в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ

Понятие «метод», «прием», «учебная деятельность». Исследования по данной проблеме

Таким образом, учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта:

формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.

Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях.

Выделяют ряд характеристик учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения:

она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

общие способы действия предваряют решение задач (И.И. Ильясов);

учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что, по определению Д.Б. Эльконина, является основной ее характеристикой.

изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий» (И. Лингарт).

Таким образом, учебная деятельность – это деятельность по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач посредством учебных действий, рассмотрим ее собственно деятельностные характеристики. Учебная деятельность носит общественный характер:

по содержанию она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством;

по смыслу она общественно значима и общественно оцениваема;

по форме она соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях: в школах, гимназиях, колледжах, институтах.

Познавательно о обучении:

Источник

Вестник Педагога

Автор: Филиппова Римма Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1415
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: «Педагогическая сущность учебной деятельности»
Раздел: начальное образование

Педагогическая сущность учебной деятельности

Мотивация и учебная деятельность. Трактование учебной деятельно-

сти в психолого-педагогической литературе. Строение учебной деятельно-

сти. Анализ психологической и социологической концепции учебной деятель-

Педагогическая сущность мотивации учебной деятельности нашла от-

ражение в трудах Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского,

Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. В XX веке проблема мотивации стала

рассматриваться не только в педагогике, но и в различных областях психоло-

гии, истории, медицины.

Мотивация является важным структурным компонентом любой дея-

тельности. В. Г. Леонтьев

отмечает, что «мотивационный механизм есть си-

стема психофизиологических, психических и социальных предпосылок моти-

вации как направленного побуждения человеческого поведения и деятельно-

сти». Поэтому перед рассмотрением мотивации учебной деятельности млад-

ших школьников целесообразно остановиться на вопросе сущности учебной

Учебная деятельность – основная нормативная деятельность в учре-

ждениях образования; особая форма активности личности, направленная на

усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира,

что включает овладение культурными способами внешних предметных и ум-

Философско-педагогическое понятие «деятельность» означает творче-

ское преобразование людьми окружающей действительности. Важная осо-

бенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или не яв-

ный предметный характер, все ее компоненты имеют то или иное предметное

содержание, а сама она обязательно направлена на творческое созидание

определенного материального или духовного продукта.

Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.

Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расши-

ренное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с.

В педагогическом словаре деятельность понимается как «динамическая

связь субъекта с объектами окружающего мира, специфическая форма обще-

ственно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими

природной и социальной действительности, реализация знаний, реализация

Понятие деятельности в педагогике формулируется на основе его фило-

софского и психологического понимания. Это деятельность, в процессе кото-

рой человек не только проявляет свои качества, свойства, но и формирует их.

цесс взаимодействия субъекта и объекта деятельности».

Термин «учебная деятельность» понимается исследователями в узком и

(деятельность) по овладению новым опытом (привычками, умениями, навы-

ками, знаниями). Узкое понимание данного термина раскрывается в теории

деятельности (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов,

веком знаний и умений в процессе различных видов деятельности и форм об-

щения. Сама учебная деятельность осуществляется в условиях целенаправ-

ленного обучения и представляет собой деятельность ученика по овладению

обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе ре-

Данные задачи ставит учитель на основе внешнего

контроля и внешней оценки, переходящих в самоконтроль и в самооценку.

«способствует развитию теоретического мышления и творческо-личностного

уровня осуществления практических видов деятельности»

ностью становления учебной деятельности является постепенный переход от

коллективной учебной деятельности к индивидуальной.

Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.

Давыдов, В. В. Что такое учебная деятельность / В. В. Давыдов // Начальная школа. – 1999. – № 7. – С. 12–

Н. Ф. Талызина), продуктом учебной деятельности является не только усвое-

субъекта, то есть внутренние новообразования психики в мотивационном и

смысловом планах. Так, A. B. Хуторской рассматривает образовательный про-

дукт как результат деятельности учащегося, имеющий внешнее (вопросы, ги-

потезы, сочинения, модели, поделки и т.д.) и внутреннее (личностные каче-

ства) проявления. Такое изменение происходит через формирование субъект-

ных функций в учебной деятельности (таких, как планирование, целеполага-

ние, программирование, реализация, самоуправление, организация, рефлек-

сия, контроль, регулирование, оценка результата)

Д. Б. Эльконин выдвинул общую гипотезу о строении учебной деятель-

ности, о ее значении в психическом развитии ребенка. Им доказано, что учеб-

Было выделено 2 типа ведущей деятельности: деятельность в системе «ребе-

нок-общественный предмет» и деятельность в системе «ребенок–обществен-

ный взрослый», где усваиваются цели, мотивы деятельности, нормы человече-

учебной деятельности Д. Б. Эльконин

выделяет следующие компоненты:

— учебная задача (подлежащий усвоению способ действия);

— учебные действия (обеспечивающие формирование образа усваимого

действия и первоначальное воспроизведение образца);

— действия контроля (сопоставление воспроизводимого действия с об-

разцом через его образ);

— дейстствия оценки степени усвоения тех изменений, которые произо-

шли в самом субъекте

То есть, по Д. Б. Эльконину, учебные действия и действия контроля

формируют средства достижения цели, посредством действий оценки обозна-

Хуторской, А. В. Метапредметный подход в обучении : науч.-метод. пособие / А. В. Хуторский. – М. : Эйдос,

Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1989. – 544 с.

В методологической концепции (О. С. Анисимов, А. М. Новиков и др.)

учебная деятельность представляет собой форму учения как «процесс разви-

тия функциональных требований к изменению (самоизменению) в рамках

приобретения способностей к фиксированной деятельности, типу деятельно-

сти, пространству деятельности, социально-культурному бытию».

рассматривают учебную деятельность с психологической и социологиче-

ской точки зрения. Так, в психологической концепции подчеркивается важ-

ность развития как деятельностных, так и общих способностей (мышления,

рефлексии, коммуникации) и учебная деятельность выступает как организо-

ванный процесс самоизменения, обеспечивающий успешное вхождение в со-

циокультурную сферу и профессиональную деятельность. При социологиче-

щая освоить культурные образцы и приобрести культурный опыт поведения.

В трактовке Н. А. Горловой, социальное развитие учащегося как важ-

ный аспект учебной деятельности проявляется как способность «владеть си-

туацией» и менять социальную позицию в зависимости от характера комму-

никации. В результате учебной деятельности учащиеся приобретают соци-

альные качества (такие, как сочувствие и сострадание, альтруизм и общи-

тельность, способность ценить доброту и взаимопомощь)

Так же в проблеме изучения учебной деятельности можно выделить два

основных подхода: деятельностный и системогенетический, которые до-

казывают важность формирования субъекта учебной деятельности.

Так, в деятельностном подходе основой является освоение действия

(Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Та-

ние психические структуры формируются через внешние воздействия. В ис-

следованиях О. В. Жильцовой по усвоению учебных предметов в рамках дея-

Горлова, Н. А. Концептуальные основы обучения иностранным языкам в начальной школе / Н. А. Горлова //

Вестник МГПУ. – 2007. – № 1. – С. 19–32.

тельностного подхода был выявлен не только прогресс в самоорганизации

учебной деятельности, но и улучшение в мотивационной сфере

Системогенетический подход. В. Д. Шадриков акцентирует внимание

на личностном развитии обучающегося, раскрывая механизмы психических

изменений в процессе учебной деятельности. В структуре учебной деятель-

ности выделяется шесть уровней:

Личностно-мотивационный, на котором формируются учебная моти-

вация, притязания, ценности, социальные связи.

Компонентно-целевой, когда ученик осваивает действия, которые

позволяют усваивать информацию или применять ее на практике.

Структурно-функциональный, при котором освоение учебных дей-

ствий эффективно при встраивании их в единую систему учебной деятельно-

Информационный, который представлен информационным полем, в

котором находится ученик, где усваивается лишь «необходимая и достаточная

информация» для решения поставленных задач. Таким образом, формируется

ориентировочная основа деятельности.

Психофизиологический, обеспечивающий достаточную активность

психофизиологических и физиологических систем для осуществления учеб-

ческие особенности учащихся

Все шесть уровней, в трактовке автора, действуют одновременно.

Учебная деятельность относится к группе деятельностей,

дит усвоение выработанных способов действий с предметами и эталонами,

выделяющих в предмете те или иные их стороны. Особенность учебной дея-

тельности состоит в том, что ее результатом является изменение самого уча-

Жильцова, О. А. Реализация принципов психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева в естествен-

нонаучном образовании школьников / О. А. Жильцова, Ю. А. Самоненко // Вопросы психологии. – 2007. –

Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие / В. Д. Шадриков. – 2-е

изд. – М. : Логос, 1996. – 320 с.

щегося, а содержание учебной деятельности заключается в овладении обоб-

щенными способами действий в сфере научных понятий. Характер усваимого

содержания является внешней, независимой от субъекта формой существова-

ния действительности, которая оказывает влияние на его психическое разви-

Кроме этого, в процессе учебной деятельности у учащегося формирует-

ся система совместных действий. Так, согласно позиции В. В. Рубцова, «к та-

ким действиям следует отнести включение в деятельность различных моде-

лей действия и их взаимную координацию, совместное моделирование зада-

ваемых взрослыми образцов организации совместной деятельности, а также

коммуникацию и взаимопонимание в процессе содействия и поиска новых

способов организации совместной работы»

Содержанием учебной деятельности является опыт, накопленный пред-

школа, класс. В содержание учебной компетенции входят общеучебные уме-

ния, группы знаний методологического характера и совокупность норма-

тивно-ценностных установок гносеологической направленности.

Таким образом, учебную деятельность можно рассматривать как освое-

ние учеником средств и способов познания обобщенного человеческого опы-

та, через которое происходит изменение свойств личности в психологическом

и физиологическом планах по средством вступления в определенные соци-

альные отношения (взаимодействие с учителем, сверстниками).

Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков,

В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с.

Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под

ред. В. В. Давыдова. – М. : Астрель, 2010. – 671 с.

Рубцов, В. В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимо-

действий и обучения / В. В. Рубцов // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С. 42–55.

Горлова, Н. А. Концептуальные основы обучения иностранным языкам

в начальной школе / Н. А. Горлова // Вестник МГПУ. – 2007. – № 1. – С.

Давыдов, В. В. Что такое учебная деятельность / В. В. Давыдов // На-

чальная школа. – 1999. – № 7. – С. 12–14.

Жильцова, О. А. Реализация принципов психологической теории дея-

тельности А. Н. Леонтьева в естественнонаучном образовании школь-

ников / О. А. Жильцова, Ю. А. Самоненко // Вопросы психологии. –

2007. – № 1. – С. 136–144.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. –

Источник

Вопрос. Понятие «учебной деятельности» в пед психологии достаточно неоднозначно

в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Смотреть фото в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Смотреть картинку в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Картинка про в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Фото в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Смотреть фото в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Смотреть картинку в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Картинка про в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Фото в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Смотреть фото в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Смотреть картинку в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Картинка про в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Фото в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Смотреть фото в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Смотреть картинку в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Картинка про в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Фото в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ

в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Смотреть фото в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Смотреть картинку в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Картинка про в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Фото в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ

в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Смотреть фото в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Смотреть картинку в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Картинка про в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ. Фото в учении какого исследователя прослеживается узкое понимание термина учебной деятельности ответ

Вопрос.

Понятие «учебной деятельности» в пед психологии достаточно неоднозначно. В широком смысле она иногда неправильно рассматривается как синоним научения, учения, обучения. В узком смысле (по Эльконину) – это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.

Учебная деятельность – это деятельность субъекта по овладению общими способностями учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем на основе внешнего контроля и оценки, преходящих в самоконтроль и самооценку.

Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как его субъекта, т.е. совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному целенаправленному присвоению им социоультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение системных знаний, отработку обобщенных способов действия и их творческое применение в разных ситуациях.

Отмечается пять основных характеристик, которые отличают учебную деятельность от других форм учения:

Исходя из определения учебной деятельности, можно выделить деятельностные характеристики. Учебная деятельность носит общественный характер, в связи с этим выделяют учебную деятельность:

Учебная деятельность характеризуется: субъективностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью, имеет определенную структуру и содержание.

Предметное содержание учебной деятельности:

Наиболее полное и развернутое описание способа представлено теорией поэтапного формирования умственных действий (Гальперин, Талызина). Согласно этой теории, предметное действие и выражающая его мысль составляют конечное, исходно разветвленное, но генетически связанные звенья единого процесса постепенного преобразования материального действия в идеальное, его интериоризацию.

Источник

Педагогическая сущность учебной деятельности

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Модуль 1.

Педагогическая сущность учебной деятельности

Содержание:

Мотивация и учебная деятельность. Трактование учебной деятельности в психолого-педагогической литературе. Строение учебной деятельности. Анализ психологической и социологической концепции учебной деятельности.

Педагогическая сущность мотивации учебной деятельности нашла отражение в трудах Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. В XX веке проблема мотивации стала рассматриваться не только в педагогике, но и в различных областях психологии, истории, медицины.

Мотивация является важным структурным компонентом любой деятельности. В. Г. Леонтьев 1 отмечает, что «мотивационный механизм есть система психофизиологических, психических и социальных предпосылок мотивации как направленного побуждения человеческого поведения и деятельности». Поэтому перед рассмотрением мотивации учебной деятельности младших школьников целесообразно остановиться на вопросе сущности учебной деятельности.

Философско-педагогическое понятие «деятельность» означает творческое преобразование людьми окружающей действительности. Важная особенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или не явный предметный характер, все ее компоненты имеют то или иное предметное содержание, а сама она обязательно направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта.

— учебная задача ( подлежащий усвоению способ действия );

— учебные действия ( обеспечивающие формирование образа усваимого действия и первоначальное воспроизведение образца );

— д ействи я контроля (сопоставлени е в оспрои з во ди мого де й ствия с обра з ц о м ч ерез его о браз);

То есть, по Д. Б. Эльконину, учебные действия и действия контроля формируют средства достижения цели, посредством действий оценки обозначается результат.

В методологической концепции (О. С. Анисимов, А. М. Новиков и др.) учебная деятельность представляет собой форму учения как «процесс развития функциональных требований к изменению (самоизменению) в рамках приобретения способностей к фиксированной деятельности, типу деятельности, пространству деятельности, социально-культурному бытию».

Системогенетический подход. В. Д. Шадриков акцентирует внимание на личностном развитии обучающегося, раскрывая механизмы психических изменений в процессе учебной деятельности. В структуре учебной деятельности выделяется шесть уровней:

Личностно-мотивационный, на котором формируются учебная мотивация, притязания, ценности, социальные связи.

Компонентно-целевой, когда ученик осваивает действия, которые позволяют усваивать информацию или применять ее на практике.

Структурно-функциональный, при котором освоение учебных действий эффективно при встраивании их в единую систему учебной деятельности.

Информационный, который представлен информационным полем, в котором находится ученик, где усваивается лишь «необходимая и достаточная информация» для решения поставленных задач. Таким образом, формируется ориентировочная основа деятельности.

Психофизиологический, обеспечивающий достаточную активность психофизиологических и физиологических систем для осуществления учебной деятельности.

Все шесть уровней, в трактовке автора, действуют одновременно.

Таким образом, учебную деятельность можно рассматривать как освоение учеником средств и способов познания обобщенного человеческого опыта, через которое происходит изменение свойств личности в психологическом и физиологическом планах по средством вступления в определенные социальные отношения (взаимодействие с учителем, сверстниками).

Литература, рекомендуемая для обучения:

Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/19.php

Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – М. : Астрель, 2010. – 671 с.

Горлова, Н. А. Концептуальные основы обучения иностранным языкам в начальной школе / Н. А. Горлова // Вестник МГПУ. – 2007. – № 1. – С. 19–32. http://megaobuchalka.ru/6/46434.html

Жильцова, О. А. Реализация принципов психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева в естественнонаучном образовании школьников / О. А. Жильцова, Ю. А. Самоненко // Вопросы психологии. – 2007. – № 1. – С. 136–144. http://demo.istina.msu.ru/publications/article/9006379/

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.

Рубцов, В. В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения / В. В. Рубцов // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С. 42–55.

Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с. https://knigirossii.ru/?menu=show_book&book=845212

Хуторской, А. В. Метапредметный подход в обучении : науч.-метод. пособие / А. В. Хуторский. – М. : Эйдос, 2012. – 50 с.

Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие / В. Д. Шадриков. – 2-е изд. – М. : Логос, 1996. – 320 с.

Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1989. – 544 с.

1 Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.

2 Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расширенное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с.

3 Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.

4 Давыдов, В. В. Что такое учебная деятельность / В. В. Давыдов // Начальная школа. – 1999. – № 7. – С. 12–14.

5 Хуторской, А. В. Метапредметный подход в обучении : науч.-метод. пособие / А. В. Хуторский. – М. : Эйдос, 2012. – 50 с.

6 Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1989. – 544 с.

7 Горлова, Н. А. Концептуальные основы обучения иностранным языкам в начальной школе / Н. А. Горлова // Вестник МГПУ. – 2007. – № 1. – С. 19–32.

8 Жильцова, О. А. Реализация принципов психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева в естественнонаучном образовании школьников / О. А. Жильцова, Ю. А. Самоненко // Вопросы психологии. – 2007. – № 1. – С. 136–144.

9 Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие / В. Д. Шадриков. – 2-е изд. – М. : Логос, 1996. – 320 с.

10 Рубцов, В. В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения / В. В. Рубцов // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С. 42–55.

Источник

Учебная деятельность

Вы будете перенаправлены на Автор24

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой учебной деятельности: Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн и др. Далее рассмотрим понятие учебной деятельности, сущность учебной деятельности и ее результат, компоненты учебной деятельности.

Понятие учебной деятельности

Учебная деятельность может отождествляться с процессом учения, однако это не совсем верно. По Д. Б. Эльконину, учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Также учебная деятельность представляет собой особую деятельность, которая должна побуждаться некими мотивами.

Учебная деятельность – это деятельность индивида, в процессе которой он овладевает способами учебных действий. Кроме того, такой вид деятельности направлен на самого субъекта (ребенка) и помогает личностному развитию и вращиванию культурного опыта.

Сущность учебной деятельности и ее результат

Учение и обучение тесно связаны и составляют двусторонний процесс, который заключается в:

Выделим основные характеристики учебной деятельности:

Учебная деятельность направлена на овладение знаний посредством решения учебных задач.

Учебная деятельность направлена на усвоение общих способов учебных действий.

Учебная деятельность стоится от общего к частному.

Учебная деятельность способна изменить психические свойства личности ребенка и вывести их на более высокую ступень.

Цель учебной деятельности состоит в приобретении учеником знаний. Если же ребенок не имеет потребности в знаниях, то данная деятельность для него бессмысленна, только если он не преследует другую цель, например, для получения какой-либо профессии. Так, учебная деятельность может быть разной по смыслу в зависимости от субъекта учения:

Учебная деятельность может удовлетворять познавательную потребность.

Учебная деятельность может удовлетворять другие потребности (внешние социальные мотивы).

Готовые работы на аналогичную тему

Сущность учебной деятельности состоит в личностном развитии ученика. Продукт учебной деятельности – это актуальное структурированное знание, которое лежит в основе умения решать задачи различных областей наук и практики, требующие его применения, а также внутренние новообразования в психике и поведении в ценностном, смысловом и мотивационном планах. Продукты учебной деятельности в виде основной органичной части входят в индивидуальный опыт обучающегося. Дальнейшая деятельность человека, его успешность в профессиональной деятельности, в общении с другими людьми зависит от структурной организации индивидуального опыта, его прочности, глубины, системности.

Главным продуктом учебной деятельности является формирование у обучающегося теоретического сознания и мышления. Результат учебной деятельности. В результате учебного процесса происходит овладение определенными навыками, умениями и знаниями. Одним из важнейших результатов учебной деятельности является научение ребенка учиться самостоятельно.

Компоненты учебной деятельности

Наиболее общим образом компоненты учебной деятельности отражены на рисунке 1.

• Внешние мотивы (долг, избегание неудач и др.),

Учебная задача. Учебной задачей является такая задача, которая заключает в себе то, что необходимо усвоить ученику. Также учебная задача включает в себе группу заданий, которые направлена на усвоение какого-либо общего способа действий. Она связана с выполнением какой-либо практической деятельности. При решение учебной задачи субъект изменяет объект своего воздействия, который и является результатом учебной деятельности. Так, особенность учебной задачи состоит в изменении первоначального объекта.

Учебные операции. Если учебная задача содержит в себе все то, что помогло бы усвоению общих способов действий, то учебные операции как раз – это то, с помощью чего происходит практическое усвоение того или иного заложенного в задачу способа действия. Выделяют общие и специфические учебные операции:

По структуре учебные операции разделяют на:

По характеру познавательной деятельности:

По функциональным аспектам:

Контроль. Сначала учебную деятельность контролирует учитель, затем ученики сами контролируют себя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому это – важнейшая педагогическая задача. Ребенку нужен пооперационный контроль за процессом учебной деятельности.

Оценка и самооценка. ребенок должен научиться адекватно оценивать свою работу общей оценкой – насколько правильно выполнено задание, и оценка своих действий – насколько освоен способ решения, что не отработано.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *