в практике социально культурной деятельности используется метод внушения он может быть
Метод внушения и особенности его применения во внеурочной деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Характеристика метода внушения и особенности его применения во внеурочной деятельности.
Цель: Формирование активной личности и организации его собственной практической деятельностью.
Задачи: Раскрыть роль и методику применения внушения в педагогической практике.
Организационно-методические задачи и варианты их решения.
3.Применение различных средств и видов внушения.
5. Анкетирование и опрос.
7. Полученные результаты.
Цель воспитания-формирование активной личности. Основные пути формирования такой личности состоят в воздействии на школьника методом убеждения и его организации собственной практической деятельности. Однако во многих ситуациях целесообразным средством педагогического воздействия является внушение.
Внушение является эффективным средством в педагогическом процессе, служит средством стимулирования активности школьников и является эффективным средством развития внутренних сил.
Задачи и организация исследования
Цель: Раскрыть роль и методику применения внушения в педагогической практике.
Обоснование целесообразности использования внушения в качестве средства педагогического воздействия.
2. Составление характеристик видов внушения.
3. Выявление условий стимулирующих реализацию внушенных установок в практической деятельности.
В процессе изучения роли и места внушения в педагогическом процессе опираются на различные методы исследования.
1. Экспериментальный метод.
2. Фиксированные наблюдения.
Экспериментальный метод даёт возможность выявить результаты прямого и косвенного внушения.
В исследовании внушения в педагогическом процессе значительное место занимает устный или письменный опрос.
Анкетирование позволяет судить об ориентировки, взаимоотношениях в классном коллективе и даёт возможность выбора средств воздействия.
Исследования показали, что в процессе общения, дети активно взаимодействуют. Они и убеждают и навязывают друг другу своё мнение, внушают свои позиции и настроения.
Внушение может осуществляться как намеренно так и ненамеренно.
Классифицируя внушение, различием сопутствующее внушение и внушение, применяемое как целенаправленное средство педагогического воздействия.
Внушающее воздействие на ученика оказывает внешний вид учителя, мимика, жестикуляция, своеобразие классного коллектива, обстановка школы. Сопутствующее внушение даёт возможность усилить или ослабить этот сильный фактор воздействия на внутренний мир школьника.
На основе анализа педагогической практики предлагается классификация видов педагогического внушения: прямое педагогическое внушение, косвенное педагогическое внушение, самовнушение, релаксация, применяемая в целях нравственного воспитания и дидактических целях.
Практический смысл исследования внушаемости и учёт степени внушаемости каждого школьника помогают наиболее правильно осуществлять индивидуальный подход в учебно-педагогической деятельности.
Задачи исследования требовали таких методик, которые были бы просты в применении и давали возможность определить характер внушаемости учащегося.
Прямое и косвенное внушение
Сущность прямого и косвенного внушения состоит в том, что словесное воздействие рассчитано на безоговорочное принятие информации.
Внушающее наставление даёт положительный результат в случаях воздействия на детей, страдающих школьным мутизмом (страх отвечать перед классом) и влияние на трудных подростков.
Этапы опытной работы при помощи специальных сеансов внушающих наставлений у педагогически запущенных учащихся формировали устойчивое положительное отношение к учебным занятиям.
На основе опытной работы раскрываются методические основы организации специальных «сеансов» внушающих наставлений.
Наряду с внушающим наставлением к прямому внушению относятся
так же команды и приказы. По своим внешним признакам команды и приказы представляют собой вербальное воздействие. Ограничить практику вербального воздействия педагога только наставлениями, приказами и командами было бы непростительной ошибкой. Воспитание требует более тонких средств. Этот психологический момент хорошо реализуется в косвенном внушении.
Косвенное внушение рассчитано на безоговорочное принятие информации, но само сообщение подаётся не в приказной форме, а в виде рассказа, описания какого- либо случая или намёка, и оказывают существенное влияние на его поведение.
Основными формами косвенного внушения являются: намек, внушающее косвенное одобрение, внушающее косвенное осуждение.
Ценность этого влияния заключается в том, что они не встречают внутреннего сопротивления школьника. Ученик сам должен принять решение и определить линию поведения.
Характеризуя любой метод воспитания, можно утверждать, что эффективность его применения зависит от технических приёмов учителя, его мимики, жеста, речи.
При косвенном внушении, когда даётся совет или одобряется поведение школьника, в голосе слышится теплота, преобладает мягкий тон.
Суть овладения педагогической техникой выражается в выработке каждым учителем индивидуального стиля.
Техники внушающего воздействия
Сочетание новизны информации со стереотипностью
Формирование личности ребёнка зависит не только от внешних воздействий, но и деятельности, его активности, организации само воспитания. Опытный материал свидетельствует, что, овладевая техникой самовнушения, ученики укрепляют свою волю, учатся создавать целевые установки и в заданных ситуациях анализировать их.
Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности
Включение разделов психолого-педагогического цикла в курс основ социально-культурной деятельности является естественным и закономерным. Предметом данного цикла служат психологические и педагогические факторы и феномены, определяющие эффективность любого вида и уровня социально-культурной деятельности.
В настоящее время мы являемся свидетелями последовательного разворота содержания и организации социально-культурной деятельности в сторону психологизации, поскольку именно психологические факторы, условия, механизмы во многом определяют эффективность и результативность индивидуальных и коллективных занятий участников социально-культурных общностей. Психология и, в частности, социальная психология, служит той наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых.
Прикладные отрасли психологии, включающие возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, этнопсихологию, психологию труда, психологию управления и другие, связаны с разработкой и описанием конкретных методов и технологий, направленных на преобразование сферы культуры и совершенствование различных видов как профессиональной, так и любительской социально-культурной деятельности.
В разных социально-территориальных общностях широкое распространение получил метод наследования культурных ценностей; в семьях и в учебнс-творческих коллективах он прочно утвердил себя как идейно-нравственная, эстетическая и другие установки, общепринятая норма, правило. Хорошо известна практика творческой «реанимации» народных традиций и обычаев в современном массовом досуге (возрождение исконного праздничного календаря и т.п.). Большинство национальных этнокультурных технологий базируется на неукоснительном соблюдении обычая — продиктованного традицией варианта «механического» поведения в стереотипных ситуациях.
Многовековым опытом народной культуры подтверждена устойчивость воздействия традиций и обычаев на стабилизацию человеческих взаимоотношений, на воспитание молодежи. В то же время нельзя не принимать во внимание негативные свойства отдельных традиций, проявление в них определенной доли консерватизма.
Культура не может быть прямо и однозначно передана ребенку через усвоение общественно выработанных норм и предписаний. Существуют особые формы ее фиксации и способы межпоколенной передачи.
В качестве формы спонтанной, самостоятельной и инициативной проблематизации ребенком эталонов социального опыта рассматривают такое явление детской субкультуры, как перевертыши. К.И.Чуковский использовал данный термин для обозначения широкого круга особых словесных произведений, в которых смысл как бы выворачивается наизнанку. Перевертыши исторически укоренены в народной смеховой культуре (шутовство, карнавал и др.), они пронизывают собой малые фольклорные жанры, рассчитанные в том числе на детей.
В восточно- и западноевропейской культурной традиции «перевертывание» издревле выступало как мощное средство расширения сознания, развития творческих способностей взрослых и детей. Особое место оно занимает в жизни современного ребенка-дошкольника. Дети сравнительно рано приступают к самостоятельному конструированию перевертышей, затевая на их основе своеобразные «умственные игры» со взрослым.
Педагогическую ценность перевертышей К.И. Чуковский связывал с тем, что через них ребенок познает подлинную природу и назначение вещей, разоблачает иллюзии во имя торжества реализма, в словесной игре пытается по-новому утвердиться в знании «нормы», а потому «ненорма» зачастую переживается им как нечто комическое. Благодаря свободным экспериментам со звуковой оболочкой слова, приводящей к образованию забавных словечек, ребенок оптимально овладевает уже сложившейся, исторически устоявшейся системой языковых норм.
Следовательно, успешность каждого специалиста социально-культурной сферы обусловлена не только усвоением специальных предметно-профессиональных знаний и формированием соответствующих умений и навыков. Она определяется также и тем, насколько психологически и педагогически грамотно выстраивается социальный контекст профессионального поведения и общения этого специалиста с коллегами, насколько эффективны его деловые взаимодействия, глубоко его понимание самого себя, его владение техникой саморегуляции в достаточно сложных профессионально-творческих ситуациях.
Приведенные данные подтверждают вывод о том, что в практике социально-культурной деятельности может быть задействована разветвленная система психологических наук. Если учесть, что в последнее время в психологии каждые 4-6 лет появляется новое направление, то в комплексе развивающихся психологических дисциплин, имеющих прямое или косвенное отношение к социально-культурной сфере, необходимо выделять дисциплины фундаментальные (базовые, теоретические) и прикладные (практические).
Фундаментальные отрасли, объединенные в такое направление, как общая психология, имеют методологическое значение для понимания и объяснения социально-психологических явлений, особенностей поведения и поступков людей в конкретных социально-культурных процессах и ситуациях. Касаясь индивидуальной либо групповой социально-культурной деятельности, общая психология помогает исследовать множество вопросов, связанных с активностью отдельно взятой личности или группы людей, их мотивацией, способностями, общением, взаимодействием с окружающей средой.
Не менее важное, чем психология, место в социально-культурной деятельности занимает педагогика. Так, сопряжённость культурологии и социальной педагогики, а также подход к образованию как к крупнейшей и самодостаточной сфере социально-культурной деятельности в целом дают основания для выделения в ней педагогического компонента.
Не случайно для социально-культурной деятельности рядом авторов предлагались в качестве альтернативных такие определения, как «педагогика социально-культурной сферы», «педагогика досуга», «социально-культурная педагогика» и другие. Предметом педагогического компонента в любом из перечисленных вариантов всегда было и остается исследование закономерностей обучения и воспитания в условиях специально организованного социально-культурного процесса, выявление эффективности применяемых в этих целях педагогических методов и технологий, установление педагогически оправданных и обоснованных связей и взаимоотношений между участниками.
Большое число социально активных субъектов, постоянно способствующих возникновению и развитию новых досуговых интересов, увлечений и потребностей, образуют неисчерпаемый педагогический потенциал социально-культурной деятельности. Основное требование заключается в создании реальных условий функционирования этого потенциала в рамках конкретного социально-культурного объекта (учреждения, объединения, организации, студии и др.), отдельного мероприятия или акции.
Социально-культурная деятельность по самой своей сути глубоко педагогична. Множество социальных проблем, с которыми мы сталкиваемся в процессе этой деятельности, так или иначе неизменно приобретает статус педагогических задач. Их решение зависит от согласованного взаимодействия всех звеньев педагогической цепочки. К ним относятся:
— межсубъектное сотрудничество партнеров, учет влияния окружающей среды и факторов воспитания, выбор наиболее эффективных педагогических методов и технологий, выявление их социальной направленности, педагогически продуманная организация деятельности от планирования до контроля и оценки ее результатов;
— этические отношения к самому себе (эгоизм, альтруизм, совесть, чувство долга, самолюбие, честолюбие); к другим людям (доброжелательность, коллективизм, симпатии, антипатии, недоверчивость, подозрительность, откровенность);
— эстетические отношения: художественный вкус, чувство гармонии, переживание прекрасного;
— духовность; степень развитости и гармоничности духовных потребностей, представление о смысле жизни, ответы на «вечные вопросы», выработанные личностью самостоятельно в результате самопознания и умозрительного созерцания.
Выстраивая такую цепочку, педагогическая организация социально-культурной деятельности предполагает необходимость прежде всего выделения диагностического и формирующего этапов, наиболее полного использования социально-педагогического потенциала, а также преодоления причин, препятствующих полному и эффективному его использованию.
Известно, что занятый в том или ином виде социально-культурной деятельности человек (будь то профессионал или любитель) в ходе обучения или практического участия как бы постоянно «подстраивается» к профессиональным требованиям, настойчиво изменяя и развивая самого себя.
Встречается и другая ситуация, распространенная в современной эстраде, театральном или цирковом искусстве, в кино, индустрии моды, рекламы, телевидения, журналистике. Новичок, ни по каким параметрам, на первый взгляд, не соответствующий общепринятым среди его коллег нормам и правилам, долгое время не принимаемый в профессиональном сообществе, через какое-то время становится «звездой», признанным мастером. Демонстрируя принципиально новые профессиональные образцы, он сам становится естественным «законодателем мод», устанавливая новые профессиональные требования. Так, мастер, проявляя подлинное новаторство в своем творчестве, перестраивая существующие профессиональные каноны под свою индивидуальность, открывает новое направление, а то и новую специализацию в своей профессии.
Роль психологии и педагогики чрезвычайно важна в решении и таких актуальных для сферы культуры и досуга проблем, как профессиональное самоопределение будущих специалистов, профессиональный отбор и выявление их профессиональной пригодности, а также их самоактуализация и осуществление успешной карьеры.
Существуют педагогический и психологический виды профессионального отбора (подбора). Если первый из них выявляет и оценивает сформированность у претендента специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей, то объектом второго, соответственно, являются задатки и способности человека, его профессиональная направленность, ценностные ориентации, мотивации, интересы и предпочтения.
Таким образом, психологические и педагогические компоненты в социально-культурной деятельности находятся в постоянном взаимодействии и взаимопроникновении. Психолого-педагогическую систему этой деятельности можно охарактеризовать как целостную совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимозависимых компонентов, предполагающую непрерывную педагогически целесообразную организацию досуга личности на всех возрастных этапах, в различных сферах микросреды и с участием всех субъектов воспитания. Как важная сторона общекультурного процесса, как средство приобщения людей к достижениям национальной и общечеловеческой культуры, социально-культурная деятельность обретает надежную методологическую основу и методологический инструментарий в педагогике сотрудничества и творчества.
психолого-педагогические основы СКД
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Включение разделов психолого-педагогического цикла в курс основ социально-культурной деятельности является естественным и закономерным. Предметом данного цикла служат психологические и педагогические факторы и феномены, определяющие эффективность любого вида и уровня социально-культурной деятельности.
В настоящее время мы являемся свидетелями последовательного разворота содержания и организации социально-культурной деятельности в сторону психологизации, поскольку именно психологические факторы, условия, механизмы во многом определяют эффективность и результативность индивидуальных и коллективных занятий участников социально-культурных общностей. Психология и. в частности, социальная психология, служит той наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых.
Прикладные отрасли психологии, включающие возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, этнопсихологию, психологию труда, психологию управления и другие, связаны с разработкой и описанием конкретных методов и технологий, направленных на преобразование сферы культуры и совершенствование различных видов как профессиональной, так и любительской социально-культурной деятельности.
В разных социально-территориальных общностях широкое распространение получил метод наследования культурных ценностей; в семьях, и в учебно-творческих коллективах он прочно утвердил себя как идейнонравственная, эстетическая и другие установки, общепринятая норма, правило. Хорошо известна практика творческой «реанимации» народных традиций и обычаев в современном массовом досуге (возрождение исконного праздничного календаря и т.п.). Большинство национальных этнокультурных технологий базируется на неукоснительном соблюдении обычая — продиктованного традицией варианта «механического» поведения в стереотипных ситуациях.
Многовековым опытом народной культуры подтверждена устойчивость воздействия традиций и обычаев на стабилизацию человеческих взаимоотношений, на воспитание молодежи. В то же время нельзя не принимать во вниманий негативные свойства отдельных традиций, проявление в них определенной доли консерватизма.
В процессе социально-культурной деятельности получили большое распространение такие методы психологии, как метод наблюдения, опросные методы, диагностические методы и метод эксперимента.
Социально-психологические параметры, методы и приемы социометрии и референтомегрии позволяют не только охарактеризовать состав участников социально-культурной деятельности, сделать их способными к оптимальному
взаимодействию, придать их усилиям эффективность, развить их потенциальные склонности и способности. Практическая реализация образовательных, рекреативных, реабилитационных и других социально-культурных технологий невозможна без учета психологических особенностей аудитории, сущности и содержания ее социальных установок и ценностных ориентаций.
Культура не может быть прямо и однозначно передана ребенку через усвоение общественно выработанных норм и предписаний. Существуют особые формы ее фиксации и способы межпоколенной передачи.
В качестве формы спонтанной, самостоятельной и инициативной проблематизации ребенком эталонов социального опыта рассматривают такое явление детской субкультуры, как перевертыши. К.И.Чуковский использовал данный термин для обозначения широкого круга особых словесных произведений, в которых смысл как бы выворачивается наизнанку. Перевертыши исторически укоренены в народной смеховой культуре (шутовство, карнавал и др.), они пронизывают собой малые фольклорные жанры, рассчитанные в том числе на детей.
В восточно- и западноевропейской культурной традиции «перевертывание» издревле выступало как мощное средство расширения сознания, развития творческих способностей взрослых и детей. Особое место оно занимает в жизни современного ребенка-дошкольника. Дети сравнительно рано приступают к самостоятельному конструированию перевертышей, затевая на их основе своеобразные «умственные игры» со взрослым.
Педагогическую ценность перевертышей К.И. Чуковский связывал с тем, что через них ребенок познает подлинную природу и назначение вещей, разоблачает иллюзии во имя торжества реализма, в словесной игре пытается по-новому утвердиться в знании «нормы», а потому «ненорма» зачастую переживается им как нечТо комическое. Благодаря свободным экспериментам со звуковой оболочкой слова, приводящей к образованию забавных словечек, ребенок оптимально овладевает уже сложившейся, исторически устоявшейся системой языковых норм.
Следовательно, успешность каждого специалиста социально-культурной сферы обусловлена не только усвоением специальных предметно-профессиональных знаний и формированием соответствующих умений и навыков. Она определяется также и тем, насколько психологически и педагогически грамотно выстраивается социальный контекст профессионального поведения и общения этого специалиста с коллегами, насколько эффективны его деловые взаимодействия, глубоко его понимание самого себя, его владение техникой саморегуляции в достаточно сложных профессионально-творческих ситуациях.
Не менее важное, чем психология, место в социально-культурной деятельности занимает педагогика. Так сопряжённость культурологии и социальной педагогики, а также подход к образованию как к крупнейшей и самодостаточной сфере социально-культурной деятельности в целом дает основания для выделения в ней педагогического компонента.
Не случайно для социально-культурной деятельности рядом авторов предлагались в качестве альтернативных такие определения, как «педагогика социально-культурной сферы», «педагогика досуга», «социально-культурная педагогика» и другие. Предметом педагогического компонента в любом из перечисленных вариантов всегда было и остается исследование закономерностей обучения и воспитания в условиях специально организованного социальнокультурного процесса, выявление эффективности применяемых в этих целях педагогических методов и технологий, установление педагогически оправданных и обоснованных связей и взаимоотношений между участниками.
Большое число социально активных субъектов, постоянно способствующих возникновению и развитию новых досуговых интересов, увлечений и потребностей, образуют неисчерпаемый педагогический потенциал социальнокультурной деятельности. Основное требование заключается в создании реальных условий функционирования этого потенциала в рамках конкретного социально-культурного объекта (учреждения, объединения, организации, студии и др.), отдельного мероприятия или акции.
Социально-культурная деятельность по самой своей сути глубоко педагогична. Множество социальных проблем, с которыми мы сталкиваемся в процессе этой деятельности, так или иначе неизменно приобретает статус педагогических задач. Их решение зависит от согласованного взаимодействия всех звеньев педагогической цепочки.
— межсубъектное сотрудничество партнеров, учет влияния окружающей среды и факторов воспитания, выбор наиболее эффективных педагогических методов и технологий, выявление их социальной направленности, педагогически продуманная организация деятельности от планирования до контроля и оценки ее результатов;
этические отношения к самому себе (эгоизм, альтруизм, совесть, чувство долга, самолюбие, честолюбие); к другим людям (доброжелательность, коллективизм, симпатии, антипатии, недоверчивость, подозрительность, откровенность);
эстетические отношения: художественный вкус, чувство гармонии, переживание прекрасного;
духовность; степень развитости и гармоничности духовных потребностей, представление о смысле жизни, ответы на «вечные вопросы», выработанные личностью самостоятельно в результате самопознания и умозрительного созерцания.
Выстраивая такую цепочку, педагогическая организация социально-культурной деятельности предполагает необходимость прежде всего выделения диагностического и формирующего этапов, наиболее полного использования социально-педагогического потенциала, а также преодоления причин, препятствующих полному и эффективному его использованию.
них необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств. Но не менее существенна роль факторов субъективных, к которым психологи и педагоги относят имеющиеся у конкретного человека (профессионала, любителя) задатки и способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, мотивацию и уровень притязаний его участия в социально-культурной деятельности, степень его самооценки и психологической защищенности в случае возможных ошибок и неудач.
Известно, что занятый в том или ином виде социально-культурной деятельности человек (будь то профессионал или любитель) в ходе обучения или практического участия как бы постоянно «подстраивается» к профессиональным требованиям, настойчиво изменяя и развивая самого себя.
Встречается и другая ситуация, распространенная в современной эстраде, театральном или цирковом искусстве, в кино, индустрии моды, рекламы, телевидения, журналистике. Новичок, ни по каким параметрам на первый взгляд не соответствующий общепринятым среди его коллег нормам и правилам, долгое время не принимаемый в профессиональном сообществе, через какое-то время становится «звездой», признанным мастером. Демонстрируя принципиально новые профессиональные образцы, он сам становится естественным «законодателем мод», устанавливая новые профессиональные требования. Так, мастер, проявляя подлинное новаторство в своем творчестве, перестраивая существующие профессиональные каноны под свою индивидуальность, открывает новое направление, а те и новую специализацию в своей профессии.
Роль психологии и педагогики чрезвычайно важна в решении и таких актуальных для сферы культуры и досуга проблем, как профессиональное самоопределение будущих специалистов, профессиональный отбор и выявление их профессиональной пригодности, а также их самоактуализация и осуществление успешной карьеры.
Существуют педагогический и психологический виды профессионального отбора (подбора). Если первый из них выявляет и оценивает сформированность у претендента специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей, то объектом второго, соответственно, являются задатки и способности человека, его профессиональная направленность, ценностные ориентации, мотивации, интересы и предпочтения.
Таким образом, психологические и педагогические компоненты в социально-культурной деятельности находятся в постоянном взаимодействии и взаимопроникновении. Психолого-педагогическую систему этой деятельности можно охарактеризовать как целостную совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимозависимых компонентов, предполагающую непрерывную педагогически целесообразную организацию досуга личности на всех возрастных этапах, в различных сферах микросреды и с участием всех субъектов воспитания. Как важная сторона общекультурного процесса, как средство приобщения людей к достижениям национальной и общечеловеческой культуры, социальнокультурная деятельность обретает надежную методологическую основу и методологический инструментарий в педагогике сотрудничества и творчества.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА СКД
В категории «социально-культурная деятельность» особо выделим термин «социальное», под которым прежде всего подразумевается человек, но не только как конкретный носитель культурных свойств этой деятельности, но и как субъект активного взаимодействия с окружающей средой. Отметим множество участников такого взаимодействия в лице отдельно взятой личности, нескольких людей, социального института, этнической группы, нации по созданию, сохранению, распространению, освоению и развитию культурных ценностей, норм и традиций, значимых для государства или субъектов гражданского общества.
Взаимодействие людей служит главным признаком любого социального явления. Под социально-культурным взаимодействием подразумевается процесс взаимного влияния людей и групп на сознание и поведение друг друга, в ходе которого происходит взаимное согласование того или иного действия. Именно благодаря взаимодействию становится возможной совместная социально-культурная деятельность отдельных индивидов, групп, учреждений и организаций. Поэтому определение «культурная» деятельность предполагает значимое взаимодействие, обмен в сфере культуры.
Взаимодействие является исходным моментом для понимания сущности социально-культурной деятельности. Имеется в виду взаимодействие индивидов или групп, образующих социально-культурную общность для удовлетворения образовательных, развлекательных, оздоровительных и иных потребностей. Взаимодействие нередко называют принятым в социологии термином «интеракция», но чаще всего оно трактуется обычно как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами. Являясь постоянными носителями качественно различных видов социально-культурной деятельности, эти группы различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.
Педагогически организованное социально-культурное взаимодействие представляет собой не только межсубъектное сотрудничество, но и взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социально-культурной деятельности. Оно имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее). Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это, как правило, межличностные (или социально-психологические) отношения, складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени. Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями; влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность; обратную реакцию индивидов.