в начале курса преподаватель составляет по обучению на дистанционном курсе
Дистанционное обучение (из опыта работы)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Дистанционное обучение: опыт учителей
В современной школе дистанционное образования является самостоятельной формой обучения с использованием информационных технологий как основного средства обучения.
Если сравнивать с классическим способом обучения, то дистанционное образование будет иметь ряд некоторых преимуществ:
— гибкость –учащиеся могут заниматься в любое время и в удобном месте;
— дальнодействие –не ограничены расстоянием и могут учиться вне зависимости от места проживания
— массовость – количество обучающихся может варьироваться;
— технологичность – использование новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
— социальное равноправие –все учащиеся не зависимо от места проживания и состояния здоровья могут одинаково получать материал и работать с ним.
— самодисциплина и ответственность.
Для реализации программы дистанционного обучения необходима система открытого образования, основанная на опыте обучения и имеющихся телекоммуникационных средствах..
Так же была разработана памятка «Садись за уроки», в помощь ученику.
Памятка « Садись за уроки»
1Садись за уроки в одно и тоже время.
2.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий
3. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо
4Уточни расписание занятий. Проверь, все ли задания записаны у тебя в дневнике.
5. Приготовь письменные принадлежности для выполнения заданий, убери все лишнее
6.Пришло время для выполнения заданий. Сядь удобно, открой учебник
Организовать учебную работу дистанционно — значит помочь ученику самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет. А для этого у ученика должны быть учебные материалы и задания, посильные для той возрастной группы, с которой мы работаем.
При всем многообразии возможностей было важно не перегрузить детей технологиями. Договорились, что средством для коммуникации, отправки и получения заданий будем использовать нашу корпоративную почту, где для каждого предмета создали свою папку, настроили фильтры, и все домашние задания, которые выполнили ученики, приходят на почту в определенную папку. Педагог просматривает работы, ставит отметку ребенку, отвечая ему в письме и дает краткое объяснение. Так же отметка выставляется в «Сетевой город». Учитель, ведущий переписку с учеником, может облегчить процедуру обработки получаемых сообщений путем установления правил, по которым обрабатываются адресованные ему почтовые сообщения. В частности, можно осуществить анализ сообщений по таким признакам, как «отправитель сообщения», заданные слова в поле «тема», по пометке важности сообщения, по наличию присоединенного файла и т.п. Среди возможных алгоритмов обработки сообщений следует упомянуть сортировку сообщений по различным папкам, автоматическую отправку заранее подготовленного сообщения (ответа), выделение сообщения цветом и т.д. Как отмечалось выше, получатель сообщения может прочитать его в удобное для себя время
Родители стали активными помощниками в организации образовательного процесса, так как без них в начальной школе ребенку непросто перестроися на другую форму работы.
Учи.ру всегда предоставляла неограниченный доступ ко всем своим ресурсам для школ и учителей, а также для учеников, когда те занимаются вместе с педагогом. В связи с переходом на дистанционное обучение платформа запустила ряд новых решений.
Педагоги нашей школы активно используют этот ресурс и вне. Плюсом этого портала является то, что на выполнение задания отводится определенный промежуток времени, и ребенок сам распределяет, когда он выполнит.
Перед тем, как начать подготовку к уроку, мы ставим для себя такие вопросы:
-Чему я хочу научить моих учеников?
-Как ученики этому научатся?
-Как я могу поддержать их?
— Как я смогу узнать, поняли дети материал или нет?
Работа педагога проходит с опорой на календарно-тематическое планирование. Детей мы учим самостоятельному поиску информации, а также ее обработке с использованием технологий, рациональному использованию своего времени, продуктивному сотрудничеству с одноклассниками, учителями, родителями и ещё очень многому.
Также трудно даются проверка и контроль. На обычных уроках велика роль учителя: он помогает детям организовать себя, спланировать работу. В дистанционной работе контроль со стороны учителя снижен, невозможно проследить, что дети решают самостоятельно, и здесь велика роль родителя – помочь, уделить внимание, где-то вместе прочитать, вместе составить план работы и отдыха, поучаствовать с ребенком в проекте, заинтересовать, проконтролировать, но не делать вместо ребенка, желая, чтобы у ребенка были отличные оценки.
Сложности дистанционного обучения
Дистанционное обучение требует организованности и собранности. К примеру, маленьким детям такое образование дается с огромным трудом. Для них способность концентрироваться самостоятельно, без стороннего контроля, не всегда заканчивается положительным результатом. Поэтому за младшими школьниками родителям все равно приходится следить. По этой причине дистанционная форма обучения больше подходит средней и старшей школе.
В освоении электронного дистанционного образования существует несколько проблем:
Вторая проблема, это возможность недобросовестно выполнять работу, всегда можно обратиться за ответами в сеть интернет или к родителям и товарищам.
Дистанционное образование – это процесс, который может требовать длительной подготовки и лучше его внедрять поэтапно. Мы, думаем, дистанционное обучение будет хорошим помощником ребёнку, находящемуся на больничном или во время карантина в школе, или же для индивидуальных занятиях с отдельным учеником. Но оно, по-нашему мнению, не может заменить живого общения учителя и ученика. Нет моментальной обратной связи. В школе, когда смотришь на детей, то можно понять, когда в урок необходимо внести изменения: уменьшить темп, увеличить нагрузку, дать физминутку, кого-то успокоить и т.д. При дистанционном обучении ученик лишен такой помощи, что приводит к неполноценному уроку.
Разработка урока дистанционного обучения занимает определенное время у учителя. Конечно, основной урок строится на учебнике, который содержит основную информацию для детей, но и используются фото и видео материалы, презентации и аудиофайлы для лучшего усвоения материала.
Исходя из выше сказанного, мы сформулировали некоторые недостатки дистанционного образования::
• отсутствие живого общения между учителем и учеником;
• работать дистанционно невозможно без технического обеспечения: ученики и учителя должны иметь как минимум, компьютер, модем, электронную почту и доступ в Интернет);
• трудности объективно оценить знания учащихся и процесс обучения.
• преподавателям сложнее становится контролировать вовлеченность детей в процесс. Это перекладывается на родителей. Они должны следить, чтобы дети выполняли все, что говорит учитель
• И, конечно, детям не хватает общения со сверстниками, что может привести к психологическим проблемам.
«Я сижу дома, мне комфортно перед компьютером, я занимаюсь в тишине, мне никто не мешает».
» У меня есть возможность получать знания не выходя из дома».
» Я мог учиться дома или на даче — в общем, везде, где только есть интернет.»
» Я сама могу выбрать время, когда хочу заниматься определённым предметом. Мне не нужно каждый день вставать рано, я могу сама выбрать для себя комфортное время занятий.
» Мне нравится такой распорядок дня. Я могу в любой момент встать, отдохнуть, чего никогда не сделаешь посреди урока. Мне нравится самой управлять своим временем»
» Можно несколько раз разобрать одно и то же, если что-то непонятно, не мешая кому-то»
» Я в любой момент могу устроить перерыв и немного отдохнуть.»
» Это хорошая возможность повысить сценку за четверть, потому что мама и интернет всегда помогут»
» Минусом, наверное, для меня является нехватка общения и с одноклассниками и с учителем»
» Из-за того, что я не могу общаться с одноклассниками, мне становится немного грустно, я чувствую себя одиноким»
» Мне сначала показалось, что здорово, что учитель не будет мне делать замечаний, но потом я понял, что дистанционное обучение требует от меня сильной и четкой самодисциплины».
«Лично для меня очень трудно учиться, когда ничего не объясняют в живом общении».
» Глаза устают больше обычного»
» Мне иногда трудно заставить себя заниматься в домашней обстановке.»
» Очень большой объём самостоятельной работы: почти весь материал приходится изучать самому, а на это уходит намного больше времени, чем когда мы учились в школе ».
» Нам не хватает внеклассных мероприятий, как раньше»
Только находясь на «дистанте», я поняла, что школа – это по-настоящему классно!».
» Важный момент — это стопроцентная безопасность. Даже если в школе нет проблемы буллинга, всё равно некоторым детям не всегда комфортно. Домашняя среда больше защищает.
» Я против дистанта! Но он нужен только в крайних случаях. Основное обучение детей в данном формате недопустимо! Ничто не заменит живое общение, которое просто НЕОБХОДИМО для учеников.»
«Многие дети испытывают стресс, при котором ни одно обучение не будет эффективным!”
» Дети должны общаться между собой, вместе учиться интересней»
«Мы поняли, что наш ребёнок не умеет планировать учебное время. Может сесть за уроки в 8 часов утра, а закончить их в 7 вечера только к нашему приходу, при этом может успеть посмотреть кино, поиграть на компьютере, погулять с собакой и т.д.
Наши учителя с родителями проводили постоянно разъяснительную работу, давали инструкции, сообщали обо всех нововведениях. Объясняли, что задача родителей — направить ребенка, нацелить на получение знаний. У некоторых взрослых возникала ассоциация:, если дети в компьютере, значит, они ничего не делают. Этот момент тоже проясняли.
Как видим, дистанционное обучение и режим самоизоляции заставили ребят и родителей взглянуть на школу, учителей и одноклассников по-другому. Даже ученики, которые, может быть, мечтали раньше прогулять урок, поняли, что лучше быть вместе со всеми. Будем надеяться, что когда наша жизнь войдет в обычное русло, ребята не забудут, чем для них важна школа.
Наша школа живет под девизом Дейла Карнеги: «Если жизнь дала тебе лимон, надо сделать из него лимонад». То есть из любой ситуации мы должны выжимать максимум для наших детей, которых нам доверили родители. И мы постарались изо всех сил сделать именно так.
Улыбаться, хмуриться и пережить зомби-апокалипсис: как учителю организовать дистанционное обучение и не сойти при этом с ума
В 2020 году дистанционное образование в школе неожиданно стало новой реальностью. Учителям приходилось срочно осваивать программы и приложения. Сражаться с плохим интернетом, чатиками во время занятий и неожиданными включениями микрофонов. Кажется, километры учительских нервов погибли в тех самых баталиях. И стало казаться, что дистанционное обучение — сущее проклятие на учительскую голову. Но это не так.
Мы разбирались, чем дистанционка может быть полезной и как учителю организовать учебный процесс с наименьшими потерями для себя, родителей и учеников.
Содержание
Что такое дистанционное обучение и в чем его преимущества
Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии с помощью интернет-технологий или других технических средств. Часто дистанционное обучение путают с домашним. Но это два разных формата: в первом случае учебный план создается школой или университетом, во втором — родителями.
Основные форматы дистанционного обучения: видео- и аудиоконференции, занятия на интерактивной платформе, вебинары, коммуникация в чатах или по электронной почте. Можно сочетать сразу нескольких форматов.
Дистанционное образование давно используется в США, Канаде, Франции, Новой Зеландии, у нас же оно только набирает популярности. Во многом «благодаря» пандемии COVID-19. И несмотря на все трудности и вызовы онлайн-обучения, оно может стать толчком для качественных перемен в системе образования. И вот почему.
Плюсы дистанционного обучения
Форма подачи материала
Технологии позволяют дополнять уроки элементами интерактива. Делать видеоролики с эффектами или персонажами, создавать красочные презентации, разрабатывать собственные инструменты, проводить проверку в форме игры.
Актуальность материала
Не секрет, что учебники морально устарели, а школьная программа оторвана от реальной жизни. Онлайн дает возможность быстро получить новейшую информацию, обновить потерявшие актуальность карты и найти альтернативу скучным задачам.
Персональная образовательная траектория
На дистанционке легче двигаться в соответствии с возможностями ученика. Часто в классе робкие или медлительные дети чувствуют себя неуверенно, а в домашней атмосфере они могут лучше проявить себя и получают дополнительное время на выполнение заданий. «Дистанционное обучение позволяет углублять знания в предметах, наиболее интересных детям», — считает Ирина Зарецкая-Котруце, эксперт в сфере детского образования, основательница DEC Сamp. По ее мнению, одаренный ребенок может освоить программу 10-го класса за несколько месяцев, а освободившееся время посвятить высшей математике в MIT или Stanford University, например.
Повторение пройденного материала
Дети часто стесняются переспросить учителя, когда что-то непонятно. На дистанционном обучении этой проблемы нет. Уроки можно переслушивать столько, сколько нужно, чтобы закрепить пройденный материал. Можно проходить тесты, чтобы отработать навыки, в любое время вернуться к материалу, чтобы освежить в памяти конкретные даты, факты, правила. И все это без участия учителя.
Развитие навыка самообразования
Уметь учиться — главный навык ХХI века. Эксперты утверждают, что в 2030 году процесс обучения станет непрерывным. Дистанционное обучение дает возможность прокачать этот навык уже сейчас, больше учась самостоятельно.
Снижение психической и физической нагрузки
Безусловно, неожиданный переход в онлайн без подготовки провоцирует повышение уровня стресса. Но, если заранее спланировать уроки и подготовку к ним и автоматизировать рутинные процессы, появляется больше времени для физической активности и отдыха. А еще автоматизация предупреждает эмоциональное выгорание, ведь вам не приходится делать одну и ту же работу раз за разом.
А что с минусами?
Недостаток реального общения
Главный недостаток дистанционного обучения — чувство одиночества. Это может приводить к депрессивным состояниям или обострению хронических болезней. Лучшая профилактика — проводить время с родными, друзьями, коллегами и просить поддержку, если чувствуете, что не справляетесь.
Больше о том, как справляться со стрессом, читайте в нашем материале «10 вдохновляющих TED-лекций, которые должен посмотреть каждый учитель».
Избыток гаджетов и информационный шум
Во время онлайн-уроков накапливается усталость, ведь вы не видите всех учеников, не всегда можете верно интерпретировать их эмоции и язык тела. Разглядывать детей в «черных квадратиках», вылавливать пранкеров или прогульщиков тоже непросто.
Большой концентрации требует подготовка к урокам и работа за монитором. Это непрерывная сидячая работа, которую важно разбавлять физической нагрузкой или прогулками.
Проблема с созданием творческой, вдохновляющей атмосферы учебного процесса
На дистанционном обучении сложнее «почувствовать» класс, подстроиться к нему эмоционально. Из-за того, что дети на уроке чаще всего с выключенными микрофонами, теряется спонтанность и непринужденность.
Трудности с мотивацией
Иногда ученики увиливают от занятий, рассчитывая, что потом как-нибудь сдадут тест или напишут контрольную. Они пропускают новые темы и не выполняют задания. Это влияет на мотивацию учителей и их настроение. Незаменимыми в таких ситуациях становятся игры на уроке или групповые исследования (творческие, научные или ролевые проекты, дискуссии в группах с составлением финального эссе).
Сложно отделить свободное время от рабочего
Если у вас родительский чат на личном номере, то сообщения могут отвлекать до позднего вечера. А утром снова уроки. Ограничение рабочего времени или два телефона — рабочий и личный — помогут освободить часы для любимых занятий.
А теперь несколько советов, которые помогут учителю свести к минимуму минусы дистанционного обучения:
Как выжить на дистанционке: опыт учителей
Дистанционное обучение стало тем еще вызовом для учителей. Но, оправившись от первого шока, они начали приспосабливаться к новой реальности, перекраивать методики и искать новые способы донесения информации. И у них это неплохо получается.
Так, учителю средней школы Хилтон из Нью-Йорка Майклу Поттеру пришлось адаптировать под онлайн любимую технику «Улыбаюсь и хмурюсь». Суть техники в том, что каждый понедельник ученики делятся друг с другом эмоциями прошедшей недели: улыбаются, когда эмоции положительные, и хмурятся, когда — негативные. Раньше они делали это в школьном классе, сейчас в комментариях Google Classroom.
Венди МакЭлфиш, учительница из Калифорнии, уверена, что искусство поможет детям пережить тяжелые времена. И придумала для своих учеников интересное задание. Она показала старшеклассникам известные черно-белые фотографии Доротеи Ланж, сделанные в годы Великой депрессии, и попросила их снять на телефон свои собственные фото, как возможность запечатлеть их эпоху. На выбор она предложила несколько тем: «Жизнь за дверью», «Через окно», «Другая жизнь» и «Фото семьи на террасе».
Бороться с тревожностью и стрессом с помощью «доски активности» для учеников и учителей предлагает Кэтлин Такер, автор книг по смешанному обучению и бывший педагог. Это помогает переключиться и добавить больше осознанности в свою жизнь. Учителям Кэтлин предлагает общаться с друзьями и питомцами, вести дневник благодарности и побольше гулять и надеется, что наглядная доска поможет им больше заботиться о себе.
Педагог начальных классов Надежда Баулина московской школы «Протон» по просьбе своих учеников начала вести уроки на игровой платформе Discord. Теперь она не только проводит там уроки и классные часы, но и смотрит вместе с учениками онлайн-спектакли, приглашает на экскурсии в музеи. А дети помогают ей разобраться с функциями платформы. Ее ученики отмечают, что дистанционное обучение учит честности и ответственности. И помогает проявлять инициативу.
Оксана Хомыч, учительница Новопечерской школы, в работе с младшими школьниками использует онлайн-доску Lino. На ней в режиме реального времени она пишет вопрос, а дети отвечают на специальных виртуальных стикерах. Использует персонажей-помощников и тематические аватарки, а также онлайн-квач, когда отвечающий «передает ход» следующему ученику, и подвижные паузы-игры.
Екатерина Глушенко, коррекционный педагог и психолог, работает со своими учениками в мини-группах, где ребята вместе решают разные задачи: готовят презентации, видео, проекты, конспекты. «Одному ученику это бывает сделать нелегко, а вместе получается быстрее и интереснее», — считает Екатерина. Большую роль она отводит проговариванию с учениками сложностей и интересных моментов. Это помогает оказать своевременно помощь и, если нужно, привлечь родителей.
Как сделать дистанционное обучение более интересным: платформы и инструменты
Онлайн открывает новые горизонты и дает много возможностей как ученикам, так и учителям. Мы собрали лучшие платформы для создания уроков и видеозвонков, сервисы для редактирования изображений и видео, полезные блоги и ресурсы с задачками, квизами и играми по разным предметам, которые помогут вам автоматизировать процесс обучения и сделать его более интересным.
Платформы для создания своих уроков:
Программы для видеоконференций:
Графические редакторы и сервисы для создания иллюстраций и презентаций:
Ресурсы с учебными задачами и играми:
А вот несколько лайфхаков, которые помогут педагогу справиться с нагрузкой от дистанционного обучения:
Топ дистанционных школ
И в качестве бонуса — список лучших дистанционных школ, которые помогут организовать учебный процесс или дополнить учебную программу:
Дистанционное обучение — безусловно удобная форма передачи знаний ученикам, особенно из отдаленных регионов. Но переход на эту систему иногда требует перестройки привычек, а иногда образа мышления. Поэтому педагогу важно дать себе достаточно времени для освоения новых инструментов. Распределить силы, чтобы избежать переутомления или эмоционального выгорания. А если времени недостаточно, то, возможно, и обратиться за помощью к техническим консультантам или коллегам, которые уже имеют опыт преподавания онлайн.
Основы создания дистанционных курсов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
Основы создания дистанционных курсов
Составитель: Колесниченко Елена Владимировна
Пособие предназначено для педагогических работников, использующих электронные и дистанционные технологии в организации образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Пособие разработанного на основе авторских электронных курсов, размещенных в системе «Дистанционная школа» http://e-learning.labore.ru/
©Колесниченко Елена Владимировна
МАОУ «Гимназия № 56», 2019 г.
Оглавление
Введение
На сегодняшний момент накоплен достаточный опыт организации дистанционного обучения. Однако использование в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий требует разработки электронных учебных комплексов, дистанционных курсов с использованием выбранных технических решений.
Разработка любого электронного или дистанционного ресурса требует разработки сценария курса, в котором определяются цели и задачи курса, учитываются особенности целевой аудитории, для которой создается этот курс, выбора технического решения. Учебный материал должен быть хорошо структурирован, выдержан в определенной структуре, разбит на небольшие модули, удобные для освоения обучающимися. Большое внимание должно уделяться и интерактивной подаче учебного содержания и продумана система взаимодействия участников прохождения курса с учителем. В каждом модуле желательно присутствие оценочных материалов в виде тестов, практических или интерактивных работ.
Используя Moodle, учитель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, тестов и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для учителя, так и для обучающихся. По результатам выполнения учениками заданий учитель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.
Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Система имеет удобный интуитивно понятный интерфейс. Учитель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой.
Учитель может по своему усмотрению использовать как тематическую, так календарную структуризацию курса. При тематической структуризации курс разделяется на секции по темам. При календарной структуризации каждая неделя изучения курса представляется отдельной секцией, такая структуризация удобна при дистанционной организации обучения и позволяет учащимся правильно планировать свою учебную работу.
Редактирование содержания курса проводится автором курса в произвольном порядке и может легко осуществляться прямо в процессе обучения. Очень легко добавляются в электронный курс различные элементы: лекция, задание, форум, глоссарий, wiki, чат и т.д. Для каждого электронного курса существует удобная страница просмотра последних изменений в курсе.
Таким образом, система Moodle дает учителю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности как индивидуальной, так и групповой.
Ориентированная на дистанционное обучение, система обладает большим набором средств коммуникации. Это не только электронная почта и обмен вложенными файлами с преподавателем, но и форум (общий новостной на главной странице программы, а также различные частные форумы), чат, обмен личными сообщениями, ведение блогов.
Moodle имеет многофункциональный тестовый модуль. Поскольку основной формой контроля знаний в дистанционном обучении является тестирование, в системе Moodle имеется обширный инструментарий для создания тестов и проведения обучающего и контрольного тестирования. Поддерживается несколько типов вопросов в тестовых заданиях. Moodle предоставляет много функций, облегчающих обработку тестов. В системе содержатся развитые средства статистического анализа результатов тестирования и, что очень важно, дифференциация сложности отдельных тестовых вопросов для обучающихся.
Полноценное использование системы управления обучением Moodle позволяет обеспечить:
многовариантность представления информации;
многократное повторение изучаемого материала;
структурирование контента и его модульность;
создание постоянно активной справочной системы;