во имя пресвятой и нераздельной троицы их величества император австрийский
Во имя пресвятой и нераздельной троицы их величества император австрийский
Какое название получил союз, о создании которого говорится в данном договоре? В каком году союз был создан? Назовите российского императора, подписавшего этот договор.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из союзного договора
«Их величества император австрийский, король прусский и император российский, вследствие великих происшествий, ознаменовавшихся в Европе в течение трёх последних лет, наипаче же вследствие благодеяний, которые Божию провидению было угодно излиять на государства, коих правительства возложили свою надежду и упование на единого Бога, восчувствовав внутреннее убеждение в том, что ранее установленный державами образ взаимных отношений должно совершенно переменить и что крайне необходимо прилагать старания, дабы заменить его порядком, основанным единственно на высоких истинах, внушаемых вечным законом Бога Спасителя.
Объявляют торжественно, что предмет настоящего акта есть открыть пред лицом вселенной их непоколебимую решимость как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководствоваться на будущие времена не иными какими-либо правилами, как заповедями любви, правды и мира…
На сем основании их величества согласились в следующих статьях:
Соответственно словам Священных писаний, повелевающих всем людям быть братьями, подданные трёх договаривающихся сторон пребудут соединены узами действительного братства, и, взаимно почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь. То же самое возымеет отношение
и к их войскам, которые одинаково будут почитать себя не иначе, как частью одной армии, призванной охранять религию, мир и справедливость.
Единое преобладающее правило да будет как между помянутыми властями, так и подданными их приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всем себя как бы членами единого народа под именем христианской нации…
Соответственно с сим, их величества с нежнейшим попечением убеждают подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в коих наставлял человеков Божественный Спаситель, аки единственное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести и который един прочен.
Все государства. могут всеохотно и с любовию быть приняты в сей …союз».
Сверчок. Коллежский секретарь. Гл. 66. Священный с
Сверчок
Часть II
Коллежский секретарь
66
Священный союз
В статье «Разговор Бонапарта и английского путешественника» Улыбышев передал этакий гипотетический диалог. Посетивший Святую Елену англичанин беседует с заключенным на острове Наполеоном о политическом состоянии Европы после Ватерлоо.
Статья не только говорит о большой осведомленности автора в международных делах, что для служащего иностранного ведомства неудивительно. Данная в беседе двух персонажей оценка политического положения в Европе свидетельствует о весьма прогрессивных по тем временам взглядах писавшего.
Прежде всего, разговор идет об общем разочаровании европейских граждан, убедившихся, что лозунги «свободы народов», звучавшие во время войны, забыты, а обещания государей остались невыполненными. Собеседниками остаются единомышленниками, по существу, в анализе сущности Священного союза, чья политика оказалась даже более реакционной, нежели политика Наполеона в свое время. И хотя писалось это «для своих» (тут Улыбышев следовал упоминаемым Яковом Толстым правилам, царящим в «Лампе», – «статут приглашал в заседаниях объясняться и писать свободно»), все-таки автору не откажешь в смелости. Ведь в 1819 году живы были еще и Наполеон, и российский император Александр I, о котором говорилось так много и так нелицеприятно, а местами и иронично.
Элемент некоей инсценировки (как и в описании фантастической встречи плененного французского императора с английским путешественником) присутствует и в других статьях, сочиненных Улыбышевым для соратников. Ничего удивительного. Ведь они не только писались без оглядки на цензуру, они проходили по цеху художественной публицистики. И автор, говоря о современных реалиях, дает волю фантазии.
Прошло 4 года, как был создан Священный союз России, Пруссии и Австрии с целью поддержания мирового порядка. К заявлению о взаимопомощи всех христианских государей, подписанному в октябре 1815 года, впоследствии постепенно присоединились все монархи континентальной Европы, кроме Англии, Папы Римского и турецкого султана. Инициатором Священного союза явился российский император Александр I, хотя при составлении акта Священного союза он ещё считал возможным покровительствовать либерализму и даровать конституцию Царству Польскому. Мысль о союзе зародилась у него, с одной стороны, под влиянием идеи — стать миротворцем Европы. Идея реализовывалась путём создания такого Союза, который устранило бы даже возможность военных столкновений между государствами. С другой стороны идея созревала под влиянием мистического настроения, овладевшего императором. Последним объясняется и странность самой редакции союзного договора, не похожего ни по форме своей, ни по содержанию на международные трактаты, что заставляло многих специалистов международного права видеть в нём лишь простую декларацию подписавших его монархов.
«ТРАКТАТ БРАТСКОГО и ХРИСТИАНСКОГО СОЮЗА, заключённый в Париже 14/26 сентября 1815 года.
Во имя Пресвятой и Нераздельной Троицы.
Их Величества, Император Австрийский, Король Прусский и Император Российский, вследствие великих происшествий, ознаменовавших в Европе течение трех последних лет, наипаче же вследствие благодеяний, которые Божию Провидению было угодно излиять на государства, коих правительства возложили свою надежду на единого Бога, восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо предлежащий державам образ взаимных отношений подчинить высоким истинам, внушаемым вечным Законом Бога Спасителя, объявляют торжественно, что предмет настоящего акта есть открыть перед лицом вселенной их непоколебимую решимость как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями сей святой веры, заповедями любви, правды и мира, которые, отнюдь не ограничиваясь приложением их единственно к частной жизни, долженствую, напротив того, непосредственно управлять волею царей и водительствовать всеми их деяниями, яко единое средство, утверждающее человеческие постановления и вознаграждающее их несовершенства. На сем основании их
I. Соответственно словам Священных Писаний, повелевающих всем людям быть братьями, три договаривающиеся монарха пребудут соединены узами действительного и неразрывного братства и, почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и войскам своим они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которым они одушевлены, для охранения веры, мира и правды.
II. Посему единое преобладающее правило да будет, как между помянутыми властями, так и подданными их, приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всем себя как бы членами единого народа христианского, поелику три союзные государя почитают себя аки поставленными от Провидения для управления тремя единого семейства отраслями, а именно — Австриею, Пруссиею и Россиею, исповедуя таким образом, что Самодержец народа христианского, коего они и их подданные составляют часть, не иной подлинно есть, как Тот, Кому собственно принадлежит держава, поелику в Нём едином обретаются сокровища любви, в;дения и премудрости бесконечные, то есть Бог, наш Божественный Спаситель Иисус Христос, Глагол Всевышняго, Слово жизни. Соответственно с сим, их величества с нежнейшим попечением убеждают своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в которых наставил человеков Божественный Спаситель, аки единственное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести и который есть прочен.
III. Все державы, желающие торжественно признать в сем акте священные правила, и кои почувствуют, сколь нужно для счастья колеблемых долгое время царств, дабы истины сии впредь содействовали благу судеб человеческих, могут всеохотно и с любовью быть приняты в сей Священный Союз.
Стиль документа конечно ядреный, но…
Документ неопределенен и растяжим!
Выводы из него можно делать какие хочешь!
Верти не верти, а общий дух документа – реакция!
Право и политика в документе вытесняются религией и моралью!
Документ построен на божественном происхождении монархической власти!
Документ построен на странной патриархальности отношений между государями и народами!
Государи управляют в духе любви, правды и мира!
Народ лишь повинуется, а прав у него по отношении к власти нет!
Обязывая государей всегда «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь», акт ничего не говорит о том, в каких именно случаях и в какой форме должно осуществляться это обязательство, что давало возможность толкования его в том смысле, что помощь обязательна во всех тех случаях, когда подданные будут выказывать неповиновение своим «законным» государям.
Это последнее именно и случилось.
Сам Александр I именно так и начал смотреть на Священный союз: «Я, — сказал он на Веронском конгрессе французскому уполномоченному по поводу греческого восстания, — покидаю дело Греции потому, что усмотрел в войне греков революционный признак времени. Что бы ни делали для того, чтобы стеснить Священный союз в его деятельности и заподозрить его цели, я от него не отступлюсь. У каждого есть право на самозащиту, и это право должны иметь также и монархи против тайных обществ; я должен защищать религию, мораль и справедливость». При таком взгляде на борьбу христиан-греков с мусульманами-турками как на бунт мятежных подданных исчезал самый христианский характер Священного союза, и имелось в виду лишь подавление революции, каково бы ни было её происхождение.
Виват союзам против твари дрожащей!
Союзам военным, политическим, экономическим!
О портале:
Данный раздел сайта посвящен истории Восточной Пруссии и городу Кёнигсбергу-Калининграду. Речь идет о формировании, расширении и возвышении самостоятельного государства, а также о взаимоотношениях между Пруссией (герцогством, королевством) и Московией (княжеством, царством) и в последующем — между Российской империей и формирующейся под эгидой Пруссии Германской империей.
В двадцатом веке регион сначала теряет часть территории, отделившись от остальной Германии, а затем его большая часть вместе с Кёнигсбергом, в качестве санкции за агрессию национал-социалистической Германии, передается Советскому Союзу и до настоящего времени является субъектом Российской Федерации — Калининградской областью.
Несмотря на то, что статус Восточной Пруссии является урегулированным всеми заинтересованными странами, что закреплено в международных документах, периодически, например в СМИ, возникают вопросы, касающиеся этой темы.
Основную ценность для заинтересованных читателей, несомненно, составят исторические источники как государственного, так и частного характера.
Для облегчения поиска документов на сайте предлагается хронологический каталог, который предусматривает следующие периоды:
1. XIII в. — 1525 год. Орденский период. Покорение пруссов и ятвагов западноевропейскими рыцарями. Образование теократического тевтонского государства. Борьба Тевтонского ордена с соседними государствами (Польша, Литва, русскими княжествами) за доминирование в регионе. Великая война и поражение при Грюнвальде. Упадок Тевтонского ордена. Начало официальных дипломатических отношений с Московским царством.
2. 1525 — 1701 гг. Герцогство (курфюршество) Пруссия. Образование светского государства — Прусское герцогство в вассальной зависимости от Польши. Реформация и установление лютеранства в качестве официальной религии. Перенос столицы в Берлин. Бранденбургско-прусская уния. «Великое посольство» и Кёнигсберга Петром Великим.
3. 1701 — 1871 гг. Прусское королевство. Провозглашение Прусского королевства. Участие в Северной войне. Правление Фридриха II. Война за австрийское наследство, Семилетняя война и принятие российского подданства. Освобождение жителей Кёнигсберга от присяги России и возвращение Восточной Пруссии Фридриху II. Наполеон посещает Кёнигсберг. Русские войска входят в Кёнигсберг, преследуя отступающих французов.
4. 1871 — 1933 Империя — Республика. Вхождение Восточной Пруссии в состав Германской империи. Военные действия на территории Восточной Пруссии в период первой мировой войны. Версальский мирный договор и образование восточно-прусского анклава. Предоставление Восточной Пруссии некоторых государственных полномочий в рамках Веймарской республики.
5. Нацистская диктатура. 1933 — 1945 гг. Упразднение органов государственной и местной власти Пруссии. Военные действия на территории Восточной Пруссии во время Второй мировой войны. Взятие Кёнигсберга советскими войсками. Берлинская конференция и передача части Восточной Пруссии с Кёнигсбергом Советскому Союзу.
6. В составе Советского Союза — Российской Федерации. 1945 — по н.в. Переименование Кёнигсберга в Калининград. Преобразование Восточной Пруссии в Калининградскую область в составе РСФСР.
Для удобства документы распределены и по тематическим рубрикам — в соответствии с общепринятой в исторической науке классификацией — государственные и служебные документы, документы личного происхождения, публикации в СМИ и др. Отдельный раздел — «Персоналия» — посвящен документам, связанным с той или иной исторической личностью, имеющей отношение к тематике портала.
1938 год, 30 сентября
После Мюнхенского соглашения, премьер-министр Англии Чемберлен получил от Гитлера клятвенное заверение, что Германия больше не потребует для себя расширения территорий. Предусматривалось дальнейшее долгое и плодотворное сотрудничество двух держав, первым следствием которого стало подписание англо-германской декларации. Однако, дальнейшие шаги неуёмного диктатора и всплеск общественного мнения на Западе прервали возможное сближение.
Во имя пресвятой и нераздельной троицы их величества император австрийский
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
академик РАН A. О. ЧУБАРЬЯН (главный редактор)
член-корреспондент РАН B. И. ВАСИЛЬЕВ (заместитель главного редактора)
член-корреспондент РАН П.Ю. УВАРОВ (заместитель главного редактора)
доктор исторических наук М.А. ЛИПКИН (ответственный секретарь)
член-корреспондент РАН Х.А. АМИРХАНОВ
академик РАН Б.В. АНАНЬИЧ
академик РАН A.И. ГРИГОРЬЕВ
академик РАН А.Б. ДАВИДСОН
академик РАН А.П. ДЕРЕВЯНКО
академик РАН C.П. КАРПОВ
академик РАН А.А. КОКОШИН
академик РАН B.С. МЯСНИКОВ
член-корреспондент РАН В.В. НАУМКИН
академик РАН А.Д. НЕКИПЕЛОВ
доктор исторических наук К.В. НИКИФОРОВ
академик РАН Ю.С. ПИВОВАРОВ
член-корреспондент РАН Е.И. ПИВОВАР
член-корреспондент РАН А.П. РЕПИНА
академик РАН В.А. ТИШКОВ
академик РАН А.В. ТОРКУНОВ
академик РАН И.Х. УРИЛОВ
Ответственный редактор тома доктор исторических наук В.С. МИРЗЕХАНОВ
Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проект № 14-01-16-072
С.Б. Вольфсон (ответственный секретарь), А.А. Исэров, Е.В. Котова, А.Г. Матвеева, А.С. Намазова, В.С. Мирзеханов (ответственный редактор), О.В. Окунева, В.В. Рогинский, Г.А. Шатохина-Мордвинцева
доктор исторических наук Е.А. Вишленкова,
доктор исторических наук П.П. Черкасов
XIX век в мировой истории: проблемы, подходы, модели времени
Говоря о XIX веке, мы сразу задумываемся о содержании этого понятия: был ли XIX век лишь изобретением историков, либо это модель исторического времени — элемент самосознания человечества? Как «конструировался» XIX век, с чем его ассоциировали современники и потомки, справедливо ли называть его, как когда-то, «веком капитала»? Быть может, уместнее определения «век ускорения», «век прогресса», «век научного разума»? Или он был в первую очередь «веком революций», «веком социальных конфликтов», «веком избавления от рабства»?
Эпохи отличаются одна от другой во времени, как страны в пространстве, и когда говорится о XIX в., мы представляем себе, каждый по-своему, какое-то цельное, яркое, динамичное, сравнительно благополучное время, резко отличающееся от того, что было до, и от того, что настало после. Не подлежит сомнению, что у XIX в. была своя уникальность, позволяющая отличать его от других столетий. Временной континуум XIX в. осознается как эпоха врастания в современность. Понятие «XIX век» связывается с опытом ускорения времени и ассоциируется с модерностью/современностью как антиномией вечности. При этом название этого века, его нумерация, берет начало в христианской системе исчисления времени, и данное обстоятельство не раз побуждало историков задаваться вопросом, был ли девятнадцатый век у мусульманских народов, у китайцев, у индусов и многих других, живших за пределами западного мира. И если признать такую идею, то не будет ли тогда более правильным говорить об этом столетии, как исключительно «веке Европы», «веке Запада», «веке подъема германского духа», «веке британского могущества»? Однако сегодня существует все больше свидетельств того, что не только Европа, но и остальной мир всегда пребывали в пространстве исторического процесса, следовательно, не вполне верно говорить, что «пробуждение Азии» началось только в XX в. Благодаря всё новым источникам исследователи с некоторым удивлением продолжают «открывать» наличие истории, а значит и XIX в. повсюду, даже там, где не было письменности — в царстве «печальных тропиков» и на заброшенных островах Тихого океана.
Если признать, что история — не только удел великих персонажей, но и вся та почти неподвижная повседневность материальной жизни, которая традиционно скрывалась от глаз летописцев и архивариусов, то у всякого века, в том числе девятнадцатого, должно присутствовать и данное измерение. При таком понимании истории XIX век — еще и «век пара и электричества», «век телеграфа и железных дорог», «век скоростных сообщений», «век фотографии». Но, кроме того, это «век стали и чугуна», «век химических удобрений и травосеяния», «век новых продуктов питания и новых лекарств», если иметь в виду хинин, благодаря которому европейцам удалось совладать с малярией и начать экспансию в жаркие страны.
Наше современное понимание XIX столетия является многомерным, при этом мы не ощущаем этот век как иной/прошедший, не воспринимаем его как отчужденное прошлое. XIX век кажется близким, понятным и данным нам почти что в ощущениях. Мы пытаемся схватить его суть, имея в виду огромное множество черт этого времени, столь значимых и для тех, кто в нем жил, и для тех, кто пришел в него потом. Уникальная природа века проистекает из его невиданного разнообразия и, конечно же, из что наша связь с этим веком все еще сохраняется. Мы связаны с ним благодаря бесчисленным родословным ныне живущих людей, благодаря нашему языку, нашим обычаям и нашей вере, а также нашей памяти, которая все еще продолжает цепляться за этот век с помощью семейных фотоальбомов, тех песен, что пели наши прапрадеды, и тех заветов, что они чтили. Но время идет, безжалостно ослабляя эту тонкую связь. Поэтому каждый взгляд в это недавнее прошлое позволяет удерживать его перед собой как некий целостный образ, как символ, без которого наше понимание собственного настоящего и самих себя будет неполным.
История «глобального XIX века» требует прояснить исследовательские отношения с «веком» как аналитической категорией. Когда начался и когда закончился XIX век? Если отвечать на этот вопрос, не привязываясь к календарным датам, возможно, придется взять более значимые исторические ориентиры.
В глобальной перспективе еще труднее, чем только для России или Европы, установить содержательное, а не только формально-календарное начало XIX в., в ходе которого формировались и обретали нормативную силу несущие элементы и практики модерна в мире. Если даже в определении различных эпох европейской истории не существует единого мнения, то задача создания периодизации мировой истории представляется еще более сложной. Политические даты вряд ли могут здесь помочь. До XX в. ни один год не стоит рассматривать как эпохальный для всего человечества. Можно представить Французскую революцию ретроспективно как событие универсального воздействия на последующую историю, но с точки зрения воздействия на жизнь неевропейских обществ она не была переломным событием. Политическое начало XIX в., следовательно, невозможно фиксировать хронологически. С некоторого исторического расстояния момент, когда начинается XIX в., видится несколько рассредоточенным во времени. В какой-то мере то же самое можно сказать и о его финале. Картина усложняется, если добавить еще одну переменную. Крайне сложно вписать периодизацию, взятую из политической истории, в хитросплетение периодизаций других полей прошлого, связанных с политикой, — религии, искусства, идей, общества, экономики.
В 1800 г. единый календарный порядок еще не имеет обязывающего характера, системы организации времени в мире весьма разнообразны. На фоне такой «подвижности» календарных порядков власть чисел уже не очевидна, а календарные границы исторического времени оказываются, скорее, спорным моментом, чем единственной правомерной точкой отсчета.
XIX век, как и любой другой, представляется структурой, состоящей из напластований множества разновременных процессов. Там есть идеологические, политические и культурные слои, которые проходят через все столетие, соединяя его с XVIII в. и выводя прямо в XX в. Но попадаются и другие, прерванные, наложившиеся друг на друга, «переплетенные» между собой (Р. Козеллек). Для того чтобы охватить все эти разнообразные слои, необходимы самые гибкие эвристические инструменты: это в равной степени относится и к вопросу периодизации, и к жестким цезурам между эпохами, основанным на произвольных, неочевидных обстоятельствах, событиях и ориентирах.
Во имя пресвятой и нераздельной троицы их величества император австрийский
КОНСЕРВАТИЗМ ИНФОРМ запись закреплена
ТРАКТАТ БРАТСКОГО и ХРИСТИАНСКОГО СОЮЗА
Во имя Пресвятой и Нераздельной Троицы.
Их Величества, Император Австрийский, Король Прусский и Император Российский, вследствие великих происшествий, ознаменовавших в Европе течение трех последних лет, наипаче же вследствие благодеяний, которые Божию Провидению было угодно излиять на государства, коих правительства возложили свою надежду на единого Бога, восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо предлежащий державам образ взаимных отношений подчинить высоким истинам, внушаемым вечным Законом Бога Спасителя, объявляют торжественно, что предмет настоящего акта есть открыть перед лицом вселенной их непоколебимую решимость как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями сей святой веры, заповедями любви, правды и мира, которые, отнюдь не ограничиваясь приложением их единственно к частной жизни, долженствую, напротив того, непосредственно управлять волею царей и водительствовать всеми их деяниями, яко единое средство, утверждающее человеческие постановления и вознаграждающее их несовершенства. На сем основании их
I. Соответственно словам Священных Писаний, повелевающих всем людям быть братьями, три договаривающиеся монарха пребудут соединены узами действительного и неразрывного братства и, почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и войскам своим они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которым они одушевлены, для охранения веры, мира и правды.
II. Посему единое преобладающее правило да будет, как между помянутыми властями, так и подданными их, приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всем себя как бы членами единого народа христианского, поелику три союзные государя почитают себя аки поставленными от Провидения для управления тремя единого семейства отраслями, а именно — Австриею, Пруссиею и Россиею, исповедуя таким образом, что Самодержец народа христианского, коего они и их подданные составляют часть, не иной подлинно есть, как Тот, Кому собственно принадлежит держава, поелику в Нём едином обретаются сокровища любви, ведения и премудрости бесконечные, то есть Бог, наш Божественный Спаситель Иисус Христос, Глагол Всевышняго, Слово жизни. Соответственно с сим, их величества с нежнейшим попечением убеждают своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в которых наставил человеков Божественный Спаситель, аки единственное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести и который есть прочен.
III. Все державы, желающие торжественно признать в сем акте священные правила, и кои почувствуют, сколь нужно для счастья колеблемых долгое время царств, дабы истины сии впредь содействовали благу судеб человеческих, могут всеохотно и с любовью быть приняты в сей Священный Союз.
Заключен в Париже 14/26 сентября 1815 года.