ветхий завет оптина пустынь
Толкования Священного Писания
По-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писаний, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уже хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же весь еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и наставления чрез них. И так было не только со святыми в ветхом завете, но, как известно, и в новом. Так и апостолам Бог не дал чего-либо писанного, а обещал вместо писаний даровать благодать Духа. “Той, – сказал Он им, — воспомянет вам вся” (Иоан. 14, 26). И чтобы ты знал, что такой путь (общения Бога со святыми) был гораздо лучше, послушай, что Он говорит через пророка: “Завещаю вам завет нов, дая законы Моя в мысли их, и на сердцах напишу я, и будут вси научени Богом” (Иерем. 31, 31-34; Иоан. 6, 45). И Павел, указывая на это превосходство, говорил, что он получил закон (написанный) не на скрижалех каменных, а на скрижалех сердца плотяных (2 Кор. 3, 3). Но так как с течением времени одни уклонились от истинного учения, другие от чистоты жизни и нравственности, то явилась опять нужда в наставлении письменном. Размыслите, какое будет безрассудство, если мы, которые должны были жить в такой чистоте, чтобы не иметь и нужды в Писании, а вместо книг предоставлять сердца Духу, если мы, утратив такое достоинство и возымев нужду в Писании, не воспользуемся, как должно, и этим вторым врачевством. Если достойно укоризны уже и то, что мы нуждаемся в Писании и не привлекаем к себе благодати Духа, то какова, подумай, будет наша вина, если мы не захотим воспользоваться и этим пособием, а будем презирать Писание, как излишнее и ненужное, и таким образом навлекать на себя еще большее наказание?
Толкования Священного Писания на bible.optina.ru
Проект «Толкования Священного Писания» был основан в 2010 году на базе официального сайта монастыря Оптина пустынь с целью собрать все известные толкования на каждый стих Священного Писания в одном месте.
Показать полностью.
Сайт bible.optina.ru, ежедневно пополняется новыми толкованиями, которые включают в себя не только тексты святых отцов православной церкви, но и других, как древних, так и современных авторов, толкования которых находятся в русле православного предания.
Приглашаем всех желающих поучаствовать в добавлении новых толкований и сердечно благодарим всех, кто помогал и продолжает помогать в развитии этого важного и такого нужного для всех православных христиан проекта!
Толкования Священного Писания на bible.optina.ru запись закреплена
Батюшка Венедикт всегда призывал людей изучать Слово Божие.
По его благословению составили удобную книжечку с заповедями, которую он часто дарил на встречах с паломниками.
Делимся с вами этой книжечкой!
Ольга Логунова запись закреплена
Святитель Иустин (Полянский).
«Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа»
О любви к Богу и ближнему
Показать полностью.
Чтобы усвоить и исполнять заповеди Христовы, необходимо знать: какия же именно эти заповеди и сколько их? На этот вопрос едва ли кто может дать точный и определенный ответ. В наших катехизисах подробно говорится только о 10 заповедях Ветхаго Завета; а из заповедей Новаго Завета упоминаются только 9 обетований о так называемых блаженствах. Между тем, как Новозаветных Христовых заповедей много, как это видно из Евангельской истории на всем ея пространстве. Много заповедей, данных и примером, и изреченных устами Господа нашего Иисуса Христа; но они до сих пор, почему-то, не собраны воедино, – для более удобнаго и постояннаго памятования о них. Чтобы видеть их все, для этого нужно читать постоянно все Евангелия; а это, очевидно, не всегда и не для всех возможно. И заповеди забываются! Из св. отцов и учителей Церкви, кажется, один только св. Максим Исповедник сказал об этом нечто своему совопроснику. «Хотя, – сказал он, – и много заповедей но все они совмещаются в одном слове – следующем: возлюби Господа Бога твоего всею крепостию твоею, всем помышлением твоим, и ближняго своего яко сам себе» (Лк.10:27). Брат спросил Исповедника: «Если заповедей много, то какия они, и кто может исполнить все заповеди?» Св. Максим отвечал: «Все заповеди может исполнить тот, кто подражает Господу и последует Ему шаг за шагом. Кто будет следовать за Господом – шаг за шагом, – тот увидит все Его заповеди, данныя Им и словом, и примером; а кто будет подражать Господу, тот и исполнит все заповеди Его». На вопрос: «Кто может подражать Господу?» Св. Максим сказал: «Из тех, которые порабощены миру и суетам его, никто не может подражать Господу; те же, которые могут сказать: Се мы оставихом вся, и вслед Тебе идохом (Мф.19:27), получат силу – подражать Господу, и по всем заповедям Его направляться». И отвещав ангел рече ему: аз есмь Гавриил предстояй пред Богом, и послан есмь глаголати к тебе и благовестити тебе сия (Лк.1:19). Подобни ми бывайте, братие, и смотряйте тако ходящыя, якоже имате образ нас (Флп. 3:17). Ни едино убо ныне осуждение сущым о Христе Иисусе, не по плоти ходящым, но по духу (Рим.8:1). А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал.5:24) Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа: имже мне мир распяся,и аз миру (Гал.6:14). Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин (Мф.10:37). Обаче враги Моя оны, иже не восхотеша Мене, да царь бых был над ними, приведите семо и изсецыте предо Мною (Лк.19:27). Итак, последуем за Господом шаг за шагом, сперва мысленно, по указанию Священной Евангельской Истории, чтобы увидать и перечислить все заповеди Христовы; а потом позаботимся и на деле исполнять их, чтобы возлюбить нам Господа Бога и Спасителя нашего всем сердцем и душою, и, таким образом, наследовать жизнь вечно-блаженную. Без искренней любви ко Господу и исполнения заповедей Его невозможно спастися.
Первейшая всех заповедей: слыши, Израилю, Господь Бог твой Господь Един есть: и возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим – от всего сердца твоего и всею душею твоею – от всея души твоея, и всем умом твоим – и всею мыслию твоею, и всем помышлением твоим, и всею крепостию твоею (Мк. 12:29, 30; Лк. 10:27). Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши и ближняго – искренняго своего, яко сам себе (Мф. 22:37–39). Большая сих ина заповедь несть (Мк. 12:29–31). В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят (Мф. 22:40): на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Итак, главная, основная, всемирная и вечно-неизменная Божественная заповедь Ветхаго и Новаго Завета есть заповедь о любви к Богу и ближнему. Заповедь о любви к Богу и ближнему имеет целию укоренить в нас семя новой жизни, святой и Богоугодной, и привнести в нас союз совершенства (Кол. 3:14). Любовь к Богу, по учению Евангелия, должна быть: самая искренняя, полная и совершеннейшая (Лк. 10:27), – и потому никак не может совмещаться с любовию к миру – (Мф. 6:24); должна выражаться в повиновении воле Божией, в исполнении заповедей (Ин. 14:15, 21; 1Ин. 5:3); должна стремиться к подражанию совершенствам Существа высочайшаго и иметь цель Его славу (Еф. 5:1–2; Мф. 5:10); наконец, должна быть так глубока и непоколебима, чтобы мы готовы были на все пожертвования ради имени Божия (Рим. 8:35, 38–39: снес. Мк. 8:35). Любовь к ближним, неразрывно связанная с любовию к Богу (1Ин. 4:20), объемлет всех людей, друзей и недругов (Мф. 5:44–45). Она везде бывает нелицемерна, усердна, от чистаго сердца (1Пет. 1:22), и непременно выражается в делах (1Ин. 3:18; Рим. 13:8–10). Проникнутый христианскою любовию не обижает ближняго, не только делом, но даже словом и мыслию (Мф. 7:12, 7:1–2, 5:22); напротив, сам великодушно переносит все оскорбления, и прощает все обиды (Мф. 18:22, 5:39, 6:14). Он всегда милосерд и щедр к ближним своим (Мф. 5:42; Лк. 6:35); он заботится не только о внешнем их благосостоянии, но и о спасении души (1Сол. 5:14–15; Евр. 10:24), и вообще столько бывает предан ближним своим, что готов положить за них самую душу свою – (Ин. 15:12–13). См. Введ. в Богосл. Макария (Булгакова). Как стяжать такую полную любовь к Богу и ближним? Cм. книжку «Жизнь во Христе», изд. Афон. П. М. 1899 г. Всемирная заповедь о любви к Богу и ближним есть как бы солнечный центр, в котором совпадают и из котораго выходят все заповеди Христовы, за сим следующия.
Тимофей Шаповалов запись закреплена
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете»(Мф 23,13)
Из многочисленных толкований следует,что сказанное относится к тем учителям,которые так или иначе препятствуют прийти ко Христу.
Показать полностью.
Но в практическом смысле и выражении не ясно, относится ли это слово лишь к современникам Христа или может быть отнесено и к нынешним. А если бы было отнесено- то каковы были бы причины обвинять в «затворении Царства» тех,кто является учителем христианства по имени и должности.
Лучше всего об этом сказано у прп.Симеона, потому что то,о чем он говорит с возмущением,как о чуждом христианству- сделалось содержанием наставлений современных «мудрых и рассудительных»старцев и проповедников,так что об этом слышишь на каждом шагу:
«. Но я говорю о тех еретиках, которые говорят, что в нынешние наши времена и среди нас никого нет, кто мог бы соблюсти заповеди Евангелия и быть, как были святые отцы, во-первых, верным и деятельным, ибо вера в делах обнаруживается, как в зеркале является подобие лица; а потом быть созерцательным, или Богозрителем, то есть зреть Бога, чрез просвещение от Духа Святого, или прияв Духа, благодатию Его зреть Сына со Отцом. Так те, которые почитают это невозможным, – еретики и имеют не одну какую-либо частную ересь, но, можно сказать, все ереси, поколику эта ересь нечестием и богохулением своим превосходит и затмевает все другие, и кто говорит так, низвращает все Божественные Писания. Мне кажется, что такой тщесловесник говорит: тщетно ныне возглашается Святое Евангелие, тщетно читаются или даже тщетно написаны творения Василия Великого и прочих святых отцов наших. Ибо если невозможно нам сделать и соблюсти, что говорит Бог и все святые, которые сперва творили то, а потом написали и нам оставили в научение, то для чего трудились они писать это тогда? Для чего и теперь читается то в церквах? Не очевидно ли, что говорящие так заключают небо, которое отверз для нас Христос Господь схождением Своим на землю, и преграждают восхождение на небеса, которое обновил для нас тот же Христос Господь? Ибо когда сущий над всеми Бог, стоя горе, как бы во вратах неба, и призирая долу, и зрим бывая верными христианами, взывает чрез Святое Евангелие: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф.11:28), эти богоборцы или, лучше сказать, антихристы вопят: невозможно это, невозможно. Таковых Сам Владыка Христос велегласно обличает, говоря: горе вам, книжницы и фарисее лицемери, горе вам слепые вожди слепцов, яко затворяете царство небесное пред человеки: вы бо не входите, ни входящих оставляете внити (Мф.23:13, 24).
( прп.Симеон Новый Богослов.Слова.слово 47)
Поэтому святой говорит в этом же слове, что думающие,будто невозможность исполнять заповеди- есть роковая принадлежность нашего времени,и что будто бы во времена Христа они непременно сделались бы учениками-
о тех святой говорит,что кому они подобны теперь в своем учении- теми они были бы и прежде: «какие жестокие слова,кто может их послушать?»
О «мудрых старцах», проповедующих «любовь к Богу» через учения о «невозможности»или «ненужности»плача о грехах и борьбы со страстями и что будто бы любви к Богу можно достичь через некое :»проделай отверстие для света благодати и он сам по себе изгонит тьму из души»- о них говорит святой так:
«Для тех, которые так мудрствуют, все Божественное Писание, как вижу, стало бесполезно. Заткнули они уши свои и стали глухи, как аспиды, и все спасение свое, как думаю, полагают в одной внешней и видимой чинности христианской, а которые из них иереи и монахи, – в черных рясах и камилавках, или даже в больших бородах и длинных волосах. Величаясь таким благообразием, они дерзают ставить себя в число спасаемых. Но пусть дерзают, пусть и утешаются всем этим, как и образом своего мудрования. Нагими предстанем мы судищу Христову, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2Кор.5:10). Так каждый день велегласно взывает к нам Божественное Писание, хотя они и не хотят это слышать. Если же наги предстанем мы судищу Христову, то где тогда будут эти облачения, какими покрываем мы теперь и украшаем тела свои? Где эти блестящие рясы? Где изящные камилавки? Где щегольские сапоги? Где разукрашенные пояса? Где величавые выступания? Где изысканные приветствия? Где преждевозлежания на сборищах? Где многорасходные трапезы? Где тщеславие наше, гордыня и властолюбие? Где пространные келлии, убранные будто покои новобрачных? Где неукротимые бесчинные смехи, безвременные беседы и празднословие? Где святыня наша, как величают нас и как любим мы быть величаемы? Где льстецы, которые величают нас святыми (говоря: отче святый), и стопы ног наших возмущают? Где чины, из-за которых рвемся мы опереживать друг друга? Где хвастовство родством и знакомством с властями? Где слава мирская и украшение титлом мудреца века сего? Где риторский язык, из которого как из источника течет цветистая речь? Где тогда или, лучше сказать, где теперь мудрец, где книжник, где совопросник века сего, чтоб сесть нам вместе и посовещаться о том страшном дне и часе, все расследовать и рассудить и с самими собою, и с Божественным Писанием, чтоб наверное определить, что может помочь нам тогда, и затем взяться делать то со всем усердием и ревностию?»
Все толкование Священного Писания собрали на мобильном приложении для iOS
Москва, 11 октября 2016 г.
В Оптиной пустыни завершили работу над созданием мобильного приложения «Толкования Священного Писания» для iOS, сообщает сайт обители.
Проект «Толкования Священного Писания» был основан в 2010 году на базе официального сайта православного мужского монастыря Оптина пустынь. Цель данного проекта — в одном месте собрать все известные толкования на каждый стих Священного Писания.
«Теперь счастливые владельцы iPhone (а в скором времени и iPad) смогут в оффлайн режиме всегда иметь под рукой нужные толкования практически на любой стих Писания», — говорится в сообщении на сайте обители.
Сайт bible.optina.ru ежедневно пополняется новыми толкованиями, что позволяет поддерживать базу приложения в актуальном состоянии, которая доступна по ссылке:https://appsto.re/ru/wYk4cb.i.
«Толкования включают в себя не только тексты святых отцов православной церкви, но и других, — как древних, так и современных авторов, толкования которых находятся в русле православного предания», — уточняется в сообщении.
По информации авторов проекта, в ближайшем будущем также планируется создание аналогичного приложения и для Android.
Не будем забывать слова преподобного Ефрема Сирина: «Когда заметишь в себе, что скучно для тебя чтение Божественных Писаний и неохотно слушаешь духовные наставления, тогда знай, что душа твоя впала в тяжкую болезнь. Ибо это — начало зломудрия, которым болевшие пожали плод смерти».
Толкования на псалмы преподобного Амвросия Оптинского в свете творений архиепископа Иринея (Клименьтьевского) и епископа Палладия (Пьянкова)
Старцы Оптиной пустыни предавали исключительное значение святоотеческой экзегезе Священного Писания.
Книга Псалмов не осталась без внимания русской богословской науки XIX века. Среди академических трудов, посвящённых полному толкованию Псалтири, наиболее известны книги архиепископа Иринея (Клементьевского) 4 (1751 – 1818) и епископа Палладия (Пьянкова) 5 (1816 – 1882).
Представляется важным взглянуть на поучения оптинского старца в свете творений авторитетных богословов, предшественников и современников преподобного.
Епископ Палладий не предлагает пространных богословских рассуждений и нравственных поучений, но часто довольствовался лишь тем разъяснением, которое даёт русский перевод, выполненный с еврейского языка. Тем самым, автор достигает поставленной цели.
«Как вообще толкование Священного Писания, так в частности толкование псалмов, при одних пособиях науки, хотя бы и современной, есть дело весьма смелое и опасное; многие самые благонамеренные из ученейших толкователей при сих пособиях падали жалким образом. В деле столь важном необходимы руководители и руководители самые надёжные, самые верные. Мы совершенно убеждены, что такими руководителями на нелегком и опасном пути толкования Св. Писания, верными наставниками могут быть и на самом деле таковыми оказываются – святые отцы и блаженные, приснопамтные учители Святой Церкви православной. Вот почему мы решились сделать извлечение толкований на псалмы из сочинений сих отцев и учителей. … – для тех, которые желали бы иметь древлеотеческое объяснение псалмов, но не могут иметь, за не достатком нужных средств и пособий» 13
Тем самым, экзегетический труд епископа, уже не укладывается в правила митрополита Платона и свидетельствует о всё более возрастающем интересе к святоотеческому богословию.
Подход епископа Палладия, который уделял больше внимания отеческой экзегезе, был, несомненно, ближе старцу Амвросию.
Мы не случайно выбрали для рассмотрения толкования архиепископа на 22-й и 126-й псалмы. Они были позднее полностью изъяснены преподобным Амвросием. Тем самым, мы получили возможность выявить отношение владыки Иринея к экзегезе восточных отцов и оценить возможное его влияние на оптинского старца. Результат сравнения получен вполне ожидаемый. Если преподобный Амвросий и был знаком с творением архиепископа Иринея, то влияние его в духовном наследии старца было незначительным.
Книга русского экзегета могла быть для старца дополнительным источником. Поскольку комментарии на псалмы епископа Палладия охватывают библейскую книгу практически полностью, есть возможность сравнить их со всеми толкованиями оптинского старца.
В большинстве случаев подобное сравнение влечёт за собой вывод о независимости преподобного Амвросия от творения епископа.
Интересное наблюдение можно сделать, сопоставив толкования старца и учёного богослова на стихи псалмопевца:
«Господи Боже мой на тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя, и избави мя. Да не когда похитит яко лев душу мою, не сушу избавляющу, ниже спасающу» ( Пс. 7:2–3 ).
Данные сопоставления показывают не только независимость поучений старца от сборника владыки Палладия, но лишний раз свидетельствуют о том, что монашеское богословие в Оптиной пустыни не отставало от академической богословской науки.
По-иному обстоит дело с 22-м псалмом, где старец Амвросий по смыслу своего поучения близок к толкованию епископа Палладия.
Особого внимание заслуживает третий стих псалма:
«Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего» ( Пс. 22:3 ).
Мы обнаруживаем поразительное текстуальное совпадение толкователей.
«То есть с пути неправды, лжи, порока и греха, обратил на путь правды, истины и добродетели. С Евр: «подкрепляет душу мою; направляет меня на стези правды ради имени Своего». То есть по единому благоволению, ради проявления и прославления имени Своего, а не ради заслуг и дел человеческих» 31
«С пути неправды, лжи, порока и греха обращает нас Господь Евангельсми заповедями на путь добродетели, правды и истины Имене ради Своего, то есть делает все это не ради человеческих заслуг и дел, но поединому Своему благоволению, чтобы мы прославляли всесвятое Имя Его» 32
В качестве итога, следует сделать общий вывод о том, что старец Амвросий в толкованиях на псалмы был практически независим от сочинений наиболее известных представителей русской академической экзегезы в лице архиепископа Иринея (Клименьтьевского) и епископа Палладия (Пьянкова). Основу духовного чтения в Оптиной составляли творения святых отцов, но преподобный Амвросий, совершая подвиг старчества, следил за движением русской богословской мысли и духовной литературой своего времени.
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария. Отд-е 1-е. Письма к монахам. СПб., 1994 (репринт 1862 г.). С. 75. Письмо № 56.
Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1995. Ч. I-III. Ч. I. С. 2–4. Письмо № 2.
Подробнее об этом см.: Лука (Филатов), иеродиакон. Толкование преп. Амвросия Оптинского на «Песни восхождения» / иеродиакон Лука (Филатов) // Скрижали. 2013. Вып. № 5. С. 141–148.
В 1791 году вышла в свет «Толковая Псалтирь», составленная архимандритом Иринеем (Клементьевским) (1751–1818), впоследствии архиепископом Псковским. Согласно святителю Филарету (Гумилевскому), архиепископ Ириней за основу принял комментарии кардинала Белармина. См.: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы / архиепископ Филарет (Гумилевский). СПб, 1882. Кн. 2. С. 422.
Агапит (Беловидов), схиархимандрит. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия / схиархимандрит Агапит (Беловидов). Ч 1–2. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1900. Ч. 1. С. 6–8, 12
Владыка Ириней составил толкования на пророка Даниила, на малых пророков, на Послание к Евреям и Послание к Римлянам.
Михаил (Лузин), епископ. Столетие из истории толкования Библии у нас в России. Речь на годичном акте Московской духовной академии 1877 года / епископ Михаил (Лузин). М., 1878. С. 13–14.
Вишняков, Н. Толкования на Ветхий Завет: Толкование на Псалтирь. СПб., 1880–1894. С. 14.
Палладий (Пьянков), епископ. Толкование на псалмы. Вятка, 1874. С. II. Вишняков достаточно критично оценивает труд еп. Палладия. См.: Вишняков, Н. Толкования на Ветхий Завет: Толкование на Псалтирь. С. 28–30. Мы, в свою очередь, полагаем, что творение епископа отражает главные интенции русской богословской мысли того времени.
Палладий (Пьянков), епископ. Толкование на псалмы. С. III.
Там же. С. V. Епископ Палладий пользовался не первоисточниками, а только русскими переводами святоотеческих творений, из данными в середине XIX века Московской и Киевской духовными академиями. Среди западных толковников епископ упоминает Калмета (Calmet, A. Commentarium literale in psaloms. 1734.) и других авторов из серии Cursus completes S. Scripturae.
Палладий (Пьянков), епископ. Толкование на псалмы. С. V.
Ириней (Климентьевский), архиепископ. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому / архиепископ Ириней (Климентьевский). Изд-е. 9-е. Ч. 1–2. М., 1903. Ч. 1. С. 143–144. Богослов пишет, изъясняя Пс. 22:5 : «Почему разум слов сих не тот, аки бы Бог избранным Своим уготовал трапезу, вино и елей вместо оружий, которыми бы могли они воевать противу врагов: но сила слов есть та, что Бог великим прискорбиям великие противополагает утешения. И как от врагов наносятся огорчения, так от Бога приносятся утехи, которые описывает здесь человеческим обычаем, чрез подобие пиршества, на котором представлена трапеза, исполненная наилучшими явствами». Автор не только обходит молчанием толкование древних отцов, но даёт понять, что держится иного мнения.
Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Ч. II. С. 26. Письмо № 20.
См.: Лука (Филатов), иеродиакон. Толкование преп. Амвросия Оптинского на «Песни восхождения». С. 141–148.
В «Толковании» епископа Палладия, как отмечалось, важную роль играет русский перевод псалмов. Преподобный Амвросий, в свою очередь, в переписке никогда не цитировал Священное Писание на русском языке. Это, конечно, не означает, что он был противником русского перевода Библии. В письме к епископу Поликарпу (Радкевичу), который прислал в Оптину русский перевод «Толковой Псалтири» Евфимия Зигабена, старец отмечает, что русский перевод псаломских стихов в тексте рукописи он полагает излишним, так как неясность, происходящая от особенностей славянского языка, устраняется самим толкованием. См.: Амвросий (Гренков), иеоросхимонах. Письмо к Поликарпу (Радкевичу), епископу / иеросхимонах Амвросий (Гренков) // НИОР РГБ. Ф. 213. К. 55. Ед. хр. 10. Л. 2.
Палладий (Пьянков), епископ. Толкование на псалмы. С. 510, 512, 517.
Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Ч. III. С. 6. Письмо № 240.
Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Ч. II. С. 50. Письмо № 37.
Палладий (Пьянков), епископ. Толкование на псалмы. С. 491.
Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Ч. III. С. 35. Письмо № 276.
Палладий (Пьянков), епископ. Толкование на псалмы. С. 103
Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Ч. II. С. 26. Письмо № 20.
Трудно сказать, пользовался ли старец книгой епископа Палладия, составляя праздничное послание, или диктовал по памяти.
Источник: Лука (Филатов), иерод. Толкования на псалмы преподобного Амвросия Оптинского в свете творений архиепископа Иринея (Климен-тьевского) и епископа Палладия (Пьянкова) // Скрижали. 2013. Вып. 6. С. 93-102.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»