время работы ипатьевского монастыря

Ипатьевский мужской монастырь в Костроме: информация для паломников

История обители

Историки считают основателем монастыря татарского мурзу Чету. Именно он в начале XIV столетия заложил первый камень костромской святыни. История о том, как мусульманин принял православие, очень интересна. Дело было, когда принц шел на Москву и остановился переночевать вблизи Костромы. Во сне ему явилась Богородица вместе со святыми Ипатием и Филиппом, а наутро Чет проснулся полностью здоровым, исцелившись от болезни, мучавшей его всю дорогу до столицы. В знак благодарности он пообещал сменить веру, а также основать на месте своего ночлега мужскую обитель.

время работы ипатьевского монастыря. Смотреть фото время работы ипатьевского монастыря. Смотреть картинку время работы ипатьевского монастыря. Картинка про время работы ипатьевского монастыря. Фото время работы ипатьевского монастыря Ипатьевский монастырь в Костроме

Оставшись на русской земле, татарский мурза выполнил обет. От рода Захария (как теперь звали Чета) впоследствии взяли корни дворянские династии Годуновых и Сабуровых. Потомки основателя Ипатьевского монастыря становились монахами, а по окончании жизни стремились упокоиться за стенами родной обители.

Первый век своего существования лавра жила бедно. Процветание ее началось с приходом к власти династии Годуновых. Царская семья жертвовала большие деньги на расширение пустыни, даровала ей ценные иконы, поставляла самых лучших мастеров и зодчих. Однако в 1608 г. монастырь пострадал от армии Лжедмитрия II, которую удалось выгнать из Костромы только год спустя.

Становление

В феврале 1613 г. на трон взошел Михаил Романов, который принял присягу в Ипатьевской обители перед чудотворным богородичным ликом «Феодоровский». С его приходом к власти лавра вновь начала процветать, а вскоре было принято решение реставрировать поврежденные войском Лжедмитрия II здания.

Над восстановлением костромской пустыни работали лучшие столичные и местные мастера. Территорию монастырского комплекса увеличили практически вдвое, а обитель пополнилась такими постройками, как Новый Град, собор Иоанна Златоуста, храм Животворящей Троицы. Последний удалось сохранить в первоначальном виде по сей день.

Активно расширялась и библиотека Ипатьевского монастыря. К концу XVII столетия она насчитывала уже не одну тысячу церковных рукописей, биографий святых и другой православной литературы. Таким образом, на начало XVIII века костромская мужская обитель являлась самой богатой на Руси не только в материальном, но и духовном плане.

время работы ипатьевского монастыря. Смотреть фото время работы ипатьевского монастыря. Смотреть картинку время работы ипатьевского монастыря. Картинка про время работы ипатьевского монастыря. Фото время работы ипатьевского монастыря Архивное фото святой обители

Относительный упадок

Во время царствования Петра I экономическое развитие Ипатьевской пустыни пошло на спад. Деньги, которые ранее шли на пожертвование лавре, теперь забирала государственная казна, а большинство монастырских построек переоборудовали под служебные помещения. Несмотря на это, новые здания все же возводились. Также не забывали и о ремонте обветшалых. С легкой царской руки костромская святыня стала архиерейской резиденцией, а главный Троицкий собор приобрел статус кафедрального.

В середине XVIII столетия при мужской обители открыли духовную семинарию, чуть позже возвели храм Рождества Богородицы. Тогда же пустынь посетила Екатерина II, которая обозначила важность лавры для рода Романовых.

В 1834 г. по указу Николая II весь монастырский комплекс был обновлен. Восстановительными работами занимался известный зодчий того времени Дмитрий Васильевич Милеев. Реставрации подверглась внутренняя и внешняя отделка всех зданий, а вокруг лавры появилась высокая стена с несколькими башнями.

В 1913 г. Ипатьевский монастырь принимал высокопоставленных особ по случаю 300-летия династии Романовых. Это было последнее торжественное событие перед последующей долгой смутой.

Период СССР

С приходом к власти большевиков костромскую святыню закрыли, монахов разогнали, а все церковные реликвии передали на хранение краеведческому музею. Монастырские здания перепрофилировали в жилье для рабочего класса. К концу 30-х годов на территории пустыни насчитывалось около 150 квартир, где размещалось порядка 300 семей.

Ближе к середине ХХ столетия мужская лавра стала историческим памятником, а живших здесь людей начали выселять. В 1956 г. обитель открылась для посетителей как музей-заповедник.

время работы ипатьевского монастыря. Смотреть фото время работы ипатьевского монастыря. Смотреть картинку время работы ипатьевского монастыря. Картинка про время работы ипатьевского монастыря. Фото время работы ипатьевского монастыря Внутренний двор Костромского монастыря

Современное состояние

Первое богослужение после длительного периода застоя состоялось осенью 1989 г., а спустя три года была отслужена Божественная литургия. В 2002 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II наказал ускорить возрождение монашества, а также окончательно вернуть все постройки под контроль лавры.

Последнее событие осуществилось в 2004 г., а уже через год костромская пустынь торжественно принимала гостей по случаю Дня единства народностей Российской Федерации. Тогда же монастырь обрел чудотворные частички Ризы Христовой, после чего начались активные восстановительные работы на всей территории обители.

Архитектурные особенности

Первой постройкой на территории современной пустыни был собор Рождества Пресвятой Девы Марии. Во второй половине XVIII столетия деревянную постройку заменили каменной, увенчав ее пятью главами. Однако вскоре она была снесена, а вместо нее построено новое здание по проекту Константина Андреевича Тона, который заложил в основу византийско-русский стиль. Церковь соединена со Свято Троицким собором юго-западной папертью. Во внутреннем богатом убранстве особенно выделяется большой пятиярусный иконостас, покрытый позолотой, с множеством образов кисти Николая Михайловича Софонова.

Монастырская звонница была возведена в 1601 г. Южная часть ее представляет многопролетную аркаду, а к северной позже была пристроена шатровая колокольня с зеленой крышей. Она украшена килевидными окнами, спаренными полуколоннами и резными кессонами. В XIX столетии с западной стороны звонницы была пристроена открытая галерея, а спустя век монастырь обзавелся 8-тонным колоколом «Царь Михаил».

Еще одним древним зданием является Троицкий собор, датируемый 1650 г. Он имеет три престола и увенчан пятью куполами со световыми барабанами. Храм стоит на высоком подклете, обрамленном двухэтажными галереями, а фасад украшен аркатурно-колончатым поясом. Северная паперть церкви оформлена арочным шатром с гирьками, установленном на четырех колоннах.

Надвратный храм во имя великомучеников Хрисанфа и Дарии появился несколько позже – во второй половине XIX столетия. Здание выполнено в стиле классицизма, который гармонично сочетается с древнерусскими зодческими традициями. Спроектировал собор вмч. Хрисанфа и Дарии знаменитый архитектор К. А. Тон вместе с Н. П. Григорьевым.

Святыни монастыря

Главной святыней Ипатьевской пустыня является чудотворная частичка Ризы Христа. Также здесь хранятся останки сщмч. Ипатия и камень из стены дома, где был расстрелян император Николай II вместе с семьей.

Здесь же можно поклониться Тихвинской богородичной иконе, почитаемой всеми русскими православными. Несмотря на то что это список, копия также наделена божественной силой. Вместе с Феодоровским ликом она принимает участие в ежегодных крестных ходах.

Видео «Ипатьевский монастырь в Костроме»

В этом видео представлена история святой обители.

Праздники и чтимые даты

Свято-Троицкая Ипатьевская лавра отмечает два престольных праздника:

Информация паломнику

Всю необходимую информацию о работе и деятельности костромской мужской обители можно узнать на официальном сайте: www.ipatievsky-monastery.ru.

Богослужение в монастыре

Двери костромской святыни открыты для посетителей ежедневно. Режим работы: с 7:00 до 17:00. Расписание богослужений практически не меняется:

Как добраться

Свято-Троицкая пустынь находится по адресу: г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1. Доехать до нее можно маршруткой №8 или автобусом №14 до а/о «Ипатьевская слобода».

Русская земля славится своими православными святынями, многие из которых смогли пережить трудные времена и сохранились до сегодняшних дней. Ипатьевский Свято-Троицкий монастырь – одно из таких чудес, которое по праву называют жемчужиной Костромы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Ипатьевский монастырь

время работы ипатьевского монастыря. Смотреть фото время работы ипатьевского монастыря. Смотреть картинку время работы ипатьевского монастыря. Картинка про время работы ипатьевского монастыря. Фото время работы ипатьевского монастыря

Возникновение монастыря. Годуновы в судьбе монастыря

Религиозный памятник. Точное время основания Ипатьевского монастыря неизвестно. Впервые он упоминается в 1435 году, традиционно считается, что его основал в 1330 году татарский мурза Чет. Академик С. Б. Весе­ловский полагал, что Ипатьевский монастырь возник, в конце 13 века. На протяжении ряда веков Ипатьевский монастырь покровительствовал род бояр Годуновых, по­читавших Чета своим предком. В стенах Ипатьевского монастыря похоронено несколько десятков представителей этого рода, включая отца, деда, пра­деда и т. д. царя Б.Ф. Годунова.

До середины 16 века все строения Ипатьевского монастыря были деревянными. Во второй половине 16 — начале 17 вв. в нем, в основном на средства Д.И. и Б.Ф. Годуновых, возвели большое количество ка­менных строений. Около 1559 года был построен каменный Троицкий собор с приделом апостола и священномученика Ипатия, а около 1564 года, — каменный шатровый храм Рождества Богородицы с приделом святого Иоанна Златоуста. В 1566-1590 гг. вокруг Ипатьевского монастыря выстроили каменные стены с пятью башнями, в 1595-1597 гг. над выходящими на устье реки Костромы Святыми воротами возвели двухшатровый храм святого Феодора Стратилата и Ирины.

Династия Романовых

В 1601-1604 гг. в центре Ипатьевского монастыря, была выстроена столпо­образная звонница. Значительную роль Ипатьевскому монастырю было суждено сыграть в эпоху Смутного времени. В 1609 году его захватил отряд сторонников Лжедмитрия II («тушинского вора»). Нарродное ополчение несколько месяцев вело его осаду, завершившуюся полной победой над тушинцами.

время работы ипатьевского монастыря. Смотреть фото время работы ипатьевского монастыря. Смотреть картинку время работы ипатьевского монастыря. Картинка про время работы ипатьевского монастыря. Фото время работы ипатьевского монастыря

14 марта 1613 году в Ипатьевском монастыре прибыло из Москвы посольство Земского собора, сообщившее находившему в Ипатьевском монастыре М.Ф. Романову об избрании его царем. С этого времени и вплоть до 1917 года, Ипатьевский монастырь находился под покровительством династии Романовых.

В 1619 году, совершая паломничество на реку Унжу, М.Ф. Романов вновь посетил Ипатьевский монастырь. В 1649 году в резуль­тате взрыва пороха, хранившегося в подклете, был разрушен Троицкий собор, взамен которого к 1652 году возвели новый собор с приделом преподобного Михаила Малеинз (в 1685 году собор был расписан артелью костромских живописцев во главе с Г. Ни­китиным и С. Савиным). В 1642-4645 гг. к Ипатьевскому монастырю пристроили «Новый город» с двумя угловыми и одной воротной («Зеленой») башнями.

Новый этап в жизни Ипатьевского монастыря начался в 1744 году, когда при образовании Костромской епархии по указу императрицы Ели­заветы Петровны II, костромской монастырь стал официальной резиденцией кост­ромских архиереев. С 1744 по 1834-гг. Троицкий собор Ипатьевского монастыря являлся кафедральным собором епархии.

В 1768 году, в подклете Троицкого собора устроили Лазаревскую церковь, ставшую архи­ерейской усыпальницей (в ней было погребено три архиерея; епископ Дамаскин (Аскаронский, 1769 г.), епископ Виталий (Щепотов, 1846 г.), епископ Александр (Кульчинский, 1888 г.).

время работы ипатьевского монастыря. Смотреть фото время работы ипатьевского монастыря. Смотреть картинку время работы ипатьевского монастыря. Картинка про время работы ипатьевского монастыря. Фото время работы ипатьевского монастыря

Осенью 1747 года в Ипатьевском монастыре Костромы была открыта Костромская духовная се­минария (находилась здесь до 1750 г.). Со второй половины 18 века пос­ле полуторавекового перерыва Ипатьевский монастырь вновь становится тради­ционным местом паломничества русских царей. В 1767 году его посе­тила императрица Екатерина II, в 1834 г. император, Николай I, последующие три императора посещали Ипатьевский монастырь по два раза (наслед­ником и царем): Александр II — в 1837 и 1858 гг., Александр III — в 1866 и 1881 гг., Николай II в 1881 и 1913 гг.

На навремя работы ипатьевского монастыря. Смотреть фото время работы ипатьевского монастыря. Смотреть картинку время работы ипатьевского монастыря. Картинка про время работы ипатьевского монастыря. Фото время работы ипатьевского монастырячало 20 века в Ипатьевском монастыре находились: Троицкий собор (летний) и зимний собор Рождества Богородицы (храм 16 века разобран в 60-е гг, 18 века, и взамен него построен новый, освященный в 1764 году, в свою очередь, и этот храм разобрали, а в 1860-1864 гг.. построили новый, третий по счету каменный собор на этом месте). Над выходящим на устье р. Костромы зданием Архиерейского кор­пуса, где с 1745 году жили епархиальные архиереи (а с 1866 г. и викарные архиереи), высился шатер церкви святых Хрисанфа и Дарии, освященной в 1869 г. Вокруг соборов находилось старинное кладбище, на котором покоились представители многих костромских дворянских родов.

Трехсотлетие Дома Романовых

19 мая 1913 г. Ипатьевский монастырь, стал одним из центров торжеств в связи с 300-летием династии Романовых, его посетил император Николай II (к этому событию в Романовских палатах был открыт музей Церковно-исторического общества). В 1914 г. вскоре после начала 1-й мировой войны в Ипатьевском монастыре был открыт лазарет для раненых имени царевича Алексея.

Советская власть

Ипатьевский монастырь в Костроме был закрыт в 1919 году. В бывшем монастыре, устроили рабочий поселок, вскоре получивший название «Текстильщица». В 1924 году в Новом городе Ипатьевсокого монастыря открылся стадион ОДУС. В 1927 году в Рождественском соборе был размещен Антирелигиозный музей. В начале 1930-х гг. Рождественский собор был разрушен, со звон­ницы сброшены колокола, уничтожено монастырское кладби­ще. В 1946 г. в Костромской монастыре открылся филиал областного краеведческого музея. В 1958 г. постановлением, правительства РСФСР в Ипатьевском монастыре был создан историко-архитектурный музей-заповедник. В начале 1960-х гг, из монастыря были выселены проживающие в нем люди, проведены боль­шие реставрационные работы. В это же время природно-исторической среде, в которой находился Ипатьевской монастырь был нанесен огромный урон: в связи с подъемом уровня Волги из-за строительства Горьковс­кой ГЭС ушла под воду «стрелка» — красивейший мыс у впаде­ния в Волгу реки Костромы. Возле стен костромского монастыря прошла многокилометровая дамба, исказившая исторический облик его ближайших окрестностей.

Возрождение Ипатьевского монастыря

время работы ипатьевского монастыря. Смотреть фото время работы ипатьевского монастыря. Смотреть картинку время работы ипатьевского монастыря. Картинка про время работы ипатьевского монастыря. Фото время работы ипатьевского монастыряВозрождение Ипатьевского монастыря, как другой православной святы­ни началось 25 ноября 1989 года, когда в Троицком соборе еписко­пом Александром (Могилевым) была проведена первая за многие десятилетий служба. В октябре 1991 года была воссоздана монашес­кая община монастыря. 8 мая 1993 года Ипатьевский монастырь посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, подписав здесь соглашение о совмест­ном с музеем использовании монастыря. В 1994 году распоряжением правительства России Костромской епархии передана часть Ипатьевского монастыря. 25 июля 1994 года, в связи с празднованием 250-летия Кост­ромской епархии патриарх Алексий II вновь посетил костромской монастырь. 19 июня 1998 года монастырь в Костроме посетил президент России Б.Н. Ельцин — это было первое после 1913 г, посещение Ипатьевского монастыря главой российского государства.

Святыни Ипатьевского монастыря

Экскурсия по Ипатьевскому монастырю

время работы ипатьевского монастыря. Смотреть фото время работы ипатьевского монастыря. Смотреть картинку время работы ипатьевского монастыря. Картинка про время работы ипатьевского монастыря. Фото время работы ипатьевского монастыря

1.Троицкий собор
2.Звонница. Колокольня
3.Палаты бояр Романовых
4.Архиерейский корпус
5.Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии
6.Наместничий корпус
7.Братский корпус
8.Кельи над погребами
9.Свечной корпус
10.Северные (Екатерининские ворота)
11.Кузнечная башня
12.Пороховая башня
13.Водяная башня
14.Воскобойная башня
15.Квасная башня
16.Вотчинная контора
17.Зеленая башня
18.Юго-западная башня
19.Северо-западная башня
20.Западные ворота
21.Мемориальная колонна
22. Обруб
23.Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
24.Усыпальница бояр Годуновых
25.Засенье

Месторасположение:

Адрес: г. Кострома, ул. Просвещения, 1.
Телефон приёмной: (4942) 37-22-41
Паломнический отдел (экскурсии): (4942) 31-25-89
Режим работы: с 10.00 до 17.00
Стоимость посещения: 100 руб./чел – взрослый, 70 руб./чел – детский, 100 руб. – фотосъёмка

Как доехать: автобус № 14, маршрутное такси № 4, № 8, № 11, № 14, № 38 до остановки «Ипатьевская слобода».

Источник

Ипатьевский монастырь

В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.

В XIV-XV веках, в период «собирания» Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.

Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли «стрелкой», а с появлением здесь монастыря оно получило название «Ипатьевский (Ипацкий) мыс».

В настоящее время, переданный в конце 2004-го года Русской Православной Церкви, обитель восстанавливается, возрождается духовная, молитвенная жизнь, без которой востребованные современной действительностью все другие виды монастырской деятельности не смогут принести настоящей пользы. И миссия и социальная работа здесь начинаются с молитвы.

Немногочисленная братия обители активно поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ.

Праздники:

Святыни монастыря

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол. В 1619 году была подарена царем Михаилом обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Тихвинская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.

В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – священномученика Ипатия Гангрского – святыня была возвращена Костромской епархии и вернулась на свое историческое место.

Источник

Ипатьевский Свято-Троицкий мужской монастырь в Костроме

История обители

Историки считают основателем монастыря татарского мурзу Чету. Именно он в начале XIV столетия заложил первый камень костромской святыни. История о том, как мусульманин принял православие, очень интересна. Дело было, когда принц шел на Москву и остановился переночевать вблизи Костромы. Во сне ему явилась Богородица вместе со святыми Ипатием и Филиппом, а наутро Чет проснулся полностью здоровым, исцелившись от болезни, мучавшей его всю дорогу до столицы. В знак благодарности он пообещал сменить веру, а также основать на месте своего ночлега мужскую обитель.

Оставшись на русской земле, татарский мурза выполнил обет. От рода Захария (как теперь звали Чета) впоследствии взяли корни дворянские династии Годуновых и Сабуровых. Потомки основателя Ипатьевского монастыря становились монахами, а по окончании жизни стремились упокоиться за стенами родной обители.

Первый век своего существования лавра жила бедно. Процветание ее началось с приходом к власти династии Годуновых. Царская семья жертвовала большие деньги на расширение пустыни, даровала ей ценные иконы, поставляла самых лучших мастеров и зодчих. Однако в 1608 г. монастырь пострадал от армии Лжедмитрия II, которую удалось выгнать из Костромы только год спустя.

Становление

В феврале 1613 г. на трон взошел Михаил Романов, который принял присягу в Ипатьевской обители перед чудотворным богородичным ликом «Феодоровский». С его приходом к власти лавра вновь начала процветать, а вскоре было принято решение реставрировать поврежденные войском Лжедмитрия II здания.

Над восстановлением костромской пустыни работали лучшие столичные и местные мастера. Территорию монастырского комплекса увеличили практически вдвое, а обитель пополнилась такими постройками, как Новый Град, собор Иоанна Златоуста, храм Животворящей Троицы. Последний удалось сохранить в первоначальном виде по сей день.

Активно расширялась и библиотека Ипатьевского монастыря. К концу XVII столетия она насчитывала уже не одну тысячу церковных рукописей, биографий святых и другой православной литературы. Таким образом, на начало XVIII века костромская мужская обитель являлась самой богатой на Руси не только в материальном, но и духовном плане.

Относительный упадок

Во время царствования Петра I экономическое развитие Ипатьевской пустыни пошло на спад. Деньги, которые ранее шли на пожертвование лавре, теперь забирала государственная казна, а большинство монастырских построек переоборудовали под служебные помещения. Несмотря на это, новые здания все же возводились. Также не забывали и о ремонте обветшалых. С легкой царской руки костромская святыня стала архиерейской резиденцией, а главный Троицкий собор приобрел статус кафедрального.

В середине XVIII столетия при мужской обители открыли духовную семинарию, чуть позже возвели храм Рождества Богородицы. Тогда же пустынь посетила Екатерина II, которая обозначила важность лавры для рода Романовых.

В 1834 г. по указу Николая II весь монастырский комплекс был обновлен. Восстановительными работами занимался известный зодчий того времени Дмитрий Васильевич Милеев. Реставрации подверглась внутренняя и внешняя отделка всех зданий, а вокруг лавры появилась высокая стена с несколькими башнями.

В 1913 г. Ипатьевский монастырь принимал высокопоставленных особ по случаю 300-летия династии Романовых. Это было последнее торжественное событие перед последующей долгой смутой.

Период СССР

С приходом к власти большевиков костромскую святыню закрыли, монахов разогнали, а все церковные реликвии передали на хранение краеведческому музею. Монастырские здания перепрофилировали в жилье для рабочего класса. К концу 30-х годов на территории пустыни насчитывалось около 150 квартир, где размещалось порядка 300 семей.

Ближе к середине ХХ столетия мужская лавра стала историческим памятником, а живших здесь людей начали выселять. В 1956 г. обитель открылась для посетителей как музей-заповедник.

Современное состояние

Первое богослужение после длительного периода застоя состоялось осенью 1989 г., а спустя три года была отслужена Божественная литургия. В 2002 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II наказал ускорить возрождение монашества, а также окончательно вернуть все постройки под контроль лавры.

Последнее событие осуществилось в 2004 г., а уже через год костромская пустынь торжественно принимала гостей по случаю Дня единства народностей Российской Федерации. Тогда же монастырь обрел чудотворные частички Ризы Христовой, после чего начались активные восстановительные работы на всей территории обители.

Московское посольство

Осенью 1612 года в обители появились новые насельники – монахиня Марфа и её шестнадцатилетний сын Михаил Фёдорович. Они происходили из старинного боярского рода Романовых. Проживая последнее время в своей костромской вотчине – селе Домнине, мать и сын были вынуждены укрыться за монастырскими стенами от мародёрства польско-литовских отрядов.

Весенним днём 13 марта 1613 года произошло событие, благодаря которому в историю России навеки вошла дотоле тихая провинциальная Кострома. Ипатьевский монастырь посетило прибывшее из Москвы посольство Земского собора, решением которого юный сын монахини Марфы – Михаил Фёдорович Романов – был избран российским самодержцем.

На следующий день под сводами Троицкого собора была совершена торжественная церемония его призвания на царство. Восшествие на престол первого государя из Дома Романовых, начавшееся в Ипатьевском монастыре, положило конец тяжелейшему периоду отечественной истории, названному впоследствии Смутным временем. Следует помнить, что с костромской обителью связано также имя такого верного сына Отечества, как Иван Сусанин, заманившего в непроходимые лесные дебри поляков, спешивших уничтожить будущего царя.


Архитектурные особенности

Первой постройкой на территории современной пустыни был собор Рождества Пресвятой Девы Марии. Во второй половине XVIII столетия деревянную постройку заменили каменной, увенчав ее пятью главами. Однако вскоре она была снесена, а вместо нее построено новое здание по проекту Константина Андреевича Тона, который заложил в основу византийско-русский стиль. Церковь соединена со Свято Троицким собором юго-западной папертью. Во внутреннем богатом убранстве особенно выделяется большой пятиярусный иконостас, покрытый позолотой, с множеством образов кисти Николая Михайловича Софонова.

Монастырская звонница была возведена в 1601 г. Южная часть ее представляет многопролетную аркаду, а к северной позже была пристроена шатровая колокольня с зеленой крышей. Она украшена килевидными окнами, спаренными полуколоннами и резными кессонами. В XIX столетии с западной стороны звонницы была пристроена открытая галерея, а спустя век монастырь обзавелся 8-тонным колоколом «Царь Михаил».

Еще одним древним зданием является Троицкий собор, датируемый 1650 г. Он имеет три престола и увенчан пятью куполами со световыми барабанами. Храм стоит на высоком подклете, обрамленном двухэтажными галереями, а фасад украшен аркатурно-колончатым поясом. Северная паперть церкви оформлена арочным шатром с гирьками, установленном на четырех колоннах.

Надвратный храм во имя великомучеников Хрисанфа и Дарии появился несколько позже – во второй половине XIX столетия. Здание выполнено в стиле классицизма, который гармонично сочетается с древнерусскими зодческими традициями. Спроектировал собор вмч. Хрисанфа и Дарии знаменитый архитектор К. А. Тон вместе с Н. П. Григорьевым.

Монастырь — оборонительная крепость

Начало

Первой постройкой в монастыре была небольшая деревянная церковь, освящённая во имя Живоначальной Троицы. Потом на этом же месте построили каменный пятиглавый Троицкий собор с одноимённым престолом и двумя приделами.

К монастырю вело 5 въездных ворот, среди них особо выделялись парадные Святые ворота с надвратной церковью. Считалось, что церковь над воротами призывает Небесные Силы для защиты монастыря или города.

Монастырь был укреплён. Кроме духовной, он выполнял ещё и функции оборонительной крепости — высокие, толстые стены, башни с бойницами, подземный ход к реке для снабжения водой — всё было предусмотрено для длительной защиты.

Время расцвета

Не жалели царственные особы богатых даров и пожертвований своей вотчине. Постоянно туда присылались новые иконы в богатых окладах, предметы церковной утвари.

Монастырская библиотека регулярно пополнялась редкими томами, украшенными драгоценностями. До 18 века там хранился древнейший список «Повести временных лет» — уникальная по своей исторической ценности летопись.

В 1835 году обитель посетил русский император Николай-1. Всё досконально осмотрев, он приказал отремонтировать и перестроить здания, чтобы возвратить им первоначальный вид. Глобальные изменения произошли тогда в архитектурном облике комплекса: практически все здания были восстановлены, а некоторые просто заново отстроены.

В 1913 году Кострома стала центром празднования 300-летия Дома Романовых. На праздник приезжали царские особы: Николай-2 со всем своим семейством, а также другие влиятельные люди того времени.

В городе состоялся грандиозный крестный ход, огромные толпы паломников прибыли в святую обитель. Этот год стал триумфальным для древнего монастыря.

и… запустения

После Октябрьской революции Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, как и многие другие, был попросту закрыт. К счастью, его не разрушили, а открыли в нём Костромской исторический музей.

Только в 1992 году было подписано соглашение о возрождении монастырской общины, и её совместной работе с находящимся там музеем. Это время стало новым периодом возрождения мужского монастыря.

Информация паломнику

Всю необходимую информацию о работе и деятельности костромской мужской обители можно узнать на официальном сайте: www.ipatievsky-monastery.ru.

Богослужение в монастыре

Двери костромской святыни открыты для посетителей ежедневно. Режим работы: с 7:00 до 17:00. Расписание богослужений практически не меняется:

Помимо служб, паломники могут посетить монастырский музей. Часы его работы такие же, как у обители, но вход платный – 100 р. с человека.

Как добраться

Свято-Троицкая пустынь находится по адресу: г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1. Доехать до нее можно маршруткой №8 или автобусом №14 до а/о «Ипатьевская слобода».

Русская земля славится своими православными святынями, многие из которых смогли пережить трудные времена и сохранились до сегодняшних дней. Ипатьевский Свято-Троицкий монастырь – одно из таких чудес, которое по праву называют жемчужиной Костромы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Индивидуальные и групповые экскурсии по Костроме

Музей уникальных кукол

Стоит ли оплачивать услуги частного гида или проще отправиться на осмотр города в составе группы? На самом деле, оба варианта имеют свои преимущества.Когда важно быстро и с минимальными расходами увидеть «открыточные» достопримечательности, групповой тур станет неплохим решением. Однако беглый осмотр основных туристических объектов подходит не всем.

Если важно узнать город с неофициальной стороны, прикоснуться к его истинной энергетике, стоит пригласить частного гида. Индивидуальный тур подойдёт также семьям с детьми и путешественникам, которые глубоко интересуются историей, религией, архитектурой. Профессиональный экскурсовод сможет подстроиться под интересы и возможности конкретной группы. Только в этом случае можно рассчитывать, что маршрут будет скорректирован с учётом личных пожеланий, а у гида будет время и желание отвечать на все интересующие туристов вопросы.

Святыни храма

Монастырь является важной исторической достопримечательностью. Обитель получила много ценных вещей от влиятельных семей Годуновых и Романовых. На ее территории хранятся важные для православной церкви реликвии.

Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери

По легенде, митрополит Московский Петр создал копию чудотворной одноименной иконы. Ее использовали при коронации Михаила Романова. Позже образ стал частью иконостаса. Она являлась частью шествия верующих к храму на Запрудне. В 1919 году изображение вывезли из церкви, в собственность Костромской епархии его вернули в 2004 году.

Частица Ризы Господней

Небольшой кусочек ризы Христа, в которой его распяли на Голгофе, попал в костромской монастырь в 1626 году. Ее передали патриарх Филарет и царь Михаил Федорович. Реликвии отвели место над царскими вратами. Во время больших православных мероприятий предмет опускали, чтобы показать верующим. В советское время ее спрятали, в монастырь риза вернулась в 2005 году.

Мощи Ипатия Гангрского

Священномученик являлся епископом города Гангры. Его мощи помогают исцелить человека от болезней и изгнать нечистую силу. Ипатий Гангрский считается покровителем комплекса. В 1997 году фрагменты останков и икону преподобного передали в монастырь представители Московского патриархата.

Глава Симона Юрьевецкого

Святой много молился в монастырях, поэтому получил дар пророчества и чудотворения. В 1619 году при изъятии его останков из могилы исцелилась женщина. С 1635 году Симона начинают почитать в качестве святого. Часть мощей хранится в небольшом ковчеге в обители.

Камень из расстрельной комнаты

В 2000 году РПЦ причислила членов императорской семьи к царственным страстотерпцам. Поскольку Романовы долгие годы считались покровителями мужского монастыря, здесь хранятся их вещи. В 2005 году архиепископ передал собору ящик с камнем из подвала купца Ипатьева, где произошел расстрел.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *