витторе карпаччо введение марии во храм
Храм свт. Спиридона Тримифунтского г. Покровска (Энгельса)
О храме и приходе
Ваше посильное пожертвование поможет возвести храм
Сбор средств на строительство храма
Построим храм вместе!
Ваше посильное пожертвование поможет построить храм!
Рубрики
с 2015 года
Художники о Введении во храм Девы Марии
4 декабря Православная Церковь отмечает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В это день христиане вспоминают, как святые Иаоким и Анна привели трехлетнюю Деву Марию в Иерусалимский Храм. Так родители Богородицы исполнили свой обет — обещание посвятить долгожданную дочь Богу.
История этого праздника, это событие всегда было одним из популярнейших сюжетов в христианском искусстве.
Праздник Введения во храм Богородицы в картинах художников
Тициан Вечеллио. Введение Марии в храм. 1485-1490
Тициан Вечеллио (наиболее вероятная дата рождения 1490 год — умер 27 августа 1576 года), итальянский живописец и представитель венецианской школы эпохи Возрождения, часто писал картины на библейские сюжеты. Среди них и «Введение Марии в храм», написанная в 1485-1490 годах. Вся картина пронизана духом значимости происходящего события. Художник постепенно переключает наше внимание от тех, кто пришел проводить Деву Марию в храм к толпе просто любопытных людей, а затем к фигуре Самой Девочки Марии, поднимающейся по лестнице. Она на мгновение остановилась на ступенях, взгляды всех прикованы к Ней. И наконец, композиция завершается величавыми фигурами первосвященника и его спутников.
Еще один итальянский художник венецианской школы живописи эпохи Ренессанса, воплотивший сюжет
Чима да Конельяно. Введение Марии во храм. 1496-1497
Введения Богородицы во храм, — Чима да Конельяно (родился ок. 1459 в Конельяно; умер там же в 1517 или 1518 году). «Введение Марии во храм» он писал с 1496 по 1497 год. Живопись художника отличается характерным для венецианской школы звучным золотистым колоритом и величественной торжественностью композиции. Картина сейчас находится в Дрезденской галерее. Чима да Каленьяно написал целый цикл алтарных картин. Свои картины, в том числе на библейские сюжеты, мастер пишет в светлых, мягких тонах. Его картины полны скрытых религиозных посылов, разгадкой которых заняты современные исследователи.
Витторе Карпаччо, 1504-1508 гг.
Витторе Карпаччо (ок.1465 года — ок. 1526 года) — также представитель венецианской школы, итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. «Введение Девы Марии во храм» написана им в 1504-1508 годах. Сейчас картина находится в Милане. Искусство Витторе Карпаччо — это своеобразный мост между эпохами позднего Средневековья, Раннего и Высокого Возрождения. На картине, которая интересует в данном случае нас, Мария смиренно поднимается по ступеням храма. На вершине лестницы девочку ожидает Первосвященник, внизу — ласковыми взглядами провожают дочь родители. Расположенная на втором плане ниша, создающая своего рода ореол над головой Марии, — говорит нам о Ее святости. На переднем плане ребенок, олицетворяющий невинность, держит на привязи молодую лань, а рядом — кролик, символозирующий кротость Марии. Драматическая сцена, изображенная на барельефе, отсылает к жестоким дохристианским временам.
Мы рассказали о трех художниках, написавших картины на сюжет праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Но их несравненно больше. Вдохновила эта история многих — Дениса Калверта,
Эсташ Лёсюёр. Введение Марии во храм. 1640-1645
Ганса Гольбейна Старшего, Бернардино Бернардино Лукаделло, Эсташа Лёсюёра — и это далеко не все живописцы. Кроме того есть множество фресок, посвященных этой теме.
Ветхозаветные и святоотеческие тексты называют нашего Творца «художником». Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.) говорит о Нем так: «Все наполнилось света и сияния, потому что Сам художник всего и Господь пришел из Отеческих недр, не отойдя от Своего престола». В Божественном замысле о человеке ему дарована возможность творить, и творить нечто новое. Поэтому и вдохновлялись всегда живописцы евангельскими сюжетами, дерзали и воплощали в красках многие библейские истории.
Подготовила Светлана Костюкович
Введение во храм девы Марии на картинах великих мастеров средних веков
Праведные Иоаким и Анна с дочерью Марией.
Остановившись на самой верхней площадке, девочку радушно встретил архиереей, который был отцом Иоанна Крестителя. Захарий по особому внушению свыше ввел Пресвятую Деву в Святая святых, куда согласно церковному закону, мог войти лишь первосвященник с очистительной жертвенной кровью, да и то только раз в году.
Он указал 3-летней Марии место ее молитвы. Хотя согласно обычаям юные девы, пришедшие на службу Богу в храм, молились между церковью и алтарем, и лишь единственной Марии со времени ее введения, было дозволено архиереем молиться во внутреннем алтаре.
В Иерусалимском храме Мария воспитывалась вместе с благочестивыми девами, прилежно читавшими Священное Писание, постоянно молившимися и занимающимися рукоделием.
В возрасте 15-ти лет священнослужители советовали девочке покинуть храм и выйти замуж, так как по закону Раввинов каждая израильтянка должна была вступить в брак. Но Мария решительно заявила, что останется девой и посвятит себя служению Богу.
Витторе карпаччо введение марии во храм
В картине много фантазийного. Слева и справа площадь города замыкают здания, архитектура которых напоминает и османскую (ее Джентиле Беллини видел во время поездки в Константинополь ко двору султана Мехмета II, портрет которого писал), и особенно мамлюкскую: последнее наводит на мысль о том, что мастер побывал в Иерусалиме. На дальнем плане возвышается некий храм, вызывающий в памяти и базилику Сан-Марко в Венеции, и собор Святой Софии в Константинополе. Вокруг даны «цитаты» из архитектуры разных стран и культур: кампанила, минареты, граненый египетский обелиск, триумфальная колонна. Действие происходит в придуманном городе и несет на себе налет волшебства, как во всех подобных произведениях Джентиле Беллини и его младшего современника Карпаччо.
Сложно определить, что на холсте принадлежит кисти одного брата, а что — другого, но можно сказать, что линеарный стиль Джентиле смягчил лиричный Джованни, любивший тонкие светотеневые переходы.
«Джованни Беллини написал множество мадонн, очень простых, серьезных, не печальных и не улыбающихся, но всегда погруженных в ровную и важную задумчивость, — отметил русский искусствовед Павел Муратов. — Это созерцательные и тихие души, в них есть полнота какого-то равновесия, — и не таков ли был сам художник?» Мастер, оказавший большое влияние на венецианскую живопись, давший ей настроение на столетие вперед, умел внести в религиозное произведение ту интимную ноту, которая вызывает в зрителе ощущение душевной близости изображенному.
Богоматерь в этой картине, созданной восьмидесятилетним художником, ничуть не утратившим благоговейного и тихого восторга перед миром, нежно поддерживает стоящего у Нее на коленях маленького Сына. Она погружена в Свои грустные думы, отсвет которых виден в Ее взгляде. Светлая печаль разлита и в простирающемся за фигурами Марии и Христа, за зеленым шелковым пологом, пейзаже, объединяющем историю и природу. Там, вдали, идет своя жизнь, наполненная, как это часто бывает у Беллини, символикой. Помещенный справа пастух со стадом может быть соотнесен с евангельским образом Спасителя — доброго пастыря, полагающего свою жизнь за овец, то есть верующих в Него. Значение других изображений не всегда поддается истолкованию. Впрочем, населенный второстепенными персонажами чистый, ясный и одухотворенный пейзаж заставляет вспомнить о том, что у Бога все имеет смысл. Идею одухотворяющей мир божественной красоты, сквозящую в более ранних, написанных в XV веке творениях Беллини, стали развивать его последователи, сделав ее основной «темой» своего искусства.
Живопись Витторе Карпаччо принадлежит к той линии венецианского искусства, которую до него развивал Джентиле Беллини, а после — Паоло Веронезе. Речь идет о ярких, повествовательных картинах, в которых религиозные сюжеты трактуются близко к светским полотнам. Автор помещал священные образы в обстановку, сочиненную на основе мотивов, взятых из окружавшей его действительности, — зданий, людей в тогдашних нарядах, пейзажа.
Данная работа входила в цикл сцен из жизни Богоматери, исполненный для Скуола ди Санта-Мария дельи Албанези в Венеции. На ней изображено описанное в апокрифических евангелиях Введение трехлетней Марии во храм, где Ей предстояло расти и воспитываться по обету, данному Ее родителями Богу. Девочка поднимается по лестнице, Ее встречает первосвященник с другими священниками, внизу же стоят святые Иоаким и Анна, а также пришедшие с ними праведные женщины. Мария идет, склонив голову и неся в руке свечу, а присутствующие охвачены благоговением перед совершающимся.
На заднем плане видны сооружения в восточном стиле, пальмы и здание в венецианском духе, отчего город, состоящий из столь разнородных элементов, тем не менее напоминает Венецию. Карпаччо заставляет зрителя поверить в то, что созданный им на полотне мир реален. Той же цели служат и помещенные в композицию симпатичные детали, наделенные собственным смыслом. Олень выражает душевное состояние восходящего по лестнице необычного ребенка, являясь аллюзией на слова из псалма царя Давида: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Псалтирь, 41:2). Кролик, означающий земные искушения, напоминает об изначальной победе над ними поднимающейся к храму девочки. Фигурка серьезного отрока, разговаривающего со священником, перекидывает еще один эмоциональный «мостик» между зрителем и представленным на картине событием.
Введение Пресвятой Богородицы во храм: картины
История о том, как появился праздник Введения Пресвятой Богородицы, всегда привлекала живописцев. Предлагаем вам подборку картин, посвященных приходу Богоматери в Иерусалимский храм.
Денис Калверт. Введение Марии во храм. Вторая половина 16-го века
Ганс Гольбейн Старший. Введение Марии во храм. 1493
Витторе Карпаччо. Введение Богородицы во храм.
Введение Марии во храм. Храм монастыря Мюнстер Хайльсбронн. Алтарь. 1511
Введение Марии во храм. Мозаика фасада фасада собора в Орвието, Италия
Бернардино Бернардино Лукаделло. Введение Богородицы во храм. Церковь Святого пророка Иеремии. Венеция
Альфонсо Боши. Введение Марии во храм. XVII век
Эсташ Лёсюёр. Введение Марии во храм. 1640-1645
Чима да Конельяно. Введение Марии во храм. 1496-1497
Хуан Ромеро. Введение Богородицы во храм. Вторая половина XVII века
Хуан Ромеро. Введение Богородицы во храм. 1670
Фра Карневале. Введение Марии во храм. 1467
Chiesa di Santa Maria in Vallicella, Rome, Lazio, Italy
Ульм. Введение Богородицы во храм. 1480
Тициан Вечеллио. Введение Марии в храм. 1485-1490
Тициан Вечеллио. Введение Марии в храм. 1485-1490. Деталь
Таддео Гадди. Введение Марии во храм. Фреска. 1330. Часовня Барончелли, Санта-Кроче, Флоренция
Сано ди Пьетро. Введение Марии во храм. 1448-1452
Пелена. Москва. XVII в. Государственный Эрмитаж, Спб.
Паоло Уччелло. Введение Марии во храм.1435-1440
Паоло ди Джованни Феи. Введение Марии во храм. 1400 г.
Никола Дипр. Ок. 1500 г. Париж, Лувр
Мастер Эрфуртского алтаря. Введение Марии во храм. 1460
Мастер Тибуртинской Сивиллы. Введение Богородицы во храм. 1475-1480
Мастер жития Марии. Введение Марии во храм. 1460-1465
Мастер жития Марии из Кёльна. Введение Марии во храм. 1473
Мастер алтаря Реглера. Введение Марии во храм. 15 век. Мюнхен
Мануил Панселин. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Фреска. 1290-1310. Протат. Афон
Лука Джордано. Введение Марии во храм. 1672-1674
Введение Богородицы во храм. Châteauneuf-en-Thymerais Notre-Dame-du-Pasme. Эр и Луар
Введение Богородицы во храм. Базилика Богоматери в Эпине. Марна. Франция
Введение Богородицы во храм. Жо-сюр-Эдре. Сен-Леже, Атлантическая Луара, Франция
Введение Богородицы во храм. Кафедральный собор Сен-Маклу в Понтуазе. Франция
Введение Богородицы во храм. Нотр-Дам. Пуасси, Франция
Введение Богородицы во храм. Сен-Мартен, Эрбле, Валь-д’Уаз, Франция
Введение Богородицы во храм. Сен-Мартен, Эрбле, Валь-д’Уаз, Франция
Введение Богородицы во храм. Сент-Обен, Атлантическая Луара, Франция.
Введение Богородицы во храм. Храм Рождества Богоматери. Molières. Дордонь, Франция
Введение Богородицы во храм. Церковь Saint-Ayoul. Провен, Франция
Введение Богородицы во храм. Церковь Богоматери, Понтуаз
Введение Богородицы во храм. Церковь Марии Магдалины. Домон, Валь-д’Уаз, Франция
Введение Богородицы во храм. Церковь Святого Георгия, Перигё, Дордонь, Франция.
Введение Богородицы во храм. Церковь Сен-Жан-Батист. Сен-Жан-д’Анжели, Франция.
Введение Богородицы во храм. Церковь Сен-Мари-де-Батиньоль. Париж, Франция
Введение Богородицы во храм. Церковь Сен-Мартен в Шанпо. Сена и Марна, Франция
Введение Богородицы во храм. Церковь Сен-Пьер. Дрё, Эр и Луар, Франция
Введение Богородицы во храм. Церковь Сент-Ипполит. Париж, Франция
Введение Богородицы во храм. Церковь Успения Богоматери. Кледан-Поэр, Франция
Введение Богородицы во храм. Часовня де Массей. Паньи-Сюр-Мёз, Франция
Введение Богородицы во храм. Часовня Девы Марии и Святого Креста, Эльзас, Нижний Рейн. Reutenbourg, Couvent de Reinacker
Введение Марии в храм. Храм Св. Троицы, Монреаль Эйфель, Германия
Введение Марии в храм. Храм Свт. Николая. Нерак, Ло и Гаронна, Франция
Введение Марии во храм. Герб Иоганна Генриха-Крафт, 1667. Лувр. Париж