в соответствии с деятельностной концепцией совершенствование мозга происходило в тесной взаимосвязи

В соответствии с деятельностной концепцией совершенствование мозга происходило в тесной взаимосвязи

Деятельность, сознание, познание

По поводу возникновения человека существует несколько версий.

1. Мутационная теория (Де Фриз, В. Хауэлл, В.И. Кочеткова и др.). Согласно этой теории, возникновение человека является результатом крупных единичных скачкообразных наследственных изменений, произошедших в организме животного, близкого человеку, затем в результате наличия благоприятных условий эти изменения укрепились и развились. При этом отрицается роль естественного набора.

2. Одна из версий неоламаркистских теорий рассматривает происхождение человека как результат усилий некоего «сверхсознания».

3. Эволюционная теория Ч. Дарвина и развивающая ее трудовая теория антропогенеза
Ф. Энгельса. Это – наиболее вероятная версия.

Дарвин в работе «Происхождение человека и естественный отбор» убедительно показал закономерное возникновение человека из мира животных на основе законов животного мира, в частности, закона естественного отбора. Согласно его теории, человек произошел из высших обезьян, живших в Африке. Ф. Энгельс в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» детально прояснил механизм антропогенеза, подчеркнув при этом решающую роль труда, человеческой деятельности, социальных условий вообще.

Именно труд, другие виды деятельности, а также общение определили зарождение и развитие человека, становление его сознания и языка. Этому способствовали некоторые физиолого-анатомические изменения, произошедшие у древнего предка человека: 1) появление способности к прямохождению, 2) появление развитого мозга, 3) появление развитой кисти руки, 4) изменения в анатомии лица и голосового аппарата (увеличивается объем гортани, изменяется положение корня языка, уменьшается размер челюсти и др.). Эти морфологические признаки человека были приобретены некоторыми видами предков первобытного человека в результате процесса видовой борьбы, приспособления к среде в процессе трудовой деятельности.

Однако эти признаки ещё не объясняют происхождения сознания, они лишь придают животным предкам человека черты сходства с людьми, способствовавшие их выживанию. Дальнейшее развитие первобытного человека было связано с совершенствованием мозга как центральной подсистемы всего организма, осуществляющей оценку информации о внешней среде и управляющей поведением всего организма, управление деятельностью освобожденной руки, ориентацией тела в конкретной жизненной ситуации, построение программ поведения и т.д.

Дальнейшее усложнение трудовой деятельности приводит к переходу от стада к племени (коллективному союзу), где необходимость передачи словесной информации возрастает, появляется возможность сохранения и передачи коллективного опыта. В результате, возникшее сознание и язык вместе с деятельностью становятся наиважнейшими условиями возникновения и выживания родовых, племен, общин.

Поскольку в плане филогенеза возникновение сознания было связано с практически-преобразовательной и познавательной деятельностью людей, необходимостью закрепления навыков, способов совместной, коллективной деятельности, можно говорить об общественной природе человеческого сознания. Общественная природа сознания человека выражается также в его способности: а) устойчиво воспроизводить выработанные способы совместной деятельности; б) передавать опыт из поколения в поколение.

Перейдем к вопросу о связи сознания с мозгом. Мозг является предметом изучения многих специальных наук: анатомии, физиологии, нейропсихологии и др. Философия, обобщая указанные наработки, представляет знания о мозге в целом, системном виде.

Рассматривая проблему соотношения сознания и мозга, необходимо отметить, что мозг является одним из главных органов, посредством которого осуществляется извлечение из внешней среды информации, ее усвоение и создание внутренней информационной модели внешнего мира. «Нося в себе» внешний мир в виде информационной модели определенных ситуаций, мозг, да и организм в целом, продолжает осваивать эти ситуации вне непосредственного контакта с ними. Именно таким образом осуществляется человеческое познание.

Непосредственное участие в процессе познания принимает аппарат памяти, который формирует, накапливает и хранит следы прошлого и настоящего ради их использования в будущем. У человека различают оперативную, кратковременную и долговременную память.

Часто говорят, что психика (сознание в том числе) является продуктом высокоорганизованной материи (мозга человека). Это утверждение нельзя понимать упрощенно. Головной мозг не вырабатывает такое вещество, которое можно было бы назвать психикой или сознанием. Речь идет о другом. По отношению ко всему существующему, нейрофизиологические механизмы мозга оказываются или могут быть его знаком. Человеческий мозг, состоящий из множества нервных клеток и волокон, обладает уникальнейшими возможностями по знаковому воспроизведению богатства мира, своего собственного в том числе. В этом смысле человеческий интеллект представляет собой конструкт. Интеллект – это разум, способность мыслить, совокупность тех умственных функций, которые превращают восприятие в знание и анализируют уже имеющиеся знания. Конструкт – это нечто недоступное непосредственному наблюдению, но выведенное логическим путем на основе наблюдаемых признаков.

Источник

Презентация «Общие основы педагогики»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Возникновение педагогической науки связывают с именем:

Выберите один ответ:

a. французского учёного Жана Жака Руссо

b. чешского педагога Яна Амоса Коменского

c. русского учёного П.Ф. Каптерева

Вставьте пропущенные слова: «Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития _____ _____ как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни»:

Выберите один ответ:

a. воспитательного процесса

b. образования и воспитания

c. педагогического процесса

Выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье:

Выберите один ответ:

Идеи свободного воспитания в России пропагандировались:

Выберите один ответ:

Выберите один или несколько ответов:

Основателем научной педагогики и народной школы в России является:

Выберите один ответ:

Педагогика в дословном переводе означает:

Выберите один ответ:

Педагогика как самостоятельная наука возникла:

Выберите один ответ:

a. в первой половине XVI века

b. во второй половине XVII века

c. в середине XVIII века

Современная педагогика – это:

Выберите один ответ:

a. наука об образовании и воспитании человека

b. практическая педагогическая деятельность

c. искусство преподавания

Теоретические сведения по вопросам обучения и воспитания первоначально накапливались:

Выберите один ответ:

В качестве объекта педагогики выступает:

Выберите один ответ:

a. образование как социальный феномен

b. воспитательный процесс

c. образование как целостный педагогический процесс

В качестве предмета педагогики выступает:

Выберите один ответ:

a. воспитание и образование

b. педагогическое явление

К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:

Выберите один ответ:

a. выявление закономерностей развития и саморазвития педагогического процесса

b. выявление и описание возрастных особенностей детей

К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:

Выберите один ответ:

a. проектирование способов работы со школьниками

b. проектирование педагогических теорий и технологий

К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:

Выберите один ответ:

a. раскрыть основные тенденции в развитии школьников

b. раскрыть основные тенденции и перспективы развития педагогической теории и практики

К функциям педагогической науки относятся:

Выберите один или несколько ответов:

Объективно существующая, устойчивая, инвариантная связь между явлениями – это:

Выберите один ответ:

Описательный уровень, диагностический уровень, прогностический уровень – это уровни реализации _____ _____ педагогической науки:

Выберите один ответ:

a. теоретической функции

b. технологической функции

Выберите один ответ:

a. теоретической функции

В систему педагогических наук входят:

Выберите один или несколько ответов:

c. военная педагогика

d. сравнительная педагогика

В систему педагогических наук входят:

Выберите один или несколько ответов:

a. общая педагогика

b. философия и история образования

c. возрастная педагогика

d. психология обучения

В систему педагогических наук не входят:

Выберите один или несколько ответов:

b. социальная работа

c. психология воспитания

d. социальная педагогика

e. школьная гигиена

Теоретические и практические основы образования, развития и воспитания взрослых людей разрабатывает:

Выберите один ответ:

a. теория обучения и воспитания

c. социальная педагогика

Установите отрасль педагогики по следующей характеристике: «Выявляет закономерности, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания медицинского персонала в учреждениях здравоохранения»:

Выберите один ответ:

a. гендерная педагогика

b. медицинская педагогика

c. лечебная педагогика

Установите отрасль педагогики по следующей характеристике: «Изучает теоретические и практические основы воспитания и образования слепых и слабовидящих людей»:

Выберите один ответ:

Установите отрасль педагогики по следующей характеристике: «Исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах»:

Выберите один ответ:

a. социальная педагогика

b. история педагогики и образования

c. сравнительная педагогика

Активная, целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области, – это:

Выберите один ответ:

К собственно педагогическим категориям относятся следующие основные понятия:

Выберите один или несколько ответов:

Мера достижения определённого уровня развития отдельных свойств личности, позволяющая человеку ориентироваться в окружающей общественной среде и обогащать её, самосовершенствоваться и самореализовываться, – это:

Выберите один ответ:

Наиболее общее и ёмкое понятие, отражающее сущность той или иной науки, её типичные свойства – это:

Выберите один ответ:

Определите, о каком образовании идёт речь, по следующей характеристике: «Интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от состояния образовательной сферы и возможностей её прогрессивного развития»:

Выберите один ответ:

a. образование как педагогический процесс

b. образование как социокультурный феномен

c. образование как социальное явление

Определите, о каком образовании идёт речь, по следующей характеристике: «Специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью решения развивающих и образовательных задач, направленных как на удовлетворение потребностей общества в образованных гражданах, так и самой личности в её развитии и саморазвитии»:

Выберите один ответ:

a. образование как результат

b. образование как педагогический процесс

c. образование как социокультурный феномен

Относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение научными знаниями, нравственными и культурными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, – это:

Выберите один ответ:

a. образование как социокультурный феномен

b. образование как социальное явление

c. образование как педагогический процесс

Понятия, отражающие наиболее общие связи и свойства действительности, представляют собой:

Выберите один ответ:

a. общенаучные понятия

b. философские понятия

c. частнонаучные понятия

Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, учебно-воспитательные учреждения, органы правопорядка) с целью формирования определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни – это:

Выберите один ответ:

a. воспитание в широком социальном смысле

b. воспитание в узком социальном смысле

c. воспитание в педагогическом значении

Организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования – это:

Выберите один ответ:

Осознанная, целеустремлённая деятельность человека, направленная на самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств, – это:

Выберите один ответ:

Выберите один или несколько ответов:

a. сложный и многогранный процесс

b. многоаспектное явление

c. процесс, тесно связанный с обучением

Процесс изменения личности как социального существа под воздействием экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических факторов, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности – это:

Выберите один ответ:

a. развитие личности

b. формирование личности

Выберите один ответ:

Специально организованный, целенаправленный, двусторонний процесс, в ходе которого осуществляется усвоение обучающимися научных знаний и способов деятельности, личностное развитие, – это:

Выберите один ответ:

c. педагогический процесс

Целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими общественным опытом, – это:

Выберите один ответ:

Целенаправленность, освоение ребенком социального опыта и соответствие социально-культурным ценностям, создание условий для усвоения определённых норм отношений – это общие признаки, характерные для воспитания:

Выберите один ответ:

a. в широком социальном смысле

b. в узком социальном смысле

c. в педагогическом значении

Множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединённых единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе – это:

Выберите один ответ:

a. педагогическая технология

b. педагогическая система

c. педагогическая задача

Особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта посредством обучения и воспитания, – это:

Выберите один ответ:

a. педагогическое взаимодействие

b. педагогическая деятельность

Преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях, – это:

Выберите один ответ:

a. педагогическое взаимодействие

b. педагогическая деятельность

Целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемых, – это:

Выберите один ответ:

a. педагогическая деятельность

b. педагогический процесс

Взаимосвязи педагогики с …… сделали возможным возникновение коррекционной педагогики:

Выберите один ответ:

a. возрастной физиологией

c. школьной гигиеной

Взаимосвязь философии и педагогики имеет ____ характер:

Выберите один ответ:

Психологические, биологические и социологизаторские подходы к развитию ребёнка составляют содержание следующей науки:

Выберите один ответ:

Специфическая сфера педагогического знания, которая изучает образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии, – это:

Выберите один ответ:

b. коррекционная педагогика

Теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций является:

Выберите один ответ:

Укажите науку, о взаимосвязи педагогики с которой говорится в следующем высказывании: «Определяет естественно-научную основу процессов обучения и воспитания, раскрывает картину материально-энергетического развития ребёнка»:

Выберите один ответ:

Укажите науку, о взаимосвязи педагогики с которой говорится в следующем высказывании: «Основные аспекты взаимодействия проявляются в предмете этих наук, показателях и критериях обученности и воспитанности личности, в методах исследований»:

Выберите один ответ:

a. школьная гигиена

Большой практический научный информационный материал с целью эффективного применения выводов научных исследований для организации процессов обучения и воспитания предлагает педагогической науке:

Выберите один ответ:

К формам взаимосвязи педагогики с другими науками относятся:

Выберите один или несколько ответов:

a. использование основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов

b. перенос категориального аппарата этих наук

c. использование конкретных результатов исследований

d. участие в комплексных исследованиях человека

Педагогика тесно связана со следующими науками:

Выберите один или несколько ответов:

Педагогика тесно связана со следующими науками:

Выберите один или несколько ответов:

Педагогика, выстраивая направления воспитания и разрабатывая его методы, опирается на моральные нормы, выведенные:

Выберите один ответ:

Педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом, используя данные:

Выберите один ответ:

Укажите науку, о взаимосвязи педагогики с которой говорится в следующем высказывании: «Во многом определяет структуру содержания образования и порядок изложения материала в процессе обучения, способы развития мышления в рамках образовательного процесса»:

Выберите один ответ:

Аксиологический подход органически присущ _____ педагогике:

Выберите один ответ:

Определите тип ценностей по следующей характеристике: «Выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей»:

Выберите один ответ:

Определите тип ценностей по следующей характеристике: «Формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога»:

Выберите один ответ:

Определите тип ценностей по следующей характеристике: «Ценности, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям»:

Выберите один ответ:

a. инструментальные ценности

b. самодостаточные ценности

Специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества – это:

Выберите один ответ:

Ценности-средства включают следующие три взаимосвязанные подсистемы :

Выберите один или несколько ответов:

a. собственно педагогические действия

b. действия, отражающие субъектную сущность педагога

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *