в спорте большое значение играет регулярная тренировка где лексическая ошибка
Задание 20 ЕГЭ 2017-18
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Задание 20 ЕГЭ- 2018
В спорте большое значение играет упорная тренировка, выдержка.
В час пик поезда метро наполнены пассажирами до отвала.
Сейчас отечественные производители пытаются удешевить стоимость товаров.
Это была храбрая мысль.
Я знал про своего друга, что он был сильно слабый человек.
Вдали от Родины с глубиной чувствуешь свою ответственность за то, что происходит дома.
Картина создаёт хорошее впечатление.
Нельзя причинять горе другим.
В заключение слово для доклада представили директору завода.
Оконные рамы нашей фирмы обладают неукоснительным качеством.
Граждане, спешите купить билеты по самой дешёвой стоимости.
У Базарова нет сообщников, он трагически одинок.
Вскрытие рек ещё больше увеличило уровень воды.
Я подкрался, подстерегаемый любопытством, и прилёг в траве над обрывом берега.
Основными пишущими материалами в истории человечества стали папирус, пергамент и бумага.
Задание 20 ЕГЭ-2018
Исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Рассказ очень понравился мне, за исключением финального конца.
Золотой век подарил нам огромную плеяду выдающихся писателей.
Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление.
Раненый застонал, пронзённый болью, и упал вниз.
Его надменная улыбка и вздёрнутый кверху нос выдавали натуру гордую, самолюбивую.
Наш маршрут движения должен был пройти через черневшую впереди тайгу.
Поезд начал подыматься вверх из сожжённой котловины на плоскогорье, где уже задувал ветер и по ночам было холодно.
Обходное движение должно было начаться с утренним рассветом, для того чтобы лучше замаскироваться.
Наше прошлое и настоящее, наши стремления и мечты нашли отражение в народном фольклоре.
Между тем подошел вечер, заря угасла, ближние и дальние деревья приняли однотонную окраску, и мы приняли решение возвращаться обратно.
Кое-где лежали поросшие бурьяном кучи щебня и огромная махина разного мусора.
Все возобновилось вновь: клочья облаков понеслись куда-то вперед, обгоняя нас, далеко где-то зарокотал гром, и тучи дрогнули.
Ни одно из деревьев не вмещает столько образов и сравнений, столько эмоциональных чувств, сколько берёза!
Он ни во что не верил, ничего не предчувствовал заранее, ничего ему не нужно было, и ничто его не связывало.
В издательстве готовится к печати новая книга – автобиография жизни великого актёра.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-932955
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
В Иркутской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике
Время чтения: 2 минуты
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
В этих предложениях допущены грамматические ошибки?
В этих предложениях допущены грамматические ошибки.
Найдите их и запишите предложения в исправленном виде.
1) Тяжелоатлеты хорошо знают о большом преимуществе гантелей над эспандером.
2) В спорте большое значение играют тренировки.
3) Беспокоиться про забытые чемоданы брат начал не сразу.
4) Он хотел вникнуть и познать все тайны науки.
5) Простудившись накануне, его знобило.
6)Для людей, любящих спорт, свойственны выносливость и физическая сила.
7) На встречу с актером пришли те, кто любили его фильмы.
8) Нырнув в глубину, дно стремительно приближалось.
9) До города было около полтора километров.
1) Тяжелоатлеты хорошо знают о преимуществе гантелей над эспандером.
2) В спорте большое значение имеют тренировки.
3) Беспокоиться о забытых чемоданах брат начал не сразу.
4) Он хотел вникнуть во все тайны науки и познать их.
5) Его знобило, так как он простудился накануне.
6) Людям, любящим спорт, свойственны выносливость и физическая сила.
7) На встречу с актером пришли те, кто любят его фильмы.
8) При нырянии в глубину видно стремительно приближающееся дно.
9) До города было около полутора километров.
Задание : Установите, какие ошибки были допущены в сложных предложениях?
Задание : Установите, какие ошибки были допущены в сложных предложениях.
Запишите примеры в исправленном виде.
Предложение : Не доезжая до берега, лёд провалился, что осложнило переправу людей.
Исправьте речевые ошибки, объясните свои исправления Я ведь в своем ответе подчеркнула этот вопрос?
Исправьте речевые ошибки, объясните свои исправления Я ведь в своем ответе подчеркнула этот вопрос.
У Базарова и Одинцовой много однородного в теле и в душе.
Труп Ленского, стройный, как молодой тополь валялся в снегу.
Комиссия отметила, что большинство времени уходило на предоставление излишних отчетов.
В спорте большое значение играет упорная тренировка, выдержка, упорство.
Укажите предложение, в котором причастие можно заменить деепричастием?
Укажите предложение, в котором причастие можно заменить деепричастием.
3)Студентов, показавших хорошие результаты, отбирают в национальную команду.
Прочитайте предложения с нарушением лексической сочетаемости?
Прочитайте предложения с нарушением лексической сочетаемости.
Ниже запишите исправленный вариант этих предложений.
1. Вопрос о вашем пребывании в вузе усугубляется тем, что у вас это уже третий выговор за нарушение дисциплины.
2. У меня язык не поднимается сказать такое.
3. В спорте большое значение играет регулярная тренировка.
4. Я поднимаю этот тост за моего друга.
5. Надо смело ставить свои требования к руководителю предприятия.
На встречу с ученым пришли те, кто интересуются современной наукой ОПРЕДЕЛИТЕ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОШИБКУ?
На встречу с ученым пришли те, кто интересуются современной наукой ОПРЕДЕЛИТЕ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОШИБКУ!
Придумать 3 предложения о любом спортивном кружке?
Придумать 3 предложения о любом спортивном кружке.
Преимущества этого вида спорта.
Какая речевая ошибка в предложении : Большое значение в лабораторных работах играет аккуратность?
Какая речевая ошибка в предложении : Большое значение в лабораторных работах играет аккуратность.
Найти грамматические ошибки, запишите исправленные предложения?
Найти грамматические ошибки, запишите исправленные предложения.
Прочитайте найдите ошибки в употреблении обстоятельств Запишите предложения в исправленном виде?
Прочитайте найдите ошибки в употреблении обстоятельств Запишите предложения в исправленном виде.
244. В каких предложениях допущены ошибки согласование имен существительных с глаголами и прилагательными?
244. В каких предложениях допущены ошибки согласование имен существительных с глаголами и прилагательными?
Запишите предложения в исправленном виде, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Где ошибка в этих предложениях?
1. Вода в этой части залива чистая, а дикие пляжи не замусорены отдыхающими
2. Не портьте себе зрение чтением книг при недостаточном свете
3. Узнав о смерти поэта, Варвара Александровна так и не смогла оправиться от удара, хотя и прожила ещё 10 лет, умерев в возрасте 35 лет
4. Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны
5. Многие приняли участие в крёстном ходе
6. Насекомые обладают хорошо развитым обаянием
7. Староста пользуется наибольшим деловым авторитетом в группе
8. Строители дома придавали первоочередное внимание своевременному окончанию работы
9. Комиссия отметила, что большинство времени уходило на излишние отчёты
10. В спорте большое значение играет упорная тренировка, выдержка, упорство
11. Председатель не смог выполнить всех порученных ему вопросов и недостаточно качественно подготовился к отчётному докладу
3. Узнав о смерти поэта, Варвара Александровна так и не смогла оправиться от удара, хотя и прожила ещё 10 лет, СКОНЧАВШИСЬ в возрасте 35 лет
4. Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки ОПУСКАЮТСЯ.
5. Многие приняли участие в КРЕСТНОМ ходе.
6. Насекомые обладают хорошо развитым ОБОНЯНИЕМ.
11. Председатель не смог выполнить всех порученных ему ЗАДАНИЙ и недостаточно качественно подготовился к отчётному докладу.
Урок на тему «Лексические нормы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
— Начнём с орфоэпической разминки.
Отроческий, исповЕдание, знАмение, Искра, завИдно, танцОвщица, срЕдствами, кУхонный, обеспЕчение, экспЕрт ассиметрИя, красИвее, немотА, дремОта, сосредотОчение, щавЕль, слИвовый.
3.Определение темы урока.
— Выдающийся литературовед, историк культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
— Вы согласны с этим высказыванием?
Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово. Сегодня темой нашего урока станут «Лексические нормы».
— Сегодня на уроке мы рассмотрим распространённые речевые ошибки и выработаем способ их предупреждения.
4.Работа по теме урока.
Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;
2) уместность его использования в общепринятых в языке
Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Составим таблицу.
— Выполним упр. 115 устно.
1.Мы подготовили/приготовили домашнее задание.
2.Он быстро освоил/усвоил второй иностранный язык.
3.Я никак не могу освоить/усвоить правило правописания корней с чередованием.
4.Врач выписал/прописал очень дорогое лекарство.
5.Это её главная/заглавная роль в спектакле.
6.Поставьте подпись/роспись под заявлением.
7.У президента компании авторитарный/авторитетный стиль управления.
8.Писатель хотел показать ширину/широту русской души.
1)Провести предварительную работу для осуществления, проведения и т. п. чего-л.
Привести в состояние готовности, годности к употреблению, использованию.
2)Научиться пользоваться чем-л., употреблять что-л., овладеть чем-л.
Сделать своим, присущим себе, привычным для себя что-л. новое, постороннее, чужое.
4)Списать откуда-л. (из книги, тетради и т. п.) часть текста, цитату и т. п.
Назначить больному какое-л. лекарство, процедуру, лечение.
5)Самый важный, существенный среди других; основной.
6)Фамилия, собственноручно написанная под чем-л. (под каким-л. текстом, рисунком, картиной и т. п.).
Декоративная живопись на стенах, потолках зданий и предметах быта.
7)Основанный на беспрекословном подчинении власти, авторитету.
Пользующийся авторитетом. Заслуживающий безусловного доверия.
8) П оперечное протяженье.
Свойство по прил. широкий.
Ужасно красивый костюм (слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее сказать: очень красивый костюм).
— Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.
Ошибки в 1,2,4 предложении.
В конце 60-х годов сложилась сложная ситуация. (Слова сложная и сложилась однокоренные. Можно подобрать синоним трудная).
Художник послал на выставку свой автопортрет. ( Автопортрет – портрет самого себя.)
— Найдите случаи плеоназма и тавтологии. Исправьте ошибки.
1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень. Т
2. У него сразу вспотели ладони рук. П
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе. П
4. Прейскурант цен вывешен на витрине. П
5. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю. Т
6. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. Т
Объясните знаки препинания в 1 предложении.
Ф – устойчивые сочетания.
В спорте большое значение играет регулярная тренировка. (Правильно: играет роль или имеет значение)
— Найдите в предложениях ошибки, связанные с контаминацией (сме шением) фразеологизмов. Запишите фразеологизмы, которые послужили основой для ассоциативных преобразований.
1. Еще совсем недавно ему пели фимиамы (дифирамбы). 2. Нельзя всех мерить (ровнять) под одну гребенку. 3. У них все было шито-крыто (шито) белыми нитками. 4. Когда я думаю о том, сколько страданий выпало на долю наших дедов и отцов, кошки рвут мне сердце на части (сердце рвётся на части). 5. Слушая его увлекательные рассказы, мы, дети, просто развешивали порой рты (развешивали уши). 6. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки (душа ушла в пятки). 7. Мы за нашим директором как за каменной спиной (за каменной стеной).
Дифира́мб — жанр древнегреческой хоровой лирики, дионисийский гимн; в общелексическом значении — экстатическая песня (поэзия, музыка) в возвышенном стиле.
Объясните значение встретившихся фразеологизмов.
— Что нового узнали на уроке?
— Где можно применить таблицу «Речевые ошибки»?
— Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Что вы думаете о будущем русского языка?
Русский язык, как латынь, постепенно сойдёт на нет.
Те, кто писал на нём, промахнулись с заветной лирой…
Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;
Скоро мы на верлибр перейдём и забудем рифму;
Учатся сторожевые рычать по-английски львы;
Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.
Верли́бр — в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший довольно широкую нишу в западной
В спорте большое значение играет регулярная тренировка где лексическая ошибка
Владение нормами современного русского литературного языка – важнейший показатель квалификации сотрудника правоохранительных органов, деятельность которого реализуется в межличностном общении. В современных публикациях подчеркивается, что «образ сотрудника полиции должен быть сформирован с учетом таких качеств, как образованность, мастерство, профессиональный опыт, моральная зрелость, примерное поведение, языковая культура» [1, с. 24].
Актуальность проблемы владения языковыми нормами сотрудниками правоохранительных органов отражена в работах М.С. Баликовой, Ю.А. Воронцовой, О.В. Вороничевой, С.В. Калашниковой, Т.С. Каримовой, Е.А. Липиной, Ю.Р. Перепелицыной, Н.А. Седуновой, Е.Ю. Хорошко, М.А. Шуленковой и др. Авторы указывают на следующее: «Важнейшим профессиональным качеством для сотрудников полиции является речевая культура, характеризующаяся способностью отбирать и использовать оптимальные языковые средства в каждой конкретной ситуации правотворчества и правоприменения» [2, с. 74]; «. знание норм современного русского литературного языка необходимо для полноценного общения, адекватного восприятия ситуации, а также является свидетельством внутренней культуры сотрудника правоохранительных органов» [3, с. 73] и т.д.
Исследователи едины в том, что «. владение культурой речи в ее нормативном аспекте коррелирует с лингвистической компетенцией профессионального общения» [4, с. 122]; «. нормированная речь служит показателем высокой образованности и культуры ее обладателя» [5, с. 82].
При этом актуальный уровень владения языковыми нормами сотрудниками правоохранительных органов, как констатируется в работах, является достаточно низким. Например, речь сотрудников полиции «. лишена точности, логичности, чистоты, в высказываниях встречаются нарушения этикетных норм» [6, с. 144]. Такое «. речевое общение в условиях отклонения от нормы литературного языка искажает содержание юридически значимой информации, затрудняет профессиональное общение специалиста правоохранительной сферы деятельности, оказывает негативное влияние на суть изложенного» [7, с. 58].
Приведены примеры речевых ошибок сотрудников МВД на морфологическом, лексическом, пунктуационном, синтаксическом уровнях [1, 2, 8, 7]. Так, например, на синтаксическом уровне: «. документов, предоставленных в обоснование своих требований» (предлог «в» должен быть заменен на предлог «для») [1, с. 23]. Зафиксированы орфоэпические (акцентологические и произносительные) ошибки (дОговор, домовАя (книга), дОсуг, жизнеобеспечЕние, закрЕпит, истЁкший (период), квАртал, мотивирОванный, облЕгчить и др.); грамматико-морфологические (неправильное образование грамматических форм слов) ошибки (инспекторА, рапортА, кителЯ, договорА, более ВОСЕМЬсот, вне Него, ихНИЙ и др.) [7, с. 59]; нарушение норм склонения числительных («штраф от пять тысяч пятьсот рублей» (верно: «штраф от пяти тысяч пятисот рублей») [2, с. 76] и т.д.
В качестве типичных лексических ошибок, допускаемых сотрудниками правоохранительных органов, выделяют, например, неверное употребление терминов, неоправданное использование иностранных слов, архаизмов, смешение паронимов [8, с. 2].
Приведем конкретные примеры нарушения лексических норм сотрудниками полиции: «нарушение законных прав и интересов» (правильно: «нарушение прав и законных интересов»), «нам нанесли обиду» (правильно: «нас обидели») [2, с. 76]; «постановление вступает в законную силу со дня его принятия» (нормативные варианты «приобрести законную силу» или «обрести силу закона», в зависимости от конкретного значения оборота) [1, с. 23]; примеры плеоназма и тавтологии (адрес МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА, май МЕСЯЦ, маршрут ДВИЖЕНИЯ, успеть ВОВРЕМЯ, юноша МОЛОДОЙ и др. [7, с. 59], пять тысяч рублей денежных средств, в январе месяце; несоразмерность размера начисленных процентов, доказывать вину бездоказательными доказательствами, налогообложение налогом и др. [8, с. 2]); смешение паронимов («Гражданин находился в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, о чем свидетельствовала шатающаяся походка и неопрятный вид») [9, с. 44] и т.д.
В данной статье представлена попытка выявления типичных лексических ошибок сотрудников правоохранительных органов, обучающихся на факультете профессиональной подготовки СибЮИ МВД России.
Учебный план предусматривает изучение дисциплин как общепрофессионального («Основы уголовного права», «Основы уголовного процесса», «Основы административного права» и другие), так и профессионального цикла («Первая помощь», «Основы русского жестового языка», «Русский язык в деловой документации. Культура речи» и др.).
Тематический план дисциплины «Русский язык в деловой документации. Культура речи» включает следующие темы: «Культура речи сотрудников полиции России. Стилевая система современного русского языка», «Орфоэпические нормы», «Орфографические нормы», «Морфологические нормы», «Пунктуационные нормы», «Лексические нормы», «Синтаксические нормы», «Рекомендации по оформлению деловой документации». В настоящее время изучение данной дисциплины осуществляется в дистанционной форме. По каждой теме размещены теоретические и практические материалы. После самостоятельного изучения представленных материалов обучающимся необходимо выполнить тест и контрольные задания. При этом предлагается использовать словари и справочники (например, ресурсы справочно-информационного портала ГРАМОТА.РУ).
Материалы и методы исследования
По теме «Лексические нормы» слушателям предлагалось выполнить задания, предусматривающие редактирование предложений и выбор паронимов.
Задание 1. Исправьте в предложениях нарушения лексической сочетаемости и запишите исправленный вариант.
1) В спорте большое значение играет регулярная тренировка.
2) За успешную работу ему дали благо- дарность.
3) Телевидение сегодня имеет большое влияние на молодежь.
4) При приеме на работу большую роль имеет диплом об окончании института.
5) Соблюдать крепкую конспирацию.
6) Я поднимаю тост за своего друга.
7) Войдя в автобус, не забудьте оплатить за проезд.
Задание 2. Исправьте в предложениях лексические ошибки (тавтологию и плеоназм). Запишите предложения в исправленном виде.
1) После первого дебюта актриса стала получать предложения сниматься за границей.
2) Совместное сотрудничество помогает в работе.
3) Внутренний интерьер их квартиры вызвал недоумение.
4) В августе месяце мы закончим стро- ительство.
5) Свидетель видел, что потерпевшего пинали ногами.
6) Свидетели дали показания около мертвого трупа.
7) На учебно-методическом сборе присутствовало 120 человек делегатов.
8) Ложный оговор соседа.
9) Вступительная преамбула доклада вызвала недоумение слушателей.
10) У выпускников театрального института состоялась первая премьера спектакля.
Задание 3. Выберите правильный вариант.
3) Вот брошюра, там есть. к поступающим в вузы (требования – требовательность)
Рассмотрим результаты выполнения заданий 72 сотрудниками правоохранительных органов, обучающимися в трех группах факультета профессиональной подготовки СибЮИ МВД России. Период выполнения заданий: июнь-июль 2021 г., дистанционная форма обучения.
Результаты исследования и их обсуждение
При выполнении первого задания выявлено следующее.
1) В спорте большое значение играет регулярная тренировка: 52 % обучающихся допустили ошибочное употребление сочетания «значение играет».
2) За успешную работу ему дали благодарность: 31 % обучающихся допустили ошибочное употребление сочетания «дали благодарность» вместо «объявили благодарность».
4) При приеме на работу большую роль имеет диплом об окончании института: 8 % обучающихся допустили ошибочное употребление сочетания «роль имеет» вместо «роль играет».
5) Соблюдать крепкую конспирацию: 4 % обучающихся допустили ошибочное употребление сочетания «крепкую конспирацию» вместо «строгую конспирацию».
7) Войдя в автобус, не забудьте оплатить за проезд: 10 % обучающихся допустили ошибочное употребление сочетания «оплатить за проезд» вместо «оплатить проезд».
Обучающиеся не допустили ошибки в следующих предложениях:
3) Телевидение сегодня имеет большое влияние на молодежь (верный ответ – «оказывает влияние»); 6) Я поднимаю тост за своего друга (верный ответ – «произношу тост»).
При выполнении второго задания выявлено следующее.
1) После первого дебюта актриса стала получать предложения сниматься за границей: 12 % обучающихся допустили ошибочное употребление сочетания «первый дебют».
3) Внутренний интерьер их квартиры вызвал недоумение: 8 % обучающихся допустили ошибочное употребление сочетания «внутренний интерьер»;
5) Свидетель видел, что потерпевшего пинали ногами: 41 % обучающихся допустили ошибочное употребление сочетания «пинать ногами»;
6) Свидетели дали показания около мертвого трупа: 36 % обучающихся допустили ошибочное употребление сочетания «мертвый труп»;
9) Вступительная преамбула доклада вызвала недоумение слушателей: 36 % обучающихся допустили ошибочное употребление сочетания «вступительная преамбула»;
10) У выпускников театрального института состоялась первая премьера спектакля: 12 % обучающихся допустили ошибочное употребление сочетания «первая премьера».
Обучающиеся не допустили ошибок в следующих предложениях:
7) На учебно-методическом сборе присутствовало 120 человек делегатов (верный ответ – «120 человек» или «120 деле- гатов»);
8) Ложный оговор соседа (верный ответ – «Оговор соседа»);
2) Совместное сотрудничество помогает в работе (верный ответ – «Сотрудничество помогает в работе»).
При выполнении третьего задания выявлено следующее:
Обучающиеся не допустили ошибок в следующих предложениях:
3) Вот брошюра, там есть. к поступающим в вузы (верный ответ – требования );
Таким образом, к типичным лексическим ошибкам сотрудников правоохранительных органов, обучающихся на факультете профессиональной подготовки, отнесем:
1) ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний («значение играет» вместо «значение имеет», «дали благодарность» вместо «объявили благодарность»);
2) лексическую избыточность («пинали ногами», «мертвый труп», «первая премьера», «вступительная преамбула»);
3) ошибки в употреблении паронимов («игральный фильм», «корневые измене- ния»).
Выводы
Итак, полученные результаты подтвердили актуальность проблемы владения сотрудниками правоохранительных органов языковыми нормами, в частности лексическими.
Каковы пути решения рассматриваемого вопроса? Совершенствование владения языковыми нормами возможно, как правило, при условии систематического выполнения упражнений. Разнообразные задания содержатся в пособиях по русскому языку и культуре речи, многочисленных публикациях. Так, например, представлен комплекс упражнений, разработанный с учетом практико-ориентированного подхода, основанного на интеграции русского языка и содержания дисциплин профильного уровня [7]. Автор представляет работу над овладением языковых норм следующим образом: «Сотрудники полиции знакомятся с различными видами текстов, отрабатывая навык отбора правильных речевых форм (декламируют стихи и цитируют прозу во внеаудиторное время, читают по ролям, моделируют текст документа, решают кейс-задачи практической направленности и т.д.» [7, с. 59].
С целью формирования понятия о лексических нормах предлагается использовать алгоритм работы с применением классических и активных методов: изложение и закрепление теоретического материала с помощью практических заданий; рассмотрение нарушений литературной нормы на примерах с указанием конкретного нарушения; поиск нарушений литературных норм, исправление и объяснение ошибки; самостоятельное составление текста служебного документа на основе заданных ситуативных задач [9, с. 45]. При этом автор использует объяснительно-иллюстративный, поисковый и продуктивный методы. Важными являются и соблюдение принципов представления практических заданий: от единицы к тексту; разный характер упражнений (подстановочный, трансформационный, вариативный, репродуктивный, продуктивный); цикличность работы с типичным языковым материалом; наличие контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы [9, с. 45].
Представленный методический материал требует, на наш взгляд, актуализации для дистанционного формата обучения.
Заключение
Итак, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в следующем: подтверждена актуальность рассматриваемой проблемы; выявлены типичные лексические ошибки сотрудников правоохранительных органов, обучающихся на факультете профессиональной подготовки. Считаем, что полученные данные возможно учитывать при планировании занятий по дисциплине «Русский язык в деловой документации. Культура речи», предусматривающих изучение лексических норм.
Отметим, что представленное исследование необходимо рассматривать как попытку выявления типичных нарушений лексических норм сотрудниками правоохранительных органов. Подчеркнем, что лингвометодические проблемы, связанные с владением сотрудниками правоохранительных органов языковыми нормами, в том числе и лексическими, являются достаточно объемными и требуют дальнейшего глубокого рассмотрения.