в период обучения грамоте на этапе ноо обучающиеся знакомятся с заглавными буквами только в начале
Тест. Методика обучения грамоте
Список вопросов теста
Вопрос 1
Основным современным методом обучения грамоте является:
Варианты ответов
Вопрос 2
В соответствии с основными принципами звукового аналитико-синтетического метода единицей чтения и письма является:
Варианты ответов
Вопрос 3
Определите, сколько звуков [т] встречается в предложении: Дед Тарас привёз из деревни сладкий мёд.
Варианты ответов
Вопрос 4
Среди представленных упражнений есть задание синтетического характера. Это:
Варианты ответов
Вопрос 5
Какой вариант ответа на задание: «Составьте цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова стал первым звуком следующего слова» является верным:
Варианты ответов
Вопрос 6
Данная характеристика заданий в период обучения письму относится к типу ориентировочной основы деятельности (ООД): Учащиеся с помощью учителя выделяют в предложенном варианте общие моменты, которые будут служить опорными ориентирами при выполнении конкретных заданий. Такими общими элементами письменного шрифта могут служить, например, наклонная линия или наклонная линия с закруглением внизу. Такое обучение вначале требует несколько больших затрат времени.
Вопрос 7
Данная характеристика заданий в период обучения письму относится к типу ориентировочной основы деятельности (ООД):
Учащимся демонстрируется образец буквы и даются подробные, полные указания о правильном выполнении действия. Выделяются элементы буквы, а также используется точечный контур этой буквы с указанием направления движения руки; точка начала письма с указанием изменения направлений письма при помощи точек и стрелочек.
Вопрос 8
Данная характеристика заданий в период обучения письму относится к типу ориентировочной основы деятельности (ООД):
Способ действия при письме не дается готовым, а выводится учителем вместе с учениками в процессе наблюдения за одинаковыми элементами письменного шрифта как обобщенное руководство для всех подобных случаев.
Вопрос 9
Данная характеристика заданий в период обучения письму относится к
типу ориентировочной основы деятельности (ООД):
Детям показывают букву-образец. Учитель пишет букву.
Учащиеся наблюдают за действиями учителя, а потом копируют представленный им образец. Правильное выполнение задания достигается после многочисленных повторений.
Вопрос 10
Данная характеристика заданий в период обучения письму относится к
типу ориентировочной основы деятельности (ООД):
При данном подходе к обучению письму педагог подробно
анализирует, из каких элементов состоит буква, сравнивает ее написание с написанием других букв, выделяет уже знакомые детям элементы, дает максимальное количество ориентиров написания буквы.
Вопрос 11
Данная характеристика заданий в период обучения письму относится к _____ типу ориентировочной основы деятельности (ООД)
При данном подходе к обучению письму педагог дает минимум ориентировочных упражнений для детей. Положительный результат при таком обучении достигается в результате многочисленных повторений, методом «проб и ошибок».
Вопрос 12
В каком из данных слов 3 звонких согласных звука
Особенности моделирования в период обучения грамоте
Методички Педсовета
Важнейшей задачей современной системы образования становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Моделирование способствует формированию познавательных учебных действий, а также лучшему усвоению и пониманию полученной информации.
В период обучения грамоте, который является важнейшим этапом в развитии личности ребенка, закладываются основы знаний о родном языке, формируются главные речевые умения и навыки (чтение и письмо), складывается определенное отношение к русскому языку, родной речи и литературе.
Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, состоит из двух взаимосвязанных процессов: обучения первоначальному чтению и обучению письму — и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).
В обучении грамоте выделяются три периода:
Добукварный период обучения грамоте
Задачи добуквенного периода — развитие фонематического слуха, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, слоги, ударение.
В этот период начинается знакомство с моделированием, когда детям даются первые представления о речи (устной и письменной). Учащиеся знакомятся с членением речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. В этот период учащиеся учатся моделировать ситуацию общения (кто с кем общается, какие слова использует), использовать при этом определенные метки, рисунки и знаки.
С первых страниц Азбуки дети знакомятся с особенностями устной речи, учатся выделять из предложений отдельные слова, правильно согласовывать слова в предложении, создавать свои высказывания на основе иллюстраций, использовать рисунки и знаки- символы способ обозначения предметов и записи сообщения, моделировать предложения, обозначать отдельные слова в предложении.
Под руководством учителя дети рассматривают иллюстрации, выясняют основу сюжета, находят каждый персонаж и называют его, а затем составляют предложения, соотносят их с предложенными схемами.
Наглядно-образные модели общения, представленные в «Азбуке», дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях. Например, задание такого вида: «Подумайте, кто мог сказать слово „привет“ и кому?» позволяет формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.
Моделирование предложений — это работа над построением предложений, развитием связной речи, а также один из способов пробуждения познавательной активности учеников на уроках обучения грамоте.
В период обучения грамоте для анализа используются предложения, состоящие из 2-4 слов. Дети учатся анализировать состав речи, что имеет большое значение для всей дальнейшей работы. На уроках мы не только подсчитываем слова в предложении, но и говорим о смысле, о содержании каждого из них, переходя от анализа отдельных слов к анализу целых предложений и всего рассказа.
Схемы используются с целью включения каждого ученика в активную деятельность, доведения материала по изученной теме до полного понимания. Учащиеся начинают моделировать предложение, ещё не умея писать. Хорошо каждому ученику иметь индивидуальный набор из полосок цветной бумаги для составления моделей предложения.
Так постепенно происходит психологическое слияние слова, произнесённого и слова написанного, но написанного ещё без букв. Ребёнок учится считать слова в предложении не только на слух, но и по схеме, где каждая чёрточка обозначает слово. Интервалы между чёрточками указывают на небольшие остановки — паузы.
В дальнейшем можно использовать задания для развития анализа структуры предложения:
В процессе обучения грамоте учащиеся знакомятся с наглядно — образной моделью слова, со значением слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучанием слов (последовательностью речевых звуков). Дети подбирают слова, называющие предмет на рисунке, называют один и тот же предмет разными словами — котик, кот (например, Букварь Л. Е. Журовой и А.О. Евдокимовой).
В процессе обучения дети учатся в ответ на слово учителя подбирать слова с противоположным или со сходным значением, дополнять предложение словами.
Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т. е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступных пониманию детей слов. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте.
Очень важно научить ребёнка чтению по слогам с выделением ударного слога. Успешному формированию указанного способа чтения способствует подготовительная работа, которая начинается ещё до того, как дети приступят к собственно чтению, т. е. к переводу графической (буквенной) формы слова в звуковую.
Одним из направлений этой подготовительной работы является деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам, их составление из отдельно названных слогов. Чтобы ученик правильно передавал на письме звуковую сторону слова, не пропуская и не переставляя в нем буквы, надо научить его делить слово на слоги, устанавливать место и последовательность в нем звуков. Для усвоения понятия «слог» можно использовать такие модели.
В период обучения грамоте в 1 классе учащиеся постепенно знакомятся с буквами. Узнают о том, что слог — это часть слова, в котором обязательно есть гласная буква.
Чтобы дети научились делить слово на слоги и определять количество слогов в слове, им надо выполнить следующий порядок действий:
Существует несколько приёмов, помогающих делить слова на слоги:
В разных букварях встречаются разные варианты деления слов на слоги. Так в Азбуке комплекта «Школа России» авторов В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, Л.А Виноградской и М. В. Бойкиной предлагается следующий вариант деления слова на слоги: сплошной вертикальной чертой отделяются друг от друга слоги-слияния СГ, согласные вне слогов СГ отделены пунктирной линией.
В Букваре Л. Е. Журовой и А. О. Евдокимовой используется другая модель деления слов на слоги — слоги обозначаются дугой под схемой слова.
В Азбуке, входящей в учебно-методический комплект «Перспектива» (авторы Л. Ф. Климанова И С. Г. Макеева) используется следующий вид моделей звукового состава слова и деления на слоги:
На данном этапе учителю необходимо познакомить детей с ударением и научить выделять ударный звук в любом слове. Именно с ударения начинается узнавание слова. Ударение — один из главных признаков слова как лексической единицы. Оно объединяет звуки в единое фонетическое слово, целостность которого зависит и от объединяющей силы ударного слова, и от свойств безударных частей. Общая ритмическая структура слова, которая определяется числом слогов и местом ударения в слове, а также звучание ударного слога играют в процессах восприятия речи важную роль: они являются одними из первых признаков, с которой начинается идентификация слова.
Ударение в русском языке выделяется с помощью трех фонетических средств: длительности ударного слова (в основном гласного звука, входящего в ударный слог), силы голоса (ударный слог произносится громче безударного) и качества ударного гласного (в ударном слоге гласный произносится со своим основным тембром, т. к. он произносится изолированно).
Умение выделять ударение в слове важно также для последующего усвоения языка в школе (например, правописание безударных гласных).
После того, как дети научились интонационно выделять в слове тот или иной звук, необходимо научиться определять количество звуков в слове и их последовательность.
Например, игра «Угадай-ка»:
Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков.
Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Ученик, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке. Или ученик произносит слово и просит товарищей определить количество звуков.
Таким образом, в добуквенный период знакомству с языком как знаковой системой предшествует знакомство с простейшими знаковыми системами (дорожными знаками, знаками-символами и др.), что помогает детям лучше осознать заместительную функцию слова (слово называет предмет, а не является таковым). В этот период активно используется способ записи слов с помощью пиктограмм и схем, что значительно облегчает детям деление речи на смысловые части слова и предложения. Формируется способ моделирования — построение модели предложения и слова, модели слоговой структуры и звуковые модели слов.
Букварный период обучения грамоте
Во время основного (букварного)этапа обучения грамоте учащиеся работают с материалом из второго раздела «Азбуки». Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Учащиеся осваивают первоначальное чтение и письмо, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре.
При обучении первоначальному чтению применяются разнообразные аналитико-синтетические упражнения, представленные в игровой наглядно-образной форме.
В обучение включен рисунок (пиктографическое письмо), занимательные ребусы — своеобразный способ графической фиксации слова.
Работая с моделями слов, дети делают вывод, как устроено слово, сравнивают слова по звучанию и значению.
Чтобы научить детей делать звукобуквенный анализ слов, необходимо сформировать у учащихся чёткое представление о гласных, согласных твёрдых и мягких звуках.
Гласные звуки получили своё название от слова «глас». Так раньше произносили слово «голос». Когда мы произносим гласные звуки, воздух свободно проходит через рот. Этим звукам ничто «не мешает» — ни зубы, ни губы, ни язык, и мы слышим только голос. Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, дети «проверяют» все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию.
В русском языке 6 гласных звуков [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. В Букваре Л. Е. Журовой и Азбуке В. Г. Горецкого гласные звуки обозначаем красным квадратиком.
После согласных букв буквы е, ё, ю, я обозначают звуки [э], [о], [у], [а].
Одновременно дети знакомятся с гласными буквами, их 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.
На начальном этапе предлагается выделить гласный звук из слога, например: ах, ус, ма, да, кра, аст, зол. Задания можно выполнять, используя разрезную азбуку или веер.
В Азбуке Л. Ф. Климановой и С. Г. Макеевой для обозначения гласного звука используется следующий символ: пустая красная бусинка показывает, что при произнесении гласного звука воздух свободно идет через рот, не встречая препятствий.
Знакомясь с согласными буквами, дети узнают, какими буквами они обозначены. При произношении согласных звуков струя воздуха встречает преграды на своем пути: язык, губы, зубы, принимают положение, необходимое для определённого звука. В работе со звуковыми моделями слов поможет таблица «Согласные звуки»
По звонкости — глухости: все согласные делятся на две группы:
Звонкие — [б] [в] [г] [д] [з] [й] [л] [м] [н] [р]
глухие — [п] [ф] [к] [т] [с] [х] [ц] [ч] [щ]
В чём разница между глухим и звонким звуком?
При произношении звонкого звука голос участвует в его образовании, и слышим шум. При произношении глухого звука голос не участвует в его образовании, слышим шум. Можно использовать прием «приложить руку к горлу»: при произношении звонких звуков осуществляется вибрация («горло дрожит»), а при глухих звуках — этого не происходит.
Большинство согласных могут обозначать два звука: твёрдый и мягкий.
По твёрдости — мягкости:
Мягкие — [б ̕] [в ̕] [г ̕] [д ̕] [з ̕] [к ̕] [л ̕] [м ̕] [н ̕] [п ̕] [р ̕] [с ̕] [т ̕] [ф ̕] [х ̕]
Твёрдые — [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]
Звуки [й ̕] [ч ̕] [щ ̕] — всегда мягкие
Звуки [ж] [ц] [ш] — всегда твёрдые
Для моделирования звуков надо научить детей выделять из слогов и слов твёрдые и мягкие согласные. Обучение в игровой форме вызывает у детей значительный интерес.
В традиционной программе (методика В.И. Горецкого) используются модели — слияния звуков. Они могут выглядеть так: С+Г- открытые слоги, Г+С — закрытые слоги
Рассмотрим звуковой разбор слова лиса:
Звуковой анализ проводится с помощью звуковых схем на всем диапазоне звуков русского языка. Формирование звуков в схемах мотивированно — оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке (бусинке) говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком. Такие модели слов при звуковом разборе используется в Азбуке УМК «Перспектива» Л. Ф. Климановой и С. Г. Макеевой.
Работая с моделями слов, дети делают вывод, как устроено слово, сравнивают слова по звучанию и значению.
Для успешного обучения необходимо многократное и разнообразное использование моделирования на разных этапах работы над понятиями, а также усвоение учащимися условной знаковой системы, осознание целесообразности её применения. Практически на каждом уроке первоклассники выполняют задания, которые требуют умения моделировать для решения познавательных и практических задач.
В процессе обучения дети учатся самостоятельно строить модели предложений, анализировать звуковой состав слова, отражая в модели характеристики звуков: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твердый — мягкий, звонкий — глухой. Но поскольку все эти задания даются в разнообразной игровой форме, первоклассники выполняют их с удовольствием. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, обеспечивая при этом и мягкую адаптацию к школьному обучению.
Послебукварный период обучения грамоте
Основная задача этого периода — закрепить навыки осознанного чтения, обеспечит переход от послогового чтения к чтению словами. Кроме этого, формируется умение понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах.
Быстрейшему синтезу зрительного образа слова с его значением способствуют упражнения на развитие точного (дифференцированного) восприятия слова, расширение «поля» чтения, выполнение разнообразных логических, ассоциативных и лексико-грамматических упражнений
Тексты, представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образность языка художественных произведений, реализуют эстетическую функцию языка.
Применение схем, моделей позволяет учащимся лучше представить учебный материал. Моделирование выступает как средство наглядного представления объектов и закономерностей изучаемого материала. Целенаправленная работа по обучению детей моделированию строится на протяжении всего периода обучения грамоте и является хорошим фундаментом дальнейшего обучения и необходимым элементом учебного действия. Сознательное введение в учебный процесс моделирования сближает его с процессом научного познания, подготавливает школьников к самостоятельному решению возникающих перед ним проблем, к самостоятельному добыванию знаний
Тест по методике преподавания в начальных классах
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. Основной задачей учителя на уроках обучения грамоте является выработка
а) орфографической зоркости;
б) фонематического слуха;
с) орфоэпического чтения.
2. Основатель современного звукового аналитико-синтетического метода –
а) характер деятельности учащихся на уроке;
б) уровень познавательной активности учащихся;
с) исходная языковая единица.
Д) способности к чтению
4. Основной метод обучения грамоте в современной школе –
с) звуковой аналитико-синтетический.
а) периодизация процесса обучения грамоте;
б) параллельное обучение чтению и письму;
с) правильность письма
е) грамматико-орфографическая пропедевтика.
6. Что является задачей подготовительного периода обучения первоклассников:
а) приобщение учащихся к учебной деятельности;
б) изучение гласных и согласных звуков;
с) формирование первоначальных навыков анализа устной речи.
7. Традиционной задачей начальной школы является задача
а) обучения чтению ребенка младшего школьного возраста;
б) литературного образования младшего школьника;
с) развития традиции совместного чтения взрослыми и детьми.
Д) общее развитие личности ребенка
Е) создание коллектива
8. Подготовительный, основной, повторительно-обобщающий – это
а) типы уроков обучения грамоте;
б) периоды обучения грамоте;
с) этапы формирования навыка чтения;
д) периоды обучения в начальной школе
е) этапы овладения информацией
9. Не является этапом формирования навыка чтения:
а) формирование навыков слогового чтения;
б) формирование навыков чтения целыми словами;
с) формирование навыков чтения по ролям.
Д) формирование навыков пересказа
Е) формирование навыков письма
10. Метод обучения письму, в основе которого лежит обведение образцов:
11. Слушание и говорение; чтение и письмо — это
а) виды речевой деятельности;
12. Произведения, которые не рекомендуются для пересказа, а в большинстве случаев заучиваются наизусть, относятся к жанру
с) научно-популярных текстов.
а) стилистический анализ;
б) анализ развития действия;
с) проблемный анализ.
Д) выборочный анализ
Е) творческий анализ
14. В начальной школе свойство сторон квадрата устанавливается путем:
а) перегибания квадрата по диагоналям;
б) вычисления его периметра;
с) вычисления площади квадрата;
д) сообщается самим учителем;
е) измерения длин сторон;
15. При выполнении упражнений на уравнивание двух множеств у учащихся формируется понятие:
а) целое и часть;
с) столько же или равно;
д) сложение; е) вычитание ;
16. Ведущим методом обучения в дочисловой период является:
а) сообщение учителя;
б) эвристическая беседа;
с) наблюдение;
д) практическая работа учащихся;
17. В начальных классах дети получают представление о величине:
а) сутки;
18. В начальных классах дети получают представление о величине:
а) сантиметр;
19.Младшие школьники должны уметь вычислять площадь:
а) круга;
д) пятиугольника;
е) произвольного четырехугольника
20.Теоретической основой рациональных вычислений в случаях деления двузначного числа на двузначное является:
а) способ подбора;
б) правило деления суммы на число;
с) взаимосвязь деления с умножением;
д) прием поразрядного умножения;
е) правило умножения суммы на число
21.В методической классификации к одному типу относятся задачи, сходные между собой:
а) сюжетом;
б) используемыми для их решения арифметическими действиями;
с) способами вычислений;
д) характером взаимосвязи между данным и искомым;
е) вопросами ;
22.Основная цель обучения решению задач:
а) заучивание и распознавание учащимися типов задач;
б) формирование навыка решения простых задач;
с) обучение алгоритмической деятельности, т. е. работать над задачей по определенному плану;
д) формирование общих, применимых в решении самых разных задач, умений;
е) знакомство со способами самоконтроля
23. Расхождение между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития, которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками, – это:
а) зона ближайшего развития
б) зона актуального развития
с) зона потенциального развития
д) зона дальнего развития
е) все перечисленные
24. Из приведённых вариантов укажите методы обучения критическому мышлению.
А) Словесные, наглядные, практические, лабораторные, проблемно-поисковые, компьютерные.
Б) Продвинутая лекция, инсерт, синквейн, кластер, мозговой штурм, концептуальная таблица, Т-схема, обучение сообща.
с) Лекция, демонстрация кино, лабораторный метод, компьютерный, репродуктивный, мозговой штурм, обучение сообща.
д) Убеждение, внушение, метод примера, создание проблемной ситуации, дискуссия, дебаты
е) беседа, рассказ, иллюстрация, демонстрация
25. Основой обучения критическому мышлению являются три фазы:
«Методика обучения грамоте» (в помощь студенту или начинающему учителю)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методика обучения грамоте
Обучение грамоте – особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения (стартовая площадка в овладении ребёнком всей школьной премудрости: «Сперва аз да буки, а там и науки»).
Задачи периода обучения грамоте:
1. сформировать элементарный навык чтения и письма;
2. развитие фонематического слуха
Обучение грамоте является составной частью обучения русскому языку. В процессе обучения грамоте развиваются речевые навыки учащихся, они приобщаются к чтению литературы, начинают формироваться основные языковые понятия, простейшие орфографические и грамматические умения, то есть методика обучения грамоте тесно связана с другими разделами методики: грамматика, орфография, орфоэпия, и др.
Все современные учебники можно разделить на три группы по принципу построения:
Частотный принцип (К. Д. Ушинский, В.Г. Горецкий) изучения звуков (букв) означает, что сначала изучаются наиболее употребительные звуки, затем идут менее употребительные и, наконец, вводится группа малоупотребительных.
Позиционный принцип (Д.Б. Эльконин) означает, что звуки изучаются в соответствии с фонетической системой русского языка: гласные а-я, о-е и т.д., сонорные согласные, парные согласные и т.п.
Генетический (Р.Н. Бунеев) по сложности и сходности написания звуков и букв (схожесть элементов и, п, г, р, т)
На каждый урок отводится две страницы «Азбуки» (или разворот), которые содержат материалы разных видов:
· Текстовый материал : столбики слов, предложения, тексты для чтения.
· Иллюстративный материал : предметные картинки, сюжетные картинки
Содержание делится на два блока:
1 блок – основные языковые понятия( речь (устная, письменная), предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный-согласный, гласный –ударный, безударный, согласный твёрдый-мягкий, звонкий-глухой)
2 блок – все буквы и звуки русского языка, учимся плавному слоговому чтению, списыванию с печатного и рукописного текстов, письму под диктовку
Обучение грамоте делится на 2-3 этапа:
1 этап – добуквенный (добукварная подготовка)
Продолжительность от 2-3 уроков до 2 месяцев.
С чем знакомимся? (языковые понятия)
Ударение – способы постановки ударения: позови слово; ставить ударение на разные слоги, потом выбрать правильный вариант, слово можно спросить: это мАма? Показать разные способы постановки ударения.
Звуки – речевые и неречевые (из этих звуков можно собрать слово?) – собрать слово можно только из тех, что произносит человек.
Гласные – поются, воздух проходит свободно, не встречают преграду – произносим сначала тихо, потом громко, чем громче, тем шире раскрывается рот (гласные – ротораскрыватели), историческая справка – глас, голос
Согласные – не всегда поются, звук встречает преграду, спотыкается, ротосмыкатели, твердые, мягкие и т.д.
Структура урока свободная, главное соблюсти 4 момента:
· усвоение учащимися нового термина;
· активная умственная деятельность учащихся;
· организация деятельности самих учащихся (наглядно-действенное мышление): игры, работа с кассами букв, схемами-моделями и т.п.;
Виды деятельности учащихся в подготовительный период:
· выделение предложений из речевого потока;
· выделение отдельных слов в предложении;
· скандирование слов, выделение слогов;
· сравнение по размеру предмета и слова ;
· выделение ударного слога;
· подбор слов к слоговой или звуковой схеме;
· упражнения в звукоподражании;
· выделение первого (последнего) звука в слове;
· подбор слов на определенный звук (с учетом твердости-мягкости);
· выделение каждого звука в слове;
· определение на слух количества звуков в слове;
· выделение в слове гласных (согласных) звуков;
· объединение в пары слов с одинаковым гласным звуком (жук-ключ, сыр-дым)
Формирование представлений о речи и предложении : Ответы на вопросы учителя по картинкам, составление предложений. Ответы на вопрос «Что это?» по предметным картинкам. Постановка вопросов к предметным картинкам (не умеют, надо учить). Составление предложений по серии сюжетных картинок. Подсчет предложений в речи. Подсчет слов в предложении. Рассказывание по восприятию, по памяти, по картинке; пересказ (на основе умений полученных в д/с).
Лексическая работа : знакомство первоклассников со значением новых слов; введение в активный словарный запас слов на школьную тематику; распределение слов по тематическим группам (учебные вещи, игрушки, инструменты, птицы, насекомые, овощи и т.д.); выделение слова из предложения.
Слушание: чтение учителем художественных произведений, доступных пониманию детей; чтение текстов в букварях, предназначенных для чтения взрослыми; беседы по прочитанному учителем.
Чтение: чтение стихов, заученных до школы; для читающих детей – чтение текстов в букваре или специально подобранных учителем.
Начинается с первой буквы, не в алфавитном порядке.
На данном этапе проводятся уроки двух типов:
· введение нового звука,
Структура урока введения новых звуков и букв
1-й этап: Звуковой (слого-звуковой) анализ слов.
Задачи: научить анализировать звучащее слово, вычленять и характеризовать звуки, т.е. развивать фонематический слух у детей.
— Звуковой (слого-звуковой) анализ слов по готовой модели или составление звуковой модели; протяжное интонирование звуков.
— Вычленение звука из слова, его характеристика; наблюдение над артикуляцией звука.
— Упражнения в слышании звука в других слова; придумывание слов с данным звуком (в разных позициях).
— Обозначение звуков известными буквами, т.е. переход от звуковой модели к буквенной.
— Постановка учебной задачи: «Какой буквой обозначить данный звук?»
2-й этап: Знакомство с новой буквой.
Задачи : овладение детьми представлением о знаковой природе букв, усвоение норм графики, овладение зрительным образом печатных букв.
— Введение буквы как значка для обозначения звука или звуков (дается алфавитное название буквы).
— Рассматривание буквы, сравнение (на что похожа эта буква).
— Нахождение в «Кассе букв» и наложение буквы на условный значок в звуковой модели.
— Введение новой буквы в буквенную запись слова; помещение на «Ленту букв» или в «Город букв».
3-й этап: Чтение слогов-слияний (СГ) с новой буквой.
Задачи: научить слитному прочтению СГ с ориентацией на букву гласного; формировать способ обозначения твердости и мягкости согласных с помощью букв гласных.
Приемы: анализ и синтез.
4-й этап: Чтение слов с новой буквой.
Задачи: формирование первоначального механизма чтения; понимание лексического значения слов; грамматико-орфографическая пропедевтика.
— Чтение слов с заданием (например: прочитай и отметь непонятное слово; прочитай и найди лишнее слово).
— Соединение стрелкой слова в столбике и слова в тексте.
— Выяснение (уточнение) лексического значения слов.
— Печатание и составление слов из разрезной азбуки.
— Соотнесение слова и звуковой модели; звукового и буквенного состава слов.
— Сравнение слов по разным основаниям (лексическому значению, звуковому, слоговому и буквенному составу).
— Игровые приемы, приемы познавательного чтения (Ш.А. Амонашвили).
— Составление словосочетаний и предложений с данными словами.
— Словесное рисование с использованием слов: на доске учитель рисует рамку, внутри которой в разных местах печатаются слова. Детям надо догадаться, прочитав слова, что может быть нарисовано на рисунке в рамке.
5-й этап: Чтение букварного текста.
Задачи: формирование механизма чтения и приемов понимания прочитанного; овладение общим способом работы с любым текстом; организация продуктивного многочтения.
спрогнозировать содержание будущего текста
по иллюстрации (рассматривание, беседа, составление рас сказа);
по ключевым словам;
работа во время чтения
научиться читать текст
чтение друг другу в парах;
чтение вслух цепочкой;
уточняющие вопросы по ходу чтения;
работа после чтения
— итоговое вырази тельное чтение;
соотношение с иллюстрацией и заголовком;
Структура урока закрепления будет содержать все перечисленные этапы, кроме 2-го и 3-го.
Звукослияние – смотрим на вторую букву, она командует, как будем произносить первую.
Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного (тормозят скорость чтения).
Антиципация – предвосхищение, смысловая догадка (на первых этапах – ошибки при чтении).
Детям предлагаются для чтения отрывки из известных произведений. Уроки заключительной части готовят детей к урокам литературного чтения и по структуре и содержанию аналогичны им: подготовка к восприятию текста, знакомство с текстом, анализ прочитанного. Здесь важно работать над такими качествами навыка чтения как правильность и сознательность. Выразительность и беглость уходят на второй план.
Обучение письму – это, прежде всего, выработка графического навыка. Особенности графического навыка состоят в том, что данный навык, с одной стороны, является двигательным (механическим), а с другой – сознательным.
Сознательный характер письма состоит в следующем:
а) в правильном соотнесении звука и буквы; б) соблюдении ряда графических и орфографических правил; в) в использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей и чувств.
Основная цель – формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
· ознакомление с правилами посадки и владения инструментами;
· ориентировка на странице прописей и тетради;
· ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;
· письмо слогов, слов и предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты, пропорций букв;
· обучение безотрывному (по возможности), ритмичному и скорому письму;
· предупреждение искажения при написании букв;
· исправление индивидуальных недостатков почерка у отдельных учеников.
Методы обучения письму:
Линейный метод – использование точных и всегда одинаковых расстояний между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. Одно время с этой целью применялась вспомогательная сетка, определяющая пропорции букв. От ее использования отказались в связи с тем, что она вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки и тем самым не способствует развитию навыка письма, формированию глазомера. Пропорции буквы ребенок осваивает в ходе анализа формы буквы, далее закрепляет их в процессе письма.
Генетический метод – буквы изучаются в порядке от графически простой по форме к графически более сложной.
Ритмический (тактический) метод – письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. В настоящее время многие методисты и педагоги-практики отвергают данный метод, однако его ограниченное применение позволяет выработать в классе общую скорость письма, что необходимо на диктантах и контрольных работах.
Метод Карстера заключается в прописывании специальных росчерков, что способствует развитию движений руки: пальцев, кисти, предплечья. При этом также формируется умение пользоваться направлением, пространством листа, и развивается свобода и легкость движения руки. По мнению многих методистов, система упражнений Карстера больше пригодна для занятий со взрослыми при выработке скорости письма или исправлении почерка, т.к. многие росчерки сложны по технике исполнения. Однако отдельные упражнения могут быть использованы для занятий с детьми.
Таким образом, в практике обучения наилучшие результаты достигаются путем разумного сочетания названных методов на определенных этапах обучения письму.
Этапы и условия формирования графического навыка:
1. Заштриховка фигур, обводка трафаретов, рисование узоров и др. упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, писать прямые и закругленные линии и т.п.
2. Письмо элементов букв.
3. Письмо отдельных букв без соединения с другими буквами.
4. Письмо сочетаний букв, слогов, целых слов.
Методические приемы обучения письму.
· показ написания учителем (при знакомстве с буквой, элементом, проговаривание);
· списывание с готового образца (подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописях, на доске или в тетрадях);
· копирование (ученик упражняется в выполнении правильного движения);
· воображаемое письмо (письмо в воздухе);
· анализ формы буквы;
а) анализ буквы, разложением ее на зрительные элементы;
б) анализ буквы с точки зрения движений при письме;
в) анализ буквы в сравнении с ранее изученными.
Впервые изучаемая буква сначала анализируется по количеству элементов. Затем учитель объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, указывая ее пропорции и особенности. Эффективным приемом формирования образа буквы является конструирование ее из элементов – шаблонов.
· усвоение правил письма:
— Буквы надо писать с одинаковым наклоном.
— Буквы в словах надо писать на одинаковых расстояниях.
— Буквы в словах надо писать одинаковой высоты.
— Слог пишется безотрывно.
· письмо под счет (Движение «на себя» сопровождается счетом «раз», «два», «три». Соединительное движение «от себя» пишем под счет «и», которое произносится то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути);
· анализ ошибочного написания (Ошибочное написание выносится на доску лишь в том случае, когда у большинства учащихся класса проявилась данная ошибка, объяснение написания проводится повторно).
Структура урока письма.
1. Оргмомент. Упражнения для пальцев. Целевая установка.
2. Повторение: написание букв под диктовку, списывание с печатного, диктант (с 10 урока) – 3-5 минут.
3. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука. Знакомство с письменной буквой, сравнение ее с печатной.
4. Рассматривание образца на доске, в прописи, анализ зрительных элементов буквы.
5. Показ учителем с одновременным объяснением, анализ двигательных элементов.
6. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по образцу.
7. Чтение и звуко-буквенный анализ соединение (слогов).
8. Письмо соединений (слогов) различными способами.
9. Чтение и звуко-буквенный анализ слов, предложений.
10. Письмо слов, предложений, выполнение различных заданий.
11. Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись.
В течение урока проводится 2-3 физминутки (для глаз, для рук, подвижная), письменные упражнения чередуются с устной работой. Помним, что в 1 классе продолжительность письменной работы не более 5 минут.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.