владимирский собор 1274 года
Владимирский собор 1274 года
Владимирский собор 1274 года — собор епископов Русской Церкви, проведённый по инициативе митрополита Кирилла II в 1274 году во Владимире.
Содержание
Предыстория
В 1237—1241 Русь пережила монголо-татарское нашествие. В условиях тяжёлого кризиса церкви в 1243 году митрополитом стал Кирилл (ум. 1280). Стержнем его политики было признание власти монголов ради передышки, и в этом он был солидарен с Александром Невским. Митрополит в 1270 год обратился к деспоту (полунезависимому князю) из Болгарии Иакову Святославу и просил его прислать славянский список Кормчей, с толкованиями Зонары и Вальсамона, так как до этого на Руси ходил только славянский текст без толкований. Новая Кормчая были прислана это книга, переведена около 1225 года в Сербии с греческого языка на церковнославянский и её стали называть Кормчая «Саввы Сербского». В 1274 год (по некоторым данным в 1273) он созвал собор для устранения разногласий в церковном праве.
Участники
На соборе присутствовали следующие епископы: Далмат Новгородский, Игнатий Ростовский, Феогност Сарайский и Симон Полоцкий. Там же был поставлен епископом Владимирским архимандрит Серапион Печерский.
Решения
На этом соборе была признана в качестве собрания правил новая Кормчая книга, происхождение которой было описано выше. Также нам известно 9 определений собора против нестроений:
Значение
Собор способствовал упрочнению церковной дисциплины, уточнению церковной практики.
Источники
Полезное
Смотреть что такое «Владимирский собор 1274 года» в других словарях:
Владимирский собор — Владимирский собор православный храм, освящённый во имя равноапостольного великого князя Владимира. Храмы Владимирский собор (Санкт Петербург) (Владимирская церковь до мая 2000 года) Владимирский собор (Киев) Владимирский собор… … Википедия
1274 год — Годы 1270 · 1271 · 1272 · 1273 1274 1275 · 1276 · 1277 · 1278 Десятилетия 1250 е · 1260 е 1270 е 1280 е · … Википедия
Поместный собор Русской православной церкви — Древние соборы Русской церкви: Владимирский собор 1274 года Собор 1503 года Макарьевские соборы (1547 и 1549) Стоглавый собор (1551) Большой Московский собор (1666 1667) С 1917 года в Русской Церкви состоялось шесть Поместных Соборов:… … Википедия
Симон (епископ Владимирский) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Симон. Святитель Симон, епископ Владимирский … Википедия
Василий Ярославич (князь владимирский) — Василий Ярославич Запрос «Василий Ярославич» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Василий Ярославич (1236 или 1 … Википедия
Василий Ярославич (великий князь владимирский) — Василий I Василий Ярославич (1241 1276) князь костромской, Великий князь владимирский (1272 1276). Родился в городе Владимир на Клязьме. Младший сын Ярослава Всеволодовича, великого князя киевского и владимирского. После смерти Ярослава… … Википедия
Владимиро-Суздальская епархия — Успенский собор, кафедральный храм епархии Владимирская и Суздальская епархия епархия Русской Церкви с центром во Владимире в России. Кафедральный собор епархии Успенский собор на Соборной площади города Владимира. На 1 января 2006 года в… … Википедия
Владимирская Епархия — Успенский собор, кафедральный храм епархии Владимирская и Суздальская епархия епархия Русской Церкви с центром во Владимире в России. Кафедральный собор епархии Успенский собор на Соборной площади города Владимира. На 1 января 2006 года в… … Википедия
Владимирская епархия — Успенский собор, кафедральный храм епархии Владимирская и Суздальская епархия епархия Русской Церкви с центром во Владимире в России. Кафедральный собор епархии Успенский собор на Соборной площади города Владимира. На 1 января 2006 года в… … Википедия
Древнерусская литература XIII века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 2 Переводные произведения … Википедия
6. 1274 г. Определения владимирского собора, изложенные в грамоте митрополита Кирилла IΙ
Текст этого драгоценного памятника издается по той же пергаменной софийской Кормчей, по которой он издан был в Русс. Достопамятностях, ч. I, стр. 106–118. Для вариантов и поправок мы пользовались, кроме списков, указанных в примечании над текстом № 2, еще следующими: Чудовскою (Ч) пергаменною Кормчею № 4, л. 228 об. и Румянцевскими бумажными № 233, л. 309 (Рб) и 238, л. 410 (Pв). Замечательно, что во многих списках Кормчей (именно в двух Соловецких № 858, л. 271 об. и № 1056, л. 369, в Берсеневской Публичной Библиотеки л. 170 и в Чудовской № 169, л. 202 об. – все XV в.) определения владимирского собора прямо начинаются со 2-й главы («Понеже уведехом о божественном крещении» и пр.). Не было ли это сокращение делом своего рода цензуры, находившей в установленной собором пошлине «от поповства и дьяконства» противоречие вселенским канонам, которыми запрещалась всякая симония? По крайней мере, в появившемся у нас около половины XIV в., под заглавием «Власфимия», каноническом трактате против «поставления на мзде», о 1-м правиле м-та Кирилла сделан такой строгий отзыв: «в нем же ересь Симона волхва и Антонина еретика в закон введена. Се правило в начале право, а в конце проклято» (См. Прав. Собеседн. 1867 г. кн. II. стр.242).
Правило Кирилла, митрополита русского, сошедшихся епископов: Далмата новогородского, Игнатья ростовского, Феогноста переяславского, Симеона полотского, на поставление епископа Серапиона володимирского
7 813
И се слышахом: в пределах новгородских невесты водят к воде. И ныне не велим тому тако быть; аще ли, то проклинать повелеваем.
И се слышахом: в субботу вечер сбираются вкупь мужи и жены, и играют, и пляшут бесстыдно, и скверну деют в ночь святого воскресенья, яко Дионисов праздник празднуют нечестивые эллины, вкупе мужи и жены, яко и кони вискают и ржут, и скверну деют. И ныне да останутся того; аще ли, то в преже реченый суд впадут.
О кресте, иже на земле и на льду пишут. 814
История поставления на Киевскую кафедру Кирилла.
Для начала монгольского периода довольно характерно то обстоятельство, что во главе русской церкви, спустя сто лет после истории поставления на Киевскую митрополию Климента Смолятича, снова появляется митрополит из русских, нарушая тем восстановленное было грековластие. Вероятно, эта уступка русскому национализму прежде всего объясняется простой боязнью греков идти на Русь, опустошаемую и угнетаемую азиатскими завоевателями. Прибывший к нам из Греции в 1237 году, т.е. в самый год нашествия татар на северо-восточную Русь, митрополит Иосиф, по всем признакам избегая киевского погрома 1240 года, удалился восвояси. Понять это бегство можно и как дипломатию. Византийцы стремились к миру и династическому родству с монгольской империей. А здесь, в Киеве, представитель их империи оказывался бы в стане воюющего народа. И грек стушевался. Может быть, русские довольно долго дожидались бы прибытия к ним из Греции нового архипастыря, если бы обстоятельства не натолкнули заняться этим вопросом Галицкого великого князя Даниила Романовича. Пока князь Даниил спасался от татарских полчищ в 1240 – 41 гг. в Венгрии и Польше, епископ его стольного города Угровска Иоасаф, воспользовавшись временным церковным безначалием, самочинно присвоил себе права митрополита. Князь по возвращении домой за такое своеволие лишил Иоасафа даже епископской кафедры, но, во избежание дальнейших замешательств, озаботился замещением пустовавшей митрополичьей кафедры. Β виду уклончивого поведения греков, он в 1242 году сам избрал кандидатом на митрополию игумена или архимандрита Кирилла (1248 – 1281 г.), и поручил ему управление церковными делами на правах митрополита нареченного.[1] В 1243 году он избран митрополитом собором епископов, но не утвержден константинопольским патриархом. Предположительно, до принятия сан был печатником при кН. Данииле и посылался им в 1241 году в г. Бакота «исписати грабительства нечестивых бояр». Весной 1246 года, после возвращения Даниила из ставки хана Батыя, отправлен для утверждения в Никею к патриарху Мануилу II, изгнанному из Константинополя католиками. По пути вел успешные переговоры с венгерским королем Белой IV, закончившиеся заключением союза между Венгрией и Галицко-Волынским княжеством. Официально поставлен на митрополию в 1247 году, через 2 года вернулся на Русь. Служение митрополита Кирилла началось в весьма тяжёлых обстоятельствах. Разгромленный монголами Киев был лишь номинально резиденцией митрополита.[2] Кирилл не мог найти для себя в Киеве пристанища. Кафедральный Софийский собор и митрополичий дом были разорены; Десятинный храм лежал в развалинах; печерская обитель была покинута иноками; во всем городе едва насчитывалось домов с 200. Кирилл не нашел себе удобного приюта в разоренном Киеве и должен был выбрать для своего местопребывания другой город, – или Галич, столицу южного великого князя, или Владимир, столицу великого князя северного. Он не мог еще сделать между ними решительного выбора и, не имея таким образом «пребывающего града», все время своего 33-летнего святительства провел в разъездах по всей митрополии с места на место. Но и теперь было уже видно, что северная столица будет предпочтена им Галичу. Здесь он жил подолгу, отчего некоторые с него начинают считать перенесение кафедры из Киева во Владимир.[3]
Служение Кирилла III митрополита Киевского.
Насколько можем судить по сохранившимся памятникам, предшественники митрополита Кирилла довольно прочно и оседло жили в своем кафедральном г. Киеве; никто из них еще ни разу не бывал в Руси северной. Но теперь наступили другие времена. Едва только успел новый митрополит появиться на Руси, как он уже оказывается в 1250 г. во Владимире Кляземском. Это первое, роковое для Киева, разлучение митрополита с своей столицей необходимо вызывалось наличными обстоятельствами. Киев, помимо своего умаления в политическом смысле и оскудения во всех других отношениях, после опустошения 1240 г. превратился в жалкий поселок, малоудобный даже для простого проживания по своей беззащитности. Оставаться здесь митрополиту стало неуютно, да и установившиеся традиции тянули митрополичью кафедру к столу великого князя. И вот знаменательно то, что из двух великих княжений митр. Кирилл проявляет наибольшее тяготение не к своему родному галицко-волынскому, а к северно-русскому. Для того чтобы заявиться немедленно после своего поставления в северную Русь, у митр. Кирилла могло быть несколько серьезных побуждений. Будучи с 1242 г. по 1249 г. нареченным митрополитом, избранником южнорусского князя, он, вероятно, в течение этого времени не мог простирать своей власти на северно-русские епархии. Теперь, уже признанный самим патриархом, он стремился представиться в северной Руси в качестве полноправного митрополита и лично войти в обладание ею. Кроме того, могли быть у митрополита и настойчивые побуждения финансового свойства, заставлявшие его предпринять путешествие по своей митрополии. При разорении и обеднении народном для митрополитов было нелегкой задачей собирание обеспечивавшей их десятины. Требовалось содействие великокняжеской власти, которой не было в Киеве. Tе же финансовые соображения могли заставить митрополита заявляться в главнейшие города митрополии для пροизводства апелляционного суда, за которым неохотно должны были обращаться в разоренный изаброшенный Киев все жители северо-восточной Руси. Никоновская летопись объясняет путешествия митр. Кирилла чисто-пастырскими мотивами: «того же лета (1280) преосвященный Кирилл митрополит Киевский и всея Руси изыде из Киева по обычаюсвоему, и прохождаше грады всея Руси, учаше, наказуеше, исправляше». По летописным упоминаниям мы видим, что митр. Кирилл несколько раз приходил из Киева во Владимир, в Новгород, в землю Суздальскую и проводил здесь не малое время, но не находим ни одного упоминания ο посещении им Руси юго-западной. По-видимому, этого нельзя объяснять одним случайным пропуском в летописных свидетельствах, и нужно видеть здесь явное предпочтение самим митр. Кириллом северо-восточной части своей митрополии. На освободившуюся в 1238 г. Владимирскую кафедру, за смертью епископа Митрофана, убитого монголами, митр. Кирилл поставил еп. Серапиона только лишь в 1274 году. Как будто и в этой медлительности сказалось желание митрополита оставить свободной для себя, для своей резиденции столицу великого княжения. Может быть, на охлаждение отношений митр. Кирилла к своему Галицкому великому княжению повлияла и слишком далеко зашедшая дружба Даниила Романовича с папами. К 1249 году, когда митр. Кирилл пришел домой из Никеи, дело дошло уже до того, что кн. Даниил дал согласие приступить к союзу с римской церковью, и прусский архиепископ, в качестве папского легата, привез ему королевский венец. Но Даниил на этот раз, может быть, не без влияния и митр. Кирилла, отклонил предложения папы. Однако, в 1252-1253 гг. он снова, ценой отречения от греческой непримиримости с латинством, получил королевский титул и был торжественно миропомазан и коронован папским легатом в Дрогичине. И хотя уже в 1257 г. Даниил Романович опять заслужил от папы упреки в вероломстве, т.е. возвратился к чистому православию, но всей этой дипломатией могли быть очень испорчены отношения митр. Кирилла к южному княжеству в первые же годы его служения; упущен был момент; у митрополита успели завязаться симпатии на севере, тем более, что тамошний великий князь владимирский Александр Ярославич (Невский) как раз в эти же годы прославился геройской борьбой с латинскими крестоносцами севера и твердым стоянием за свое православие пред папскими послами.[4]
Осенью 1250 года митрополит Кирилл прибыл в Суздаль, где участвовал в бракосочетании дочери Даниила Галицкого и вел. кн. Владимирского Андрея Ярославовича. Год спустя посетил Новгород, где участвовал в поставлении архиепископа Долмата и встретился с кн. Александром Невским; поддерживал его ордынскую политику. В 1252 году, когда Александр Невский получил от Батыя титул великого князя Владимирского, Кирилл руководил торжествами по случаю восшествия князя на великокняжеский стол. В этот период произошло охлаждение отношений между Кириллом и кн. Даниилом Галицким, сблизившимся с папой. В 1256 году Кирилл посетил Новгород, а 1255 – 1258 годах учредил епископскую кафедру в Твери, в 1261 1263 годах участвовал в поставлении епископа Сарайского Митрофана, в 1263 году – в погребении кН. Александра Невского. В конце 60-х годов 13 века вернулся в Киев, где посвятил в сан епископа Переяславского и Сарайского Феогноста (1269 год) и в сан архиепископа Новгородского Климента (1274 год). В 1267 году получил от хана Менгу-Темира жалованную грамоту, гарантировавшую независимость митрополита от монгольских властей, освобождение духовенства от налогов, неприкосновенность церковного имущества и льготы подвластным церкви людям.[5]
Выразив, таким образом, решительное тяготение к Руси северной, митр. Кирилл, после своего необыкновенно продолжительного управления русской церковью (1242-1281), там же нашел и свой конец в г. Переяславле Залесском (6 декабря 1281 г.); но тело его, все-таки, по примеру его предшественников, погребено было в Киеве, в соборном храме Св. Софии. Это довольно причудливое превращение галичанина Кирилла III и политического выдвиженца самого Галицкого великого князя Даниила в твердого резидента Руси Северной, Владимирской, с прямым избеганием обитания на своей физической родине – в Галичине, требует особого пояснения. Очевидно, вел. князь Юго-Западной Руси делал ошибочную ставку в борьбе за свою независимость от татарской власти на союз с Западом, включая сюда и признание римского первосвященника. Кирилл, прибыв к Византийскому патриарху на поставление в митрополита русской церкви, узрел своими глазами ту духовную и политическую действительность, которой не понимал Даниил Галицкий, Латинская империя, насильственно засевшая с 1204 года в Царьграде, была предметом пламенной ненависти византийцев, сидевших до 1264 г. на положении беженцев малоазийского берега в Никее и Трапезунде. Прибывший сюда кандидат на русскую митрополию не мог не получить строгих инструкций и обязательств – держаться на почтительном расстоянии от вел. кн. Даниила, как изменника делу православного патриотизма греков. Митр. Кирилл это принял к сердцу и самоотверженно выполнил, расставшись навсегда со своей родиной.[6]
Владимирский Собор 1274 года и его постановления.
Митр. Кирилл рисуется перед нами необыкновенно ревностным пастырем и благоустроителем русской церкви. Вероятно, немаловажное значение в этом отношении имели его долголетние странствования по русской земле, во время которых он воочию убедился в наличности многочисленных и крупных недостатков в церковной жизни своего отечества и к концу своей жизни решил предпринять против них радикальные меры. В 1274 году он открыл Собор во Владимире с епископами Долматом Новгородским, святым Игнатием Ростовским, Феогностом Сарайским и Симеоном Полоцким. Изобразив долг пастырей блюсти за исполнением законов Церкви, он говорил отцам Собора: «Какую пользу получили мы, пренебрегши Божественные правила? Не рассеял ли нас Бог по лицу всей земли? Не взяты ли были грады наши? Не пали ли сильные наши от острия меча? Не отведены ли в плен дети наши? Не запустели ли святые Божии церкви? Не томят ли нас каждый день безбожные и нечестивые люди? И все это постигло нас за то, что мы не храним правил святых отцов наших». Канонические определения этого Собора направлены к прекращению замеченных беспорядков и относятся к правильному поставлению служителей Церкви, к доброму их поведению и обязанностям служения, к правильному совершению таинств, к благочинию при богослужении и к исправлению жизни народа.[7]
Вероятно, и вопросы Сарайского еп. Феогноста, с которыми последний обращался к Константинопольскому собору 1276 г., также предлагались по поручению митр. Кирилла с тем, чтобы не только уничтожить в русской церкви крупные недостатки, обличенные собором 1274 г., но урегулировать и второстепенные неисправности. Видимо, план общего исправления церкви у русского митрополита был широкий, генеральный. Самое совпадение года Владимиро-Суздальского Собора 1274 г. с годом Лионской Унии (1274), наводит на мысль, что митр. Кирилл, всю жизнь ведший анти латинскую линию, был напуган циничным поворотом на унию императора Михаила Палеолога. Он поспешил закрепить все задуманные улучшения и исправления в русской церкви и православную позицию всего русского епископата. Β связи с этими пастырскими заботами митр. Кирилла стоит и известное приобретение им нового перевода Кормчей, ο котором он сам в предисловии к деяниям Владимирского Собора (1274) выражается следующим образом: «Аз Кюрил смеренный митрополит всея Руси, многа убо ведением и слышанием дознал неустроения в церквах», происходящие между прочим «от неразумных правил церковных, помрачена бо беяху преже сего облаком мудрости елиньскаго языка, ныне же облисташа, рекше истолковани быша, и благодатиею Божиею ясно сияють, неведения тьму отгоняюще и вся просвещающе светом разумным и от грех избавляющее». Слова эти, как будто говорящие ο том, что у русских до митрополита Кирилла был только греческий подлинник Кормчей, без славянского перевода, некоторое время составляли загадку для ученых, потому что был бесспорно установлен факт существования на Руси в до-монгольское время славянского перевода Номоканона в обеих его формах: систематической, принадлежавшей Иоанну Схоластику, и хронологической – неизвестному автору (т. наз. до-фотиевская редакция). Загадка, однако, объяснилась довольно просто. Митр. Кирилл, оказывается, повторил здесь чужие слова: имевшие полный смысл в устах другого лица и при совершенно других обстоятельствах. Общеупотребительный в Греции Номоканон второго типа (в XIV титулах) в IX в. получил добавление от патриарха Фотия, а в XII в. начал обогащаться комментариями прежде всего Аристина. Затем – Зонары и Вальсамона. Св. Савва Сербский, устраивая в первой половине XIII в. национальную сербскую церковь, дотоле руководившуюся, очевидно, не древнеболгарским переводом Номоканона, а его греческим оригиналом, счел нужным для обновленной церкви сделать и новый перевод Номоканона в его новейшей форме с комментариями. Он перевел самую краткую толковую форму Номоканона с толкованиями Аристина, написанными для сокращенной редакции церковных правил, и сделал к своему переводу вышеприведенное предисловие. Этот перевод св. Саввы и достал себе наш митр. Кирилл, чрез болгарского удельного князя (деспота) Иакова Святислава, а не совсем удачным повторением собственных слов переводчика, очевидно, хотел сказать только то, что с этих пор и для русских церковные каноны стали вразумительными, благодаря толкованиям.[11]
Рекомендованная Кириллом Кормчая явилась родоначальницей большинства списков русских Кормчих. Все они делятся на две фамилии. Одни – не что иное как копии с Кирилловой Кормчей, другие образовались благодаря соединению с Номоканоном Иоанна Схоластика. Списки последней фамилии содержат в себе первоначальный перевод полного текста канонов, хотя с некоторыми изъятиями, усечениями в конце, но к нему уже приписаны заимствованные из Кирилловой Кормчей комментарии. Из Кирилловой взяты и все новые источники церковного права. В этих же списках находятся также и такие памятники русского церковного и гражданского права как «Русская правда» князя Ярослава, уставы св. Владимира и Ярослава, правила Владимирского Собора 1274 г. и др. Прототипом первой – Рязанской – фамилии является список, написанный в 1284 г. для Рязанского епископа Иосифа, который испросил у митрополита Максима полученный митрополитом Кириллом II из Болгарии оригинал. По месту написания и по имени инициатора этот список и принято называть Рязанским, или Иосифовским. Старший представитель другой фамилии – список, написанный около 1280 г. в Новгороде по повелению архиепископа Климента и хранившийся в Новгородском Софийском соборе, отчего и название получил Новгородского, или Софийского, и даже Русского.
Итак, из соборных актов периода зависимости Русской Церкви от Константинопольской Патриархии до нас дошли лишь постановления Владимирского Собора 1274 г., на котором была принята «Кормчая Книга» св. Саввы. Постановления Собора сохранились под названием «Правил Кирилла митрополита Русского», ибо они изданы в виде окружного послания митрополита. По распоряжению митрополита Кирилла постановления Владимирского Собора были внесены в «Кормчую Книгу».[12] Кроме того в Сербскую Кормчую со временем вошли уставы князей святого Владимира и Ярослава Мудрого. Необходимо отметить, что это был первый Поместный Собор на Руси, деяния которого, были записаны. Таким образом, Сербская Кормчая получила авторитет и соборную санкцию на Руси, и имела большое влияние на другие кормчие, но не вытеснила их.
Заключение.
Митрополит Кирилл считается одним из составителей Летописца Даниила Галицкого, в который под 1238 – 1245 годами включал материалы о следствии по поводу «боярских беззаконий». Вероятно, участвовал в составлении Летописного свода 1281 года в Переяславле-Залесском. Составил «Правило Кюрила, митрополита руськаго», связанное с решениями владимирского Собора 1274. Ученые предполагают, что им написаны «Поучения к попам» и некоторые статьи из «Мерила праведного», а также участие в доставке галицкими книжниками во Владимиро-Суздальскую землю Хронографа.[13]
Почти 40-летнее управление митр. Кириллом русской митрополией в значительной степени приучило и греков, и русских к мысли ο том, что на этом посту с успехом может быть русский человек, не нарушая взаимного мира и согласия с греками. Но греки все-таки всеми силами старались поддержать дорогую для них традицию прежнего порядка, благо, они подняли свой престиж, изгнав в 1261 г. латинян из Константинополя и вернувшись снова господами в свою славную столицу. Так как теперь уже миновали страхи монгольского насилия, то, по смерти митр. Кирилла, к нам был послан митрополит из греков, Максим.
[2] Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия. Т. II. – М.: Большая Русская энциклопедия, 1994. С. 575 – 576.
[3] Христианство. Энциклопедический словарь. Т. I. / Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. С. 745; Знаменский П. В. История Русской Церкви. / П. В. Знаменский. [Электронный ресурс]. – Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). – М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 2000.1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
[5] Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия. Т. II. – М.: Большая Русская энциклопедия, 1994. С. 576.
[12] Цыпин В., протоиерей. Курс Церковного права. / В. Цыпин. – Клин: Христианская жизнь, 2002.
[13] Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия. Т. II. – М.: Большая Русская энциклопедия, 1994. С. 576.
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
Владимирский собор
Владимирский собор
Определения Владимирского Собора 1274 г.
Святитель Кирилл III, во время великокняжения Василия славича (Костромской), в 1274 году во Владимирском Успенском соборе, под своим председательством, учреждал собор архипастырей для рассмотрения о делах церковных.
Так как этот собор есть явление резко выдающееся из действий Российской церкви, так как тогда в рассуждении архипастырей были церковные дела не малой важности; так как постановления этого собора, проникнутые учением Вселенской церкви, имеют силу свою и на времена последующие, и так как наконец Владимирский собор 1274 г. один из замечательных соборов до XV века в Российской церкви: то мы не можем умолчать о таком важном событии, происходившем во Владимирском соборном храме.
По летописям видно, что посвящение Серапиона в епископа Владимирского было в апреле 1274 г. Для посвящения Серапиона прибыли во Владимир с севера епископы – Далмат Новгородский и Игнатий Ростовский и с юга – Феогност Переславский и Сарайский и Симеон Полоцкий. Митрополит Кирилл воспользовался случаем прибытия во Владимир этих святителей, совещался с ними об открытии соборных рассуждений, на основании правил апостольских и соборных; о причине же соборных рассуждений изрек такое пастырское слово: «Преблагий Бог наш, все цело промышляющий о нашем спасении и все строящий по неведомым судьбам своим и премудростью своего пресвятого духа, дарует нам достойных святителей и облекает их высокою честью с тем, чтобы они со всякою ревностью блюли священные правила св. апостолов и св. отцов наших, которые своими пречистыми законоположениями, как бы некими чудными стенами, оградили церковь Божию, основанную на твердом камени и не разрушимую, по обетованию Христа, от самого ада. Поэтому я Кирилл смиренный митрополит всея Руси (сильно скорбел) видя и слыша многие нестроения в наших церквях, многие разности, несогласия, беспорядки, происходящие, или от нерадения пастырей, или от неразумных обычаев, или от не посещения епископами своих епархий, или от непонимания правил церковных: так как они доселе были затемнены для нас облаком невразумительного Еллинского языка. Но ныне они просветлели, т.е. истолкованы и благодатию Божией ясно сияют, разгоняя тьму неведения, освещая все светом разумным и избавляя нас от грехов неведения: да сохранит же нас Бог на будущее время, а прежние грехи да простит и да вразумит нас во всех св. правилах, чтобы через преступление отеческих заповедей не наследовать нам горя. Ибо какую выгоду наследовали мы, оставив Божественные правила? Не рассеял ли нас Бог по лицу земли? Не взяты ли города наши? Не пали ли наши сильные князья от острия меча? Не отведены ли в плен чада наши? Не запустели ли святые Божии церкви? Не томимся ли каждый день от безбожных и нечистых язычников? Все это нам за то, что мы не храним правил св. отцов наших. Посему я рассудил ныне с св. собором и с преподобными епископами произвести некоторое исследование о церковных делах» (Русск. Достоп. 1, 106-108 стр. ист. Рус. цер. Пр. Макария т.V, 130-132).
Такие причины были к учреждению собора в 1274 г. Из этого слова митрополита нельзя не видеть, что собор пастырей был существенной необходимостью Русской церкви в то время. И в церковной и в гражданской жизни много накопилось тогда беспорядков, которые требовали немедленного исправления.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОГО СОБОРА 1274 ГОДА
Первое правило против Симонии.
Дошло до нашего слуха, что некоторые от братий наших имели дерзновение продавать священный сан и причислять его к церковным доходам и взимать за него некоторые, так называемые, уроки и забывали правило, изреченное святыми апостолами и преподобными отцами нашими, в ясное услышание всех: «поставленный на мзде да извержется, равно как и поставивший». Таково тридцать первое правило святых апостолов. Пусть еще справятся с двадцать вторым правилом шестого Вселенского собора, бывшего в Константине граде в палатном тереме и с вторым правилом собора Халкидонского: «если кто купит и продаст поставление и если ключаря церковного поставит на мзде, таковый в своем степени беду приимет, т.е. да извержется и ходатайствующии о таком поставлении, если будут причетники, от своего степени извергнутся, если же миряне, или монахи, да будут прокляты». И никто благодати Божией да не продаст, ибо туне, сказано, приясте, туне же и дадите. Смотри, как Петр вознегодовал на Симона волхва, когда сказал: сребро твое да будет с тобою в погубу, ибо благодать Божию ты надеешься стяжать богатством. И Елиссей сказал Гиезию: проказа его прилипнет к тебе, и к семени твоему да прилипнет во веки, ибо невозможно Богу работать и мамоне. И хуже это Македонской ереси; поелику Македониане и прочие духоборцы – рабом Божиим хульно называли Святого Духа,- сии же, сами впадая в рабство – покупая и продавая, равняются с Иудой, имеют с ним часть, и да будут отвержены и священнического служения совершенно лишены и прокляты. Итак, братие, да слышим это все и не станем преслушать правил Божественных, чтобы когда-нибудь нам не отпасть; ибо не золотом и серебром мы искуплены от суетного жития, но драгою кровию Агнца Божия, непорочного пречистого Христа. Так же поступать и нас научили священные мужи. Мы же, последствуя евангельским и апостольским и отеческим заповедям и веруя (в оныя), заповедуем впредь с сего времени: «если кто найдется из святого нашего собора, который посещал бы на мзде или игумена в игуменство, или священника поставлял по церкви, беря у него что-нибудь – таковые да будут извержены. А ходатайствующие да будут прокляты».
Второе правило об испытании жизни, поставляемых в священнослужительские должности.
Епископы, когда хотят поставлять священника, или диакона, пусть испытают житие его, как он жил прежде поставления, пусть призовут знакомых, соседей, которые знали бы его с детства, как говорит седьмое правило Феофила, архиепископа Александрийского: «пусть о поставлении извещены будут все священники и тогда епископ да испытает, одинакого ли они рассуждают о сем и когда придут свидетельствовавшие о избираемом,- да поставлен будет». Поставление же втайне не бывает, но всем нам пусть объявлено будет, чтобы поставляемый не оказался пришельцем из иной страны и, утаив согрешение, не украл бы посвящение. Никакого незнакомца не посвящать, как говорит шестое правило шестого собора: ни из чужого города в иной непоставлять, а если поставляемый будет из своего предела,- не ставить прежде, чем он даст обещание не отходить с своего места; ни раба не приводить на священство, если прежде господин не отпустит его перед многими свидетелями с грамотой и не пустит его, куда он хочет; и по поставлении пусть не присвояет его себе. Но пусть подробно испытывают желающих поставления, окажется ли житие их чисто, соблюли ли они девство, взявши за себя девицу – по закону и при законном с нею сожитии, знают ли хорошо грамоту: но и то скоро их не поставляйте хотя бы и были не кощунники, ни хищники, ни пьяницы, ни охотники клясться, ни сварливые. Потом подобати испытывать их о делах греховных… или в татьбе, разве только было это в детстве, не растлил ли он девства прежде поятия жены своей, не со многими ли он возлегал, и не сотворил ли блуд от законной жены своей; не виновен ли он в лжесвидетельстве, не сотворил ли убийства волей, или нуждой, не лихоимник ли, или прислугу свою не удручал ли голодом и наготой, страданиями, причиняя начилие, не убегал ли дани и не чародеен ли. Если кто из вышесказанных вин хотя одной одержим будет, таковый не может быть священником, ни диаконом, ни причетником. А кто свободен будет от всех сих вин,- такового за поручением отца духовного и поелику еще сем других священников с прочими добрыми свидетелями поручаются за него,- такового пусть поставляют.
Третье правило о порядке и преемстве священных степеней.
Сначала дается поставляемому Евхия, т.е. молитва анагностьская, по пострижении причетническом – краткий фелонь; потом да предаст его епископ старейшему церковнику, дабы канонархал в соборной церкви и читал – покуда уразумеет все. По многих же днях да будет диаконом, имея не менее полутридцати лет, священник же не менее тридцати лет. не брать же с них ничего, исключая того, что я уставил в митрополии; пусть и во всех епископиях будет так, чтобы со священников и с диаконов брали клирошане по семи гривен с тех и других. Если же кто и после нашего установления будет больше сего брать от диакона, или от священника, или от игумена, или от просвирниц и от нищих – делая вымогательство, или с жатвы, или с сенокосов, или делая проволочку, или иные какие-нибудь сборы взимая, или наместников поставляя на мзде, или десятника, или, когда, при созвании Божественных соборов, какие-нибудь сборы от властей церковных сбирают, или скаредного ради прибытка отлучают некоторых от церкви, не ради Божия закона, но своего ради прибытка, или из какого-нибудь угодничества.
Четвертое правило против смешения мира с елеем.
Узнали мы о Божественном крещении, что странным каким-то и неразумным образом смешивают Божественное миро с елеем и так помазают по всему телу крещаемого,- это есть злейшее неразумие и непонимание правила, изреченного в Лаодикии: подобает просветившемуся святым крещением помазану быти в крещении миром, мастью небесною и быть причастником Царствия Христова. Итак иное – миро, иное – елей; ибо по оглашении помазуют и маслом деревянным, произнося: помазуется раб Божий елеем радости во имя Отца и сына и Святого Духа и ныне и присно и во веки веков, аминь,- на всех членах (составех); а потом да крещают его, погружая в три погружения – во имя Отца, потом Сына, потом Святого Духа. По иным же местам нигде не должно помазать, кроме как на челе, на очах, на ушах, на ноздрях, на устах, как написано в огласительных поучениях святого отца нашего Кирилла, ибо он говорит: «когда мы помазуем сначала елеем, то это есть обручение радости, в силу которого мы нарицаемся христианами, помазует нас Бог в усыновление славы своея; потом по крещении помазует миром только чувства, заграждая вход первыя лести,- и силой пречистого Духа Божия сотворяясь нетленными и приснохранимыми от злокозненного врага, да никогда не подвигнемся мы чувствами своими на зло: ушами на злослышание, а очами на зловидение и устами на зловкушение, ноздрями на злообоняние, но всегда пребудем благоухаемы и спасаемы, как бы церкви Божии, преочищенные, хранимые Духом Святым.
Пятое правило о новокрещаемых.
Всякого, по крещении, пусть сподобляют пречистого Божия тела и честныя крови, в городах ли то или в селах,- где только будет крещаемый.
Шестое правило против обливания при крещении.
Никого больше впредь да не обливают, но да погружают: нигде не предписано обливанье, но погружение в особенном сосуде; без причащения же пусть не крестят (не крутят) никого.
Седьмое правило против бесовских игрищ.
Опять узнали мы, что в подражание бесовским обычаям треклятых эллинов, в Божественные праздники творятся до сих пор какие-то бесовские игрища и с кличем и воплем сзывают каких-то скаредных пьяниц и бьются дреколием до самой смерти и снимают с убиваемых нижнюю одежду (порты). На укоризну это бывает Божиим праздникам и на досаждение Божиим церквам. В особенности этим досаждают нашу Спасу и Заступнику, избавившему нас от проказы смертныя и от тучи диавольской и обвеселившему сердца наша святыми честными праздниками, да разумеем и помним спасительные Его таинства, да чтим их в святых Божиих церквах, в хвалу и песнь создавшего нас, и прочее по нашему законоположению. Последуем же святым и преподобным нашим отцам: если окажется, что кто-нибудь, после сих правил, будет творить беснование,- таковые да изгонятся от святых Божиих церквей, а убитые да будут прокляты в сей век и в будущий. Если воспротивятся нашему законоположению, то ни приношений, т.е. просфор, от них не принимать, и кутьи, ни свеч. Если даже и умрет кто из таковых,- пусть не ходят к ним иереи и службы за них да не творят, и не полагают их близ Божиих церквей. Если же какой священник дерзнет что сотворить над ним,- таковый да будет чужд своего сана.
И вот мы слышали, что в пределах Новгородских невест водят к воде, и ныне не велим сему так быть, но повелеваем проклинать сие. Вот слышали мы, что в субботу повечеру сбираются вместе мужчины и женщины и бесстыдно играют и оскверняются в ночь святого воскресения, подобно тому, как нечестивые эллины праздник в честь Диониса празднуют, мужчины и женщины вместе. Как кони визжат, ржут и оскверняются,- ныне же пусть прекратят сие, в противном случае вышесказанному суду подвергнутся.
Восьмое правило о диаконах, вынимающих на проскомидии агнец и просфомисающих прежде священников.
Еще нашли мы в пределах Новгородских, что диаконы вынимают Божественный агнец и прежде священников творят проскомисание, потом приступают священники проскомисать после. Забывают они шестьдесят шестое правило, изреченное во Фригии: «диаконам прежде пресвитера не входить в святый алтарь, ни священникам прежде епископа». Забывают и двадцать третье правило Никейского собора, ибо там пишется: «слышали мы о некоторых, что некоторые диаконы прежде епископов прикасаются евхаристии, повелеваем отселе диаконам после священников принимать причащение». Тому же святому собору последуя, и мы отселе не повелеваем диаконам вынимать агнца, но священникам. Если же окажется, что и после нашего запрещения кто-нибудь станет так делать, таковый, по суду местного епископа, да извержется, если он знал о запрещении, если же не знал,- прощен будет. А те, которые окажутся непокорными и станут говорить вопреки,- да будут все извержены. Если же миряне начнут производить волнение, да будут прокляты.
Девятое правило против невоздержания духовных лиц.
Поелику узнали мы, что в тех же странах делают глупости и бесчестится священный сан; ибо священники без меры упиваются в пречистые дни поста,- от светлыя недели вербные до (недели) всех святых, так что не бывает ни Божественного крещения до (недели) всех святых: то мы, последуя Божественным правилам, повелевающим, да оставится, или да извержется упивающийся священник, заповедуем преподобным епископам извергнуть всех, если не покаются, ибо лучше один достойнослужащий, нежели тысяча беззаконных. Если же начнут возмущать народ, не покаряясь сему правилу, да будут прокляты.
Десятое правило о непосвященных.
Еще узнали мы в тех же странах, что некоторые непосвященные освящают приносимые в храм плоды, т.е. крупы, или кутью за мертвых. Повелеваем не быть сему с сего времени; ни диаконам не освящать; ибо в восемнадцатом Никейском соборе, равно как и в правилах Лаодикийского собора пишется: «не освященному ни петь, ни читать на амвоне», а в пятнадцатом правиле того же собора6 «не читать народу Божественных словес, не имеющему на главе священнического пострижения и не принявшему благословение от своего пастыря – по святым правилам»; если же кто и принял, то не иначе и таковому петь и читать на амвоне, как облачившись в белые ризы, т.е. в ту малую ризу, которая по-гречески называется диффера, или фелонь. Итак повелеваем отселе, чтобы непосвященный не смел ни читать в храме аностола, ни петь прокимна, ни входить в алтарь.
Одиннадцатое правило о не прикосновении церковно-служителей к сосудам и вещам.
Дьячек, хотя бы и посвящен был, да не прикасается сосудам священным, ни святого кадила пусть не дерзнет принести, если не будет диаконом, или священником, тоже – относительно и самого того великого иподиакона.
Двенадцатое правило о благочинном вхождении в алтарь.
Пономарей же ко всем церквям пусть посвящают из людей чистых, да не будет всякому открыт вход в святой Божий алтарь. Пусть ничего не вносят в Божий алтарь,- ни кутьи, ничего либо другого. Ни священник, ни диакон не должны входить в алтарь без дела и с пренебрежением; пусть не оскорбляют чистого места бесчинным входом. Эти соборные правила сохранились в старинных кормчих под названием «правило Кирилла митрополита». Через восемь или десять лет правила эти были записаны в Новгородскую кормчую, а затем и в другие Кормчии и Сборники церковных правил.
Заключительная речь митрополита Кирилла
Внимай собор иереев преподобный, к вам мое слово. Вы нареклись земными ангелами, небесными человеками. Вы с ангелами предстоите у престола Господня, вы с серафимами носите Господа. Вы сводите с небеси духа святого и претворяете хлеб в плоть и вино в кровь Божию, простым человекам это не видимо, но святые многие видели. Вы просвещаете людей св. крещением, вы связываете, вы разрешаете. Вами совершает Господь тайну спасения человеческого рода; вас поставил стражами и пастырями словесных овец своих, за которых пролил кровь Свою. Вам предал Он талант свой, за который имеет истязать вас во второе Свое пришествие, как вы умножили данный вам дар, как упасли словесное стадо Христово, как соблюли святыню вашу неоскверненной, как не соблазнили людей верных? Господь сказал: лучше навязать на шею жернов, которым мелет осел, и погрузить (того, через кого приходят соблазны) в море, нежели соблазнить единого от малых (Лук. 17, 2). Души человеческой и одной не стоит весь мир; как же не погрузится в огне гиенском соблазнивший многие души? Простец согрешит: он даст ответ перед Богом за одну свою душу, а иерей, согрешив, соблазнив многих, и за их души получит осуждение. Блюдитесь же отселе всякого греха: не работайте плоти, отстаньте от пьянства и объедения, прекратите тяжбы, своры, вражды и скверного лихоимания; не поручайся, не гордись, не будь многоречив, чуждайся мерзости, гнева, лжи, скупости, немилосердия, ненависти, зависти. Храните себя от всех дел сатанинских. Блюдите и порученных вам людей, как научить их и представить непорочными перед Богом, чтобы каждый из вас мог сказать: се аз и дети, яже ми есть дал Бог. Приумножайте талант, данный вам от Господа. Я грешный епископ все сказал вам и ничего от вас не скрыл. Вас изтяжет Бог, если будете нерадеть о порученном вам даре. Ложных книг не читайте, еретиков уклоняйтесь, чародеев бегайте, говорящим не от Божественных писаний заграждайте уста. Если кто из вас недоумеет о чем, спросите меня – я не ленюсь вам говорить. Если кто будет противиться, скажите мне. Я обличу и от церкви отлучу. Разумейте, как учить детей духовных: не слабо, чтобы ленивы не были, не жестоко, чтобы не отчаялись, ради подарков не прощая и ради неполучения их не наказывая. Разумейте, кого отлучить от тела и крови Господней, или кого от церкви и на какое время. Если сам недоумеваешь, спроси знающего; не стыдись спрашивать, ибо, вопрошая о пути Богоугодном, можешь и других наставить на сей путь, а не спрашивая, остаешься как слепой. Святую же и страшную службу совершайте со страхом: никогда не входи в алтарь, имея вражду с кем либо; и если имел с кем большой спор, в тот день не служи, но утеснив мысли, вознеси молитвы к Господу от чистого сердца. Не озирайся назад, но весь ум имей горе, ибо со ангелами служить, а не мысли в тот час чем либо земном. Небесного царя приемлешь в сердце свое; весь освящайся Им. и се, чада, говорю вам: если кому спакостит враг любодейством, или кто утопит душу свою в пьянстве, лихоимании, в клятвах, в зависти, в гневе и в прочем, да не совершает святой службы таковый: ибо не достоинство иерейское сводит на людей гнев Божий. Многие невежды позволяют служить священнику, совершившему блуд от жены, говоря, что он эпитимиею очистится – они готовят сих в муку вечную, посылают во дно адово. Ибо падение бывает различно. Потому о важных вещах надобно извещать епископа, да рассудит по правилам апостольским и отеческим, ибо нельзя разрешать, что они связали и – связывать, что они не повелели, но должно связывать и разрешать, что заповедали святые соборы. Блюдите и родимых своих детей, да не осквернятся блудом до женитьбы и девицы до замужества. Илий священник был без греха пред Богом, но за сыновние грехи послан был в муку, потому что не учил сынов своих добру и не наказывал их. И слуг своих наставляйте в учении Господнем и доставляйте им пищу и одежду в довольстве. Сами пребывая богобоязненными, не обижая, чуждаясь воровства, лжи, пьянства и всякой неправды, учите тому же и свою паству. Все это я написал по любви к вам. Если все это сохраните, то молитва ваша будет услышана от Бога; в земле нашей налоги от поганых уменьшатся и Господь подаст нам обилие всего, если мы в воле Его будем, соблюдая Его заповеди. Молитесь и за меня грешного, да подаст мне Господь крепость для управления паствой и отпущение грехов по молитвам вашим. Я мало сказал вам, но вы сами знаете, что угодно Богу. Не обленитесь же исполнять заповеди Господни, да не погубите пасомых, за что приимете лютое осуждение. Богу же нашему слава.
Как из созвания самого собора, так и из заключительного поучения митрополита к собору иереев ясно открывается, как многопопечителен о душевном спасении своем и всех, был святитель Кирилл, осенявший своими молитвами соборный храм Владимирский.
И епископ Серапион, посвященный митрополитом Кириллом в Владимирском соборном храме, был поистине добрый пастырь. Он, хотя один год епископствовал на кафедре Владимирской, много пользы принес своим чадам. «Он принадлежал к числу тех пастырей церкви, которые истинно радели о своей пастве, внимательно прислушиваясь к ее потребностям и стараясь врачевать ее раны (Влад. Епар. Вед. 1867 г. № 10, стр. 463).
Литература:
История Владимирского Кафедрального Успенского собора. 1877.