владимирский скит монастыря калужская свято тихонова пустынь
Тихонова пустынь
Содержание
История [ править ]
История Тихоновой пустыни восходит ко второй половине XV века, когда в медынские леса пришел постриженник московского Чудова монастыря Тихон. Несколько лет он подвизался в лесу один, поселившись в дупле старого дуба, затем вокруг него, как это обычно и происходило, собрались ученики, и в конце концов, не без препятствий со стороны владетеля здешних мест князя Ярослава Владимировича, образовалась монашеская община. Подобно всем юным монастырям, она была бедной материально, имея лишь деревянную Успенскую церковь и несколько келий, но богатой духовно, поскольку иноки ее совершенствовались в монашеском делании под руководством дивного наставника — преподобного Тихона.
Знаменательное для Тихоновой пустыни событие произошло в 1551 году: преподобного Тихона причислили к лику святых на Московском Соборе. Мощи его были обретены и открыто почивали в Успенском храме.
Собственно, этим и исчерпываются исторические данные о раннем этапе истории монастыря. В 1610 году его разрушили польско-литовские отряды, уничтожив и все монастырские документы, которые могли бы помочь нам реконструировать первый век существования обители. После ухода грабителей в относительной целости сохранился лишь храм во имя Трех Святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Мощи прп. Тихона иноки сокрыли под спудом, опасаясь их поругания от латинян.
Запустение удалось преодолеть лишь спустя несколько десятилетий упорным трудом братии. К 1630 году монастырь обзавелся новыми хозяйственными постройками и кельями, затем было начато строительство двух новых — но все еще деревянных — храмов, в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца.
В 1670-е годы в монастыре, наконец, началось строительство каменного храма. Его решено было возвести над мощами преподобного Тихона Калужского. А так как над ними стоял Трехсвятительский храм, то его разобрали и перенесли за пределы монастырской ограды. Он стал, таким образом, приходской церковью для поселян. Каменный храм, построенный на его месте, освятили в честь Преображения Господня.
В 1684 году Тихонова пустынь утратила самостоятельность. Ее приписали к московскому Донскому монастырю, и управлялась она строителями, присылаемыми оттуда.
Образование Калужской епархии в 1799 году существенно упорядочило жизнь монастырей, вошедших в нее.
Вслед за духовным укреплением обители явился и материальный расцвет. В 1879—86 годах был совершенно перестроен Преображенский собор, в 1887 году на источнике прп. Тихона возвели храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», в 1894 году выросла четырехъярусная колокольня. Благоустройство монастыря продолжилось и после кончины архимандрита Моисея (в 1895 году): в 1914 году состоялось освящение нового Успенского храма, едва ли не самого обширного и благолепно украшенного во всей округе. В этот же период был выстроен больничный корпус с церковью в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
К 1917 году Тихонова пустынь превратилась в один из крупнейших и самых прославленных монастырей России. Среди калужских обителей по числу паломников и известности она уступала лишь Оптиной Пустыни. Число братии к этому моменту возросло до 226 человек (тогда как в первой половине XIX века здесь подвизались 16 иноков). Но вскоре это цветущее монашеское древо было срублено под корень. Топор начали вострить сразу же после революции. 23 января 1918 года вышел декрет об отделении Церкви от государства, а в апреле Калужский уездный съезд Совета рабочих депутатов постановил «закрыть мужской Тихоновский монастырь».
В 1993 году Успенский собор Тихоновой пустыни был передан Калужской епархии. Первая Божественная литургия в храме, еще не отреставрированном вполне, была совершена 29 июня 1995 года, в день памяти прп. Тихона, архиепископом Калужским и Боровским Климентом. Восстановительные работы (только основные, не считая внутренней отделки!) в соборе продолжались еще пять лет — что и не странно, учитывая, как велики были разрушения, нанесенные памятнику архитектуры безбожной эпохой.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время из монастырского комплекса восстановлены Успенский собор, Никольский храм, домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с больничным корпусом, братские кельи, трапезная. На святом источнике преподобного Тихона заново построен каменный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», жилые корпуса и две купальни. Восстанавливаются монастырская колокольня и гостиница для паломников. Ведется строительство Преображенского собора на территории монастыря и храма в честь преподобного Ефрема Сирина в новообразованном скиту на месте прежней монастырской «Ефремовой дачи».
В монастыре ежедневно проходят утренние и вечерние богослужения. В храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на святом колодце еженедельно совершается Божественная литургия и водосвятный молебен. У насельников практикуется частая исповедь, а также регулярно проводятся духовно-просветительские беседы. Братия монастыря совершает паломнические поездки по России, на Святую Землю, на Гору Афон.
При монастыре действует воскресная школа для детей, издается «Тихоновский листок». В задачу монастырской паломнической службы входит прием, расселение и питание паломников, организация для них духовных бесед и экскурсий по территории монастыря. На благотворительном отделе монастыря лежит попечение о нуждающихся, обращающихся за помощью. При монастыре работает пекарня. Возрождающуюся обитель преподобного Тихона неоднократно посещал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Здесь побывали предстоятели Поместных Православных Церквей –– Блаженнейший Парфений III, Патриарх Александрийский и всей Африки и Болгарский Патриарх Максим.
За годы возрождения в монастыре установилась традиция в ночь под 19 января, на праздник Крещения Господня, на святом источнике архиерейским чином совершать Великое освящение воды. Также ежегодно в день памяти преподобного Тихона Калужского, 29 июня, после Божественной Литургии в обители совершается Крестный ход на святой источник, где при большом стечении духовенства и верующих архиерейским чином служится водосвятный молебен.
galik_123
Наводы
2. Скит Калужской Тихоновой пустыни в честь Владимирской иконы Божией Матери расположен на месте великого события в истории Руси. На реке Угре в 1480 году произошло стояние войск московского князя Ивана III и хана Большой Орды Ахмата. Это очень значимое и важное событие в истории нашей страны. Но так сложилось, что событие это до сих пор находилось в тени другого героического сражения на Куликовом поле в сентябре 1380 года.
5. Экскурсии в музее проводятся каждый час, и время до начала мы посвятили осмотру территории скита.
6. Справа от главных ворот находится касса, совмещённая с иконной лавкой.
7. Есть и скамейки для отдыха и ожидания начала экскурсии.
8. Да, отдельное слово надо сказать о входных дверях работы московского кузнеца Константина Мухина. Они словно из XV века.
9. В иконной лавке даже продаётся русский сарафан.
10. То тут, то там стоят на страже защитники Отечества из разных времён.
11. Вообще, весь комплекс посвящён великим сражениям в истории России, когда защитить Отечество помогало заступничество Божией матери от Её Владимирской иконы. И освобождение Руси от ордынского ига церковное и народное сознание связало тоже с заступничеством Богородицы.
12. Если говорить об архитектурном решении зданий Владимирского скита: церкви, братского корпуса, музейного комплекса, то в его основу легли традиции древнерусского зодчества. Нижний храм Владимирскоой церкви посвящён Сергию Радонежскому.
14. Эпизод росписи, связанный с событиями на Угре.
18. Со смотровой площадки открывается вид на окрестности. Правда, смущают крыши современных домов в деревне Дворцы, но тут надо включить воображение. Считается, что на месте одной из княжеских ставок (шатра) русских войск на берегах Угры и возникло село Дворцы.
19. Братский корпус на территории скита находится в самой отдалённой его части.
20. Общее впечатление путешествия во времени даже усилилось после посещения музея-диорамы.
21. На берегу Угры возле села Дворцы установлен Поклонный крест в честь происходящих здесь событий.
Свято-Тихонова Успенская пустынь
Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Свято-Тихонова пустынь представляет собой довольно большой монастырский комплекс, не сохранивший, к сожалению, древних архитектурных памятников. Исторически Тихонова пустынь известна с тремя наименованиями: в древности она называлась Малоярославецкой, с XVIII столетия ее именовали Медынской, а в XIX в. получила название «Калужская». Разнообразие этих наименований объясняется тем, что земля, на которой стоит монастырь, в разное время принадлежала разным городам, поэтому монастырь имел название по имени города, от которого зависел.
Обитель была основана во второй половине XV века преподобным Тихоном Медынским, калужским чудотворцем.
Будучи монахом, Тихон удалился на берега речки Вепрейки, впадающей в Угру. Жилищем ему служило дупло исполинского дуба. Питался он дикорастущими травами и плодами, а воду брал из колодца, который выкопал своими руками. Когда преподобный Тихон основал монастырь, неизвестно, но имеются сведения, что он сам построил храм во имя Пресвятой Богородицы, в котором и был погребен.
Татарские погромы и литовские разорения не оставили древних письменных памятников, современных преподобному Тихону. Известно только, что до разорения в обители были Успенский собор с приделом в честь святителя Николая Чудотворца и храм в честь Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В Смутное время монастырь был разграблен и сожжен. В первой половине XVII в. обитель преподобного Тихона была восстановлена. В 1684 г. Тихонова пустынь была передана в ведение Донского монастыря, а в 1764 г. стала независимым заштатным монастырем.
В 1784 г. в ней был введен общежительный устав. В XIX в. обитель преподобного Тихона переживала период своего расцвета. Настоятели в это время назначались из пострижеников Оптиной пустыни. Неоднократно посещал Тихонову Пустынь преподобный Макарий Оптинский. Также неустанную заботу о монастыре проявляли преподобные Моисей и Амвросий Оптинские, направляя туда новых иноков. В начале XX в. в монастыре было 226 человек братии, действовало 7 храмов. На территории монастыря располагались Преображенский собор, Успенский храм, трапезный храм в честь святителя Николая и домовый храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в больничном корпусе. Кроме того, было 3 храма за пределами монастыря: в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на источнике преподобного Тихона и 2 храма в Сретенском скиту — в честь Сретения Господня и в честь Калужской иконы Божией Матери.
Строительство Преображенского собора было начато в 1677 г. Соборный храм представлял собой грандиозное каменное здание в 3 света, с хорами большой вместимости. Здание храма было выстроено в форме креста, с пятью главами, увенчанными золотыми крестами. К нему были пристроены 2 придела: в честь святителя Николая Чудотворца (в 1756 г.) и в честь святителя Тихона, епископа Амафунтского (в 1790 г.). Собор перестраивался дважды — в 1840-х гг. и 1879—1886 гг.
По внутреннему размеру храм занимал — в длину около 25 м и в ширину около 23 м. Главнейшей святыней соборного храма, а также и всей обители являлись мощи преподобного Тихона Калужского.
Тихонова пустынь
Тихонова Успенская пустынь — мужской монастырь в Калужской области, возведенный в XV веке. Основателем монастыря является преподобный Тихон Медынский. Легенда гласит, что Тихона Медынского ударил по щеке князь Боровский. В момент удара рука князя сделалась каменной. Молитвами преподобный исцелил князя, за что тот пожертвовал средства на основание святой обители. Именно Тихон позднее благословлял Ивана III перед сражением на Угре против татаро-монгольского войска.
За несколько веков существования святая обитель несколько раз меняла свое название. С момента основания и до XVIII века монастырь именовался Малоярославецкая пустынь, в XVIII–XIX веках — Медынская пустынь, с XIX века — Калужская пустынь.
В Смутное время мужской монастырь Тихонова пустынь практически полностью был уничтожен. Первый каменный храм (Преображенский собор) на территории Тихоновой пустыни был возведен в 1677 году при игумене Ионе. К началу XX века монастырь был одним из самых известных в Российской империи. После революции святую обитель закрыли, на территории было основано «Первое советское культурное хозяйство имени Ленина». В 20-е годы в стенах Тихоновой пустыни разместился сельскохозяйственный техникум для людей с ограниченными возможностями здоровья. Позднее на территории расквартировали воинскую часть. К концу 20-х годов в обители проводили службы всего 3 монаха. После распада СССР, природная часть Свято-Тихоновой пустыни была объявлена памятником природы местного значения. Территория монастыря вновь была передана епархии в 1993 году.
Богослужения в Тихоновой пустыни
Расписание служб в Тихоновой пустыни публикуется на официальном сайте на неделю вперед. Все храмы на территории являются действующими. Богослужения в храмах святой обители проходят ежедневно, дважды в сутки. В зависимости от дня недели меняется место богослужения — литургии могут проходить в храме Преподобного Тихона, Никольском храме, Успенском соборе, храме на Святом Источнике. Вечерние службы, чаще всего, проводятся в Преображенском соборе.
Для ознакомительного посещения монастырь открыт с 08:00 до 20:00. Экскурсионная и паломническая службы работают с двумя выходными днями (понедельник и вторник).
Храмы
В Тихоновой пустыни, на территории основного комплекса, расположено 6 храмов, 2 скита и 2 музея. Для туристов и паломников открыты гостиница, кафе, иконно-книжная лавка, монастырская пекарня. На фото Тихоновой пустыни можно заметить, что практически все постройки были восстановлены или отреставрированы недавно. Преображенский собор — восстановленный храм XVII века. Новый храм в византийском стиле был отстроен в 2005 году. Пятикупольный собор имеет два храма: нижний во имя преподобного Тихона Калужского и верхний — Преображенский. Внутреннее убранство представлено деревянными резными иконостасами и писаными иконами.
Храм во имя Святителя Николая возведен в 1908 году. Архитектурный стиль — эклектика с сочетанием русско-византийских мотивов. Храм пристроен к братской трапезной. Успенский собор также построен в русско-византийском стиле. Храм был построен в конце XIX века вместо обветшавшей надвратной Успенской церкви.
Скит Живоносного Источника был основан в конце XIX века. Источник в Тихоновой пустыни находится в 2 км от основного комплекса. Скит построили над источником, который, по легенде, был выкопан самим Тихоном в XV веке. В советское врем храм был уничтожен, вновь его отстроили лишь в 1994 году. Сейчас на территории скита, помимо храма, находятся кафе с монастырской выпечкой, книжная лавка и купальни.
За территорией основного комплекса располагается еще одна церковь — храм во имя Трёх Вселенских Святителей. Однокупольный храм сочетает в себе элементы русской эклектики с модерном. Восстанавливающим храм удалось сохранить стиль «кирпичного узорочья» — за счет чего храм выглядит очень нарядно. Также к монастырю относится монастырский скит на реке Угре. Храм является частью музейного комплекса «Великое стояние на Угре». Миниатюрный храм в стиле древнерусского зодчества выполнен по образу храма Покрова Божией Матери на реке Нерли.
Как добраться до Тихоновой пустыни
Основной комплекс монастыря находится в селе Льва Толстого (до революции — Тихонова слобода), в 17 км от Калуги. На автомобиле от регионального центра дорога займет не более 20–30 минут. Расстояние от Москвы — 170–180 км. Дорога на автомобиле пройдет по Киевскому шоссе. Не доезжая до Угры приблизительно 1 км, нужно повернуть направо в сторону поселка Льва Толстого. Расстояние от поворота до монастыря — 3 км.
Карта «Как добраться из Москвы до Тихоновой пустыни»
На общественном транспорте можно добраться двумя способами. На электричках, следующих на Калугу, можно доехать до станции «Тихонова пустынь». Расстояние от станции до монастыря — 9 км. Электрички до Тихоновой пустыни курсируют довольно часто. Время в пути от Киевского вокзала до станции — 3 часа. От станции курсирует прямой автобус до монастырского комплекса.
Расписание электричек до Тихоновой пустыни
Ежедневно из Калуги до села Льва Толстого курсируют пригородные автобусы. Время в пути — 40 минут. Автобусы ходят 3–4 раза в час. От остановки до Свято-Тихоновой пустыни дорога пешком займет около 10 минут.
Расписание автобусов до села Льва Толстого
Из Калуги на такси до монастыря можно доехать за 20 минут. Вызвать автомобиль с водителем можно через мобильные приложения: Яндекс. Такси, Uber Russia, RuTaxi, Gett.
Панорамный вид на монастырь Тихонова пустынь в Калужской области
Монастырь Свято-Тихонова пустынь на видео
Калуга. Владимирский скит – «Великое Стояние на Угре»
«Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество».
В продолжение изучаемой темы стояния на реке Угре, мы отправились во Владимирский скит, где находится музей-диорама «Великое стояние на Угре» и последняя работа великого русского заслуженного художника Павла Викторовича Рыженко (11 июля 1970 — 2014), уроженца Калуги.
Сразу признаюсь, что именно диорама «Великое стояние на реке Угре» была целью моего посещения Калуги.
Спасибо Тане и Сереже за реализацию этой цели!
Во Владимирский скит Калужской Свято-Тихоновой пустыни мы добрались во второй половине дня и переживали, что уже будет закрыто, но все работало, и я даже успела присоединиться к экскурсии.
Скит в честь иконы Божией Матери «Владимирская» братия монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь основала в благодарность Господу и Пресвятой Богородице за спасение Отечества в 1480 году. Название Владимирский получил в честь Владимирской иконы Божией Матери, потому что в самом начале военной кампании митрополит Геронтий благословил перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Божией Матери «Владимирская». На протяжении всего времени «Великого Стояния» в Успенском соборе, построенном за год до событий на Угре, непрестанно совершались молебны. Русский народ со слезами, сердечным умилением, с глубоким религиозным воодушевлением просил Пресвятую Богородицу спасти Москву и Отечество.
Владимирский скит в настоящее время представляет собой территорию, где в центре находится памятник Ивану III, здание музей с диорамой, церковь в честь Владимирской иконы Божьей Матери.
В музее-диораме на первом этаже находится билетная касса, там же можно приобрести различные сувениры и познакомиться с художественными работами Павла Рыженко.
Диорама размещается выше. Смотровая площадка сделана двух ярусной, чтобы зрители смогли увидеть не только масштабную картину Стояния, но и понять значение и масштаб происходящего в 1480 г.
Диорама последняя работа Павла Рыженко и открывалась уже без него, последние работы выполняли художники военной студии имени Грекова.
Длина холста 23,6 м, высота 6,7 м, глубина 8 м. На полотне насчитывается более 150 персонажей. «Великое Стояние на Угре 1480 года». Это эпохальная точка, поставленная в 260-летнем монголо-татарском иге.
В 1380 г. великий московский князь Дмитрий Донской при духовной поддержке преподобного Сергия Радонежского мужественно сразился с войсками хана Мамая за освобождение Руси. Однако сражение на Куликовом поле не принесло окончательной победы. Еще 100 лет Отечество находилось в зависимости от Золотой орды.
В 1472 г. московский князь Иван III перестал платить дань золотоордынскому хану Ахмату. Разгневанный дерзостью и непокорством «русского улуса», Ахмат собрал огромное войско и в 1480 году подступил к границам Московского княжества. Иван III при духовной поддержке Митрополита Московского и Всея Руси Геронтия и архиепископа Ростовского Вассиана решил противостать Большой Орде. Началась военная кампания, вошедшая в историю под названием «Угорщина» или «Великое Стояние на Угре».
С 20 октября 1480 г. начались сильнейшие морозы. Угра покрылась твердым льдом. 28 октября русские полки начали поспешно отходить к Боровску на новое место дислокации для защиты дороги на Москву. Великий князь и его окружение полагали, что враг по замёрзшей реке свободно переправится на другой берег и новое сражение неизбежно. И здесь случилось событие, объяснить которое можно только Божественным вмешательством. Ахмат расценил отход русских войск как очередную тактическую хитрость и в начале ноября дал приказ отступить на зимние базы. Ордынское воинство «страхом гонимое» бежало «безвозвратным путем» и навсегда покинула Русь. По возвращении в Орду Ахмат был убит в своей кочевой ставке. С его гибелью завершилось монголо-татарское иго на Руси. Российское государство получило внешнеполитическую независимость.
Вот как описывается картина Стояния: «Мы видим не подробную историческую картину события, а участия в ней всего русского народа, в том числе православной церкви.
На полотне диорамы насчитывается более 150 персонажей.
На первом плане изображен лагерь русского войска, в которой оказывается сам зритель как будто вышедший на крытую террасу княжеского терема. Мы тут же окунаемся в жизнь русского лагеря. Этот мир раскрывается нам постепенно всем своим движением и массой, своими звуками и запахами. Над нами пролетает ворон, вокруг нас шелест листы поздней осени, начинается движение ветра с реки Угры, которая виднеется на самом горизонте.
В центре русского мира – образ Пресвятой Богородицы Владимирской, которую несут крестным ходом. Ее предстательством и заступничеством и была одержана победа.
На другом берегу угадывается лагерь Золотой орды уже зажженный русской артиллерией. Темное пятно на реке – попытка татарской конницы формировать брод на реке.
Перед нами появляется раненный монах с кадилом в руке.
Мы видим здесь монахов обители преподобного Тихона Калужского исповедующих воинов идущих на бой, они помогают раненным, совершают отпевание почивших бойцов, служат молебны. Роль монашеской братии в тех событиях, едва ли не ключевая.
На холсте изображен быт того времени. Жизнь войска в те знаковые дни. Пушки и ядра, раненные и пленные, воины, иконы, свет от лампады, монахи и дети, все смешалось на этом поле в единое движение, которым наполнен до предела весь лагерь.
И, кажется, что это напряжение готово вот-вот вылиться в сражение.
В самом центре остановились воевода и боярин, к которым прискакал гонец с грамотой. Решается судьба, куда их поведут.
Русские воины стоят твердо, уверенно, здесь перед нами предстают духовные воины, которые пришли, стали и стоят на своей земле с осознанием своей правоты. 100 тысячная армия, многочисленней которой в то время не было в истории, отдыхает, готовится к бою и готовит пищу. Быт той эпохи война и мир, участниками которых становимся и мы.
А дальше за столом с русскими воинами сидит немец. Его изображение здесь не случайно – это образ рождающейся многонациональной империи. В состав русского войска уже входили наемники датчане, французы, немцы.
Мы слышим звон колоколов.
Рядом с диорамой находится комната с музейными экспонатами, найденными на месте событий, и подарками музею от посетителей,
а также мемориальная комната Павла Рыженко. Там можно увидеть ранние работы художника, фотографии, интервью и
картину «Ослябя», которая, по словам экскурсовода, наиболее ярко характеризует Павла, который мог идти куда-то по делу и вдруг остановиться, чтобы насладится красотой окружающего мира.
Биографию Павла Рыженко и его картины можно посмотреть на сайте http://павел-рыженко.рф/
Из музея зашли в храм Владимирской иконы Божьей Матери. Храм был построен к августу 2011 г. и освящен храм с двумя пределами: нижний престол освящен во имя преподобного Сергия Радонежского, верхний – в честь иконы Божией Матери «Владимирская».
Интересна роспись храма, в ней отражены важные исторические события Руси-России, из которых русские воины и народ вышли победителями благодаря заступничеству Небесной Царицы.
Во время угорских событий в безлюдных лесах в трех километрах от Угры подвизался в основанной им обители преподобный Тихон Калужский (+1492). Братия монастыря принимала непосредственное участие в борьбе с ордынцами. Монахи горячо и неустанно молились о победе русского войска, посещали лагерь, укрепляли дух воинов, исповедовали и причащали их перед боем, оказывали помощь раненным, отпевали погибших, оказывали посильную материальную помощь. После чудесной победы над Ахматом и освобождения Руси от монголо-татарского ига Преподобный Тихон с братией возносили благодарственные сердечные молитвы ко Господу и Пресвятой Богородице.
В Тихонову пустынь мы и отправились в завершении дня.