воскресенский собор в красноярске
Воскресенский собор — от рождения до разрушения
В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) вышел тринадцатый выпуск передачи «Летопись Красноярского края» в рамках совместного с «Касьяновским домом» проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек». О судьбе первого каменного храма и первого красноярского собора — Воскресенского рассказали ведущий программы Дмитрий Васянович и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Малашин.
ДВ: У микрофона Дмитрий Васянович. И прямо сейчас я предлагаю вам, уважаемые слушатели, вновь отправиться на познавательную экскурсию по Красноярску. Одно из излюбленных мест прогулок горожан и гостей города — это площадь Мира перед филармонией. Здесь установлена арка в честь казаков-основателей, которые высадились на Стрелке и построили Красноярский острог. Здесь же памятник командору Резанову… Впрочем, мало кто сегодня вспоминает, что еще столетие назад на этом месте стоял великолепный собор — первый каменный городской храм, который красноярцы, увы, не сберегли для потомков.
Множество любопытных фактов об истории этого собора охотно рассказывает наш сегодняшний экскурсовод, главный хранитель Музейно-просветительского центра духовной культуры края «Касьяновский дом» Геннадий Малашин.
ГМ: Самым первым храмом, построенным на территории нынешнего Красноярска, был храм в честь Преображения Господня. Это абсолютно закономерно, поскольку как мы знаем, город был основан в августе 1628 года, в день Преображения Господня. Первый наш деревянный храм был построен на территории малого острога. Вторым храмом был деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Он был рядом с острогом, на территории торгового посада.
Когда в середине XVIII столетия было принято решение о строительстве каменного собора, то его стали строить рядом с тогда еще стоявшей на территории бывшего острога, изрядно обветшавшей, соборной Преображенской церковью. Он был южнее.
Основной придел Воскресенского собора строился около 15 лет в силу того, что при строительстве возник целый ряд проблем. Строили его енисейские мастера. Возник конфликт, и именно он приостановил строительство собора. Были привлечены другие выходцы из города Енисейска.
10 ноября 1773 года главный придел собора был по грамоте Тобольского Епископа Варлаама (Петрова) торжественно освящен, и началась история этого храма, которая к моменту его закрытия насчитывала более полутора столетий.
Вплоть до 1861 года время от времени шли работы по его дальнейшему благоустроению. Было встроено одноэтажное здание богадельни, которая была при соборе. А в середине XIX столетия была фактически устроена новая колокольня, которая и придала зданию тот облик, который мы с вами знаем по фотографиям.
Он, конечно, стал главным храмом нашего города. Потом, когда в первой четверти XIX столетия была образована Енисейская губерния, естественно, что он стал главным храмом и на территории губернии.
ДВ: Среди реликвий, хранившихся в соборе, была икона Преображения Господня — та самая, которая сегодня хранится в Красноярском краеведческом музее. Горожане могут ее видеть во время городских крестных ходов. Она единственная уцелела в страшном пожаре 1773 года, когда Красноярск, можно сказать, выгорел целиком. И то, что икона не сгорела в огне, стало знаком ее особой святости для красноярцев. Они с трепетом перенесли образ в каменный Воскресенский собор.
К 1861 году этот собор стал четырехпрестольным. К главному, Воскресенскому, были пристроены приделы в честь Владимирской иконы Богородицы, святителя Димитрия Ростовского и мученика Никиты. Однако в этом же году в Красноярске появляется новый кафедральный собор — в честь Рождества Богородицы. И, как рассказывает наш эксперт Геннадий Малашин, горожане даже стали делиться на тех, кто ходил молиться в старый Воскресенский собор, и тех, кому по душе был новый благолепный Богородице-Рождественский.
ГВ: 1861 год — год освящения другого собора, Богородице-Рождественского. Это и год назначения сюда первого красноярского архиерея Владыки Никодима.
Владыка Никодим (Казанцев) приехал в Красноярск в начале января 1862 года и как-то сразу душой расположился именно к Воскресенскому собору. В его дневниковых записях сохранилось упоминание о том, что все-таки Богородице-Рождественский храм красив, но холоден, есть в нем нечто готическое, а Воскресенский собор, действительно, наш, русский. И первая служба Владыка Никодима была именно в Воскресенском храме.
Собор возвышался над Старобазарной площадью. Большинство купцов, которые вносили свои средства для благоукрашения собора, были похоронены за алтарем этого собора на известном Воскресенском кладбище, которое до событий 1917 года и последующих лет существовало.
У нас нет возможности перечислить все имена, но хотя бы одно из них следует назвать. Это имя Петра Ивановича Кузнецова — выдающегося промышленника, купца, общественного деятеля и бессменного старосты Воскресенского собора. Петр Иванович на собственные средства приобрел для собора два колокола. Один из этих огромных колоколов весил более 1000 пудов (более 16 тонн). Конечно, колокольный звон по праздникам, был слышен далеко, не только в маленьком тогда еще Красноярске, но и за его пределами.
Здесь я не открою ни для кого чего-то нового — командора Николая Петровича Резанова, как известно, как раз в Красноярске настигла жестокая простуда, в 1807 году, когда он возвращался в столицу из Америки, и здесь он и умер. Он был похоронен за алтарем Воскресенского собора. Этот роскошный мавзолей в свой час и время тоже был разрушен.
ДВ: Советская власть закроет Воскресенский собор в конце 30-х годов прошлого века. В здании в разное время будут размещаться аэроклуб, призывной пункт и механический завод. Во второй половине 50-х годов Академия наук СССР признала Воскресенский собор ценнейшим памятником архитектуры. Было предложено реставрировать собор по сохранившимся фотографиям, разместить в нем музей, обустроить сквер и восстановить памятник путешественнику Резанову, над могилой которого было рекомендовано установить шефство. В этот процесс включилось Всесоюзное географическое общество и Министерство культуры РСФСР. Шефство над могилой Резанова поручили взять школе №27, Енисейскому речному пароходству, Дому учителя и Механическому заводу. Однако, по словам историка церкви Геннадия Малашина, отношение городских властей к собору вскоре резко изменилось.
ГВ: Красноярский горисполком вдруг принимает решение, что никакой архитектурной, исторической и культурной ценности развалины этого старого здания не представляют. И остатки собора начинают сносить ударными, вполне большевистскими темпами. Когда Москва вновь настаивает на своей позиции, то власти разводят руками: «Мы не доглядели, недопоняли вас. Ну что делать, собор-то уже разрушен». 1964 — последний год жизни собора.
Эти времена я еще немного помню, потому что в начале 80-х годов власть, благодаря Павлу Стефановичу Федирко принимает окончательное решение, чему быть на Стрелке, и начинается по проекту архитектора Арэга Саркисовича Демирханова строительство хорошо нам известного здания Красноярской краевой филармонии.
Надо сказать, что когда мои коллеги на красноярском телевидении в годы моей работы в «Русских вечерах» делали передачу, посвященную командору Николаю Петровичу Резанову, выплыла на свет такая история. О ней рассказывает в своей книге Ольга Павловна Ржаных «Хранители Троицкого некрополя».
Был устроен очередной субботник — надо же было освобождать площадь от чужих костей, останков. Студентами была разрыта какая-то могила, в которой почти нетленным оказалось тело. Какой-то парадный мундир, чудная шляпа, какая-то шпага… Студенты достали черепушку, которая пролежала в этой могиле, и начали этой «черепушкой» играть как в футбол. Кто-то из взрослых попытался их остановить. А дальше излагается в разных версиях. Одни красноярские краеведы считают, что останки Николая Петровича Резанова были все-таки принесены на Троицкое кладбище, другие говорят, что могила командора была утрачена навсегда. Как бы то ни было, но сейчас на Троицком кладбище стоит такой скромный кенотаф — условный памятный знак. И, как мы знаем, на площади Мира стоит роскошный памятник Резанову.
ДВ: Вот такая печальная, я бы даже сказал, чудовищная история. И произошла она еще не так давно. И в свете услышанного меня даже не удивляет та волна протеста против восстановления соборов, которая поднялась в последнее время Красноярске. Время, увы, не меняет людей, и разрушаем мы с бóльшим упоением, чем создаем. Хочется верить, что это происходит от незнания собственной истории. А потому продолжим и далее изучать красноярские летописи.
Рождественский (Воскресенский) собор
Рождение каменного зодчества в Красноярске было длительным и трудным процессом. У его истоков стояли каменного дела мастера из Енисейска. Порядок строительства каменного собора был артельный. Церкви во многом были плодом коллективного творчества.
Собрания прихожан обсуждали, утверждали и нередко пересматривали представленный строителем и подрядчиком проект сооружения и смету расходов. Церковный староста, как выборный глава прихожан и представитель их интересов, контролировал ход строительства.
Широкие права приходского мира объясняются тем, что сооружение церквей, так же как и содержание их причта, лежало на плечах самих прихожан. Поэтому люди хотели знать, куда и как расходуются их деньги. Правда, вмешательство прихожан, желавших при всем прочем нести поменьше расходов, нередко препятствовало строителю или подрядчику в полной мере реализовать свой замысел.
Первая церковь в Красноярске появилась еще в то время, когда он был острогом, в месте, где Кача сливается с Енисеем. Потом церковь обветшала, и в 1759 году началось строительство Воскресенского собора — первого каменного здания в городе.
Первый строитель собора Петр Титович Сокольников (1706—?) перевез из Енисейска свою семью — жену Федосью, сыновей Петра 9-ти лет, двухлетнего Семена и трех дочерей. По исповедной росписи 1769 года в его доме, купленном на собранные для постройки собора деньги, еще жила работница — вдова енисейского посадского Настасья Долгова с двумя сыновьями (Егором 17-ти лет и пятнадцатилетним Николаем) и двумя дочерьми.
После отстранения от строительства Сокольников остался в городе, пытаясь обвинить в десятилетнем долгострое и растрате общественных денег протопопа Михайловского. Это ему не удалось, и собор достроил упоминаемый в документе крестьянин Паклин.
Злоупотребления при строительстве собора были допущены и при отливке колокола. Подряд на эту работу в 1769 году получил томский цеховой Савельевский. Когда отливку освободили от формы, то выяснилось, что у колокола нет «ушей» и «сковороды». Оказывается, из приготовленной меди кто-то украл 10 пудов.
Приведенные материалы позволяют судить об обстоятельствах строительства и первоначальном архитектурном облике ныне не существующего первого каменного здания Красноярска — Рождественского (позже Воскресенского) собора на Стрелке.
«Но во время пожара 1773 года, «когда растопились даже медные деньги», этот собор сгорел. Новая колокольня была построена тобольскими и енисейскими мастерами в 1850 году на средства купца Власьевского. Позже он был похоронен в ограде собора.
Особой достопримечательностью Воскресенского собора являлся огромный колокол весом в 1000 пудов. Кроме того, как отмечал один из справочников, из церковной утвари в соборе были уникальными деревянный потир с живописными изображениями, который, по преданию, относился ко временам Бориса Годунова, и небольшой колокол, надпись славянскими буквами на котором гласила, что он по указу императора был доставлен из Москвы в Сибирь, в Красный Яр.
Старый собор, как его именовали в народе, благополучно просуществовал до 30-х годов ХХ века. В декабре 1935 года крайисполком принял решение о прекращении в нем церковной службы, а по сути — о ликвидации храма. Вскоре купол церкви был снесен, уникальный колокол сброшен на землю. В нижней части собора был размещен сначала содовый завод.
Воскресенский собор был широко известен еще и тем, что в его приделах были похоронены многие известные люди. Кроме упомянутого купца Власьевского здесь похоронен крупный золотопромышленник, меценат Петр Иванович Кузнецов. Именно на его средства была поставлена каменная колокольня вплотную к самому собору и на нее водружен 1000-пудовый колокол. Кузнецов собирал денежные средства на поездку молодого Василия Сурикова в Петербургскую академию художеств и потом оплачивал его учебу.
Наконец, в ограде Воскресенского собора похоронен Николай Петрович Резанов. Полномочный посол в Японии, действительный камергер, прославился своим участием в первой российской кругосветной экспедиции Крузенштерна — Лисянского и тем, что был одним из учредителей Российско-Американской компании, многое сделал для освоения русскими Северной Америки. Ему посвящена рок-опера «Юнона» и «Авось».
Как известно, знаменитый путешественник, дипломат, ученый и общественный деятель, возвращаясь в Петербург из очередной поездки, в дороге заболел и 1 марта 1807 года умер в Красноярске в доме чиновника И. Г. Родюкова. Лишь в ноябре 2002 года на месте, где стоял дом Родюкова, была установлена мемориальная доска, напоминающая о последних днях командора. А тогда, после смерти, священник соборной Воскресенской церкви Иван Скопцов 14 марта оставил следующую запись в метрической книге: «. генерал-майор и кавалер Николай Петров Резанов, 40 лет, помер от горячки. Исповедан и приобщен. Погребен при соборной церкви».
Похоронили Н. П. Резанова на самом почетном месте — непосредственно у окна престольной абсиды по восточной стене храма. Сначала здесь поставили скромный кирпичный памятник, а позже на средства Российско-Американской компании был установлен большой гранитный мавзолей.
С окончательным сносом собора были ликвидированы и все захоронения в его ограде. Никто не вспомнил А. С. Пушкина, который в свое время писал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». И еще: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости».
Материалы:
«Воскресенский собор». Коминт Попов;
ГАКК, ф. 592, оп. 1, д. 25, л. 364-369 об;
ГАКК, ф. 592, оп. 1, Д. 25, л. 352-353.
.
Воскресенский собор в Красноярске
Сохранить статью
Воскресенский собор Красноярска — уничтоженный православный храм в Красноярске. Первое каменное здание города Красноярска.
Построен на территории острога — на Стрелке. В 1759 году староста красноярской соборной Преображения Господня церкви Леонтий Сидорович Пороховщиков нанял для постройки нового храма «города Енисейска разночинца» Петра Сокольникова. Вероятно, в качестве образца при строительстве первого каменного храма Красноярска был использован Спасский собор Спасского монастыря в Енисейске.
В ходе строительства П. Сокольников был отстранён от руководства артелью, «по неисправной работе», и на его место в 1769 году был «подряжен» другой енисейский мастер — Савва Паклин, который к 1773 году и достроил здание церкви.
Пожар 1773 года уничтожил Красноярский острог и практически весь город, после пожара осталось только 30 домов. Из церквей, уцелели Благовещенская церковь и Воскресенский собор. Сгорела и первая красноярская соборная Преображенская церковь.
Стрелка Енисея стала торговым центром Красноярска. В XVIII веке базар устраивался один раз в неделю по воскресным дням в основном для продажи хлеба, овощей и других съестных припасов. В незначительном количестве торговали изделиями крестьянского хозяйства: холстом, сукном и т. д. Площадь перед Воскресенским собором стала называться «Базарной», а после строительства Богородице Рождественского собора «Старобазарной».
1 марта 1807 года в Красноярске, по дороге в Петербург умирает граф Резанов. Резанова похоронили в ограде собора. На могиле командора устанавливают большой гранитный памятник.
На кладбище собора хоронят влиятельных людей города: градоначальников, купцов и т. д. На кладбище были похоронены градоначальники: Кузнецов, Пётр Иванович, Смирнов, Павел Степанович и др.
Улица, начинавшаяся от Воскресенского собора, называлась Большой, позднее Воскресенской, ныне проспект Мира — центральная улица города Красноярска.
В последний четверти XVIII века собор был значительно расширен за счет пристройки с севера и юга одноэтажных приделов. В 1850 году взамен разобранной шатровой колокольни по проекту губернского архитектора Якова Алфеева была возведена новая колокольня. Колокольня была построена на средства купца Васильевского, который также был похоронен в ограде собора.
Путеводитель по Великой сибирской железной дороге (С-Петербург, 1900 год. Издание Министерства путей сообщения) сообщает, что на колоколе Воскресенского собора славянскими буквами написано: «189 г. іюля 1 день по указу Великого Государя данъ сей вестовой колоколъ съ Москвы изъ Сибирского приказу въ Сибирь на Красный Яръ, весу въ нёмъ 19 п. 31 ф.». В соборе также хранился «деревянный потир с живописными изображениями, относящимися к времени царствования Бориса Годунова».
После революции в соборе размещается Механический завод Местпрома.
Во второй половине 1950-х годов по заключению совета по охране памятников культуры Академии наук СССР Воскресенский собор в Красноярске был признан ценнейшим памятником архитектуры.
«Реставрировать собор с реконструкцией глав по материалам сохранившихся фотографий и восстановить сохранившуюся ограду. Восстановить памятник русскому путешественнику Резанову, на что имеются документы от президиума Всесоюзного географического общества. Сам собор может быть использован под музей. Вокруг собора следует разбить сквер». В Министерство культуры РСФСР было отправлено письмо с просьбой выделить специалиста и средства для восстановления Воскресенского собора, а над могилой «видного ученого Н. П. Резанова, пионера освоения Аляски и Калифорнии», организовать шефство. Осуществлять его должны были сразу четыре организации: школа № 27, управление ЕнУРП, Дом учителя и механический завод Местпрома.
Вскоре отношение городских властей к собору изменилось. Исполком горсовета принял новое решение: «признать нецелесообразным предложение комиссии о реставрации и восстановлении Воскресенского собора, как не представляющего собой ценного исторического памятника архитектуры».
В начале 60-х годов Воскресенский собор был окончательно разрушен, могила командора Резанова утеряна.
В 1983 году на месте разрушенного собора было построено здание филармонии с двумя коцертными залами — большим и малым. При строительстве культурный слой не исследовался, археологических работ не проводилось.
Площадь перед собором сразу после революции была переименована в площадь Просвещения, или площадь Искусств. Ныне она носит название площадь Мира.
Воскресенский собор в г. Красноярск
Пожар 1773 года уничтожил Красноярский острог и практически весь город, после пожара осталось только 30 домов. Из церквей, уцелели Благовещенская церковь и Воскресенский собор. Сгорела и первая красноярская соборная Преображенская церковь.
Стрелка Енисея стала торговым центром Красноярска. В XVIII веке базар устраивался один раз в неделю по воскресным дням в основном для продажи хлеба, овощей и других съестных припасов. В незначительном количестве торговали изделиями крестьянского хозяйства: холстом, сукном и т. д. Площадь перед Воскресенским собором стала называться «Базарной», а после строительства Богородице Рождественского собора «Старобазарной».
1 марта 1807 года в Красноярске, по дороге в Петербург умирает граф Резанов. Резанова похоронили в ограде собора. На могиле командора устанавливают большой гранитный памятник.
На кладбище собора хоронят влиятельных людей города: градоначальников, купцов и т. д. На кладбище были похоронены градоначальники: Кузнецов, Пётр Иванович, Смирнов, Павел Степанович и др.
В последний четверти XVIII века собор был значительно расширен за счет пристройки с севера и юга одноэтажных приделов. В 1850 году взамен разобранной шатровой колокольни по проекту губернского архитектора Якова Алфеева была возведена новая колокольня. Колокольня была построена на средства купца Васильевского, который также был похоронен в ограде собора.
Путеводитель по Великой сибирской железной дороге (С-Петербург, 1900 год. Издание Министерства путей сообщения) сообщает, что на колоколе Воскресенского собора славянскими буквами написано: «189 г. іюля 1 день по указу Великого Государя данъ сей вестовой колоколъ съ Москвы изъ Сибирского приказу въ Сибирь на Красный Яръ, весу въ нёмъ 19 п. 31 ф.». В соборе также хранился «деревянный потир с живописными изображениями, относящимися к времени царствования Бориса Годунова».
После революции в соборе размещается Механический завод Местпрома.
Во второй половине 1950-х годов по заключению совета по охране памятников культуры Академии наук СССР Воскресенский собор в Красноярске был признан ценнейшим памятником архитектуры.
«Реставрировать собор с реконструкцией глав по материалам сохранившихся фотографий и восстановить сохранившуюся ограду. Восстановить памятник русскому путешественнику Резанову, на что имеются документы от президиума Всесоюзного географического общества. Сам собор может быть использован под музей. Вокруг собора следует разбить сквер». В Министерство культуры РСФСР было отправлено письмо с просьбой выделить специалиста и средства для восстановления Воскресенского собора, а над могилой «видного ученого Н. П. Резанова, пионера освоения Аляски и Калифорнии», организовать шефство. Осуществлять его должны были сразу четыре организации: школа № 27, управление ЕнУРП, Дом учителя и механический завод Местпрома.
Вскоре отношение городских властей к собору изменилось. Исполком горсовета принял новое решение: «признать нецелесообразным предложение комиссии о реставрации и восстановлении Воскресенского собора, как не представляющего собой ценного исторического памятника архитектуры».
В начале 60-х годов Воскресенский собор был окончательно разрушен, могила командора Резанова утеряна.
Площадь перед собором сразу после революции была переименована в площадь Просвещения, или площадь Искусств. Ныне она носит название площадь Мира.
Воскресенский собор (г. Красноярск)
Воскресенский собор Красноярска — уничтоженный православный храм в Красноярске. Первое каменное здание города Красноярска.
Построен на территории острога — на Стрелке. В 1759 году староста красноярской соборной Преображения Господня церкви Леонтий Сидорович Пороховщиков нанял для постройки нового храма «города Енисейска разночинца» Петра Сокольникова. Вероятно, в качестве образца при строительстве первого каменного храма Красноярска был использован Спасский собор Спасского монастыря в Енисейске.
В ходе строительства П. Сокольников был отстранён от руководства артелью, «по неисправной работе», и на его место в 1769 году был «подряжен» другой енисейский мастер — Савва Паклин, который к 1773 году и достроил здание церкви.
Пожар 1773 года уничтожил Красноярский острог и практически весь город, после пожара осталось только 30 домов. Из церквей, уцелели Благовещенская церковь и Воскресенский собор. Сгорела и первая красноярская соборная Преображенская церковь.
Содержание
Икона Преображения Господня
Икона создана к 100-летию со дня основания Красноярска для соборной Преображенской церкви сибирскими мастерами. День чествования иконы 6(19) августа соответствует дню закладки Красноярского острога.
После пожара 1773 года икона была восстановлена и с 1776 год по 1922 годы находилась в Воскресенском соборе. В 1795 году служащие городского магистрата пожертвовали к иконе серебряный оклад весом 13 фунтов 68 золотников. Икона с 1923 года хранится в Красноярском краеведческом музее, а ее серебряный оклад был изъят в 1935 году с пометкой «сдан в банк для нужд индустриализации».
После пожара
Стрелка Енисея стала торговым центром Красноярска. В XVIII веке базар устраивался один раз в неделю по воскресным дням в основном для продажи хлеба, овощей и других съестных припасов. В незначительном количестве торговали изделиями крестьянского хозяйства: холстом, сукном и т. д. Площадь перед Воскресенским собором стала называться «Базарной», а после строительства Богородице Рождественского собора «Старобазарной».
1 марта 1807 года в Красноярске, по дороге в Петербург умирает граф Резанов. Резанова похоронили в ограде собора. На могиле командора устанавливают большой гранитный памятник.
На кладбище собора хоронят влиятельных людей города: градоначальников, купцов и т. д. На кладбище были похоронены градоначальники: Кузнецов, Пётр Иванович, Смирнов, Павел Степанович и др.
Улица, начинавшаяся от Воскресенского собора, называлась Большой, позднее Воскресенской, ныне проспект Мира — центральная улица города Красноярска.
В последний четверти XVIII века собор был значительно расширен за счет пристройки с севера и юга одноэтажных приделов. В 1850 году взамен разобранной шатровой колокольни по проекту губернского архитектора Якова Алфеева была возведена новая колокольня. Колокольня была построена на средства купца Васильевского, который также был похоронен в ограде собора.
Путеводитель по Великой сибирской железной дороге (С-Петербург, 1900 год. Издание Министерства путей сообщения) сообщает, что на колоколе Воскресенского собора славянскими буквами написано: «189 г. іюля 1 день по указу Великого Государя данъ сей вестовой колоколъ съ Москвы изъ Сибирского приказу въ Сибирь на Красный Яръ, весу въ нёмъ 19 п. 31 ф.». В соборе также хранился «деревянный потир с живописными изображениями, относящимися к времени царствования Бориса Годунова».
После революции
После революции в соборе размещается Механический завод Местпрома.
Во второй половине 1950-х годов по заключению совета по охране памятников культуры Академии наук СССР Воскресенский собор в Красноярске был признан ценнейшим памятником архитектуры.
«Реставрировать собор с реконструкцией глав по материалам сохранившихся фотографий и восстановить сохранившуюся ограду. Восстановить памятник русскому путешественнику Резанову, на что имеются документы от президиума Всесоюзного географического общества. Сам собор может быть использован под музей. Вокруг собора следует разбить сквер». В Министерство культуры РСФСР было отправлено письмо с просьбой выделить специалиста и средства для восстановления Воскресенского собора, а над могилой «видного ученого Н. П. Резанова, пионера освоения Аляски и Калифорнии», организовать шефство. Осуществлять его должны были сразу четыре организации: школа № 27, управление ЕнУРП, Дом учителя и механический завод Местпрома.
Вскоре отношение городских властей к собору изменилось. Исполком горсовета принял новое решение: «признать нецелесообразным предложение комиссии о реставрации и восстановлении Воскресенского собора, как не представляющего собой ценного исторического памятника архитектуры».
В начале 60-х годов Воскресенский собор был окончательно разрушен, могила командора Резанова утеряна.
Площадь перед собором сразу после революции была переименована в площадь Просвещения, или площадь Искусств. Ныне она носит название площадь Мира.
2007 год
В октябре 2007 года во время ремонта филармонии на площади сто квадратных метров вокруг здания было разрушено порядка пятнадцати погребений. Проведённые разведочные работы показали, что территория кладбища составляет около пятисот квадратных метров. Кроме погребений обнаружены остатки хозяйственных построек Красноярского острога: конструкции, фундаменты построек дорегулярной планировки, находившейся внутри крепости.
Летом 2007 года на площади Мира был установлен памятник командору Резанову, а также восстановлен памятник, установленный в XIX веке на могиле Резанова.