владимирская икона богородицы картинки
Владимирская икона Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери принадлежит к наиболее древним и почитаемым на Руси православным святыням. Эта религиозная картина является самым ранним богородичным образом. Икона обладает огромной силой. Множество раз она являла верующим христианам свои необыкновенные способности. Сегодня Владимирский лик Девы Марии считается главной чудотворной иконой России. В течение года празднование чудотворного образа Божией Матери проводится несколько раз.
История возникновения святого лика
Существует давняя легенда о том, как была создана бесценная реликвия. Согласно ей, создателем Владимирской иконы Божией Матери является евангелист Лука. Этот святой человек сотворил оригинал во время трапезы, в которой принимали участие Иисус Христос, Пречистая Дева Мария и ее обручник праведный Иосиф. Подлинник Владимирской иконы Божией Матери был написан не на холсте. Основой для него стала доска от стола, где находилось все Святое Семейство.
По преданию, Матерь Божия благосклонно отнеслась к работе мастера. Увидев созданное им изображение, Богородица произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя да будет с этой иконой».
Существует предположение о том, что религиозная картина с самого начала своего появления была задумана как двусторонняя. Это подтверждается устоявшейся традицией рисовать на ее обратной стороне престол с символами Страстей. Здесь присутствовали алтарный покров, Евангелие, Святой Дух в виде голубя, терновый венец. Позади престола виднелся крест с Голгофы, на котором распяли Христа. Все эти элементы выступают символами Христовых мучений, воскрешения Спасителя и предстоящего суда над живыми и мертвыми.
Вплоть до 450 года н. э. Божественное изображение пребывало в Иерусалиме. Позже чудотворная картина много путешествовала по миру и посетила немало святых мест, в том числе и русские земли.
Описание святыни
С точки зрения иконографии, Владимирский лик относится к типу Елеуса. Такая разновидность изображений была создана византийскими иконописцами в XI столетии. Ее название переводится с греческого языка как «милующая, ласкающая».
В Древней Руси данный тип картин принято называть «умилением». Это самый лиричный из всех вариантов богородичных изображений, посвященный интимной стороне общения Девы Марии с Ее Сыном. Ранее в православных храмах Владимирскую икону помещали в алтаре в качестве двустороннего запрестольного лика. Также эту святыню использовали как заалтарную и выносную.
Икона выполнена на золотом фоне и изображает Божию Матерь с Младенцем. Дева Мария предстает на картине в роскошном одеянии. На образе видны часть синего чепца Богородицы, кайма мафория с богатой золотистой отделкой. Маленький Иисус, прильнувший к Своей Пречистой Матери, изображен в хитоне, имеющем рукава до локтя. Из-под них виднеются прозрачные рубашечные края.
Богоматерь нежно удерживает на руках Божие Дитя. Ее образ излучает невероятную любовь. В то же время взгляд Богородицы наполнен глубокой скорбью и состраданием к Иисусу. Младенец обнимает Деву Марию и прижимается щекой к Ее щеке. Из-под одеяния Спасителя видны его голая левая ступня и подошва маленькой ноги. Упомянутая деталь является характерной особенностью для оригинала Владимирской иконы и списков этой композиции.
Священная картина выглядит очень трогательно. Кроме видимой идеи, в ней присутствует глубокий богословский смысл. Царица Небесная, нежно удерживающая Своего Сына, символизирует душу, которая пребывает в духовном общении с Создателем. Объятия Марии и Младенца, Ее скорбный взгляд свидетельствуют о знании предстоящих трагических событий, предвидении крестных страданий Спасителя и глубоком переживании за дальнейшую судьбу Божьего Сына.
При создании картины мастер использовал особую систему соотношения тонов. Здесь органично сочетаются зеленоватые оттенки, светлые и затемненные элементы, обеспечивающие специфический эффект присутствия на образе рассеянного, мерцающего света.
Значение образа в православии
Владимирская икона считается главной национальной святыней России, ее покровительницей и защитницей. В прошлом эта реликвия всегда присутствовала в Успенском соборе Кремля на торжественной церемонии помазания государей на царствование. Образ обязательно находится на избраниях первосвятителей. Перед ним приносят присягу на верность Отчизне.
За время своего существования Владимирский лик Богоматери многократно отводил различные беды от верующих христиан, исцелял больных, защищал обиженных и обездоленных. В истории известно немало случаев, когда икона спасала российское государство от нападения иноземных врагов, от порабощения, разорения и кровопролития.
Владимирский образ Девы Марии с Младенцем стал самым известным на русской земле. Во все времена к нему стекалось огромное количество верующих людей, желающих по молитвам к иконе устранить жизненные препятствия, защититься от зла, избавиться от недугов, попросить выздоровления для своих близких и родных. Поклониться святыне прибывали и продолжают приезжать жители самых отдаленных уголков страны.
Где побывала Владимирская икона
После длительного пребывания в Иерусалиме Владимирская икона была перенесена в Константинополь. В первой половине XII века Лука Хризоверх, являвшийся патриархом Царьграда, подарил ее древнерусскому князю Юрию Долгорукому. Этот великий правитель распорядился передать образ Вышгородскому женскому монастырю под Киевом. Здесь изображение достаточно быстро проявило таящуюся в нем небывалую силу и стало известным на всю Русь как чудотворное.
Узнав о многих удивительных явлениях, связанных с иконой Девы Марии, князь Андрей Боголюбский самовольно принял решение отвезти ее в северные земли. В дороге с ним и его попутчиками случилось неожиданное происшествие: поблизости с городом Владимиром кони, перевозящие святыню, внезапно остановились и категорически отказались идти дальше. Произошедшее было воспринято как Божий знак, после чего путники заночевали в этой местности.
Ночью князю явилась сама Богородица, державшая в своей руке свиток со священными письменами. Пречистая Дева Мария приказала правителю оставить икону в городе Владимире, а также построить на его территории обитель с храмом и назвать их в честь Ее Рождества. Именно после этих событий, случившихся в 1160 г., за иконой навсегда закрепилось название Владимирской.
Оказавшись свидетелем необъяснимых чудес, связанных с Божественной картиной, Андрей Боголюбский в значительной мере оказал содействие повсеместному почитанию Богородицы. В период его княжения на Руси возводились многочисленные храмы в честь Царицы Небесной, создавались точные копии оригинала Владимирской иконы.
Дальнейшая история реликвии преимущественно связана с российской столицей. В Москву образ попал в 1395 г., куда верующие христиане перенесли его во времена нашествия монголо-татар.
Оригинал и списки картины
В настоящее время местом хранения подлинной Владимирской иконы Божией Матери является храм-музей Святителя Николая, функционирующий при Третьяковской галерее. Он расположен в Толмачах и имеет статус домовой церкви.
Самые известные списки богородичного образа:
Среди других чудотворных копий Владимирской иконы значатся Псковско-Печерский лик «Умиление», созданный иеромонахом Арсением в начале XVI столетия, Ростовский образ Божией Матери, автором которого является знаменитый древнерусский художник Алипий Печерский.
Празднование образа и явленные чудеса
Празднование Владимирской иконы осуществляется трижды в году. Это символизирует троекратное спасение Руси от вражеского нашествия. По новому стилю дни почитания Божественного лика приходятся на несколько дат:
В начале лета, 3 июня, чествование иконы проводится в память о событиях, происходивших в далеком 1521 г. В то время крымский хан Махмет-Гирей напал на Москву со своими несметными полчищами. Чтобы спасти столицу от захватчиков, митрополит Варлаам и все местное население днями и ночами молились перед Владимирским образом. После этого у одной из монахинь кремлевского Вознесенского монастыря было видение свыше. В нем святые московские митрополиты Петр и Алексий выносили икону через закрытые двери обители и совершали с ней крестный ход, а преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский молили Пречистую Деву о защите русского народа. После вмешательства Царицы Небесной татарским племенам привиделось великое воинство в сияющих доспехах, и они в ужасе покинули пределы Москвы.
Ежегодно 6 июля православные жители России вспоминают избавление от тяжкого ига монголо-татар. В 1480 г. хан Ахмат выступил с огромным войском на Русь, правители которой отказались платить ему установленную ранее дань. В пределах устья реки Угры его остановила русская рать, после чего начался затяжной бой. Далее имело место «стояние на Угре», в период которого обе стороны сохраняли нейтралитет. Во время описанных событий вся Русь денно и нощно читала молитвы к Пречистой Деве Марии. Больше всего молящихся пребывало у Владимирской иконы. Результатом горячих просьб к Небесной Царице стало скорое отступление врага и его полное изгнание с русских земель. В память о таких чудесных событиях реку Угру начали именовать не иначе как Пояс Богородицы. В дальнейшем в российской столице появилась ежегодная традиция совершать крестный ход из Успенского собора к Сретенскому монастырю.
8 сентября Православной церковью установлен праздник в честь избавления от племен, веками угнетавших русский народ. В 1395 г. Москва была атакована Тамерланом и его безжалостными войсками. Ситуация оказалась очень тяжелой, и единственной надеждой на спасение стало справедливое Божественное вмешательство. Великий князь Василий Дмитриевич повелел доставить в Москву икону Богородицы, хранящуюся во Владимире. После ее прибытия был проведен крестный ход, а перед святым образом стояли на коленях все – и представители высшего духовенства, и бояре, и члены княжеской семьи, и простой люд. Божия Матерь вняла просьбам уповавших на Нее и явила удивительное чудо во имя спасения человеческих жизней. Тамерлану, находящемуся в шатре на берегу Москвы-реки, было послано откровение: он увидел, как по склону высокой горы спускаются святые мужи с золотыми посохами, а над ними в необыкновенно ярком сиянии парят Пречистая Дева Мария и ангелы с огненными мечами. Грозный правитель татар ужаснулся такому небывалому зрелищу. Собранные им мудрецы и старейшины правильно растолковали увиденный знак. Они сочли его проявлением небесного заступничества и предупреждением свыше о необходимости оставить православный народ в покое. После этого Тамерлан решил не перечить Божьей воле. Он повелел поскорее покинуть пределы русской столицы и увести обратно татарские войска.
Чудотворной силой обладает не только подлинник святыни, но и ее многочисленные списки. Хорошо известна история о том, как в 1771 г. Владимирская икона Божией Матери «Оранская» спасла жителей Нижнего Новгорода от губительной эпидемии чумы. Заоникиевский образ прославился многочисленными исцелениями тел и душ верующих людей, избавлением от бесноватости, помощью в опасных ситуациях и другими удивительными чудесами.
О чем молятся у Владимирской иконы
Владимирская икона считается сильной покровительницей русских православных людей. Верующие молятся перед ней в любой сложной ситуации. Богородичный образ помогает:
Владимирский лик Божией Матери уже много веков славится своей способностью исцелять от различных заболеваний. Чаще всего православные христиане, обратившиеся за помощью к Деве Марии через эту святыню, излечивались от болезней глаз, сердца, женского или мужского бесплодия.
Как и другие иконы, на которых изображена Пречистая Богородица, Владимирский образ покровительствует детям различных возрастов. Родители могут молиться у него о здравии своих чад, о наставлении их на правильный путь, предотвращении плохого влияния окружающих.
Молитвы перед чудотворной иконой дарят выздоровление не только телесное, но и духовное. Святыня помогает обрести истинную веру, очистить душу от всяческого зла, подсказывает, как прожить благочестивую жизнь, достойную истинного христианина и угодную Создателю.
Владимирская икона Божьей Матери
Напоминаем Вам, дорогие Братья и Сестры, что только у нас самый большой каталог икон и фото и Вы можете купить Владимирскую икону Божьей Матери по самой низкой цене!
Икона происходит из Константинополя, на Руси она оберегала князя Андрея Боголюбского и долгие века хранилась в Успенском соборе города Владимира, от которого получила свое название. Чудесным образом она, единственная из икон, сохранилась в пожаре собора 1185 года и при страшном нападении хана Батыя на город в 1237 году.
В чем помогает Владимирская икона
Память чудотворений Владимирской иконы празднуется Церковью трижды в год, поминается в эти дни избавление Отечества от монголо-татар. В памятные даты читается и поется на молебнах акафист иконе. Однако верующие люди, любящие Царицу Небесную и чтущие Ее святой образ, читают акафист и молитву Ей и в обычные дни в разных обстоятельствах:
Каждый акафист Божией Матери или Ее иконе завершается следующей молитвой, которую можно читать онлайн на русском языке:
Молитва Владимирской иконе Божией Матери
Многие наши современники свидетельствуют, что по молитвам ко Господу они обретали долгожданных наследников. Просить о даровании детей, благополучной беременности и родах нужно следует, прежде всего, Божию Матерь, Деву Марию, Родившую Самого Сына Божиего. Особую благодать в вопросах, связанных с детьми и семьей, имеют также Ее иконы:
• Млекопитательница;
• Помощница в родах;
• Казанская;
• Отрада и Утешение;
• Благоуханный Цвет;
• Казанская;
• Вифлеемская;
• Касперовская;
• Ченстоховская;
• Леушинская.
Как молиться при проблемах в семье Божией Матери
Читайте утром и вечером молитву Божией Матери Владимирской о вашей семье
«Пресвятая Владычица моя Богородица, возьми семью мою под Свой Покров. Всели в сердца супруги (супруга) моего и наших детей мир, любовь и все доброе. Помоги, Матерь Божия, чтобы мы вместе прославляли имя Твое и Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Молитвами всех святых и Своей Пречистой Матери да хранит вас Господь!
Все иконы освящены по полному православному обряду в храме святителя Николая Чудотворца
На все реализуемые товары мы с радостью предоставим Вам любые документы, на всех ювелирных изделиях обязательно стоит проба и заводская бирка с ОТК, что гарантируем 100% подлинность. Также на большинстве икон есть сертификаты производителя и фирменная упаковка
Доставка в любой регион России
Мы с радостью и очень быстро доставим прямо до дверей Вашей квартиры все заказанные товары, мы заранее сообщим Вам примерную стоимость и сроки доставки, так что Вы всегда будете точно знать, когда получите Ваш заказ!
Доставка в будни и в выходные
Доставка происходит в любое удобное для Вас время и даже в выходные. Вы сами выбираете время и место удобное Вам. Курьер обязательно позвонит за 1 час и предупредит, что уже выехал.
Оплата наличными или онлайн
Вы можете оплатить Ваш товар любым максимально удобным Вам способом, будь то электронные деньги или же перечисление на расчетный счет!
Возврат товара в течение 2 недель
Мы настолько уверены в качестве нашей продукции, что Вы всегда можете вернуть нам не понравившийся товар в любое время в течение первых двух недель использования.
Владимирская икона Божьей Матери: великая святыня Церкви
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Дни празднования – 3 июня, 6 июля, 8 сентября
В истории и политике Русского средневековья для нынешнего, современного человека, существует немало парадоксов. Действительно: мы живём в обществе с сильным секулярным сознанием. Когда представить себе мир, где даже жестокий, по-своему коварный, политик может быть одновременно человеком целиком церковным, верующим, даже достигшим святости – почти невозможно.
Но это для Средневековья парадокс из серии «очевидное – невероятное». Тогда как раз так и было: верующий и не мыслящий себя без Бога, молящийся, раздающий милостыню, кающийся. и одновременно политически беспощадный, опасный для оппонента, властитель.
Это для Средневековья чуть ли не аксиома. Над которой поднимались немногие, среди коих – Владимир, Борис и Глеб, быть может, ещё Федор Иоаннович. И история, связанная с великой святыней, Владимирской иконой Божией Матери, тоже из числа характерных средневековых. А было так. В момент обострения борьбы между русскими городами и княжествами, потомок святого Владимира святой благоверный князь Андрей Юрьевич, в народе прозванный Боголюбским, разорил Киев. И в 1169 году силой вывез из опального города икону Богородицы. Он отправился с нею в сторону Владимира-на-Клязьме, в далекую северо-восточную часть Руси, где стремился укрепить собственную столицу большого и независимого княжества.
По воле Божией, образ, первоначально похищенный у киевлян, очень скоро явился святыней не только княжеского дома, но и всего государства, которое создавал Андрей. И в этом качестве он «вернулся» и в Киев, и в каждый православный город. Образ стал достоянием православных церковных людей по всей земле. Сейчас святыня эта находится в Москве, в Третьяковской галерее. Речь идет, конечно же, о Владимирской иконе Божьей Матери.
Создание известнейшей из дошедших до нас русских икон обычно связывают с именем евангелиста Луки. Он обладал талантом художника и еще при жизни Девы Марии написал несколько Ее портретов. По преданию икона Владимирской Божией Матери была написана именно апостолом Лукой в первом веке от Рождества Христова: по желанию современников апостол изобразил лик Богоматери с Младенцем на руках, причем сделал это на доске стола, за которым в юности Спасителя сидели Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник.
Точных подтверждений этому нет, и Церковь не настаивает на буквальной достоверности такого предания, однако и не отвергает его. Существует большое число копий, которые веками переписывались безымянными мастерами из поколения в поколение. Одной из таких икон. возможно, и является и Владимирский образ.
Он был подарен киевлянам Константинопольским патриархом Лукой Хрисовергом как благословение русскому стольному граду. После своего прибытия на Русь икона с 1131 года находилась в Богородичном монастыре, который располагался в Вышгороде – одном из северных пригородов Киева. Большинство исследователей полагает, что Вышгородскую реликвию создали византийские мастера, но есть вполне обоснованное допущение, что она может иметь и чисто русское происхождение, а написал ее преподобный Алипий Печерский, известный киевский иконописец XI-XII столетий. Как бы там ни было, уже с самого начала своего существования святое изображение Богородицы особо почиталось русичами, практически сразу сделавшись национальной святыней.
Будучи проводником абсолютистской политики, Долгорукий, однако, являлся человеком старой закалки. Он крепко держался за Киевский престол, стремился сохранить Киев столицей. А его сын Андрей – человек уже иного склада. Он вырос на Северо-Востоке Руси, поэтому родные просторы ему куда милее центральных земель тогдашней Русской земли. И в конечном итоге, он решает окончательно порвать с Киевом, полностью посвятив свою жизнь развитию собственного удела. А чтобы его начинания получили благословение свыше, князь решает забрать из киевских пределов самую чтимую русскую святыню и перенести ее в столицу северных владений, каковой в то время был город Владимир.
Стремление князя освятить свои начинания впоследствии отразились в летописных сказаниях. Например, существует предание, что еще в Вышгороде икона несколько раз была обретаема совсем не в том месте, где ее размещали до этого. Авторы сводов видят в этих чудесах знак свыше – Богородица словно сама говорила всем, что здесь Она оставаться не хочет, что Ее воля связана отныне не с Киевом, а с Владимиро-Суздальскими землями. Сейчас уже трудно отделить в этих сказаниях легенду от реального исторического факта. Бесспорно лишь одно – Владимирская икона действительно сыграла огромную роль в истории России.
Сначала она находилась в Боголюбове – предместье Владимира, где располагалась загородная княжеская резиденция. Но очень скоро ее перенесли в саму столицу и поместили в только что построенный Успенский собор, которым князь очень гордился и считал делом всей своей жизни. Храм стал постоянным местом пребывания образа. Ежедневно к нему приходили толпы людей, и многим из них по их горячим молитвам Пречистая Дева подавала исцеление и избавление от разных скорбей. Так продолжалось до самого татаро-монгольского нашествия 1238 года, когда практически все города Руси были разрушены и сожжены завоевателями. Но волей Божьей в дни страшного разорения икона не пострадала – существует легенда, что ворвавшиеся в собор ордынцы, сдирая со стен все блестящие и имеющие хоть какую-то ценность предметы, попросту побоялись трогать святыню. Они смотрели на лик Богоматери, и их объял невыразимый ужас, заставивший в спешке покинуть храм.
Все годы чужеземного ига святой образ пребывал во Владимире. Но через столетие его на некоторое время принесли в Москву, которая уже стала практически неоспоримым лидером в регионе. Случилось это при набеге Тамерлана в 1395 году. Тогда жители столицы, сознавая нависшую над ними угрозу и понимая, что полчища завоевателей многократно превышают число русских ратников, пали духом, и ничто не могло изгнать тоску из их сердец. Тогда митрополит Киприан и приказал доставить в город из Владимира великую святыню – чтобы она воодушевила морально подавленных воинов. И свершилось чудо – Тамерлан отступил, так и не дав боя. Легенда гласит, что Богородица лично явилась ему во сне вместе со святыми, и это видение устрашило завоевателя. Он решил не рисковать и не иметь дело с духовными покровителями москвичей.
В Москве тогда лик Богородицы не остался – его вернули во Владимир, где он находился еще сто лет. Только в 1480 году икону Богородицы окончательно перенесли в Москву, которая уже окончательно закрепила за собой титул столицы всего северорусского государства. Повод, по которому был организован этот перенос был трагическим – на реке Угра, на восточных рубежах зарождавшейся России стояли два войска – Великого князя Ивана III и хана Ахмата. Они сошлись из-за очень важного вопроса – Москва отказалась признавать Орду своим хозяином. После долгих маневров армии встретились, но ни одна сторона не решалась начать сражение первой.
Воспользовавшись благоприятной ситуацией, русские направили в тыл врага диверсионную группу, и это заставило хана повернуть обратно, по сути, приняв условия москвичей. И пусть до конца XVII века Москва страдала от нашествий степняков, это были уже именно набеги, а не целенаправленные походы за данью. Россия после «стояния на Угре» перестала быть данником Орды.
Победу над Ахматом русские посвятили Богородице, которой неустанно молились перед пречистым Владимирским образом. И даже праздник дополнительный установили – 23 июня (6 июля). После избавления от ордынского ига Владимирский образ больше не покидал пределов Москвы. С 1480 по 1918 год икона хранилась в Успенском соборе Кремля слева от главных царских врат. Она стала поистине общенациональной реликвией, перед ней молились все российские святители и цари, ею благословляли в походы войска, она является свидетельницей самых драматических страниц истории.
Богородица услышала их молитвы – крестный ход вернулся в Кремль. Василию Блаженному, московскому юродивому, тоже довелось стать свидетелем этого чудесного действа. Ему было открыто, что Москва будет спасена от захватчиков. Так оно и случилось – Махмед Гирей ушел в Орду иным путем, не причинив стольному граду никакого вреда. А ведь все могло быть иначе, но заступничеством святых и самой Богоматери город был спасен. В честь этого события установлено празднование 3 июня.
Пришел кровавый 1917 год, и спустя несколько месяцев после революции и захвата большевиками власти кремлевские святыни были конфискованы. Владимирскую икону вначале направили на реставрацию, затем она экспонировалась в Государственном историческом музее, а в 1930 году ее передали в Третьяковскую галерею. До 1989 года она находилась в самом здании музея, пока в 1989 году ее не поместили в специальном киоте в восстановленном храме святителя Николая в Толмачах.
Икона принадлежит к древнему типу изображений Богородицы, который называется «Елеуса», то есть «Умиление». Это самые нежные иконы Богородицы, на них Пресвятая прильнула к своему Сыну, а Он – к Ней. Они словно ведут некий внутренний диалог между собою, а молящийся становится как бы участником этого разговора Матери и Богомладенца.
К сожалению, икона почти утратила свой первоначальный вид – от древнего красочного слоя сохранились лишь фрагменты – лики Спасителя и Богородицы, а также элементы одежды. Остальное – более поздние дорисовки, выполненные уже владимиро-московскими мастерами после того, как изображение несколько раз страдало от пожаров. Но даже в таком виде Владимирская – пожалуй, самая красивая икона среди всех русских памятников. И не зря когда-то Андрей Боголюбский выбрал именно ее. Наверняка неким внутренним чутьем он понимал, что только эта святыня может стать настоящим духовным символом России, выражением ее внутреннего мира и ее многогранной души.