ворсма храм на острове
Свято-Троицкий Островоезерский монастырь
Свято-Троицкий Островоезерский монастырь — единственный в своем роде в Нижегородской области. Это место привлекает не только верующих, но и туристов, желающих посетить уединенные и живописные уголки России. Женский монастырь существует с 1588 г. и расположен на острове посреди Ворсменского озера. Здесь не проложены дороги и относительно недавно впервые появилось электричество. Пройти к возрождаемому монастырю можно по небольшому мостику, с которого открывается потрясающая панорама на озеро и близлежащие островки, поросшие кустарником и тростником. Многие туристы отмечают, что вода Ворсменского озера невероятно чистая. Несмотря на песчаное дно, с легкостью можно увидеть растущие на дне водоросли и небольших рыбок, мальков. Территория комплекса облагораживается монахинями.
Многих посетителей привлекает тишина и спокойствие данного комплекса. Это объясняется тем, что обитель расположена в 2 км от автостанции г. Ворсмы Нижегородской области. Вследствие малой известности, здесь совсем небольшой поток паломников. На данный момент Островоезерский монастырь состоит из Храма Михаила Маленина, Казанского храма и Троицкого собора.
История Свято-Троицкого Островоезерского монастыря
Островоезерский монастырь был построен посреди Ворсменского озера в конце XVI в. На протяжении практически двух столетий им занималось несколько поколений княжеского рода Черкасских, известных своим египетским происхождением. В 1580 г. они построили два храма с деревянными кельями, а в XVII в. князья Черкасские на свои личные средства отстроили здания церквей в камне. Значительное участие в жизни Свято-Троицкого монастыря также приняли Шереметевы, представители одного из известнейших боярских родов Русского царства и Российской империи. С 1743 г. они обеспечивали храм денежными средствами, провизией, деревом и различными материалами для устройства церкви.
В 1930-е гг. монастырь упразднили, а в 1950-е подверглись разрушению два храма — Троицкий и Казанский. В полуразрушенном состоянии остались фрагменты ограды, Храм Михаила Малеина и братский корпус. Однако спустя долгое время, в 1995 г., территория, на которой располагался монастырь, вместе с остатками построений начала охраняться государством.
В 2007 г. впервые было объявлено о намерении возродить православный монастырь. В этом же году на территории храмов был совершен первый молебен, а также отреставрирована одна башня, в которой расположилась новая часовня. Спустя еще год Нижегородский и Арзамасский архиепископ благословил принимать сестер в женскую общину при монастыре, а в 2009 г. на месте разрушенного Троицкого храма был установлен поклонный крест. Реставрация Свято-Троицкого монастыря осуществлялась довольно стремительно — уже в 2011 г. в отстроенном заново Троицком соборе провели первую Божественную литургию.
Святыни женского монастыря
Наиболее значимая святыня Островоезерского комплекса — икона Божией Матери «Экономисса» (она же «Домостроительница»). Она расположена в Храме Михаила Маленина и представляет собой точную копию чудотворной иконы, принадлежащей монастырю Великая Лавра на святой горе Афон. Данная икона создана монахами Великой лавры специально для Островоезерской обители. На её обратной стороне монахи афонского русского Свято-Пантелеймонова монастыря оставили свои подписи в знак духовного единства двух обителей.
В этом же храме можно увидеть список чудотворной иконы «Старица» (или «Геронтисса»), привезенный со святой горы Афон из монастыря Пантократор, и икону Преподобного Силуана Афонского. На многих посетителей производит впечатление икона Николая Чудотворца, так как она единственная сохранилась от старого монастыря.
Свято-Троицкий собор отличается иконой Святого Великомученика Пантелеймона Целителя с частицей мощей. К ней обращаются за помощью в исцелении недугов.
Расписание богослужений
Так как обитель действующая, вход в нее свободный. В монастыре ежедневно совершаются богослужения и молебны, читаются акафисты перед святыми иконами. График чтения утренних и вечерних молитв традиционный. К данному действию всегда могут присоединиться посетители комплекса. Здесь же организуют панихиды, отпевают и практикуют многодневные поминовения и Сорокоусты о тяжелобольных. Гости монастыря также могут воспользоваться свечным ящиком и поставить свечу за желаемого человека.
Как добраться до Островоезерского монастыря
Обитель находится в 65 км от Нижнего Новогорода. Добраться до этого места можно двумя способами (на автомобиле и на автобусе), которые мало чем отличаются друг от друга.
Если вы решили поехать на автобусе, то от Нижнего Новгорода необходимо доехать до г. Ворсмы, а затем от автостанции пройти пешком 2 км к Ворсменскому озеру. Монастырь находится по левую сторону при въезде в городок, его достаточно хорошо видно с дороги, и это может послужить вам ориентиром. В Нижнем Новгороде следует садиться в автобус с направлением Павлово на автовокзале «Щербинки».
Пеший маршрут от автостанции Ворсмы до монастыря
На автомобиле следует доехать до Ворсмы по Богородской трассе, а на въезде свернуть налево к гостиничному комплексу «Медведь». Ориентиром вам послужит большой указатель гостиницы. Автомобиль можно оставить на бесплатной парковке у озера.
Свято-Троицкий Островоезерский монастырь на панораме Google-карт
Островоезерский монастырь на видео
Свято-Троицкий Островоезерский женский монастырь
Мiръ Россия Нижегородская область Ворсма Свято-Троицкий Островоезерский женский монастырь
Свято-Троицкий Островоезерский монастырь основан в 1580 году на острове посреди Ворсменского озера. Принадлежит Выксунской Русской Православной Церкви.
Содержание
История [ править ]
Монастырь основан в конце XVI века схимонахом Макарием в Горбатовском уезде Нижегородской епархии, при селе Ворсме, в 58 верстах от Нижнего Новгорода.
Монастырь был поставлен на острове посреди Ворсменского озера, отчего и получил название Островоезерского. С восточной стороны его протекает река Доскинская, с западной река Кишма, с южной и с северной обходит Ворсменское озеро состоящее из многих островков, поросших кустарником, тростником и травою.
С 1588 по 1743 год несколько поколений князей Черкасских были строителями и благоукрасителями Островоезерского монастыря. Они построили все деревянные а позднее и все каменные храмы, келейные корпуса и ограду обители.
В 1682 году митропролит Павел дал грамоту на построение теплой церкви преподобного Михаила Малеина, а 31 августа 1688 года дал грамоту на построение каменных церквей вместо деревянных.
В XVII веке монастырь на средства князей Черкасских монастырь был отстроен в камне. При монастыре хранились святыни: крест с частицей Ризы Господней и Казанская икона Божией Матери, дар князя Бориса Черкасского.
Начиная с 1743 года несколько поколений рода Шереметевых обеспечивали монастырь не только угодьями братии, но и хлебом, деньгами, лесом, а также разными материалами для устройства церковной Ризницы.
Монастырь упразднён в 1930-е годы, в 1950-е были полностью разобраны монастырская ограда и разрушены два каменных храма — Троицкий и Казанский. Сохранились только полуразрушенные братский корпус, фрагменты ограды и надвратная церковь Михаила Малеина. В 1995 году остатки монастырских построек и остров были взяты под охрану государства.
Современное состояние [ править ]
В 2007 году объявлено о предполагаемом возрождении обители. 16 апреля 2007 года на месте монастыря был совершён первый молебен. Была отреставрирована одна из башен ограды, в которой разместилась часовня.
3 июля 2008 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий подписал распоряжение «монахине Иосифе (Егасовой) иметь попечение о возрождающейся обители», а также благословил принимать сестёр, желающих вступить в женскую общину при монастыре. Для проживания сестёр поблизости от монастыря был арендован дом. Велись работы по разработке проектной документации.
30 декабря 2008 года архиепископ Георгий освятил первые сестринские кельи, находящиеся в небольшом двухэтажном деревянном здании, рядом с монастырским комплексом.
31 мая 2009 года архиепископ Георгий благословил совершать при обители молебны с акафистом три раза в неделю. 23 июля в день Перенесения Ризы Господней в Москву в восстанавливающимся храме планируется провести первую Литургию.
7 июня 2009 года в День Святой Троицы на месте разрушенного до основания Троицкого храма был совершён первый молебен, а накануне на месте алтаря — установлен поклонный крест.
31 декабря 2009 года был освящён восстановленный храм в честь святого Михаила Малеина.
Весной 2010 года над церковью в честь святого Михаила Малеина началось строительство колокольни, которая станет самой высокой точкой монастыря. Одновременно было начато восстановление Троицкого собора. 28 июня архиепископ Георгий совершил в строящемся храме молебен и чин закладки первого камня в основание собора. Освящение креста на купол Троицкого собора состоялось 3 ноября 2010 года.
Во время визита 30 июня 2011 года архиепископ Георгий освятил поклонный крест, установленный у входа в монастырь. На берегу озера была освящена небольшая часовня с иконой Божией Матери «Экономисса».
12 августа архиепископ Георгий провёл в монастыре совещание на котором были определены даты завершения работ по строительству Троицкого Собора и утвержден график работ по воссозданию келейного корпуса, а также вопрос энергоснабжения обители. Также рассматривался вопрос восстановления Никольского храма в Ворсме.
18 сентября 2011 года в восстановленном Троицком соборе состоялась первая Божественная литургия, после которой было совершено перезахоронение останков основателя обители схимонаха Макария. Архиепископу Георгию сослужил епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
4 июня 2012 года епископ Выксунский и Павловский Варнава (Баранов) совершил чин закладки храма в честь Казанской иконы Божией Матери.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Проезд: Из Нижнего Новгорода можно добраться с площади Лядова автобусом до Ворсмы Павловского района. от автостанции надо пройти пешком к Ворсменскому озеру. Далее по монастырскому мостику и дамбе дойти до святой обители (около 2 км).
Адрес: Нижегородская область, г. Ворсма, Павловский район
Свято-Троицкий Островоезерский женский монастырь Нижегородской области
В ожерелье старейших действующих православных соборов-святилищ Свято-Троицкий Островоезерский монастырь вернулся на свое законное место совсем недавно – на рубеже первого-второго десятилетий XXI века. Секреты происхождения непривычных славянскому уху названий мест, приютивших здешнюю обитель, и то, какие зигзаги судьбы пришлось пережить святыне за четыре с лишним столетья многострадальной жизни, заслуживают отдельного рассказа.
Что откуда пошло: легенды и сказания
Река Ворсма, один из участков русла которой был избран в качестве приюта для монастыря-крепости (а он именно так и выглядел в былые времена), названа явно не по-русски. Этот странный топоним упоминается еще в летописях XIV-XV столетий и, скорее всего, восходит к финно-угорским языкам, в переводе с которых он означал «лесная земля». Такая версия рождения «ворчливого» географического наименования правдоподобна, однако она неединственная.
Не исключено, что Ворсмой-рекой приток Оки окрестила мордва: с их праязыка это переводилось как «земля на воде». Известен и «запасной» вариант, отсылающий к комичным народным преданиям. Из поколения в поколение передавали рассказ-шутку о том, как старуха-воровка при попытке соседки забраться к ней и вернуть что-то свое, ранее украденное, вопила на все село «Вор сама!». Да так громко, что вопль поначалу охотно копировали, а потом закрепили за местом, где он впервые прозвучал.
Края здесь издревле считались глухими, склонных к воровству соседей-лихоимцев в округе действительно было много, так что монастырь-остров по прошествии времени подвергнется нападениям и разграблению неоднократно. Правда, случится это не ускоренными темпами – пока же имеет смысл вернуться к его возникновению…
Монастырь на Ворсменском озере: страницы истории
Из исторических документов – рукописных и печатных – известно, что основание пустыни однозначно связано с перипетиями вокруг намерений рано овдовевшего Ивана Грозного жениться на представительнице именитой фамилии. За одну из девиц благородных польских кровей ее брат-король требовал целых три северно-русских города: Смоленск, Псков да Новгород. Такой взнос за невесту царь воспринял как излишество – и предпочел взять в жены княжну из кабардино-черкесского рода Кученей Марию Темрюковну.
Идея обустроить на одном из удаленных от жилья и скрытых от людского ока речных островков святилище для отшельников-монахов пришла в светлую голову князя Бориса Камбулатовича Черкасского после обращения к нему пустынника Макария, поселившегося на стыке первой-второй третей XVI века посреди заросшей камышом и кустарником группки островов-холмов напротив селения Ворсма. Макарий-веригоносец просил владельца и покровителя окрестных вотчин позволить ему заняться закладкой бревенчатого храма.
Так с разрешения князя-воина и при одобрении российского государя в Горбатовском уезде тогдашней Нижегородской епархии в 58 километрах от Нижнего Новгорода около 1570 году был заложен монастырский фундамент. Возводимый над ним объект назвали чуть погодя Островоезерским, сохранив в звучном имени-символе намек на озерно-островную местность, выделенную под церковное подворье. Из столицы сюда был доставлен поистине драгоценный государев дар – икона Казанской Богоматери.
По иным сведениям, в начале 70-х годов на берегу растекшейся бесконечной водной глади была построена вначале церквушка из дерева в память об ангельских отроках Борисе и Глебе, а затем круг сооружений был дополнен кельями и обнесен оградой. И лишь в 1579 году, после явления в Казани Чудотворного лика Спасительницы Матери Божией в Борисоглебскую обитель передали копию новоявленной чудо-иконы, монастырь переместили на остров, а церковь нарекли Бориглебской и обратили в приходскую.
Таким образом, начало собственно монастырской хронологии было положено в 1580 году – с появлением на островном участке деревянных братских келейных построек и двухпрестольного храма-первенца с верхним престолом Святотроицким, а нижним – в честь чудодейственной иконы Казанской Пресвятой Девы. Предположительно десятилетие спустя рядом вырос следующий рубленый храм – уже во славу Михаила Малеина, преподобного небесного благодетеля юного тогда родоначальника династии Романовых, сменившей потомков Рюриковичей.
Этап более долговременного и прочного каменного строительства развернется уже в следующей, романовской эпохе правления российских монархов. В 1688г князь Михаил Черкасский, получив добро от митрополита нижегородского-арзамасского Павла, распорядится приступить к возведению церкви-трапезной-келий и прочих необходимых для монашеского жития служб. Не исключено, что с целью найти способ спрятать от жестоких цареубийц претендентов на монарший трон.
Дальновидный был замысел. В Смутное время, по неподтвержденным достоверно слухам, именно в этих стенах и скрывали сына Московского патриарха Филарета Михаила Феодоровича – чтобы беспрепятственно избрать его в итоге на престол. Светская и духовная линии власти при этом воссоединились и смогли остановить наконец затянувшуюся кровавую цепочку переворотов. Роль Свято-Троицкого Островоезерского монастыря в этих событиях переоценить невозможно.
Не обошлось без испытаний не только наводнениями, но и огнем. Случился сильный пожар, полностью сгубивший древесную церковь-первенца, и в 1698 году на ее месте возвели толстостенный красавец-храм – на этот раз в камне, под руководством знаменитого зодчего Павла Сидоровича Потехина. Благоустроители Черкасские и добродетели Шереметевы расширили первоначально отводимую под хозяйственный двор площадь и выстроили на ней несколько молитвенных, и служебных кирпичных корпусов. Благодаря княжеской поддержке черноризцы не бедствовали.
Доказательством культовой и политической важности Островоезерских островков-спасителей для российского императорского дома стала торжественная передача в 1624 году из Константинополя по цепи «царь Михаил Федорович – князья-опекуны – монастырь-спаситель» фрагмента Ризы Господней, святыни персидских шахов. Жест был расценен как награда за спасение Отечества от смуты. Реликвия по сей день (почти 400 лет!) хранится в целости в монастырских помещениях.
Последующее существование монастыря было размеренным и спокойным – вплоть до Октябрьской революции. Сказалась уединенность места, избранного мудрыми его первооснователями. В 1927г. он был упразднен, и впоследствии, начиная с 1930-х, его постепенно растаскивали – разбирая по кирпичику, ломая на куски и выворачивая из почвы столбы ограждения. Результат был плачевным: полное разрушение колоколен, обветшание обоих главных храмовых зданий (их использовали как склады и мастерские), разворовывание утвари.
Третье тысячелетие комплекс встретил уже в виде бесформенных, зияющих дырами руин. У тех, кому довелось побывать на этом обезлюдевшем и запущенном кладбище оплота христианской религии, возникали невеселые ассоциации – с пожарищами, бомбежками и леденящими душу картинами из мрачного фильма Лунгина «Остров». Особенно в осеннюю распутицу, когда вода приобретает свинцовый оттенок, тусклое небо давит, промозглый ветер холодит грудь и спину, а впереди вырисовывается темный остов монастыря-призрака…
От упадка – к возрождению
Под охрану государства, уже в преодолевающем эру воинствующего атеизма качестве, остатки архитектурной композиции и сам остров-монастырь были взяты в 1995 году. Но к реальному возвращению обители в нормальное состояние приступили лишь 12 лет спустя, после объявления о планах вернуть ей первичные функции. В середине апреля 2007 года состоялась первая после 80-летнего молчания Божественная литургия.
Восстановление пошло стремительно. Прежде всего отреставрировали одну из башен ограды-крепости и в ней разместили часовню. В начале июля 2008 года Нижегородско-Арзамасский епископ Георгий назначил монахиню Иосифу (Егасову) попечительницей, ответственной за соответствие внешности обители статусу монастыря, на этот раз – женского. Желавшим вступить в общину монашкам помогли с жилым вопросом: арендовали домик поблизости от подлежащего застройке участка.
Разработали и согласовали техническую документацию, приступили к реализации плана-проекта. Уже через полгода были подготовлены к приему послушниц и освящены сестринский ряд келий-покоев в двухэтажном общежитии – пока, правда, деревянном, но достаточно удобном. В конце мая сестры-монашки получили возможность совершать молебны с акафистом трижды в неделю. Риза Господа вернулась из Москвы назад, на законное свое место.
В 2009 году, в канун летнего празднования Святой Троицы над бывшим алтарем – сердцем разрушенного Троицкого храма – был установлен поклонный крест.
Современное состояние – внешнее и внутреннее
Результат возрождения монастыря из пепла строителями-добровольцами и художниками-реставраторами творческих групп «Реставрось» и «Ковчег» налицо: он действующий, встречает паломников блеском куполов-луковок, заселен небольшим коллективом трудолюбивых монахинь, светел, зелен и умиротворяет взор.
Сегодня в списке храмов и часовенок:
Отстроенная заново в 2010 году восьмигранная пирамида-колокольня вознеслась над Малеинским храмом на 35 метров (не считая креста). Внутри звонницы с четырьмя ярусами окон-арок нынче 8 колоколов. Останки иеросхимонаха Макария перезахоронены и находятся в гробнице. Весь максимально приближенный к оригиналу комплекс-жемчужина освящен и готов принимать гостей. В нем немало икон-раритетов, писавшихся на Афоне. В их числе – «Домоустроительница», «Геронтисса»» и афонская чудотворная икона-копия «Иверская».
Убранство храмов-часовен – преимущественно плод деятельности талантливых дизайнеров и иконописцев.
С 1914 года Троицкий Островоезерский женский монастырь возглавляет старшая сестра-монахиня Серафима (в миру – Беляева). Древесина и металл, отсвечивающие золотом киоты иконостаса и ковровые дорожки в средней зоне, керамические напольные вазы с цветами, ажурные многоярусные паникадила и яркие витражи – все это завораживает гармонией форм и красок. В художественном вкусе, умении произвести впечатление разработчикам интерьера и его виртуозным исполнителям не откажешь.
Как доехать, что можно повидать и почувствовать
Добираться из Нижнего Новгорода можно по-разному.
Автобусный путь. Отправная точка – площадь Лядова, автовокзал Щербинки. Междугородний автобус Новгород-Павлово довезет до автостанции Ворсмы (это километров 70). От станции посетители пройдут пешком еще около 2 км до живописной озерной системы, прозванной старожилами Тосканкой – на итальянский манер.
Поездка на автомобиле мало отличается от описанной. Едут по Богородской трассе, и, подъезжая к Ворсме, сворачивают налево – к срубленному под старину (смесь Руси с Диким Западом) гостиному двору «Медведь». Там есть колоритный указатель, но дорога в обитель пролегает мимо. Машину желательно оставить на парковке у водоема.
Монастырская территория начинается практически на въезде в городок. Относящиеся к комплексу постройки разбросаны по островам в низине, к ним ведут металлический мостик-трап и дамба. По плотно устланной досками тропе останется дойти до заборчика из тонких железных прутьев. Ворота открыты – дальше мостки расходятся по подворью-скверу.
Почему «скверу?» Просто палисадник, клумбы, подрезанные деревца, чистенькие дорожки ассоциируются с окультуренным парковым пространством. Картинка идиллическая, поневоле провоцирующая на волшебные метаморфозы – когда ум освобождается от мыслей, беседа замирает, а душа в окружении такой красоты воспаряет к небесам. Так выглядит гармония природы и человеческого сознания.
То на полянке, то на обрыве встречаются часовенки-молельни в византийско-древнерусском стиле: светленькие, с круглыми или четырехугольными колоннами, элементами резьбы, кокошниками и зубцами вверху, иногда с булыжным фундаментом-мостовой внизу и парой ступенек по центру. Обязательно с иконкой под полуциркульным или ребристым завершением, увенчанным крестом.
Церковно-храмовый ансамбль смотрится не идеально, но вполне достойно. Обстановка располагает одновременно к святости и желанию расслабиться, окунуться в мир естественный. Здесь ищут духовную реабилитацию, черпают вдохновение для благих целей и … вешают на оградку замки с надписями «Саша + Люда = любовь».
Для убежденного урбаниста подобные уголки – редкостный по силе воздействия шанс напитаться позитивной энергией в царстве густых трав и прозрачных волн со стайками серебристых рыбок. Ощутив природное совершенство вдали от городской суеты и навороченных квартир в престижных богатых кварталах.
Расписание богослужений и требы
Список связанных с нуждами верующих священнодействий, которые исполняются в местных храмах, солиден. Здесь заказываются молитвы как о живых, здоровых или страдающих от болезней, так и об усопших. Освящаются предметы различного назначения, продукты, блюда. Пищу святят по определенным дням – накануне Рождества, Пасхи, Преображения и иных празднеств.
Вход в обитель свободен, запретов нет. Регулярно совершаются молебны – водосвятные, о здравии и упокоении. Организуют панихиды, отпевают и практикуют многодневные поминовения и Сорокоусты о тяжелобольных. К услугам туристов – свечный ящик для настроенных поставить свечу за кого-то из близких.
График утренних и вечерних молитв традиционен, к ним приезжие всегда могут присоединиться. Пообедать за общим столом (а готовят схимницы вкусно), попросить совета – также в порядке вещей.
Зачем сюда едут
С целью приобщиться к православным ритуалам, проявить заботу о заведении и его насельницах, убедиться в том, что архитектурные шедевры существуют – как и профессионалы-виртуозы, способные возрождать их из праха. Поскольку это энергетически сильное место, оно привлекает охотников обрести и укрепить веру в жизнь, настроиться на успешные перемены.
Судя по множеству отзывов, в здешнюю сказку приезжают религиозные и неверующие, поодиночке, коллективно и семьями, с детишками и стариками. Чтобы обогатиться эстетически, отойти от проблем, отдохнуть и запечатлеть себя на лоне родных ландшафтов – воплощении спокойствия и безмятежности. Дивные пейзажи и возвышенная, благостная аура исцеляют и вдохновляют.