верботональная система обучения детей с нарушением слуха
Верботональная система обучения детей с нарушением слуха
Наряду с системой билингвистического обучения и тотальной коммуникации в ряде стран, в том числе и в России, получила распространение верботональная система (Э. И. Леон гард, 1999).
Система отражает интересы слышащих родителей, которые хотели бы, чтобы их дети говорили на языке слышащих, минимально отличались от окружающего большинства, и представляет собой один из альтернативных подходов к обучению детей с нарушениями слуха. Эта система, как и выше-обозначенные, имеет свои положительные стороны и отдельные ее элементы используются в дошкольных специализированных учреждениях Беларуси.
Верботональный метод, так еще называют данную систему, разработан академиком П. Губерина. Первые результаты были доложены на международной конференции в 1954 г. С 1961 г. данный метод стал широко использоваться в Центре «Суваг» (Загреб, Хорватия).
Основные положения системы следующие: считается, что язык развивается из устной речи; основой метода является развитие слуха у лиц с его нарушением, в том числе и неслышащих; реабилитация включает фонетическую ритмику, пиктографическую ритмику, музыкальную стимуляцию, аудиовизуальный курс; обязательной является интеграция ребенка с нарушениями слуха в мир слышащих.
Большинство методик работы с неслышащими исходили из поисков альтернативы слуховому восприятию. За основу брались обходные пути: зрительное, тактильно-вибрационное восприятие, жестовый язык. Академик П. Губерина и его последователи пошли другим путем. Речь развивается на основе слухового восприятия. В качестве базовой взята модель развития речи у нормально слышащего ребенка: он гулит, затем лепечет, воспроизводит звуки на основе слухового восприятия. Предполагается, что у неслышащих имеется слух на низкие частоты, которые передают ритм и интонацию речи. Важно всячески стимулировать деятельность соответствующих участков мозга, слуховые возможности будут развиваться.
Верботональный метод включает три направления: диагностику, реабилитацию, интеграцию.
Использование верботонального метода в обучении детей младшего дошкольного возраста с нарушением речи
Елена Воронцова
Использование верботонального метода в обучении детей младшего дошкольного возраста с нарушением речи
Охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их интеллектуального, личностного и физического развития, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям является одним из важнейших направлений развития системы образования Российской Федерации.
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является образование и включение в социум детей с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на то, что каждый вид нарушений психофизического развития имеет свои специфические особенности, для всех видов отклонений доминирующим является нарушение речевого общения, способности к приему и переработке информации. Именно по этой причине дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают большие трудности при обучении, в частности при изучении родного языка, чтении, выработке различных навыков и умений.
В современных условиях возникает потребность в специальных образовательных технологиях и средствах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашем детском саду используется аппарат Верботон VT – 42, предназначенный для обеспечения процесса обучения, воспитания и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Верботональный метод – это метод полной реабилитации, который использует ресурсы тела обучающихся детей с ОВЗ. Большое место в нем уделяется игре для представления самых серьезных вещей, в том числе для конструирования личности ребенка и развития речи.
Верботональный метод считает ребенка с нарушениями слуха и речи способным с помощью слуховой реабилитации и специальных упражнений воспринимать частоты, несущие ритм и интонацию.
При работе с Верботоном, воспитанники воспринимают речь через вибратор, который стимулирует вестибулярные, тактильные и проприоцептивные ощущения, а также через наушники. Дети учатся воспроизводить нормальный ритм и интонацию речи (супрасегмент) и нормальное качество звука, имитируя телом движения и ритмические модели. Они развивают осмысленную речь, участвуя в созданных речевых ситуациях.
На 1 этапе при работе с Верботоном в процессе специальных игр и упражнений у детей развиваю способность узнавать и различать неречевые звуки.На первых занятиях детям предлагаю послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, дождь, что гудит? (машина).
1. Игра «Где постучали?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться определить направление звучания.
3.Игра: «Угадай что звучит»Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, маракасы, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, маракасы, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать,как они звучат: играет на барабане, маракасах, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и взрослый снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
На 2 этапе работы на всем протяжении учу дошкольников различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.
1. Игра «Отгадай, кто тебя позвал» Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал.
2. Игра «Мы в лесу» Водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем, каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо — в зависимости от того, что скажет педагог («Далеко ушел в лес» или «Стоит рядом»).
3. Игра «Узнай по голосу» Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
4. Игра «Три медведя»
Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
В дальнейшем предполагается работа по постановке, автоматизации звуков, а также дальнейшему развитию фонематического восприятия. Также предполагается стимуляция детей к проговариванию слогов и слов.
В последние годы верботональный метод получает все большее распространение. Преимуществом является то, что Дети не учатся, а играют, но под незаметным управлением педагога. Действия педагога дают возможность поддерживать и активизировать голосовые реакции детей, соотносить с действием. В нашем МБДОУ используют отдельные технологии верботонального метода (фоноритмику, музыкальную стимуляцию).
Однако существуют определенные проблемы. Самая главная из них – почти нет адаптированной методической литературы по верботональному методу обучения детей с нарушением речи.
Белущенко В. А., Наумова А. Е., Седова М. Ю. Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха. С-Пб. : Каро, 2006
Гербова В. В., Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада В. В. Гербова. М. : Синтез, 2007. 264 с
Пелымская Т. В., Шматко Н. Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. М. : Владос, 2003. Речицкая Е. Г. Сурдопедагогика. М. : Владос, 2004.
Проект «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 12 «Берёзка» Проект «Использование метода мнемотехники в обучении.
Консультация для воспитателей «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать.
Проект «Использование метода проектов в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом» Воспитание любви и уважения городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Цель и задачи проекта. Цель проекта.
Использование нетрадиционных техник в обучении детей дошкольного возраста приёмам рисования Около года мы работаем над темой: «Использование нетрадиционных техник в обучении детей приемам рисования. Нетрадиционные техники рисования-это.
Использование театрализованных игр и упражнений в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Использование театрализованных игр и упражнений в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Презентация. 1 слайд Речь является.
Проект «Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Тема проекта: Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Актуальность: Один из принципов.
Проект в первой младшей группе: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Проект: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». Автор: Кормилицына О. В. Срок реализации.
Развитее связной речи у детей дошкольного возраста с использованием метода моделирования при обучении расказыванию сказок Л. С. Выготский: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование.
Развитие творческой активности у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Творчество доступно всем!» Только в атмосфере творческого созидания рождается счастливая и радостная жизнь любого ребёнка. Чем может без.
Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. Поэтому мы поставили.
Верботональный метод реабилитации детей с нарушениями слуха и речи.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Важнейшей проблемой при обучении родному языку детей со сниженным слухом является развитие устной речи. А всякое отсутствие глухого ребенка в развитии речи предполагает задержку развития интеллектуальных функций и, в первую очередь, памяти, воображения, мышления. Поскольку речь формируется на основе слуха, снижение его отражается на развитии речи ребенка и создает проблемы социальной адаптации его в обществе. Из опыта известно, как трудно воспитывать детей с недостатками слуха и речи, так как большинство из них из-за физического состояния или непонимания их окружающими людьми раздражительны, плаксивы, негативны к окружающим. Чтобы добиться успеха в адаптации этих детей в обществе, надо уделять каждому ребенку много внимания, создавать благоприятные условия воспитания и обучения его в семье и в коллективе.
В 1950 году Петер Губерина, лингвист, занимавшийся проблемой восприятия речи, разработал и развил верботональный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации. В настоящее время более 600 центров в странах мира работают по верботональному методу.
Значение речи передается лингвистическими элементами, слуховыми и визуальными информациями, которые присутствуют в ритме, интонации, громкости, темпе, паузах, напряженности и жестах говорящего. Говорящий воспроизводит и воспринимает речь. С изменением восприятия меняется и речь. Когда мы исправляем речь, мы исправляем и восприятие.
«При обследовании детям предлагается верботональный тест. Цель его – определить чувствительность пациента к речи и проверить его способность понимать речь. Ответ пациента помогает планировать для него терапию и оценить его прогрессирование. (Губерина, «Верботональный метод реабилитации лиц с проблемами в коммуникации», 1981г.)
Обязательным является использование нескольких аппаратов «СУВАГ» и «ИРЕТОН» для фронтальной и индивидуальной работы. Наличие многочастотной аппаратуры, ее широкое использование дает хороший результат в реабилитации.
В самом начале работы маленькие глухие дети сидят на вибростоле, который подключен к аппарату «СУВАГ- 1» или «ИРЕТОН». Верхняя часть тела используется для активности движения. Если ребенок реагирует на речь, которая передается воздушным путем, ему надевают наряду с вибратором наушники Косс К-6. Позднее вибратор ставят на сгиб руки так, чтобы ребенок мог двигаться.
В зависимости от состояния слуха детей в группе (при групповых занятиях) используется аппарат «СУВАГ-1» для слуховых упражнений с широкой частотой характерной (0,5-20 000 Гц или 0,5-2000Гц). При групповой работе дети используют зрительный анализатор, но специальные упражнения для считывания с губ не проводятся. После того, как ребенок усвоит ритм и интонацию, реабилитатор на аппарате «СУВАГ-2»подбирает интенсивность и частотные области, на которых пациент лучше всего понимает слова- ОСП ( оптимальное слуховое поле) – частотная область, которая дает ребенку наилучшую разборчивость. В ходе занятий ребенок начинает понимать речь на более широких частотных областях по сравнению с начальным ОСП с тем же качеством ответа. Таким образом, происходит расширение восприятия частотного диапазона ребенка.
Родители должны относиться к своим детям, имеющим снижение слуха так же, как к нормально слышащим детям. Это обязательное требование верботонального метода. Благоприятно сказываются на продвижении ребенка посещения родителями индивидуальных занятий. Родители должны знать речевые и слуховые возможности ребенка, учиться контролировать и исправлять его речь, развивать остаточный слух ребенка, освоить эксплуатацию аппарата «Мини- СУВАГ» (если родители его приобрели), работать на голое ухо и хорошо знать режим работы индивидуального аппарата ребенка. Рекомендуется вводить в общение с ребенком речевой материал обиходной разговорной речи, постоянно обновляя, закрепляя и расширяя его (вымой чашку, тарелку и чашку мой горячей водой и т.д.)
Во время работы детям даются различные речевые стимуляции: с помощью игр по ситуации дети усваивают коммуникативный аспект речи. При работе обращается большое внимание на состояние вестибулярного аппарата, его терапию
«Исследования показали тесную связь между вестибулярной функцией, детской моторикой и речевыми способностями. Если вестибулярный ответ соответствует норме, тогда прогноз ребенка в речи хороший» (Губерина П., Пансини М. Верботональный метод реабилитации лиц с проблемами в коммуникации. 1981, с. 2). Когда ребенок начинает работать после вибростола на аппарате «СУВАГ» (при индивидуальной реабилитации он ведет себя не как глухой, а как ребенок слабослышащий), он воспринимает речевой материал урока с хорошей разборчивостью (от 50 до 100%).
Дети учатся читать и писать в последней фазе, когда развита спонтанная речь. Успех в работе зависит от индивидуальной программы, от интенсивности работы, совместно групповой и индивидуальной, от правильно организованной работы родителей с детьми, от физических и умственных способностей ребенка. Дети, страдающие снижением слуха, развивают речь хорошего качества: хороший ритм и интонацию, т.к. используют аппараты широких частотных областей и вибротактильные стимуляции в первоначальном периоде обучения речи. Многие глухие легко адаптируются к аппаратам и используют свои слуховые способности для общения со слышащими.
Цель верботонального метода – помочь детям с нарушениями слуха развивать речевую коммуникацию для контакта со слышащими людьми.
Задачи верботонального метода для развития слуха.
Развивать акустическо – сенсорные возможности детей с помощью частотных характеристик, усиления напряжения, нахождение режима слушания на аппаратах «СУВАГ – 1», «СУВАГ – 2», «ИРЕТОН» с помощью вибратора, вибрационной доски и различных комбинаций.
Вырабатывать у ребенка желание слушать и говорить. Как только ребенок произнес первый звук, включать в занятия различные по звучанию предметы и развивать способность различать их на слух с помощью ЗУА.
Установить связь между слушанием и фонацией (от слушания себя к слушанию разных звуковых вариаций): слушание своего голоса; слушание детьми различных по тональности звуков; различение речевых моделей; развитие моторики через слушание (снятие напряжений при артикуляции); развитие разговорного ритма и интонации через слушание.
Развивать предречевую фазу: дыхание, вокализацию, лепет, гуление, игровые артикуляционные упражнения и пение. Без этого природный голос развивать нельзя.
Имитировать разные ритмы, интонацию, интензитетные вариации (усиление, снятие громкости), развивать эффективность выражений.
Побуждать ребенка произносить различные звуки при различных игровых ситуациях; добиваться новых звуков, соединять звуки в слоги, а затем в слова и фразы.
Воспитывать у детей понимание речи. Слово имеет для ребенка определенное значение. Развивать активное слушание на имеющихся слуховых остатках. Ребенок смотрит, запоминает и имитирует услышанное. Знакомство с грамматическим строем языка через введение различных форм: диалог, описание, рассказ, самостоятельный пересказ и повторение сказанного.
Походу занятия давать детям на слух правильную и неправильную модель речи. Дети слушают, затем повторяют услышанное (правильную модель): необходимы частые повторы речевых единиц для закрепления с помощью слуха; речь и слух активизируются при общении.
Воспитывать у детей самоконтроль своей речи: сказал – услышал – исправил (если есть ошибка). Выпадает звук в слове – должен повторить правильный образец: ребенок повторяет то что услышал; с целью ориентирования ребенка на самостоятельное воспроизведение речи проверяем правильное произношение – воспитываем самоконтроль, устанавливаем связь логотомов (слогов) и речи ва-ва-ва – голова, повторяя образец первого ритма, дети сами заменяют логотом (слог): «па» на «на», «та»
Стремиться к тому, чтобы услышанное ребенок воспроизводил в речи: быстро – медленно, низко – высоко, тихо – громко; повторял различные интонации, использовал различные формы выражения речи: весело, грустно, приятно – неприятно.
Работать над различением речи путем слушания:
— ребенок слушает и повторяет сказанное;
— повторяет то, что цитируют;
— слышит и различает знакомые и новые слова (из материала занятия);
— слышит и приближенно или точно повторяет незнакомую речь.
Проследить динамику развития слуха ребенка – ежедневно отмечать, помогает ли слуховой аппарат, есть ли улучшения в слуховом развитии.
Развитию речи организованных дошкольников способствуют фронтальные занятия по фонетической ритмике, речевой режим на занятиях и вне занятий, физическое и нравственное развитие. Только комплексное воздействие дает положительный результат в продвижении глухих и слабослышащих детей в развитии речи. Во время фонетических занятий отрабатываются основные движения, способствующие качеству произношения, стимулирующие произношение, формирующие произношение. Движения предварительно не заучиваются, повторяются синхронно с педагогом несколько раз. Движение убирается только тогда, когда слово, логотом (слог), звук правильно произносится в речи. Можно сказать, что движение – средство для достижения цели: формирование речи, ее коррекция. Итог каждого занятия – фонетически правильно оформленная речь без движений. Инструкции, речевой материал предъявляются детям слухозрительно и на слух. Все движения на фонетическом занятии характеризуются напряженностью, интенсивностью и временем. При произнесении разных звуков группы мышц то напрягаются, то расслабляются, происходит усилие в артикуляционном аппарате.
Время определяет скорость того или иного движения, произнесения логотома (слога), слова, фразы. Ритм и интонация – основа звукопроизношения. Они находятся на низких частотах: от 8 до 15Гц – ритм, от 0 до 300Гц – интонация.
В образовании ритма, его развитии участвует все тело, ритм регулирует не только движение, слово, темп, а также играет важную роль в формировании и коррекции произношения. Воспроизведение ритма в движении и проговаривании будет правильным, если ритм, передаваемый движением, соответствует ритмическому рисунку слова или фразы. С маленькими глухими и слабослышащими детьми работу над ритмом можно начинать на игрушках, используя структуры: «много – один», «много – два», «много – три».
В логотомах можно менять гласные и менять структуры:
Па папа татата тата та баба ба та-то-ту.
Через ритм отрабатывается каждое слово, предложение (отрабатывается вначале каждая часть фразы в отдельности, затем все соединяется в единое). На данном этапе может быть замена звуков – на это внимание не обращается. Важным считается, чтобы ребенок усвоил рисунок слова. Коррекция звуков идет позже.
Глухие, слабослышащие с тяжелой степенью поражения говорят монотонно, но воспринимать и подражать речи педагога могут. Эти возможности увеличиваются при использовании звукоусиливающей аппаратуры. На занятиях уделяется внимание формированию повествовательной, вопросительной, восклицательной интонациям. На занятиях формируется эмоциональные различные состояния: радость, удивление, испуг и др. Проговаривание слов, предложений, текстов сопровождается определенными выразительными движениями. Затем особенности интонации контролируются только слухом. Большую роль играют занятия по фонетической реабилитации и при формировании темпа устной речи. Для разговорной речи характерно произношение пяти – шести слов в секунду. Отклонения от нормального темпа снижают внятность речи ребенка. Различают замедленный, средний и быстрый темпы. У детей с нарушением слуха – замедленный темп устной речи. На занятиях по фонетической ритмике формируются умения:
— двигаться в заданном темпе;
— чередовать движение в различном темпе;
— сочетать движения с проговариванием в нужном темпе;
— проговаривать речевой материал без движения в заданном темпе.
Движения, направленные на формирование темпа речи, разнообразны. Они связанны с речевым материалом (слоги, слогосочетания, слова, считалки). Например, проговаривание стихотворений и текстов сочетается с отхлопыванием, прыжками, притопыванием, бегом в различном темпе – от медленного к быстрому и наоборот.
Статья «Верботональный метод обучения детей с нарушениями слуха. Основные элементы верботональной системы»..
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Верботональный метод обучения детей с нарушениями слуха.
Основные элементы верботональной системы.
ГОУ «Забайкальский центр
специального образования и развития
Наряду с использованием традиционных подходов в обучении неслышащих и слабослышащих детей, а также опытом, накопленным российской сурдопедагогикой, специалисты, работающие с данной категорией детей, в том числе и нашего образовательного учреждения, все больше пытаются расширить круг знаний в области реабилитации и обучении детей с нарушением слуха и речи, обращаясь к современным технологиям, используя опыт мировой специальной педагогики.
Важное место при обучении языку занимает верботональный метод, основанный не только на новой технологии педагогической работы с глухими детьми, но и предполагающий использование оригинальной слуховой аппаратуры нового поколения, учитывающей значительные поражения слуха глухих не только по силе звука, но и по частотному диапазону.
Верботональный метод – способ реабилитации детей, использующий все ресурсы тела для развития устной речи и дальнейшей интеграции в общество.
При использовании верботонального метода в развитии речевой коммуникации педагог сможет достигнуть следующих целей:
1. сформировать у ученика потребность и желание общаться словесной речью;
2. сформировать у ученика самоконтроль за звучанием собственного голоса, речи;
3. способствовать развитию выразительной, эмоциональной, интонированной речи;
4. обратить большее внимание ребёнка на речь и меньшее на мимику и жесты;
5. научить правильно повторять за любую речевую фразу, самостоятельно объединять известные слова в предложения.
Задачи верботонального метода:
Создание у ребенка потребности и мотивации слушать себя и говорить.
Формирование базы развивающих показателей (4 показателя – дыхание, голос, ритмико-интонационная сторона речи, звукопроизношение).
Развитие слухового восприятия.
Верботональный метод как система основывается на характере развития речи в онтогенезе, согласно которому голосовая активность ребенка представляет собой ответ на звуковые и на проприоцептивные ощущения (ощущения всего тела).
Верботональная система – это реабилитация человека, реабилитация в первую очередь остаточного слухового восприятия с активизацией всех сохранных анализаторов, потенциальных возможностей человека. На базе остаточного слухового восприятия развивается речь ребенка – это является основным в верботональной системе обучения.
Элементы верботональной системы:
Предлагает использование вибратора или вибрационной доски (стола), низких частот, восприятия звуков всем телом.
Применяется на первом этапе, когда только начинается работа над словарем, новыми словами, детям предъявляются картинки, таблички. Также идет работа над уже знакомыми словами. Учитель произносит их за экраном. Вибростол может применяться и в ходе речевой зарядки. Например, при работе над долготой и краткостью звучания; над силой голоса (тихо-громко); над ударением.
Картинка является помощником в усвоении звуков в начале формирования произношения. На последующих этапах работы картинка убирается (звуковой сигнал уже принят и усвоен с её помощью, он будет понятен и без картинки).
Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем. Движение полностью выполнит свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой — это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений.
Фонетическая ритмика включает два раздела:
Первый раздел «Гармония тела» предусматривает сенсо-психомоторное развитие, что подразумевает овладение навыками телесного напряжения и координации макро- и микромоторики. Это способствует развитию речи в её акустическом и лингвистическом компонентах.
Второй раздел «Ритмическая стимуляция» предусматривает особое внимание голосу (фонации), артикуляции и речи, что полезно для понимания и правильного структурирования языка (морфология и грамматика).
На занятиях музыкальной стимуляции особое внимание уделяется работе над двумя основными элементами речи — ритмом и интонацией, которые привносят в речь человека огромное богатство эмоций. Для того чтобы пробудить у детей с нарушенным слухом чувство ритма и навыки подвижной интонации, на занятиях по музыкальной стимуляции используется ритмичность считалок и возможность их мелодизировать.
Используются речевые ритмические считалки:
Иррациональные считалки – состоят из слогов не несущих смысловое значение;
Полуиррациональные считалки – смешанные считалки;
При этом учитывается, что каждый звук обладает определёнными качествами — длительностью звучания, напряжённостью и интенсивностью.
Пиктограммы — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Пиктограммы – это вспомогательное средство обучения.
Пиктограммы помогают в закреплении словаря. Лексические структуры легче запоминаются детьми, когда представлены графически.
Графические рисунки и считалки могут использоваться и для усвоения различных грамматических форм.
Любую ритмическую структуру можно представить в графическом виде, всё зависит от творчества педагога. В этом творческом процессе может участвовать и ребёнок, часто дети сами придумывают, как графически обозначить то или иное слово.
Таким образом, использование пиктограмм помогает детям со сложной структурой дефекта в восприятии и закреплении звуков, усвоении разнообразных ритмических структур, расширении словаря и формировании структуры первых предложений.
Элементы верботональной системы можно использовать на:
Внеклассных занятиях (внеклассном чтении и др.)
Уроках физической культуры;
Результаты применения верботонального метода:
Достигается сенсорная активность ребенка;
Формируется слуховая привычка, внимательное отношение к услышанному;
Обеспечивается качество звучания;
Создается естественная основа для овладения речью;
Дети раскованны, открыты для контакта с окружающими.