ворота исаакиевского собора фото
Исаакиевский собор (интерьеры)
Исаакиевский собор (интерьеры)
Исаакиевская пл., 4 лит. А
Первая деревянная церковь
Вторая каменная Исаакиевская церковь
Придел Александра
Невского. [93]
(добавил Mary )
1940 г.
(Ленинград. Адресно-справочная книга.
1940.С.63. Отд.Объявления)
(добавил nikspb)
К.П. Брюллов.
Эскиз росписи купола.
(добавил IVa )
Путеводитель
по Ленинграду.
1937. С. 47
(добавил
peterburzhets )
Из-за царских врат возвышается громадный образ Воскресшего Спасителя, написанный во всю высоту и ширину запрестольного окна. Иисус Христос представлен являющимся в облаках. Его одежда ярко-пунцового цвета с широким золотыми узорами бордюром. Десница Спасителя поднята для благословения, в другой руке он держит развевающееся знамя победы. Образ составлен из квадратных стекол, наподобие крупной мозаики, спаянных оловянными прутьями и укрепленных в массивной железной раме. Иконостас главного алтаря устроен во всю ширину собора, в три яруса и представляет сплошную стену от пола до потолка храма. По фасаду иконостаса три арки: первая посредине для царских врат, две остальные по бокам вводят в предельные храмы. Особенность этого замечательного иконостаса составляют восемь малахитовых и две лапис-лазуревые колонны, по ту и другую сторону царских врат.
Престолы, как главный в большом алтаре, так и малые в приделах, состоят из пяти квадратных столбов, покрытых сверх мраморной доски еще доской из кипариса. В престоле большого алтаря под доской положена золотая медаль, выбитая в память освящения собора; в среднем столбе поставлен ковчег со св. крестом, в котором находятся святые мощи. Подле престола пьедестал под дарохранительницу из белого мрамора. Сама дарохранительница, сделанная из серебра, представляет Исаакиевский собор в натуре, с соблюдением всех мелочей, даже в орнаментах его.
Горнее место в главном алтаре устроено возвышением, состоящим из двух степеней зеленого генуэзского мрамора с инкрустацией на верхней, с площадкой для кресла и спинкой за ним, вроде стенки из белого мрамора. На сделанной над этой стенкой тумбе стоит большой серебрянный вызолоченный семисветильник. На левой стороне алтаря, между колонною и пилястрою, на укрепленном в стене кронштейне, помещен парадный серебряный вызолоченный фонарь, употребляемый при крестных ходах.
Во втором ярусе большого иконостаса помещено шесть икон. В третьем ярусе, посередине, над царскими вратами находится «Тайная вечеря», а по сторнам ее десять икон. Образ св. блг. кн Александра Невского для левого придела исполнен мозаикой; работа начата в 1866 г., окончена в 1869 г. Мозаичный образ св. вмч. Екатерины для правого придела начат в 1869 г., окончен в 1872 г.
В соборе хранятся четыре знамени государственного подвижного ополчения 1855 г.; они устроены из зеленого гроденапля с золотыми в середине крестами, на которых сделано вензелевое изображение императора Николая I. Все четыре знамени стоят на солее в особо сделанных устоях, два за правым клиросом, а два за левым. К последним примкнуло еще одно старое знамя, бывшее также в ополчении 1855 г., но сохранившееся от ополчения 1812 г.
(Лавры, монастыри и храм на Святой Руси. С-Петербургская епархия. СПб 1909 г. С. 30-34)
Исаакиевский собор и окрестности
Исаакиевский собор, силуэт которого величественно вырисовывается над крышами домов, – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Он прекрасно виден даже издалека, например, с Финского залива. Однако он настолько массивен, что, находясь в ближайших кварталах, его трудно охватить взглядом. Собор стоит на Исаакиевской площади. С середины площади открывается лучший вид на собор.
Днём золоченый купол собора сверкает на солнце. Ночью гигантский портик и статуи создают странное впечатление, а само здание напоминает гигантское чудище, которое подняли со дна морского. Внутреннее убранство отличается изысканной пышностью, а со смотровой площадки открывается великолепный вид на центр города. Во время Великой Отечественной войны огромный купол Исаакиевского собора служил главным ориентиром для фашистской авиации во время бомбёжек.
Парк к югу от собора был распахан и засажен капустой, так как осаждённый город использовал любую возможность прокормиться. В наши дни единственная опасность на Исаакиевской площади – это интенсивное уличное движение. Машины с огромной скоростью проносятся во всех направлениях. Однако имеет смысл всё же рискнуть и перейти через площадь, чтобы полюбоваться зданиями вокруг неё.
Западный фасад собора
Полезная информация об Исаакиевском соборе
Исаакиевский собор – это четвёртый из петербургских храмов, посвящённых святому Исаакию Далматскому, византийскому монаху, с днём памяти которого совпал день рождения Петра I (30 мая). Предыдущий храм, стоявший на этом месте, не гармонировал с парадным обликом столицы и имел конструктивные недостатки. Дважды проводили конкурс на создание проекта перестройки Исаакиевского собора. Но конкурс не дал практических результатов. В 1866 году Александр I поручил председателю Комитета по делам строений и гидравлических работ А. Бетанкуру подготовить предложение по перестройке собора и подобрать архитектора.
Бетанкур предложил доверить эту работу Огюсту де Монферрану, молодому зодчему, приехавшему из Франции. Он предложил 24 архитектурных проекта в самых разных стилях. Александру I работы понравились. Этому архитектору и было поручено построить храм, однако вскоре ему понадобилась помощь более опытных коллег. Постройка собора заняла целых 40 лет. С 1818 по 1842 год возводили здание, а с 1842 по 1858 год занимались внутренней отделкой. По Петербургу ходили слухи, что стройку намеренно затягивают из-за распространившегося предрассудка, что, когда храм будет окончательно построен, династия Романовых прекратит своё существование.
Фрагмент ворот собора
В 1931 году в здании Исаакиевского собора был открыт антирелигиозный музей. В пасхальную ночь с 11 на 12 апреля в музее был показан опыт с маятником Фуко, убедительно свидетельствовавший о вращении Земли. Сейчас в соборе опять проходят церковные службы, однако он по-прежнему считается музеем. Билеты продаются внутри собора (вход со стороны южного портика). Поэтому, прежде чем заплатить за вход, вы можете оценить, стоит ли осмотр интерьера таких денег. Для прохода на колоннаду и купол нужен отдельный билет. Вход туда закрывается на час раньше самого собора.
Внутреннее убранство собора
Интерьер Исаакиевского собора
Внутри собор отделан мрамором четырнадцати сортов, а также яшмой, малахитом, золоченой лепниной, фресками и мозаикой. Плафон большого купола – самая крупная роспись собора – создан К. Брюлловым. Её площадь более 800 квадратных метров. На ней изображена Дева Мария в окружении святых и ангелов. Огромные двери из бронзы и дерева покрыты барельефами Ивана Витали на библейские темы. Этот же мастер создал многочисленные мозаики храма. Малахитовые и лазуритовые колонны обрамляют иконостас из белого мрамора.
Над созданием иконостаса трудились живописцы Т. Нефф, К. Брюллов и С. Живаго. По бокам от него находятся две двери, ведущие в алтарь. Главный алтарь украшает витраж, изображающий воскресшего Христа. Это элемент католического убранства, едва ли не единственный в католической церкви. В задней части нефа находится модель собора, выполненная крепостным крестьянином М. Салиным. На левой стороне западного портика стоит бюст Монферрана. Архитектор посвятил созданию собора 40 лет и умер прямо на работе.
Красочный интерьер собора
Купол и колоннада собора
Чтобы в полной мере оценить высоту Исаакиевского собора и красоту украшающих его скульптур, нужно подняться на колоннаду. Это третий по величине купол в Европе. Он состоит из трёх взаимосвязанных конструктивных частей: нижней – сферической, средней – конической и наружной – параболической. Диаметр наружного купола – 25,8 метра, внутреннего сферического – 22,15 метра.
Для утепления купола между его чугунными фермами заложили гончарные горшки. Наружная часть купола покрыта плотно пригнанными друг к другу медными позолоченными листами. Золочение главного купола, куполов колоколен и крестов велось огневым способом: листья меди покрывали расплавленным составом золота и ртути, затем их медленно нагревали над жаровнями, выпаривали ртуть. Золочение было трёхкратным.
На каждом листе ставилось клеймо мастера, отвечавшего за качество позолоты. Над колоссальной колоннадой, увенчанной 24 статуями, находится открытая галерея. Оттуда открывается потрясающий вид на Санкт-Петербург. На колоннаду ведёт отдельный вход под южным портиком. Чтобы попасть туда, вам придётся выйти из собора в сторону Невы, а затем обойти здание.
Вокруг Исаакиевской площади
С востока от Исаакиевской площади стоит розовато-серое здание гостиницы «Астория», построенное в 1900-е годы. В этой гостинице останавливались многие выдающиеся личности. Среди её постояльцев были и американский коммунист Джон Рид, и российские анархисты Эмма Гольдман и Александр Беркман. Гитлер планировал провести здесь банкет по случаю взятия Ленинграда. Он даже разослал приглашения, в которых указал час и месяц, но не вписал конкретную дату.
В центре площади стоит бронзовый конный памятник Николаю I работы скульптора Клодта. О политике этого царя красноречиво свидетельствуют его прозвища: на Родине его называли «Николай Палкин», а за рубежом – «Жандарм Европы». Величественный постамент из гранита, порфира и мрамора украшен аллегорическими фигурами, олицетворяющими Веру, Мудрость, Справедливость и Могущество. Говорят, что моделями для этих фигур были дочери Николая I. Барельефы посвящены выдающимся событиям эпохи его царствования, а четыре фонарных столба украшены фигурами парящих орлов.
Вдоль западной стороны площади
На противоположной стороне площади находятся три примечательных здания. Каждое – со своей историей. Дом Мятлева (номер 9) – старейшее здание на площади. Он был построен в 1760-е годы. На фасаде, украшенном медальонами, прикреплена мемориальная доска, говорящая о том, что здесь с октября 1773 по март 1774 года жил известный французский энциклопедист Дени Дидро, приглашённый в Россию Екатериной II. Когда учёный нуждался в деньгах, императрица купила его библиотеку и назначила его смотрителем при этом собрании.
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, 1 часть
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге/Saint Isaac’s Cathedral. 1 часть
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге/Saint Isaac’s Cathedral. 1 часть
___________ ___________
«Господи, силою твоею возвеселится царь»
*Изречение на северном портике фасада* ___________
Снаружи здание декорировано серыми мраморными колоннами, а каждый из четырех фасадов украшен неповторимыми скульптурными сюжетами. Общий стиль относится к классицизму позднего периода с элементами неоренессанса, эклектики, византийского направления.
Плеядой зодчих в Невском граде,
В честь императора Петра,
Был возведён с парадным блеском
Храм – покоряющий сердца!
Творенье мысли – Монферана!
И воля батюшки-Царя!
Вдохнули жизнь в созданье храма
Потомкам добрым на века.
© Copyright: Валентин Клементьев, 2010
Исаакиевский собор – самый известный и крупный храм Санкт-Петербурга, выдающийся пример русской религиозной архитектуры.
Это одно из самых значительных и красивых купольных зданий во всем мире.
Масштабы постройки впечатляют: она является четвертой по размеру христианской святыней после римского собора Святого Петра, лондонской церкви Святого Павла и флорентийского храма Святой Марии.
Высота сооружения составляет 101,5 метров, а его вместимость – около 12 тысяч человек.
Сегодня Исаакиевскому собору присвоен статус музея-памятника, но четыре раза в год, по самым значительным праздникам, здесь проводятся религиозные службы.
Официальное название – храм преподобного Исаакия Далматского, в честь которого и была возведена церковь.
Исаакиевский собор. Многие называют этот величественный храм восьмым чудом света.
Его формы совершенны, а уровень исполнения вызывает удивление и восторг.
Можем ли мы сегодня построить нечто подобное? Кажется, что технологии 21 века бессильны перед десятками тысяч тонн гранита, из которых создан Исаакий.
Видео: Исаакиевский собор, Санкт-Петербург / Saint Isaac’s Cathedral, Saint-Petersburg
История строительства
Император Петр I родился 30 мая по юлианскому календарю, в день памяти канонизированного византийского монаха Исаакия Далматского, поэтому монарх всегда с особым почтением относился к фигуре этого святого. В 1710 году император издал указ о строительстве храма в честь Исаакия неподалеку от здания Адмиралтейства. На этом месте была возведена церковь из дерева, вернее, под нее была переоборудована с небольшими достройками чертежная при морском ведомстве. Уже в 1712 году государь обвенчался здесь с женой Екатериной Алексеевной.
Петр I отдал приказ построить церковь во имя Исаакия Далматского для рабочих Адмиралтейских верфей
В 1717 году было решено начать обустраивать город каменными храмами, и по плану первой подвергнуться модернизации должна была именно Исаакиевская церковь.
В этом же году Петр I лично заложил первый камень нового собора. Если первая постройка отличалась простотой, как и большинство зданий в начале правления императора, то вторая уже задумывалась в стиле петровского барокко. Возведение святыни завершилось через 10 лет, а за все это время работами руководили трое разных архитекторов.
Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 год
Тогда храм находился на том месте, где сегодня воздвигнут знаменитый «Медный всадник». Это было неудачное место, поскольку
фундамент строения постоянно размывался Невой. Постоянные дорогостоящие ремонты вынудили городской сенат искать новое место для собора. Уже в 1761 году был принят соответствующий указ.
Третий Исаакиевский собор на гравюре. 1816 год
Но закладка третьей Исаакиевской церкви произошла лишь в 1768 году, после одобрения указа вступившей на престол Екатерины II.
Е. А. Плюшар. Портрет архитектора Монферрана. 1834 год.
Усовершенствованный проект Исаакиевского собора был одобрен только к 1818 году, его автором стал француз Огюст Монферран.
Бюст Огюста Монферрана в Исаакиевском соборе, созданный из камней, использовавшихся при строительстве собора
Главным условием нового императора было сохранение роскошной алтарной части, а также пилонов под куполом. Собор значительно увеличивался в размерах, приобретая совершенно новые очертания: крупный центральный купол с четырьмя более мелкими, высокая колоннада. Со временем проект претерпел некоторые изменения, но его основная часть осталась такой же.
Освящение завершенного храма состоялось в 1858 году.
Вид на Исаакиевский собор с Английской набережной
Богатое украшение фасадов
Снаружи здание декорировано серыми мраморными колоннами, а каждый из четырех фасадов украшен неповторимыми скульптурными сюжетами. Общий стиль относится к классицизму позднего периода с элементами неоренессанса, эклектики, византийского направления.
Северный фасад
Северный фронтон. «Воскресение Христа».
Фраза, помещённая во фризе северного портика, — «Господи, силою твоею возвеселится царь»,— может считаться выражением идеи всего сооружения.
Рельеф фронтона северного портика — это «Воскресение Христа» (1839—1843, скульптор Ф. Лемер).
В центре композиции — поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него — ангелы, а за ними перепуганные стражники и потрясённые женщины.
Апостолы Пётр(слева) и Павел (справа)
Апостол Пётр (слева) изображён с ключами от врат царства небесного. По роду своих занятий он был рыбак, и жизнь его с самого начала и до конца была преисполнена всяких чудесных событий, о которых упоминается в евангельских сказаниях. Это, прежде всего, чудесный лов рыбы: рыба шла в таком количестве, что даже «сеть прорывалась», и «ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб»; это буря на Галилейском озере, когда Господь шёл по волнам к своим утопавшим ученикам и повелел Петру также идти по воде. Ревностный проповедник слова христианства, он мог исцелять расслабленных и воскрешать из мёртвых, и веру свою в Христа доказал мученическою смертью: по преданию, при императоре Нероне его распяли вниз головой.
Апостол Павел (справа) изображён с мечом, символом его ревностного служения Иисусу Христу. Вначале он был ярым гонителем христиан, везде их выискивал и истязал, но в один прекрасный день луч с неба поразил его — он ослеп. Он услышал голос Иисуса Христа, проникся его учением и с этого времени совершенно переменился. Зрение вернулось к нему; он стал одним из самых ревностных проповедников христианской веры, совершил немало чудес, претерпел немало страданий и подтвердил свою веру мученической кончиной: в Риме, при императоре Нероне, ему отрубили голову.
Апостол Иоанн.
Евангелист Иоанн (в центре) изображён с орлом — символом высокого парения его богословской мысли. Он прожил дольше других апостолов, и, по преданию, ученики (следуя его желанию) погребли его живым. Когда же вскоре после погребения могилу его вскрыли, апостола там не оказалось: подобно Иисусу Христу, он воскрес из мёртвых.
Правая ниша «Положение в гроб»
Скульптуры в нишах — «Несение креста» (левая ниша) и «Положение во гроб» (правая ниша) — выполнены скульптором П. К. Клодтом.
Северная дверь собора
Двери: (скульптор Витали) «Вход в Иерусалим», «Се человек», «Бичевание Христа», Св. Николай Чудотворец, Преподобный Исаакий Далматский, Коленопреклонённые ангелы.
Западный фасад
Барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием».
Западный содержит барельефную сцену встречи императора Феодосия и Исаакия Далматского, что символизирует единение небесной и мирской власти. Также с этой стороны храма присутствуют барельефные изображения чудес Христа, скульптуры апостолов Фомы, Марка, Варфоломея.
фрагмент западного фронтона «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием»
На фронтоне западного портика — барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», выполненный в 1842—1845 годах скульптором И. П. Витали.
Его сюжетом является единение двух ветвей власти — царской и духовной (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода). Изображённый в центре барельефа Исаакий Далматский с крестом в левой руке другой словно благословляет склонившего голову Феодосия, одетого в доспехи.
Слева от императора — его жена Флацилла. Ещё левее — две фигуры, в первой из которых улавливается сходство с президентом Академии художеств А. Н. Оленина, а во второй — c министром императорского двора и председателя Комиссии по строительству собора князя П. М. Волконского.
В правой части — коленопреклонённые воины[48]. В левом углу барельефа изображена небольшая полуобнажённая фигура с моделью собора в руках — портрет автора проекта Исаакиевского собора О. Монферрана.
Надпись по фризу — «Царю царствующих».
барельеф с изображением Монферрана.
Апостолы Фома(слева) и Варфоломей (справа)
Фома (скульптор Витали) — этот апостол изображён с угольником в левой руке (как архитектор), с протянутой вперёд правой рукой, с удивлённым выражением на лице. Он был склонен к маловерию и в воскресение Христа поверил только тогда, когда дотронулся до него.
Варфоломей (скульптор Витали) — изображён с крестом и скребком. Он проповедовал учение в Аравии, Эфиопии, Индии, Армении, где и принял мученическую смерть: с него скребком содрали кожу, а затем повесили вниз головой.
Апостол Марк.
Западные двери.
Дверь: скульптор Витали: «Нагорная проповедь», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление расслабленного», Апостол Пётр, Апостол Павел, Коленопреклонённые ангелы.
Южный фасад
Барельеф «Поклонение волхвов».
На южном фасаде Исаакиевского собора размещен рельеф, сюжетом для которого послужила библейская сцена поклонения волхвов. Ниши и двери украшены известными сценами из Нового Завета, фронтоны венчают скульптуры апостолов Матфея, Андрея, Филиппа.
В центре изображена Мария с младенцем, сидящая на троне. Её окружают пришедшие на поклонение волхвы, среди них выделяются фигуры месопотамского и эфиопского царей.
Справа от Марии склонив голову стоит Иосиф. В левой части изображён старик с ребёнком, в руках ребёнка — небольшой ларец с подношениями. В фигурах старика с ребёнком, месопотамского и эфиопского царей, раба-эфиопа видны индивидуальные особенности; сохранилось свидетельство о том, что их лепили с натурщиков.
Надпись по фризу — «Храм мой храм молитвы наречётся».
Апостолы Андрей (слева) и Филипп (справа)
Андрей (скульптор Витали) — проповедовал во многих странах, даже в Русской земле. Его распяли на кресте особой формы, наподобие буквы Х, который с тех пор стали называть Андреевским. В России он считается покровителем флота; при Петре I был учреждён Андреевский флаг, а также Орден Святого апостола Андрея Первозванного.
Апостол Матфей
Южные двери
Двери: скульптор Витали: «Сретение», «Бегство в Египет», «Христос объясняет св. писание в храме», Александр Невский, Архангел Михаил, Коленопреклонённые ангелы.
Восточный фасад
Восточный, выходящий на Невский проспект, декорирован барельефом, изображающим императора Валента и Исаакия Далматского. Святой преграждает путь византийскому государю, пророча ему скорую гибель. За это Исаакия связывают цепями и отправляют в тюрьму. Также на фронтонах находятся скульптуры апостолов Луки, Иакова и Симона.
Восточный фронтон «Исаакий Далматский останавливает императора Валента»
На барельефе восточного портика, обращённого в сторону Невского проспекта: «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» (1841—1845, скульптор Лемер).
В центре барельефа — Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, предсказывая ему скорую гибель, опытный воин, царствовавший до Феодосия, был покровителем ариан, учение которых представляло собой попытку пересмотра христианского учения. Исаакий Далматский, последователь христиан, был посажен в темницу (на барельефе изображён момент, когда воины цепями сковывают ему руки), и освободил его лишь Феодосий, последователь христианского учения.
Надпись по фризу: «На Тя Господи уповахом, да не постыдимся во веки».
Апостол Иаков
Иаков (скульптор Витали) — брат евангелиста Иоанна, он имел характер деятельный, был решителен и непоколебим в вере, за что и пострадал быстрее прочих. Первый мученик среди апостолов, Иаков был обезглавлен в Иерусалиме.
Апостол Симон.
Симон (скульптор Витали) — изображён с пилой. Этот апостол просветил учением Христовым Африку, по другому преданию — Британские острова, Вавилонию, Персию, и был распят на кресте. Пила — символ мучений, которые довелось испытать всем апостолам.
Апостол Лука.
Крест, венчающий купол Исаакиевского собораКрест, венчающий купол Исаакиевского собора