владимирский собор в кронштадте фото
Непокоренный крепостной собор
К аждый, кто бывал в Кронштадте, наверняка посещал знаменитый Морской собор. Будучи архитектурной доминантой острова, он виден издалека. Между тем, интересную историю хранят и другие городские храмы. Чтобы в этом убедиться, нам потребуется минут пятнадцать неспешной ходьбы от Якорной площади по проспекту Ленина (Николаевскому проспекту). Здесь, на углу с Владимирской улицей, в окружении тенистых деревьев располагается еще одна знаковая православная святыня города – собор Владимирской иконы Божией Матери.
В отличие от Морского собора Владимирский «спрятался» в уютном городском сквере
Своими корнями история храма уходит в далекие 1730-е годы. Именно тогда на острове Котлин появилась первая церковь, освященная в честь Владимирской иконы Божией Матери. Изначально церковь являлась гарнизонной, к которой были приписаны ряд расквартированных на острове полков.
Главной церковной реликвией являлась чудотворная Владимирская икона, написанная маслом на металле и украшенная позолоченной медью. К середине 30-х годов, когда было завершено строительство первого деревянного храма, икона получила киот, украшенный камнями.
К середине 18 века построенная церковь начала ветшать и с помощью добровольных пожертвований прихожан была заменена на новую. Подобная процедура повторилась впоследствии на рубеже 18-19 веков, однако в целом внешний облик деревянного храма не менялся.
Фрагмент плана Кронштадта 1831 г., на котором хорошо просматривается местоположение Владимирской церкви и Андреевского собора
В 20-е годы девятнадцатого века в жизни Владимирской церкви произошел новый поворот: согласно предложению Святейшего Синода крепостные и гарнизонные церкви были переданы из епархиального в военное ведомство. В результате в 1827 году Владимирская гарнизонная церковь перешла в ведение обер-священника армии и флотов, а в 1839 году ее перевели в военное Инженерное ведомство. Постепенно на церковной территории формировался и ансамбль хозяйственных построек, усилиями военных команд была возведена деревянная часовня.
Часовня Владимирского собора. Современное фото
Несмотря на регулярные ремонты, деревянный храм раз за разом ветшал, ставя на повестку дня вопрос о возведении новой каменной церкви. К тому же, храм оказался тесен для все возрастающего количества крепостного гарнизона. Помещение могло вместить в себя около пятисот человек, в то время как в середине 19 века численность крепостного гарнизона превышала четыре тысячи человек, не считая офицеров и их семей. В связи с этим в конце 1872 года последовало предписание Главного инженерного управления о разработке проекта на постройку просторной каменной церкви. Такой проект был разработан архитектором Xристианом Ивановичем Грейфаном и утвержден в августе 1874 года.
Чертежи и планы Владимирской церкви Божией Матери в Кронштадте. Журнал Зодчий, 1879 г.
Строительство самого здания началось в мае 1875 года и было завершено к началу 1877 года. Отделочные же работы заняли куда больше времени и продолжались вплоть до 1882 года. К тому моменту новый храм был торжественно освящен Главным священником армии и флотов протоиереем П. Е. Покровским.
Протоиерей Пётр Евдокимович Покровский. Журнал «Всемирная иллюстрация», 1888 г. Т.39
В октябре 1888 года в подвальном этаже собора был освящен северный престол в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». А двадцатью годами позже храм обзавелся приделом с южной стороны, освященным во имя святого Николая Качанова, Новгородского чудотворца — небесного покровителя великого князя Николая Николаевича (младшего), бывшего с 1905 года командующим войсками гвардии и Петербургского военного округа. В промежутке между этими датами произошло еще одно важное событие: в 1902 году приказом по военному ведомству гарнизонная церковь Владимирской иконы Божией Матери была наименована собором. Собор имел важное значение для Кронштадта, являясь полковым храмом для всех сухопутных воинских подразделений крепости. Причт совершал требы для всех чинов гарнизона, выезжая на форты и отдаленные острова. К собору были приписаны церковь военно-морского участка кладбища и церкви на фортах. Будучи главным храмом сухопутного гарнизона крепости, Владимирский собор был избран местом хранения знамен воинских частей.
1888-1890 гг.Подъем колокола на колокольню Владимирского собора в Кронштадте. С. Максимов.
Во Владимирском крепостном соборе 23 июня было празднование престола во имя Сретения иконы Пресвятой Богородицы Владимирской. В этот день настоятелем собора протоиереем о. Василием Корольковым соборно со священниками военных церквей, в сослужении с дьяконами перед литургией было совершено молебствие с водоосвящением. Собор был полон молящимися. Пение соборного хора отличалось стройностью и хорошим исполнением, особенно хорошо были пропеты «Херувимская номер 9 Ломакина», «Верую», «Тебе поем» Чайковского, и концерт «Живый в помощи».
По окончании литургии было совершено соборное молебствие с коленопреклонением и провозглашением многолетия Государю Императору и «вечной памяти на войне убиенным и в море погибшим за веру и отечество воинам». Богослужение окончилось провозглашением многолетия Православному Христолюбивому Победоносному воинству… и благотворителям храма».
Газета Котлин, 1904 год
Вновь построенный храм стал не только главным храмом сухопутного гарнизона, но и одной из архитектурных доминант Кронштадта. Его колокольню и главы были хорошо видны с дальних точек Невского фарватера…
К собору были приписаны церковь военно-морского участка кладбища и церкви на фортах. 1910-е гг. Репродукция из книги «Краткий исторический очерк двухсотлетия Кронштадта»
Революционные события уготовили Владимирскому собору тяжелые испытания. Уже в 1918 году храм лишается статуса гарнизонного и становится приходским. Управление берет на себя церковная двадцатка, выбранная местными прихожанами, которая принимает на себя ответственность за проведение богослужений и содержание самого здания храма.
Двадцатые годы стали последним относительно спокойным временем в истории Владимирского собора на долгие годы. Был осуществлен косметический ремонт собора и часовни, проводились крестные ходы. Богослужения зимой проходили в нижнем отапливаемом храме, а в апреле переносились в верхний храм. Однако постепенно нарастало зловещее и неумолимое дыхание скорых перемен.
Будучи главным храмом сухопутного гарнизона крепости, Владимирский собор был избран местом хранения знамен воинских частей. Владимирский собор в начале 20 в. Дореволюционная открытка
В стране властями был взят курс на постепенное ужесточение своего отношения к религии. Не стал исключением и Кронштадт. С завидной регулярностью в местных газетах стали появляться многочисленные статьи, требующих прекратить богослужения и колокольный звон, закрыть городские церкви и соборы как «очаги мракобесия».
Наличие верующих не помешало местным властям к началу 30-х годов закрыть все храмы Кронштадта. Из газета «Рабочий Кронштадт»
Первой жертвой антирелигиозной вакханалии пал легендарный Морской собор, закрытый в конце 1929 года. А в феврале 1930 года на Соборной площади были устроены антирелигиозная демонстрация и митинг по случаю снятия колоколов с Морского собора. Митинговавшие приняли резолюцию о немедленном прекращении колокольного звона, снятии колоколов со всех кронштадтских церквей и передачи их промышленности; закрытии Владимирского собора… снятия и передачи промышленности церковных и металлических крестов с кладбищ и часовен». Но поскольку число верующих в городе все еще оставалось внушительным, требовалось получить формальный повод для окончательного закрытия собора. Им стало временное сокращения состава церковной двадцатки, вызванное репрессиями и гонениями священнослужителей. В результате в феврале 1931 года власти приняли решение закрыть собор.
Одна из многочисленных газетных заметок конца 20-х — начала 30-х годов, посвященных борьбе с религией. Газета «Рабочий Кронштадт»
Были прекращены богослужения, колокола и церковная утварь сданы в металлолом. Само же здание было передано рабочему кооперативу под склад, где впоследствии стали хранить продукты. Судьба же главной храмовой иконы так и осталась неизвестной.
Годы войны стали тяжелым испытанием как города и его жителей, так и для собора, не раз страдавшего от попадания вражеских снарядов. Однако самые чудовищные потрясения были еще впереди. Вначале была предпринята попытка снести храмовую колокольню, «мешавшую» устройству спортивного комплекса. А в 60-е годы собор трижды (!) пытались подорвать по краям, в стремлении «убрать вычурные архитектурные силуэты». Неизвестно как бы сложилась его судьба, если бы результатами взрывов не стали трещины в фундаментах соседних зданий. В результате храм в полуразрушенном состоянии был заброшен на долгие три десятка лет, оставаясь немым укором забывшим историю потомкам…
Серия взрывов, которые были произведены внутри и разрушили колокольню и алтарную часть, повредила соседние дома, поэтому работы не стали продолжать. 1961 год. Музей истории Кронштадта
Боле тридцати лет собор продолжал пустовать, медленно разрушаясь
К концу 80-х годов уцелевшие храмы коронного города являли собой печальную картину. Одни, как Владимирский собор, стояли в руинах, другие, как Морской собор, были превращены в помесь музея и кинотеатра. Иные, как Андреевский храм, вообще были стерты с лица земли. Фактически в городе не было ни одного действующего храма, ни одного пригодного для богослужения церковного здания. Но к этому моменту в обществе уже набирало силу тенденция к возрождению православия и стремлению восстановить уцелевшие святыни.
Именно с восстановления гарнизонного Владимирского собора началось возрождение православных святынь Кронштадта. 1999 год. Фото Анны Макаровой
В 1989 году в Кронштадте была зарегистрирована первая православная община, взявшаяся за тяжелый труд – восстановление Владимирского собора. Поначалу пришлось проводить консервационные работы для предотвращения дальнейших разрушений. Лишь к концу 90-х годов удалось открыть нижний храм, освященный, как и до революции, во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Полная реставрация собора была завершена уже в новейшее время, и сейчас посетители Кронштадта могут оценить во всей красе Владимирский крепостной собор – памятник архитектуры федерального значения, ставший первой возрожденной из руин православной святыни Кронштадта.
Сегодня на месте прежних руин высятся шатры и главки отреставрированного Владимирского собора
Собор во имя Владимирской иконы Божией Матери
Собор во имя Владимирской иконы Божией Матери
Часовня пр. Ленина, 9, к2
Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери упоминалась в Кронштадте в 1728 г., возможно это была полковая церковь. В 1743 г. церковь была уже постоянной, приходской. Главной святыней храма была Владимирская икона Божией Матери, написанная в 1703 г.
На планах Кронштадта середины XVIII в. церковь указывалась в южной части нынешнего церковного участка. К этому времени церковь уже обветшала и на пожертвования в 1753 г. на том же месте или в непосредственной близости была возведена новая деревянная церковь. В 1801 г. процесс был повторен. В то время церковь представляла собой правильный прямоугольник в плане, к которому примыкала с востока апсида со скошенными углами, а с запада прямоугольный притвор. Главный объем завершался двускатной крышей с куполком. Боковые и западный фасады были украшены портиками с треугольным фронтоном, в тимпанах которых было изображено Всевидящее око. Двухъярусная колокольня была увенчана восьмигранным шпилем с крестом
Западный и восточный фасады
Владимирской церкви.
Чертеж арх. Х. Грейфана.
Модель Владимирского собора,
построенная по результатам
цифровой фотограмметрии
Результат лазерного
сканирования
Результат лазерного
сканирования
добавил kartograff)
В 1821 г. на восточной стороне участка за алтарем была построена деревянная часовня. В ночь с 9 на 10 июля 1826 г. часовня сгорела, а вскоре на ее месте появилась новая, также деревянная. В 1825 г. был построен двухэтажный деревянный дом для причта.
В 1839 г. церковь перевели в военное Инженерное ведомство. Участок храма к тому времени составлял примерно половину современной территории.
К середине XIX в. здание вновь обветшало, было проведено несколько ремонтов, в 1867 г. была перестроена колокольня.
В 1872 г. был утвержден проект постройки новой каменной часовни и каменной ограды, но он не был осуществлен, так как последовало решение возводить новую каменную церковь. В октябре 1873 г. штатный архитектор Инженерного комитета Х. Грейфан составил проект, смету к нему представил военный инженер капитан Мейнандер. 27 августа 1874 г. Инженерный комитет утвердил проект и смету.
Строительство каменного храма еще не началось, когда в ночь с 20 на 21 октября 1874 г. сильный городской пожар уничтожил деревянную церковь. Спасти удалось лишь часть утвари и небольшое число икон.
Для нужд гарнизона в 1875 г. на месте сгоревшей была возведена временная деревянная церковь по чертежам военного инженера-полковника Осипова. Это было удлиненное, прямоугольное в плане здание, лишенное всяких украшений. Над западным входом была возведена небольшая звонница. В церкви был установлен старый иконостас и оставшиеся от сгоревшей церкви иконы. Временная церковь действовала 13 лет, и была разобрана после освящения каменного храма.
Для строительства новой церкви в 1874 г. был куплен и присоединен к церковному участок купца Ильина. 8 мая 1875 г. началось строительство. К началу 1877 г. здание было вчерне готово.
Это пятинефный храм вытянутой прямоугольной формы на высоком гранитном подклете. На восточном фасаде расположены три апсиды, центральная из которых, выше боковых. Верхняя часть центральной апсиды украшена поясом колонок. Три луковичные главки венчают восточный фасад.
50-метровая колокольня, традиционно решенная в виде «восьмерик на четверике» покрыта высоким восьмигранным шатром с двумя ярусами слухов. Завершена колокольня луковичной главкой на высоком барабане с поясом кокошников у основания. Основание шатра также украшено кокошниками. Окна первого этажа украшены лепными кокошниками с балясинами.Иконы на фасаде помещены в картуши повторяющие рисунок наличников окон первого этажа.
Внешний вид храма в основном соответствовал первоначальному чертежу, в процессе строительства были внесены лишь незначительные изменения: с запада к церкви пристроен портик.
Иконы для фасадов были заказаны Обществу русских художников, имевшему опыт таких работ. Семь медных крестов для храма по рисунку Х. Грейфана были изготовлены на фабрике бронзовых изделий Ф. Перро. Кресты были одинакового рисунка, но разных размеров, медные, вызолоченные через огонь.
Внутреннюю отделку храма поручили художнику А. Фишеру. Внутренняя стенная роспись была выполнена Обществом русских художников. Мраморные работы исполнены крестьянином, мастером И. Михайловым. Он же изготовил по рисунку Грейфана на амвоне балюстраду из серого мрамора. В зимних рамах были вставлены цветные стекла по рисунку того же Грейфана.
На заводе Никольса и Плинке в октябре 1878 г. были заказаны три паникадила и два подсвечника. Грейфан выбрал рисунки академика архитектуры Д. Гримма, по которым на этом заводе уже изготавливались такие же предметы. В мае 1879 г. на том же заводе был заказан семисвечник и четыре бронзовых подсвечника.
Внутреннее пространство храма разделено на пять нефом четырьмя рядами аркад на чугунных колоннах. На западной стене расположены три арки хоров. Для отделки использовался византийский орнамент. Обществом русских художников был написан запрестольный образ «Моление о Чаше». Трехъярусный иконостас из черного американского орехового дерева по чертежу Х. Грейфана был заказан на фабрике Г. Шрадера. Там же были изготовлены два резных ореховых киота для старых икон, которые предполагалось разместить на пилястрах, отделяющих Царские врата главного придела от северного и южного, и два ореховых аналоя. Старинная Владимирская икона Божией Матери была помещена в специальный бронзовый киот, по правую сторону от Царских врат.Церковь вмещала 2000 человек.
Чин освящения совершил 24 февраля 1880 г. Главный священник армии и флотов протоиерей П. Е. Покровский.
Внутренняя и внешняя отделка церкви была завершена в 1882 г. В 1894-1900 гг. при ремонте были оборудованы калориферные печи и вентиляция.
9 ноября 1908 г. епископ Гдовский Кирилл освятил южный правый придел во имя св. Николая Качанова, Новгородского чудотворца, небесного покровителя великого князя Николая Николаевича (младшего), являвшегося с 1905 г. командующим войсками гвардии и Петербургского военного округа.
Так как Владимирская церковь была главным храмом сухопутного гарнизона крепости, здесь хранились знамена воинских частей и подразделений и другие реликвии, связанные с жизнью гарнизона.
В 1902 г. приказом по военному ведомству гарнизонная церковь Владимирской иконы Божией Матери наименована собором.
К собору были приписаны церковь военно-морского участка кладбища и церкви на фортах.
В 1990 г. руины были возвращены епархии. С марта 1991 г. начали расчищать руины. В Центральном военно-историческом архиве были найдены чертежи, в начале 1990-х было создано НПО «Владимирский собор», которое приступило к его консервации и восстановлению.
(Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Храмы Кронштадта.- СПб.: «Паритет», 2005 С. 198-217, 326-331)