вечное сияние чистого разума персонажи
Вечное сияние чистого разума
Энтони Брегмэн
Стив Голин
This Is That Productions
Focus Features
Anonymous Content
«Ве́чное сия́ние чи́стого ра́зума» (англ. Eternal Sunshine of the Spotless Mind ) — романтическая драма с элементами фантастики, снятая Мишелем Гондри по сценарию Чарли Кауфмана в 2004 году. Фильм удостоен «Оскара» за лучший оригинальный сценарий. Один из немногих фильмов, где Джим Керри занят не в комедийном амплуа.Фильм занимает 75-е место в списке «250 лучших фильмов по версии IMDb»
Содержание
Сюжет
Теглайн: Можно стереть любовь из памяти. Выкинуть из сердца — это уже другая история. |
В день святого Валентина Джоэл (Джим Кэрри), как обычно, собрался идти на работу, но в последнюю минуту, стоя на вокзале, он решил, что необходимо сменить маршрут, и садится в поезд до Монтока. На пляже он видит девушку, у которой синие волосы, а в поезде она проявляет инициативу и с ним знакомится. В путешествии они понимают, что имеют очень много общих фактов из биографии. К примеру, Джоэл очень часто ходит в книжный магазин, в котором работает Клементина (Кейт Уинслет). Она представилась Клементиной, умоляя Джоэла не петь песню «Дорогая Клементина», которую обычно поет собака Гека Финна в мультфильме. За короткое время они достаточно сближаются и проводят вечер Святого Валентина лежа на льду замерзшего озера и глядя на темное звездное небо.
…Джоэл — мечтательный меланхолик, встречает весёлую и жизнерадостную Клементину. Их жизнь — это фейерверк ярких событий. Однажды Джоэл приходит в книжный магазин, где работает Клементина, с намерением извиниться перед ней и подарить валентинку, но Клементина не узнает его, а созванивается с неким Патриком, мило беседуя с ним. Этот факт очень удивляет Джоэла, пока его друзья — муж и жена — не показывают ему карточку из фирмы «Лакуна», которая предоставляет услуги по стиранию некоторых воспоминаний. Спустя некоторое время Джоэл понимает, что Клементина обратилась в эту самую компанию «Лакуна», которая занимается удалением воспоминаний о неприятных людях. Утром 12 февраля Джоэл приезжает в «Лакуну», чтобы ответить Клементине тем же самым и стереть все воспоминания о ней. Врач Говард Мерзвияк (Том Уилкинсон) беседует с Джоэлом, который в конечном итоге решается на то, чтобы стереть все воспоминания о Клементине Кручински из своей памяти. Приготовления к операции включали в себя составление карты воспоминаний. Джоэл должен был принести абсолютно все предметы из своего окружения, которые хоть как-то напоминали бы ему о Клементине. Составив карту воспоминаний, Джоэла отпускают домой, ожидать прихода техников, Стена и Патрика, которые в домашних условиях должны были произвести процедуру стирания воспоминаний. Имя Патрик резануло слух Джоэлу, но он не смог вспомнить, где он слышал и почему это имя ему так неприятно.
Накануне Дня святого Валентина двое техников компании «Лакуна» — Стен (Марк Руффало) и Патрик (Элайджа Вуд) — наблюдают за процессом стирания воспоминаний. По ходу дела Патрик рассказывает, что когда он стирал воспоминания одной клиентке, он «влюбился» в неё, и даже украл пару её трусиков. У Стена это вызывает отвращение, и, после упоминания её имени, Стен сообщает Патрику, что это девушка Джоэла. Позже к ним присоединяется Мэри (Кирстен Данст) — секретарша доктора Мерзвияка. Внезапно Патрику звонит взволнованная Клементина и просит срочно приехать к ней. Он срывается и оставляет Стена с Мэри.
Мэри и Стен, отвлекшись на свои любовные игры прямо на кровати Джоэла, не замечают, что процесс стирания воспоминаний пошел не по плану. В своем подсознании Джоэл активно сопротивляется стиранию воспоминаний, которые как в кино прокручиваются одно за другим у него в голове, вызывая ностальгию и грусть. Джоэл переживает одно за другим романтические свидания с Клементиной, которая в его подсознании активно помогает ему бороться со стиранием, она преследует его в воспоминаниях и даже сподвигает на некоторые уловки, перенеся Клементину в детские воспоминания, Джоэл пытается сохранить её образ в своей памяти, чтобы, очнувшись, все вспомнить. Однако их план проваливается. Как только Стэн обнаруживает проблему, он немедленно вызывает доктора Мерзвияка. Тот приезжает, и наконец проблема устраняется, все следы воспоминаний о Клементине стерты из мозга Джоэла. Стэн выходит из комнаты, оставляя Мэри, секретаршу фирмы «Лакуна», и доктора Мерзвияка наедине. Мэри признается в любви доктору, однако тот просит её не озвучивать больше никаких признаний, но она целует его в губы, и свидетельницей поцелуя случайно становится жена доктора, которая видела все это через окно. Мэри извиняется перед женой доктора, однако та поступает неожиданно. Она рассказывает о том, что уже два раза воспоминания о любовных похождениях доктора с Мэри были стерты из её мозга. Мэри серьёзно обижается и покидает место событий. Мэри, секретарша «Лакуны», была шокирована вскрывшейся информацией и решила разослать всем клиентам фирмы все материалы, касающиеся их дел.
День Святого Валентина. Клементина, собираясь поехать к Джоуэлу, зашла к себе в дом за зубной щеткой и нашла свой конверт от Мэри, в котором была аудиокассета с записью её голоса и все подробности по делу о стирании воспоминаний, связанных с ней. Джоэл слышит её признание, оно было сделано в довольно резких тонах, просит Клементину оставить его и уезжает, расстроенный гневными словами Клементины в свой адрес, считая, что всё это какая-то нелепая и грубая шутка. Клементина дослушивает пленку дома и приходит к выводу, что у них был роман. Клементина в итоге решает извиниться перед ним, входит в его квартиру в тот момент, когда он прослушивает точно такую же кассету со своим признанием. Прослушав пленку с признанием Джоэла, в котором он раскрыл все её пороки и негативные стороны, она понимает, что конец их романа был довольно печален, раз Джоэл позволил себе высказываться подобным образом. Столкнувшись с тем, что были безумно влюблены, а потом не смогли вытерпеть друг друга, Клементина и Джоэл решают начать все сначала.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Джим Керри | Джоэл Джоэл |
Кейт Уинслет | Клементина Клементина |
Элайджа Вуд | Патрик Патрик |
Кирстен Данст | Мэри Мэри |
Марк Руффало | Стэн Стэн |
Том Уилкинсон | Говард Мерзвяк Доктор Говард Мерзвяк |
Дэвид Кросс | Роб Роб |
Джейн Адамс | Кэрри Кэрри |
Название
В российский прокат фильм вышел под названием «Вечное сияние страсти». Однако позднее издания картины на DVD и VHS были выпущены под заголовком «Вечное сияние чистого разума». Оригинальное название фильма «Eternal Sunshine of the Spotless Mind» представляет собой цитату из поэмы Александра Поупа «Элоиза Абеляру» (1717), смысл и ритм которой более точно передаётся на русском языке фразой «Сиянье вечное беспечного ума». Соответствующее четверостишие из поэмы цитируется в фильме:
Вечное сияние чистого разума | ||
---|---|---|
108 минут | ||
Страна | Соединенные Штаты | |
Язык | английский | |
Бюджет | 20 миллионов долларов | |
Театральная касса | 74 миллиона долларов |
СОДЕРЖАНИЕ
участок
Блаженны забывчивые: они «берут верх» даже в своих промахах.
После драки Джоэл Бариш обнаруживает, что его подруга Клементина Кручински стерла воспоминания о нем нью-йоркской фирмой Lacuna. Убитый горем, он решает пройти ту же процедуру. В процессе подготовки он записывает кассету для Lacuna, излагая свои воспоминания об их изменчивых отношениях.
Сотрудники Lacuna работают над мозгом Джоэла, когда он спит в своей квартире, так что он просыпается, не помня о процедуре. Один сотрудник, Патрик, уезжает к Клементине; после ее процедуры он использовал воспоминания Джоэла и Клементины в качестве ориентира для соблазнения ее. Пока процедура запускается в мозгу Джоэла, технический специалист Стэн и секретарь Мэри занимаются сексом.
В квартире Джоэла, пока Стэн на улице, Мэри говорит Говарду, что любит его, и они целуются. Приходит жена Ховарда и видит их через окно. В ярости она говорит Говарду сказать Мэри правду: что у Мэри и Ховарда ранее был роман, и что Мэри стерла свои воспоминания. С отвращением Мэри крадет записи Лакуны и отправляет их пациентам, включая Джоэла и Клементину.
Джоэл просыпается, его воспоминания о Клементине стираются. Он отправляется в Монток импульсивно и снова встречает Клементину в поезде домой. Они тянутся друг к другу и отправляются на свидание на замерзшую реку Чарльз в Бостоне. Джоэл отвозит Клементину домой, и Патрик видит их, понимая, что они снова нашли друг друга. Джоэл и Клементина получают свои записи Lacuna и слушают их записи. Они шокированы горькими воспоминаниями друг о друге, но соглашаются попробовать еще раз.
Бросать
Производство
Разработка
Кауфман не хотел превращать фильм в триллер и хотел преуменьшить научно-фантастические аспекты стирания памяти, сосредоточившись на отношениях. У него была «огромная борьба» при написании сценария, в частности, он столкнулся с двумя проблемами: отображением «воспоминаний, реакцией Джоэла на воспоминания и взаимодействием Джоэла с Клементиной вне воспоминаний в воспоминаниях» и тем фактом, что персонажи могли ссылаться в более поздние сцены к уже стертым воспоминаниям.
Съемки и пост-продакшн
Исландский редактор Валдис Оскарсдоттир отредактированный фильм, и она по сообщениям противоречили Гондри во время редактирования. Кауфман также принимал активное участие в монтаже фильма. Редактирование было долгим процессом, так как не было необходимости торопиться. Было проведено несколько тестовых просмотров фильма, которые вызвали положительные отзывы.
Музыка
Саундтрек Eternal Sunshine of the Spotless Mind получил в целом положительные отзывы. AllMusic охарактеризовал его как «почти такой же ловкий» и охарактеризовал музыку Брайона как «интимную» и «вызывающую воспоминания о любви и воспоминаниях». В других положительных рецензиях отмечался эмбиентный характер музыки и хвалили кавер Бека на «Everybody’s Got to Learn Sometime». Недоброжелатели саундтрека раскритиковали альбом за отсутствие идентичности и его депрессивную атмосферу. Даже недоброжелатели хвалили способность оценки вписаться в сюжет, что является общей оценкой для многих обзоров.
Анализ
Философ Кристофер Грау в «Журнале эстетики и художественной критики» обсудил, как он воспринимал фильм как имеющий свою собственную определенную философию, помимо рассмотрения идей философского характера.
Выпускать
Театральная касса
Продюсированный с бюджетом в 20 миллионов долларов, фильм « Вечное сияние чистого разума» открылся 19 марта 2004 года в США, заработав 8 175 198 долларов за первые выходные в 1353 кинотеатрах. Фильм занял седьмое место в прокате уик-энда и оставался в кинотеатрах в течение 19 недель, заработав 34 400 301 доллар в США и 39 636 414 долларов на международных рынках, в общей сложности 74 036 715 долларов по всему миру. «Вечное сияние чистого разума» по состоянию на июнь 2018 года является самым прибыльным фильмом Кауфмана и вторым по прибыльности фильмом Гондри.
Критический ответ
Роджер Эберт из Chicago Sun-Times в своем первоначальном обзоре 2004 года дал фильму 3½ из возможных 4. Он пересмотрел фильм в 2010 году, когда назвал Кауфмана «самым одаренным сценаристом 2000-х годов» и пересмотрел рейтинг до полной. четыре звезды, добавив его в свой список « Великих фильмов ». А.О. Скотт из The New York Times похвалил фильм за то, что он «интеллектуален, формально и концептуально сложен, полон литературных намеков и столь же беззастенчиво романтичен, как любой другой фильм, который вы когда-либо видели». Time Out подвел итог их обзора, сказав: «Громадная ось Гондри / Кауфман / Керри работает чудо за чудом, выражая ошеломляющую красоту и экзистенциальный ужас оказаться в ловушке в собственном запутанном уме, и в аллегориях самосохраняющей амнезии сломленного человека. но обнадеживающее сердце «.
Энн Хорнадей в обзоре для The Washington Post сказала: «Даже когда она вынуждена носить костюмы и парики, которые делают ее похожей на Пеппи Длинныйчулок после подпитываемой кислотой поездки на комиссионный рынок, Уинслет сохраняет обнадеживающее равновесие. Это требует от актера ее устойчивости. разыграть кого-то такого безумного «.
Похвалы
Домашние СМИ
Универсальный Home Entertainment выпустила Вечное сияние чистого разума на DVD 28 сентября 2004. Blu-Ray издание релиза произошел в США 25 января 2011 года.
Наследие
Сериал
В октябре 2016 года Anonymous Content объявили, что будут работать с Universal Cable Productions над созданием телесериала по фильму. Кауфман не участвует в написании шоу. Проект все еще находится на стадии планирования. По состоянию на 2021 год он так и не вышел, несмотря на пять лет работы над сценарием.
Кинократия: «Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри
Каждый из нас в порыве злости может сделать то, о чем будет сильно жалеть в будущем. Герои фильма «Вечное сияние чистого разума» Джоэль (Джим Керри) и Клементина (Кейт Уинслет), которым было вместе хорошо, но одновременно и больно, в один момент решают избавиться от воспоминаний друг о друге. Обратившись в корпорацию «Лакуна», Клементина первая стерла Джоэля из своей памяти, затем Джоэль в отместку сделал то же самое.
Картину можно условно поделить на несколько частей: «одиночество», «боль», «надежда». Первая начинается с темы одиночества, столь точно переданной режиссером и мастерски воплощенной на экране оператором Элленом Кюром, который после этой ленты окончательно вошел в пантеон великих мастеров камеры. Кадры буквально пронизаны серым, беспросветным настроением героя, чей опустошенный взгляд и бледное изможденное лицо предстают перед зрителем в самом начале.
Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума»
На календаре — 14 февраля. День святого Валентина, «который придумали продавцы открыток, чтобы люди почувствовали себя в два раза несчастнее». Свинцовое небо и мелко моросящий дождь дополняют унылые мысли Джоэля, он рассуждает о себе, о своем месте в этом бессмысленном мире.
Но вдруг по какой-то необъяснимой причине он решает прогулять работу и отправляется к океану. На станции его замечает необычная девушка с яркими волосами и начинает с ним флиртовать. Джоэль продолжает унылый диалог, погруженный в свои мысли, но все же впускает ее в свое воображение, продолжая нелепый диалог с самим собой. На заснеженном пляже опять появляется она — с этого момента сюжетная спираль начинает раскручиваться в обратном направлении.
Отрывок из фильмаМы погружаемся в воспоминания, вернее, в вакуум Джоэля — заурядного молодого человека, который жил в своем крохотном «футляре», замкнутый в себе и не подпускавший «настоящую жизнь» на пушечный выстрел. Девушка с необычным, скорее цирковым именем Клементина впервые появилась в его жизни на том самом пляже «Лакуна», где они встретятся вновь уже с обнуленными воспоминаниями. Две противоположности сошлись, сами того не ведая. Их союз нельзя назвать идеальным, поскольку влюбленных мучило недопонимание.
В процессе удаления воспоминаний мозг Джоэля ретранслирует сначала самые тяжелые из них, как бы оправдывая героя, решившего избавиться от опыта неудачной любви. Но постепенно, справляясь со следами из прошлого, он открывает для себя другую сторону отношений — любовь, что вспыхивает в его сердце, постепенно развеивая мрак и пустоту в подсознании. Как вспышки, появляются и навсегда исчезают лучшие моменты его жизни, неразрывно связанной с Клементиной.
Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума»
Следующая часть сюжета — «надежда», в которой главный герой узнает обескураживающие подробности, связанные с деятельностью корпорации «Лакуна» и отдельных ее сотрудников. Один из них, Патрик (Элайджа Вуд), влюбляется в Клементину, которая никак не может адаптироваться к новому миру после выдранной страницы своей жизни.
Патрик бессовестно пользуется «наработками» Джоэля и пытается присвоить его жизнь себе. Тут к главному герою приходит озарение, и он всеми силами пытается повернуть время вспять, удирая в потаенные уголки своей памяти вместе с возлюбленной, представая перед зрителем то малышом, прячущимся под столом со своими детскими страхами, то подростком, которого застукала за онанизмом мама. Этот интересный прием разбирает по винтикам психотип нашего героя, позволяет заглянуть в суть его проблем. Клементина становится настоящим проводником в паутине исчезающих воспоминаний Джоэля и помогает ему укрыться от бездушной машины, когда он заново переживает яркие моменты совместной жизни.
Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума»
Весь фильм будто заключен в рамки, главные герои не видят ничего и никого вокруг себя. Это и есть настоящее, подлинное состояние «здесь-и-сейчас», бытие в потоке. Смешение реального времени и времени воспоминаний очень ярко акцентирует двойственную природу кинематографа в целом: тяготение к условности и вымыслу с одной стороны, и стремление к документализму, попытка «подсмотреть» действительность с другой.
1. Вот ребёнок — такой невинный, свободный, такой чистый, а потом он взрослеет, и его душа наполняется печалью и всякими фобиями.
2. И даже после этого я уверен — ты станешь моим спасением.
3. Счастье — это дойти до той тонкой грани безумия, когда черта между сознанием и реальным миром уже стёрта, когда просыпаешься и засыпаешь с мыслями о Ней, когда хочется улыбаться и жить, лишь вспомнив улыбку самого родного, самого любимого человека, когда не нужен никто и ничто без Неё, когда за каждый вздох, каждый Её взгляд, каждое мгновение рядом ты готов отдать всё… и перешагнуть через эту грань, навсегда превратившись из Он и Она в Мы, став единым целым… Это и есть Счастье.
Вечное сияние чистого разума
Главное о фильме
Сюжет происходит в будущем, когда технологии уже достигли определенного уровня и можно стереть отдельные воспоминания, не принеся вреда другим. Именно этой услугой решили воспользоваться двое влюбленных, которые считают, что их отношения уже исчерпали себя. Но, все оказывается не так просто.
Идея фильма пришла режиссеру Мишелю Гонтри после разговора с Пьером Бисмутом. Он предложил идею, которая позже легла в основу фильма, хотя сам Бисмут не особо горел воплощением в жизнь собственных слов. Но, все же, работа началась и конечный результат не только порадовал создателей, но, и принес им в награду «Оскаров».
Съемки проходили достаточно необычно, как для актеров, так и для съемочной группы. Обычно режиссеры предпочитают все держать под контролем. Но, не Гонтри. Он очень любит импровизировать и придумывать на ходу выход из положения, если что-то вдруг пошло не так. Точно также он призывал к оригинальности и актеров. Гонтри удалось сделать съемочный процесс фильма «Вечное сияние чистого разума» уникальным – он смог соединить точное следование сценарию и умелую спонтанную игру актеров.
Съемочный процесс
Для создания картины практически не использовались спецэффекты, все сцены снимались «дедовскими» методами. Кадры в вагоне снимались в настоящем едущем поезде. В сцене, где Джоэл на приеме у доктора, актеру Джиму Керри, который играл эту роль, пришлось быстро бегать и переодеваться, чтобы сыграть разные версии самого себя.
Погода, тоже, внесла свою лепту в работу над фильмом «Вечное сияние чистого разума». Одна из самых популярных сцен, где актеры Уинслет и Керри лежат на замершем озере, могла не попасть в картину. Но, фанатам стоит сказать спасибо матушке-природе. Зима в Нью-Йорке в тот год выдалась суровой, озеро замерзло и мы могли наблюдать один из самых романтических кадров картины.
Интересные детали
Коротко об актерах
На образ главного персонажа изначально претендовал актер Николас Кейдж, но, она досталась Джиму Керри.
Кстати, роль Джоэля, наверное, единственная не комическая в списке Керри. Стоит отдать должное, и в этом амплуа актер великолепен.
Любимой сценой режиссера является та, где Клементина внезапно исчезает. Керри не знал об этом, и когда Уинслет исчезла, эмоции актера были самыми настоящими.
В первой версии сценария, у Джоэля есть сцена с его бывшей девушкой Наоми, но, в конечную версию она не вошла из-за ограниченного хронометража.
Импровизировать на съемочной площадке можно было всем, кроме актера Керри, что немало расстроило актера. Просто его персонаж был неимпульсивным и спокойным, последовательным, дело совершенно не в таланте Джима.
«Вечное сияние чистого разума» заслуженно вошло в список лучших фильмов 21 века. Кстати, события, показанные на экране, вполне возможно станут реальностью. Ученые давно проводят исследования, схожие с главной идеей фильма. Что ж, возможно совсем скоро история Клементины и Джоэля станет реальностью.
10 фактов о фильме «Вечное сияние чистого разума»
Едва ли найдется много фильммейкеров, по креативности сравнимых с Мишелем Гондри. Его работы полны эффектных и эксцентричных мелочей, которых большинство режиссеров сторонится, но Гондри удается собрать эти детали воедино, добавив лишь несколько сюрреалистичных мазков. В 1993 году склонность француза к визуальным новациям привлекла внимание Бьорк, попросившей режиссера снять клип для ее первого сольного сингла. Видео стало хитом, и Гондри продолжил сотрудничество с исландской певицей, параллельно работая с другими представителями музыкальной индустрии. Переход постановщика в мир кино был лишь вопросом времени, но если дебютная работа Гондри, драма «Звериная натура», не пользовалась успехом, то последовавшее за ней «Вечное сияние чистого разума» оставило свой след в истории кинематографа и в сердцах зрителей.
Картина получила премию «Оскар» за сценарий, не раз попадала в списки лучших фильмов XXI века по версии различных изданий и, невзирая на затронутую в ней тему разрыва отношений, часто входит в число лент, обязательных к просмотру влюбленными парочками. Сегодня для «Вечного сияния чистого разума» наступила очередная знаменательная дата — 15 лет с момента мировой премьеры, и чтобы никто не посмел стереть столь прекрасный фильм из вашей памяти, LostFilm.INFO собрал подборку интересных фактов о фильме, покорившем не одно поколение зрителей.
1. Изначально Гондри не планировал погружаться в научную фантастику
«Мы определенно не хотели снимать что-то в этом жанре, — утверждает режиссер. — Процедура, которую предлагает компания «Лакуна», — способ добраться до неконтролируемого чувства ностальгии. Из книги, посвященной работе мозга, я узнал, что это чувство проявляется в момент какого-то воспоминания, поскольку мозг знает, что он, этот момент, больше не повторится. Мне всегда было интересно, как воспоминания приносят нам радость или причиняют боль, хотя на самом деле они не существуют. Моему другу, художнику Пьеру Бисмуту, пришла в голову идея — посылать людям карточки, где было бы написано, что их стер из памяти знакомый человек. Он хотел посмотреть на реакцию адресатов в качестве художественного эксперимента, но в итоге не решился. А мне задумка так понравилась, что мы вместе с Пьером набросали историю, которую Чарли Кауфман впоследствии трансформировал в сценарий».
2. Фильмы «Вечное сияние чистого разума» и «Быть Джоном Малковичем» происходят в одной Вселенной
Кауфман работал вместе с Гондри над уже упомянутой «Звериной натурой», но большую известность ему принесли фильмы «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптация». Оба они отличались оригинальностью и творческим подходом, эмоциональной и интеллектуальной утонченностью, но были не так сложны с визуальной точки зрения, как «Вечное сияние чистого разума». Кауфман не был бы собой, если бы не включил в сценарий драмы любопытную деталь. В первоначальном варианте текста офис «Лакуны» находился в том же здании, что фигурировало и в «Быть Джоном Малковичем». Еще одна идея, оставшаяся на бумаге, касалась сюжета: события начинали разворачиваться через 50 лет в будущем. Зрители бы увидели пожилую женщину (как позже выяснялось — Мэри), пытавшуюся опубликовать рукопись, разоблачающую деятельность «Лакуны». В финале же оказывалось, что Мэри все еще работает на Говарда, и что за прошедшие десятилетия Клементина стирала воспоминания о Джоэле как минимум 15 раз.
3. Кристофер Нолан чуть всё не испортил.
Кауфман и Гондри впервые попытались найти поддержку со стороны киностудий в 1998-м, но через два года в прокат вышла картина Кристофера Нолана «Помни», тоже затрагивавшая темы памяти и потери. Кауфман запаниковал, позвонил Гондри и отказался работать над «Вечным сиянием». Тот его поддержал, но, к радости зрителей, продюсер Стив Голин не поддался всеобщей панике и настоял на продолжении работы.
4. Память ценна
Если упрощать донельзя, то «Вечное сияние чистого разума» — это фильм о разрыве, но Кауфмана и Гондри мало интересовал именно этот аспект истории Джоэла и Клементины. Они хотели показать ценность воспоминаний, то, каким человек становится без сожалений. И главная идея ленты заключается в том, что терапевтическое стирание памяти не есть хорошо, так что Гондри изобразил эффект лечения в виде ночного кошмара.
5. Реальность лучше спецэффектов
Чтобы ода эмоциональной травме заработала на больших экранах, Гондри пришлось идти на визуальные хитрости. Режиссер не стал полагаться на компьютерные эффекты и предпочел им практические. На 58-й минуте Джоэл видит в воспоминаниях свою встречу с доктором Говардом Мерзвяком. Сначала камера показывает наблюдающего Джоэла, затем переключается на письменный стол, за которым сидят Говард и второй Джоэл, а потом снова возвращается к первому Джоэлу. Даже здесь Гондри не стал обращаться к цифровым спецэффектам. Он заставил Джима Керри бегать туда-сюда, быстро снимать пальто и шапку и надевать их обратно, чтобы сыграть две версии Джоэла. Еще одна запоминающаяся сцена из фильма — кадры в доме на пляже, когда его начинает затапливать океан. Никаких компьютерных уловок нет и здесь: команда «Вечного сияния чистого разума» просто построила дом на берегу океана и дождалась прилива.
6. Волшебнику благоволит даже природа
Благодаря различным приемам, вроде измененной перспективы, прожекторного освещения и несинхронизированного звука, Гондри добавил фактурности воспоминаниям Джоэла и создал необходимый для подобного фильма сюрреалистичный мир. Не зря Кейт Уинслет называла режиссера волшебником, а им даже погода порой благоволит. Культовой сцены на замерзшем озере могло и не быть, если бы та самая погода подкачала. Сценарий требовал снега и льда, но Гондри готов был опустить сцену, если бы условия на улице не соответствовали. К счастью, зима в Нью-Йорке выдалась суровая, и озеро все-таки замерзло. Лежащие рядом с трещиной на его поверхности Джим Керри и Кейт Уинслет стали одним из символичных кадров фильма.
7. К чёрту амплуа!
Величия «Вечному сиянию чистого разума» добавила игра Джима Керри и Кейт Уинслет. Оба они к тому моменту были известны, но фильм Гондри позволил им показать себя с другой стороны. Керри и Уинслет будто бы поменялись местами: он сыграл скромного Джоэла, а она — необузданную и живую Клементину. Задумчивый и романтичный Джоэл — это далеко не сумасшедшие герои Керри из лент «Эйс Вентура» и «Тупой и еще тупее». Чтобы помочь актеру войти в роль, Гондри немного хитрил и порой давал Керри инструкции, шедшие вразрез с тем, что он говорил остальным участникам актерского состава. Гондри из тех фильммейкеров, кто поощряет импровизацию, но если Марк Руффало и Кирстен Данст могли дурачиться на площадке и отходить от сценария, то Джиму он такого не позволял.
8. Николас Кейдж чуть всё не испортил.
Сегодня Джоэл Бэрриш ассоциируется у киноманов исключительно с Джимом Керри, но изначально Гондри предложил главную роль Николасу Кейджу.
«После «Покидая Лас-Вегас» каждый независимый режиссер, надеявшийся снять коммерческий хит, приглашал Кейджа, а он из десятка проектов выбирал всего один», — вспоминает Гондри.
Могли зрители увидеть в фильме и Сета Рогена: он пробовался на роль Патрика, но она досталась Элайдже Вуду. Не вошли в финальную версию картины и сцены с Эллен Помпео — именно она сыграла Наоми, бывшую Джоэла, которую он упоминает несколько раз.
9. Радуга Уинслет
Тех, кто до «Вечного сияния чистого разума» видел Кейт Уинслет лишь в «Разуме и чувствах» и «Титанике», Клементина приводила в шок. Спонтанная и веселая, с прической, цвет которой менялся от синего до оранжевого, Уинслет открылась с новой стороны. Актриса после прочтения сценария согласилась на участие в съемках без раздумий, и риск оказался оправданным: ее номинировали на премию «Оскар». Цвет волос Клементины на протяжении фильма постоянно меняется, позволяя зрителям отслеживать хронологию событий, и, как настоящий профессионал, Уинслет готова была красить волосы. Однако съемки ленты проходили в хаотичном порядке, и потому актриса ограничилась париками. Красный, к слову, ей нравился больше остальных.
10. Помни о памяти!
Когда «Вечное сияние чистого разума» попало на большие экраны, идея со стиранием воспоминаний казалась фантастической. Но наука не стоит на месте, и ученые постоянно экспериментируют с памятью. Так, после проведения опытов на различных животных выяснилось, что можно манипулировать негативными эмоциями, связанными с определенными травмирующими событиями в жизни человека. При этом специалисты утверждают, что заставить человека забыть о том, что эти события имели место, — плохая идея, а значит, главный посыл «Вечного сияния чистого разума» не забыт.