вознесенский женский монастырь в муроме
Воскресенский женский монастырь (Муром)
Воскресе́нский монасты́рь — православный женский монастырь Муромской епархии Русской православной церкви, расположенный в северо-восточной части Мурома (в Июльском переулке) на Фруктовой горе. Согласно преданию, возник на месте загородного дворца князей Петра и Февронии Муромских, в исторических источниках впервые упомянут в XVI веке. Сохранившийся до наших дней архитектурный комплекс монастыря представлен постройками XVII века — пятиглавой Воскресенской церковью с трапезной и обходной галереей с шатровыми крыльцами и одноглавой надвратной Введенской церковью с шатровой колокольней.
Содержание
История [ править ]
Возникновение Воскресенского девичьего монастыря местная муромская легенда относит к XIII веку и связывает с именами святых муромских князей Петра и Февронии, живших якобы здесь и благословивших своим посещением холм, на котором позднее и возникла обитель.
Одно из ранних достоверных сведений о Воскресенской церкви относится к 1566 году. В 1616 году поляки Лисовского убили здесь священника Иоанна. Но первое её описание находится в описи 1637 года. Она была деревянной, на подклете, имела три шатра, которые венчали главы и кресты, обитые железом. Церковь была достаточно большой и имела два придела — Архистратига Михаила и св. Николая Чудотворца. В храме было 13 икон, 2 оловянных сосуда, серебряный крест, 25 печатных и рукописных книг.
Рядом с Воскресенской церковью стояла другая деревянная церковь — Введения Пресвятой Богородицы. Она была тёплой, то есть имела печь и в ней служили зимой. Близ Введенской церкви находилась невысокая деревянная колокольня с восемью колоколами общим весом в 80 пудов. Обителью с 16-ю монахинями управляла игуменья старица Мариамна, монахини занимались лицевым шитьём. Рядом с храмами располагалось кладбище. Монастырь окружала деревянная ограда периметром 43х36 саженей (91,5х76,5 м). Обитель строилась и содержалась на средства семьи муромского купца Семёна Фёдоровича Черкасова.
По описи явствует, что ещё в 1620 году «в уважение расстроенного положения монастыря», где поляками из отряда Лисовского убит священник Иоанн, игумения Маремьяна по пожалованной грамоте имела право содержать квасной и сусленный промысел и за передачу онаго другим на откуп получала 20 рублей в год в пользу монастыря. В описи Мурома 1646 года Воскресенская и Введенская церкви по-прежнему упоминаются деревянными, а число келий возросло до 30.
Разбогатев на торговле хлебом и солью, во 2-й половине XVII века Авраам Черкасов воздвиг кирпичные храмы (время сооружения неизвестно, между 1646 и 1678 годом). История не сохранила имена зодчих, построивших ансамбль Воскресенского монастыря. Монастырский комплекс органично вписался в панораму древнего Мурома. По описи 1678 года в монастыре проживали игуменья и 26 стариц. По описи 1723 года, составленной Г. Коробовым, к Воскресенскому монастырю было приписано 26 домов (в них лиц мужского пола — 83).
Воскресенский женский монастырь просуществовал до 1764 года. После его упразднения, что было связано с указом Екатерины II о секуляризации церковных земель, Воскресенская и Введенская церкви стали приходскими, а монашествующих, игумению Мария вместе с двумя монахинями и двумя схимонахинями, перевели в Троицкую обитель.
На протяжении XIX — начала XX веков храмы оставались рядовыми городскими приходами. Здесь же располагалось одно из четырёх городских кладбищ, существовавшее с незапамятных времён.
По описанию 1897 года Воскресенский собор имел новый иконостас и царские врата, устроенные в 1835 году. В Введенском храме было два престола: главный — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и придельный — во имя Иверской иконы Божией Матери. Иконостасы в обоих приделах тоже были новыми.
В советские годы ансамбль Воскресенского монастыря разделил печальную участь многих муромских храмов. Церкви были закрыты, наиболее ценные предметы вывезли в музей, а здания стали использовать под складские помещения. В 1929 году кладбище уничтожили, а в 1950 году и вовсе устроили над могилами футбольное поле. В 1970—1980-е годы в Воскресенской церкви располагалась спортивная секция. В Воскресенском храме был спортзал с рингом.
Современное состояние [ править ]
В 1998 году храмы вернули Владимиро-Суздальской епархии, и в них вновь возродилась иноческая жизнь. Ниже монастыря находится святой источник Петра и Февронии.
В связи с образованием в 2013 году самостоятельной Муромской епархии, монастырь перешёл в её ведение.
Храмы [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 602200, Владимирская обл., г.Муром, Июльский пер.,1а (Продолжением улицы Ленина является пешеходный мост через овраг, перейдя который нужно после стадиона два раза повернуть направо)
Проезд: С площади Крестьянина от Троицкого женского монастыря по ул. Плеханова вниз и налево и ещё вниз вдоль Оки до пересечения с первым оврагом. Наверху виден монастырь, к нему меж деревьев по склону поднимается узкая щебеночная колея Июльского переулка вполне проезжая для легковых автомобилей несмотря на сильный уклон. Более длинный путь кругом по ул. Кожевники, далее ул. Ямская и по нагорной части выезжаем держась левых поворотов к стадиону и огибая его ограду по часовой стрелке. Ищем первый и единственный правый поворот возле стадиона в Июльский переулок. Третий вариант с материка: по ул. Войкова минуя Муромский родильный дом (ул.Казанская) никуда не сворачивая выезжаем к стадиону, далее опять ищем первый правый поворот огибая стадион по часовой стрелке.
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Воскресенский женский монастырь города Мурома Епархиальные монастыри РПЦ
История
Упоминается он впервые в 1566 г., в описи, датированной началом XVII века, там указаны две деревянные церкви, колокольня, келья настоятельницы и 21 келья сестер; монастырские постройки были обнесены деревянной стеной. Перечисленное в монастырской описи того времени убранство храмов богатое, с множеством икон в ценных окладах, церковных книг и прочей утвари. Жертвователями и ктиторами монастыря значатся муромские купцы Семен Семенович Черкасов и его братья.
Из преданий известно также, что монастырь был основан на месте, где стоял загородный дворец Петра и Февронии. И сейчас несколько ниже монастыря сохранился святой источник Петра и Февронии. Позднее это место стало называться Кожевенной слободой.
Спустя год рядом с Воскресенским был выстроен и новый теплый Введенский храм с колокольней. Это невысокая «зимняя» церковь с длинной трапезной, с восьмискатной кровлей и одной главкой. Она почти совсем теряется рядом со своей пышной шатровой колокольней, которая издалека кажется пристроенной не к Введенской церкви, а к Воскресенскому собору. Такой эффект усиливается еще и сходством убранства собора и колокольни.
В 1764 г., после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель, Воскресенский монастырь был упразднен, и храмы стали приходскими, а монахини переселились в Троицкий монастырь. При храмах было обширное городское кладбище, уничтоженное в советское время.
В 1930-х гг. храмы были закрыты и отданы под склады, а кладбище уничтожено. В 1950-х гг. на месте кладбища было устроено футбольное поле, а в 1970-х гг. в самих храмах разместились отделения спортивной секции и спортзал.
20 ноября 1998 г. Воскресенский женский монастырь официально передан Русской Православной Церкви и был приписан к Свято-Троицкому женскому монастырю.
7 марта 2000 г. Священный Синод утвердил монастырь как самостоятельный, и настоятельницей обители была назначена насельница Свято-Троицкого Муромского монастыря монахиня Иулиания (Подолянко), на её долю выпали все трудности, связанные с первыми шагами по возрождению обители.
Богослужения в монастыре совершаются от трех до пяти раз в неделю. Неизменные службы в субботу вечером и в воскресенье утром. В обязательном порядке проводятся богослужения в двунадесятые и великие праздники. Также проводятся праздничные службы Божией Матери и святым по благословению игумении в соответствии с церковным уставом.
Молебны служатся неопустительно по средам (если не назначено вечернее богослужение) и воскресным дням (сразу после Литургии), акафисты на молебнах чередуются:
— Божией Матери, ради Ея иконы «Знамение-Корчемная»;
— Свт. Николаю Чудотворцу;
— Свт. Спиридону Тримифунтскому;
— Свт. Митрофану Воронежскому.
В монастыре служатся и другие молебны – водосвятные, разным святым. Исключение составляет период Святой Четыредесятницы.
Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Наиболее ранние упоминания о женском Воскресенском монастыре в Муроме относятся к 1566 году. Какие в то время в нем существовали церкви, нам неизвестно. Достоверное их описание впервые было сделано только в начале XVII века: «За ручьем на горе Воскресенский девичий монастырь, а в нем две церкви шатровых: а) Воскресения Господня деревянная на подклети, о трех верхах шатровых, с двумя приделами: святителя Николая Чудотворца и собора Архистратига Михаила; б) церковь деревянная теплая во имя Введения Божией Матери» (Опись Бориса Бартенева 1637 года) [1].
Судить о первоначальном декоративном убранстве собора сейчас не представляется возможным, так как в 1792 году он пострадал от пожара, а в конце XIX века его оштукатурили, т.е. покрыли древнюю кладку толстым слоем цементного раствора. На рубеже столетий в соборе выполнили новые росписи. В это же время он получил четырехскатное перекрытие, окончательно исказившее его облик. Оно уничтожило очарование от ставшей традиционной в Муроме «горки» из двух рядов чередовавшихся больших и малых кокошников сложного профиля, дополненных небольшими кокошничками в основании барабанов. Кроме этого, барабаны с главками, очертания которых напоминают соборы ранее упомянутых монастырей, плохо согласуются с позднейшим перекрытием и создают впечатление «чужеродности». Следует отметить, что столь ярко выраженная разница в размерах кокошников верхнего и нижнего ряда, является отличительной особенностью именно этого храма. В убранстве соборов других муромских монастырей она отсутствует.
После упразднения монастыря в 1764 году собор стал приходской церковью и оставался ею вплоть до 1929 года, т.е. до самого закрытия. Немного погодя в нем устроили спортзал для секции бокса. К 1990-м годам, когда обитель вернули церкви, этот уникальный храм, по своей красоте некогда стоявший в одном ряду с соборами Троицкого и Благовещенского монастырей, но во многом сильно отличавшийся от них, находился в плачевном состоянии. В ходе работ, проведенных в 2007-2010 годах, его привели в порядок, но первоначальный облик вернуть не удалось.
[1] Травчетов Н.П. Город Муром и его достопримечательности. Владимир, 1903. С.37, 43
[2] Муром: Памятники архитектуры и искусства. М., 1990. С.: 34, 37
[3] Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX века. Ярославль, 1971. С.: 5
[4] Ушаков Н. Путеводитель по губернскому городу Владимиру и его древнейшим уездным городам – Суздалю, Мурому, Переславлю, Юрьеву и Александрову с указанием достопамятностей этих городов в историко-археологическом отношении. Владимир, 1906. С.: 34, 35
[5] Чернышев В.Я. Муром. Исторический очерк-путеводитель. Муром, 2007
Свято-Воскресенский женский монастырь г. Муром
Свято-Воскресенский женский епархиальный монастырь расположился на высоком живописном холме реки Оки – северной окраине города Мурома. История основания обители является одной из самых загадочных и малоизученных и теряется в глубине веков.
Свято-Воскресенский женский монастырь г. Муром запись закреплена
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» Евангелие от Матфея.
В настоящее время проводится реконструкция основного здания Собора, а также возведение отдельного келейного корпуса. Наряду с этим проводится облагораживание территории, ландшафтные работы.
Показать полностью. Общими усилиями прихожан храма и благотворителей проведен немалый объем восстановительных работ, но тем не менее, нашему монастырю требуется как финансовая помощь, так и продовольственная помощь, а также помощь в осуществлении строительных работ.
В пожертвованиях нуждается и воскресная школа при монастыре. Все желающие помочь могут прислать пожертвования на расчетный счет с пометкой «Для воскресной школы».
РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯТО-ВОСКРЕСЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ МУРОМСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)
Адрес: 602256, Июльский пер., д.1а, г. Муром, Владимирская обл.
E-mail: svmonastir@yandex.ru
тел. 8(49234)3-04-35
Для перевода через банк-клиент Сбербанк Онлайн:
Номер карты: 639002109011558840
Карта закреплена за: Баширова Инга Рамильевна (инокиня Елисавета)
Реквизиты банка: р/с 40703810200300000279
ФИЛИАЛ ВРУ ПАО «МИнБанк» г.Владимир
БИК 041708716 к/с 30101810200000000716
Для осуществления почтового перевода:
602256, Июльский пер., д. 1а, г. Муром, Владимирская обл.,
Игумении Елене (Богдан Зинаиде Сергеевне),
или на имя инокини Елисаветы (Баширова Инга Рамильевна)
Пожертвования за совершаемые требы в Воскресенском монастыре г. Мурома:
Обедня (1 имя) _____________________________5 р
Поминовение с проскомидией (1 имя):
на 1 год ________________1000 р.
на ½ года ______________500 р.
Сорокоуст с проскомидией (1 имя) ___________200 р.
Сугубое прошение (1 имя) ___________________30 р.
Молебен (1 имя) ___________________________5 р.
Молебен на 1 год (1 имя)__________________100 р.
Молебен на ½ года (1 имя)__________________50 р.
Панихида (1 имя) ___________________________5 р.
Панихида на 1 год (1 имя)____________________80 р.
Панихида на ½ года(1 имя) __________________40 р.
Вечное поминовение ____________________10 000 р.
Кирпичик на восстановление монастыря _______400 р.
В записках указывайте имена, полученные при крещении.
Самоубийц и некрещеных записывать нельзя.
Свято-Воскресенский женский монастырь г. Муром запись закреплена
Практические советы
На церковных службах читаются зачала (пронумерованные фрагменты) из Евангелия и Апостола (богослужебной книги, содержащей часть Нового Завета – Деяния и Послания святых Апостолов).
Для осознанного понимания этих чтений, прочтите соответствующие зачала и их толкования до службы. Найти и прослушать их в современном переводе можно в церковном календаре.
Источник: Православная энциклопедия azbyka.ru
Свято-Воскресенский женский монастырь г. Муром запись закреплена
Основы православия
Тема 322. Священномученик Петр, епископ Александрийский.
Священномученик Петр стал Александрийским епископом в 300 году, после смерти своего наставника, блаженного епископа Феоны. Во время великого гонения при императорах Диоклетиане и Максимиане ему пришлось покинуть город и странствовать по Империи.
Показать полностью. После возвращения в Александрию он написал «Слово о покаянии», содержащее правила, согласно которым христиан, отрекшихся во время гонений, надлежало принимать обратно в Церковь.
Святому Петру пришлось бороться с ересью Ария – александрийского пресвитера, отрицавшего Божество Христа и Троицу. Святитель решительно выступил против лжеучителя и отлучил его от Церкви.
В 311 году, по приказу императора Максимиана, святитель был схвачен и осужден на смертную казнь. Его арест вызвал народные волнения, и, чтобы избежать кровопролития, святой Петр попросил власти разобрать одну из тюремных стен так, чтобы незаметно вывести его к месту казни. Священномученик Петр был обезглавлен на том же месте, что и апостол Марк.
Источник: Православная энциклопедия azbyka.ru
Свято-Воскресенский женский монастырь г. Муром запись закреплена
Притча дня
Старец вывел учеников на мороз и молча встал перед ними. Прошло пять минут, десять. Старец продолжал молчать.
Ученики ежились, переминались с ноги на ногу, посматривали на старца. Тот безмолвствовал.
Они посинели от холода, дрожали, и, наконец, когда их терпение достигло предела, старец заговорил.
Он сказал: «Вам холодно. Это потому, что вы стоите порознь. Станьте ближе, чтобы отдать друг другу свое тепло. В этом и есть суть христианской любви».
Источник: Православная энциклопедия azbyka.ru
Свято-Воскресенский женский монастырь г. Муром запись закреплена
Мысли свт. Феофана Затворника
Феофан
(Рим.8:2–13; Мф.10:16–22)
«Претерпевший же до конца спасется» (Мф.10:22). А есть ли нам что терпеть? В этом ни у кого не бывает недостатка. Поприще терпения у всякого широко; стало быть, и спасение у нас под руками. Претерпи все до конца, и спасен будешь. Надо, однако же, терпеть умеючи, а то можно протерпеть и пользы никакой не получить.
Показать полностью.
Во-первых, веру святую блюди, и жизнь по вере веди безукоризненную; всякий же случающийся грех очищай тотчас покаянием.
Во-вторых, все, что приходится терпеть, принимай как от руки Божией, помня твердо, что без воли Божией ничего не бывает.
В-третьих, веруя, что все, от Господа исходящее, посылается Им во благо душам нашим, о всем искренно благодари Бога, благодари и за скорби, и за утешения.
В-четвертых, полюби прискорбность ради великой ее спасительности, и возбуди в себе жаждание ее, как пития хотя горького, но целительного.
В-пятых, держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь как тесную одежду; надо перенести. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по-христиански, – все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански. Ропотливость не избавляет от беды, а только ее отяжеляет; а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед.
В-шестых, осознай себя стоющим еще и не такой беды, – осознай, что если бы Господь хотел поступить с тобой по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе.
В-седьмых, больше всего молись, и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться, что и терпеть-то нечего.
Источник: Православная энциклопедия azbyka.ru
Свято-Воскресенский женский монастырь г. Муром запись закреплена
Свято-Воскресенский женский монастырь г. Муром запись закреплена
Размышления христианина об Ангеле-Хранителе
18‑й день месяца
Решился ли ты искренно подражать твоему Ангелу Хранителю? Такого решения ничто не может быть выше и благороднее. Но что же делает Ангел пред лицем Господа? Он благословляет Его и воспевает Ему хвалу. Как пламенна любовь его к Богу! Как умилительны его молитвы! Как возвышенны хвалы! Как восхитительны его славословия! Не хочешь ли присоединиться к нему?
Показать полностью. Если из двух певцов, согласившихся петь вместе, один не имеет такого приятного голоса, как другой, и не столько опытен в искусстве пения, но тем не менее он может принять участие в гармонии хора, следуя за голосом другого искуснейшего певца. Ангелы суть певцы Божии. Молитва твоя есть то же, что пение Ангелов; но твой голос слаб, и ты мало опытен, что же делать тебе, чтобы приобрести благодать от Царя царствующих? Ты представь в мыслях своих Ангела Хранителя, воспевающего совершенства Божия, и присоединись к его пению, к его молитве, к его любви: тогда сердце твое ободрится при одной мысли, что и Ангел твой молится вместе с тобою. Совершенство его молитвы покроет недостатки твоей. Твой голос вознесется на небо, слившись с его голосом, и дела твои также будут освящены этим Ангельским союзом: вот в чем заключается тайна святой жизни! Некоторая благочестивая мать воспитывала и дочь свою в благочестии. Дочь, в первых летах юности, приобрела познание о своем Ангеле Хранителе; была уверена, что никогда не остается одна, и чувствовала неизъяснимое удовольствие, воображая себя в сообществе со своим небесным другом. В десятилетнем возрасте ум ее просветился, сердце сохранило младенческую чистоту, и она решилась вести жизнь ангельскую. Как святы и приятны Богу были бы дни мои, говорила она, если бы я могла подражать моему Ангелу! Что он делает день и ночь, предстоя лицу Божию? Он молится непрестанно. Стану же и я всегда молиться и творить все мои дела в духе молитвенном и во славу Божию. Она узнала, что в восторге вечной любви, среди бесчисленного сонма избранных Ангел ее непрестанно повторяет: Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф. Она узнала также, что сия песнь из всех похвал есть самая высшая похвала, которою прославляются все совершенства верховного величия Господня. И сия песнь ангельская стала непрестанною ее молитвою, единственным предметом мыслей во всю жизнь ее. Пробудившись от сна, она приветствовала своего небесного друга и начинала повторять с ним свою молитву, которую твердила в продолжение дня, когда училась или трудилась, или после трудов отдыхала. Кто может описать спокойствие души ее, чистоту ее сердца, обилие благословений, истекавших из недр Божества в ее душу? Во время молитвы лицо ее уподоблялось лицу Ангела. Часто она являлась в храме, где Иисус Христос утвердил Свою обитель, – являлась в глубоком благоговейном размышлении, открывавшем в ней высокие мысли о Божием величии. Ангел Хранитель всегда сопутствовал ей, когда она посещала храмы Божии. Чтобы не потерять ни одной минуты из своей жизни, она, и отходя ко сну, молила своего Ангела приносить за нее Господу Богу достодолжное поклонение, пока она будет покоиться. Вся жизнь ее была святая, ангельская. Кто не станет удивляться такой глубокой мудрости, такой невинности и простоте жизни? Почему же не последовать сему примеру? Человек малодушный! Пробудись от усыпления, оживи свое сердце порывом благочестия. Можешь ли ты почитать невозможным для себя то, что мог сделать твой ближний? Ободрись сердцем, уповай твердо на благодать Божию и моли твоего Ангела о помощи и заступлении:
О святой Ангел, ходатай мой пред престолом Господа Иисуса Христа! Вдохни в мое сердце чувства приятные тебе; пусть воля моя, подобно твоей, покорится воле Божией; да будет верхом всех желаний моих желание обрести покой в Господе моем; пусть сердце мое ищет себе покоя в Нем одном! Он один есть истинная отрада и утешение его. Без Него все тяготит, все тревожит. Пусть будет моею отрадою во все время жизни моей та мысль, что ты вместе со мною прославляешь имя Божие и непрестанно воспеваешь: Свят, свят, свят Господь. Сия песнь моего сердца да будет благоугодна Богу, да удостоит Он меня Своей благодати и да введет меня в сонм избранных Его.
Источник: Православная энциклопедия azbyka.ru
Свято-Воскресенский женский монастырь г. Муром запись закреплена
Святая скорбь
18 ноября.
«И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? а теперь оно умерло, зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне» (2Цар. 12:22–23)
Показать полностью.
В этом трогательном случае из жизни Давида, в его скорби проявилась благодать Божия, освящающая ее. Когда скорбь можно назвать святою? Когда мы в ней видим любовь Божию и уверены в благом намерении Его о нас. Много бывает горя на свете, кто его не испытал? Но одна скорбь убивает душу, другая вносит в нее жизнь, бодрость и мир. Так и в нас скорбь будет действовать различно, смотря по тому, постигаем мы или не постигаем всю святость любви Божьей и благое намерение, с которым Он послал нам эту скорбь.
Для нас недостаточно только скорбеть. Будем молиться, чтобы Господь освятил нашу скорбь. Неосвященная, она будет для нас проклятием, а не благословением; а скорбь святая приближает к Богу, сближает с людьми, одухотворяет сердце, ведет к непорочной жизни и бросает новый свет на будущее, озаряя его видением славы.
Скорбь Давида, смиряя и смягчая его сердце, приблизила его к Господу. Он не мог бежать от Бога и поспешил к Нему как к единой надежде, единому прибежищу. Нам кажется подчас, что не было никогда скорби, подобной нашей и что мы покинуты Богом и людьми. Но мы, как Давид, должны в этой скорби найти Самого Бога. Он явится нам в ней, освятит ее, укроет нас, и под сенью крыл Его мы будем в безопасности.
История Давида рисует нам сначала картину полного отчаяния, когда он заперся в своей печали и не мог видеть никого. Но из этого испытания он выходит обновленный, с сердцем, открытым для своих ближних. Его горе заставило его понять чужую скорбь. Так и наша скорбь не должна удалять нас от наших братьев, но сближать с ними. Мы им можем послужить и через нее.
Вся жизнь переменилась для Давида. Сама печаль получила для него новое значение и открыла ему блаженство в будущем, о котором он не подозревал.
«Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне».
В этих словах слышится радостная надежда, твердое упование, заменившее горечь сожаления о прошлом.
Принеси свою ношу и себя самого к Богу Давида, и Он спасет и поддержит тебя! Жив Господь, простивший кающегося Давида! Он может благословить и нашу скорбь. Он есть «Бог всякого утешения», положись на Него! Молись, чтобы Он освятил твою печаль, молись со смирением, с любовью и упованием, и Он скажет тебе: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4).
Источник: Православная энциклопедия azbyka.ru
Свято-Воскресенский женский монастырь г. Муром запись закреплена
Цитата дня
Главное содержание истории состоит в определении отношения людей к Богу. Все остальное – лишь эпизоды и фрагменты главного.
свт. Николай Сербский
Источник: Православная энциклопедия azbyka.ru
Свято-Воскресенский женский монастырь г. Муром запись закреплена
Священномученик Гаврии́л Масленников, пресвитер.
Священномученик Гавриил родился в 1871 году в городе Михайлове Рязанской губернии в семье кузнеца Михаила и жены его Ольги, у которых было одиннадцать детей. Родители Гавриила отличались благочестием и воспитывали детей в православном духе. Гавриил окончил городское училище и, как и старший его брат Василий, избрал профессию кузнеца.
Показать полностью. Образование, полученное в городском училище, ощущалось Гавриилом как недостаточное, и он много времени посвящал чтению книг, и в особенности духовных, занимаясь самообразованием.
С 1893 по 1896 год Гавриил Михайлович служил в 171-м полку в городе Варшаве в звании ефрейтора. Был участником русско-японской войны. За проявленную в боях отвагу он был награжден Георгиевским крестом. Во время военных действий Гавриил Михайлович попал в плен. После освобождения из плена и возвращения по окончании военной службы домой он работал кузнецом, арендуя кузницу в Печерских Выселках Михайловского уезда, а затем — в селе Прилучье. В это время он женился на Татьяне Ивановне Бориной, глубоко верующей девушке из семьи мещан города Коврова Владимирской губернии. Впоследствии у них родилось одиннадцать детей, из них в живых остались два сына и три дочери, которым они по мере сил старались привить начала веры и благочестия.
Глубокие познания, полученные путем самообразования, и нравственный авторитет Гавриила Михайловича были таковы, что жители города Михайлова избрали его в 1920 году городским головой.
В начале двадцатых годов у Гавриила Михайловича стало стремительно ухудшаться зрение; врачи отнесли это на счет его профессии кузнеца и настоятельно стали советовать оставить ее. Долго думал Гавриил Михайлович, как быть. В душе оживало давнее желание стать священником. Его не страшили идущие повсюду гонения на Русскую Православную Церковь, но смущали собственный преклонный возраст и отсутствие специального образования. Он жаждал стать всецело служителем Господа, но недоставало решимости, так как он считал себя недостойным служения столь высокого. Но однажды во сне он увидел умершую мать, которую он отпевает, находясь в сане священника. Этот сон он почел благоприятным знаком к принятию решения. В 1924 году он поехал в Рязань к архиерею, сдал экзамены на знание богослужения и Священного Писания, а также основных положений православного вероучения и был рукоположен в сан диакона ко храму Рождества Богородицы в селе Маково Михайловского района.
В 1925 году диакон Гавриил был рукоположен в сан священника ко храму Покрова Божией Матери в селе Самодуровка (ныне село Солнечное) Михайловского района.
Священническое служение стало для отца Гавриила великой отрадой и утешением. Он любил богослужение и храм, это чувствовали прихожане, и это привлекало их к церкви, тем более, что отец Гавриил, будучи человеком высоконравственным, до своего рукоположения пользовался среди жителей большим авторитетом.
Во время гонений на Русскую Православную Церковь в начале 1930-х годов в районное отделение ОГПУ города Михайлова пришла разнарядка — арестовать некоторое число жителей, в первую очередь подлежали аресту священники. 11 марта 1931 года сотрудники ОГПУ арестовали отца Гавриила и нескольких верующих женщин — псаломщицу Марию Сибикину и старосту храма архистратига Михаила в городе Михайлове Софью Чканникову, а вместе с ними сестру жены священника, Анну Комарову.
Поскольку арестовывали тогда не за конкретные преступления, а за принадлежность к духовному сословию и служение Церкви, то главной задачей для ОГПУ был поиск священно-церковнослужителей. Одна из инспекторш ОГПУ так описывает свою деятельность в докладной записке вышестоящему начальству. «16 марта 1931 года мне была поручена оперативная работа по выявлению гражданки Сибикиной Марии Михайловны, то есть ее духовного звания, что и было сделано. Я пошла в сторожку к монашенкам собора, которые знают, где таковая гражданка в настоящее время находится. Это было примерно около четырех часов вечера. Когда я вошла в сторожку, то там были четыре монахини, каковые собрались идти в церковь, как они пояснили мне позже. Чтобы не испортить ход оперативной работы, мне пришлось при входе перекреститься, после чего мне одна из монахинь сказала: «Садись, «раба Божия»». Я села. После, как я села, монахиня, которая предложила сесть, пошла в чуланчик, вынесла маленькое Евангелие, перекрестила меня им и дала поцеловать. Мне пришлось тоже перекреститься и поцеловать, после чего я приступила к расспросам, где находится матушка Сибикина. Меня спросила монахиня: «На что она тебе, «раба Божия», нужна?» Я ответила, что я приехала из Пронска, привезла пакет от священника, то есть от церковного совета, секретный. Спросили: «Разве наша матушка состоит в церковном совете города Пронска?» Я сказала: «Да». — «Но почему именно передали вам?» Я пояснила: «Сама я уроженка деревни Серебрянь, и мою сестру арестовали, а я приехала узнать, и мне батюшка поручил вручить ей секретный пакет». И мне монахиня сказала: «Она временно находится у Рябининой, там все свои, верующие». Потом одна из монахинь сказала: «Я тебя провожу и укажу, где живет матушка». Доведя меня, она показала, по какой улице идти, и еще раз предупредила: «Иди, не бойся, там все свои. В случае не будет матушки, то хозяйка скажет, где она находится, по каким деревням». После таких слов мы с ней расстались. Монахиня вернулась обратно, а я позамедлила в этой улице, дождалась, когда монахиня скроется за угол. После чего я пошла в отделение милиции и доложила районному уполномоченному все что было. Тогда мне в помощь дали инспектора для ареста, я пошла вперед в указанный дом, где находилась матушка. Когда я вошла в дом, то на мой вопрос хозяйка сказала: «Матушка на печке». Я вошла в дом и сказала матушке: «Я пришла тебя предупредить, тебя ищут, и я привезла секретный пакет из Пронска от батюшки. » Мы с ней засуетились, в это время вошел инспектор, справился, где матушка по фамилии Сибикина. После чего сделал обыск и нас вместе взял и привел в ОГПУ».
Псаломщицу Марию обвинили в том, что она входила «в антисоветскую группировку Масленникова и других, занималась распространением провокационных слухов среди прихожан собора».
17 марта следователь допросил отца Гавриила. На его вопросы отец Гавриил ответил: «Я считаю, что построение колхозов из одних бедняков, которые сами себя не могут прокормить из нелюбви к труду, — из них колхозов не создашь, а необходимо принимать любящих труд. Религиозные убеждения я имею с детства, так воспитан родителями, для душевной отрады я поступил в священники. В предъявленном мне обвинении в агитации против советской власти, в распускании слухов, что скоро падет советская власть, и тому подобном виновным себя не признаю».
Не признали себя виновными и все арестованные вместе с ним женщины. 25 апреля 1931 года Тройка при Полномочном Представительстве ОГПУ приговорила священника Гавриила Масленникова, псаломщицу Марию Сибикину и Анну Комарову к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет с заменой высылкой этапом в Казахстан, на тот же срок, а старосту храма Софью Чканникову к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года.
Следствие в то время было жестоким — заключенных в тюрьме беспощадно избивали, даже и не скрывая это от родственников, и жене отца Гавриила не раз отдавали из тюрьмы окровавленные рубашки мужа. Между тем и отец Гавриил и его супруга Татьяна пользовались большим уважением и любовью среди местного населения. Совесть мучила милиционера, способствовавшего аресту отца Гавриила, и однажды он пришел к матушке Татьяне, упал ей в ноги, попросил прощения и сказал: «Что мне было делать? Пришла разнарядка на трех человек. Кого брать? Ну конечно, в первую очередь пришлось брать священника».
В 1936 году отец Гавриил вернулся из ссылки. Его дом был разорен, и семья сначала скиталась по домам православных, а затем они нашли пустой, брошенный хозяевами домик с земляным полом, стоявший на отшибе. Крыша над головой была, а средств сделать деревянный пол не было. Отец Гавриил ходил в приокские луга, накашивал осоку, высушивал ее, и ею выстилали земляной пол в доме, ею же и топили печь. В это время отец Гавриил, истосковавшись в заключении по духовной литературе, много читал духовных книг. После выхода из заключения он был направлен служить в храм Преображения Господня в село Внуково Михайловского района Рязанской области.
Недолго пришлось прослужить отцу Гавриилу в храме. Осенью 1937 года, во время очередного гонения, власти приняли решение арестовать священника. 6 октября сотрудники НКВД допросили одного из колхозников, который показал, что к священнику Гавриилу Масленникову часто группами ходят священники из Михайловского района и проводят в его доме антисоветскую деятельность. Священник Масленников живет рядом с председателем колхоза Тихоновым и поддерживает с ним тесную связь. Во время уборочной кампании осенью 1937 года Тихонов брал из жаток лошадей и бесплатно возил священника в город Михайлов. Косовица рожь и другие культуры в это время стояли в поле и осыпались, получились большие утери зерна от несвоевременной уборки урожая. Имело место влияние антисоветской агитации священника Масленникова. Это очень заметно всем колхозникам. Как только у нас в деревне поселился священник Масленников, сразу же упала трудовая дисциплина. Руководство колхоза ослабло, правительственные планы по уборке урожая и севу не выполнялись. Семья священника собирала колосья пшеницы с колхозных полей, где урожай еще не был убран.
Вызванный на допрос в качестве свидетеля председатель колхоза Тихонов показал, что священник Масленников проводит антисоветскую агитацию, направленную против партии и советского правительства, а также и против колхозного строя: в 1937 году во время уборочной кампании священник Масленников сагитировал женщин пойти в церковь на праздник Успения. В доме священника часто собиралось по два-три священника. В мае 1937 года около его дома на скамейке сидело двое неизвестных мне священников, которым священник Гавриил Масленников говорил: «Да, братцы, отцы духовные, наступило тяжелое время для всех православных христиан, в храм ходить стало мало, а верующих загнали в колхоз, как скотину, и работают там без денег». В дом к священнику Масленникову часто приезжают люди из деревень, и совершаются у него на дому крестины. Я слышал, что священник Масленников говорил в сенях своего дома неизвестному мне гражданину: «Не забывайте храм Божий, чаще посещайте его, молитесь Богу».
16 октября 1937 года власти арестовали отца Гавриила, и он был заключен сначала в тюрьму в городе Скопине, а затем в Рязани. Его обвинили в том, что он вел среди населения активную контрреволюционную религиозную пропаганду и поддерживал тесную связь с арестованными священниками Акинфиевым и Амелиным и после ареста священника Григория Амелина оказывал материальную поддержку его семье.
— В чем заключается ваша связь с ныне арестованным за контрреволюционную деятельность попом Григорием Емельяновичем Амелиным? — спросил следователь отца Гавриила.
— Связь моя с Амелиным выражалась в том, что, вернувшись из ссылки, он приходил ко мне исповедоваться. После его ареста ко мне приходила его жена. Кроме того, я оказывал им материальную помощь.
— В чем выражалась ваша связь с ныне арестованным за контрреволюционную деятельность попом Акинфиевым?
— Акинфиев приходил ко мне за деньгами на содержание епархии как благочинный.
— Следствию известно, что вы совместно с указанными попами вели антисоветскую агитацию и религиозную пропаганду среди населения. Признаете вы это?
— Нет, этого я не признаю, но когда у меня в доме был Акинфиев, у нас с ним был разговор о Новой конституции, в котором мы приветствовали власть, — говорили, что мы теперь наравне со всеми гражданами имеем право выбирать и быть избранными в советы.
— Следствию известно, что вы высказывали недовольство советской властью и распространяли контрреволюционную клевету о колхозах. Признаете вы это?
— Нет, этого я не признаю.
12 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Гавриила к расстрелу. Священник Гавриил Масленников был расстрелян 18 ноября 1937 года и погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Игумен Дамаскин. «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия». Тверь, Издательство «Булат», т.1 1992, т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.