отбор материала, относящегося к определённой теме, персонажу или явлению. Следовательно, ученику прежде всего необходимо осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра, языковых особенностей и пересказать тем или иным способом (подробно или кратко, художественно или по-деловому). Именно поэтому выборочное изложение является связующим звеном между изложением и сочинением. На 1 этапе обучения необходимо, чтобы текст воспринимался не только на слух, но и зрительно. Выборочное изложение предлагается после проведения специальных уроков, связанных с выработкой умения раскрывать тему, реализовывать основную мысль высказывания. Тексты следует брать небольшие, чтобы они позволяли сосредоточивать внимание младших школьников на различного рода описаниях: цветка, дерева, животного… Одновременно на уроках чтения дети делают небольшие устные выборочные пересказы по прочитанным произведениям. Выборочный рассказ позволяет продолжить работу над умением собирать и систематизировать материал.

Памятка “Как подготовиться к выборочному изложению”:

1. Перечитай текст, отметь в нём те отрывки, которые относятся к герою.

2. Определи, о чём говорится в каждом отрывке. Пронумеруй каждый отрывок. Проверь, нет ли отрывков на одну и ту же тему. Если есть, поставь один и тот же номер.

3. Просмотри отрывки, расположи их по порядку, сгруппировав их.

4. Подбери к ним заглавия.

5. Просмотри ещё раз отмеченный текст, проверив, соответствуют ли заголовки содержанию отрывков.

6. Расскажи о герое, пользуясь планом.

Тексты подбираются таким образом, чтобы можно было показать детям, что в одних случаях весь материал на заданную тему расположен в одном месте и при пересказа не требуется вносить изменений в исходный текст, в других – нужный для выборочного пересказа материал рассредоточен по разных местам. Далее работа может строиться так:

— Учитель (или школьник, подготовленный заранее) выразительно читает текст.

— Беседа по содержанию. Определение жанра отрывка, формулировка основной мысли.

— Выделение объектов описания.

— Повторное чтение с установкой на изучающее слушание (выбрать материал, нужный для описания предмета, героя, события). Работа идёт параллельно на доска и в тетрадях.

— Анализ каждого выбранного детьми предложения сточки зрения его возможности для описания (в результате одни предложения исключаются, другие записываются). Так составляются рабочие материалы. Имея их перед глазами, дети убеждаются в том, что для пересказа необходимо изменить эти предложения, их последовательность, связать между собой.

— Беседа о форме нового текста на основе выбранного материала: с чего начать описание, чем его закончить, как связать отдельные части. Составление плана (внимание детей обращается на то, что план описания не соответствует последовательности изложения).

По этому плану может быть построен урок выборочного изложения.

Методика работы над сжатым изложением

Сжатое изложение текста – это краткий его пересказ. В основе лежит “свёртывание” или сжатие информации. Прежде чем записать текст, ребёнок должен его обработать, но не просто отбросить ненужную информацию и за этот счёт сократить текст, а так, чтобы через достаточно длительный промежуток времени можно было вновь развернуть текст без существенной её утраты. Процесс написания сжатого изложения слагается из ряда этапов, которые учитель должен использовать в работе с детьми:

1 этап. Аудирование – организация учителем восприятия текста (лучше зрительно) с установкой на ознакомительное чтение.

2 этап. Выделение главных смысловых частей плана, т.е. составление плана, которое опирается на 2 основных умения: выделять смысловые части и сжимать их до кратких формулировок. Учитель второй раз читает текст с установкой на детальное слушание: детям необходимо определить, сколько в тексте частей и выделить в каждой части опорные слова. Только после выделения основных частей текста ребёнок может приступить к свёртыванию информации, находящейся в каждой части. Результатом сжатия должно стать уменьшение объёма текста по сравнению с исходным при сохранении главных мыслей. Сюда же относится и работа по сокращению текста в соответствии с составленным планом.

3 этап. Учитель начинает обучение переформулированию каждой части и выбору наиболее удачных формулировок в соответствии с основной мыслью части. Критерий отбора заголовка – точность, соответствие основной мысли. При написании сжатого изложения переформулировка состоит в том, что сохраняются только главные мысли в каждой части, и они носят фразовый характер. Поэтому наступает момент сжатия фразы до назывного предложения, состоящего из 2-3 слов.

В качестве примера рассмотрим урок, посвящённый обучению учащихся приёмам сжатого изложения, проведённый в 3 классе.

Тема: Сжатое изложение по тексту “Кот в сапогах”.

Цель: Научить детей приёмам сжатого изложения.

Корабль шёл в открытом море. Вдруг моряки увидели в волнах корыто. А в корыте рыжий кот. Удивились моряки: как он здесь очутился? Спасли кота, накормили, назвали Тёмкой.

Все полюбили Тёмку. Он был ласковый, общительный. От него пахло домом, берегом. Каждая кошка напоминает семью, детство.

Но вскоре заметили, что Тёмка боится ступить на палубу. Похудел он, есть стал плохо. Электрики объяснили, что на нежные подушечки кошачьих лап действует электрический ток. Ведь железный пол палубы пронизан электрическим током.

Очень хотелось всем, начиная с командира, сберечь Тёмку. Не для того же спасали, чтобы погубить! И вот матрос Ожегов попросил у командира разрешение сшить коту сапоги. Сапожник снял с кота мерку, придумал фасон, выбрал мягкую красную кожу. Матросы и офицеры приходили смотреть на его работу. Все давали советы. Наконец кота обули. Сапоги были на шнурках с завязочками. Сначала Тёмка не хотел становиться на ноги, пытался сбросить сапоги. Да куда там… Вечером кота разували, утром обували. Привык он к сапогам. Смело бегал по палубе. Скоро у Тёмки появился аппетит, он прибавил в весе.

Забыли однажды обуть кота. Он терпеливо сидел в кубрике. Но вот по радио объявили команду на обед. И тут раздался дикий рёв. Это Тёмка требовал, чтобы его обули. Не хотел идти на палубу босым.

У.: Ребята, мы знаем, что об одном и том же можно рассказать и кратко, и подробно. Всё зависит от того, где мы общаемся. Иногда надо пересказать большую книгу, а времени мало, тогда мы обращаемся к сжатому пересказу. Умение сжато излагать очень сложное и ему надо учиться. Мы познакомимся с разными приёмами сжатия высказывания. С это целью мы будем писать сжатые изложения. Послушайте текст и попытайтесь ответить на вопросы, о ком или о чём говорится, и что об этом говорится. (Чтение текста). Как можно озаглавить текст? (Записывается на доске). Послушайте текст ещё раз и разбейте его на части (чтение текста). Сколько частей у вас получилось? (Всего 4 части). Работаем над каждой частью в отдельности. Каково основное содержание первой части (прочитать 1 абзац, дети должны изложить основное содержание, исключая подробности).

Д.: Вдруг моряки увидели в волнах корыто. А в корыте рыжий кот.

У.: А как ещё короче выразить основную мысль первой части? Переформулируйте.

Д.: Кот на корабле. (Записывается на доске).

У.: Что происходит с котом дальше?

Д.: Кот не может ходить по палубе. На него действует электрический ток.

У.: Как озаглавим вторую часть?

Д.: Беда кота. Кот в беде. Кот не может ходить. (Записывается на доске).

У.: Каково содержание третьей части?

Д.: Морякам хотелось спасти кота. Ему сшили сапоги из мягкой кожи. В них кот смело бегал по палубе.

У.: Как одним предложением выразить основную мысль третьей части?

Д.: Моряки спешат на помощь Тёмке.

Д.: Кота обули. Кот в сапогах.

У.: О чём говорится в четвёртой части? А здесь можно одним предложением выразить основную мысль?

Д.: Нет, здесь все предложения важны.

У.: Какие опорные слова возьмём в каждой части? Итак, у нас получился следующий план изложения с такими опорными словами. (Записано на доске).

4. Тёмка требует сапоги.Опорные слова

однажды, спасли, Тёмка, полюбили, ласковый

заметили, боится ступить на палубу, аппетит, электрический ток

спасти, сшили, смело бегал

забыли, терпеливо, команда на обед, дикий рёв, Тёмка требовал сапоги

У.: Перед тем, как приступить записывать рассказ, перескажите текст по плану своими словами, чтобы каждый пункт плана состоял не белее, чем из трёх предложений. (Пересказывают). Запишите сжатый текст.

Таким образом, при проведении изложений необходимо учитывать особенности данного типа и знать методику. Каждый вид изложения преследует свою цель. При разработке методики проведения изложения необходимо учитывать его характеристику. Текст должен соответствовать требованиям данного типа изложения. Работа над изложением обогащает словарь школьников, совершенствует синтаксический строй их речи, формирует навыки запоминания и воспроизведения в письменной форме исходного текста, закрепляет знания о типах речи и стилях, развивает логическое мышление школьников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *