вечернее богослужение мирским чином
Богослужение мирянским чином
Богослужение мирянским (мирским) чином — богослужение, совершаемое в отсутствие священника или епископа. Мирянским чином могут совершаться все службы суточного богослужебного круга, содержащиеся в Часослове. Мирским чином не может совершаться всего одна служба — Литургия, она заменяется службой Изобразительных.
Наиболее важные уставные правила, совершения мирянами богослужений суточного, седмичного и годового круга, а также молебствий, крестных ходов, панихид, литий и отпевания усопших при отсутствии священника:
На кратком отпусте, после поминовения Божией Матери, можно также помянуть храмового святого (которому посвящён храм); дневного святого (которому посвящён день седмицы); святого, которому совершалась служба («его же и память ныне совершаем»); и всех святых, которые празднуются в этот день («их же и память днесь»). По окончании богослужения молящиеся сами прикладываются ко св. Кресту, который для этого предварительно полагается на аналое за амвоном, или на середине храма рядом с храмовой иконой.
О возможности совершения Таинства Крещения мирянами в случае смертной опасности
Таинство святого Крещения при отсутствии священника и при смертной опасности возможно совершить любому православному христианину. Об этом говорят святые: блаж. Иероним, блаж. Августин, преп. Феодор Студит, Тертуллиан, и другие св.отцы и учителя Церкви. Об этом же говорит правило 14 Николы патриарха, 45 правило Никифора исповедника, сказано в Деяниях Апостолов ( Деян.6:1-6 ), ( Деян.8:38 ), ( Деян.9:17-18 ) и др.
«В случае крайности, когда готовящемуся к крещению грозит смертная опасность, за отсутствием священника, могут совершить крещение и миряне; при этом требуется только:
а) чтобы крещающий был православный,
б) чтобы точно произносил форму крещения при троекратном погружении,
в) если за сим крещающийся чрез мирянина будет жив, то крещение над ним должно быть дополнено молитвами и обрядами, относящимися к крещению» (Номок. в, бол. треб. 204, 205. Книг, о долж. пресв. §84).
На такой случай, в Требнике митрополита Петра Могилы имеется указание: «аще тамо будет священник, он да крестит, а не диакон; аще же диакон, он, а не иподиакон; аще же кой-либо буди от клирик, он, а не простец; аще муж, он, а не жена. Разве точию студа ради, достоит жене паче, неже мужу крестити младенца, или аще жена лучше умети будет изрещи форму крещения и водою облияти» (Требн. П. Мог. л. 8).
Кроме этого необходимо – «Для предупреждения случаев смерти детей без крещения, священник должен научать своих прихожан и в особенности женщин, служащих при рождении, тому, как они должны поступать в случаях близкой смерти младенцев, т.е. чтобы они знали совершительную форму крещения и могли бы сами совершить крещение над опасным младенцем, а также увещевать их, дабы в таких случаях немедленно давали бы ему знать» (О долж. пресв. приход. §84).
Поэтому, каждый должен знать краткий устав совершения св. Таинства Крещения. Читаются: «Царю Небесный» и «Трисвятое по Отче наш». После «Приидите поклонимся», читается Символ веры а затем совершается Таинство Крещения полным троекратным погружением.
Крещающий произносит: «Крещается раб(а) Божий (имя рек) во имя Отца (1‑е погружение). Аминь. И Сына (2‑е погружение). Аминь. И Святаго Духа (3‑е погружение). Аминь».
(Эти совершительные слова св. Крещения необходимо знать каждому христианину! Важно эти слова знать женщинам, которые готовятся к родам, и акушеркам, которые будут принимать роды – чтобы в случае смертной опасности быстро окрестить младенца).
Во время троекратного погружения крещающий держит руку на голове крещаемого. После крещения произносится обычный отпуст. При невозможности полного погружения допускается крещение обливанием. Использовать желательно святую воду, но при нужде подойдет и любая вода. Можно предварительно в такую воду трижды опустить св. Крест, с чтением тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
В православной литературе описан случай, когда при полном отсутствии воды умирающий после преждевременных родов пятимесячный младенец был крещён собственной матерью крестообразным помазанием слюной на челе. Есть описание случаев, когда утопающие в результате кораблекрушения люди прямо в воде совершали крещение друг друга, призывая в свидетели Бога, и были, потом, чудесно спасены по Его божественной милости. В древних патериках описан также случай, когда в пустыне было совершено крещение умирающего песком, за неимением воды. Не следует забывать и о крещении кровью – когда человек перед мученической смертью исповедует Христа Спасителя и страдает за Него. Самокрещение допускается только в самых исключительных случаях.
Богослужение совершаемое одними мирянами не может заменить главного богослужения – Божественную Литургию, совершаемую только епископом или священником. Однако – хороший навык и привычка к участию в богослужении помогает и самим мирянам–чтецам – она учит их грамотно обращаться с богослужебными книгами, прививает интерес к Церковному Уставу и богослужебным текстам. Когда Октоих, Минеи и Часослов становятся не «темным лесом», а источниками знаний и молитвенного вдохновения, меняется не только наше понимание службы, меняемся мы сами – ведь эти тексты, эти книги составлены великими подвижниками веры и приобщение к ним оказывает каждому громадную душевную пользу. Молитвенные христианские гимны учат нас правильному обращению к Богу через опыт святых подвижников, вводит в мир истинной молитвы, в духовную жизнь Православия.
Чин Вечерни.
Для домашнего (келейного) чтения
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды.)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй, (трижды). Сла́ва, и ны́не:
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Таже, Го́споди, поми́луй, (12), Сла́ва, и ны́не:
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
Псалом 103:
Благослови́, душе́ моя́, Го́спода. Го́споди, Бо́же мой, возвели́чился еси́ зело́. Во испове́дание и в велеле́поту обле́клся еси́. Одея́йся све́том, я́ко ри́зою, простира́яй не́бо, я́ко ко́жу. Покрыва́яй вода́ми превы́спренняя Своя́, полага́яй о́блаки на восхожде́ние Свое́, ходя́й на крилу́ ве́треню. Творя́й А́нгелы Своя́ ду́хи и слуги́ Своя́ пла́мень о́гненный. Основа́яй зе́млю на тве́рди ея́, не преклони́тся в век ве́ка. Бе́здна, я́ко ри́за, одея́ние ея́, на гора́х ста́нут во́ды, от запреще́ния Твоего́ побе́гнут, от гла́са гро́ма Твоего́ убоя́тся. Восхо́дят го́ры и нисхо́дят поля́ в ме́сто, е́же основа́л еси́ им. Преде́л положи́л еси́, eго́же не пре́йдут, ниже́ обратя́тся покры́ти зе́млю. Посыла́яй исто́чники в де́брех, посреде́ гор про́йдут во́ды. Напая́ют вся зве́ри се́льныя, ждут она́гри в жа́жду свою́. На ты́х пти́цы небе́сныя привита́ют, от среды́ ка́мения дадя́т глас. Напая́яй го́ры от превы́спренних Свои́х, от плода́ дел Твои́х насы́тится земля́. Прозяба́яй траву́ ското́м, и злак на слу́жбу челове́ком, извести́ хлеб от земли́. И вино́ весели́т се́рдце челове́ка, ума́стити лице́ еле́ем, и хлеб се́рдце челове́ка укрепи́т. Насы́тятся древа́ польска́я, ке́дри Лива́нстии, и́хже еси́ насади́л. Та́мо пти́цы вогнездя́тся, ероди́ево жили́ще предводи́тельствует и́ми. Го́ры высо́кия еле́нем, ка́мень прибе́жище за́яцем. Сотвори́л есть луну́ во времена́, со́лнце позна́ за́пад свой. Положи́л еси́ тму, и бысть нощь, в не́йже про́йдут вси зве́рие дубра́внии. Ски́мни рыка́ющии, восхи́тити и взыска́ти от Бо́га пи́щу себе́. Возсия́ со́лнце и собра́шася и в ло́жах свои́х ля́гут. Изы́дет челове́к на де́ло свое́ и на де́лание свое́ до ве́чера. Я́ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди, вся прему́дростию сотвори́л еси́, испо́лнися земля́ тва́ри Твоея́. Сие́ мо́ре вели́кое и простра́нное, та́мо га́ди, и́мже несть числа́, живо́тная ма́лая с вели́кими, та́мо корабли́ препла́вают, змий сей, eго́же созда́л еси руга́тися eму́. Вся к Тебе́ ча́ют, да́ти пи́щу им во бла́го вре́мя. Да́вшу Тебе́ им соберу́т, отве́рзшу Тебе́ ру́ку вся́ческая испо́лнятся бла́гости, отвра́щшу же Тебе́ лице́, возмяту́тся, отъи́меши дух их, и исче́знут, и в персть свою́ возвратя́тся. По́слеши Ду́ха Твоего́, и сози́ждутся, и обнови́ши лице́ земли́. Бу́ди сла́ва Госпо́дня во ве́ки, возвесели́тся Госпо́дь о де́лех Свои́х, призира́яй на зе́млю, и творя́й ю́ трясти́ся, прикаса́яйся гора́м, и дымя́тся. Воспою́ Го́сподеви в животе́ мое́м, пою́ Бо́гу моему́, до́ндеже есмь, да услади́тся Ему́ бесе́да моя́, аз же возвеселю́ся о Го́споде. Да исче́знут гре́шницы от земли́, и беззако́нницы, я́коже не бы́ти им. Благослови́, душе́ моя́, Го́спода.
Со́лнце позна́ за́пад свой. Положи́л еси́ тму, и бысть нощь. Я́ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди, вся прему́дростию сотвори́л еси́.
Сла́ва, и ны́не: Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. Трижды.
Таже первый антифон:
Псалом 1:
Блаже́н муж, и́же не и́де на сове́т нечести́вых. Аллилу́иа, трижды. И на пути́ гре́шных не ста, и на седа́лищи губи́телей не се́де, но в зако́не Госпо́дни во́ля eго́, и в зако́не Его́ поучи́тся день и нощь. И бу́дет я́ко дре́во насажде́нное при исхо́дищих вод, е́же плод свой даст во вре́мя свое́, и лист eго́ не отпаде́т, и вся, ели́ка а́ще твори́т, успе́ет. Не та́ко нечести́вии, не та́ко, но я́ко прах, eго́же возмета́ет ветр от лица́ земли́. Сего́ ра́ди не воскре́снут нечести́вии на суд, ниже́ гре́шницы в сове́т пра́ведных. Я́ко весть Госпо́дь путь пра́ведных, и путь нечести́вых поги́бнет. Аллилу́иа, трижды.
Псалом 2:
Вску́ю шата́шася язы́цы, и лю́дие поучи́шася тще́тным? Предста́ша ца́рие зе́мстии, и кня́зи собра́шася вку́пе на Го́спода и на Христа́ Его́. Расто́ргнем у́зы их и отве́ржем от нас и́го их. Живы́й на Небесе́х посмее́тся им, и Госпо́дь поруга́ется им. Тогда́ возглаго́лет к ним гне́вом свои́м и я́ростию Свое́ю смяте́т я́. Аз же поста́влен есмь Царь от Него́ над Сио́ном, горо́ю свято́ю Его́, возвеща́яй повеле́ние Госпо́дне. Госпо́дь рече́ ко Мне: Сын Мой еси́ Ты, Аз днесь роди́х Тя. Проси́ от Мене́, и дам Ти язы́ки достоя́ние Твое́, и одержа́ние Твое́ концы́ земли́. Упасе́ши я́ жезло́м желе́зным, я́ко сосу́ды скуде́льничи сокруши́ши я́. И ны́не, ца́рие, разуме́йте, накажи́теся вси судя́щии земли́. Рабо́тайте Го́сподеви со стра́хом и ра́дуйтеся Ему́ с тре́петом. Аллилу́иа, трижды. Приими́те наказа́ние, да не когда́ прогне́вается Госпо́дь и поги́бнете от пути́ пра́веднаго, егда́ возгори́тся вско́ре я́рость Его́. Блаже́ни вси наде́ющиися Нань. Аллилу́иа, трижды.
Псалом 3:
Го́споди, что ся умно́жиша стужа́ющии ми́? Мно́зи востаю́т на мя, мно́зи глаго́лют души́ мое́й: несть спасе́ния eму́ в Бо́зе eго́. Ты же, Го́споди, Засту́пник мой еси́, сла́ва моя́ и вознося́й главу́ мою́. Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, и услы́ша мя от горы́ святы́я Своея́. Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Госпо́дь засту́пит мя. Не убою́ся от тем люде́й, о́крест напа́дающих на мя. Воскресни́, Го́споди, спаси́ мя, Бо́же мой. Аллилу́иа, трижды. Я́ко Ты порази́л еси́ вся вражду́ющыя ми всу́е: зу́бы гре́шников сокруши́л еси́. Госпо́дне есть спасе́ние, и на лю́дех Твои́х благослове́ние Твое́. Аллилу́иа, трижды.
Сла́ва, и ны́не: Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. (Трижды).
И абие, Го́споди, воззва́х, в прилучившийся глас. Псалмы 140, 141, 129, 116:
Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя. / Услы́ши мя, Го́споди. Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя: / вонми́ гла́су моле́ния моего́, / внегда́ воззва́ти ми к Тебе́. / Услы́ши мя, Го́споди.
Да испра́вится моли́тва моя́, / я́ко кади́ло пред Тобо́ю, / воздея́ние руку́ мое́ю / – же́ртва вече́рняя. / Услы́ши мя, Го́споди.
И по чину стихи: Положи́, Го́споди, хране́ние усто́м мои́м, и дверь огражде́ния о устна́х мои́х. Не уклони́ се́рдце мое́ в словеса́ лука́вствия, непщева́ти вины́ о гресе́х, с челове́ки де́лающими беззако́ние, и не сочту́ся со избра́нными их. Нака́жет мя пра́ведник ми́лостию и обличи́т мя, еле́й же гре́шнаго да не нама́стит главы́ моея́, я́ко еще́ и моли́тва моя́ во благоволе́ниих их. Поже́рты бы́ша при ка́мени судии́ их: услы́шатся глаго́ли мои́, я́ко возмого́ша. Я́ко то́лща земли́ просе́деся на земли́, расточи́шася ко́сти их при а́де. Я́ко к Тебе́, Го́споди, Го́споди, о́чи мои́: на Тя упова́х, не отыми́ ду́шу мою́. Сохрани́ мя от се́ти, ю́же соста́виша ми, и от собла́зн де́лающих беззако́ние. Паду́т во мре́жу свою́ гре́шницы: еди́н есмь аз, до́ндеже прейду́.
Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, гла́сом мои́м ко Го́споду помоли́хся. Пролию́ пред Ним моле́ние мое́, печа́ль мою́ пред Ним возвещу́. Внегда́ исчеза́ти от мене́ ду́ху моему́: и Ты позна́л еси́ стези́ моя́: на пути́ сем, по нему́же хожда́х, скры́ша сеть мне. Смотря́х одесну́ю и возгля́дах, и не бе зна́яй мене́: поги́бе бе́гство от мене́, и несть взыска́яй ду́шу мою́. Воззва́х к Тебе́, Го́споди, рех: Ты еси́ упова́ние мое́, часть моя́ еси́ на земли́ живы́х. Вонми́ моле́нию моему́, я́ко смири́хся зело́, изба́ви мя от гоня́щих мя, я́ко укрепи́шася па́че мене́.
Изведи́ из темни́цы ду́шу мою́, испове́датися и́мени Твоему́. Мене́ ждут пра́ведницы, до́ндеже возда́си мне. Из глубины́ воззва́х к Тебе́, Го́споди, Го́споди, услы́ши глас мой. Да бу́дут у́ши Твои́ вне́млюще гла́су моле́ния моего́. А́ще беззако́ния на́зриши, Го́споди, Го́споди, кто постои́т? Я́ко у Тебе́ очище́ние есть. И́мене ра́ди Твоего́ потерпе́х Тя, Го́споди, потерпе́ душа́ моя́ в сло́во Твое́, упова́ душа́ моя́ на Го́спода. От стра́жи у́тренния до но́щи, от стра́жи у́тренния да упова́ет Изра́иль на Го́спода. Я́ко у Го́спода ми́лость, и мно́гое у Него́ избавле́ние, и Той изба́вит Изра́иля от всех беззако́ний eго́. Хвали́те Го́спода вси язы́цы, похвали́те Его́ вси лю́дие. Я́ко утверди́ся ми́лость Его́ на нас, и и́стина Госпо́дня пребыва́ет во век.
Творение Софрония, патриарха Иерусалимскаго:
Све́те ти́хий святы́я сла́вы, / Безсме́ртнаго, Отца́ Небе́снаго, / Свята́го Блаже́ннаго, Иису́се Христе́. / Прише́дше на за́пад со́лнца, / ви́девше свет вече́рний, / пое́м Отца́, Сы́на и Свята́го Ду́ха, Бо́га. / Досто́ин еси́ во вся времена́ / пе́т бы́ти гла́сы преподо́бными, / Сы́не Бо́жий, живо́т дая́й, / те́мже мир Тя сла́вит.
И молитву
Сподо́би, Го́споди, в ве́чер сей без греха́ сохрани́тися нам. / Благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших, / и хва́льно и просла́влено и́мя Твое́ во ве́ки, ами́нь. / Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́коже упова́хом на Тя. / Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м. / Благослове́н еси́, Влады́ко, вразуми́ мя оправда́нием Твои́м. / Благослове́н еси́, Святы́й, просвети́ мя оправда́нии Твои́ми. / Го́споди, ми́лость Твоя́ во век, дел руку́ Твое́ю не пре́зри. / Тебе́ подоба́ет хвала́. Тебе́ подоба́ет пе́ние, / Тебе́ сла́ва подоба́ет, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, / ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Если Великий пост:
Поклоны великия три, глаголюще в них на коемждо поклоне молитву преподобнаго Ефрема:
Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия, и праздносло́вия не даждь ми. Поклон великий.
Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния, и любве́, да́руй ми рабу́ Твоему́. Поклон великий.
Ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния, и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь. Поклон великий.
Таже малых поклонов 12, глаголюще себе втай на кийждо поклон: Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго.
И паки, скончав поклоны, глаголем молитву всю вышеписанную: Го́споди и Влады́ко живота́ моего́: И поклон един великий.
Молитва святаго Симеона Богоприимца:
Ны́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко, / по глаго́лу Твоему́ с ми́ром: / я́ко ви́деста о́чи мои́ спасе́ние Твое́, / е́же еси́ угото́вал пред лице́м всех люде́й, / свет во открове́ние язы́ков, / и сла́ву люде́й Твои́х Изра́иля.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды.)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй, (трижды). Сла́ва, и ны́не:
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
И тропарь дня, если суббота:
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, / Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю: / Благослове́на Ты в жена́х, и Благослове́н Плод чре́ва Твоего́, / я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. Трижды.
Если Великий пост:
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, / Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю: / Благослове́на Ты в жена́х, и Благослове́н Плод чре́ва Твоего́, / я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. Поклон един.
Сла́ва: Крести́телю Христо́в, всех нас помяни́, / да изба́вимся от беззако́ний на́ших: / тебе бо даде́ся благода́ть моли́тися за ны. Поклон един.
И ны́не: Моли́те за ны святи́и Апо́столи, святи́и вси, / да изба́вимся от бед и скорбе́й: / вас бо те́плыя предста́тели ко Спа́су стяжа́хом. Поклон един.
Под Твое́ благоутро́бие прибега́ем, Богоро́дице, / моле́ния на́ша не пре́зри во обстоя́нии, / но от бед изба́ви ны, Еди́на Чи́стая, Еди́на Благослове́нная. Без поклона.
Посем: Бу́ди И́мя Госпо́дне благослове́но от ны́не и до ве́ка. Трижды.
Таже псалом 33:
Благословлю́ Го́спода на вся́кое вре́мя, вы́ну хвала́ Его́ во усте́х мои́х. О Го́споде похва́лится душа́ моя́, да услы́шат кро́тцыи и возвеселя́тся. Возвели́чите Го́спода со мно́ю и вознесе́м и́мя Его́ вку́пе. Взыска́х Го́спода и услы́ша мя, и от всех скорбе́й мои́х изба́ви мя. Приступи́те к Нему́ и просвети́теся, и ли́ца ва́ша не постыдя́тся. Сей ни́щий воззва́, и Госпо́дь услы́ша и́, и от всех скорбе́й eго́ спасе́ и́. Ополчи́тся А́нгел Госпо́день о́крест боя́щихся Его́, и изба́вит их. Вкуси́те и ви́дите, я́ко благ Госпо́дь; блаже́н муж, и́же упова́ет Нань. Бо́йтеся Го́спода, вси святи́и Его́, я́ко несть лише́ния боя́щымся Его́. Бога́тии обнища́ша и взалка́ша, взыска́ющии же Го́спода не лиша́тся вся́каго бла́га.
Утверди́, Бо́же, / святу́ю правосла́вную ве́ру правосла́вных христиа́н / во век ве́ка.
Досто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, / Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м / и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, / без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, / су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
Сла́ва, и ны́не, Го́споди, поми́луй, трижды.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь
И молитву сию Великаго Василия:
Благослове́н еси́ Влады́ко Вседержи́телю, просвети́вый день све́том со́лнечным, и нощь уясни́вый заря́ми о́гненными, е́же долготу́ дне прейти́ нам сподо́бил еси́, и прибли́житися нача́лом но́щи: услы́ши моле́ние на́ше, и всех люде́й Твои́х, и всех нас прости́ во́льная и нево́льная согреше́ния. Приими́ вече́рняя на́ша моле́ния, и низпосли́ мно́жество ми́лости Твоя́, и щедро́т Твои́х на достоя́ние Твое́. Остени́ нас святы́ми Твои́ми А́нгелы, вооружи́ нас ору́жием пра́вды, огради́ нас и́стиною Твое́ю, соблюди́ нас си́лою Твое́ю, изба́ви нас от вся́каго обстоя́ния, вся́каго наве́та сопроти́внаго. Пода́ждь же нам и настоя́щий ве́чер, с приходя́щею но́щию соверше́н, свят, ми́рен, безгре́шен, безбла́знен, безмечта́нен, и вся дни живота́ на́шего, моли́твами святы́я Богоро́дицы, и всех святы́х от ве́ка благоугоди́вших, ами́нь.
Сокровище единоверцев: устав о домашней молитве
Вплоть до революции в России повсеместно существовала традиция совершения богослужений «мирским чином». Миряне в отсутствие в храме священника или же дома, всей семьей совершали частично или полностью суточный круг церковной службы. Куда подевалась эта добрая традиция, как ее возродить и какую пользу она несет для всего организма Церкви, поговорим сегодня.
«Седмерицею днем хвалих Тя»
Суточный круг православного богослужения делится на следующие части:
В древности, например в Византии, все части церковной службы совершались отдельно одна от другой. С распространением христианства, особенно в крупных городах, богослужение укрупнялось и до нас дошло в привычном виде соборной молитвы вечером (когда начинается богослужебный круг) и утром.
В прежние времена населенность территорий была менее плотной, а транспортное сообщение более трудным и длительным. Один священник мог окормлять обширные территории, его отъезд мог растягиваться на месяцы. Прихожане оставшегося без пастыря храма не имели права останавливать церковную молитву и продолжали совершение богослужений без священника. Естественно, Таинства становились для мирян недоступными, но клирос продолжал петь и читать, а священнические возгласы заменялись специальными, произносимыми так называемым «старшим» из мирян.
Русь, принявшая веру из Византии, переняла и ее обычаи. Домашнее богослужение люди стремились приблизить к храмовому, поэтому утренними и вечерними молитвами дома были, как правило, части суточного круга, а в особых случаях служба совершалась целиком главой семейства и его домочадцами. Например, утром обычно молились, вычитывая полунощницу, вечером – павечерницу. Для этого могли использоваться лишь Часослов или Псалтырь с возследованием. Древние книги были универсальнее современных: в них делалось много вставок, необходимых для совершения богослужения самостоятельно. Достать полный сборник всех церковных книг не представлялось возможным и из-за дороговизны, и из-за маленьких тиражей.
К красоте церковной службы в древности относились серьезно и основательно. На церковных книгах воспитывались целые поколения. Протяжные знаменные песнопения в один голос навсегда откладывались в сознании детей и формировали жизненный ритм неспешности и светлой мерности. Человек стремился, несмотря на насущные потребности, посвящать время молитве, услаждаться словом Божиим и совершенствоваться в нем.
Неудивительно, что молитву дома стремились приблизить к храмовой. «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5: 17) русские люди понимали не только количественно, но и качественно. Какой толк от молитвы, если ее совершать тяп-ляп, без погружения и создания специальной атмосферы, в которой можно действительно отрешиться от шума мiра и услышать Бога?
Семья, дом были малой Церковью не только в духовном, но и в физическом смысле. Состоятельные граждане или умельцы-плотники могли позволить себе сооружать во дворе или даже в доме часовни и домовые храмы. Делалось это не ради красоты или горделивого соревнования с соседями, а для самой что ни на есть молитвы. Верующие старались глубже проникать в смысл текстов, лучше понимать символизм богослужения.
Начиналась молитва с вечерни, потому как вечер был поставлен в Книге Бытия на первую позицию: «и бысть вечер, и бысть утро» (Быт. 1: 5). Начало истории человека было радостным, но быстро омрачилось грехопадением.
Повечерие преподобный Кассиан Римлянин описывает как службу, совершаемую «после вечера» или после ужина. Изначально она была молитвой «на сон грядущим» для иноков. Неудивительно, что она и стала своеобразным аналогом вечерних молитв у мирян в более позднее время. На повечерии до наших дней сохранился чин прощения с коленопреклоненной просьбой Богу простить молящимся все совершенные за день прегрешения.
На полунощнице вспоминается неотвратимость Второго Пришествия Христова. Эта служба, как совершаемая первой после сна, стала на Руси негласным утренним молитвенным правилом. В приходской практике единоверческих общин она обычно совершается как первая служба утреннего богослужения.
События утрени посвящены явлению в мир Христа и Его Воскресению. Сегодня на приходах утреня чаще служится в вечернее время. В древности ее также могли отмаливать дома ранним утром, тогда как на полунощницу просыпались в полночь.
1-й час посвящен воспоминанию Суда Пилата и первосвященников над Господом, 3-й – сошествию Святого Духа на апостолов, 6-й – распятию и страданию Христа на кресте, 9-й – крестной смерти.
Вместо Литургии мирским чином обычно служили обедницу и совершали молебен, посвященный празднику дня. Надо отметить, что таким образом миряне совершали полный круг чаще, конечно же, в храмах и часовнях соборно, в отсутствие священнослужителя. Для дома это было редкостью, но не отменяло такой возможности. В любом случае христиане старались жить богослужебным кругом, ведь храмовая служба на Руси была лучшей школой богословия. Отсюда и их длительность, которая позволяла погрузить людей во внимательное вслушивание в слова священных текстов.
Нам сегодня представляется почти невозможным совершать самостоятельно богослужение в домашних условиях. Работа, семья, миллион забот… Но стоит хотя бы попробовать, и если не отмаливать весь суточный круг, то хотя бы – его части. Ниже мы поговорим о замене суточного круга Иисусовыми молитвами и Псалтырью, а также о том, зачем современному мирянину нужна эта практика. Но обо всем по порядку.
«Приготовь себя»
Если богослужение – праздник, да еще и неотмирный, значит, он требует особой подготовки.
У единоверцев сохранился добрый обычай иметь специальную молитвенную одежду, которая предназначена не для физического, а для духовного труда. Это вполне логично для традиционных культур и берет свое начало из глубокой древности. Правда, сегодня и эта традиция уходит из наших приходов, но все же мужчины стараются надевать кафтаны и рубахи-косоворотки с поясами, а женщины закалывают платки под булавку и облачаются в красивые русские сарафаны. Это не «косплей» и «выпендреж», как принято сейчас говорить, а один из способов психологически настроить себя на молитву. Мы ведь надеваем на работу строгий костюм, а на тренировку – спортивный. Кроме того, на соборной молитве наш внешний вид помогает создать необходимую атмосферу. Думая об окружающих нас людях, мы минимизируем повод для соблазна.
«Молитвенная одежда» и подчеркивает, что молитва – особое дело, и настраивает на молитвенный лад
В домашней обстановке с этим, конечно же, проще. Но завести традицию «молитвенной одежды» по возможности будет полезно, в том числе и для детей. Это вкладывает свой кирпичик в формирование чувства святыни и того, что молитва – особое дело.
Здорово, если получается молиться при свечах или лампадах. Если не позволяет зрение, конечно, можно пользоваться электричеством. Свечи и лампады – не правило, но еще один способ настроя на молитву.
И, наконец, важное условие – совершение перед чтением священных текстов семипоклонного начала. Его также называют приходными и исходными поклонами, он предваряет богослужение (домашнее или храмовое) и следует в его завершении:
«Боже, милостив буди мне грешному (поклон поясной).
Создавыи мя, Господи, и помилуй мя (поклон поясной).
Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго (поклон поясной).
Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую воистину Серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу
Тя величаем (поклон всегда земной).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон поясной).
И ныне и присно и во веки веков, аминь (поклон поясной).
Господи, помилуй; Господи, помилуй; Господи, благослови (поклон поясной)».
И завершаем маленьким отпустом:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь (поклон земной, без крестнаго знамения)».
Начал – универсальное молитвословие
Начал – универсальное молитвословие, его часто совершали перед выходом из дома в храм и по возвращении из него, да и просто перед тем, как покинуть дом. Бывает, что им заменяют утренние и вечерние молитвы вообще в отсутствие времени или при сильной усталости. Началом могли предварять и завершать какое-либо дело. Знаменитое выражение «положить начало» родилось как раз отсюда. Иными словами, человек совершал эту обязательную молитву и таким образом начинал дело с обращения к Богу.
Теперь самое время переходить к основной части молитвы. Здесь не представляется возможным выложить даже один из текстов суточного круга. Скажу лишь, что все они находятся в открытом доступе и стоят совсем недорого в печатном виде. Вечернее богослужение занимает обычно 4 часа, утреннее – 2, если совершать их как положено в домашних условиях. Естественно, повечерие и полунощница – это 30–40 минут, примерно такое же время уходит на имеющиеся в современной практике мирян утренние и вечерние молитвы, поэтому взять их на вооружение не составит труда.
Мои коллеги уже писали, что в дни больших церковных праздников или же при невозможности пойти в храм службу можно вынужденно совершить и дома. Таким образом вы как бы присоединитесь к соборной молитве и вашего храма, и всех православных приходов, поскольку фактически будете совершать такое же богослужение. В этом есть несомненная духовная польза.
Поклонами и Псалтырью
Выше уже говорилось о методиках замены суточного круга. Раньше это делалось иноками в скитах и мирянами при отсутствии необходимых богослужебных книг. Но мы в своей приходской практике пробовали и соборную молитву совершать подобным образом. В любом случае, для келейной, семейной молитвы такие познания будут только на пользу.
Итак, практика замены суточного круга богослужения Иисусовой молитвой с поклонами и без них имеет очень древние корни. Подвизавшиеся в отрыве от цивилизации иноки молились с помощью вервиц (древних четок). К слову, обычай этот сохранился и до наших дней – например, в афонских монастырях иногда отдельные части суточного круга монахи отмаливают с помощью Иисусовых молитв келейно или соборно.
Правило молитвы по лестовке без поклонов:
Поклоны дают духу и телу особую бодрость
Перед совершением данных молитв также необходимо «положить начал» и перед каждой частью службы и после нее также прочитать молитвы. Указания на то, как совершать подобную службу, есть в «Уставе о домашней молитве», распространенном в старообрядческой среде.
Если же вы решите помолиться по Псалтыри, то указания следующие:
Поклоны, как известно, дают духу и телу особую бодрость, и если попытаться совершить весь круг с помощью лестовки, на это у вас уйдет вечером около 2 часов, утром чуть более одного. Молитва по Псалтыри приближается по времени чтения к совершению службы мирским чином по книгам.
Церковь без молитвы – не Церковь
Статья не позволяет более подробно и детально рассмотреть все тонкости совершения домашнего богослужения и требует специальных книг. Благо, сегодня всю информацию можно найти в интернете или приобрести в печатном виде. В общих чертах я рассказал, как молиться суточным кругом и как можно заменять его не менее полезными для души Иисусовой молитвой и Псалтырью.
Надо сказать, что подобная практика расширяет духовный кругозор. Выше уже отмечалось, что богослужение на Руси было лучшей школой богословия. Не книги или слова проповедника (хотя куда без них!), а именно служба. Она включала в себя корпус текстов, которые прочитывались и распевались, принося пользу душе, соединяя с Богом, открывая новые горизонты созерцания. Самостоятельная молитва церковной службой дает понимание многих, порой весьма тонких аспектов духовной жизни, которые могут уйти от мирянина на службе в храме.
Во-первых, вы сможете ближе познакомиться с храмовым богослужением. Весь символизм службы лучше раскроется для вас на практике, пропущенной через себя, то есть прочитанной самостоятельно. Во-вторых, сама практика мирских богослужений, даже не дома, а среди групп верующих и даже на приходе со священником, учит мирян ответственности, укрепляет церковное самосознание, меняет их отношение к службе, подвигает на более активную приходскую деятельность. Мнение автора таково: практическое погружение мирян в службу, то есть частая практика ими богослужения дома или на приходе, укрепляет и Церковь.
Частая практика совершения богослужений дома укрепляет и Церковь
К сожалению, в последнее время все чаще приходится сталкиваться с таким печальным явлением, как нивелирование в церковной среде молитвы. Поражает трактовка слов «вера без дел мертва», где молитва, то есть первое дело веры, почему-то делом и не считается. Текст молитв в храме словно игнорируется, и это живое слово общения с Богом, слово Бога, через чтеца или певца обращенное к сердцу человека, низводится чуть ли не до заклинания, которое лишь бы звучало, а что и как – не важно.
Молитва – это не заклинание. Это и голос Божий, сквозь шум житейского моря доносящий до нас важнейшие смыслы бытия, и наши собственные слова Господу, покаянные, благодарственные или хвалебные. Каждое слово текста молитвы мы пропускаем сквозь собственное сердце. Это один из важнейших шагов для обретения утраченной связи с Богом. Ведь если Церковь перестает молиться, она перестает быть Церковью.