васнецов эскизы росписей владимирского собора
ГТГ: «Виктор Васнецов. Эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве. 1885–1896»
ARTinvestment.RU 17 апреля 2012
В Третьяковской галерее сегодня открывается очередная выставка, организованная в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники»
ГТГ, 17 апреля — 8 сентября 2012
Москва, Лаврушинский переулок, 10, зал № 39
Сегодня в Третьяковской галерее открывается выставка «Виктор Васнецов. Эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве. 1885–1896», организованная в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники».
Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) — один из самых знаменитых русских художников второй половины XIX — начала XX века. Широкую известность он получил прежде всего как автор картин на былинно-сказочные сюжеты. Между тем значительное место в его творчестве занимала религиозная живопись. Первым опытом мастера в этой области стали росписи во Владимирском соборе в Киеве (1885–1896). В одном из залов постоянной экспозиции Третьяковской галереи появилась редкая возможность разместить все хранящиеся в фондах живописные и часть графических работ В. Васнецова этого цикла, поступившие в Галерею почти 120 лет назад.
Принять участие в оформлении интерьера храма-памятника, посвященного 900-летию Крещения Руси, художнику предложил историк искусства и археолог профессор А. В. Прахов, руководивший внутренней отделкой собора. Не сразу согласившись, поскольку считал «дело по значению и величию… чрезвычайно серьезным», живописец посвятил ему десять лет жизни (1885–1896).
В. Васнецов, сын сельского священника, учившийся до поступления в Академию художеств в духовной семинарии, подошел к выполнению росписей с глубокой верой в то, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела как украшение храма», и с пониманием колоссальной ответственности, стоящей перед живописцем. «Это уже поистине и дело народное и дело высочайшего искусства», — писал он В. Д. Поленову. Художник разделял надежды части общества на то, что возрождавшееся церковное искусство могло стать общедоступным и понятным, выражающим национальные идеалы.
«Украшение храма» для В. Васнецова было постижением великих ценностей. Тщательно готовясь к предстоящему труду, художник совершил путешествие в Италию, где познакомился с памятниками византийского искусства. Затем, уже в Киеве, куда переехал из Москвы в 1885 году, он изучал мозаики и фрески Софийского собора и Михайловского Златоверхого монастыря.
Основная идея программы, разработанной А. В. Праховым, состояла в осмыслении религиозной истории России, ее включенности через Византию во всемирную историю культуры. Главное внимание было сосредоточено не только на разработке сюжетов, связанных с крещением князя Владимира и Руси, но и на создании галереи образов русских святых — канонизированных деятелей Древней Руси, подвижников русского православия.
Во Владимирском соборе В. Васнецов при участии помощников выполнил основную работу — расписал весь главный неф храма, среднюю часть хор и три стороны столпов, отделяющих центральный неф от двух боковых. Всего было создано 15 композиций и 30 отдельных фигур святых в полный рост. Среди них: «Богоматерь с младенцем» на восточной алтарной стене; «Святители» и «Пророки» на северной и южной алтарных стенах; «Христос-Вседержитель» в главном куполе; «Радость праведных о Господе» в барабане главного купола; «Евангелисты» на парусах главного купола; «Страшный суд» на западной стене; «Крещение Руси» над входом в крещальню; «Единородный Сын Слово Божие», «Бог Саваоф», «Распятый Иисус Христос» — на плафонах главного нефа; изображения исторических деятелей, причисленных к лику святых, — княгини Ольги и князя Владимира, Александра Невского, Нестора-летописца, Михаила Черниговского — на соборных столбах; несколько икон в мраморном иконостасе, а также орнаменты и изображения в медальонах.
Художнику пришлось решать в стенописях одну из главных задач церковной живописи: найти верное соотношение конкретного и идеального. Он соединил реалистически трактованные объемные фигуры с фоном, данным в условной манере русских миниатюр, а также поместил все изображения в орнаментально-ковровую оправу. Общий колорит росписей, построенный на радостных мягких и теплых тонах, позволил достичь гармонического единства. В журнале «Мир искусства» писали о храмовом монументальном ансамбле: «Это выдержанное цельное творение, в котором чувствуется живой порыв и большое декоративное чутье».
П. М.Третьяков высоко ценил творчество В. Васнецова. Беспрецедентным стало поступление в галерею в 1893 году почти всех подготовительных работ к росписям в соборе.
Помимо эскизов к росписям, на выставке экспонируются раритетные издания и документы, отражающие этапы создания художником монументально-декоративного убранства храма.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Виктор Васнецов. Росписи Владимирского собора, г. Киев
Виктор Михайлович Васнецов
Со времени работы над «Каменным веком» Васнецов, по словам Нестерова, «спал и видел роспись больших стен». Между тем, когда в начале 1885 года Адриан Прахов, руководивший работами по внутренней отделке только что отстроенного Владимирского собора в Киеве, предложил художнику принять участие в росписях храма, тот не сразу согласился.
Владимирский собор в Киеве
Но, взявшись за эту работу, Васнецов посвятил ей десять лет своей жизни. Он вложил в нее всю страсть и «тревогу» своей души, в ней он попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев туда, где оно могло служить массе простых людей в их повседневной жизни.
Одной из важных задач для Васнецова стало преодоление своеобразного «раскола», образовавшегося с конца XVIII века между нарoдом и клиром, с одной стороны, и интеллигенцией, с другoй, в их отношении к русской иконописи.
На протяжении двух столетий традиционное иконописание постепенно вытеснялось, как «отжившее средневековье», произведениями «итальянского письма» на религиозные темы учеников Академии художеств, мало отличающимися от светских картин. Целые древние иконостасы заменялись в это время работами, выполненными в академическом духе.
Народ же чуждался картин на стенах храма, уважая, по словам Михаила Соловьева, икону и предпочитая молиться перед небольшими аналойными образами, созданными простыми иконописцами в духе традиционного иконописания.
По убеждению Васнецова, храм был тем местом, где могло произойти «воссоединение» интеллигенции и народа. Объединяющим, для тех и других, могло стать возрождавшееся церковное искусство, общедоступное и понятное всем, выражающее национальные верования и идеалы.
Князь Александр Невский Княгиня Ольга
Княгиня Евдокия Нестор-летописец
Алипий-живописец Богоматерь с младенцем
Основной идеей программы, разработанной Адрианом Праховым для внутренней отделки Владимирского собора, храма-памятника, посвященного 900-лeтию крещения Руси, было осмысление религиозной истории России. Поскольку общей темой живописи собора стала «история русской веры», то главное внимание было сосредоточено на разработке исторических тем, связанных с крещением князя Владимира и киевлян, а также русских святых, канонизированных деятелей Древней Руси и подвижников русского православия.
Крещение князя Владимира
Князь Андрей Боголюбский
Крещение Руси
Страшный суд
Богоматерь с Младенцем на престоле Ангел с лампой
Христос-Вседержитель
Этот опыт более всего ощущается в трактовке художником образов выдающихся исторических деятелей Древней Руси. Он стремился показать своих персонажи живыми участниками истории, пользуясь при этом летописями и житиями святых, Священным писанием, памятниками изобразительного искусства и фольклора, материалами археологических раскопок в музейных хранилищах. Воинами, отстаивающими независимость родной земли, представлены облаченные в тяжелые доспехи Андрей Боголюбский и Александр Невский. Народные представления об умных, волевых, решительных и непреклонных правителях воплотились в образах князя Владимира и княгини Ольги.
Соединение реалистически трактованных фигур с фоном, данным в условной манере русских икон и миниатюр, орнаментальная оправа для всех фигур и сцен явились частью того своеобразного стиля, который был выработан Васнецовым во Владимирском соборе и вошел в художественный обиход под названием «васнецовский стиль».
Большое впечатление в соборе производил запрестольный образ Богоматери. Колоссальная фигура Богородицы с Христом-младенцем на руках, выступающая из мерцающего золотого света в верхней половине алтарной апсиды, господствовала над всем пространством нефа.
Вид на алтарь. Интерьер Владимирского собора в Киеве
Богоматерь с Младенцем
Бог Саваоф
«Единородный сын Слово Божие»
Распятый Иисус Христос
Работая в соборе, Васнецов, безусловно, не мог опираться лишь на свои собственные представления, художественный опыт и знания или руководствоваться своими эмоциями и пopывами фантазии. Он должен был постоянно проверять согласны ли его работы с духом Церкви, с каноном, и многое уже нарисованное отбрасывать, если эскизы казались недостаточно церковными. Ведь эскизы должны были приниматься церковным Советом, а его заседания не всегда проходили гладко.
«Радость праведных о Господе». Преддверие рая (левая часть)
«Радость праведных о Господе». Преддверие рая (центр)
«Радость праведных о Господе». Преддверие рая (правая часть)
Блаженство рая
Искушение Евы змием
Серафимы Эскизы орнаментов росписи
Эскизы орнаментов росписи
Собор святителей Вселенской церкви
Собор святителей Вселенской церкви
В начале XX века в отношениях Bacнeцoвa и художественной общественности произошло некоторое охлаждение, все чаще стали звучать резкие критические отзывы. Во многом это было связано с открытием подлинной древнерусской иконы.
Не все во Владимирском соборе у Васнецова получилось так, как ему мечталoсь, не все намерения мастера были осуществлены. Но сама задача создания большого худoжественного стиля, поставленная здесь художником, имела для русского искусства огромное нoватoрское значение.
Журнал «Мир искусства» писал о сoборе: «С Владимирским собором можно не соглашаться, но с ним надо считаться, как со значительным художественным прoизведением и выдающимся памятником сoвременного русского религиозного сознания».
pravdoiskatel77
pravdoiskatel77
ВИКТОР ВАСНЕЦОВ
Эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве. 1885-1896
Программа «Третьяковская галерея открывает свои запасники»
Пресс-показ 17 апреля в 14.00
Вернисаж в 17 апреля в 16.00
Выставка открыта с 18 апреля 2012 по 8 сентября 2013
Лаврушинский переулок, 10, зал № 39
Принять участие в оформлении интерьера храма-памятника, посвященного 900-летию Крещения Руси, художнику предложил историк искусства и археолог профессор А.В.Прахов, руководивший внутренней отделкой собора. Не сразу согласившись, поскольку считал «дело по значению и величию… черезвычайно серьезным», живописец посвятил ему десять лет жизни (1885-1896).
«Украшение храма» для В.Васнецова было постижением великих ценностей. Тщательно готовясь к предстоящему труду, художник совершил путешествие в Италию, где познакомился с памятниками византийского искусства. Затем, уже в Киеве, куда переехал из Москвы в 1885 году, он изучал мозаики и фрески Софийского собора и Михайловского Златоверхого монастыря.
Художнику пришлось решать в стенописях одну из главных задач церковной живописи: найти верное соотношение конкретного и идеального. Он соединил реалистически трактованные объемные фигуры с фоном, данным в условной манере русских миниатюр, а также поместил все изображения в орнаментально-ковровую оправу. Общий колорит росписей, построенный на радостных мягких и теплых тонах, позволил достичь гармонического единства. В журнале «Мир искусства» писали о храмовом монументальном ансамбле: «Это выдержанное цельное творение, в котором чувствуется живой порыв и большое декоративное чутье».
П.М.Третьяков высоко ценил творчество В.Васнецова. Беспрецедентным стало поступление в галерею в 1893 году почти всех подготовительных работ к росписям в соборе.
Помимо эскизов к росписям на выставке экспонируются раритетные издания и документы, отражающие этапы создания художником монументально-декоративного убранства храма.
Росписи Владимирского собора Виктором Васнецовым
Эскизы [ edit ]
«Ангел с лампой». 1885-1896
«Бог Саваоф». 1885-1896
«Богоматерь с Младенцем». Начало 1880-х
«Богоматерь с Младенцем на престоле». 1885-1893
«Единородный сын Слово Божие». 1885-1896
«Княгиня Евдокия». 1885-1893
«Княгиня Ольга». 1885-1893
«Князь Александр Невский». 1885-1893
«Князь Андрей Боголюбский». 1885-1896
«Крещение Руси». 1885-1896
«Крещение князя Владимира». 1890
«Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Левая часть. 1885-1896
«Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Центральная часть. 1885-1896
«Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Правая часть. 1885-1896
«Распятый Иисус Христос». 1885-1896
«Страшный суд». 1885-1896
«Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора». 1885-1893
«Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора». 1885-1893
Росписи [ edit ]
«Богоматерь с младенцем»
«Блаженство рая». 1885-1896
«Искушение Евы змием». 1885-1896
«Крещение князя Владимира». 1885-1893
«Собор святителей Вселенской церкви». 1885-1896
«Собор святителей Вселенской церкви». 1885-1896