в соответствии с деятельностной концепцией совершенствование мозга происходило в тесной взаимосвязи
В соответствии с деятельностной концепцией совершенствование мозга происходило в тесной взаимосвязи
Деятельность, сознание, познание
По поводу возникновения человека существует несколько версий.
1. Мутационная теория (Де Фриз, В. Хауэлл, В.И. Кочеткова и др.). Согласно этой теории, возникновение человека является результатом крупных единичных скачкообразных наследственных изменений, произошедших в организме животного, близкого человеку, затем в результате наличия благоприятных условий эти изменения укрепились и развились. При этом отрицается роль естественного набора.
2. Одна из версий неоламаркистских теорий рассматривает происхождение человека как результат усилий некоего «сверхсознания».
3. Эволюционная теория Ч. Дарвина и развивающая ее трудовая теория антропогенеза
Ф. Энгельса. Это – наиболее вероятная версия.
Дарвин в работе «Происхождение человека и естественный отбор» убедительно показал закономерное возникновение человека из мира животных на основе законов животного мира, в частности, закона естественного отбора. Согласно его теории, человек произошел из высших обезьян, живших в Африке. Ф. Энгельс в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» детально прояснил механизм антропогенеза, подчеркнув при этом решающую роль труда, человеческой деятельности, социальных условий вообще.
Именно труд, другие виды деятельности, а также общение определили зарождение и развитие человека, становление его сознания и языка. Этому способствовали некоторые физиолого-анатомические изменения, произошедшие у древнего предка человека: 1) появление способности к прямохождению, 2) появление развитого мозга, 3) появление развитой кисти руки, 4) изменения в анатомии лица и голосового аппарата (увеличивается объем гортани, изменяется положение корня языка, уменьшается размер челюсти и др.). Эти морфологические признаки человека были приобретены некоторыми видами предков первобытного человека в результате процесса видовой борьбы, приспособления к среде в процессе трудовой деятельности.
Однако эти признаки ещё не объясняют происхождения сознания, они лишь придают животным предкам человека черты сходства с людьми, способствовавшие их выживанию. Дальнейшее развитие первобытного человека было связано с совершенствованием мозга как центральной подсистемы всего организма, осуществляющей оценку информации о внешней среде и управляющей поведением всего организма, управление деятельностью освобожденной руки, ориентацией тела в конкретной жизненной ситуации, построение программ поведения и т.д.
Дальнейшее усложнение трудовой деятельности приводит к переходу от стада к племени (коллективному союзу), где необходимость передачи словесной информации возрастает, появляется возможность сохранения и передачи коллективного опыта. В результате, возникшее сознание и язык вместе с деятельностью становятся наиважнейшими условиями возникновения и выживания родовых, племен, общин.
Поскольку в плане филогенеза возникновение сознания было связано с практически-преобразовательной и познавательной деятельностью людей, необходимостью закрепления навыков, способов совместной, коллективной деятельности, можно говорить об общественной природе человеческого сознания. Общественная природа сознания человека выражается также в его способности: а) устойчиво воспроизводить выработанные способы совместной деятельности; б) передавать опыт из поколения в поколение.
Перейдем к вопросу о связи сознания с мозгом. Мозг является предметом изучения многих специальных наук: анатомии, физиологии, нейропсихологии и др. Философия, обобщая указанные наработки, представляет знания о мозге в целом, системном виде.
Рассматривая проблему соотношения сознания и мозга, необходимо отметить, что мозг является одним из главных органов, посредством которого осуществляется извлечение из внешней среды информации, ее усвоение и создание внутренней информационной модели внешнего мира. «Нося в себе» внешний мир в виде информационной модели определенных ситуаций, мозг, да и организм в целом, продолжает осваивать эти ситуации вне непосредственного контакта с ними. Именно таким образом осуществляется человеческое познание.
Непосредственное участие в процессе познания принимает аппарат памяти, который формирует, накапливает и хранит следы прошлого и настоящего ради их использования в будущем. У человека различают оперативную, кратковременную и долговременную память.
Часто говорят, что психика (сознание в том числе) является продуктом высокоорганизованной материи (мозга человека). Это утверждение нельзя понимать упрощенно. Головной мозг не вырабатывает такое вещество, которое можно было бы назвать психикой или сознанием. Речь идет о другом. По отношению ко всему существующему, нейрофизиологические механизмы мозга оказываются или могут быть его знаком. Человеческий мозг, состоящий из множества нервных клеток и волокон, обладает уникальнейшими возможностями по знаковому воспроизведению богатства мира, своего собственного в том числе. В этом смысле человеческий интеллект представляет собой конструкт. Интеллект – это разум, способность мыслить, совокупность тех умственных функций, которые превращают восприятие в знание и анализируют уже имеющиеся знания. Конструкт – это нечто недоступное непосредственному наблюдению, но выведенное логическим путем на основе наблюдаемых признаков.
Презентация «Общие основы педагогики»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Возникновение педагогической науки связывают с именем:
Выберите один ответ:
a. французского учёного Жана Жака Руссо
b. чешского педагога Яна Амоса Коменского
c. русского учёного П.Ф. Каптерева
Вставьте пропущенные слова: «Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития _____ _____ как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни»:
Выберите один ответ:
a. воспитательного процесса
b. образования и воспитания
c. педагогического процесса
Выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье:
Выберите один ответ:
Идеи свободного воспитания в России пропагандировались:
Выберите один ответ:
Выберите один или несколько ответов:
Основателем научной педагогики и народной школы в России является:
Выберите один ответ:
Педагогика в дословном переводе означает:
Выберите один ответ:
Педагогика как самостоятельная наука возникла:
Выберите один ответ:
a. в первой половине XVI века
b. во второй половине XVII века
c. в середине XVIII века
Современная педагогика – это:
Выберите один ответ:
a. наука об образовании и воспитании человека
b. практическая педагогическая деятельность
c. искусство преподавания
Теоретические сведения по вопросам обучения и воспитания первоначально накапливались:
Выберите один ответ:
В качестве объекта педагогики выступает:
Выберите один ответ:
a. образование как социальный феномен
b. воспитательный процесс
c. образование как целостный педагогический процесс
В качестве предмета педагогики выступает:
Выберите один ответ:
a. воспитание и образование
b. педагогическое явление
К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:
Выберите один ответ:
a. выявление закономерностей развития и саморазвития педагогического процесса
b. выявление и описание возрастных особенностей детей
К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:
Выберите один ответ:
a. проектирование способов работы со школьниками
b. проектирование педагогических теорий и технологий
К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:
Выберите один ответ:
a. раскрыть основные тенденции в развитии школьников
b. раскрыть основные тенденции и перспективы развития педагогической теории и практики
К функциям педагогической науки относятся:
Выберите один или несколько ответов:
Объективно существующая, устойчивая, инвариантная связь между явлениями – это:
Выберите один ответ:
Описательный уровень, диагностический уровень, прогностический уровень – это уровни реализации _____ _____ педагогической науки:
Выберите один ответ:
a. теоретической функции
b. технологической функции
Выберите один ответ:
a. теоретической функции
В систему педагогических наук входят:
Выберите один или несколько ответов:
c. военная педагогика
d. сравнительная педагогика
В систему педагогических наук входят:
Выберите один или несколько ответов:
a. общая педагогика
b. философия и история образования
c. возрастная педагогика
d. психология обучения
В систему педагогических наук не входят:
Выберите один или несколько ответов:
b. социальная работа
c. психология воспитания
d. социальная педагогика
e. школьная гигиена
Теоретические и практические основы образования, развития и воспитания взрослых людей разрабатывает:
Выберите один ответ:
a. теория обучения и воспитания
c. социальная педагогика
Установите отрасль педагогики по следующей характеристике: «Выявляет закономерности, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания медицинского персонала в учреждениях здравоохранения»:
Выберите один ответ:
a. гендерная педагогика
b. медицинская педагогика
c. лечебная педагогика
Установите отрасль педагогики по следующей характеристике: «Изучает теоретические и практические основы воспитания и образования слепых и слабовидящих людей»:
Выберите один ответ:
Установите отрасль педагогики по следующей характеристике: «Исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах»:
Выберите один ответ:
a. социальная педагогика
b. история педагогики и образования
c. сравнительная педагогика
Активная, целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области, – это:
Выберите один ответ:
К собственно педагогическим категориям относятся следующие основные понятия:
Выберите один или несколько ответов:
Мера достижения определённого уровня развития отдельных свойств личности, позволяющая человеку ориентироваться в окружающей общественной среде и обогащать её, самосовершенствоваться и самореализовываться, – это:
Выберите один ответ:
Наиболее общее и ёмкое понятие, отражающее сущность той или иной науки, её типичные свойства – это:
Выберите один ответ:
Определите, о каком образовании идёт речь, по следующей характеристике: «Интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от состояния образовательной сферы и возможностей её прогрессивного развития»:
Выберите один ответ:
a. образование как педагогический процесс
b. образование как социокультурный феномен
c. образование как социальное явление
Определите, о каком образовании идёт речь, по следующей характеристике: «Специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью решения развивающих и образовательных задач, направленных как на удовлетворение потребностей общества в образованных гражданах, так и самой личности в её развитии и саморазвитии»:
Выберите один ответ:
a. образование как результат
b. образование как педагогический процесс
c. образование как социокультурный феномен
Относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение научными знаниями, нравственными и культурными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, – это:
Выберите один ответ:
a. образование как социокультурный феномен
b. образование как социальное явление
c. образование как педагогический процесс
Понятия, отражающие наиболее общие связи и свойства действительности, представляют собой:
Выберите один ответ:
a. общенаучные понятия
b. философские понятия
c. частнонаучные понятия
Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, учебно-воспитательные учреждения, органы правопорядка) с целью формирования определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни – это:
Выберите один ответ:
a. воспитание в широком социальном смысле
b. воспитание в узком социальном смысле
c. воспитание в педагогическом значении
Организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования – это:
Выберите один ответ:
Осознанная, целеустремлённая деятельность человека, направленная на самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств, – это:
Выберите один ответ:
Выберите один или несколько ответов:
a. сложный и многогранный процесс
b. многоаспектное явление
c. процесс, тесно связанный с обучением
Процесс изменения личности как социального существа под воздействием экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических факторов, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности – это:
Выберите один ответ:
a. развитие личности
b. формирование личности
Выберите один ответ:
Специально организованный, целенаправленный, двусторонний процесс, в ходе которого осуществляется усвоение обучающимися научных знаний и способов деятельности, личностное развитие, – это:
Выберите один ответ:
c. педагогический процесс
Целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими общественным опытом, – это:
Выберите один ответ:
Целенаправленность, освоение ребенком социального опыта и соответствие социально-культурным ценностям, создание условий для усвоения определённых норм отношений – это общие признаки, характерные для воспитания:
Выберите один ответ:
a. в широком социальном смысле
b. в узком социальном смысле
c. в педагогическом значении
Множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединённых единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе – это:
Выберите один ответ:
a. педагогическая технология
b. педагогическая система
c. педагогическая задача
Особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта посредством обучения и воспитания, – это:
Выберите один ответ:
a. педагогическое взаимодействие
b. педагогическая деятельность
Преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях, – это:
Выберите один ответ:
a. педагогическое взаимодействие
b. педагогическая деятельность
Целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемых, – это:
Выберите один ответ:
a. педагогическая деятельность
b. педагогический процесс
Взаимосвязи педагогики с …… сделали возможным возникновение коррекционной педагогики:
Выберите один ответ:
a. возрастной физиологией
c. школьной гигиеной
Взаимосвязь философии и педагогики имеет ____ характер:
Выберите один ответ:
Психологические, биологические и социологизаторские подходы к развитию ребёнка составляют содержание следующей науки:
Выберите один ответ:
Специфическая сфера педагогического знания, которая изучает образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии, – это:
Выберите один ответ:
b. коррекционная педагогика
Теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций является:
Выберите один ответ:
Укажите науку, о взаимосвязи педагогики с которой говорится в следующем высказывании: «Определяет естественно-научную основу процессов обучения и воспитания, раскрывает картину материально-энергетического развития ребёнка»:
Выберите один ответ:
Укажите науку, о взаимосвязи педагогики с которой говорится в следующем высказывании: «Основные аспекты взаимодействия проявляются в предмете этих наук, показателях и критериях обученности и воспитанности личности, в методах исследований»:
Выберите один ответ:
a. школьная гигиена
Большой практический научный информационный материал с целью эффективного применения выводов научных исследований для организации процессов обучения и воспитания предлагает педагогической науке:
Выберите один ответ:
К формам взаимосвязи педагогики с другими науками относятся:
Выберите один или несколько ответов:
a. использование основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов
b. перенос категориального аппарата этих наук
c. использование конкретных результатов исследований
d. участие в комплексных исследованиях человека
Педагогика тесно связана со следующими науками:
Выберите один или несколько ответов:
Педагогика тесно связана со следующими науками:
Выберите один или несколько ответов:
Педагогика, выстраивая направления воспитания и разрабатывая его методы, опирается на моральные нормы, выведенные:
Выберите один ответ:
Педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом, используя данные:
Выберите один ответ:
Укажите науку, о взаимосвязи педагогики с которой говорится в следующем высказывании: «Во многом определяет структуру содержания образования и порядок изложения материала в процессе обучения, способы развития мышления в рамках образовательного процесса»:
Выберите один ответ:
Аксиологический подход органически присущ _____ педагогике:
Выберите один ответ:
Определите тип ценностей по следующей характеристике: «Выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей»:
Выберите один ответ:
Определите тип ценностей по следующей характеристике: «Формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога»:
Выберите один ответ:
Определите тип ценностей по следующей характеристике: «Ценности, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям»:
Выберите один ответ:
a. инструментальные ценности
b. самодостаточные ценности
Специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества – это:
Выберите один ответ:
Ценности-средства включают следующие три взаимосвязанные подсистемы :
Выберите один или несколько ответов:
a. собственно педагогические действия
b. действия, отражающие субъектную сущность педагога