вопросно ответный метод обучения предложил кто

Вопросно-ответное взаимодействие как элемент обучения

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается обучение как процесс поиска ответов на вопросы, подтверждается, что диалогические методы обучения повышают эффективность учебного процесса. Раскрывается противоречивая сущность вопроса. Выделяются два подхода к изучению вопросно-ответной ситуации: методологический и формально-логический.

ABSTRACT

This article discusses education as a process of finding answers to questions, it was confirmed that the dialogic teaching methods increase the efficiency of the learning process. The question has a contradictory nature. There are two approaches to the study of question-answering situations: methodological and formal-logical.

В образовательных стандартах современной высшей школы отражаются задачи обучения, основанные на передаче накопленного знания, сведений об уже открытом и известном. Но мир настоящего – проблемный мир, где недостаточно иметь уже сложившуюся систему знаний по пройденной дисциплине, здесь необходимо научиться «вопрошать», развивать гибкость мышления, уметь самостоятельно приходить к истинным выводам.

Вопросы являются необходимым предварительным условием всякого суждения. Именно вопрос и поиск ответа на него составляет содержание нашего мышления. Формулирование вопросов и поиск ответов на них – реальный способ для педагога влиять на развитие мышления обучаемых.

Обучение можно представить как процесс поиска ответов на вопросы, попытку решения проблем. Только зная о своем незнании, задавая вопросы в этой связи можно восполнить наши знания. В вопросе происходит разделение знания и незнания. С одной стороны вопрос нельзя считать знанием, так как в нем содержится незнание о чем-то. С другой стороны в вопросе содержится некоторое знание, что составляет базис вопроса, его предпосылку, а поэтому нельзя его (вопрос) отнести к незнанию Противоречие? Нет. Именно соединение знания и незнания в вопросе позволяет сделать запрос на новое знание, которого нет ни в знании имеющемся, ни в незнании [9, с. 33-41]. На эту особенность обращает внимание Э. Корет в работе «Основы метафизики»: «Вопрошать означает не-знать, зная о собственном незнании, а это означает стремление к дальнейшему знанию» [5, с.4].

Вопрос имманентно присутствует во всякой учебной и педагогической деятельности, но умению правильно спрашивать необходимо учиться. Мы задаем обычно простые вопросы, не требующие при ответе больших усилий памяти. Для получения ответа, использующего для анализа ситуации более разнообразную информацию, надо постараться задать продуманный вопрос. Следует не только уметь формулировать вопросы, но и выстраивать логическую цепочку, позволяющую рассмотреть предмет диалога всесторонне, обосновать свою точку зрения. Изучаемый материал (теория, понятие, доказательство тезиса) при таком подходе не воспринимается как информация для запоминания, вопросно-ответное взаимодействие помогает уяснить суть, установить взаимосвязь нового и изученного ранее.

Еще Сократ обратил внимание на содержательную сторону вопросно-ответного метода обучения. Аристотель считал вопрос основой диалога, сформулировал правила поведения спрашивающего, предполагал зависимость правильных ответов собеседника от ясности и осмысленности заложенной в вопросе информации. Главными чертами вопроса являются альтернативность и одновременное наличие знания и незнания о предмете вопрошания. Очевидно вопрос о полностью известном будет бесполезным, а вопрос о неизвестном становится просто бессмысленным [2, с. 8-10].

Учебные программы, «остаточные знания», стандарты по философии предполагают, что курс «Философия» может быть представлен как некая сумма информации. Природа философии совсем иная, она заключается в умении придавать смысл явлениям, раскрывать суть вещей, понимать услышанное, написанное, сказанное тобой или другим. Информационная модель преподавания философии, утвердившаяся в учебном процессе в настоящее время, по мнению Хакуз П.М. и Гуры А.Ю. «… исходит из того, что, передавая студенту знания, тем самым мы развиваем его мышление, так как главное (с этой точки зрения) – это «то или о чем мыслить, а не как мыслить». В силу этого большинство студентов не умеют анализировать, у них отсутствует сомнение, самокритичность, способность принять другую точку зрения или признать собственную ошибку. Философия может и должна заострять внимание на том, как мыслится, выступать как интеллектуальная технология. Совершенствование преподавания философии связано с переходом от информационной модели образования к рефлексивной, в основе которой лежит вопросно-ответное взаимодействие [9, с.33-41; 4].

Рассмотрим два подхода к изучению вопросно-ответной ситуации.

I. Методологический подход:

В.Ф. Берков выделяет следующие виды вопросно-ответных ситуаций в зависимости от способов их разрешения: задача, проблема, информационный вопрос, научный вопрос.

Задача – вопрос, ответ на который выводится из самого условия задачи. Решение задачи вытекает с необходимостью из её данных, на основе определённых правил.

Проблема – задача, метод решения которой неизвестен.

Информационный вопрос – возникает в спорах, дискуссиях, общении между людьми. Если ответ не найден вследствие ограниченности познания в той или иной области, то такой вопрос может стать проблемой.

Научный вопрос – разновидность информационного вопроса, близкого к проблеме. Решение научного вопроса заключается в нахождении некоторой процедуры действий, подчиненных уже известной схеме [2, с. 8-10].

II. Формально-логический подход:

выясняет специфику вопроса, место его в процессе познания, логическую структуру вопроса, требования к постановке правильного вопроса. Именно этот подход позволяет исследовать вопросно-ответную ситуацию и обеспечить информационно-содержательную адекватность в диалоге. (Б.И. Фёдоров).

Диалог может состояться при выполнении следующих условий: 1) наличие не менее двух участников; 2) обмен информацией, взаимная реакция собеседников на полученную информацию; 3) адекватное восприятие информации участниками диалога, нарушение этого условия, особенно в учебном процессе, может привести к ситуации информационной неадекватности.

Основными элементами диалога являются вопрос и ответ (изучается эротетической логикой), поэтому не лишним будет обратить внимание на некоторые требования к ним.

Во-первых, вопрос и ответ должны быть не только связаны по смыслу (эротетически релевантны друг другу), но участники диалога одинаково понимают все термины вопроса и ответа, так как вне контекста диалога вопрос теряет смысл.

Во-вторых, должна быть полнота затребуемой информации вопроса и соответствующего ему ответа. Это определяется целевой установкой спрашивающего, выраженной ясно и точно в самом вопросе [8, с.149].

Третье требование обращает внимание на истинность предпосылок вопроса – корректность вопроса (речь не идет о провокационных, улавливающих вопросах). Очевидно и требование простоты вопроса – если задаётся сложный вопрос лучше разделить его на несколько простых для получения полного ответа на сложный вопрос.

Задача педагога состоит не столько в том, чтобы научить студентов находить правильные ответы, а в воспитании человека спрашивающего, и значит думающего и самостоятельного. Вопрошающая активность направляется на поиск неизвестного, его определение, а вопросно-ответное взаимодействие является необходимым элементом в продвижении от незнания к знанию и от неполной информации к информации исчерпывающей.

Источник

Тест с ответами по методике преподавания истории и обществознания

Тест с ответами по методике преподавания истории и обществознания

1. (60c.) Кто из методистов рассматривал методику как самостоятельную педагогическую

2. (60c.) В какой период истории развития методики было характерно существование

Концентрического принципа преподавания истории в школе?

3. (60c.) Какой ученый считается идеологом социологического направления в преподавании

4. (60c.) Какая из моделей обучения более всего распространена в школах Западной Европы?

5. (60c.) Кто из методистов 50-70-х гг. занимался проблемой развития умений?

6. (60c.) Выберите из предложенных одно правильное утверждение:

1) Конечным результатом функционального анализа урока является определение его

2) При структурном анализе исторических фактов учитель может считать главными те,

Которые вызывают у учащихся бурную реакцию.

3) Эмпирическое осознание исторических явлений происходит на репродуктивном,

4) Вывод по теме урока является результатом индуктивного способа познания истории.

5) Творческо-поисковая деятель-ность учащихся на уроках отлича-ется новым способом

Действий и новым результатом познания исторической действительности.

7. (60c.) Какой из терминов выражает внешнюю сторону процесса обучения истории?

8. (60c.) В каком случае можно считать, что у ученика сформировалось умение оценивать

1) Высказывает простейшие оценочные суждения об историческом деятеле.

2) Сравнивает двух личностей.

3) Определяет поступки и главные черты характера.

4) Дает характеристику с общей оценкой.

5) Описывает внешний вид исторического деятеля.

9. (60c.) В каком плане можно поменять местами подпункты?

10. (60c.) Какое средство является лишним в ряду?

11. (60c.) Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает

1) Педагогическая наука

2) Школьная методология

3) Путь исследования

12. (60c.) Предметом методики обучения истории является

1) Процесс обучения истории

2) Процесс познания истории

3) Процесс научного исследования

4) Процесс познания педагогики

13. (60c.) Важнейшим фактором обучения истории является

1) Применение наглядности

2) Наличие программ разного уровня

3) Систематический опрос учащихся

4) Содержание обучения

14. (60c.) Методика истории является

1) Отраслью психологии

2) Отраслью педагогической науки

3) Отраслью социологии

4) Самостоятельной дисциплиной

15. (60c.) Основным методом исследования школьного обучения истории является

16. (60c.) На основе действующего «Закона об образовании» в школах России введено

17. (60c.) В настоящее время в школах России реализован принцип обучения

18. (60c.) Обязательный для школы документ, в котором указаны предметы, их

Последовательность преподавания, количество часов в неделю

3) Школьная программа

19. (60c.) Современное содержание исторического образования предусмат-ривает изучение

Всеобщей истории с древности до наших дней в

2) Полной средней школе

4) 7-8 классах 9-летней школы

20. (60c.) По истории России XIX в. в школах действует учебник

3) Нарочницкого А. Л.

21. (60c.) Современная стратегия исторического образования предусматривает

1) Признание традиции гуманизма в национальном масштабе

2) Сохранение монополии государственной идеологии

3) Переход к плюрализму идеологий

4) Отказ от целостной системы знаний о человеке и обществе

22. (60c.) В госстандарте указана следующая периодизация рубежа нового времени

1) XIV — XV вв. — XVII — XVIII вв.

2) XVI — XVII вв. — XIX — XX вв.

3) XV — XVI вв. — XVIII — XIX вв.

4) XVII — XVIII вв. — середина XIX в.

23. (60c.) Как правило, указание на основные понятия, персоналии, средства обучения,

Оборудование урока дается в

1) Тематическом планировании

2) Школьном учебнике

3) Поурочном планировании

24. (60c.) Как правило, указание на основные понятия, персоналии, средства обучения,

Оборудование урока дается в

1) Тематическом планировании

2) Школьном учебнике

3) Поурочном планировании

25. (60c.) В структуру программы 10 — 11 классов «история России с древнейших времен до

Наших дней» входит рубрика

1) Межпредметные связи

2) Проблемы обсуждения на занятиях

3) Нормы оценки знаний и умений учащихся

4) Основная методическая литература

26. (60c.) Учебник истории выполняет функцию

27. (60c.) Сложность текста учебника связана с

1) Курсом и периодом истории

2) Психологическим восприятием учащимися

3) Насыщенностью учебника понятиями, терминами, датами

4) Научными взглядами автора

28. (60c.) Задание по учебнику преобразующего характера включает в себя

1) Пересказ прочитанного

2) Составление простого плана по параграфу

3) Анализ документов по выявлению новых знаний

4) Выписывание новых дат и имен

29. (60c.) Построение программ на принципах концентризма означает

1) Параллельное изучение отечественной и всеобщей истории

2) Изучение блоками всемирной истории

3) Последовательное изучение всеобщей и отечественной истории

4) Изучение отечественной и всеобщей истории сначала элементарно, а затем углубленно, на

Более высоком теоретическом уровне

30. (60c.) При первоначальном объяснительном чтении

1) Чтение предшествует беседе

2) Беседа вообще не проводится

3) Беседа предшествует чтению

4) Учитель сам читает текст и объясняет прочитанное

31. (60c.) Одним из приемов устного изложения фактического материала является

1) Конспективное описание

2) Образная характеристика

3) Предметная характеристика

4) Портретная композиция

32. (60c.) К основным факторам процесса обучения не относится

2) Содержание образования

3) Проблемность обучения

4) Результаты обучения

33. (60c.) Российская история появилась впервые в учебном плане народных училищ как

Самостоятельный предмет в … году

34. (60c.) В 70 — 80-н гг. XX в. работал методист

35. (60c.) К репродуктивному относится метод

2) Проблемного изложения

36. (60c.) К главному материалу относятся сведения

37. (60c.) Специально проблемой методов обучения не занимался

38. (60c.) Как называются обусловленные методом конкретные действия учителя и ученика,

Направленные на решение частной задачи обучения

1) Способы обучения

39. (60c.) Как будет называться метод, когда осуществляется устное изложение материала,

Проводится беседа, чтение и разбор учебника, научной литературы, исторического

40. (60c.) Что из данного перечня не относится к теоретическому материалу?

41. (60c.) Какой метод относится к классификации методов обучения по уровню

42. (60c.) Как называются факты, которые имеют большое объективно историческое

значение, передают основное фактологическое содержание темы урока, воссоздают

Важнейшие события и явления, раскрывают их существенные стороны?

43. (60c.) Что относилось в русской школе XVX века к «реальному методу» обучения?

1) Краткое комментирование текста учебника

2) Самостоятельное изучение исторических источников

3) Вопросно-ответная форма обучения

44. (60c.) Какие черты присущи учебникам нового поколения?

1) Преобладание фактов над теорией

2) Формационная версия событий

3) Обязательность выводов

4) Цивилизационный подход

5) Объемный документальный материал

6) Дискуссионные вопросы

7) Вопросы на трех уровнях

8) Преобладание индуктивного изложения

9) Хронологическая таблица

10) Тщательный отбор материала

11) Обобщающие таблицы

12) Подлинные иллюстрации

45. (60c.) Какие факты можно отнести к главным на уроке «Восточные славяне в

1) Славяне — исконные жители Европы

2) Кочевники постоянно угрожали славянам

3) Главное занятие славян — земледелие

4) Главными становились князья

5) Землю славяне обрабатывали сохой

6) Появились первые города

7) Первоначально славяне жили родовыми общинами

8) Славяне обожествляли силы природы

9) В X в. появилась соседская община

10) Славяне жили по земледельческому календарю

11) Славяне жили различными племенами

12) Ремесло постепенно отделилось от сельского хозяйства

Источник

Эвристическая (сократическая) беседа как метод обучения

вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть фото вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть картинку вопросно ответный метод обучения предложил кто. Картинка про вопросно ответный метод обучения предложил кто. Фото вопросно ответный метод обучения предложил кто

вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть фото вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть картинку вопросно ответный метод обучения предложил кто. Картинка про вопросно ответный метод обучения предложил кто. Фото вопросно ответный метод обучения предложил кто

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Эвристическая
(сократическая) беседа как
метод
обучения

Описание слайда:

Эвристическая беседа – вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами побуждает их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам (М. Н. Скаткин)

Описание слайда:

Функции эвристической беседы:
раскрытие пути поиска решения или доказательство истинности решения;
стимулирование поиска;
формирование умения учащихся строить систему рассуждений;
текущий контроль.

Описание слайда:

Структурные элементы эвристической беседы:

Вопросы учителя.
Ответы ученика.
(1 вопрос + 1 ответ = 1 шаг беседы)
3. Высказывания учителя в форме корректирующих замечаний, разъяснений типа: «покажи на карте…», «прочитай оба предложения и скажи…», «вспомните…», «опишите…», оценочные суждения, небольшие отвлечения (между шагами и внутри шага)

Описание слайда:

Признаки эвристической беседы:
Каждый вопрос – небольшая мыслительная задача. Каждый ответ – микропродукт, обладающий субъективной новизной.
Каждый последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий.
Вся совокупность вопросов последовательно ведет учащихся к искомому.
Если учащийся не дает ответа на вопрос, значит, вопрос поставлен неверно или несвоевременно.
Ошибочные ответы ученика опровергаются контрвопросами, вскрывающими ошибку ученика.

Описание слайда:

Типы эвристической беседы по характеру искомого:
Учащиеся не знают ни ответа, ни способа
решения. Вначале ищут способ,
а затем находят ответ.
Учащиеся знают ответ.
Решение сводится к
мотивировке,
доказательству ответа
Учащиеся не знают ответа,
но знают способ решения.
Решение сводится к
поиску ответа.

Описание слайда:

Типы эвристических бесед по месту в структуре урока:
1. Вводная (при актуализации опорных знаний).
2. Сообщающая:
а) при изучении свойств объекта познания, частных закономерностей отдельных явлений;
б) при разборе причин и следствий тех или иных событий, явлений;
в) при анализе картины, схемы, иллюстрации, документа;
г) при коллективном сопоставлении событий, фактов, явлений.
3. Заключительная (с целью закрепления либо перехода к новому материалу, когда он является частным случаем уже изученного).

Описание слайда:

Место эвристической беседы на уроке зависит от:
уровня развития учащихся;
логической структуры учебного материала;
наличия достаточного запаса исходных знаний.

Описание слайда:

Этапы проведения эвристической беседы:

Организационно-подготовительный (логико-теоретический анализ материала, выстраивание шагов).

Исполнительский (создание познавательной напряженности, постановка искомого).

Описание слайда:

Приемы создания познавательной напряженности:
сопоставление фактов, событий;
практическая работа, демонстрация лабораторного опыта;
обобщение новых фактов;
создание фона трудностей и противоречий;
подведение учащихся к осознанию недостаточности своих знаний.

Описание слайда:

Способы постановки искомого:
Его может выдвинуть сам учитель.
К нему учащиеся приходят в ходе ситуации, созданной учителем.
Учащиеся усматривают искомое сами.

Описание слайда:

Условия успешного применения эвристической беседы:
вопросы должны быть посильными для учащихся и
вызывать у учащихся познавательный интерес;
2) степень проблемности целесообразно варьировать, чтобы в беседе приняли участие все учащиеся;
3) исправления неправильного ответа желательно осуществлять силами самих учащихся;
диалог целесообразно чередовать с монологом преподавателя;
в процессе монолога учащимся сообщается определенный объем информации, на основе которой им предъявляются новые проблемные вопросы;
6) в конце беседы или какого-то ее этапа необходимо сделать выводы.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть фото вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть картинку вопросно ответный метод обучения предложил кто. Картинка про вопросно ответный метод обучения предложил кто. Фото вопросно ответный метод обучения предложил кто

Курс повышения квалификации

Охрана труда

вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть фото вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть картинку вопросно ответный метод обучения предложил кто. Картинка про вопросно ответный метод обучения предложил кто. Фото вопросно ответный метод обучения предложил кто

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть фото вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть картинку вопросно ответный метод обучения предложил кто. Картинка про вопросно ответный метод обучения предложил кто. Фото вопросно ответный метод обучения предложил кто

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Детские шаблоны для powerpoint

Бамбук шаблон

Химия и окружающая среда

Растения-хищники

Экосистемы

Юля И Сергей

Экология животных

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5306092 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть фото вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть картинку вопросно ответный метод обучения предложил кто. Картинка про вопросно ответный метод обучения предложил кто. Фото вопросно ответный метод обучения предложил кто

вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть фото вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть картинку вопросно ответный метод обучения предложил кто. Картинка про вопросно ответный метод обучения предложил кто. Фото вопросно ответный метод обучения предложил кто

В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»

Время чтения: 1 минута

вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть фото вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть картинку вопросно ответный метод обучения предложил кто. Картинка про вопросно ответный метод обучения предложил кто. Фото вопросно ответный метод обучения предложил кто

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть фото вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть картинку вопросно ответный метод обучения предложил кто. Картинка про вопросно ответный метод обучения предложил кто. Фото вопросно ответный метод обучения предложил кто

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть фото вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть картинку вопросно ответный метод обучения предложил кто. Картинка про вопросно ответный метод обучения предложил кто. Фото вопросно ответный метод обучения предложил кто

В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников

Время чтения: 1 минута

вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть фото вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть картинку вопросно ответный метод обучения предложил кто. Картинка про вопросно ответный метод обучения предложил кто. Фото вопросно ответный метод обучения предложил кто

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть фото вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть картинку вопросно ответный метод обучения предложил кто. Картинка про вопросно ответный метод обучения предложил кто. Фото вопросно ответный метод обучения предложил кто

Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть фото вопросно ответный метод обучения предложил кто. Смотреть картинку вопросно ответный метод обучения предложил кто. Картинка про вопросно ответный метод обучения предложил кто. Фото вопросно ответный метод обучения предложил кто

УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR

Беседа, вопросно-ответный метод обучения

Беседа, вопросно-ответный метод обучения, применяется учителем с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее.

Б. использовалась в обучении с давних времён. Так, Сократ системой специально подобранных вопросов (сократич. Б.) доводил до абсурда неправильные ответы учащихся, наталкивая их на правильный путь рассуждения и подводя к выводам. В ср.-век. школе использовалась кате-хизич. Б., при к-рой заучивались вопросы и готовые на них ответы (в католич. школах в видоизменённой форме применяется до сих пор). В рус. педагогике за применение Б. при обучении высказывались Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, К. В. Ельницкий, П. Ф. Каптерев, М. И. Демков и др. Методику проведения Б. на уроке лит-ры разработал В. Я. Стоюнин («О преподавании рус. лит-ры», 1864).

С помощью Б. организуется поэлементное усвоение знаний и действий, в процессе к-рого реализуется неск. функций Б. Обучающая функция Б. заключается в том, что с её помощью учитель вводит учащихся в содержание и задачи темы, связывая мат-л с ранее изученным, выясняет смысл нового. Закрепительная функция Б. реализуется в вопросах, к-рые актуализируют уже знакомый учащимся мат-л, выявляют его новые аспекты, возможность применения и тем самым углубляют усвоение знаний. Контрольно-проверочная функция Б. раскрывается в вопросах, выясняющих, уровень усвоения темы. Систематизирующая функция Б. состоит в выявлении с помощью вопросов системы связей между знаниями.

Лит.: Лернер И. Я., Проблемное обучение, М., 1974; Казанский Н. Г., Назарова Т. С., Дидактика (нач. классы), М., 1978, с. 127-34; Дидактика ср. школы, под ред. М. Н. Скаткина, Ми9822, с. 201; Ильина Т. А., Педагогика, М., 1984, с. 277-79; Бабавский Ю. К., Методы обучения в совр. общеобразоват. школе, М., 1985, гл.5. И. Я. Лернер.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *