в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение

Метапредметный подход в современном образовании как реализация требований ФГОС

Педагогические науки

Похожие материалы

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов кординально изменился подход к содержанию образования: согласно требованиям стандарта в основе содержания образования должен лежать «принцип метапредметности». Как следствие изменился подход к результатам обучения. Преоритетное место среди всех результатов обучения стали занимать метапредметые.

Хотя понятие «метапредметность» появилось в педагогике достаточно давно, до сих пор нет единого толкования этого понятия. Различные научные школы трактуют его по разному.

В отечественной педагогике метапредметный подход в образовании получил развитие в конце XX века в работах Ю.В. Громыко и Н.В. Громыко, А.В. Хуторского и в последствии стал одним из ориентиров при составлении ФГОС.

По мнению А.В. Хуторского, метапредметная суть образования заключается в том, что «смысл образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внутреннему миру, связь внутреннего и внешнего в человеке, его микро- и макрокосма, обеспечивается через деятельность, относящуюся к фундаментальным узловым основам мира и человека»[].

Ю.В. Громыко интерпретирует метапредметное содержание образования как деятельность, обеспечивающую процесс обучения, при изучении любого учебного предмета. Данная деятельность не относится к конкретному учебному предмету [Громыко, 2000]. «Принцип «метапредметности»» заключается в обучении общим техникам, способам, средствам, операциям мыслительной деятельности, которые лежат поверх предметов, но используются при работе с любым материалом учебного предмета [Громыко Н. В.].

В федеральном государственном образовательном стандарте метапредметность представлена как способ формирования не только теоретического, но и критического мышлений; универсальных способов деятельности (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) обеспечивающих формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.

Подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод, что суть метапредметного подхода заключается в следующих положениях:

Как уже было сказано выше, с внедрением метапредметного подхода в обучении среди всех результатов обучения на первое место вышли метапредметные результаты.

Метапредметные результаты образовательной деятельности во ФГОС понимаются как «способы деятельности, применимые не только в процессе обучения, но и при решении жизненно-важных проблем, освоенные в рамках одного, двух или всех учебных предметов» [Глоссарий].

Стандарты устанавливают, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы образования должны отражать:

В составе основных видов УУД выделены четыре блока:

Наряду с личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными универсальными учебными действиями, Фундаментальное ядро содержания общего образования обозначает еще и метапреметные (т.е. надпредметные или метапознавательные) универсальные действия, которые в данном документе трактуются как умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью [9, 54].

Подведем итог. Метапредметный подход в обучении и, соответственно, метапредметные результаты обучения стали одними из основополагающих направлений работы учителя. Для достижения метапредметных результатов учащихся необходимо у них сформировать и отработать систему УУД. Перечень УУД содержится в документе, который называется «Фундаментальное ядро содержания общего образования», а описание, рекомендации по формированию УУД содержатся в программе формирования универсальных ученых действий. Современному педагогу необходимо овладение теоретическими и практическими знаниями специфики метапредметного подхода в обучении и сложившихся точек зрения в отечественной педагогике в отношении данного направления в педагогической теории и практике.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Межпредметность и метапредметное обучение в школе

Когда выпускники ВУЗов на рабочем месте начинают по-настоящему осваивать профессию, многие из них признаются, что не понимают, для чего нужны те академические знания, которые пришлось получать на протяжении 5-6 лет учебы. Это – классический пример отсутствия метапредметной связи в обучении, характерный для молодых людей, получивших образование в период последних 2-3 десятилетий.

в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Смотреть фото в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Смотреть картинку в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Картинка про в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Фото в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение

Недооценка фундаментальных знаний выпускниками говорит о серьезных упущениях прошлых лет: система дала сбой – нарушены главные дидактические принципы обучения и воспитания, которые помогают использовать накопленные знания и постоянно находить для них практическое применение.

Именно поэтому сегодня речь пойдет о том, как реализовать межпредметные связи и метапредметное обучение в школе.

Межпредметные связи и метапредметное обучение – принципы взаимодействия

Классическое построение учебных программ основано на незыблемом принципе: строго регламентируемый порядок прохождения тем в установленные сроки от простого – к сложному. Таким образом спланированы все учебные предметы.

Однако, как показала практика, строго придерживаться этого принципа достаточно сложно: невозможно на уроке истории не рассказать о развитии искусства, литературы, о первых открытиях в астрономии, физике, математике, биологии или географии, как об определенном этапе исторического прошлого. Точно так же, рассказывая о творчестве писателя, учитель литературы углубляется в исторические факты, для понимания эпохи, в которой жил писатель. Без исторических деталей нет понимания произведения, не реализуется в полной мере его воспитательная цель.

в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Смотреть фото в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Смотреть картинку в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Картинка про в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Фото в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение

Необходимость преподавания одного предмета с опорой на знания по другому предмету – налицо. Другими словами, сегодня межпредметная связь должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса. Снова обратимся, для примера, к истории и литературе:

В ходе подготовки к уроку, учитель литературы вынужден преподавать историю, в меру своей филологической компетентности (зачастую не имея представления о том, «что сейчас проходят по истории»). Вполне логично, что ученики 10 класса на уроке литературы ведут себя пассивно, если тема отечественной войны 1812 года пройдена и забыта в 8 классе. Не совпадает она и с программой по литературе в 6 классе, когда дети без эмоций и понимания исторической значимости сражения заучивают стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Таких примеров в школьной программе много. Безусловно, по степени сложности поэтическое произведение Лермонтова не сопоставимо с романом-эпопеей Толстого, с его сложным переплетением сюжетных линий, глубоким психологизмом. Стоит даже заметить, что последнее произведение осмысленно воспринимается лишь в более зрелом возрасте.

В этом и заключается задача метапредметного обучения: раскрыть историческую тему, вызвать интерес к ней с помощью эмоционального восприятия, который пробуждают литературные образы, художественное слово, для лучшего запоминания. К теме уроков литературы и истории можно прибавить и просмотр одноименного художественного фильма Бондарчука, посещению художественного музея и знакомству с живописью художников, вдохновленных подвигом русского народа. Такая форма подачи материала запомнится наверняка, а в будущем станет и жизненным ориентиром, и зрелым размышлением о жизни, любви, патриотизме.

в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Смотреть фото в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Смотреть картинку в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Картинка про в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Фото в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение

Межпредметность и метапредметность – сущность, сходство и различие понятий, взаимосвязь

ФГОС требует от современного образования формирования у школьников целостного представления о картине мира, природе вещей и явлений, умения логически соединять предметные знания воедино и использовать их. Этого можно достичь только при условии повсеместного внедрения метапредметного обучения и использования межпредметных связей. Но, к сожалению, даже среди педагогов иногда нет четкого понимания, в чем состоит сходство и различие межпредметных связей и метапредметности обучения.

Попробуем дать определение простыми словами, для непосвященных.

Межпредметные связи

Межпредметность – изучение предмета с точки зрения разных наук, в результате чего происходит расширение знаний, накопление информации. Например, рассвет – явление, которое может рассматриваться географами и астрономами. Начальное представление о явлении дается детям еще в дошкольном возрасте, в пределах, доступных для понимания.

Объясняя, что такое рассвет, возникает необходимость выйти за рамки одного предмета, дать ребенку первоначальное представление о причине явления. Если ограничить тему объяснением, что рассвет – начало дня, сославшись на возрастные особенности младших школьников и сложную для их понимания природу физических и астрономических явлений, то первоначальное представление ребенка о рассвете останется размытым, и он не сможет воспользоваться полученным знанием, пока не овладеет дополнительной информацией по теме.

Безусловно, маленькие «почемучки» обязательно зададут наводящие вопросы воспитателю. И ему придется выйти за рамки конкретного и сжатого объяснения:

Но при этом, он должен сказать, что остальные знания дети получат в школе, когда подрастут. Таким образом, он сможет и любопытство воспитанников удовлетворить, и заинтересовать их обучением в школе.

Метапредметное обучение

Метапредметность формирует не только целостное и образное восприятие мира, выходя за пределы одного предмета, но и интерес к обучению вообще. Обозначенная и озвученная перспектива дальнейшего развития темы дает ребенку в раннем возрасте установку на запоминание, «включает» долгосрочную память. Такие «установки», при регулярном их использовании, развивают логику, а также способность выделять из всех предметных знаний необходимую информацию и самостоятельно ее анализировать.

Рассказывая малышу о том, почему наступает рассвет, невозможно не обратиться к астрономическим знаниям, которые, согласно учебной программе общеобразовательной школы, предстоит открывать только в старших классах. И здесь на помощь приходит метапредметная связь, которая учит ребенка пользоваться всеми полученными знаниями: самостоятельно выстраивать логические цепочки и находить решение.

Метапредметность основывается на всех приобретенных знаниях, и ее конечной целью является формирование целостного мировоззрения, умений и навыков, необходимых для гармоничного развития личности. Фундаментом для метапредметного обучения являются межпредметные связи, в основе которых лежат суммированные и синтезированные знания по теме из разных учебных дисциплин.

Межпредметность и метапредметность – абстрактные понятия и четкой границы между ними не существует. Но, все же, объединенный учебный материал, структурированный на межпредметной основе, способствует реализации метапредметных задач, воплощению дидактических принципов обучения и воспитания.

То есть, образно говоря, метапредметность – домашнее задание, тема для самостоятельного изучения на будущее, когда учителем станет сама жизнь. Но реализация этой задачи возможна лишь на основе межпредметных связей в обучении.

в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Смотреть фото в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Смотреть картинку в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Картинка про в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Фото в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение

Общеобразовательные программы требуют перемен

Начиная с 90-х годов прошлого века, неизменными, пожалуй, остались только программы по каждому предмету и содержание учебников.

Уровень развития детей в XXI веке заметно вырос (особенно в сравнении с их бабушками и дедушками), а школьные программы замерли, как и содержание материалов в учебниках. Поэтому старшее поколение безошибочно, не глядя в учебники внуков, знает, в каком классе дети учат наизусть стихотворение «Бородино», теорему Пифагора и т. д. Возросшие требования к знаниям и умениям современных школьников нуждаются в усовершенствовании школьных программ.

Возможно, вопрос о развивающих программах, межпредметных связях и метапредметном обучении пора поднимать даже на уровне занятий в детском саду. Сегодня дети приходят в первый класс, умея читать и писать, вполне уверенно владеют начальными навыками ПК, а их учат читать слоги по букварю. О каких дидактических принципах может идти речь, когда первое полугодие в первом классе проходит впустую! Здесь неплохо было бы взять на вооружение, например, систему образования в Индии, где уже давно и успешно детей трехлетнего возраста обучают трем языкам одновременно.

Непонимание молодых специалистов, для чего нужные фундаментальные знания, неумение ими воспользоваться – это отсутствие системного метапредметного обучения, «родом из детства», влияющего на уровень профессионализма, несмотря на отличные оценки в дипломе по отдельным дисциплинам.

Между тем, приведенные примеры демонстрируют, что для реализации в полной мере принципов метапредметности в школе необходимо уделить серьезное внимание структуре школьных программ, чтобы максимально привести в соответствие программы предметов, в которых одни и те же темы изучаются в разное время. Это поможет учащимся отыскать параллели и лучше усвоить материал, а учителям по разным предметам – организовать совместные уроки литературы и истории, географии, физики и астрономии, биологии и химии, со сходной темой.

Источник

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Метапредметное образование как инновационная деятельность ОУ

в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Смотреть фото в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Смотреть картинку в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Картинка про в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Фото в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучениев современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Смотреть фото в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Смотреть картинку в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Картинка про в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Фото в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучениев современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Смотреть фото в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Смотреть картинку в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Картинка про в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Фото в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучениев современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Смотреть фото в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Смотреть картинку в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Картинка про в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Фото в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучениев современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Смотреть фото в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Смотреть картинку в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Картинка про в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение. Фото в современной российской школе повсеместно практикуется метапредметное обучение

МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ

ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Хатина Ольга Григорьевна,
учитель математики, заместитель директора по УР
ГБОУ школа № 217 имени Н.А. Алексеева
Красносельского района района Санкт-Петербурга

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними.

В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений.

Развитие школы не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс. Чтобы эффективно управлять этим процессом, его необходимо понять, а потому – познать. Последнее предполагает изучение его структуры. Когда речь идет о развитии образования, всякий процесс представляет собой сложное динамическое образование – систему. Деятельностную структуру можно представить как совокупность компонентов. Мотивы – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты. (слайды 3-5)

Анализируя результаты исследовательской деятельности, ученые пришли к выводу, о том, что существует основной конфликт между одинаковыми требованиями, которые предъявляет ко всем учащимся современная школьная система, и индивидуально-личностным отличием учащихся друг от друга. Ребенок поступает в первый класс, когда ему исполняется 6-7 лет. Несмотря на то, что иногда он уже умеет писать и считать, от него требуется изучать каждую букву и цифру последовательно одну за другой наравне со

всеми и заново учится читать по слогам. Школьник изучает учебные предметы в предлагаемой последовательности и тратит на них одинаковое время вместе со всеми, а мудрое распределение времени есть основа для деятельности. На традиционном уроке имеющийся опыт ребенка часто не учитывается. Оказавшись в заданном классе, он проживает с этим коллективом детей в данной школе определенное количество лет. С одной стороны, «принципиально необходимой чертой образовательной политики является последовательная ориентация на соблюдение принципа вариативности образования путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными

участниками образовательного процесса», в том числе и ребенка. С другой стороны, современная система школы не предоставляет возможности ребенку самому ставить цели, искать пути их достижения, учиться рефлексировать свои действия при решении возникающих задач, оценивать полученный результат. У ребенка нет свободного выбора своего видения проживания в пространстве школы (изучения предметов в удобной для него последовательности и времени, необходимого на это изучения, групп

общения, участия в различных сообществах не по возрасту и прочее).

Обсуждая проблемы учеников средней школы учителя, как правило, указывают на отсутствие умений самостоятельной деятельности учеников, на неразвитую монологическую речь, неумение слушать и слышать, неумение работать с книгой. (слайд 6)

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. И плохо, что рядовой учитель зачастую далек от понимания сути метапредметов, того, как можно применять метапредметный подход на уроках.

При изучении освоении новых подходов школьного образования перед педагогами встаёт целый перечень вопросов:

— Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы? Как они соотносятся друг сдругом?

— Что такое метапредметы? Где их взять (или как их разработать)? Кто их будет вести? Как изыскать возможность их включения в учебный план при сегодняшней перегрузки учебного материала?

— Как увязать необходимость реализации принципа метапредметности в обучении с высокой подготовкой к ЕГЭ?

— Существуют ли другие пути обеспечения принципа метапредметности в школе?

— Какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов?

Прежде всего давайте разберемся с понятиями метапредметность, метазнания, метаспособы, метаумения, метадеятельность, мыследеятельность, определить иерархию их отношений.

«Мета» приставка («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами.

В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:

· стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);

· исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);

· проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);

· сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);

· конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);

· прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).(слайд 9)

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

· теоретическое мышление(обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

· навыки переработки информации(анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

· критическое мышление(умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

· творческое мышление(перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

· регулятивные умения(задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);

· качества мышления(гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.). (слад 11)

В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.

Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это происходит, благодаря тому, что на метапредметах и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность.Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов. Особенно глубокая пропасть пролегает между гуманитариями и представителями естественно-научных дисциплин. Но и преподаватели, казалось бы, не столь далеких друг от друга предметов, например, химии и физики, истории и литературы, математики и физики очень часто не понимают, какие конкретно способы работы со знаниями они передают учащимся; как эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены. Ответ на эти вопросы требует введения метапредметной составляющей в программы традиционных учебных предметов. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее – на рефлексивных основаниях. Отказ от предметной формы организации мышления, и как следствие – от передачи предметных знаний, что предлагали в начале перестройки сделать некоторые реформаторы, означает отказ от многовековых завоеваний человеческой культуры. Однако «предметный принцип обязательно должен быть сохранен, поскольку предметная организация мышления и деятельности является на настоящий момент самой высокоразвитой и мощной. Отказ от нее сразу же приводит к снижению уровня организации мышления. Ведь за каждым предметом стоят свои твердые структуры знания. Они, в свою очередь, базируются на четких понятийных и категориальных различениях, моделях, принципах схематизации, что и формирует интеллектуальную дисциплину.

Введение метапредметного подхода в образовании – это попытка осторожно, постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам XXI-го века.

Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания. Более того, учебный предмет как образовательная форма, будет развиваться лишь в той мере, в какой будет пронизана метапредметным подходом. Обучение превращается в процесс саморазвития для ученика и расширяет горизонт его познания.

Таким образом, метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста.

В следствии чего возникает вопрос, связанный с потребностью что-то поменять в школе, чтобы задачи, сформулированные в «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» были решены. В связи с обозначенной проблемой есть необходимость создания вариативной модели школы разных возможностей, чтобы каждый ребенок мог найти свое пространство для самореализации себя в ней. Кроме того, с одной стороны, необходимо, чтобы школа обеспечивала высокий уровень качества образования, а с другой стороны, в ее стенах рос самостоятельный, конкурентоспособный, отвечающий за себя и свои поступки ребенок, и при этом мог оставаться самим собой: непосредственным, непредсказуемым, творческим, развивающим свои способности, с потребностей вечного поиска. Прежде всего, школа должна быть тем местом, где ребенок не просто знакомиться с информацией, которую превращает в свое знание при выполнении домашнего задания, а «здесь и сейчас» приобретает новое знание и способен отрефлексировать, что нового он приобрел.

Профессионалы XXI-го века – это специалисты самого широкого профиля. Это те – кто легко понимает разные профессиональные языки, кто может включаться в полипрофессиональное взаимодействие при решении очень сложных комплексных проблем. И здесь без освоения метапредметного подхода в образовании, который строится как раз на рефлексии разных форм знания и методов работы с ними, не обойтись.

Можно считать, что инновационные процессы в современном образовании являются результатом развития новой образовательной парадигмы, которая выражает глобализационные процессы современного мира, в котором локальные социальные области все больше начинают интегрироваться в глобальное социокультурное пространство человеческой цивилизации. Инновационные процессы, таким образом, становятся актуальными и являются единственными источниками развития образовательных систем.

Острая необходимость внедрения метапредметного подхода в массовую образовательную практику связана с тем, что традиционные средства и способы педагогической работы не позволяют сделать обучение в школе адекватным уровню развития других сфер практики, в первую очередь промышленности. Общеобразовательные программы опираются сегодня на достижения наук более чем полувековой давности и совершено не ставят перед собой задачу обновления знаний. В основу новой дидактики, работающей с передовыми знаниями, должен быть положен метапредметный подход. Он предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования. Школьники при помощи метапредметных технологий обучаются видеть, какие теории и системы понятий стоят за той или иной наукой, в каких они находятся взаимоотношениях, какие позиции спорят, сталкиваются и тем самым задают живое разворачивание науки. Наконец, какие рубежи современного знания та или иная наука уже освоила, а какие нет, и где те основные точки приложения сил, в которых ожидаются прорывные результаты.

Обучение математике, как правило, сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачки, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При этом развивается память, но не мышление. Использование технологии метапредмета «Задача» в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок. Освоение культурной нормы этих процессов и составляет содержание метапредмета «Задача». Хочу также подчеркнуть, что работа с содержанием метапредмета «Задача» позволяет формировать способы постановки и решения задач, которые пригодятся и за границами урока математики, и вне школы. Если ученик приобретает опыт работы с моделями и опыт самостоятельного порождения способа действия при решении математической задачи, то он может опираться на этот опыт при изучении других предметов, например в физике. Приемы работы с моделями наверняка будут востребованы во многих профессиях, связанных с экономикой, технологией.

В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации. Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *