ветхий завет отменен христом
Как относиться христианину к ветхозаветным заповедям?
В апостольском чтении 17-й Недели по Пятидесятнице мы слышим такие слова: «Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 6:16–7:1).
Апостол Павел напоминает одну из ветхозаветных формулировок завета Бога с людьми. Завет (договор) предполагает взаимные обязательства двух сторон. Нечто обещает Бог, и определенные обязанности принимает человек. Господь говорит: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом… И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями». Что же народ должен сделать для этого? Ему необходимо исполнить все, заповеданное Богом. Из многих заповедей Ветхого Завета апостол Павел выбирает следующую: «Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому». Напомнив такие строки, Павел объясняет их духовно-нравственный смысл: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием».
Обратим внимание на то, как относится к ветхозаветным заповедям апостол Павел. Для великого проповедника они сохраняют свою актуальность. Однако апостол осмысляет древние повеления по-новому, обнаруживая скрытый в них духовно-нравственный смысл.
Ветхий Завет содержит в себе и вечное, и преходящее. Например, в нем мы находим обрядовый закон, так называемые 613 мицвот (заповедей), о которых сам Павел сказал: «Закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24), т. е. приход Спасителя обозначил завершение эпохи ветхозаветной обрядовости. Но в первой части Библии начертан также закон духовно-нравственный, выраженный прежде всего в Декалоге, – и его никто не отменял.
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17), – говорит Господь в Нагорной проповеди. «Исполнить» означает не только буквальное выполнение, но и наполнение новым содержанием. Христос в точности соблюл законные правила (перед тем как их отменить), а также преобразил древние заповеди, свел их внутрь человеческого сердца, соединил с ними наш ум и чувства. В таком углубленном, преображенном виде они обязательны для христиан.
Например, в Декалоге сказано: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14). От Христа же мы слышим: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28). Моисей пишет: «Не убивай» (Исх. 20:13). Христос же возносит нас еще выше: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф. 5:22). А Иоанн Богослов еще прибавляет: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3:15). Итак, в Новом Завете древние уставы становятся уже не внешним, но внутренним императивом, законом жизни сердца.
Интересно, например, как осмысляется в Православной Церкви 4-я заповедь Декалога о субботе. Чтим ли мы субботу? Да, но мы празднуем субботу в ее христианском понимании. Для нас важна суббота уже не столько как календарный день, а как состояние, о котором апостол Павел говорит: «Для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4:9). Есть суббота как календарный день, и есть субботство как состояние покоя во Христе, постоянной памяти о Боге, пребывания в Его святых заповедях. Всякий церковный человек, старающийся жить по Евангелию, молящийся во всякое время Богу, непрестанно празднует субботу. Но и календарный день мы тоже не забываем. Во все субботы года Церковь служит Божественную литургию. Суббота – праздничный день, в который запрещено строго поститься и класть земные поклоны. Даже Великим постом, когда в будние дни не служится Литургия, в субботу она непременно совершается, и мы немного ослабляем телесный пост и не совершаем поклонов земных. Также в этот день мы всегда вспоминаем тех, кто уже вошел в покой Божий – Богородицу, святых и всех усопших христиан. Таково наше празднование субботы и христианское исполнение 4-й заповеди Десятословия.
Так можно было бы разобрать любое ветхозаветное повеление, нравственное или обрядовое, ибо все они имеют скрытый духовный смысл. Даже в том случае если заповедь звучит, как кажется, не по-христиански. Например: «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб» (Лев. 24:20). Ведь здесь вовсе не имеется в виду месть. Бог повелевает, чтобы наказание не превышало вину. Если уж наказывать, то соответственно проступку. Ветхозаветный человек должен был понимать, что за повреждение одного глаза нельзя выдирать два. За один перелом нельзя ломать все кости. За выбитый зуб нельзя сокрушить челюсть. В ответ обидчику ты имеешь право, как максимум, сделать то же – но не более. Да и предназначалась заповедь не для отмщения, а для предупреждения греха. Человеку как бы говорилось: делая вред другому, ты причиняешь его себе.
Может ли работать эта заповедь в христианской жизни? Да. Например, если мальчишка украл велосипед, можно припугнуть его или попросить его отца всыпать проказнику ремня. Но сажать дите в тюрьму за кражу велосипеда было бы еще большим преступлением. Или если кому-то наступили на ногу в транспорте, он может потребовать извинения, если уж такой обидчивый, но не нужно оскорблять и лезть в драку. Если применить к такой ситуации закон Моисея, то максимум, что разрешено – наступить на ногу обидчику. По-христиански, конечно, лучше и этого не делать. Но как часто мы не достигаем в своей нравственности даже и ветхозаветной меры! Поэтому ветхозаветный кодекс поведения может быть неким порогом, за который нельзя заходить.
Или, скажем, другая заповедь: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 23:19). Исторически это повеление запрещало участие в языческих культах. Варение козленка в молоке матери – атрибут древних ханаанских богослужений. Но данное указание имеет и духовный, непреходящий смысл. Нельзя использовать то, что предназначено Богом для поддержания жизни (молоко для козленка), в целях разрушения жизни. Все, что нам дарует Творец, Он дает для жизни, а не для смерти. Но сколь многие дары Божии люди используют для того, чтобы убивать самих себя и друг друга!
Итак, имеют ли ветхозаветные заповеди значение для христиан? Духовно-нравственные указания – да, причем в христианском истолковании. Обрядовые же повеления в их прямом значении не нужны христианину, но в прообразовательном, или духовно-аллегорическом аспекте сохраняют свою актуальность. Заповеди Декалога, которые преобразил и наполнил новым содержанием Христос, являются обязательными для любого православного человека.
Такое понимание избавит человека от разных крайностей. Некоторые говорят, что тексты Ветхого Завета нас совсем не касаются. Это неправда. Но иногда можно услышать и то, что обрядовый закон Моисея никто не отменял и христианину надо различать чистых животных от нечистых, дозволенную пищу от недозволенной и проч. Это тоже неверно. Здесь требуется рассуждение, основанное на церковном толковании Священного Писания. Есть закон и Закон. Есть вечное и преходящее. Есть изменяемое и неизменяемое. Читая Ветхий Завет, необходимо все это различать. Господь да просветит наши умы и сердца и да сохранит нас от всякого заблуждения.
Отменил ли Новый Завет Ветхий?
Отменил ли Новый Завет Ветхий?
В Нагорной Проповеди Иисуса Христа натыкаемся на непонятный современному человеку оборот: «Вы слышали, что сказано. а Я говорю вам. » и расценивают его как отмену Закона Моисеева – Божьих заповедей, исложенных в первых пяти книгах Ветхого Завета Библии.
Так отменил ли Новый Завет Ветхий?
Нет. Не отменил, а проявил в новом качестве.
В Православном Катехизисе (пункт 592), созданном в Ватикане Римским Папой Иоанном Павлом II (русское издание: Москва, 2002, глава «Иисус и закон», стр. 146-149): «Иисус не отменил Закон, данный на горе Синай, но исполнил его столь совершенно, что открыл его глубинный смысл и искупил преступления против него».
В Вестминстерском исповедании веры 1648 года (глава 19, пункты 5-7), создававшимся протестантскими богословами всей Европы в знаменитом Вестминстерском Аббатстве в Лондоне, Англия на протяжении 5 лет Вестминстерского Собора (1643-1649 гг): «19.5. Нравственный закон навечно обязывает всех, как оправданных, так и всех прочих, подчиняться ему, не только потому, что таковы его сущность и содержание, но и потому, что мы должны подчиняться власти Бога-Творца, Который дал его. Христос в Евангелии никоим образом не отменяет закон, но утверждает его. [Римлянам 13:8-10; Ефесянам 6:2; 1 Иоанна 2:3,4,7,8; Иакова 2:10,11; Матфея 5:17-19; Иакова 2:8; Римлянам 3:31] 19.7. Вышеуказанные назначения закона не являются противоположными благодати Евангелия, но гармонично подчиняются ей. Дух Христов, смиряющий волю человека, дает ей способность исполнять свободно и радостно то, что требует воля Божия, явленная в законе. [Галатам 3:21; Иезекииль 36:27; Евреям 8:10; Иеремия 31:33].
Предвидя появление ереси беззакония в рядах христианской церкви, Иисус Христос учил предельно ясно, что Он даже не пытался отменять Моисеев закон (это первые 5 книг Ветхого Завета Библии – Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, с которыми Вы можете ознакомиться, начав чтение Библии сначала): «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона» (Матфея 5:17-18); «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матфея 7:21-23); «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Евангелие от Матфея 23:1-3); «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Матфея 19:17).
Иисус предельно ясно учит тому, что отвергающий Ветхий Завет (Моисеев Закон), отвергает и Самого Христа, и без Ветхого Завета в принципе невозможно понять смысл Нового Завета, т.е. христианства: «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? » (Иоанна 5:46-47); «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.» (Луки 16:31). Его спор с фарисеями касался лишь того, что они вводили небиблейские предания старцев (Марка 7:1-23) – Талмуд. В Новом Завете есть несколько мест, выступающих против Талмуда (Марка 7:1-13), который, в отличие от Закона Моисея, не имеет божественного происхождения, а человеческого. Но беззаконники толкуют эти места именно как отмену Закона Моисеева. Но если мы рассмотрим их внимательно, то убедимся в ошибочности такой аргументации. Поэтому сама идея отмены ветхозаветной морали противоречит ясным словам Христа.
Ветхий Завет в святоотеческой традиции назван «детоводителем ко Христу», все его запреты и предписания имели цель наилучшим образом подготовить избранный народ к принятию долгожданного Мессии, не повредившись по пути. «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника» (Гал.3:19). Именно «законом познается грех» (Рим. 3:20), а без осознания своих грехов человек в принципе не способен обрести потребность в Спасителе! Без Ветхого Завета в принципе невозможно понять и принять Новый. Ветхий Завет – фундамент Нового. Никакой дом не строят с крыши без фундамента.
«Если ты будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его. то. пошлет Господь тебе благословение. во всяком деле рук твоих; и благословит тебя. И даст тебе Господь изобилие во всех благах. и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы. Сделает тебя Господь главой, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять, и не отступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни направо ни налево» (Второзаконие 28:1-14); «Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы» (Малахия 4:4).
Заповеди Закона Моисея – сотни политических, экономических и семейных заповедей, содержащиеся в первых 5 книгах Ветхого Завета Библии – рационально решают проблемы людей, и поэтому Моисеев Закон актуален длякаждого народа, который хочет жить хорошо, а не в смуте и беззаконии.
Иер31.31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.
33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.
34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.
36 Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда.
Еврейский народ сообщил всей планете Тору Бога, выполнив важнейшую часть Завета: евреи, как народ священников, научил иные народы верить в Бога, действуя под прямым руководством и по прямому поручению самого Бога: еврейский народ был создан именно ради этого.
Бог заключил с нами Новый Завет через Иисуса Христа (Лук. 22:20). Был непонятный, стал понятный, был по букве, стал по духу. В Кане Галилейской Христос пришел к нам и это истинная свадьба, где обручается Дух Божий с душой человека, наподобии как в «Песнь песней». Мы обрели нового Мужа, ибо прежний муж (ум плотский и дух язычникий) умер. Ибо прежний муж нас сильно эксплуатировал в рабстве (в Египте). А нынешний, по большой любви к нам, вывел из рабства и привел в свою землю и обручил нас с Собой и открыл нам глаза (как слепорожденному) и дал, кроме существующего Закона, более понятный, простой, еще более открывающий глаза на уже существующий.
На Голгофе Иисус Христос искупил нарушение избранными заповедей Ветхого Завета (Моисеева Закона), но не отменил его. И после этого искупления потеряло смысл лишь ветхозаветное священство, но никак не мораль и не политические законы Ветхого Завета. Даже нельзя сказать, что на Голгофе Иисус отменил ветхозаветное священство, так как Иисус не ликвидировал, не отменил его, а наоборот превзошел его настолько, что оно померкло в свете Голгофы, стало ее тенью (Мф.27:51; Евр.10:1-18). Именно в этом смысле, а ни в каком ином ветхозаветное священство является тенью новозаветного – Голгофы (Мф.27:51; Евр.10:1-18). Также и исход из египетского рабства (Исход 1-15) является прообразом, предвестником Исхода из рабства греха, который Иисус совершил на Голгофе для всех. Нет смысла больше приносить в жертву тельцов и агнцев за каждый грех, ибо Иисус, Агнец Божий, был заклан за все грехи всех избранных всех времен. Нет смысла больше в существовании ветхозаветного Храма. «А где прощение грехов, там не нужно приношение за них» (Евр.10:18). Символами этого искупления являются замена обрезания на крещение (Галатам 5:1-6; 6:15; Филиппийцам 3:2; Колоссянам 2:11), замена ветхозаветных жертв на причастие, и замена покоя в субботу на покой в воскресенье, ибо в этот день Христос воскрес из мертвых для искупления грешников. Остальные же заповеди Ветхого Завета, не имеющие отношения к священству (уплате за грех), естественно, сохранились.
Понятие греха и Закона не изменилось в Новом Завете, изменилось только священство – расплата за грех – вот ключ к пониманию отношений Ветхого и Нового Заветов.
Иисус не отменял Ветхий Завет Библии, включая заповедь «око за око» (Библия, Исход 21:24, Левит 24:20), но наоборот разъяснил ее и сместил наше внимание в выполнении этой заповеди Ветхого Завета с пустяковых целей на главные, призывает за пустяками не забыть главное в жизни, и чтобы не распылить всю жизнь на пустяки.
И словами «любите врагов ваших», обращенными к евреям, Иисус выступал, естественно, не против таких фундаментальных и очевидных положений Библии, как наказание зла, справедливая война против врагов, необходимость полиции и армии с целью наказания зла (которая признана и в Ветхом и в Новом Заветах (Римлянам 13); и даже призывал воздавать делающему зло вдвое по делам его (Откровение, 18:5-8)), а наоборот учил евреев не иметь ненависти к не-евреям. В притче о добром самарянине (Луки 10:29-37) Иисус опроверг лжеучение фарисеев о том, будто понятие «ближний» не распространяется на не-евреев. И в других местах Библии Иисус тоже осуждал заблуждение фарисеев о национальном превосходстве евреев над не-евреями (Луки 4:25-28; Матфея 8:10-12; 19:30; 20:16; 21:41-46; 23:32-24:2). И это же подтверждает апостол Петр: «вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деяния 10:28); «и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (Деяния 15:9). Поэтому учение Нагорной проповеди как раз заключается в опровержении фарисейской закваски – Талмуда, но никак не Ветхого Завета. Так что толкование Нагорной проповеди как отмена Ветхого Завета, в корне ошибочно.
Среди малообразованных людей популярна ересь антиномизма, т.е. беззакония – они отвергают Закон Моисея, не проповедуют его и считают, будто он был отменен Христом. Но это толкование, создавшее все секты и вообще сектантское мышление, как видим из вышеизложенного, в корне ошибочно.
a_avvakum
a_avvakum
Логика. Если мы исполняем Десять Заповедей, то следует исполнять и все остальные предписания и комментарии к ним. Если же объявить к исполнению только Десять Заповедей, а все остальное объявить устаревшими, необязательным и маловажным, то тогда мы погрешаем против целостности всего Закона?
И вот один безбожник уцепился ко мне и спрашивает язвительно и едко.
Большинство современных людей стригут свои волосы, в том числе и на висках, что ясно запрещено книгой Библии Левит19: 27. «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей».
Безбожник вопрошает: «Что же делать мне теперь? Отпускать волосы на висках, но я вижу как нелепо выглядят пейсы на иудеях торчащие локонами с под шляпы? Ведь Ветхий Закон ни одной своей йотой, согласно словам Иисуса Христа не отменен, но должен быть тщательно и неукоснительно исполнен! На Библии и Евангелии принимают и поныне присягу президенты многих стран. На Библии как верховном эталоне Закона слагают присягу в судах».
Ну, что тут сказать, что ответить нами верующим?
У многих из нас есть дача и огороды. Мы нарушаем Левит.19:19, сажая два вида саженцев на одном огороде. Точно так же нарушаем Закон, когда носим одежду из смеси хлопка и полиестра. Какое наказание ждет нас за нарушение огородного закона?
Безбожник язвительно вопрошает: «Мне бы хотелось продать свою дочь в рабство, что позволяет Исход 21:7. Как Вы думаете, в наше время, сколько за нее лучше запросить? Могу ли я требовать плату в иностранной валюте? Должен ли я оказать вооруженное сопротивление милиции, если она придет арестовать меня за торговлю людскими душами? Могу ли я показать им этот Закон Библии, и пусть отстанут от меня? Наши президенты принимают присягу на Библии, значит она действительна и законна?»
Безбожник смеется над нами верующими: «Мой сын не хочет слышать от меня слов правды о Боге и буйна молодость в нем, непокорствует. Он тратит деньги на поездки в столицу, где пьет вино в гнездилище порока в ночном клубе. Я пытался наказывать его, но бесполезно. Тогда я отвел его к мэру нашего городка, чтобы тот, согласно Второзаконию 21:18-21, собрал всех жителей и, что бы они забили мое непокорное чадо камнями до смерти. Но, жители, тараща на меня большие круглые от ужаса глаза, очень возмутились и отказались собираться, а мэр почему то вызвал милицию, ухватил меня накрепко за рукав и срочно потащил к доктору психиатру. Скажите, могу ли я сам собрать несколько соседей улицы, да свершится Закон каменованием?»
Что ответить безбожнику?
«44 А чтобы раб твой и рабыня твоя были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас; 45 также и из детей поселенцев, поселившихся у вас, можете покупать, и из племени их, которое у вас, которое у них родилось в земле вашей, и они могут быть вашей собственностью (Левит.25:44-45)
Я знаю, что не могу общаться с женщиной, пока не истек срок ее нечистоты после месячных, даже прикасаться к ее вещам Левит 15:19-24.
Все тот же безбожник парирует: «Проблема в том, как об этом узнать? Я, дабы не оскверниться, пытался об этом, так себе, с подъездами, деликатно расспрашивать, но большинство женщин, почему то, обижаются, возмущаются. Одна, вспыхнув, дала мне даже пощечину».
Левит 21:19 четко указывает, что я не могу приближаться к алтарю храма Господня, если у меня сломана рука или нога. Безбожник: «Я недавно поспорил с соседом и сломал руку. Получается, теперь своим присутствием, если я явлюсь в церковь или синагогу загипсованным, то обесчещу ли святилище Господа?» (Левит. 21:23)
Что отвечать безбожникам, хорошо знающим Писание? А есть, есть среди нас и такие. Еще и как есть…
Если Слово Божие остается вечным, неизменным и неустаревающим на все времена! Господь наш Иисус Христос строго акцентировал внимание на неотменимости Закона: « י Йота, ни одна черта не прейдет от Закона!» Апостол Павел тоже категорично пишет: «Ибо все Писание богодухновенно и полезно»2Тим.3:16.
Всё без исключений… Вот, из этой «заковыки», нам верующим, как хочешь, так и выкручивайся
Новый Завет признаёт Ветхий, включая Моисеев Закон
ВСЕ исторические христианские конфессии ОФИЦИАЛЬНО признают заповеди Ветхого Завета
Итак, необходимость исполнения христианами заповедей Ветхого Завета признана в своих ОФИЦИАЛЬНЫХ документах ВСЕМИ традиционными христианскими церквями – православными, католиками и протестантами! Поэтому если малообразованный человек, считающий себя представителем ЛЮБОЙ христианской конфессии, считает, будто Новый Завет отменяет Ветхий, то он является ЕРЕТИКОМ с ЛЮБОЙ ОФИЦИАЛЬНОЙ христианской точки зрения.
Иисус Христос признавал Ветхий Завет (Моисеев закон) и НЕ отменял его
Предвидя появление ереси беззакония в рядах христианской церкви, Иисус Христос учил предельно ясно, что Он даже не пытался отменять Моисеев закон (это первые 5 книг Ветхого Завета Библии – Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, с которыми Вы можете ознакомиться, начав чтение Библии сначала): «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона» (Матфея 5:17-18)
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.» (Матфея 7:21-23)
«Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Евангелие от Матфея 23:1-3) Йота и черта – так обозначаются наименьшие буквы еврейского алфавита, на котором написан Ветхий Завет, первые 5 книг которого называются «Моисеев Закон». Иисус также учил народ заповедям Ветхого Завета: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, СОБЛЮДИ ЗАПОВЕДИ» (Матфея 19:17) И еще Иисус сказал предельно ясно, что тот, кто отвергает Ветхий Завет (Моисеев Закон), не может быть христианином: «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? » (Иоанна 5:46-47)
«если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.» (Луки 16:31) Здесь Иисус предельно ясно учит тому, что отвергающий Ветхий Завет (Моисеев Закон), отвергает и Самого Христа, и без Ветхого Завета в принципе невозможно понять смысл Нового Завета, т.е. христианства. Иисус нигде не говорил, будто Он отменяет Ветхий Завет (Моисеев Закон). И Его спор с фарисеями касался лишь того, что они вводили небиблейские предания старцев (Марка 7:1-23) – Талмуд. Поэтому сама идея отмены ветхозаветной морали противоречит ясным словам Христа.
Понятие греха и Закона не изменилось в Новом Завете, изменилось только священство – расплата за грех – вот ключ к пониманию отношений Ветхого и Нового Заветов.
Из учения Христа ясно видно, что без Ветхого Завета в принципе невозможно понять смысл христианства. Вот в чем ключ – без Закона Моисея и пророков в принципе невозможно по-настоящему уверовать во Христа. Потому что «законом познается грех» (Рим. 3:20), а без осознания своих грехов человек в принципе не способен обрести потребность в Спасителе! Без Ветхого Завета в принципе невозможно понять и принять Новый. Ветхий Завет – фундамент Нового. Никакую книгу не читают со второго тома, отбросив первый, и никакой дом не строят с крыши без фундамента.
Чтобы ни у кого не было даже малейших сомнений в необходимости соблюдать Ветхий Завет (Моисеев Закон), по Божьему провидению на последней странице каждого Завета – и Ветхого и Нового еще раз сказано о необходимости его исполнения : «Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы» (Малахия 4:4)
«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.» (Откровение 22:14) Сама идея отмены ветхозаветной морали абсурдна и аморальна в принципе. Если бы Иисус Христос проповедовал нарушение Ветхого Завета (Закона Моисея) или «отменил» бы его, то Он стал бы грешником, ибо по библейскому определению грех есть нарушение Закона Моисея. А потому Он умер бы за Свои грехи, и следовательно, не смог бы стать Спасителем грешников. Но Он стал Спасителем грешников, значит, Он не отменял Ветхий Завет (Моисеев Закон).
Апостолы признавали Ветхий Завет (Моисеев Закон) и НЕ отменяли его
Необходимость исполнения Закона Моисея и спасение только верой в обоих Заветах
Поэтому нельзя ни в коей мере противопоставлять Ветхий и Новый Заветы или говорить, будто в Ветхом завете оправдание было по делам, а в Новом – по вере, или будто Закон надо соблюдать только евреям, а не христианам. Поэтому отмена Закона Моисеева не является учением Христа по определению.
Даже в конце Нового Завета – в книге Откровения – говорится, что те, кто принимает начертание зверя на лоб и на руку (Откр 13:16; 14:9-11; 16:2), будут гореть в аду. Но ведь этот запрет на начертания на теле, татуировки и пирсинг есть и в Законе Моисея: «не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Левит 19:28) «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими» (Второзаконие 14:1) что доказывает монолитность Библии и полное согласие Ветхого и Нового Заветов. Поэтому Новый Завет согласуется с Ветхим и утверждает его вечность. «Это – постановление вечное в роды ваши» (Левит 3:17).
Обзор непонятных мест
Как мы уже увидели выше, Новый Завет нигде не отменяет Ветхий. Отвергают Ветхий Завет лишь необразованные люди, не утруждаюшие себя внимательным и самостоятельным изучением Библии, не знакомые с исторической христианской верой и с историей Церкви, не желающие думать самостоятельно, а которые лишь поверхностно пролистали Новый Завет за несколько минут, хотя Библия учит, что о Законе Божьем надо размышлять день и ночь (Псалом 1:2).. Такие недисциплинированные люди часто попадают в разные секты и вообще живут как попало.
Откуда же берется представление, будто Ветхий Завет отменен? Малообразованные люди начинают чтение Библии НЕ с начала – с Ветхого Завета, а с середины – т.е. с начала Нового Завета. А там в первых главах Евангелия от Матфея эти люди натыкаются на непонятный современному человеку оборот: «Вы слышали, что сказано. а Я говорю вам. » и расценивают его как отмену Закона Моисеева – Божьих заповедей, исложенных в первых пяти книгах Ветхого Завета Библии. Поэтому среди малообразованных людей популярна ересь антиномизма, т.е. беззакония – они отвергают Закон Моисея, не проповедуют его и считают, будто он был отменен Христом. Но это толкование, создавшее все секты и вообще сектантское мышление, в корне ошибочно, см. например, толкование оборотов «любите врагов ваших» и «подставь другую щеку» в свете контекста ВСЕЙ Библии.
В Новом Завете есть несколько мест, выступающих против Талмуда, который, в отличие от Закона Моисея, не имеет божественного происхождения. Но беззаконники(антиномисты) толкуют эти места именно как отмену Закона Моисеева. Но если мы рассмотрим их внимательно, то убедимся в ошибочности такой аргументации.
Закон Моисеев объективно решает проблемы любого народа
Заповеди Закона Моисея – сотни политических, экономических и семейных заповедей, содержащиеся в первых 5 книгах Ветхого Завета Библии – РАЦИОНАЛЬНО РЕШАЮТ ПРОБЛЕМЫ ЛЮДЕЙ, и поэтому Моисеев Закон актуален для КАЖДОГО народа, который хочет жить хорошо, а не в смуте и беззаконии.
Поэтому в Ветхом Завете есть заповеди о проповеди Закона Моисеева незнающим его народам : «поставь себе большие камни и обмажь их известью. и напиши на камнях этих все слова закона сего очень явственно» (Второзаконие 27:2-3, 8)
«Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его» (Псалом 9:12)
«возвещайте язычникам славу Его, всем народам чудеса Его» (1 Паралипоменон 16:24)
«обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников» (Псалтирь 21:28-29)
Нагорная проповедь Христа – разъяснение Закона, а не его отмена
Часто малообразованные люди ссылаются на Нагорную проповедь Христа, и апеллируют к обороту Христа «А Я говорю вам», считая, будто в ней Иисус отменяет Ветхий Завет. Однако, на самом деле там Иисус отвергал неправильные талмудические понимания Закона Моисеева евреями, но не сам закон. Например этим оборотом, принятым в древности, Иисус осуждал даже напрасный гнев в адрес ближнего: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Матфея 5:21-22).
Малообразованные люди отвергают клятвы, апеллируя к словам: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его» (Матфея 5:33-35). Но надо учитывать исторический контекст – на самом деле евреи действовали лукаво – они клялись то землей, то Иерусалимом, чтобы нарушать такую клятву. Иисус осуждал это их лукавство и их клятвопреступления, а не отменял клятвы вообще. Закон запрещает клясться чем-либо помимо имени Божьего (Второз. 6:13) – и тому же учил и Иисус. Поэтому кальвинисты признают клятвы (глава 22 Вестминстерского исповедания веры ).
Иисус часто говорил притчами, потому что даже не хотел обращать фарисеев. Однажды слова Христа «берегитесь закваски фарисейской» апостолы восприняли буквально – как заповедь беречься закваски хлебной (Матф. 16:5-12), но Иисус сказал им: «как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.» (Матфея 16:11-12). Но, к сожалению, сегодня толпы христиан все равно толкуют многие слова Христа буквально.
И словами «любите врагов ваших», обращенными к евреям, Иисус выступал, естественно, не против таких фундаментальных и очевидных положений Библии, как наказание зла, справедливая война против врагов, необходимость полиции и армии с целью наказания зла (которая признана и в Ветхом и в Новом Заветах (Римлянам 13)), а наоборот учил евреев не иметь ненависти к не-евреям. В притче о добром самарянине (Луки 10:29-37) Иисус опроверг лжеучение фарисеев о том, будто понятие «ближний» не распространяется на не-евреев. И в других местах Библии Иисус тоже осуждал заблуждение фарисеев о национальном превосходстве евреев над не-евреями (Луки 4:25-28; Матфея 8:10-12; 19:30; 20:16; 21:41-46; 23:32-24:2). Поэтому учение Нагорной проповеди как раз заключается в опровержении фарисейской закваски – Талмуда, но никак не Ветхого Завета. Так что толкование Нагорной проповеди как отмена Ветхого Завета, в корне ошибочно.
Марка 7 – опять Иисус против предания старцев, но не против Закона Моисея
В 7-й главе Евангелия от Марка говорится о том, что ученики Христа ели ХЛЕБ нечистыми руками, чем нарушали учение Талмуда о ритуальной чистоте рук, названное «преданием старцев»: «Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, и, увидев некоторых из учеников Его, евших ХЛЕБ нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят ХЛЕБ?» (Марка 7:1-5) Обратите внимание, что ученики Христа ели ХЛЕБ, а не свиней или крыс и не жир и не кровь. Но многие малообразованные люди, ратующие за отмену Ветхого Завета, используют это место Писания, чтобы оправдать свое употребление в пищу свинины, о которой здесь речь не идет, и вообще отменить все остальные заповеди Ветхого Завета, включая экономические и политические законы, хотя там ни Иисус ни апостолы не нарушали ни одной заповеди Закона Моисеева (первых 5 книг Библии). Но Иисус не учил нарушать Закон Моисеев и Он упрекал фарисеев за то, что они учат и поступают вопреки Закону Моисееву: «Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого. хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание. А вы говорите. устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили» (Марка 7:8-9,11-13) Ведь в Законе Бог запретил что-либо добавлять к Библии: «не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую.» (Второзаконие 4:2)
«Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того.» (Второзаконие 12:32) Насчет «нечистых рук» – речь идет не о гигиенической нечистоте рук, а исключительно о талмудической нечистоте – «омовение скамей», которую справедливо игнорировали Иисус и апостолы, за что фарисеи укоряли их. Иисус признавал Моисеев Закон (т.е. первые 5 книг Библии), но отвергал Талмуд, потому что Моисеев Закон (т.е. первые 5 книг Библии) – это непогрешимое Слово Божие, а Талмуд – предание старцев. Итак, и это место Писания нельзя использовать для отмены Моисеева Закона (Ветхого Завета).
Деяния 15 – письмо апостолов о необходимости исполнения Закона Моисеева
Когда в Иерусалиме апостолы обсуждали методы и результаты своей миссионерской деятельности среди римлян и греков, апостол Иаков говорил о необходимости исполнения новообращенными христианами заповедей Закона Моисеева следующее: «я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.» (Деяния 15:20-21) Во-первых, здесь апостол Иаков уже учит соблюдать по крайней мере 4 заповеди Закона Моисеева – отказ от идолов и блуда, и соблюдение кашрута и любви к ближним. Поэтому абсурдно считать эти его слова отменой Закона Моисеева. Во-вторых, здесь апостол Иаков ясно сказал, что Закон и так уже проповедуется (Деяния 15:20-21), т.е. каждый христианин, обращенный из римлян или греков, может самостоятельно приобщиться к изучению Закона Моисеева без помощи апостолов.
Но от малообразованных людей часто можно слышать, будто этими словами как-то урезается учение Библии до этих 4 заповедей. Однако просто кощунственно думать, будто, запрещая один только блуд, апостолы этим разрешили христианам прелюбодеяние, гомосексуализм, зоофилию, аборты, разводы по любой причине, близкородственные браки и пр.. Толковать таким образом это послание апостолов – просто кошунство и ересь. Итак, здесь речь не идет об отмене Закона Моисеева. Тогда о чем же здесь идет речь? На том миссионерском семинаре в Иерусалиме апостол Иаков просто сказал о первостепенности обучения язычников прежде всего тем заповедям Закона Божьего, которые были наиболее актуальными для конкретного народа конкретной эпохи – римлян и греков 1 века. Это сделано для того, чтобы не затруднять и не утомлять новообращенных – поскольку человек естественно, слушает то, что наиболее актуально для него, поэтому начинать проповедь надо на эти темы, и только затем обучать всем остальным заповедям Библии, которые исчисляются сотнями.
Деяния 10 – видение апостола Петра
Следующий фрагмент – апостолу Петру, когда он был голоден (Деяния 10:10), было видение полотна с нечистой пищей (Деяния 10:10-16). Если прочитать контекст всей 10-й главы, то видно, что это видение Бог дал Петру не для отмены Моисеева Закона, а исключительно для того, чтобы он принял язычников – римлян, сердца которых были подобны нечистой пище и Бог очистил их, дав им христианскую веру. Это толкование является апостольским, потому что его изъяснил сам апостол Петр: «вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деяния 10:28)
«и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.» (Деяния 15:9) Бог открыл это Петру именно этим видением – три полотна с нечистыми животными символизировали 3 язычников, которые после обретения христианской веры очистились.
Но современные малообразованные толкователи игнорируют эти слова Петра и предпочитают по-своему толковать это видение, выдавая его за якобы санкционированную Самим Богом отмену Его же Закона, и толкуют это как отмену пищевых запретов Библии и всего Моисеева Закона, а не так, как его толковал апостол Петр выше. Кроме того, в этом фрагменте Петр предельно ясно отвечает: «я никогда не ел ничего скверного или нечистого.» (Деяния 10:14). Обратите внимание на тот факт, что Петр сказал это ПОСЛЕ смерти и Воскресения Христа. Следовательно, Иисус Христос не учил апостолов есть некошерную пищу или нарушать иные заповеди Моисеева Закона, что полностью согласуется с цитатами Христа о защите Ветхого Завета (глава 1). Очевидно, что слова Иисуса Христа «не то, что входит в уста, оскверняет человека» (Матфея 15:11), апостол Петр, один из наиболее близких учеников Иисуса, понимал совсем не так, как современные малообразованные толкователи. И даже в видении и даже будучи очень голоден, Петр не вкусил некошерную пищу, но трижды исповедал верность Закону Моисея словами: «я никогда не ел ничего скверного или нечистого.» (Деяния 10:14).
Таким образом, и этот фрагмент тоже нельзя толковать как отмену заповедей Ветхого Завета, включая моральные, экономические, политические и остальные законы.
Слова апостола Павла
Малообразованные люди цитируют 1 послание Тимофею, 4 главу, и толкуют позволение Павла «употреблять в пищу то, что Бог сотворил» в качестве необходимости нарушать заповедь Моисеева Закона о нечистой пище (Левит 11), а потом уже безо всяких оговорок учат, что, мол, весь Закон Божий якобы устарел. Но с таким же успехом можно учить людей пить нефть и кровь и есть мухоморы, репейные колючки, песок и землю – ведь все это тоже Бог сотворил. Так почему же противники Ветхого Завета не едят землю и плесень под нефтяным соусом? Далее Апостол Павел поясняет: «потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тимофею 4:5) Какая пища освящена Словом Божиим? Разумеется, только та, что разрешена Богом в Его Слове – в Библии, т.е. кошерная пища (Левит 11). Опять мы сталкиваемся с хаотическим сектантским толкованием Библии у противников Ветхого Завета и с тем фактом, что Новый Завет нигде не отрицает Ветхий.
Напрасно разыскивать в Новом Завете то, чего там нет – отмену Моисеева Закона Библии. Заблуждение об отмене Моисеева Закона не соответствует духу и букве Библии, а является просто заблуждением малообразованных людей. Слово Божие вечно, оно не может ответшать: «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно.» (Исаия 40:8). Иисус, не будучи потомком Адама, не имел унаследованной нами от Адама врожденной склонности нарушать Закон Божий, т.е. греховной природы, и поэтому Он не сделал никакого греха, Он соблюдал ВЕСЬ Закон, включая, естественно, и закон о чистой пище (Левит 11), поэтому Он смог умереть не за Свои грехи, а за грехи избранных, и стать Спасителем грешников. Библия говорит, что употребление нечистой пищи оскверняет не только тело, но и душу: «не оскверняйте ДУШ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми, ибо Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте ДУШ ваших каким-либо животным, ползающим по земле» (Левит 11:43-45) Поэтому если бы Иисус питался нечистой пищей (свининой, осетриной) или учил бы этому других людей, то Он осквернил бы Свою Душу, и стал бы грешником и не смог бы стать Спасителем грешников. В Библии свинина названа «мерзким варевом» (Исаия 65:3-4) и сказано, что кушающие свинину погибнут: «Те, которые. едят свиное мясо и мерзость и мышей, – все погибнут, говорит Господь» (Исаия 66:17) Поэтому, если бы Иисус ел нечистую пищу, то Он умер бы за свои грехи, а не за чужие. Поэтому Иисус соблюдал весь Моисеев Закон Библии и питался только чистой пищей и учил тому же Своих учеников: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Матфея 19:17) в чем Петр и признался: «я никогда не ел ничего скверного или нечистого» (Деяния 10:14).
Выводы
Все заповеди Моисеева Закона (первых 5 книг Ветхого Завета Библии) даны Богом через пророка Моисея для блага человечества, а потому они в принципе не могут устареть или быть отмененными. Законы Божии вечны – невозможно отменить закон всемирного тяготения или законы электродинамики – это вечные Божии законы. Также и моральный Закон, который Бог дал миру через пророка Моисея 3500 лет назад и который написан в первых книгах Библии – начиная с 20-й главы книги Исход плюс книги Левит, Числа и Второзаконие.
Новый Завет признает необходимость соблюдения христианами всех заповедей Моисеева Закона, которые дают определение греха. Нигде в Новом Завете не говорится об отмене морали Моисеева Закона Библии.
На Голгофе Иисус Христос искупил нарушение избранными Закона Моисеева, но не отменил его. Этим искуплением Христос ПРЕВЗОШЁЛ ветхозаветное священство настолько, что оно померкло в свете Голгофы, стало ее тенью (Мф.27:51; Евр.10:1-18). Сразу после того, как Иисус умер на кресте за все грехи всех избранных, «завеса в храме раздралась сверху донизу» (Матф. 27:50-51). Поэтому после Голгофы отпала потребность в ветхозаветном храме для христиан. Нет смысла больше приносить в жертву тельцов и агнцев за каждый грех, ибо Иисус, Агнец Божий, был заклан за все грехи всех избранных всех времен. «А где прощение грехов, там не нужно приношение за них» (Евр.10:18).
Именно в этом смысле, а ни в каком ином ветхозаветное священство является тенью новозаветного – Голгофы (Мф.27:51; Евр.10:1-18). Также и исход из египетского рабства (Исход 1-15) является прообразом, предвестником Исхода из рабства греха, который Иисус совершил на Голгофе для невидимой церкви – для всех избранных, т.е. для всех тех людей из разных народов, которые были избраны Богом прежде сотворения мира для спасения по благодати (Ефесянам 1-2), т.е. за чьи грехи была пролита кровь Христа.
Символами этого искупления являются замена обрезания на крещение (Галатам 5:1-6; 6:15; Филиппийцам 3:2; Колоссянам 2:11), замена ветхозаветных жертв на причастие, и замена покоя в субботу на покой в воскресенье, ибо в этот день Христос воскрес из мертвых для искупления избранных.
Остальные же заповеди Ветхого Завета, не имеющие отношения к священству (уплате за грех), естественно, сохранились и остались для нашего блага.
Сообщи другу об этом сайте