воспитание и обучение в древнем мире

РазделI. Воспитание и обучение в древнем мире

Глава 1. Зарождение воспитания и педагогического мышления

Глава 2. Воспитание и обучение на Древнем Востоке

Глава 3. Античная педагогика и школа Средиземноморья

Глава 4. Представления восточных славян о воспитании

воспитание и обучение в древнем мире. Смотреть фото воспитание и обучение в древнем мире. Смотреть картинку воспитание и обучение в древнем мире. Картинка про воспитание и обучение в древнем мире. Фото воспитание и обучение в древнем мире

Глава 1. Зарождение воспитания и педагогического мышления

Осмысление воспитания как особого вида человеческой деятельности началось 35-40 тыс. лет назад, при постепенном приспособлении древних людей к существовавшему порядку вещей. Педагогическое мышление приобретало качественно иные, социальные черты.

Жизнь и воспитание первобытного человека были весьма примитивными. Смысл существования предков человека предопределялся их миросозерцанием. Природа воспринималась как нечто живое, наделенное сознанием. Стихийно возникшие цели воспитания представляли подготовку к простейшему существованию и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли находились только на уровне обыденного сознания и сливались с практическим воспитанием, проявляясь в традициях и фольклоре.

Воспитание зародилось в интегративно-синкретическом виде, как физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемным, спонтанным; его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Поначалу воспитание не являлось особой функцией, а сопутствовало передаче жизненного опыта.

Выделение человека из животного царства сопровождалось постепенным переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Древнему человеку следовало быть сильным, выносливым, хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных. Мощным средством передачи опыта собирательства и охоты сделалась возникшая у людей речь как инструмент коммуникации. Мало-помалу воспитание стало пониматься как особый вид деятельности в повседневной борьбе за выживание.

Осознание воспитания как особого вида деятельности формировалось в процессе эволюции материальных связей между людьми первобытной эпохи. Желание поддерживать такие связи с помощью передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению побуждали превращать воспитание в отдельную функцию, удовлетворяющую потребности общения. Постепенное усложнение примитивного труда, интенсификация производственного опыта приводили к развитию воспитания. Следовало обеспечить адекватную организацию усвоения опыта. Без помощи старших дети таким опытом овладеть не могли.

На заре истории особенностью человечества явилось групповое, коллективное воспитание. Воспитание в примитивных сообществах готовило всех одинаково. Единственными и почти абсолютными ориентирами дифференциации воспитания были пол и возраст. Воспитание определялось общинным образом жизни, питало и укрепляло этот способ существования. С появлением человека современного физического типа в генезисе педагогического мышления начался новый этап. В нем все более усиливалась социальная заданность.

2. Семейно-сословное воспитание

В 9-8-м тысячелетиях до н.э. в разных регионах мира, в частности в Малой, Передней и Средней Азии, впервые происходит социальное и имущественное расслоение людей. Основной социальной ячейкой становится семья. Это качественно изменило заданность воспитания, которое стало превращаться из всеобщего, равного, контролируемого общиной в сословно-семейное. Дети воспитывались на примере родителей, которые принадлежали к разным группам общины (вожди, жрецы, воины, остальные общинники). Представления о воспитании у различных страт все больше различались. В семьях элиты увеличивается срок детства и соответственно усиливается воспитательное воздействие на подрастающие поколения.

Источник

ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к пятому тысячелетию до н.э.

В древних государствах Востока, сменивших архаичные союзы племен, воспитание и обучение осуществлялось преимущественно в семье. Педагогические основы воспитания были закреплены в таких литературных памятниках Древнего Востока, как «Законы вавилонского царя Хаммурапи», книга «Притчи иудейского царя Соломона», «Бхагавадгита» и др.

Воспитание стало определяться общественным положением и имущественным состоянием человека. Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте. Носителем идеалов воспитания и обучения была религия.

В эту эпоху как бы завершается дописьменный период истории человечества. Появление и развитие письменности (шумерская клинопись, египетское и китайское иероглифическое письмо, ассирийское слоговое и финикийское фонетическое письмо) – важный фактор развития как общества и культуры, так и школы и образования.

Начавшееся на исходе первобытной эпохи отделение умственного труда от физического вызвало к жизни появление новой специальности – учителя.

Одновременно с укреплением общественных государственных структур в целях специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться новый социальный институт – школа. Появление первых школ вызвано потребностями церкви, экономическими, культурными и политическими запросами общества.

Например, в древних городах Месопотамии в этот период получили развитие 3 основных типа школ:

· жреческие школы, создаваемые при храмах – готовили служителей культа (письмо, чтение, танцы, музыка, упражнения литературного характера, заучивание поэтических и религиозных текстов);

· дворцовые школы – для обучения детей рабовладельческой знати (элиты общества);

· школы писцов – эдуббы – «дома табличек» для обучения будущих чиновников, призванных служить на поприще хозяйственно-административного управления. Здесь изучали историю, географию, литературу, математику, зоологию, медицину, право и делопроизводство, музыку, пение.

Обучение в школе было платным, размер оплаты определялся авторитетом учителя.

Школьное образование в Древней Индии отражало кастовый строй общества.

Каста брахманов (жрецов)Кшатрии (воины, правители)Вайшья (торговцы, земледельцы, ремесленники)Шудры (неприкасаемые)
религиозное образованиеобучение военному искусствуобучение сельско-хозяйстве-нным работам и ремесламк образованию не допускались
· Школы вед · Толь – начальная школа · Аграхар – школа повышенного уровня

Прием в школу в Древней Индии рассматривался как «второе рождение», а ученичество как закономерный этап в жизни человека.

Важные перемены в школьном деле происходят с зарождением новой религии – буддизма. Согласно буддийскому учению, главной задачей воспитания является совершенствование души человека, которую надо избавить от мирских страстей через процесс самопознания и самосовершенствования.

Воспитание рассматривалось как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться «плодов дела».

В Китае преобладали общинные школы, где юноши бесплатно обучались военным искусствам, религиозным песнопениям и обрядам, ораторскому искусству. Система образования также была рассчитана на детей привилегированных сословий – жрецов и аристократии. Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле:

· согласие между учеником и учителем,

Педагогический идеал, который складывался в Китае веками, предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе». В программу обучения входило шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

В Китае были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Наибольший вклад в развитие мировой педагогической мысли внес философ и педагог Конфуций (Кун-фу-Цзы – почетный учитель).

Таким образом, цивилизация, созданная рабовладельческими государствами Древнего Востока явилась одним из важнейших источников, дальнейшего развития как мировой духовной культуры, так и образования. Педагогические традиции древних государств Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого трудно представить дальнейший генезис образования в более поздние времена.

GОсобенности древневосточной системы образования:

· значимость семейного воспитания;

· появление различных типов общественной школы – религиозной и светской;

· сословный, привилегированный характер школьного обучения;

· появление особой уважаемой профессии – учительства.

Источник

Воспитание и образование в Древнем мире. Возникновение школ

Воспитание и образование в Древнем мире. Возникновение школ

Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории, с самого начала выполняя общую функцию передачи от поколения к поколению социального опыта. Зарождение зачатков воспитания в племенах некоторые ученые относят к периоду 2,5–1,5 млн лет назад. Развитие охоты приводило к тому, что они накапливали и передавали следующим поколениям информацию о рельефе местности, повадках животных, способах их выслеживания и охоты на них.

На первом этапе люди уже обладали зачатками речи, мышления. Была необходимость специального обучения молодых юношей охотничьим умениям. Становлению воспитания как социальной функции способствовали овладение огнем, появление зачатков речи и связанное с этим развитие определенных участков мозга.

На втором этапе в ранних, а затем в поздних первобытных общинах зарождаются специальные приемы и формы воспитания, реализующиеся в ритуалах и обрядах.

На третьем этапе появилась семья. Родовая община стала постепенно делиться на семейные ячейки, утрачивать коллективный контроль за воспитанием подрастающего поколения, который теперь осуществляла семья. В семье воспитание дифференцировалось по половому признаку: девочек воспитывали матери и другие женщины рода, мальчиков – мужчины. Важным этапом в развитии воспитания как особого вида социальной деятельности стало появление обряда инициации, символизирующего переход юношей и девушек в разряд социально зрелых полноправных членов общины.

Таким образом, к IV–V тысячелетиям до н. э. возникают предпосылки к образованию школьных форм обучения. Появление школы как социального института относится к эпохе Древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока. Отделение умственного труда от физического приводит к появлению новой профессии – наставник, учитель.

Воспитание и образование в странах Древнего Востока.

Здесь успешно развивались математика, астрономия, агротехника, была создана оригинальная письменность, культура, существовала даже система нотной записи. Почти в каждом город были школы, организовывавшиеся при храмах, и уже к 3 тысячелетию до н. э. число школ было значительным. школа называлась «эдубба» – «дом табличек» – и предназначалась прежде всего для подготовки писцов. В процессе обучения письму использовались глиняные таблички, на которых ученики писали заостренной палочкой. В основном школы были небольшими, насчитывавшими 20–30 учеников, с одним учителем, который создавал таблички-модели, дети переписывали их и заучивали наизусть. Методика обучения базировалась на многократном повторении. В крупных «эдуббах» (их называли «домами знаний») было несколько учителей письма, счета, рисования, много помещений для занятий и хранения табличек.

Школы открывались при храмах и дворцах, их посещали мальчики, девочки могли научиться письму дома у своего отца. Образование, получаемое в «домах табличек», давало возможность занимать управляющие посты. Ученики делились на младших и старших «детей эдуббы», обучение вел «старший брат» – учитель иконтролировал «отец школы» – директор. Зарождались новые методы обучения – беседа, разъяснение, спор. Чтобы добиться послушания, в школе применялись самые разнообразные наказания.

В целом народы Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт обучения и воспитания, создали первые в истории человечества школы, сформулировали начальные представления об обучении и воспитании.

Воспитание и школа в античном мире.

Античная культура зародилась приблизительно в 3 тысячелетии до н. э. и престала существовать в V в. В ее рамках получили развитие школьные формы обучения, появились новые типы школ, системаобразовательных учреждений, философами Античности были сформулированы идеи и концепциивоспитания и обучениямолодежи. В развитии воспитания и школы в античном мире выделяются несколько периодов.

1 Архаичный. обучение и воспитание подрастающего поколения проходило в домашне-семейных условиях под руководством опытных наставников.. В это время школьных форм обучения в государствах Древней Греции еще не существовало, но было общественное внимание к обучению и воспитанию подрастающего поколения и представления об идеале физически и нравственно развитого грека

2. Период расцвета Эллады

Идеал развития личности в Спарте сводился к формированию мужественного, духовно сильного, физически развитого человека. В Афинах социальное устройство имело черты демократизма, цель воспитания личности заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка

3. Эллинистическийпериод в развитии античного воспитания и образования продолжался характеризовался распространением греческой культуры на обширные территории. В этот период корректируется идеал воспитания: на смену героической личности приходит просвещенный, образованный, независимый в суждениях человек, носитель богатейшей эллинистической культуры

Воспитание и школа в эпоху Средневековья.

в Византии в теории и практике воспитания соединялись античные и христианские традиции образования, ценности культуры Ближнего и Среднего Востока.

В христианском учении был сформулирован идеал человека, который сводился к воспитанию в человеке самоотречения, смирения, милосердия, взаимопомощи, духовной независимости от мирской власти и подчинения власти Божьей. Среди всех слоев населения число грамотных людей в Византии было довольно велико.

В системе образования влияние церкви было ограниченным, и монастырские школы не получили такого распространения, как на Западе. До 7 лет дети воспитывались в семье, в зажиточных семьях для мальчиков предполагались военная и физическая подготовка, обучение грамоте. Начальное образование осуществлялось в частных школах, дававших навыки чтения, письма и счета. В элементарной школе дети обучались обычно 2–3 года. Средние грамматические школы были частными, государственными и церковными. Программа средней школы – всестороннее воспитание и включала литературу, древние языки, философию. Начальные и средние школы были небольшими, рассчитанными на 20–40 учеников с одним учителем, в процессе преподавания педагогу помогали наиболее способные старшие ученики.Школьное образование было предназначено для мужчин, женщины получали воспитание, сравнимое по уровню с общественным, в семье.

Педагогика сотрудничества.

Педаго́гика сотру́дничества — педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я» Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Этим педагогика сотрудничества приближается к такой педагогике, как креативная педагогика, которая вовлекает в настоящие — созидательные дела.

Были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:

обучение ребёнка в зоне ближайшего развития

учение без принуждения

набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала

идея крупных блоков

идея свободы выбора

идея диалогического размышления

идея интеллектуального фона класса

идея совместной деятельности учителей и учеников

идея добровольности в досуговой деятельности

Воспитание и образование в Древнем мире. Возникновение школ

Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории, с самого начала выполняя общую функцию передачи от поколения к поколению социального опыта. Зарождение зачатков воспитания в племенах некоторые ученые относят к периоду 2,5–1,5 млн лет назад. Развитие охоты приводило к тому, что они накапливали и передавали следующим поколениям информацию о рельефе местности, повадках животных, способах их выслеживания и охоты на них.

На первом этапе люди уже обладали зачатками речи, мышления. Была необходимость специального обучения молодых юношей охотничьим умениям. Становлению воспитания как социальной функции способствовали овладение огнем, появление зачатков речи и связанное с этим развитие определенных участков мозга.

На втором этапе в ранних, а затем в поздних первобытных общинах зарождаются специальные приемы и формы воспитания, реализующиеся в ритуалах и обрядах.

На третьем этапе появилась семья. Родовая община стала постепенно делиться на семейные ячейки, утрачивать коллективный контроль за воспитанием подрастающего поколения, который теперь осуществляла семья. В семье воспитание дифференцировалось по половому признаку: девочек воспитывали матери и другие женщины рода, мальчиков – мужчины. Важным этапом в развитии воспитания как особого вида социальной деятельности стало появление обряда инициации, символизирующего переход юношей и девушек в разряд социально зрелых полноправных членов общины.

Таким образом, к IV–V тысячелетиям до н. э. возникают предпосылки к образованию школьных форм обучения. Появление школы как социального института относится к эпохе Древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока. Отделение умственного труда от физического приводит к появлению новой профессии – наставник, учитель.

Источник

Воспитание и обучение в древнем мире

1.3.1. Особенности образования в Древнем мире

В результате дальнейшего исторического развития разрознен­ные племена первобытного общества сменились обществами Древ­него мира. Хронологические границы Древнего мира – V тысяче­летие до н.э. – V в. н.э., территориальные – от Европы до Даль­него Востока.

Для обществ Древнего мира характерно усложнение экономи­ческой жизни (высокоразвитое сельское хозяйство, ремесленное производство, торговля), значительное увеличение и быстрое на­растание объема научных знаний, развитая культура и отделение умственного труда от физического. В результате качественно изме­нились способы передачи культурного наследия от старших к млад­шим: возникли специальные образовательных структуры для обу­чения подрастающего поколения.

В обществах Древнего мира образование выделилось в особую сферу социальной жизни, а педагогическая деятельность приоб­рела профессиональный характер.

Общества Древнего мира имели сложную социальную структуру и состояли из различных сословий, или социальных страт (жрецы, правители государств, знать, чиновники, воины, ремесленники, крестьяне и др.), которые в ряде случаев очень жестко фиксировались (касты в Индии). Место человека в обществе определялось его происхождением. Представители каждой страты получали соответствующее образование. Существовали специальные школы для жрецов, высшей знати, для подготовки чиновников. Социальное неравенство осложнялось имущественным: возникли частные школы, практически недоступные детям бедняков. Абсо­лютное большинство населения обходилось семейным воспита­нием и обучением.

В Древнем мире существовала значительная группа несвобод­ного населения (рабов), их дети были полностью лишены доступа к образованию.

В обществах Древнего мира сложились первые государства как особый институт управления. Необходимость иметь для управле­ния людей, сведущих в чтении, письме, законах стимулировала развитие школ. Одновременно характер и содержание образова­ния стали в значительной мере определяться потребностями госу­дарства, а образование – рассматриваться как неотъемлемая часть государственной политики.

Ведущую роль в миропонимании того времени играли религия и философия, что вело к преобладанию в образовании гумани­тарного знания. Педагогическое знание также развивалось в рам­ках философии. Особенно отчетливо эта тенденция проявилась в античном мире. Практико-ориентированные знания сохраняли важное значение в ранних цивилизациях Древнего мира, в част­ности, в древневосточных.

Источник

Воспитание и образование в Древнем мире. Возникновение школ как специальных учебно-воспитательных учреждений организованного обучения и воспитания молодого поколения.

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5 тысячелетию до н. э.

Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться первые симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения новых общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми способами

‘ социализации подрастающего поколения сохранялись и старые

t формы воспитания.

Воспитание и образование в странах Древнего Востока

Переходный период, когда зародились первые человеческие цивилизации, характеризовался глубинными переменами в практике воспитания и обучения: качественно менялись способы передачи культурного наследия предков от взрослых к детям. Возникали специальные образовательные структуры для обучения подрастающего поколения.

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных регулятивов, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте. Отсюда и упование на жесткие формы и методы воспитания.

Средоточием обучения и воспитания древнейших восточных цивилизаций были семья, церковь и государство. Поскольку семья была не в состоянии обеспечить общество достаточным числом людей, сведущих в чтении, письме, законах, для пополнения сословия чиновников их подготовкой стали заниматься воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью и служителями культов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *